Научная статья на тему 'Особенности бухгалтерского учета товаров в торговле'

Особенности бухгалтерского учета товаров в торговле Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
8120
764
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОРГОВЛЯ / ТОВАРЫ / МАТЕРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ЗАПАСЫ / ПРИОБРЕТЕНИЯ ТОВАРОВ / РЕАЛИЗАЦИЯ ТОВАРОВ / БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ / КОРРЕСПОНДЕНЦИЯ СЧЕТОВ / БУХГАЛТЕРСКИЕ ПРОВОДКИ / TRADE / GOODS / INVENTORIES / ACQUISITION OF GOODS / SALE OF GOODS / ACCOUNTING / CORRESPONDENCE OF ACCOUNTS / ACCOUNTING ENTRIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гринавцева Е.В., Жирякова Е.В.

В работе раскрывается понятие и учет товаров в торговых фирмах. Рассматриваются типовые схемы отражения на счетах бухгалтерского учета операций, связанных с приобретением и реализацией товаров. Представлены особенности учета реализации товаров при различных условиях поставки и отгрузки товаров, рассматривается проблематика бухгалтерского учета движения товаров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF ACCOUNTING OF GOODS IN TRADE

The work reveals the concept and accounting of goods in trading companies. We consider typical patterns of reflection on the accounts of accounting transactions associated with the acquisition and sale of goods. The article presents the features of accounting for the sale of goods under various conditions of delivery and shipment of goods; the problems of accounting for the movement of goods are considered.

Текст научной работы на тему «Особенности бухгалтерского учета товаров в торговле»

Гринавцева Е.В.

кандидат экономических наук, доцент, Липецкий Государственный Технический Университет

г. Липецк, Россия Жирякова Е.В. магистрант

Липецкий Государственный Технический Университет,

г. Липецк, Россия

ОСОБЕННОСТИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ТОВАРОВ В ТОРГОВЛЕ

Аннотация: В работе раскрывается понятие и учет товаров в торговых фирмах. Рассматриваются типовые схемы отражения на счетах бухгалтерского учета операций, связанных с приобретением и реализацией товаров. Представлены особенности учета реализации товаров при различных условиях поставки и отгрузки товаров, рассматривается проблематика бухгалтерского учета движения товаров.

Ключевые слова: Торговля, товары, материально-производственные запасы, приобретения товаров, реализация товаров, бухгалтерский учет, корреспонденция счетов, бухгалтерские проводки.

Grinavtseva E.V.

PhD in Economics, Lipetsk State Technical University Lipetsk, Russia Zhiryakova E.V.

Undergraduate Lipetsk State Technical University, Lipetsk, Russia

FEATURES OF ACCOUNTING OF GOODS IN TRADE

Abstract: The work reveals the concept and accounting of goods in trading companies. We consider typical patterns of reflection on the accounts of accounting transactions associated with the acquisition and sale of goods. The article presents the features of accounting for the sale of goods under various conditions of delivery and shipment of goods; the problems of accounting for the movement of goods are considered.

Key words: trade, goods, inventories, acquisition of goods, sale of goods, accounting, correspondence of accounts, accounting entries.

В условиях коренных изменений в экономике, связанных со становлением рыночных отношений, повышается роль торговых предприятий как основных составляющих рынка товаров и услуг. На данный момент, торговля товарами является самым распространенным видов деятельности в России. Согласно данным Федеральной Службы Государственной Статистики в 2018 году число предприятий, занятых в сфере торговли товарами или услугами, составило 1280,2 тыс. организаций. Изучив статистические данные, представим на рисунке 1 деление предприятий по видам их экономической деятельности. На рисунке наглядно видно, что наибольшее количество предприятий заняты с сфере торговли.

