Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОЦЕНКИ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОЦЕНКИ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
146
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ / ПРИБЫЛЬ / РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ / ОЦЕНКА / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коровина М.А., Хорольская Т.Е., Писаренко Д.С.

Прибыль или положительный финансовый результат деятельности организации и есть то, ради чего эта деятельность ведется - это первооснова существования хозяйственного субъекта с точки зрения его устремлений. Эффективность финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта любой формы собственности измеряется ее результативностью. Прибыль выступает самым важным фактором стимулирования производственной деятельности и является окончательным финансовым результатом деятельности любой организации, которая характеризует эффективность ее работы, создающая финансовую базу для расширения производства, а также удовлетворения социальных потребностей персонала. Поэтому особую актуальность приобретают изучение информационного обеспечения операций с финансовыми результатами, разработка рекомендаций по совершенствованию учета финансовых результатов в производственной организации. В этих целях разработаны следующие документы «Реестр объема отгрузки и запасов безалкогольных газированных напитков в подразделении», позволяющий детализировать данные бухгалтерского учета, и «Налоговый регистр по учету расходов на рекламу, включаемых в состав прочих расходов для целей налогообложения», предназначенный для отражения расходов на рекламу в налоговом учете. Повышению продаж будет способствовать открытие интернет-магазина, поэтому в статье предложена корреспонденция счетов для отражения в бухгалтерском учете расходов на открытие интернет-магазина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF INFORMATION AND ANALYTICAL SUPPORT FOR EVALUATION OF FINANCIAL RESULTS

The profit or positive financial result of the organization's activities is why this activity is carried out - this is the primary basis of the existence of an economic entity from the point of view of its aspirations. The efficiency of the financial and economic activity of an economic entity of any form of ownership is measured by its efficiency. Profit was the most important factor in stimulating production activities and was the final financial result of any organization that characterized its efficiency, which provided a financial basis for expanding production as well as meeting the social needs of staff. Therefore, the study of information support for financial results transactions and the development of recommendations for improving the accounting of financial results in the production organization are of particular relevance. For this purpose, the following documents «Register of shipment volume and stocks of soft carbonated beverages in the division» have been developed, allowing to detail the accounting data, and «Tax register for accounting of advertising expenses included in other expenses for tax purposes», designed to reflect advertising expenses in tax accounting. The opening of an online store will contribute to an increase in sales, therefore, the article proposes correspondence of accounts to reflect the costs of opening an online store in accounting.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОЦЕНКИ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ»

DOI: 10.24412/2309-4788-2021-5-369-377

М.А. Коровина - к.э.н., доцент кафедры теории бухгалтерского учета, ФГБОУ ВО Кубанский ГАУ, mk.kubgau@mail.ru,

M.A. Korovina - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of accounting theory, FSBEI HE Kuban GAU;

Т.Е. Хорольская - к.э.н., доцент кафедры теории бухгалтерского учета, ФГБОУ ВО Кубанский ГАУ, khorolskaya77@mail.ru,

T.E. Khorolskaya - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of accounting theory, FSBEI HE Kuban GAU;

Д.С. Писаренко - обучающаяся учетно-финансового факультета, ФГБОУ ВО Кубанский ГАУ, darya.pisarenko@gmail.com,

D.S. Pisarenko - student of the Accounting and Finance Faculty, FSBEI HE Kuban GAU.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОЦЕНКИ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ IMPROVEMENT OF INFORMATION AND ANALYTICAL SUPPORT FOR EVALUATION OF FINANCIAL RESULTS

Аннотация. Прибыль или положительный финансовый результат деятельности организации и есть то, ради чего эта деятельность ведется - это первооснова существования хозяйственного субъекта с точки зрения его устремлений. Эффективность финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта любой формы собственности измеряется ее результативностью. Прибыль выступает самым важным фактором стимулирования производственной деятельности и является окончательным финансовым результатом деятельности любой организации, которая характеризует эффективность ее работы, создающая финансовую базу для расширения производства, а также удовлетворения социальных потребностей персонала. Поэтому особую актуальность приобретают изучение информационного обеспечения операций с финансовыми результатами, разработка рекомендаций по совершенствованию учета финансовых результатов в производственной организации.

