Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
139
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА / НАЛОГОВЫЙ СЕКТОР / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сабанова М.М., Калабекова Л.И.

В данной статье автором проведена комплексная оценка состояния современной налоговой системы РФ. В частности, даны общие сведения о структуре налоговой системы, задачах и принципах ее построения. Проанализированы основные показатели, характеризующие уровень развития системы налогообложения России. Рассмотрены ключевые проблемы развития налоговой системы Российской Федерации и предложены направления ее совершенствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT AND FUNCTIONING OF THE MODERN TAX SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION

In this article, the author carried out a comprehensive assessment of the state of the modern tax system of the Russian Federation. In particular, general information is given about the structure of the tax system, the tasks and principles of its construction. The main indicators characterizing the level of development of the taxation system in Russia are analyzed. The key problems of the development of the tax system of the Russian Federation are considered and directions for its improvement are proposed.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ»

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ

НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ

М.М. Сабанова, студент Л.И. Калабекова, доцент

Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова (Россия, г. Нальчик)

DOI:10.24412/2411-0450-2022-12-2-120-123

Аннотация. В данной статье автором проведена комплексная оценка состояния современной налоговой системы РФ. В частности, даны общие сведения о структуре налоговой системы, задачах и принципах ее построения. Проанализированы основные показатели, характеризующие уровень развития системы налогообложения России. Рассмотрены ключевые проблемы развития налоговой системы Российской Федерации и предложены направления ее совершенствования.

Ключевые слова: налоговая система, налоговый сектор, налогообложение, налоговая политика.

Современное состояние отечественной экономики в условиях спада производства, кризисных явлений, санкций со стороны западных государств, уменьшения цен на нефть, последствий коронавируса требует поиска принципиально других подходов к управлению ею. Известно, что среди множества экономических рычагов, с помощью которых государство воздействует на экономику, главное место принадлежит налогам и налогообложению.

Федеральный бюджет государства в основном формируется за счет налоговых платежей, что свидетельствует о необходимости модернизации налоговой системы, ее совершенствовании. Налоговая система должны быть способна создавать все необходимые условия для успешного и максимально эффективного развития экономики всего государства и отдельных его территорий.

Согласно ст. 57 Конституции Российской Федерации «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы» [3]. На основании данной статьи 31 июля 1998 г. был принят Федеральный закон № 147-ФЗ «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации», который ввел нормативный акт, полностью регулирующий отношения в данной сфере - Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ). Действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации распространялось на правоотношения с 1 января 1999 г. [6].

Существуют различные критерии классификации видов налогов, наиболее распространенной является классификация налогов по уровням бюджетной системы: федеральные, региональные, местные (рис. 1).

Налоги и сборы

1

1 1

Федеральные: НДС, акцизы, НДФЛ, налог на прибыль организаций, НДПП, водный налог, госпошлина Региональные: налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, транспортный налог Местные: земельный налог, налог на имущество фпзлиц, торговый сбор

Рис. 1. Виды налогов и сборов в РФ [5, с. 40]

Налоговая система - это составная часть всей бюджетной системы страны, а доходы федерального бюджета в большей части состоят из налоговых поступлений.

Из данных таблицы 1 мы видим, что за 2019-2021 гг. доходы федерального бюджета выросли на 5 098 млрд. руб., или 25,2%. Однако при этом расходы также выросли значительно - на 6 548 млрд. руб., или 35,9%. Очень важным является такой показатель, как сальдо бюджета, то есть разница между суммой доходов и суммой

Из данных таблицы 2 мы видим, что фактические поступления в федеральный бюджет налоговых доходов за 2021 г. составили 19 111 млрд. руб. (75,6% от общего объема доходов). Неналоговые доходы составили 5 874 млрд. руб. (23,2% от общего объема доходов). Безвозмездные поступления составили 299,9 млрд. руб. (1,2% от общего объема доходов).

К налоговым доходам бюджетов относятся доходы от предусмотренных законодательством Российской Федерации о

В таблице 1 представлены основные показатели федерального бюджета России за 2019-2021 гг.

расходов. Это важный показатель. Положительное сальдо (разница) бюджета - это профицит, отрицательное - дефицит.

Бюджетным кодексом Российской Федерации установлено, что доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также безвозмездных поступлений (табл. 2).

налогах и сборах федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных налогов, местных налогов и сборов, а также пеней и штрафов по ним. Налоговые доходы федерального бюджета - это доходы от федеральных налогов и сборов [1, с. 113].

Структура налоговых доходов федерального бюджета РФ в 2021 г. показана на рис. 2.

Таблица 1. Показатели исполнения федерального бюджета РФ за 2019-2021 гг.

Наименование показателя 2019 г. 2020 г. 2021 г. Темп роста 2021/2019

млрд. руб. млрд. руб. %

Доходы бюджета 20 188 18 722 25 286 5 098 25,2

Расходы бюджета 18 214 22 821 24 762 6 548 35,9

Дефицит/профицит бюджета (-/+) +1 974 -4 099 +524 -1 450 -73,4

Таблица 2. Виды доходов федерального бюджета РФ в 2019-2021 гг.