М

Щ

с/х, л/х, охота,рыболовство и рыбоводство

добыча полезных ископаемых обрабатывающие производства обеспечение эл. энергией, газом и паром; водоснаб.; водоотв.сбор и утил. отходов строительство

торговля оптовая и розничная;ремонт

автотрансп. ср-тв и мотоциклов транспортировка и хранение

1 деят. гостиниц и предпр.общ. питания

деятельность в области информации и связи

деятельность финансовая и страховая

деятельность по опер. с недвиж. имущ-вом

деятельность професс., науч. и техн. деятельность админ. и доп. услуги

гос. управление и обесп.военной

безопасности; соц. обеспечение образование

деятельность в обл. здрав-ния и соц. услуг

Рис. 1. Доля организаций по видам экономической деятельности

Согласно Федеральному закону от 28 декабря 2009 г. № 381-Ф3 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» «торговля - это отрасль хозяйственной и экономической деятельности, которая направлена на обмен, куплю продажу товаров или услуг» [5, с. 4]. Для того, чтобы реализовать свои функции торговля нуждается в постоянном изучении потребностей рынка, которая в свою очередь влияет на объем производимых товаров и услуг, с целью расширения ассортимента, количества и качества продаваемых товаров.

Прибыль и товарооборот - это главные показатели, которые характеризуют работы торговой фирмы. В бухгалтерском учете и отчетности торговой фирмы высокое значение имеют показатели выручки, рентабельности, оборачиваемости, ликвидности, издержек и прочее. Чтобы работать в рамках законодательства и не нарушать требований бухгалтерского учета, бухгалтеру необходимо знать нюансы торговой деятельности.

Главным объектом бухгалтерского учета являются товары, поэтому бухгалтерии торговой организации необходимо обеспечивать полный учет поступающих товаров и своевременно отражать операции, которые связаны с их выбытием.

Агафонова М.Н. в своей книге «Торговля. Настольная книга бухгалтера торгового предприятия» дает определение понятию «товар». По ее мнению, товар - это вещь, которая создается трудом, предназначенная для обмена и продажи, обладающая общественной ценностью [14, с. 87].

Васильева Г.А. утверждает, что товар в торговле есть «постоянно пополняемый ассортимент продукции, с учетом наличия в этом продукте усовершенствованных качеств, которые отличают его от других продуктов, имеющихся на рынке» [9, с. 13].

Согласно нормативным документам по бухгалтерскому учету, товары являются частью материально-производственных запасов. Материально-производственные запасы - это товары или услуги, приобретенных или полученных от других юридических или физических лиц, и предназначенные для продажи. Считаю, что это определение нуждается в уточнении, так как товарами могут быть это не только запасы, приобретенные из внешних источников, но и продукция, созданная на производственном или промышленном предприятии и предназначенная для последующей продажи.

Главными целями бухгалтерского учета торговых фирм являются:

1) учет и контроль за сохранностью товаров;

2) учет состояния товарных запасов и эффективности их использования;

3) своевременное предоставление руководству организации информации о полученной прибыли.

Бухгалтерский учет торговой фирмы считается одним из самых сложных ответвлений бухгалтерии и требует от бухгалтеров довольно обширных и специфических знаний, например, в области определения наценки. Ведь торговля изначально является таким видом деятельности, при котором товары покупаются по одной цене, а продаются уже по другой. Основные функции бухгалтера, работающего в торговой организации, представлены на рисунке 2.

Бухгалтерский учет товаров регламентирует ПБУ 5/01. Абсолютно все операции, которая проводит организация по приобретению и реализации товара, должны быть закреплены договорами. Верно составленный договор во многом определяет правильность бухгалтерских записей на счетах учета. Отсюда следует, что хороший специалист бухгалтерской службы должен обладать не только знаниями в сфере учета, но и знаниями юридической направленности по оформлению договоров.

Рис. 2. Основные функции бухгалтера торговой фирмы

В данное время система договоров достаточно развита. Рынок предлагает широкое использование различных форм гражданско-правовых договоров. Для торговой фирмы важными формами являются договоры купли-продажи потребительских товаров, а так же поставки продукции производственно-технического назначения, мены, комиссии и прочие.

Николаева Г.А. и Сергеева Т.С. в своих работах дают определение понятию «договор». Они утверждают, что «договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей» [10, а 34].

Момент перехода права собственности приобретаемого имущества является ключевым разделом договора. Именно от момента перехода товаров будет зависеть порядок отражения в бухгалтерском учете товарных отношений. Российские стандарты учета предусматривают допущение принципа имущественной обособленности. Этот принцип заключается в том, что, в балансе торговой фирмы отражается любое имущество, которое принадлежит компании на праве собственности. Согласно закону, только владельцу должны принадлежать исключительные права распоряжения своим имуществом.

