РАЗДЕЛ III.
ФИНАНСЫ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
DOI 10.54220/1994-0874.2022.68.64.009 УДК 336
Васильева М.В.
АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ
Аннотация
Налоговая система для каждой страны является основополагающим механизмом развития национальной экономики, способствующим обеспечению устойчивого социально-экономического развития государства.
В условиях цифровой трансформации национальной экономики налоговая система нуждается в технологической трансформации, что очень важно с точки зрения совершенствования системы налогового администрирования, повышения уровня налоговой эффективности, собираемости и т.д.
В статье рассматриваются механизмы налогообложения, сущность и принципы налогового администрирования в условиях цифровой трансформации национальной экономики.
Ключевые слова
Налоговое планирование, цифровизация, технологическая модернизация, аспекты налогообложения, налогового администрирования, налоговый контроль.
JEL: H21
Vasilyeva M. V.
CURRENT ASPECTS OF TAXATION IN THE CONTEXT OF DIGITALIZATION
Annotation
The tax system for each country is a fundamental mechanism for the development of the national economy, which contributes to sustainable socio-economic development of the state.
Under the conditions of digital transformation of the national economy, the tax system needs technological transformation, which is very important in terms of improving the system of tax administration, increasing the level of tax efficiency, collectability, etc.
The article examines the mechanisms of taxation, the essence and principles of tax administration in the digital transformation of the national economy.
Keywords
Tax planning, digitalization, technological modernization, aspects of taxation, tax administration, tax controll.
Введение. Формирование эффективной налоговой системы для каждого государства является основой дальнейшего развития национальной экономики, так как именно налоговая система обеспечивает сбор финансовых ресурсов для их эффективного использования.
На сегодняшний день отечественная налоговая система трансформируется с учетом новых реалий и возможностей, которые позволяют оптимизировать систему налогового администрирования, осуществлять более эффективную контрольно-оценочную политику, вследствие чего ожидается повышение уровня налоговой собираемости.
Анализ ситуации. Понятие «налоговая система» не имеет единого общепринятого определения, но, тем не менее, приведем несколько определений. Так, налоговая система Российской Федерации представляет собой совокупность поступающих в бюджет государства налогов, сборов, пошлин и иных обязательных платежей, которые подлежат к уплате в установленном законодательством порядке на всей территории Российской Федерации [1].
Или же, налоговая система государства представляет собой совокупность налогов, пошлин, введенных на федеральном уровне, установленных законодательством Российской Федерации, а также иными нормативными актами органов местного самоуправления по всем субъектам РФ.
Основным законодательным актом, регулирующим порядок, метод, объем уплаты налогов и сборов является Налоговый кодекс РФ, а также федеральные законодательные акты.
Таким образом, налоговая система РФ - это не просто источник генерации налоговых платежей с населения, это гораздо более сложная и многогранная система, которая обеспечивает непрерывность, прозрачность сбора и распределения налоговых отчислений физическими и юридическими лицами.
Налоговая система, кроме сбора и распределения налоговых платежей, также обеспечивает иные процессы, а именно:
- принципы установления или прекращения региональных и федеральных налогов, сборов и иных обязательных платежей, отчисляемых в консолидированный бюджет государства;
- установление порядка и правил освобождения от уплаты налогов и сборов тех или иных лиц, имеющих определенные льготы, а также контроль за порядком исполнения данных обязанностей;
- определение критериев ответственности за неуплату налогов или просрочки по ее уплате [2];
- установление форм, методов и видов контроля за соблюдением налогового законодательства;
- обеспечение информационной подсистемы управления налоговой системой, то есть предоставление непрерывной и достоверной информации, обеспечение функционирования сайта налоговой службы, представление статистической отчетности в открытых доступах и т.д.
