Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
31
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / ПОВЫШЕНИЕ ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ / ЦИФРОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ЦИФРОВЫЕ НАВЫКИ / ЦИФРОВАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Подвальный Е. С., Шахворостов Г. И.

П р е д м е т. Цифровая грамотность населения. Т е м а . Предложения по совершенствованию государственной политики по повышению цифровой грамотности населения на территории Воронежской области.Ц е л и . Формирование предложения по совершенствованию государственной политики по повышению цифровой грамотности населения на территории Воронежской области. М е т о д о л о г и я . Метод теоретического анализа, анализа нормативных правовых документов по теме исследования, изучения материалов научных и периодических изданий по теме исследования, статистический метод и метод сравнения. Р е з у л ь т а т ы . В рамках проведенного анализа получена оценка текущего состояния реализации регионального проекта Воронежской области «Кадры для цифровой экономики» и условия реализации государственной политики повышения цифровой грамотности населения на территории Воронежской области. На основе результатов анализа текущего состояния идентифицированы отрицательные тенденции, которые препятствуют реализации государственной политики по развитию цифровой культуры и грамотности жителей Воронежской области. В заключительной части сформированы предложения по совершенствованию государственной политики по повышению цифровой грамотности населения на территории Воронежской области.О б л а с т ь п р и м е н е н и я . Государственная политика повышения цифровой грамотности населения. В ы в о д ы . В публикации разработаны предложения по совершенствованию государственной политики по повышению цифровой грамотности населения на территории Воронежской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Подвальный Е. С., Шахворостов Г. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE IMPLEMENTATION OF THE STATE POLICY TO INCREASE THE DIGITAL LITERACY OF THE POPULATION IN THE VORONEZH REGION

S u b j e c t. Digital literacy of the population. T o p i c . Proposals for improving the implementation of state policy to increase the digital literacy of the population in the Voronezh region. P u r p o s e. Formation of a proposal to improve the implementation of state policy to increase the digital literacy of the population in the Voronezh region. M e t h o d o l o g y. Method of theoretical analysis, analysis of normative legal documents on the research topic, study of materials of scientific and periodicals on the research topic, statistical method and comparison method. R e s u l t s . As part of the analysis, an assessment was made of the current state of the implementation of the regional project of the Voronezh region «Personnel for the digital economy» and the conditions for implementing the state policy to increase the digital literacy of the population in the Voronezh region. Based on the analysis of the current state, negative trends have been identified that hinder the implementation of state policy for the development of digital culture and literacy of the inhabitants of the Voronezh region. In the final part, proposals are formed to improve the implementation of the state policy to increase the digital literacy of the population in the Voronezh region.A p p l i c a t i o n a r e a . State policy of increasing the digital literacy of the population. C o n c l u s i o n s . The publication developed proposals for improving the implementation of state policy to increase the digital literacy of the population in the Voronezh region.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ»

УДК 338.2:004.9

совершенствование государственной политики по повышению цифровой грамотности населения на территории воронежской области

Коды JEL: H52, I25, P36

Подвальный Е. С., доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой естественнонаучных и социальных дисциплин, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (филиал РАНХиГС), г. Воронеж, Россия

E-mail: nauka@rags.vrn.ru

SPIN-код: 3550-3844

Шахворостов Г. И., кандидат технических наук, доцент, заведующий кафедрой государственного и муниципального управления, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (филиал РАНХиГС), г. Воронеж, Россия

E-mail: shakhvorostov@mail.ru

SPIN-код: 3352-6307

Поступила в редакцию 20.12.2022. Принята к публикации 22.12.2022

Аннотация

Предмет. Цифровая грамотность населения.

Тема. Предложения по совершенствованию государственной политики по повышению цифровой грамотности населения на территории Воронежской области.

Цели. Формирование предложения по совершенствованию государственной политики по повышению цифровой грамотности населения на территории Воронежской области.

Методология. Метод теоретического анализа, анализа нормативных правовых документов по теме исследования, изучения материалов научных и периодических изданий по теме исследования, статистический метод и метод сравнения.