Процессы приобретения, оприходования, хранения, реализации, передачи товаров можно охарактеризовать как процесс «товародвижения». Движение товаров в организациях торговли характеризуется комплексом хозяйственных операций.

Порядок отражения хозяйственных операций регламентируется Планом счетов и инструкцией по его применению, а так же Методическими рекомендациями по учету и оформлению операции приема, хранения отпуска товаров в организациях торговли. Выручка от продажи реализованных товаров включается в состав доходов от обычных видов деятельности.

Операции по приобретению товаров оформляются унифицированными формами первичной учетной документации в торговле.

Перечень основных унифицированных форм первичных документов представлен в таблице 1. При приемке товаров главной целью является установление фактического количества и качества товара, которые указаны в сопроводительных документах поставщика. При расхождении данных необходимо определить причины, места, время, виновных и сумм выявленных отклонений, которые произошли в результате поставки.

Реализация покупателю приобретенных товаров так же должно быть строго регламентировано. Торговая организация должна выпи-

сать соответствующие первичные документы. Документы должны быть напечатаны минимум в двух экземплярах: один экземпляр документов - покупателю, другой - поставщику.

Таблица 1

Перечень унифицированные формы первичной документации по учету товарных операций

Номер формы Наименование формы

ТОРГ-1 Акт о приемке товаров

ТОРГ-2 Акт об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке товарно-материальных ценностей

ТОРГ-3 Акт об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке импортных товаров

ТОРГ-4 Акт о приемке товара, поступившего без счета поставщика

ТОРГ-5 Акт об оприходовании тары, не указанной в счете поставщика

ТОРГ-11 Товарный ярлык

ТОРГ-12 Товарная накладная

ТОРГ-13 Накладная на внутреннее перемещение, передачу товаров, тары

ТОРГ-15 Акт о порче, бое, ломе товарно-материальных ценностей

ТОРГ-16 Акт о списании товаров

ТОРГ-28 Карточка количественно-стоимостного учета

ТОРГ-29 Товарный отчет

ТОРГ-ЗО Отчет по таре

При оптовой реализации товаров торговой фирме (неконечному потребителю) могут оформляться следующие документы:

- договор;

- накладные по форме ТОРГ-12;

- товарно-транспортные накладные;

- универсально-передаточный документ;

- документы на возврат товара;

- счета-фактуры и прочее.

При реализации товаров, конечным потребителям оформляется договор розничной купли-продажи. Такой договор признается публичным, поскольку устанавливает обязанности коммерческой организации по продаже товаров в отношении каждого, кто к ней обратится.

Согласно договору розничной купли-продажи реализация товаров непосредственно потребителю осуществляется по продажным, то есть розничным ценам. Цены необходимо фиксировать в реестре свобод-

ных цен установленной формы. Следует отметить, что законом не определен документ, который увязывал бы продажную цену и цену поставщика. Такой документ должен служить документальным подтверждением расчета суммы торговой наценки при оприходовании товара. Считаю необходимым, разработать такой реестр. Реестр необходимо прикладывать к любому товаросопроводительному документу. В документе обязательно должны содержаться сведения о цене поставляемого товара, его наименования, суммы налога, цена продажи товара (розничная), сумма наценки.

Бухгалтерский учет в торговой фирме, как и любых других предприятий, ведется с помощью балансовых счетов бухгалтерского учета -планом счетов. Каждый балансовый (синтетический) счет состоит из номера и названия. Синтетический счет предназначен для обобщения информации о наличии и движении определенного имущества или обязательства компании.

В бухгалтерском учете торговых организаций товары могут отражаться по покупной стоимости или по продажным ценам. По продажным ценам ведут учет организации, осуществляющие розничную торговлю. В соответствии с выбранной политикой учет товаров в торговой фирме ведется с использованием синтетического счета 41 «Товары». В случае, если момент перехода собственности, который определен в договоре поставки, не наступили приобретаемый товар остается в собственности поставщика, то его поступление отражается покупателем на забалансовом счете 002 «Товарно-материальные ценности принятые на ответственное хранение» или счете 004 «Товары, принятые на комиссию».

Для детализации информации о состоянии синтетического счета 41 «Товары» открывают субсчета аналитического учета:

- 41.1. «Товары на складах»;

- 41.2. «Товары в розничной торговле»;

- 41.3. «Тара под товаром и порожняя»;

- 41.4. «Покупные изделия».

