М.Ф. Сафонова
заведующий кафедрой аудита, д.э.н., профессор Кубанский государственный аграрный университет
(safsf@yandex.ru) M.F. Safonova
head of audit Department, Doctor of Economics, Kuban state agrarian University В.Б. Мочалова магистрант кафедры аудита Кубанский государственный аграрный университет
(vilu.filievskaia@mail.ru) V. B. Mochalova graduate student of the Department of audit Kuban state agrarian University
МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ БУХГАЛТЕРСКОГО И НАЛОГОВОГО УЧЕТА В ТОРГОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ: ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Аннотация. В статье сформулированы основные направления формирования системы бухгалтерского и налогового учета у экономических субъектов занимающихся торговой деятельностью с учетом отраслевой направленности. Рассмотрены особенности организации учета операций по расчетам с покупателями с помощью платежных карт, при оказания посреднических услуг по договору комиссии, при продаже товаров в кредит, а также методика учета продажи товаров через интернет-магазин с помощью электронной системы расчетов. Проведенные исследования специфики деятельности организаций торговой отрасли позволили выделить отличительные особенности в части организации бухгалтерского и налогового учета. Была рекомендована система учета, которая позволит осуществлять сбор и обработку информации, анализ финансово-экономических показателей, позволяющая своевременно и эффективно выявлять, и устранять налоговые риски, связанные с правильностью исчисления и перечисления в бюджет налогов.
Annotation. The article formulates the main directions of formation of the system of accounting and tax accounting in economic entities engaged in trading activities, taking into account the industry orientation. The features of the organization of accounting operations for settlements with customers using payment cards, in the provision of intermediary services under the Commission agreement, the sale of goods on credit, as well as the method of accounting for the sale of goods through the online store using an electronic payment system. The conducted researches of specificity of activity of the organizations of trade branch allowed to allocate distinctive features in part of the organization of accounting and tax accounting. It was recommended that a system of accounting, which will allow the collection and processing of information, analysis of financial and economic indicators, allowing timely and effective identification and elimination of tax risks associated with the correctness of the calculation and transfer of taxes to the budget.
Ключевые слова: бухгалтерский учет, налоговый учет, учетная политика, торговая деятельность
Keywords: accounting, tax accounting, accounting policy, trading activities
В существующих реалиях, деятельность экономических субъектов торговли Российской Федерации является ключевым и стремительно развивается. В данном
секторе экономики значительное количество население России, как в качестве покупателей, так и в качестве продавцов. Торговый сектор это не только ведущая отрасль, но и ключевое направление распределения инвестиционных средств в инфраструктуру экономики, а также является важнейшим стимулом промышленного роста.
Процесс организации бухгалтерского и налогового учета в организациях оптово-розничной торговли зависит от множества факторов: формы собственности, масштаба деятельности, видов реализуемых товаров, потребностей руководства, технических возможностей и т. п.
Проведенные исследования специфики деятельности организаций торговой отрасли позволили выделить следующие отличительные особенности в части организации бухгалтерского и налогового учета (рисунок 1):
- наличие доходов и расходов, по которым присутствует неопределенность в толковании НК РФ и сложность в учете (включения в налогооблагаемую базу): в части предоставления покупателям скидок, бонусов; осуществление продаж с применением дисконтных и платежных карт, подарочных сертификатов; продажа товаров в кредит; проведение рекламных акций и т. п.;
- наличие операций по договорам, заключенных в условных единицах;
- наличие посреднических отношений, сложность в определении доходов и расходов в учете у посредника для целей исчисления налоговой базы;
- сложность в учете и в определении налоговых последствий от убытков, хищений и порчи товаров при осуществлении торговой деятельности.
Учитывая данные особенности торговой отрасли, представленные выше, можно рекомендовать разработать такую систему учета, которая позволит осуществлять сбор и обработку информации, анализ финансово-экономических показателей, с помощью которых можно своевременно и эффективно выявлять и устранять налоговые риски, связанные с правильностью исчисления и перечисления в бюджет налогов.
Рассмотрим специфику организации бухгалтерского и налогового учета торговых организаций. Основную цель, которые должны преследовать руководители и собственники компаний - минимизация ожидаемых налоговых платежей. Грамотно составленная учетная политика для целей налогообложения - залог успешной и эффективной деятельности компании.