В этих целях разработаны следующие документы «Реестр объема отгрузки и запасов безалкогольных газированных напитков в подразделении», позволяющий детализировать данные бухгалтерского учета, и «Налоговый регистр по учету расходов на рекламу, включаемых в состав прочих расходов для целей налогообложения», предназначенный для отражения расходов на рекламу в налоговом учете.

Повышению продаж будет способствовать открытие интернет-магазина, поэтому в статье предложена корреспонденция счетов для отражения в бухгалтерском учете расходов на открытие интернет-магазина.

Abstract. The profit or positive financial result of the organization's activities is why this activity is carried out - this is the primary basis of the existence of an economic entity from the point of view of its aspirations. The efficiency of the financial and economic activity of an economic entity of any form of ownership is measured by its efficiency. Profit was the most important factor in stimulating production activities and was the final financial result of any organization that characterized its efficiency, which provided a financial basis for expanding production as well as meeting the social needs of staff. Therefore, the study of information support for financial results transactions and the development of recommendations for improving the accounting of financial results in the production organization are of particular relevance.

For this purpose, the following documents «Register of shipment volume and stocks of soft carbonated beverages in the division» have been developed, allowing to detail the accounting data, and «Tax register for accounting of advertising expenses included in other expenses for tax purposes», designed to reflect advertising expenses in tax accounting.

The opening of an online store will contribute to an increase in sales, therefore, the article proposes correspondence of accounts to reflect the costs of opening an online store in accounting.

Ключевые слова: финансовый результат, прибыль, рентабельность, оценка, совершенствование.

Keywords: financial result, profit, profitability, valuation, improvement.

Для оценки эффективности деятельности организации используют показатель «финансовый результат». В настоявшее время вне зависимости от форм собственности и видов деятельности функционирование компании должно обеспечивать значительную прибыль. В качестве основного обобщающего показателя эффекта при оценке эффективности и результативности финансовых компаний используют сумму прибыли, которая служит важным фактором стимулирования производственной деятельности, вследствие чего, формирует финансовую основу для ее расширения и удовлетворения социальных и материальных потребностей рабочего коллектива.

Продажа изготовленной продукции - важнейший показатель деятельности производственной организации. Именно продажей продукции завершается оборот средств, затраченных на ее изготовление. В результате продажи организация - изготовитель получает оборотные активы, необходимые для возобновления нового цикла производственного процесса.

Реализация готовой продукции отражается на счете 90 «Продажи». Этот счет предназначен для выявления конечного финансового результата деятельности организации за отчетный период. Основным нормативным документом, регламентирующим признание выручки от продаж, является ПБУ 9/99 «Учет доходов организации». Источник информации - бухгалтерская (финансовая) отчетность организации [1, 2, 3].

Показатели рентабельности позволяют оценить реальный уровень и динамику эффективности деятельности организации, поскольку по своему экономическому содержанию характеризуют прибыль, полученную с каждого рубля средств, вложенных (авансированных) в деятельность организации.

Рентабельность - это использование средств, при котором организация не только покрывает свои затраты, но и получает прибыль.

Рентабельность обычных видов деятельности оценивается с помощью системы показателей, представленной в таблице 1.

Таблица 1 - Рентабельность деятельности ООО «Ручеек», %

Отклонение (+,-)

Показатель 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2020 г. к

2016 г. 2019 г.

Рентабельность продаж 20,3 17,1 21,1 17,6 11,6 -8,7 -6,0

Рентабельность собственного

капитала 26,8 22,4 43,7 42,7 30,4 3,6 -12,3

Экономическая прибыль 39,2 19,0 33,6 34,3 26,1 -13,1 -8,2

Фондорентабельность 44,7 36,5 75,2 96,0 48,8 4,1 -47,2

Рентабельность основной

деятельности 16,6 12,0 19,1 23,5 14,6 -2,0 -8,9

Коэффициент общей рентабельности 16,7 16,7 18,9 22,1 14,6 -2,1 -7,5

Проанализировав данную таблицу, можно сделать вывод, что в период с 2016 г. по 2020 г. наблюдается неоднозначная динамика коэффициентов рентабельности.

