оценивать точность ее выполнения. Количественные данные самоконтроля и учета полезно представлять в виде графика, тогда анализ показателей дневника самоконтроля, предварительного, текущего и итогового учета будет более наглядно отображать динамику состояния здоровья, уровня физической и спортивной подготовленности занимающихся, что облегчит повседневное управление процессом самостоятельной тренировки.
Список литературы
1. Виленский М. Я. Физическая культура и здоровый образ жизни студента: учебное пособие / М. Я. Виленский, А. Г. Горшков. М.: Гардарики, 2007. 218 с.
2. Ильинич В. И. «Физическая культура студента» Изд. «Гардарики». Москва, 2000. С. 72-74.
3. Иващенко Л. Я.Программирование занятий оздоровительным фитнесом / Л. Я. Иващенко, А. Л. Благий, Ю. А. Усачев. К.: Наук. Свет, 2008. 198 с.
4. Кошбахтиев И. А. Основы оздоровительной физкультуры молодежи // Учебное пособие. Ташкент, 1987. С. 48.
5. Максименко А. М. Теория и методика физической культуры: учебник для вузов физической культуры / А. М. Максименко. 2-е изд,. М.: Физическая культура, 2009. 496 с.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ НА ОСНОВЕ ДИНАМИКИ
ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОК
1 2 Бабичева И. В. , Моисеева М. В.
1Бабичева Ирина Вячеславовна - кандидат педагогических наук, доцент; 2Моисеева Мария Валерьевна - ассистент, кафедра физического воспитания, Ташкентский университет информационных технологий, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье анализируется динамика частоты сердечных сокращений с использованием современных средств информационных технологий. Выявлена реакция сердечно-сосудистой системы на каждое физическое упражнение, установлена зависимость между нагрузками различной направленности, зафиксировано время выполнения, максимальные, средние и минимальные показания ЧСС. Полученные данные позволяют совершенствовать индивидуальный подход в образовательном процессе по физическому воспитанию.
Ключевые слова: физическое воспитание, физические нагрузки, регулирование, индивидуальный подход.
На занятиях физического воспитания в вузе основное внимание уделяется разностороннему развитию силовых, скоростных, скоростно-силовых способностей, выносливости, гибкости и координационных способностей, а также их сочетаний. Вместе с тем закрепляются и совершенствуются соответствующие навыки (техники и тактики): продолжается дальнейшее обогащение двигательного опыта, повышение координационного базиса путём освоения новых, ещё более сложных двигательных действий и вырабатывается умение применять их в различных по сложности условиях. Состав упражнений, предусматриваемых типовой программой физического воспитания, широк и разнообразен. В него входят бег на различные дистанции,
прыжки, скоростные перемещения циклического характера, ряд действий в играх, совершаемых в короткое время с высокой интенсивностью, силовые упражнения [3].
Наиболее распространёнными методами развития двигательных качеств в основном являются методы, используемые в спортивной тренировке: метод повторного выполнения упражнения, интервальный метод, метод регламентированного упражнения, круговая тренировка. Но если задачей спортивной тренировки становится достижение максимального результата в избранном виде спорта, то задачей занятий физической культуры является повышение уровня физического состояния до безопасных величин, гарантирующих стабильное здоровье. Физическая активность эффективна в том случае, если условия работы мышц и сердечно-сосудистой системы приближены к реальному и оптимальному согласованию внешней нагрузки с функциональными возможностями организма занимающихся [4].
Сложность регулирования индивидуальной величины нагрузки, особенно при групповой форме занятий, сдерживает широкое применение средств физического воспитания. Преподавателю сложно определять текущие изменения в физическом состоянии каждой занимающейся, давать соответствующие индивидуальные рекомендации, оценивать эффективность и оздоровительную ценность предложенной методики занятий. Превышение допустимого индивидуального уровня нагрузки может привести к перетренировке, травмам, потере мотивации. Очевидна необходимость создания такой технологии, которая включала бы автоматизированные контроль, экспертизу (сравнение текущих показателей с модельными характеристиками) и индивидуальную коррекцию физического состояния занимающихся [2].
В качестве показателей достигаемого оздоровительного эффекта могут быть использованы показатели уровня пульсовой стоимости упражнения, регистрируемые с помощью монитора сердечного ритма. Непрерывно проводимая регистрация показателей ЧСС позволяет решить на практике проблему точной количественной оценки выполняемой физической работы [1].