Результаты. В рамках проведенного анализа получена оценка текущего состояния реализации регионального проекта Воронежской области «Кадры для цифровой экономики» и условия реализации государственной политики повышения цифровой грамотности населения на территории Воронежской области. На основе результатов анализа текущего состояния идентифицированы отрицательные тенденции, которые препятствуют реализации государственной политики по развитию цифровой культуры и грамотности жителей Воронежской области.

В заключительной части сформированы предложения по совершенствованию государственной политики по повышению цифровой грамотности населения на территории Воронежской области.

Область применения. Государственная политика повышения цифровой грамотности населения.

Выводы. В публикации разработаны предложения по совершенствованию государственной политики по повышению цифровой грамотности населения на территории Воронежской области.

Ключевые слова: государственная политика, повышение цифровой грамотности населения, цифровые компетенции, цифровые навыки, цифровая культура.

UDC 338.2:004.9

improving the implementation of the state policy to increase the digital literacy of the population in the voronezh region

JEL Codes: H52, I25, P36

Podvalny E. S., Doctor of Technical Sciences, Professor, head of natural science and social disciplines, Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation (RANEPA Branch), Voronezh, Russia

E-mail: nauka@rags.vrn.ru

SPIN-code: 3550-3844

Shakhvorostov G. I., candidate of Technical Sciences, head of the department of state and municipal administration, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (branch of RANEPA), Voronezh, Russia

E-mail: shakhvorostov@mail.ru

SPIN-code: 3352-6307

Annotation

Subject. Digital literacy of the population.

Topic. Proposals for improving the implementation of state policy to increase the digital literacy of the population in the Voronezh region.

Purpose. Formation of a proposal to improve the implementation of state policy to increase the digital literacy of the population in the Voronezh region.

Methodology. Method of theoretical analysis, analysis of normative legal documents on the research topic, study of materials of scientific and periodicals on the research topic, statistical method and comparison method.

Results. As part of the analysis, an assessment was made of the current state of the implementation of the regional project of the Voronezh region «Personnel for the digital economy» and the conditions for implementing the state policy to increase the digital literacy of the population in the Voronezh region. Based on the analysis of the current state, negative trends have been identified that hinder the implementation of state policy for the development of digital culture and literacy of the inhabitants of the Voronezh region.

In the final part, proposals are formed to improve the implementation of the state policy to increase the digital literacy of the population in the Voronezh region.

Application area. State policy of increasing the digital literacy of the population.

Conclusions. The publication developed proposals for improving the implementation of state policy to increase the digital literacy of the population in the Voronezh region.

Keywords: public policy, increasing the digital literacy of the population, digital competencies, digital skills, digital culture.

Введение

В настоящее время необходимость формирования цифровой грамотности и компетентности населения является одной из важней-

DOI: 10.22394/1997-4469-2022-59-4-153-162

ших задач построения компетентного и цифрового общества. Современное цифровое пространство построено так, что управленческие процессы и социальные ожидания пе-

реходят в виртуальное пространство. Однако с учетом масштабов нашей страны имеет место тот фактор, что на отдаленных от ключевых центров территориях, цифровая грамотность населения не позволяет применять блага современного геоинформационного мира. Таким образом, на периферии современного цифрового (информационного) общества может остаться достаточно большое количество людей.

В настоящее время на территории Воронежской области ответственным за реализацию регионального проекта «Кадры для цифровой экономики» является департамент цифрового развития Воронежской области [1].

В 2020 году в Воронежской области стартовала реализация Федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» [2]. Цель проекта на территории Воронежской области — обеспечить подготовку высококвалифицированных специалистов. В соответствии с планом в 2020 году 7,7 тыс. жителей области успешно прошли переобучение по компетенциям цифровой экономики в рамках дополнительного образования. По окончании обучения были выданы удостоверения о повышении квалификации установленного образца ФГБОУ ВО Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации [3].

С учетом положительных аспектов в направлении развития цифровой культуры и грамотности жителей Воронежской области наблюдаются и отрицательные тенденции, которые заключаются в следующем:

— отсутствие качественного планирования и реализации информационной кампании на территории Воронежской области, то есть информирование носит спонтанный и локальный характер.