Классификация налогов по уровню налоговой системы имеет следующий вид:
- федеральные налоги и сборы -все налоги и сборы, которые устанавливаются на всей территории Российской Федерации Налоговым кодексом РФ и обязательны к уплате;
- региональные налоги - все налоги и сборы, установленные на территории субъектов РФ (краев, областей, республик), которые обязательны к уплате и устанавливаются Налоговым кодексом РФ, а также законодательными актами субъектов РФ;
- местные налоги и сборы - устанавливаются Налоговым кодексом РФ, а также органами местного самоуправления, отдельных муниципальных образований, обязательны к уплате на их территории.
На рисунке 1 изображена трехуровневая налоговая система РФ.
Федеральные налоги
Водный налог
НДПИ
НДС
НДФЛ
Налог на прибыль организаций
Акцизы
Гос. пошлины
Налоговая система РФ т
I
Региональные налоги
1
Местные налоги
Нало имущ органи г на ество заций
Транспортный налог
Земельный налог
Налог на имущество физ. лиц.
Налог на игорный бизнес
Рисунок 1 - Структура налоговой системы Российской Федерации
Внедрение цифровых технологий в налоговую систему РФ позволит повысить уровень налоговой собираемости, снизить налоговую нагрузку на налогоплательщиков, более рационально использовать финансовые ресурсы, максимально грамотно планировать и прогнозировать налоговые поступления [3].
В рамках программы «Цифровая экономика в РФ», утвержденной распоряжением Правительства РФ от 28 июля 2017 г. № 1632-р, предполагается комплексный переход национальной экономики к автоматизированным программам учета, анализа, контроля и оценки.
Цифровизация налоговой системы предполагает внедрение автоматизированных программ учета, контроля, оценки, планирования и прогнозирования налоговых поступлений.
К таким цифровым программам, предусматриваемым для применения в налоговой системе, можно отнести следующее [4]:
- внедрение онлайн-кассы, посредством которой моментально информация обо всех операциях поступает в налоговую службу;
- внедрение автоматизированных программ учета, ведения налоговой статистики, формирования форм налоговой отчетности;
- программы, позволяющие провести налоговый анализ, сформировать и направить в налоговые органы налоговую декларацию;
- электронное формирование отчетности 2-НДФЛ, 3-НДФЛ;
- разработка и активное внедрение приложения «Личный кабинет налогоплательщика» для физ. и юр. лиц;
- автоматизированная программа взаимодействия, в том числе с налоговыми органами, в рамках сервиса «Госуслуги»;
- приложение «Мой налог» для самозанятых и т.д.
Перечисленные цифровые решения не являются единственными, с каждым годом совершенствуется процесс трансформации национальной экономики, в том числе налоговой системы.
Рисунок 2
На рисунке 2 представлены показатели налоговых и неналоговых поступлений в консолидированный бюджет РФ до и после внедрения автоматизированных программ контроля, анализа, учета, планирования и прогнозирования [6]. Так, по данным Росстата РФ,
Таким образом, налоговая система как комплексный механизм, который генерирует все налоговые поступления государства, нуждается в постоянной цифровой трансформации как для удобства налогоплательщиков, так и с целью повышения уровня контроля, оценки, анализа, планирования и прогнозирования налоговых платежей, поступающих в консолидированный бюджет государства [5].
Иными словами, трансформации налоговой системы - это обязательная часть развития национальной налоговой системы, а также экономики в целом.
Представим на следующем рисунке показатели налогового администрирования до (2020 год) и после (2021 год) внедрения цифровых технологий.
общий объем налоговых поступлений в 2020 году составил 156321 млрд руб., а в 2021 году данный показатель вырос до 168750 млрд руб.
Рост налоговых поступлений на 1667 млрд руб. произошел благодаря: увеличению налога на прибыль на
180000 160000 140000 120000
ю
а 100000
ч
о.