Значимый аспект при разработке учетной политики состоит в определении экономическим субъектом направлений оптимизации деятельности - максимальное уменьшением налоговых платежей или максимальное сближения налогового и бухгалтерского учета [5].
В учетной политике экономического субъекта должны быть прописаны варианты оценки товаров:
- расходы по доставке товаров от поставщиков до складов торговой организации включаются в себестоимость товаров или они учитываются в качестве издержек обращения
- применяется торговая наценка, то есть товары оцениваются по продажной либо покупной стоимости [3].
Рассмотрим наиболее подробно процесс формирования стоимости приобретения товаров по договору поставки (в т. ч. у иностранного поставщика). В данном случае стоимость товара рассчитывается исходя из договорной цены, уплаченной поставщику по договору поставки (купли-продажи). В стоимость товара торговая организация может включить все расходы, которые были понесены при его покупке, но только в том случае, если такой порядок закреплен в учетной политике. Обратим внимание, что данный порядок торговая организация обязана применять на протяжении двух налоговых периодов (двух лет) (абз. 2 ст. 320 НК РФ).
Рисунок 1 - Специфические особенности деятельности организаций
торговой отрасли
В налоговом учете стоимость приобретения товара определяется на основании первичных документов: договора поставки, первичных документов (товарных накладных, актов выполненных работ (оказанных услуг) сторонних организаций и
т. д.). Основным и наиболее сложным моментом при реализации покупных товаров является момент определения перехода права собственности, который указывается в договоре поставки. Самым распространенным способом перехода права собственности является момент передачи товара покупателю или транспортной компании, с которой покупатель заключил договор на перевозку груза [1]. Такой способ не вызывает сложности при формировании расходов на продажу в целях исчисления налога на прибыль. Более сложным является момент определения перехода права собственности на реализуемый товар на дату окончательной оплаты. В таком случае организация:
- не имеет права реализовывать данный товар до момента перехода права собственности;
- при реализации данного товара, торговая организация не имеет права отнести на расходы его стоимость приобретения до момента перехода права собственности.
Для большинства бухгалтеров также представляет сложность определение момента перехода права собственности на импортируемые товары. В данном случае правильное определение момента перехода права представляет наибольшую важность в учете, так как необходимо правильно сформировать стоимость ввозимых товаров, транспортные расходы, курсовые разницы, возникающие в связи с изменением курса валют на дату покупки и дату оприходования товара, что может повлиять на правильное исчисление НДС и налога на прибыль. Момент перехода права собственности должен быть определен во внешнеторговом контракте. Отражение в учете поступления товаров, пересчет стоимости с иностранной валюты в рубли будет приходиться на дату перехода права собственности.
Если же в контракте момент перехода право собственности не указан, да датой перехода следует считать момент исполнения поставщиком своих обязательств по поставке товаров. «Инкотермс 2000» определяют такой момент с переходом рисков от продавца к покупателю.
В налоговом учете импортные товары принимаются по фактической себестоимости, которая представляет собой сумму фактических затрат организации на их приобретение, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов.
Следует принять во внимание, если в учетной политике предусмотрено, что стоимость приобретения товара формируется с учетом расходов, связанных с их покупкой, то стоимость товара складывается из цены товара, установленной в договоре и расходов, понесённых в связи с приобретением товара: расходы на доставку, складские расходы, расходы на уплату пошлин, сборов, вознаграждения посреднику и др. Если товары приобретались у иностранного поставщика, то здесь будут иметь место расходы по доставке товаров до склада организации - импортера, которые в дальнейшем распределяются между продавцом и покупателем согласно условиям сделки. Данные расходы импортера могут учитываться как прочие расходы согласно пп. 1, 14, 15, 49 п. 1 ст. 264 НК РФ или включаться в стоимость приобретения товаров [3].
Торговые организации имеют право уменьшить доходы от реализации товаров на стоимость приобретения данных товаров. В налоговом учете предусмотрено четыре метода оценки покупных товаров: ФИФО, по средней стоимости, по стоимости единицы товара.
В торговой деятельности большую значимость имеет учет прямых и косвенных расходов. Торговля как вид предпринимательской деятельности представляет собой процесс купли-продажи товаров покупателям. Реализуя товар клиентам, организация продавец осуществляет определенные затраты, такие затраты в экономической литературе называют издержками обращения. В них включаются расходы
на содержание торговых и складских помещений, оплата за услуги связи, рекламные и представительские расходы, расходы на оплату труда, расходы на содержание служебного автотранспорта, оплата налогов и сборов, выплата процентов по долговым обязательствам и т.д.