Рентабельность продаж к 2020 г. снизилась на 8,7 % по сравнению с 2016 г. Данное снижение наблюдается и по сравнению с другими годами. Несмотря на это, ежегодное значение коэффициента входит в рамки высокой рентабельности. Это означает, что организация способна эффективно контролировать свои расходы или предоставлять товары и услуги по цене, значительно превышающей себестоимость их производства.

Рентабельность собственного капитала является важным показателем для стратегических инвесторов, в 2020 г. по сравнению с 2016 г. наблюдается увеличение на 3,6 %. Данный показатель определяет эффективность использования капитала, инвестированного собственниками организации. Рост показателя говорит о том, что растет прибыль, заемный капитал, а также достаточно высокий финансовый рычаг.

Коэффициент фондорентабельности отражает прибыльность основных средств организации, а также характеризует долю балансовой прибыли к среднегодовой стоимости внеоборотных активов. Рассчитывается коэффициент для анализа эффективности использования бизнесом производственных фондов. К производственным фондам относят сооружения, здания, производственные инструменты, транспортные средства, станки, компьютеры и прочее оборудование. Чем выше показатель фондорентабельности, тем выше эффективность и результативность использования производственных фондов организации. Его увеличение позволяет повысить финансовую устойчивость и инвестиционную привлекательность организации.

Коэффициент рентабельность основной деятельности показывает величину прибыли, которую организация получает на единицу затрат или выручки. По классификации с 2016 г. по 2020 г. ООО «Ручеек» является среднерентабельной организацией.

Для повышения эффективности рентабельности, ООО «Ручеек» должен постоянно заботиться о высоких показателях выручки и валового дохода, сравнительно со значениями прошлых годов. Анализ рентабельности основной деятельности организации необходим не только для определения слабых и сильных сторон производства, но и для вычисления факторов влияния на результат.

Коэффициент общей рентабельности является одним из ключевых показателей оценки деятельности организации. Владельцы фирмы, кредиторы и инвесторы в первую очередь ориентируются на данный показатель. Общая рентабельность растет, если снижаются издержки производства, улучшается качество продукции, а также когда увеличиваются цены на продаваемые товары и оказываемые услуги. Или если организация начинает выпускать новую продукцию по более высоким ценам. Проанализировав значение данного коэффициента с 2015 г. по 2019 г., можно сказать, что данные показатели входят в норму.

Выручка от продажи продукции, работ и услуг, если она покрывает все затраты на производство и реализацию и образует прибыль, делает деятельность организации рентабельной. Рентабельность основных видов продукции в ООО «Ручеек» представлена в таблице 2.

Таблица 2 - Рентабельность основных видов продукции ООО «Ручеек», 2018-2020 гг.

Вид продукции 2018 г. 2019 г. 2020 г.

Прибыль от продаж, тыс. руб. Уровень рентабельности, % Прибыль от продаж, тыс. руб. Уровень рентабельности, % Прибыль от продаж, тыс. руб. Уровень рентабельности, %

Минеральная вода, всего 34857,8 8,9 39011,2 8,1 62394 12,3

Питьевая вода «Горячий Ключ- 2006-1». Вода артезианская негазированная (1.5 л) 20621,1 5,3 15505,5 3,2 29568 5,8

Питьевая вода «Горячий Ключ-2006». Артезианская газированная 1 кат. (1.5 л) 3513,79 0,9 3208,53 0,7 5682,51 1,1

Питьевая вода «Горячий Ключ-2006-1». Вода артезианская негазированная (0.5 л). 8566,47 2,2 14049,7 2,9 16990,7 3,3

Минеральная вода «Горячий Ключ - 958». Газированная природная столовая (1,5 л) 2156,48 0,6 6247,44 1,3 10152,8 2,0

Газированные безалкогольные напитки 19847,2 5,1 11700,8 2,4 19825 3,9

Напиток безалкогольный «LEO». Напиток газированный «Экстра-Ситро» 7177,88 1,8 6005,54 1,2 9723,27 1,9