— отсутствие документа в виде концепции и стратегии, направленных на обеспечение реализации мероприятий по развитию цифровых компетенций и грамотности у жителей Воронежской области, в том числе и для жителей старше 55 лет.

— отсутствие единого интернет-портала по повышению цифровой грамотности для жителей Воронежской области.

— отсутствие образовательных программ по подготовке цифровых кураторов.

Таким образом, на основе вышесказанного можно считать, что тема данной статьи является актуальной.

Анализ и оценка текущего состояния реализации регионального проекта Воронежской области «Кадры для цифровой экономики» и условия реализации государ-

ственной политики повышения цифровой грамотности населения на территории Воронежской области

В последнее время о росте цифровых технологий говорится очень много: для большого количества стран цифровизация не только базовый элемент для сохранения глобальной конкурентоспособности, но и уникальная возможность переориентировать структуру отраслей экономики. В этом контексте особое внимание уделяется развитию человеческого капитала и формированию такой образовательной системы, которая будет отвечать требованиям цифровой экономики с фокусом на получение цифровых навыков. Уже сейчас наблюдается спрос на профессионалов, которые будут продвигать цифровизацию, а гражданам приходится принимать изменения и адаптироваться к новым условиям, заданным тенденциями цифровых технологий.

Рассмотрим состояние цифровой грамотности населения в Воронежской области.

В настоящее время доля россиян, обладаю -щих достаточным уровнем цифровой грамотности, практически не менялась на протяжении последних трех лет. Так в 2018 году 26 % доля жителей Воронежской области имели высокий уровень цифровой грамотности. По состоянию на январь 2020 года эта доля составила 27 % — отставание от целевых значений федерального [4] и регионального проекта [5] пока составило 3 п. п. (27 % против ожидаемых 30 %). Предполагается рост данного показателя в дальнейшем (на конец 2020 г.) [6].

Россияне, в том числе и жители Воронежской области понимают важность компетенций в цифровой сфере. Большинство (65 %) считают, что в организации, где они работают, персонал могут сократить из-за автоматизации процессов и внедрения новых технологий. Каждый четвертый работающий (24 %) полагает, что сам может лишиться работы, если не будет проходить обучение в цифровой сфере. При этом, чаще дополнительное обучение в области цифровой грамотности проходят те, у кого она уже и так на достаточно высоком уровне. Однако, проблема привлечения жителей Воронежской области, которые не обладают цифровой грамотностью является первостепенной задачей.

Рассмотрим состояние цифровой грамотности педагогов на территории Воронежской области.

В настоящее время результаты измерения индекса цифровой грамотности продемонстрировали, что воронежские педагоги — и школьные учителя, и преподаватели воронежских вузов — обладают высоким уровнем цифровой грамотности — индекс цифровой грамотности

существенно превышает среднероссийский уровень (на 35 п. п.) и составляет 87 п. п. среди школьных учителей и 88 п. п. среди преподавателей вузов (из 100 возможных) [7].

По уровню цифровой грамотности педагоги опережают своих учеников — подростков и молодых людей несмотря на то, что данные подгруппы тоже обладают высоким уровнем цифровой грамотности, который также значимо превышает среднероссийский показатель — 73 п. п. и 77 п. п. из 100 возможных соответственно. Наиболее высокий уровень школьные учителя, и преподаватели вузов продемонстрировали в сферах информационной и компьютерной грамотности — более 90 п. п. из 100 возможных. Наиболее низкий результат был получен в сфере отношения к технологическим инновациям — ниже 80 п. п., что говорит о недостаточном уровне знаний современных тех-

нологических тенденций, наличия навыков работы с современными гаджетами и приложениями, а также понимания пользы технологических инноваций. Ученики (подростки 12—17 лет и молодые люди 18—24 лет) демонстрируют показатели по данной сфере компетенций, превышающие результаты педагогов [8].