е;
80000 60000 40000 20000 0
168750 156321
Налоговые доходы
326 398
Неналоговые доходы
2020 2021
Вид налоговых поступлений в консолидированный бюджет
- Динамика налоговых поступлений в консолидированный бюджет РФ до цифровой трансформации
433 млрд руб.; увеличению НДФЛ на 506 млрд руб.; увеличению НДС на 200 млрд руб.; увеличению акцизов на 202 млрд руб. Неналоговых доходов в 2021 году поступило в бюджет на 49 млрд руб. больше, чем в 2020 году. Выросла доля налога на прибыль с 18,7 до
Рисунок 3
Налоговые органы с каждым годом стремятся совершенствовать инструментальную базу контроля, анализа и оценки налоговых поступлений, что играет важную роль в развитии национальной экономики.
Налоговые органы находятся в процессе адаптации к использованию информационно-коммуникационных технологий и цифровизации экономики. Они уже приступили к цифровизации налогового администрирования путем внедрения электронной подачи налоговых деклараций и постепенно внедряют обязательное электронное выставление счетов.
Процесс цифровизации налоговой системы РФ требует значительных затрат времени, но результат и экономи-
20,0%; НДФЛ - с 15,6 до 17,4%; НДС -с 18,4 до 18,7%.
Представим на рисунке 3 динамику налоговых и неналоговых поступлений в консолидированный бюджет государства после цифровой трансформации, которую проводила налоговая служба.
ческий эффект от автоматизации процессов учета, анализа и контроля, безусловно, будет гораздо большим, чем предполагается. На сегодняшний день для развития бизнеса необходимо создавать оптимальные условия, в том числе максимально облегчать привычный формат формирования форм отчетности, а также расчета и уплаты налогов. Большинство внедряемых технологий обеспечивают моментальный анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия, расчет налоговой базы, а также суммы к уплате в бюджет [7].
С развитием цифровых технологий повышаются как риски, так и возможности контроля, анализа, оценки, обобщения и представления информации в рамках единой статистической
250000
200000
150000
100000
50000
213650
2018
2019
2020 2021
Налоговые поступления
- Налоговые поступления в консолидированный бюджет государства после внедрения цифровых технологий, млрд руб.
0
отчетности. Налогообложение в условиях цифровой трансформации представляет собой автоматизированную схему сбора, обработки информации по налогоплательщикам, налоговым базам, налоговым льготам, а также по поступлениям и не-доначисленным платежам в консолидированный бюджет государства.
С одной стороны, переход органов налоговых служб в цифровую среду деятельности обеспечивает высокий уровень налогового контроля, с другой стороны, цифровое пространство не является защищенной средой хранения и обработки персональных данных, иными словами, кибербезопасность, в том числе в системе цифрового налогообложения, остается одной из актуальных проблем современности.
Но если рассматривать цифровую трансформацию системы налогообложения, то можно выделить следующие положительные критерии:
- повышение уровня налогового контроля;
- сокращение уровня теневой экономики;
- рост уровня налоговых поступлений;
- оптимизация процессов налогового администрирования (личный кабинет налогоплательщика, онлайн-калькулятор расчета налоговой базы, программы по формированию налоговой отчетности и т.д.);
- оперативный учет налоговых поступлений;
- формирование и представление обновленных прогнозов по налоговым поступлениям;
- контроль за движением денежных средств и т.д.
Перечисленные критерии играют положительную роль в области совершенствования, развития отечественной налоговой системы, а также перехода на новый уровень взаимодействия с налогоплательщиками.
Цифровая трансформация налоговой системы в первую очередь направ-
лена на расширение инструментария контроля и оценки налоговых поступлений в консолидированный бюджет государства. Развитие рыночных отношений, рост уровня цифровых технологий, применяемых в предпринимательской деятельности, увеличение онлайн-продаж - все это влияет на процесс цифровой трансформации налоговой системы.
Иными словами, развитие цифровых технологий позволит избавиться от устаревающей формы отчетности по налогам и создать в Российской Федерации систему бесконтактного налогообложения.