Продолжение таблицы

Напиток безалкогольный «LEO». Напиток газированный «Лимон» 2308,07 0,6 977,82 0,2 1732,44 0,3

Напиток безалкогольный «LEO». Напиток газированный «Крем-Сода» 2790,31 0,7 1294,44 0,3 2304,66 0,5

Напиток безалкогольный «LEO». Напиток газированный «Груша» 2018,17 0,5 874,827 0,2 1549,96 0,3

Напиток безалкогольный «LEO». Напиток газированный «Тархун» 2896,4 0,7 1144,01 0,2 2042,15 0,4

Напиток безалкогольный «Мохито». Напиток газированный «Лайм+мята» 2656,34 0,7 1404,17 0,3 2472,55 0,5

Прибыль от реализации продукции, всего 82219 21,0 121107 25,2 77789 15,3

Данные таблицы позволяют сделать вывод, что за отчетный год организация получила прибыль от продаж в размере 82219,00 тыс. руб. Уровень рентабельности проданных видов продукции составил: по минеральной воде - 15,97 %, по газированным безалкогольным напиткам - 5,07 %. Это больше чем в 2018 г., когда уровень рентабельности составлял 2,93 % и 7,36 % соответственно.

Продажа производства минеральной воды в 2020 г. принесла ООО «Ручеек» прибыль, равную 62394,00 тыс. руб., а по реализации других напитков - 19825,00, что по первому направлению выше уровня 2019 г. на 27536,17 тыс. руб., однако по второму направлению уровень прибыли понизился за исследуемый период на 22,17 тыс. руб. Наибольший показатель рентабельности в 2018 г. отмечен за питьевой водой «Горячий Ключ-2006-1» (вода артезианская негазированная (1.5 л) - 7,57 %, а наименьший за напитком, безалкогольным газированным «Груша» - 0,40 %.

На сегодняшний день механизм планирования прибыли в организациях России остается слабо развитым и порождает ряд проблем, что в дальнейшем сказывается на качестве прогнозов, все это вызвано высоким уровнем нестабильности экономической ситуации в стране, изменением ключевых налоговых ставок, а также высокой степенью монополизации основных рынков крупными сетевыми ритейлерами.

Надежный и эффективный учет произведенной продукции и операций по ее продаже возможен только при условии грамотной организации первичного учета, который охватывает большой перечень разнообразных бланков, ведомостей, карточек и других документов. Для обеспечения надежности учета продаж продукции целесообразно использование типовых форм первичных и других документов. Следует обращать внимание на правильное заполнение реквизитов и всех необходимых данных. Совершенствование учета продаж продукции в ООО «Ручеек» следует начать с повышения контроля над оформлением документов, так как зачастую имеют место нарушения в заполнении первичной и учетной документации.

В связи с этим учетным работникам организации необходимо тщательно следить за полнотой и правильностью заполнения реквизитов документов. Для фиксации сведений о проданной минеральной воде и газированных безалкогольных напитков на рынке, в экономическом субъекте необходимо оформлять отчеты о продажах на рынке по форме «Отчет о продаже минеральной воды и газированных безалкогольных напитков», который составляется не по объектам стационарной торговли, а при разовых продажах с выездом на рынок, ярмарки и т.п. В отчете отражается принятая для продажи и проданная продукция в учетных ценах и ценах реализации, остаток непроданной продукции. На оборотной стороне отчета приводятся данные о движении денежных средств (поступило, сдано, использовано, остаток в подотчете). Затем, на основании данных отчета бухгалтером делаются дальнейшие записи на суммы проданной продукции и на суммы поступившей выручки.

Грамотно построенная система учетных регистров позволяет аккумулировать всю необходимую информацию, поэтому для детализации учета мы предлагаем внедрить в практику ООО «Ручеек» следующий реестр (рисунок 1).

Использование данного реестра позволит организации иметь сведения об объемах продаж и запасов продукции за отчетный период, что позволит производить анализ продаж по каждому наименованию производимой продукции за ряд отчетных периодов. Также полученные из реестра данные позволят принимать управленческие решения более оперативно и с учетом тех данных, которые никогда не будут включены в типовую бухгалтерскую отчетность.