В настоящее время департамент цифрового развития Воронежской области, реализует региональный проект «Кадры для цифровой экономики» [9]. Его цель — обеспечить подготовку высококвалифицированных специалистов.

В 2020 году Воронежская область достигла установленные значения показателей регионального проекта «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» (рис. 1).

Рис. 1. Плановое финансирование региональных проектов в рамках федерального проекта

«Цифровая экономика РФ» в 2021 году [10]

Так, переобучение по компетенциям цифровой экономики в рамках дополнительного образования прошли 8910 специалистов (план — 7700), а количество выпускников системы профессионального образования с ключевыми компетенциями цифровой экономики в регионе составило 7209 человек (план — 5581) [11].

В целях достижения показателей проекта, органами власти был реализован комплекс мероприятий по переобучению граждан и формированию компетенций цифровой экономики. Большой интерес у жителей региона вызвали электронные мультимедийные курсы по 4 направлениям: технологии удаленной работы, персональные данные, управление дан-

ными и маркетинг в социальных сетях. На обучение было подано около 4,5 тыс. заявок. По результатам обучения выдано почти 3 тыс. сертификатов.

Для жителей Воронежской области в 2020 году были реализованы мероприятия регионального и федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» Национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» 1Т-компетенции.

В этой связи разработанные электронные мультимедийные курсы направлены на получение ключевых компетенций цифровой экономики в рамках дополнительного профессионального образования.

Электронные курсы были разработаны ФГБОУ ВО Российской академии народно-

го хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. Электронные курсы разработаны на следующие темы (рис. 2) [12]:

— «Большие данные» на тему: «Государственные данные и услуги»;

— «Системное администрирование» на тему «Организация удаленной работы в не-ИТ сфере»;

— «Кибербезопасность и защита данных» на тему «Организация обработки и обеспечение безопасности персональных данных в органах государственной власти и местного самоуправления»;

— «Цифровой маркетинг и медиа» на тему «Продвижение в социальных сетях и мессен-джерах».

Проходящие курсы

Реализации федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» Национальной программы ««Цифровая экономика Российской Федерации». IT-

компетенции для жителей Воронежской области.

«Большие данные» на тему: «Государственные данные и услуги»;

2. «Системное администрирование» на тему «Организация удаленной работы в не-ИТ сфере»:

3. «Кибербезопасность и защита данных» на тему «Организация обработки и обеспечение безопасности персональных данных в органах государственной власти и местного самоуправления»;

«Цифровой маркетинг и медиа» на тему «Продвижение в социальных сетях и мессенджерах»

f РАНХиГС

НАВИГАЦИЯ

4 Главная страница Создать awaym #] Авторизоваться £ Не помню пароль Поддержка

Рис. 2. Разработанные электронные курсы по заказу департамента цифрового развития Воронежской области [13—15]

По окончании обучения, всем кто успешно прошел обучение, были выданы удостоверения о повышении квалификации установленного образца ФГБОУ ВО Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.

С учетом положительных аспектов в направлении развития цифровой культуры и грамотности жителей Воронежской области наблюдаются и отрицательные тенденции, которые заключаются в следующем (рисунок 3) [14, 15]:

— отсутствие качественного планирования и реализации информационной кампа-

нии на территории Воронежской области, то есть информирование носит спонтанный и локальный характер.

— отсутствие документа в виде концепции и стратегии, направленных на обеспечение реализации мероприятий по развитию цифровых компетенций и грамотности у жителей Воронежской области, в том числе и для жителей старше 55 лет.

— отсутствие единого интернет-портала по повышению цифровой грамотности для жителей Воронежской области.

— отсутствие образовательных программ по подготовке цифровых кураторов.

Инфоррмационные недостатки

Недостатки среднесрочного стратегического развития

Недостаток подготовки кадров

Рис. 3. Недостатки в реализации государственной политики по повышению цифровой грамотности

населения на территории Воронежской области

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, на основе вышесказанного можно считать, что разработка предложений по совершенствованию реализации государственной политики по повышению цифровой грамотности населения на территории Воронежской области является актуальной задачей.