На аналитическом счете 41.1. «Товары на складах» отражается наличие и движение товаров, которые находятся на оптовых базах, филиалах, складах организаций.

На субсчете 41.2. «Товары в розничной торговле» отражается движение и наличие товаров, находящихся в организациях, которые занимаются розничной торговлей: магазины, палатки, ларьки, киоски и т.п.

На субсчете 41.3. «Тара под товаром и порожняя» отражаются движение и наличие тары под товарами и тары порожней.

Аналитический счет 41.4. «Покупные изделия» открывают предприятия, которые осуществляют производственную деятельность, использующие счет 41 «Товары», учитывают на нем наличие и движение товаров.

Для оптовой торговли в бухгалтерском балансе характерно отражать товары по покупной стоимости, то есть по полной стоимости приобретения товара. В покупную стоимость товара включается цена поставщика без НДС и акциз по подакцизным товарам.

Для обобщения информации о суммах налога на добавленную стоимость по приобретенным товарам предназначен счет 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям». Предприятия торговли могут предъявлять к вычету суммы НДС только при наличии счет-фактур от поставщиков. Типичные записи бухгалтерского учета по приобретению товара в торговле представлены в таблице 2.

Таблица 2

Бухгалтерские проводки по приобретению товара в оптовой торговле

Содержание операции ДТ КТ

Сумма поступивших товаров от поставщиков по покупной стоимости без НДС 41 60

НДС входящий по приобретенным товарам 19 60

Расходы на услуги по приобретению товаров 41 60

НДС входящий по сопутствующим расходам 19 60

НДС принят к вычету 68 19

Оплата за приобретенные товары 60 50,51

Задача торговой фирмы состоит в том , что после приобретения товара, его необходимо быстрее продать, т.е. реализовать. Реализации товаров, так же как и приобретение товаров, осуществляется комплексом хозяйственных операций. В бухгалтерском учете реализация товаров происходит с использованием синтетического счета 90 «Продажи» в корреспонденции со счетом 41 «Товары».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Если учетной политикой оптовой фирмы предусмотрен момент продажи товаров «по отгрузке», то при реализации товара составляются бухгалтерские записи, представленные в таблице 3.

Таблица 3

Выбытие товаров в розничной торговле

Содержание операции ДТ КТ

Поступили денежные средства за проданный товар 51, 50, 57 62

Отгружены товары покупателям (по продажной стоимости) 62 90.1

Списаны реализованные товары с материально-ответственных лиц по покупной стоимости 90.2 41

Начислен НДС по проданным товарам 90.3 68

Списаны расходы, относящиеся к реализации товаров 90.2 44

При учете товаров по продажным ценам разница между покупной стоимостью и стоимостью по продажным ценам отражается в учете на счете 42 «Торговая наценка».

Торговые фирмы, которые оказывают розничную торговлю и согласно учетной политики учет ведут по продажным ценам, в учете используют синтетический счет 42 «Торговая наценка». Данный счет отражает информацию о торговой наценке на товары. На счете 42 также отражаются скидки и надбавки, которые предоставляются поставщиками предприятия на возможные потери или транспортные расходы. Сумму скидок или торговой надбавки организация устанавливает самостоятельно.

При внутреннем перемещении товаров счет 42 «Торговая наценка» используется, когда учетные цены на товары в структурных подразделениях, получивших или отпустивших товары, разные. Если учетные цены одинаковы, то при внутреннем перемещении товаров счет 42 не используются.

Типичные бухгалтерские записи по приобретению и реализации товаров по счету 42 представлены в таблице 4.

Таблица 4

Бухгалтерские записи по приобретению и выбытию товара с использованием счета 42 «Торговая наценка»

Содержание операции ДТ КТ

Принят товар от поставщика по покупным ценам 41 60

Отражен НДС по поступившему товару 19 60

Оплата за приобретенный товар 60 51

Торговая наценка 41 42

Отражена выручка с НДС при продаже товаров 50 90.1

Списана себестоимость проданных товаров 90.2 41

Отражен НДС при реализации 90.3 68

Сторно торговой наценки по реализации товара 90.2 42

Списаны расходы на продажу 90 44

Определение финансового результата при реализации товара происходит так:

Дебет счета 90.9. Кредит счета 99. - отражена прибыль

Дебет счета 99. Кредит счета 90.9. - отражен убыток.