Реестр объема отгрузки и запасов безалкогольных газированных напитков

в подразделении_Цех 1_

(наименование подразделения)

ООО «Ручеек»

(наименование организации)

Показатель 2018 г., тыс. руб. 2019 г., тыс. руб. 2020 г., тыс. руб.

Производство безалкогольных газированных напитков, всего 6409,89 9124,98 9641,73

Напиток безалкогольный «LEO». Напиток газированный «Экстра-Ситро». 707,40 308,56 358,28

Напиток безалкогольный «LEO». Напиток газированный «Лимон» 832,56 1433,67 1501,53

Напиток безалкогольный «LEO». Напиток газированный «Крем-Сода». 649,34 953,51 952,88

Напиток безалкогольный «LEO». Напиток газированный «Груша». 1642,28 1921,37 2030,06

Напиток безалкогольный «LEO». Напиток газированный «Тархун». 1580,53 2638,09 2908,89

Напиток безалкогольный «Мохито». Напиток газированный «Лайм+мята» 997,78 1869,77 1890,08

Отгрузка безалкогольных газированных напитков, всего 6114,96 8757,56 9289,77

Напиток безалкогольный «LEO». Напиток газированный «Экстра-Ситро». 674,85 296,14 345,20

Напиток безалкогольный «LEO». Напиток газированный «Лимон» 794,25 1375,94 1446,72

Напиток безалкогольный «LEO». Напиток газированный «Крем-Сода». 619,46 915,12 918,10

Напиток безалкогольный «LEO». Напиток газированный «Груша». 1566,72 1844,01 1955,96

Напиток безалкогольный «LEO». Напиток газированный «Тархун». 1507,81 2531,87 2802,71

Напиток безалкогольный «Мохито». Напиток газированный «Лайм+мята» 951,88 1794,49 1821,09

Запасы безалкогольных газированных напитков, всего 770,32 1232,20 1395,90

Напиток безалкогольный «LEO». Напиток газированный «Экстра-Ситро». 85,01 41,67 51,87

Напиток безалкогольный «LEO». Напиток газированный «Лимон» 100,05 193,60 217,39

Напиток безалкогольный «LEO». Напиток газированный «Крем-Сода». 78,04 128,76 137,95

Напиток безалкогольный «LEO». Напиток газированный «Груша». 197,36 259,45 293,91

Напиток безалкогольный «LEO». Напиток газированный «Тархун». 189,94 356,24 421,14

Напиток безалкогольный «Мохито». Напиток газированный «Лайм+мята» 119,91 252,49 273,64

Итого 1065,24 1599,62 1747,86

Составитель_/_

Рисунок 1 - Реестр объема отгрузки и запасов безалкогольных газированных напитков в подразделении

В качестве предложения по увеличению финансовых результатов ООО «Ручеек» рекомендуется разработать собственный интернет-магазин и провести рекламную кампанию.

Интернет - магазин станет эффективным инструментом информирования потребителей продукции обо всех новинках и изменениях субъекта хозяйствования, важным каналом обратной связи с потребителем.

Затраты на создание и поддержку интернет - магазина складываются из следующих составляющих:

- приобретение хостинга и домена. Регистрация доменного имени в зоне RU. Абонентская плата провайдеру за поддержку домена в сети Интернет за год.

- создание программного комплекса управления интернет - магазином. Сюда входит дизайн сайта, проектирование, программирование, размещение информации о продукции, продвижение в интернете.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- постоянные ежемесячные затраты: ежемесячная плата за телефонные линии, доступ в Интернет, продление аренды домена и хостинга, реклама в поисковых системах и другая реклама, поддержка и раскрутка сайта интернет - магазина.

Плюсы интернет магазина:

1. Время, которого всегда катастрофически не хватает. Интернет магазин может существенно его экономить.

2. Присутствие достаточного количества фотографий и данных о продукции в интернет - магазине.

3. Оплата продукции в онлайн - магазине. Можно оплатить товар наличными при доставке, если нет возможности, то будут предложены альтернативные методы оплаты, такие как: банковский перевод, оплата кредитной картой.

