Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ НА ТЕРРИТОРИИ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ: АНАЛИЗ ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ'

РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ НА ТЕРРИТОРИИ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ: АНАЛИЗ ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
75
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / КОМПЕТЕНЦИИ / СЕРВИСЫ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Слышкина А.А., Шахворостов Г.И., Самсонов В.С., Агибалова О.Ю.

П р е д м е т. Государственная политика в сфере цифровой трансформации. Т е м а . Практические аспекты реализации государственной политики в сфере цифровой трансформации в Воронежской области. Ц е л и . Анализ государственной политики в сфере цифровой трансформации Воронежской области. Разработка предложений по формированию эффективной государственной политики в сфере цифровой трансформации на примере Воронежской области. М е т о д о л о г и я . Метод теоретического анализа, анализа нормативных правовых документов по теме исследования, изучение материалов научных и периодических изданий по теме исследования, статистический метод и метод сравнения. Р е з у л ь т а т ы . В рамках анализа государственной политики в сфере цифровой трансформации Воронежской области выявлены следующие проблемы: отсутствие единой цифровой платформы для исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления Воронежской области; недостаточность в проработке и реализации клиентоцентричного подхода (направленности, ориентированности на потребности клиента - получателя государственных и муниципальных услуг) при предоставлении государственных и муниципальных услуг в виде цифровых суперсервисов и моносервисов; обострившаяся потребность в импортозамещении программного обеспечении (на ПО отечественного производства) для создания и развития государственных информационных систем в условиях санкций; недостаточный уровень цифровых компетенций сотрудников исполнительных органов государственной власти Воронежской области, органов местного самоуправления и подведомственных организаций. Разрешение выделенных ранее проблем возможно в соответствии с совершенствованием деятельности департамента цифрового развития Воронежской области путём внедрения новых методов и инструментов для его деятельности: создать цифровую платформу для государственных органов Воронежской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Воронежской области; создать механизм для обработки и анализа обращений граждан, обсуждения и голосования по созданию моно - и суперсервисов, внести изменения в реестр государственных информационных систем Воронежской области и провести сбор и последующий анализ информации по его заполнению; рекомендовать создание и прохождение курсов повышения квалификации по цифровой трансформации всем государственным и муниципальным служащим Воронежской области для формирования цифровых компетенций; разработать и ввести региональные меры поддержки компаний и специалистов ИТ - отрасли.О б л а с т ь п р и м е н е н и я . Государственная политика в сфере цифровой трансформации Воронежской области. В ы в о д ы . В рамках исследования сформулированы предложения по совершенствованию реализации государственной политики в сфере цифровой трансформации на территории Воронежской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF THE STATE POLICY IN THE FIELD OF DIGITAL TRANSFORMATION IN THE VORONEZH REGION: ANALYSIS OF THE CURRENT STATE AND PROPOSALS FOR IMPROVEMENT

S u b j e c t. State policy in the field of digital transformation. T o p i c . Practical aspects of the implementation of the state policy in the field of digital transformation in the Voronezh region. P u r p o s e. Analysis of the state policy in the field of digital transformation of the Voronezh region. Development of proposals for the formation of an effective state policy in the field of digital transformation on the example of the Voronezh region. M e t h o d o l o g y. Method of theoretical analysis, analysis of normative legal documents on the research topic, study of materials of scientific and periodicals on the research topic, statistical method and comparison method. R e s u l t s . As part of the analysis of state policy in the field of digital transformation of the Voronezh region, the following problems were identified: the lack of a single digital platform for the executive bodies of state power and local authorities of the Voronezh region; insufficiency in the development and implementation of a client - centric approach (orientation, focus on the needs of the client - the recipient of state and municipal services) in the provision of state and municipal services in the form of digital super - services and mono - services; the aggravated need for import substitution of software (for software of domestic production) for the creation and development of state information systems in the context of sanctions; insufficient level of digital competencies of employees of the executive bodies of state power of the Voronezh region, local governments and subordinate organizations. The resolution of the previously identified problems is possible in accordance with the improvement of the activities of the Department of Digital Development of the Voronezh Region, by introducing new methods and tools for its activities: to create a digital platform for state bodies of the Voronezh Region and local governments of municipalities of the Voronezh Region; create a mechanism for processing and analyzing citizens’ appeals, discussing and voting on the creation of mono - and super - services, amending the register of state information systems of the Voronezh region and collecting and subsequently analyzing information on filling it out; to recommend the creation and completion of advanced training courses on digital transformation to all state and municipal employees of the Voronezh region for the formation of digital competencies; develop and introduce regional measures to support companies and IT industry specialists. A p p l i c a t i o n a r e a . State policy in the field of digital transformation of the Voronezh region. C o n c l u s i o n s . The publication formulates proposals for improving the implementation of the state policy in the field of digital transformation in the Voronezh Region.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ НА ТЕРРИТОРИИ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ: АНАЛИЗ ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ»

РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНОВ В КОНТЕКСТЕ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ

УДК 321

РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ НА ТЕРРИТОРИИ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ: АНАЛИЗ ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ

Коды JEL: J28, О15, P11

Слышкина А. А., магистрант, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (филиал РАНХиГС), г. Воронеж, Россия E-mail: slyshkinaa@gmail.com SPIN-код: отсутствует

Шахворостов Г. И., кандидат технических наук, доцент, заведующий кафедрой государственного и муниципального управления, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (филиал РАНХиГС), г. Воронеж, Россия E-mail: shakhvorostov@mail.ru SPIN-код: 3352-6307

Самсонов В. С., кандидат экономических наук, декан факультета ГМУ-ЦДО, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (филиал РАНХиГС), г. Воронеж, Россия

E-mail: svs1311@mail.ru SPIN-код: 1427-8466

Агибалова О. Ю., кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (филиал РАНХиГС), г. Воронеж, Россия E-mail: arigion@list.ru SPIN-код: отсутствует

Поступила в редакцию 12.07.2022. Принята к публикации 27.07.2022 Аннотация

Предмет. Государственная политика в сфере цифровой трансформации. Тема. Практические аспекты реализации государственной политики в сфере цифровой трансформации в Воронежской области.