Расходы, которые торговая организация понесла при купле-продаже товаров, следует делить на прямые и косвенные. К прямым расходам относятся:
- стоимость приобретения товаров, реализованных в данном отчетном (налоговом) периоде;
- расходы на доставку (транспортные расходы) товаров до склада торговой организации (в случае, если они не включены в стоимость товаров) [2].
Рисунок 2 - Порядок формирования стоимости товаров при исчислении налога на
прибыль
К косвенным расходам относятся все остальные расходы, понесенные в процессе реализации товаров в текущем месяце. Исключение составляют внереализационные расходы, перечень которых содержится в ст. 265 НК РФ. К косвенным расходам относятся таможенные пошлины и сборы при ввозе товара в страну, если они не включены в стоимость приобретения товара (Письмо Минфина России от 29.05.2007 № 03-03-06/1/335) и расходы на доставку оприходованного товара до других помещений или складов (Письмо Минфина России от 29.11.2011 № 03-0306/1/783). Прямые расходы учитываются в том периоде, в котором был реализован
(отгружен) товар. Если же произошла отгрузка товаров, но условиями договора право собственности еще не перешло к покупателю, то в соответствии с п. 1 ст. 39 и ст. 320 НК РФ списать прямые расходы торговая организация не имеет права.
Косвенные расходы подлежат списанию в уменьшение доходов в месяце их осуществления (абз. 2, 3 ст. 320 НК РФ). Процесс формирования стоимости реализованных товаров представлен на рисунке 2.
Также для торговых организаций актуальным является распределение транспортных расходов. Данные расходы могут быть учтены в текущем (налоговом) периоде в составе расходов, если они были осуществлены в процессе реализации товаров, то есть непосредственно относятся к проданным в данном периоде товарам. Сумма прямых расходов в части транспортных расходов, которая относится к остаткам нереализованных товаров, определяется по среднему проценту за текущий месяц с учетом остатка на начало месяца, то есть определяются:
- сумма прямых расходов, приходящихся на остаток нереализованных товаров на начало месяца и осуществленных в текущем месяце;
- стоимость приобретения товаров, реализованных в текущем месяце, и стоимость приобретения остатка нереализованных товаров на конец месяца;
- средний процент как отношение суммы прямых расходов к стоимости товаров;
- сумма прямых расходов, относящаяся к остатку нереализованных товаров, которая определяется произведением среднего процента и стоимости остатка товаров на конец месяца.
Рассмотрим наиболее подробно специфику организации бухгалтерского и налогового учета торговых организаций, основной деятельностью которых является оптовая и розничная торговля бытовыми товарами.
В настоящее время бухгалтерам торговых организаций приходится сталкиваться с множеством проблем и специфических ситуаций [4].
Сложность отражения в учете организаций, занимающихся продажей бытовыми товарами, представляют операции, связанные с предоставлением различных видов скидок покупателям. Условно скидки можно разделить на две категории. К первой категории относятся скидки, которые предоставляются покупателю путем пересмотра цены товара. В таком случае, организации-продавцу на основании первичных документов по передаче товара необходимо внести изменения в данные налогового учета (ст. 54 НК РФ). Также необходимо внести исправления в данные налоговой декларации по налогу на прибыль в том периоде, в котором был реализован данный товар, так как в этом периоде произошло искажение налоговой базы.
Ко второй категории относятся скидки, которые предоставляются покупателю без изменения цены товара. В такой ситуации покупателю нет необходимости доплачивать за уже приобретенный товар в размере скидки (пп. 19.1 п. 1 ст. 265 НК РФ). Следует учесть, что подобные скидки должны быть оговорены в договоре купли продажи. В учете у покупателя такую скидку следует отразить как безвозмездно полученное имущество. В соответствии с п.8 ст. 250 НК РФ рыночная стоимость имущества должна быть включена в налоговую базу по налогу на прибыль.
Важным моментом розничных продаж бытовых товаров является правильность отражения в учете операций по расчетам с покупателями с помощью пластиковых карт, так как в настоящее время такой расчет является наиболее популярным и удобным. Признание дохода от оплаты товара покупателем пластиковой картой отражается по дебету счета 57 «Денежные средства в пути» и кредиту счета 90.1 «Выручка». После зачисления денежных средств на расчетный счет организации -продавца, необходимо отразить торговую уступку эквайреру за осуществление расчетов с использованием платежных карт. Данная операция отражается по дебету
счета 44 «Расходы на продажу» и кредита счета 57 «Переводы в пути». Схема отражения хозяйственных операций по расчетам с покупателями с помощью платежных карт представлена на рисунке 3.