Минусы: 1. Товар из интернета - магазинов надо доставить до клиента, и это занимает определенное время. 2. Виртуальное представление товара.

Интернет - магазин будет включать в себя следующие разделы:

1. Витрина магазина - виртуальные полки, на которых представлена продукция.

2. Процедура оформления заказа - в эту часть входит и регистрация на сайте пользователей, и модули по доставке и оплате выбранного товара.

3. Контакты.

4. Специальная справочная информация, которая включает в себя:

- информация об организации (опыт работы и т.д.);

- местонахождение организации;

- номер телефона головного офиса;

- страница с информацией о доставке;

- рекламные акции, скидки или специальные предложения.

Приведем бухгалтерские записи, связанные с открытием интернет-магазина:

1. Создание сайта 1Т службой организации: Дебет 08 «Вложения во внеоборотные активы» Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

2. НМА введен в эксплуатацию: Дебет 04 «Нематериальные активы»

Кредит 08 «Вложения во внеоборотные активы».

3. Выделен НДС за аренду домена:

Дебет 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

4. Начислена амортизация на сайт: Дебет 44 «Расходы на продажу»

Кредит 05 «Амортизация нематериальных активов».

5. Начислены расходы на содержание сайта: Дебет 44 «Расходы на продажу»

Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

6. Начислены расходы на содержание сайта:

Дебет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» Кредит 51 «Расчетные счета».

7. Выделен НДС на оплату содержания сайта:

Дебет 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Типовые факты хозяйственной жизни по организации работы с курьерской службой: 1. Оплата товара курьеру наличными: Дебет 57 «Переводы в пути»

Кредит 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

2. Выручка сдана в кассу курьером:

Дебет 50 «Касса»

Кредит 57 «Переводы в пути».

При оплате товара с использованием сервиса электронный кошелек будут использованы следующие бухгалтерские записи:

1. Безналичная оплата товара покупателем:

Дебет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» Кредит 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

2. Отражена комиссия оператора: Дебет 91 «Прочие доходы и расходы»

Кредит 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

3. Поступление денежных средств на расчетный счет: Дебет 51 «Расчетные счета»

Кредит 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Руководству ООО «Ручеек» рекомендуется разместить информацию о своей деятельности на рекламных щитах в разных районах города Красноярска и пригороде. Установку и оформление рекламных щитов осуществляет также рекламное агентство.

В качестве мероприятий по совершенствованию учета финансовых результатов предлагается разработать регистр учета финансовых результатов.

Для отражения расходов на рекламу в налоговом учете рекомендуем разработать Налоговый регистр по учету расходов на рекламу, включаемых в состав прочих расходов для целей налогообложения (рисунок 2).

Налоговый регистр по учету расходов на рекламу, включаемых в состав прочих расходов для целей налогообложения за четвертый квартал 2020 г. ООО «Ручеек»_

(наименование организации)

Счет главной книги Вид расхода Дата Номер документа Наименование/ содержание операции Сумма, руб.

Ненормируемые расходы на рекламу

Сумма расходов на начало квартала 65611

44 Реклама в печатных изданиях 12.10.2020 13 Реклама в еженедельнике «Горячий ключ» 3112

44 Наружная реклама 29.10.2020 68 Рекламный щит в пределах и за пределами г. Горячий ключ 15673

44 Расходы по созданию рекламы 29.11.2020 129 Реклама в брошюрах 24609

44 Реклама на радио 17.12.2020 268 Реклама на «Авто-радио» 15338

Итого ненормируемые расходы на рекламу с начала года 124835

Сумма расходов на начало квартала

44 Заказ воздушных шаров с эмблемой ООО «Ручеек» 26.12.2020 93 Украшение воздушными шарами на открытие офиса ООО «Ручеек» 4888

Итого нормируемые расходы на рекламу с начала года 24525

Доходы от реализации с начала года (по данным налогового учета) 75595627

Предельная сумма нормируемых расходов на рекламу (1% от доходов от реализации с начала года) 755956

Итого нормируемые расходы на рекламу с начала года для включения в налоговую базу 755956

Итого расходы на рекламу за год для включения в налоговую базу 880791

Составитель /

Рисунок 2 - Рекомендуемый налоговый регистр по учету расходов на рекламу, включаемых в состав прочих расходов для целей налогообложения

Введение регистра по учету расходов на рекламу, включаемых в состав прочих расходов для целей налогообложения обосновано тем, что у налогоплательщика помимо основной еще 8 видов деятельности, и также тем, что для учета расходов на рекламу предусмотрен специальный порядок формирования налоговой базы.