Для хранения товаров используют склад. Правильно организованный складской учет позволяет избежать потерь и хищений материальных ценностей. В оборот торговли не включается товары, перемещенные между своими структурными подразделениями или складами, находящимися на одном балансе, а также товары, использованные на хозяйственные нужды. Такое движение товаров обязательно должно быть согласовано с руководителем предприятия и оформлено внутренней накладной.

В бухгалтерской отчетности показывают только общие данные о движении и состоянии товаров. В бухгалтерском балансе в строке 1210 «Запасы» отражается стоимость остатков товаров, приобретаемых организацией, осуществляющей торговую деятельность.

В отчете о финансовых результатах в строке 2110 «Выручка» отражается выручка от продажи товаров. Так же в строке 2120 «Себестоимость продаж» организации, осуществляющие торговую деятельность, показывают стоимость покупную товаров, у которых выручка от продажи отражена в данном отчетном периоде.

Подводя итог, можно утвердить, товар - это имущество, которое реализуется или предназначено для реализации. Приобретение, хранение, реализация товаров в торговой фирме должны быть строго регламентировано сопроводительными документами. В бухгалтерском учете организации товары отражаются по покупной стоимости или продажным ценам в соответствии с выбранной политикой на синтетическом счете 41 «Товары». Аналитический учет по данному счету следует организовать в разрезе складов, групп, видов товара. В бухгалтерском учете реализация товаров происходит с использованием счета 90 «Продажи» в корреспонденции со счетом 41 «Товары».

Список литературы

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 г. № 14-ФЗ (ред. от 29.07.2018, с изм. от 03.07.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.12.2018) // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru

2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ (ред. от 03.07.2019) // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru

3. О бухгалтерском учете [Электронный ресурс]: федер. закон РФ от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ. - Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru

4. Об аудиторской деятельности [Электронный ресурс]: федер. закон РФ от 30.12.2008 г. № 307-Ф3. - Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru

5. Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон РФ от 28.12.2009 г. № 381-Ф3 (ред. от 25.12.2018). - Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru

6. Агафонова М.Н. Торговля. Настольная книга бухгалтера торгового предприятия: учебное пособие / М.Н. Агафонова. - М.: Рид Групп, 2014. - 960 с.

7. Астахов В.П. Бухгалтерский (финансовый) учет: учебное пособие для бакалавров / В.П. Астахов. - М.: Юрайт, 2013. - 984 с.

8. Бабаев Ю.А. Бухгалтерский учет: учебное пособие / Ю.А. Бабаев. -М.: Юнити-Дана, 2015. - 476 с.

9. Васильева Г.А. Перспективное планирование на предприятиях торговли продуктами / Г.А. Васильева, С.В. Донскова, Н.В. Рунова. - М.: Пищевая пром-ть, 2014. - 95 с.

10. Николаева Г.А. Бухгалтерский учет в розничной торговле: учебное пособие / Г.А. Николаева, Т.С. Сергеева. - М.: А-Приор, 2014. - 256 с.

11. Шеремет А.Д. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учебник / А.Д. Шеремет. - 2-е изд., - М.: ИНФРА-М, 2019. - 374 с.

Гринавцева Е.В.

кандидат экономических наук, доцент, Липецкий Государственный Технический Университет

г. Липецк, Россия Федотова Л.В. магистрант

Липецкий Государственный Технический Университет,

г. Липецк, Россия

ПОНЯТИЕ И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ И ЗАКАЗЧИКАМИ

Аннотация: В работе раскрывается понятие и учет расчетов с покупателями и заказчиками. Рассматриваются типовые схемы отражения на счетах бухгалтерского учета операций, связанных с расчетами с покупателями и заказчиками. Особое внимание уделяется основным формам расчетов с покупателями и заказчиками. Рассматривается проблематика бухгалтерского учета расчетов с покупателями, и предлагаются методы ее решения.

Ключевые слова: Покупатели и заказчики, учет расчетов с покупателями и заказчиками, операции с расчетами с покупателями, учет расчетов по авансам полученным, формы расчетов с покупателями, проблемы учета расчетов с покупателями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.