Признание дохода от продажи товара
Дебет счета 57 Кредит счета 90/1
Г
Зачисление денежных средств на расчетный счет организации-продавца
Дебет счета 51 Кредит счета 57
Ь.
I
Отражение уступки эк-вайреру за осуществление расчетов с использованием платежных карт при продаже товаров
Дебет счета 44 Кредит счета 57
I
Г
Рисунок 3 - Схема отражения хозяйственных операций по расчетам с покупателями с помощью платежных карт
Одним из разновидностей торговли бытовыми товарами является торговля с применением посреднической схемы. В рамках посреднических отношений возможны разные варианты:
- заключение посреднического договора с производителем или оптовым продавцом бытовыми товарами и фактически не реализовывать товар, приобретаемый в собственность магазина, а оказывать посреднические услуги производителю (оптовому продавцу);
- заключение посреднического договора с покупателем, то есть салон (магазин) может выступать посредником по подбору оптимального варианта, совершению сделки с производителем (продавцом) и доставке бытовых товаров в интересах покупателя.
Особенностью посреднических отношений является включение в выручку продавца (посредника) только комиссионного вознаграждения (п. 1 ст. 156 НК РФ). Необходимо отметить, что товар, полученный на комиссию, то есть, например бытовая техника, которая принадлежит производителю, но передается им на реализацию в розничный магазин по посредническому договору (договору комиссии), отражается на забалансовом счете 004 «Товары, принятые на комиссию». А бытовая техника, приобретенная по посредническому договору с покупателем, должна быть отражена на счете 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение». Схема учета оказания посреднических услуг по договору комиссии (в учете комиссионера) представлена на рисунке 4.
Покупка бытовой техники - весьма дорогостоящее удовольствие, поэтому ее нередко продают в кредит. Продажа бытовой техники в кредит может осуществляться разными способами:
- предоставление кредита банком или кредитной организацией, то есть кредитный договор заключается непосредственно между покупателем и банком (кредитной организацией);
- предоставление кредита самим магазином.
В указанных случаях в бухгалтерском учете выручка признается в момент передачи (отгрузки) товара (или в иной момент перехода права собственности к покупателю в зависимости от условий договора), и одновременно на счете 62 формируется дебиторская задолженность покупателя за бытовую технику, которую он будет погашать в соответствии с графиком платежей или в те сроки, которые указаны в договоре. Эта задолженность будет числиться на балансе до ее полного погашения. До тех пор, пока товар не будет полностью оплачен, он считается находящимся в залоге у продавца, и отражается на забалансовом счете 008 «Обеспечения обязательств и платежей полученные».
Сложность продажи бытовой техники в кредит вызывает отражение процентов в учете (рисунок 5).
В соответствие с п. 2 ст. 249 НК РФ выручка от реализации в налоговом учете формируется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары. Таким образом, в момент передачи товара необходимо отразить и выручку, и дебиторскую задолженность покупателя в полной сумме платежей, которые он должен будет уплатить по договору, включая все проценты, предусмотренные графиком платежей. Однако на практике необходимо обращать внимание на конкретные условия договора о порядке исчисления процентов.
Еще одним актуальным способом продажи товаров в настоящее время является продажа через интернет - магазины. Плюсами такого способа продаж являются отсутствие затрат продавца на аренду торговой площади, небольшой штат сотрудников, а для покупателей - экономия времени и низкие цены.
Продажа товаров дистанционным способом осуществляется по розничному договору купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с товаром, представленного в каталоге. В соответствии с п. 20 Правил продажи товаров дистанционным способом договор купли - продажи считается заключенным с момента:
- выдачи покупателю кассового или товарного чека;
- получения продавцом сообщения о намерении покупателя приобрести товар.
Для осуществления продаж дистанционным способом организации - продавцу необходимо понести затраты по разработке интернет-сайта, позволяющего разместить полную информацию о юридическом лице, его местонахождении, о видах деятельности, о производимых товарах и их ассортименте. В этом случае торговая организация сталкивается с проблемой учета затрат, связанных с его созданием или приобретением.