Предложения по совершенствованию реализации государственной политики по повышению цифровой грамотности населения на территории Воронежской области

Предложение 1. В целях реализации государственной политики по развитию цифровой грамотности населения на территории Воронежской области целесообразно разработать Стратегию повышения цифровой грамотности населения Воронежской области на 2022—2027 годы.

Данная Стратегия позволит определить приоритеты, цели и задачи, способы эффективного достижения целей и решения задач в сфере государственного управления отношениями, возникающими в сфере повышения цифровой грамотности населения, создании системы цифрового образования и информирования в сфере защиты прав потребителей цифровых услуг в Воронежской области на среднесрочный период.

Ожидаемые результаты

Ожидаемым результатом реализации настоящей Стратегии является достижение главной цели — создания основ для формирования цифрового грамотного поведения населения как не-

обходимого условия цифрового благополучия домохозяйств и обеспечения устойчивого экономического роста.

В соответствии с поставленными в настоящей Стратегии задачами будет обеспечено достижение следующих результатов:

— совершенствование государственной политики Воронежской области в отношении мер по повышению цифровой грамотности населения;

— обеспечение межведомственного подхода к решению проблем недостаточного уровня цифровой грамотности, информированности, безопасности и защищенности на цифровом рынке российского населения;

— разработка и практическое осуществление комплекса цифровых, организационных, образовательных, просветительско-информа-ционных и иных мероприятий, направленных на повышение уровня цифровой грамотности населения, обеспечение его большей защищенности и безопасности в цифровой сфере, содействие повышению его цифрового благосостояния;

— обеспечение получения гражданами доступной, объективной и качественной информации в области цифровой грамотности и защиты прав потребителей цифровых услуг в соответствии с их возрастной категорией, жизненными ситуациями и потребностями;

— обеспечение большей доступности цифрового образования в различных формах для целевых групп, особенно социально уязвимых;

— участие субъектов исполнительных органов государственной власти Воронежской области в решении проблем, связанных с недостаточной цифровой грамотностью населения Воронежской области, а также активное привлечение к решению этих проблем организаций цифрового сектора, других коммерческих компаний, образовательных и некоммерческих организаций и волонтеров;

— обеспечение комплексности, доступности и эффективности государственных мер по повышению цифровой грамотности, которые будут дополнять реализуемые меры по совершенствованию защиты прав потребителей;

— привлечение дополнительного финансирования для развития системы цифрового образования и информирования за счет инициирования региональных и муниципальных программ и привлечения негосударственных структур к совместным мероприятиям по повышению цифровой грамотности граждан;

— проведение регулярной оценки уровня цифровой грамотности населения на основании целевых показателей реализации настоящей Стратегии для мониторинга результатов достижения ее целей и задач.

Итогом реализации настоящей Стратегии станут сформированная инфраструктура для обеспечения постоянного процесса повышения цифровой грамотности населения в Воронежской области, повышение качества цифрового образования и информирования граждан по вопросам управления личными цифровыми компетенциями, личной цифровой безопасностью и защиты прав потребителей цифровых услуг, формирование ответственного типа поведения на цифровом рынке и приобретение населением цифровых компетенций, в том числе по осуществлению долгосрочного планирования личных цифровых компетенций на всех этапах жизненного пути.

Предложение 2. В целях реализации государственной политики по повышению цифровой грамотности населения на территории Воронежской области целесообразно разработать Концепцию развития компетенций цифровой экономики и цифровой грамотности на территории Воронежской области до 2027 года.

Данная концепция позволит создать Центр компетенций по развитию цифровой грамотности и по кадрам для цифровой экономики (Центр компетенций на базе Департамента цифрового развития Воронежской области) участвует в работе по координации, созданию и реализации планов по развитию цифровой грамотности и компетенций цифровой экономики в Воронежской области.

Созданные и отобранные в результате работы Центра компетенций методы, решения, лучшие технологии, практики, а также совместные усилия по их внедрению позволят сделать значительный вклад в реализацию мероприятий регионального проекта Воронежской области «Цифровая экономика», федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» и национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации», повышению цифровой грамотности населения и уровня компетенций цифровой экономики.