С целью исследования изменения ЧСС во время выполнения различных физических упражнений, используемых в процессе физического воспитания студенток, было проведено практическое занятие, направленное на развитие скоростно-силовых качеств с применением традиционных средств из легкой атлетики, спортивных игр, гимнастики. Время проведения занятия составило 61 мин. 45 сек.
С помощью монитора сердечного ритма были зафиксированы следующие показатели ЧСС: максимальное значение ЧСС - 185 уд/мин; среднее значение ЧСС - 136 уд/мин.; минимальное значение ЧСС - 80 уд/мин; суммарное значение ЧСС - 8398 уд.
Анализируя полученные данные, выявили, что повышение ЧСС до 175 уд/мин. отмечено уже на 2 минуте занятия, во время выполнения студенткой медленного бега в подготовительной части. Это говорит о низкой подготовленности занимающейся, так как упражнение аэробного характера для ее организма явилось анаэробным. В основной части занятия пульс резко повышается выше 160 уд/мин во время выполнения упражнений, совершаемых в короткое время с высокой интенсивностью (прыжковые упражнения, бег на короткие дистанции), и понижается во время отдыха или ожидания очередности. Пики частоты пульса (до 185 уд/мин) отделены друг от друга интервалами в 5-7 мин. с частотой пульса 110-120 уд/мин. Количество нагрузок, при которых достигались пики частоты пульса, в одном занятии составило 8. Общее время основной части - 41 мин 40 сек. Сопоставляя график изменения ЧСС с планом-конспектом занятия, выявили, что в зоне до 130 уд/мин. студентки не выполняли никаких упражнений, а проходили период восстановления и ожидания очередности. Поэтому наибольшее время (42,7% - 26 мин. 25 сек.) было затрачено на нагрузку малой интенсивности.
Сопоставляя выполненную нагрузку с самочувствием занимающейся, педагогическими наблюдениями и показателями ЧСС, можно сделать вывод, что при ЧСС до 175 уд/мин. нагрузка является оптимальной и соответствует возможностям
105
занимающейся. Нагрузка, вызывающая увеличение ЧСС выше 180 уд/мин., является высокой для испытуемой, и требует определенного времени на восстановление. При ЧСС до 100-130 уд/мин. нагрузку следует считать недостаточной для достижения эффекта. При недостаточной физической подготовленности занимающихся выполнение задачи занятия, направленной на развитие скоростно-силовых качеств является достаточно трудным. Полученные данные показывают, что занятие по традиционной системе имеет не оздоровительную задачу, а тренировочную, и не соответствует индивидуальным особенностям всех студенток.
Исследовав зависимости между нагрузками различной направленности и ЧСС на занятиях, определили, что многие студентки не готовы к выполнению нагрузок в полном объеме, предусмотренных стандартной учебной программой. Таким студенткам трудно выполнять программу учебных занятий, построенных в рамках тренировочных режимов (в соответствии с физиологически обоснованными стандартами для данной возрастной группы). Это связано с несоответствием нормативных тестов состоянию здоровья (не учитывается степень физического состояния) и физической подготовленности значительного числа студенток. Положение усугубляется отсутствием у большинства студенток необходимого интереса к физической культуре. Нередко такие студентки пассивны на занятиях, они не в состоянии выполнять элементарные упражнения, избегают физических нагрузок, не проявляют настойчивости в достижении результатов, необходимых для оптимального функционирования всех систем организма.
В связи с этим по-прежнему остается важной задача актуализации и активизации физической деятельности студенток. Организация и методика учебного процесса для таких студенток имеет свои особенности. А это требует совершенствования учебного процесса физического воспитания, разработки и внедрения новых подходов и технологий работы с этим контингентом.
Список литературы
1. Асмолова Л. А. Управление физическим воспитанием студентов на основе современных информационных технологий: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. Алма-аты, 2002. С. 29.
2. Журавлева Ю. С., Пиллиповский А. З. Сравнительный анализ эффективности тренировочного процесса различной направленности в повышении функциональных резервов женского организма // Теория и практика физической культуры, 2007. № 1. С. 58-61.
3. Ильинич В. И. Физическая культура студента. Изд. «Гардарики». Москва, 2000. С. 72-74.
4. Селуянов В. Н. Технология оздоровительной физической культуры. М.: Спорт Академ Пресс, 2001. 172 с.