Получены товары от комитента
Дебет счета 004 «Товары, принятые на комиссию»
Получен аванс от покупателя
Дебет счета 51 Кредит счета 62
>
Начислен НДС с суммы вознаграждения, удержанного с предоплаты покупателя
Дебет счета 76-к Кредит счета 68
Проданы товары
Дебет счета 62 Кредит счета 76
у
г
Списана стоимость комиссионного товара
Кредит счета 004 «Товары, принятые на комиссию»
У
Перечислена комитенту выручка от продажи за минусом комиссионного вознаграждения
Дебет счета 76 Кредита счета 51
вознаграждение признано доходом комиссионера
Дебет счета 79 Кредит счета 90/1
к
Начислен НДС с вознаграждения
Дебет счета 90/3 Кредит счета 68
к
Принят к вычету НДС, начислен при удержании вознаграждения из аванса покупателя
Дебет счета 68 Кредит счета 76-НДС
Рисунок 4 - Схема оказания посреднических услуг по договору комиссии (в учете комиссионера)
Для размещения интернет-сайта на сервере, организация - продавец несет затраты по услуге хостинга (размещение на сайте провайдера). Такие затраты отражаются в бухгалтерском учете в составе расходов по обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ 10/99), в налоговом учете - в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ). Ежемесячные платежи за обслуживание интернет-сайта, предусмотренные договором на предоставление услуг хостинга, отражаются на счете 44 «Расходы на продажу».
Для успешной и прибыльной работы интернет - магазина необходимо привлечение покупателей. Данную цель можно достичь путем продвижения сайта в сети интернет; размещение рекламных баннеров и текстовой рекламы и т. п. Такие расходы относятся к расходам на рекламу и учитываются в полном объеме при исчислении налогооблагаемой базы (пп. 28 п. 1 си. 264 НК РФ). Схема бухгалтерского учета продажи товаров через интернет-магазин с помощью электронной системы расчетов представлена на рисунке 6.
Постановка налогового учета в торговых организациях предполагает установление наиболее эффективной и перспективной системы учета с учетом специфики данной отрасли. В соответствии со статьей 313 НК РФ для подтверждения данных налогового учета необходимо наличие следующих документов:
- учетной политики экономического субъекта;
- первичной учетной документации;
- аналитических регистров налогового учета;
- расчета налоговой базы.
Первичные документы, формируемые в процессе финансово-хозяйственной деятельности организации, являются основой для формирования регистров учета, на которых базируется бухгалтерская (финансовая) и налоговая отчетность, при этом информация группируется по различным способам, учитывая правила каждого вида учета (рисунок 7).
Порядок ведения налогового учета закрепляется налогоплательщиком в учетной политике:
- на основе регистров бухгалтерского учета (в том случае, если регистры бухгалтерского учета содержат недостаточное количество информации для определения налоговой базы, имеется возможность дополнять такие регистры дополнительными сведениями);
- на основе самостоятельных регистров налогового учета.
Выделим основные регистры, применяемые организациями торговой отрасли:
- регистр по распределению транспортно-заготовительных расходов;
- регистр по формированию затрат по отгруженным, но не реализованным товарам;
- регистр учитываемых и неучитываемых расходов на продажу отчетного (налогового) периода.
Также дополнительно могут быть составлены регистры по раздельному учету доходов и расходов (по оптовым и розничным продажам) и по раздельному учету НДС [6].
Методика организации налогового учета, основанная на системе бухгалтерского учета, но модифицированная с учетом правил налогообложения поможет наиболее эффективно организовать учетный процесс в организации, сократить трудоемкость текущих операций и документооборота, а также избежать увеличения штата бухгалтерии.
Рисунок 5 - Схема отражения в бухгалтерском учете операций
при продаже товаров в кредит
Отражена сумма комиссии
Дебет счета 91/2 Кредит счета 76
Г
Отражен НДС с суммы комиссии
Дебет счета 19 Кредит счета 76
Г
Получены денежные средства от продажи товара
-^
>
Дебет счета 51 Кредит счета 76
Рисунок 6 - Схема учета продажи товаров через интернет-магазин с помощью
электронной системы расчетов
Хозяйственные операции
У
Первичная до- Регистры бух- Бухгалтерская
кументация -N -/ галтерского -N -✓ (финансовая)
учета отчетность
ч/ ?