Участники Центра компетенций участвуют в выработке государственной политики в области цифровой грамотности и компетенций цифровой экономики на территории Воронежской области и получают положительные эффекты от взаимодействия друг с другом. Центр компетенций является участником администратором по реализации мероприятий регионального проекта «Цифровая экономика» по развитию цифровой грамотности.

Предложение 3. В целях реализации го -сударственной политики по развитию цифровой грамотности населения на территории Воронежской области целесообразно обеспечить подготовку цифровых кураторов по дополнительной профессиональной программе профессиональной переподготовки «Цифровой куратор в сфере цифровая трансформация».

Программа позволит подготовить специалистов в области развития цифровой грамотности населения и сотрудников организаций, направленной на получение компетенций, необходимых для выполнения профессиональной деятельности — организация проведения мероприятий по консультированию населения и сотрудников организации в области развития цифровой грамотности.

Кроме того, по окончании образовательной программы «Цифровой куратор в сфере цифровая трансформация» будут сформированы следующие компетенции:

— проведение информационно-просветительских мероприятий, направленных на развитие цифровой грамотности граждан;

— консультационное сопровождение развития цифровой грамотности граждан с использованием информационных и образовательных ресурсов;

— консультирование по вопросам применения информационно-коммуникационных технологий;

— организационно-методическое обеспечение деятельности по предоставлению консультационных услуг в области развития цифровой грамотности;

— планирование и проведение групповых и массовых мероприятий информационно-просветительского характера;

— консультационная поддержка выбора образовательной и (или) просветительской программы с учетом интересов, потребностей и уровня развития цифровой грамотности гражданина;

— формирование и ведение базы образовательных, просветительских программ и информационных ресурсов для формирования индивидуальной траектории развития цифровой грамотности гражданина;

— верификация и оценка качества и достаточности информации об образовательных и просветительских программах, направлен-

ных на развитие цифровой грамотности различных групп населения.

Предложение 4. В целях популяризации государственной политики по повышению цифровой грамотности населения на территории Воронежской области целесообразно обеспечить создание интернет-портала (рис. 4), где будет размещаться актуальная информация и запись на программы дополнительного профессионального обучения (программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки), в рамках которых жители Воронежской области смогут развивать цифровые навыки для безопасного и эффективного использования технологий и цифровых сервисов.

оценка компетенций - Образовательный контент Удаленная занятость ■

* ШЫ %. W JP — 20.35

Сервис оценки цифровых навыков

"41

На одном ресурсе мы собрали самые разные инструменты оценки цифровой грамотности и компетенций цифровой экономики. Они помогут определить слабые стороны и покажут вектор для дальнейшего развития цифровых компетенций.

Рис. 4. Проект интернет-портала по повышению цифровой грамотности населения на территории

Воронежской области

Данный интернет-портал позволит оценивать, анализировать и обмениваться данными мониторинга уровня цифровой грамотности и компетенций цифровой экономики на территории Воронежской области.

Заключение

Таким образом, устранение идентифицированных проблем будет способствовать поступательному развитию государственной политики по повышению цифровой грамотности населения на территории Воронежской области.

Информация о конфликте интересов

Мы, авторы данной статьи, со всей ответственностью заявляем о частичном и полном отсутствии фактического или потенциального конфликта интересов с какой бы то ни было третьей стороной, который может возникнуть вследствие публикации данной статьи.

ЛИТЕРАТУРА

1. Департамент цифрового развития Воронежской области [Электронный ресурс] // Официальный портал органов власти Воронежской области : Официальный сайт. — URL: https:// www.govvrn.ru/organizacia/-/~/id/38671 (дата обращения: 01.10.2022).

2. Российская Федерация. Президиум Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности. Паспорт федерального проекта «Кадры для цифровой экономики»: протокол от 28.05.2019 № 9 [Электронный ресурс] // Кон-сультантПлюс. — URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_328933/ (дата обращения: 01.10.2022).