Показатели 2019 г. 2020 г. 2021 г.

Сумма, млрд. руб. Уд. вес, % Сумма, млрд. руб. Уд. вес, % Сумма, млрд. руб. Уд. вес, %

Всего доходов 20 188 100 18 722 100 25 286 100

в том числе

Налоговые доходы 15 167 75 13 576 73 19 111 75,6

Неналоговые доходы 4 947 24 4 018 21 5 874 23,2

Безвозмездные поступления 74 1 1 128 6 299,9 1,2

РФ; 3895; 20%

Рис. 2. Структура налоговых доходов федерального бюджета РФ

в 2021 г. (млрд. руб.)

Как видно на рис. 2, наибольший удельный вес в структуре налоговых доходов федерального бюджета РФ в 2021 г. имеют налоги за пользование природными ресурсами - 44%. Как видно, в бюджет в отчетном году поступило 8 297 млрд. руб. по данному налогу. Прежде всего, это налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ).

На втором месте налоги на товары, реализуемые на территории РФ - 27%, или 5 204 млрд. руб. Удельный вес налогов на товары, ввозимые на территорию РФ (включая НДС), составил 20%, или 3 895 млрд. руб. [2, с. 110].

Безусловно, ключевая проблема налоговой системы России на современном этапе - это уклонение от уплаты налогов. По-

этому развивается такое явление, как теневая экономика. Под теневой экономикой подразумевается сокрытие экономической деятельности субъекта экономики, причем масштабы сокрытия могут быть разными. Уклонение от уплаты налогов - это самая распространенная форма теневых операций (сокрытие объектов налогообложения, занижение объектов налогообложения, неправомерное использование льгот и т.д.) [4, с. 246].

Теневая экономика провоцирует конкуренцию среди налогоплательщиков, из-за которой добросовестные налогоплательщики оказываются в менее благоприятных условиях. Статистика теневой экономики в России в 2019-2021 гг. показана в таблице 3.

Таблица 3. Статистика теневой экономики в РФ в 2019-2021 гг.

Период ВВП, трлн. руб. Величина теневой экономики

трлн. руб. % к ВВП трлн. руб. % к ВВП

2019 г. 103,6 20,7 20

2020 г. 110,5 20,0 18,1

2021 г. 106,7 20,5 19,2

Из данных таблицы 3 мы видим, что в России за период 2019-2021 гг. наблюдалось существенное увеличение ВВП, который в 2021 г. составил 106,7 трлн. руб., при этом доля теневой экономики за три последних года уменьшилась с 20% до 19,2%. Таким образом, общий уровень теневого сектора за последние годы снизился незначительно.

Проблемы налогового контроля приводят к увеличению налоговых правонарушений, снижению объемов налоговых поступлений в бюджет, несбалансированности действий утвержденных государственных органов и созданию неблагоприятной экономической ситуации в целом.

В первую очередь можно выделить ос- Рост задолженности по уплате налогов

новные направления повышения эффек- среди налогоплательщиков является след-тивности налогового контроля: ствием отсутствия налоговой осведомлен-

- совершенствование всей налоговой ности общества, недоверия граждан и ре-системы; ального сектора экономики к налоговой

- реформа системы налогового админи- системе, стремление минимизировать стрирования; налоговые платежи через незаконные

- непосредственное улучшение налого- налоговые схемы, что подтверждается ре-вого контроля. зультатами всероссийского опроса.

Библиографический список

1. Долгановова Ю.С. Бюджетная система Российской Федерации. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2019. - 356 с.

2. Исполнение федерального бюджета и бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за 2019-2021 год. - М., 2022. - 142 с.

3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) // СПС «Консультант Плюс».

4. Магомедова М.Г. Проблемы собираемости налогов в РФ на современном этапе // Актуальные проблемы общества, экономики и права в контексте глобальных вызовов. - М.: ИРОК, 2022. - С. 245-249.

5. Маршавина Л. Я. Налоги и налогообложение. - М.: Юрайт, 2022. - 510 с.

6. Налоговый Кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ. Части первая и вторая: офиц. текст. - М.: АБАК, 2017. - 3824 с.

IMPROVEMENT AND FUNCTIONING OF THE MODERN TAX SYSTEM OF THE

RUSSIAN FEDERATION

M.M. Sabanova, Student

L.I. Kalabekova, Associate Professor

Kabardino-Balkarian State University named after Kh.M. Berbekov (Russia, Nalchik)

Abstract. In this article, the author carried out a comprehensive assessment of the state of the modern tax system of the Russian Federation. In particular, general information is given about the structure of the tax system, the tasks and principles of its construction. The main indicators characterizing the level of development of the taxation system in Russia are analyzed. The key problems of the development of the tax system of the Russian Federation are considered and directions for its improvement are proposed.

Keywords: tax system, tax sector, taxation, tax policy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.