Объем содержащейся в регистре информации дает представление о том, на основании каких статей и каким образом сформирована налоговая база в части расходов на рекламу в ООО «Ручеек».

В целях налогообложения учет рекламных расходов целесообразнее вести в специальном налоговом регистре, так как эти расходы не всегда в целях налогового и бухгалтерского учета будут совпадать. Необходимость ведения налогового регистра по рекламным расходам обусловлена тем, что часть рекламных расходов в целях налогообложения нормируется, и сумма НДС по нормируемым рекламным расходам может быть принята к вычету только в пределах установленных норм.

Правильная организация учета рекламных расходов позволит не только точно определить финансовый результат от продажи рекламированного товара, но и на основе учетных данных сделать выводы об эффективности той или иной рекламной акции.

Таким образом, предложенные нами мероприятия будут способствовать улучшению качества информационно-аналитического обеспечения оценки финансовых результатов и в целом их повышению.

Источники:

1. Адаменко А.А. Определение доходов и расходов в отчете о финансовых результатах / А.А. Адаменко, Т.Е. Хорольская, Т.Ш. Анаников / Экономика России: реалии и перспективы развития: Материалы Междунар. научн. конф. молодых ученых и преподавателей вузов. - Краснодар: КубГАУ, 2018. - С. 118-127.

2. Адаменко А.А. Отчет о финансовых результатах: его структура и взаимосвязь с другими формами отчетности организации / А.А. Адаменко, Т.Е. Хорольская, Е.С. Андреенко, Н.Е. Суюковская // Вестник Академии знаний. - 2018. - № 1 (24). - С. 20-27.

3. Бабалыкова И.А. Концептуальные основы формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности экономического субъекта / Бабалыкова И.А., Ерёмина Н.В., Чернобай А.М., Филин В.Д. // Современная экономика: проблемы, перспективы, информационное обеспечение: материалы VII междунар. научн. конф. - Краснодар: КубГАУ, 2017. - С. 242-247.

4. Власова Н. С. Информация, формируемая в управленческом учете и ее роль в принятии решений по управлению бизнесом / Н. С. Власова, Л. Б. Абазалиева, Д. Р. Агирова // Вестник Академии знаний. - 2018. - № 6 (29). - С. 76-79.

5. Злобова Е.Г. Формирование и использование прибыли в коммерческой организации / Злобо-ва Е.Г., Юник В.Н., Полонская О.П. // В сборнике: Экономика и общество в условиях модернизации: материалы международной научно-практической конференции. - 2017. - С. 43-52.

6. Коровина М.А. Учетно-аналитическое обеспечение отрасли растениеводство Краснодарского края: монография / М.А. Коровина, С.А. Чернявская. - Краснодар: КубГАУ, 2018. - 256 с.

7. Кузина А.Ф. Современный подход к совершенствованию учета и управлению затратами экономического субъекта / А.Ф. Кузина, Е.А. Павленко // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2017. № 6-7. С. 198-200.

8. Сигидов Ю.И. Оценка финансового состояния и перспектив внедрения управленческого учета в сельскохозяйственных организациях: монография / Ю.И. Сигидов, М.С. Рыбянцева, А.А. Адаменко. - Краснодар: КубГАУ, 2009. - 705 с.

9. Чернявская С.А. Отраслевые особенности организации производственного учета, анализа и оценки в молочном скотоводстве на примере сельскохозяйственных товаропроизводителей Краснодарского края: монография / С.А. Чернявская, М.А. Коровина. - Краснодар: КубГАУ, 2017. - 240 с.