3. Битюцких А. С. Об актуальности совершенствования реализации государствен-

ной политики повышения цифровой грамотности населения в Воронежской области / Г. И. Шахворостов, А. С. Битюцких, А. И. Кустов, Н. Е. Удалова // Государство и общество в современной политике : сборник научных статей. — Воронеж : ИПЦ «Научная книга», 2022. — Вып. 9. — С. 21—30.

4. Российская Федерация. Президиум Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности. Паспорт федерального проекта «Кадры для цифровой экономики»: протокол от 28.05.2019 № 9 [Электронный ресурс] // Кон-сультантПлюс. — URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_328933/ (дата обращения: 01.10.2022).

5. Паспорт регионального проекта «Кадры для цифровой экономики (Воронежская область)» [Электронный ресурс] // Официальный портал органов власти Воронежской области : Официальный сайт. — URL: https://www. govvrn.ru/documents/34650/8441641/RP_Kadry_ dlya_cifrovoj_ekonomiki_ %28Voronezhskaya_ оЬ^ %27 %29^/566111сЫ87Ь^59е-776е-d5bbdb9b1aa5?version=1.1 (дата обращения: 01.10.2021).

6. Департамент цифрового развития Воронежской области [Электронный ресурс] // Официальный портал органов власти Воронежской области : Официальный сайт. — URL: https://digital.govvrn.ru/ (дата обращения: 01.10.2022).

7. Показатели эффективности деятельности департамента цифрового развития Воронежской области [Электронный ресурс] // Официальный портал органов власти Воронежской области : Официальный сайт. — URL: https:// www.govvrn.ru/pokazateli-effektivnosti-deatel-nosti10 (дата обращения: 01.10.2022).

8. Показатели эффективности деятельности департамента цифрового развития Воронежской области [Электронный ресурс] // Официальный портал органов власти Воронежской области : Официальный сайт. — URL: Ьй^:// www.govvrn.ru/pokazateli-effektivnosti-deatel-nosti10 (дата обращения: 01.10.2022).

9. Российская Федерация. Президиум Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности. Паспорт федерального проекта «Кадры для цифровой экономики»: протокол от 28.05.2019 № 9 [Электронный ресурс] // Кон-сультантПлюс. — URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_328933/ (дата обращения: 01.10.2022).

10. Инфографика хода реализации региональных проектов на территории Воронежской области по состоянию на 31.12.2021 [Электронный ресурс] // Официальный портал органов власти Воронежской области : Официальный сайт. — URL: https://www.govvrn.ru/infographics (дата обращения: 01.10.2022).

11. Подведены итоги реализации проекта «Кадры для цифровой экономики» в 2020 году [Электронный ресурс] // Официальный портал органов власти Воронежской области : Официальный сайт. — URL: https://www.gowm. ru/novost/-/~/id/7241952 (дата обращения: 01.10.2022).

12. Обучение для жителей Воронежской области по IT-компетенциям [Электронный ресурс] // Официальный портал органов власти Воронежской области : Официальный сайт. — URL: https://www.govvrn.ru/novost/-/~/id/6642606 (дата обращения: 01.10.2022).

13. Обучение для жителей Воронежской области по IT-компетенциям [Электронный ресурс] // Система Дистанционного Обучения Воронежского филиала РАНХиГС : Официальный сайт. — URL: https://sdo.govvrn.ru/ (дата обращения: 01.10.2022).

14. Битюцких А. С. Оценка состояния реализации регионального проекта Воронежской области «Кадры для цифровой экономики» и условия реализации государственной политики повышения цифровой грамотности населения на территории Воронежской области / Г. И. Шахворостов, А. С. Битюцких, А. И. Кустов, Н. Е. Удалова // Государство и общество в современной политике : сборник научных статей. — Воронеж : ИПЦ «Научная книга», 2022. — Вып. 9. — С. 280—294.

LITERATURE

1. Department of digital development of the Voronezh region [Electronic resource] // Official portal of the authorities of the Voronezh region : Official site. — URL: https://www.govvrn.ru/ organizacia/-/~/id/38671 (date of access: 01.10.2022).