Документы Регистры нало- Налоговая декла
налогового гового учета —; рация
учета
Рисунок 7 - Структура ведения двух систем учета - бухгалтерского и налогового
учета
Как показывает практика, наиболее оптимальным вариантом для торговых организаций является метод включения транспортных расходов в стоимость единицы товара. При этом, если на конец месяца на складе останутся товары, то останутся и несписанные транспортные расходы, которые в следующем квартале при реализации товарных остатков уменьшат налогооблагаемую прибыль.
В разработке эффективной методике организации налогового учета или усовершенствование существующей путем реализации всех важных аспектов налоговой системы поможет проведение налогового аудита. Налоговый аудит является одним из основных и наиболее перспективных инструментов укрепления экономического статуса хозяйствующего субъекта, так как налоги являются частью отношений с государственными контролирующими органами, поэтому нарушения в данной области могут повлечь за собой существенные налоговые последствия для организаций, выраженные в виде значительных сумм недоплат по налогам и сборам, что влечет за собой прямые убытки [7].
Источники:
1. Калинина И.Н. Оценка влияния инфляции на показатели финансовой отчетности / И. Н. Калинина // Труды Кубанского государственного аграрного университета. 2007. - №5. - С. 45-48.
2. Катрич М.Ю. Аудит учетной политики организации / М.Ю Катрич, М.Ф. Сафонова // В сборнике: Социально-экономические проблемы и перспективы развития АПК Сборник научных статей по итогам III Международной студенческой научно-практической конференции. Ответственный за выпуск С. А. Шулепина. 2015. С. 56-59
3. Петух А.В. Методика аудита эффективной учетной политики коммерческой организации / А. В. Петух, И. Н. Калинина // Информационное обеспечение эффективного управления деятельностью экономических субъектов Материалы VI международной научной конференции. - 2016. - С.363 - 367.
4. Резниченко Д. С. Предпосылки и пути выявления искажений в бухгалтерской отчетности / Д.С. Резниченко, Д.А. Тозлиян // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - 2016. - №122. - С.961 - 971
5. Сафонова М.Ф. Учетная политика как способ моделирования налогового учета/ М.Ф. Сафонова, Т.А. Кузин // В сборнике: Современные тенденции развития экономики и управления: проблемы и решения. Материалы международной научно-практической конференции . - 2016. - С. 166-171
6. Сафонова М.Ф. Налоговый учет как информационная база для внутреннего контроля / М.Ф. Сафонова, И.Н. Калинина // British journal for social and economic research, 2017. - Т.2. - №3. - С.5 - 12.
7. Сафонова М.Ф. Моделирование налогового учета в целях информационного обеспечения внутреннего аудита налоговых издержек / М. Ф. Сафонова // Транспортное дело России. - 2015. - №5. - С.107 - 110.
Sources:
1. Kalinina I.N. Assessment of the impact of inflation on financial statements / I.N. Kalinina // Proceedings of the Kuban State Agrarian University. 2007. - №5. - p. 4548.
2. Katrich M.Yu. Audit of the accounting policies of the organization / M.Y. Kat-rich, M.F. Safonova // In the collection: Socio-economic problems and prospects for the development of the agro-industrial complex. Collection of scientific articles on the results of the III International Student Scientific-Practical Conference. Responsible for the release of S. A. Shulepina. 2015. pp. 56-59
3. Rooster A.V. Methods of auditing an effective accounting policy of a commercial organization / A.V. Rooster, I.N. Kalinina // Information support for the effective management of the activities of economic entities Materials of the VI International Scientific Conference. - 2016. - P.363 - 367.
4. Reznichenko D.S. Prerequisites and ways to identify distortions in the accounting reporting / D.S. Reznichenko, D.A. Tozliyan // Polythematic network electronic scientific journal of the Kuban State Agrarian University. - 2016. - №122. - p. 961 - 971
5. Safonov M.F. Accounting policy as a way to model tax accounting / M.F. Safonova, T.A. Kuzin // In the collection: Modern Trends in the Development of Economics and Management: Problems and Solutions. Proceedings of the international scientific-practical conference. - 2016. - p. 166-171
6. Safonov M.F. Tax accounting as an information base for internal control / MF. Safonova, I.N. Kalinina // British journal for eco-nomic research, 2017. - Vol. 2. - Number 3. -C.5 - 12.
7. Safonov M.F. Tax accounting modeling for informational support of internal audit of tax costs / M.F. Safonov // Transport of Russia. - 2015. - №5. - C.107 - 110.