References:

1. Adamenko A.A. Determination of income and expenses in the report on financial results / А.А. Adamenko, T.E. Khorolskaya, T.Sh. Ananikov / Economy of Russia: realities and development prospects: Proceedings of the Mezhdunar. scientific. conf. young scientists and university teachers. -Krasnodar: KubGAU, 2018. - S. 118-127.

2. Adamenko A.A. Report on financial results: its structure and relationship with other forms of reporting of the organization / A.A. Ada-menko, T.E. Khorolskaya, E.S. Andrenko, N.E. Suyukovskaya // Bulletin of the Academy of Knowledge. - 2018. - No. 1 (24). - S. 20-27.

3. Babalykova I.A. Conceptual foundations for the formation of accounting (financial) statements of an economic entity / Babalykova I.A., Eremina N.V., Chernobay A.M., Filin V.D. // Modern economics: problems, prospects, information support: materials of the VII international. scientific. conf. -Krasnodar: KubGAU, 2017. - S. 242-247.

4. Vlasova N.S. Information generated in management accounting and its role in decision-making on business management / N.S. Vlasova, L.B. Abazalieva, D.R. Agirova // Bulletin of the Academy of Knowledge. - 2018. - No. 6 (29). - S. 76-79.

5. Zlobova E.G. Formation and use of profit in a commercial organization / Zlobova E.G., Yunik V.N., Polonskaya O.P. // In the collection: Economy and society in the conditions of modernization: materials of the international scientific and practical conference. - 2017.- S. 43-52.

6. Korovina M.A. Accounting and analytical support for the plant growing industry of the Krasnodar Territory: monograph / M.A. Korovin, S.A. Chernyavskaya. - Krasnodar: KubGAU, 2018. - 256 p.

7. Kuzina A.F. Modern approach to improving accounting and cost management of an economic entity / A.F. Kuzina, E.A. Pavlenko // Humanities, socio-economic and social sciences. 2017. No. 6-7. S. 198-200.

8. Sigidov Yu.I. Assessment of the financial condition and prospects for the implementation of management accounting in agricultural organizations: monograph / Yu.I. Sigidov, M.S. Rybyantseva, A.A. Adamenko. - Krasnodar: KubGAU, 2009. - 705 p.

9. Chernyavskaya S.A. Sectoral features of the organization of production accounting, analysis and evaluation in dairy cattle breeding on the example of agricultural producers of the Krasnodar Territory: monograph / S.A. Chernyavskaya, M.A. Korovina. - Krasnodar: KubGAU, 2017. - 240 p.

DOI: 10.24412/2309-4788-2021-5-377-383

З.И. Кругляк - к.э.н., профессор кафедры бухгалтерского учета, ФГБОУ ВО Кубанский ГАУ, kruglyakz@mail.ru,

Z.I. Kruglyak - candidate of economic sciences, Professor of the Department of accounting, FSBEI HE Kuban SAU.

МНОГОЛЕТНИЕ ПЛОДОВЫЕ НАСАЖДЕНИЯ КАК УЧЕТНЫЙ ОБЪЕКТ: ОЦЕНКА И КЛАССИФИКАЦИЯ PERENNIAL FRUIT PLANTATIONS AS AN ACCOUNTING OBJECT: EVALUATION AND CLASSIFICATION

Аннотация. Плодовые многолетние насаждения являются на начальной стадии объектами вложений во внеоборотные активы, а после ввода в эксплуатацию - объектами основных средств. Введенные в действие федеральные стандарты по бухгалтерскому учету (ФСБУ) 6/2020 и 26/2020 кардинально изменили порядок признания, оценки и классификации многолетних плодовых насаждений, что обуславливает актуальность темы исследования и ее практическую значимость.

Уточненная классификация биологических активов садоводства, базирующаяся на биологических, технологических и экономических особенностях учетного объекта, дополнена группировкой по видам деятельности, признаку зрелости, праву собственности, способу и периодичности оценки, технологии возделывания.

Введение в рабочий план счетов соответствующих классификационным признакам субконто позволит предприятиям отрасли улучшить систему ведения аналитического и синтетического учета, получать уместную, достоверную, полную и своевременную информацию о биологических активах садоводства в целях принятия эффективных управленческих решений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.