2. Russian Federation. Presidium of the Government Commission on Digital Development, Use of Information Technologies to Improve the Quality of Life and Business Conditions. Passport of the federal project «Personnel for the Digital Economy»: protocol dated May 28, 2019 No. 9 [Electronic resource] // ConsultantPlus. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_328933/ (date of access: 01.10.2022).

3. Bityutskikh A. S. On the relevance of improving the implementation of the state policy to increase the digital literacy of the population in the Voronezh region / G. I. Shakhvorostov, A. S. Bityutskikh, A. I. Kustov, N. E. Udalova //

State and society in modern politics: collection of scientific articles. — Voronezh : CPI «Scientific Book», 2022. — Issue. 9. — S. 21—30.

4. Russian Federation. Presidium of the Government Commission on Digital Development, Use of Information Technologies to Improve the Quality of Life and Business Conditions. Passport of the federal project «Personnel for the Digital Economy»: protocol dated May 28, 2019 No. 9 [Electronic resource] // ConsultantPlus. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_328933/ (date of access: 01.10.2022).

5. Passport of the regional project «Personnel for the digital economy (Voronezh region)» [Electronic resource] // Official portal of the authorities of the Voronezh region : Official website. — URL: https://www.govvrn.ru/ documents/34650/8441641/RP_Kadry_dlya_ cifrovoj_ekonomiki_ %28Voronezhskaya_ oblast %27 %29.pdf/566111c1-d87b-f59e-776e-d5bbdb9b1aa5?version=1.1 (date of access: 01.10.21).

6. Department of digital development of the Voronezh region [Electronic resource] // Official portal of the authorities of the Voronezh region : Official website. — URL: https://digital.govvrn.ru/ (date of access: 01.10.2022).

7. Performance indicators of the Department of Digital Development of the Voronezh Region [Electronic resource] // Official portal of the authorities of the Voronezh region : Official website. — URL: https://www.govvrn.ru/pokazateli-effektivnosti-deatel-nosti10 (date of access: 01.10.2022).

8. Performance indicators of the Department of Digital Development of the Voronezh Region [Electronic resource] // Official portal of the authorities of the Voronezh region : Official website. — URL: https://www.govvrn.ru/pokazateli-effektivnosti-deatel-nosti10 (date of access: 01.10.2022).

9. Russian Federation. Presidium of the Government Commission on Digital Development, Use of Information Technologies to Improve the Quality of Life and Business Conditions. Passport of the federal project «Personnel for the Digital Economy»: protocol dated May 28, 2019 No. 9 [Electronic resource] // ConsultantPlus. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_328933/ (date of access: 01.10.2022).

10. Infographics of the implementation of regional projects in the Voronezh region as of December 31, 2021 [Electronic resource] // Official portal of the authorities of the Voronezh region : Official website. — URL: https://www.govvrn.ru/ infographics (date of access: 01.10.2022).

11. The results of the implementation of the project «Personnel for the Digital Economy» in 2020 were summed up [Electronic resource] // Official portal of the authorities of the Voronezh region : Official site. — URL: https://www.gowm. ru/novost/-/~/id/7241952 (date of access: 01.10.2022).

12. Training for residents of the Voronezh region on IT competencies [Electronic resource] // Official portal of the authorities of the Voronezh region : Official site. — URL: https://www.gowm. ru/novost/-/~/id/6642606 (date of access: 01.10.2022).

13. Training for residents of the Voronezh region on IT competencies [Electronic resource] // Distance Learning System of the Voronezh branch of the RANEPA : Official site. — URL: https://sdo. govvrn.ru/ (date of access: 01.10.2022).

14. Bityutskikh A. S. Assessment of the state of implementation of the regional project of the Voronezh region «Personnel for the digital economy» and the conditions for implementing the state policy of increasing the digital literacy of the population in the territory of the Voronezh region / G. I. Shakhvorostov, A. S. Bityutskikh, A. I. Kustov, N. E. Udalova // State and society in modern politics: collection of scientific articles. — Voronezh : CPI «Scientific Book». 2022. — Issue. 9. — S. 280—294.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.