Библиографический список
1. Маслов Б.Г., Маслова И.А., Дедкова Е.Г. Система налогового анализа в рамках налогового планирования и прогнозирования // Проблемы и перспективы развития налогового администрирования и налогового консультирования в России: сборник статей всероссийской научно-практической конференции. - М., 2016 - С. 113-115.
2. Варакса Н.Г. Методика формирования единого информационного поля учетно-налоговой системы // Управленческий учет. - 2012. - № 1. - С. 70-74.
3. Попова Л.В., Рождественская Е.С. Налоговый контроль и анализ в системе налоговой безопасности страны // Транспортное дело России. - 2018. -№ 5. - С. 74-76.
4. Болатаева А.А. Налоговая система РФ: актуальные проблемы и пути совершенствования современной налоговой системы // Научные Известия. -2019. - № 6. - С. 41-45.
5. Бочарова О.Ф., Волошина Е.Ю. Налоги как инструмент инновационного развития // Современные научные исследования и разработки. - 2017. -№ 5 (13). - С. 69-70.
6. Воробьева Е.В. Налоговая система России: основные направления
модернизации // Вестник образовательного консорциума «Среднерусский университет». Серия: Экономика и управление. - 2017. - № 9. - С. 75-76.
7. Дубина Ю.Ю. Современная налоговая система России, основные направления ее развития // Бенефициар. -2017. - № 14. - С. 31-34.
Bibliographic list
1. Maslov B.G., Maslova I. A., Dedkova E.G. The system of tax analysis within the framework of tax planning and forecasting // Problems and prospects of development of tax administration and tax consulting in Russia: Collection of articles of the All-Russian Scientific and Practical Conference. - М., 2016. - С. 113-115.
2. Varaksa N.G. Methodology of forming a single information field of the accounting and tax system // Managerial Accounting. - 2012. - No. 1. - Рр. 70-74.
DOI 10.54220/1994-0874.2022.83.60.010 УДК 336
3. Popova L.V., Rozhdestven-skaya E.S. Tax control and analysis in the system of tax security of the country // Transportnoe delo Rossii. - 2018. - No. 5. -Pp. 74-76.
4. Bolataeva A.A. Nalogovaya sistema RF: actual problems and ways to improve the modern tax system // Nauch-nye Izvestia. - 2019. - No. 6. - Pp. 41-45.
5. Bocharova O.F., Voloshina E.Y. Taxes as a tool for innovative development // Modern scientific research and development. - 2017. - No. 5 (13). - Pp. 69-70.
6. Vorobyeva E.V. Tax system of Russia: the main directions of modernization // Bulletin of the Educational Consortium of the Srednerussky University. Series: Economics and Management. - 2017. -No. 9. - Pp. 75-76.
7. Dubina Yu.Y. Modern tax system in Russia, the main directions of its development // Beneficiary. - 2017. - No. 14. -Pp. 31-34.
Гашенко И.В., Зима Ю.С., Оробинская И.В.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАЛОГОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ СОВРЕМЕННЫМ ВЫЗОВАМ И УГРОЗАМ
Аннотация
Рассматриваемая тема исследования освещает различные аспекты проблем обеспечения налоговой безопасности в рамках концепции национальной и экономической политики для дальнейшего стратегически устойчивого формирования социально-экономического развития государства. Цель статьи заключается в исследовании основополагающих аспектов формирования защитного механизма и внедрения мер по противодействию рискам и угрозам налоговой безопасности государства и личности.
Методологической разработкой статьи является использование аналитического анализа показателей системы налоговой безопасности, позволяющего предпринять превентивные меры по минимизации налоговых рисков от внутренних и внешних угроз экономике государства.
Научное исследование раскрывает содержание деятельности по обеспечению налоговой безопасности как категории самостоятельного института в рамках реализации налоговой политики государства с целью уточнения налоговых индикаторов системы информации об угрозах и рисках для использования их на различных уровнях управления экономикой.