Цели. Анализ государственной политики в сфере цифровой трансформации Воронежской области. Разработка предложений по формированию эффективной государственной политики в сфере цифровой трансформации на примере Воронежской области.

Методология. Метод теоретического анализа, анализа нормативных правовых документов по теме исследования, изучение материалов научных и периодических изданий по теме исследования, статистический метод и метод сравнения.

Рез ультаты. В рамках анализа государственной политики в сфере цифровой трансформации Воронежской области выявлены следующие проблемы: отсутствие единой цифровой платформы для исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления Воронежской области; недостаточность в проработке и реализации клиентоцентричного подхода (направленности, ориентированности на потребности клиента — получателя государственных и муниципальных услуг) при предоставлении государственных и муниципальных услуг в виде цифровых суперсервисов и моносервисов; обострившаяся потребность в импортозамещении программного обеспечении (на ПО отечественного производства) для создания и развития государственных информационных систем в условиях санкций; недостаточный уровень цифровых компетенций сотрудников исполнительных органов государственной власти Воронежской области, органов

местного самоуправления и подведомственных организаций. Разрешение выделенных ранее проблем возможно в соответствии с совершенствованием деятельности департамента цифрового развития Воронежской области путём внедрения новых методов и инструментов для его деятельности: создать цифровую платформу для государственных органов Воронежской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Воронежской области; создать механизм для обработки и анализа обращений граждан, обсуждения и голосования по созданию моно- и суперсервисов, внести изменения в реестр государственных информационных систем Воронежской области и провести сбор и последующий анализ информации по его заполнению; рекомендовать создание и прохождение курсов повышения квалификации по цифровой трансформации всем государственным и муниципальным служащим Воронежской области для формирования цифровых компетенций; разработать и ввести региональные меры поддержки компаний и специалистов ИТ-отрасли.

Область применения. Государственная политика в сфере цифровой трансформации Воронежской области.

Выводы. В рамках исследования сформулированы предложения по совершенствованию реализации государственной политики в сфере цифровой трансформации на территории Воронежской области.

Ключевые слова: государственная политика, цифровая трансформация, компетенции, сервисы.

UDC 321

IMPLEMENTATION OF THE STATE POLICY IN THE FIELD OF DIGITAL TRANSFORMATION IN THE VORONEZH REGION: ANALYSIS OF THE CURRENT STATE AND PROPOSALS FOR IMPROVEMENT

JEL Codes: J28, О15, P11

Slyshkina A. A., graduate student, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (branch of RANEPA), Voronezh, Russia E-mail: slyshkinaa@gmail.com SPIN-code: none

Shakhvorostov G. I., candidate of Technical Sciences, head of the department of state and municipal administration, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (branch of RANEPA), Voronezh, Russia E-mail: shakhvorostov@mail.ru SPIN-code: 3352-6307

Samsonov V. S., сandidate of Economic Sciences, Dean of the Faculty of GMU-CDO, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (branch of RANEPA), Voronezh, Russia

E-mail: svs1311@mail.ru SPIN-code: 1427-8466

Agibalova O. Yu., Candidate of Economic Sciences, associate professor of the Department of State and Municipal Administration, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (branch of RANEPA), Voronezh, Russia E-mail: arigion@list.ru SPIN-код: отсутствует

Annotation

Subject. State policy in the field of digital transformation.

Topic. Practical aspects of the implementation of the state policy in the field of digital transformation in the Voronezh region.

Purpose. Analysis of the state policy in the field of digital transformation of the Voronezh region. Development of proposals for the formation of an effective state policy in the field of digital transformation on the example of the Voronezh region.

Methodology. Method of theoretical analysis, analysis of normative legal documents on the research topic, study of materials of scientific and periodicals on the research topic, statistical method and comparison method.

Results. As part of the analysis of state policy in the field of digital transformation of the Voronezh region, the following problems were identified: the lack of a single digital platform for the executive bodies of state power and local authorities of the Voronezh region; insufficiency in the development and implementation of a client-centric approach (orientation, focus on the needs of the client - the recipient of state and municipal services) in the provision of state and municipal services in the form of digital super-services and mono-services; the aggravated need for import substitution of software (for software of domestic production) for the creation and development of state information systems in the context of sanctions; insufficient level of digital competencies of employees of the executive bodies of state power of the Voronezh region, local governments and subordinate organizations. The resolution of the previously identified problems is possible in accordance with the improvement of the activities of the Department of Digital Development of the Voronezh Region, by introducing new methods and tools for its activities: to create a digital platform for state bodies of the Voronezh Region and local governments of municipalities of the Voronezh Region; create a mechanism for processing and analyzing citizens' appeals, discussing and voting on the creation of mono- and super-services, amending the register of state information systems of the Voronezh region and collecting and subsequently analyzing information on filling it out; to recommend the creation and completion of advanced training courses on digital transformation to all state and municipal employees of the Voronezh region for the formation of digital competencies; develop and introduce regional measures to support companies and IT industry specialists.

Application area. State policy in the field of digital transformation of the Voronezh region.

Conclusions. The publication formulates proposals for improving the implementation of the state policy in the field of digital transformation in the Voronezh Region.

Keywords: public policy, digital transformation, competencies, services.

Введение

Анализ современных трендов и нормативной правовой базы показывает, что общество стремительно трансформируется. Нормативная правовая база в сфере информационных технологий не только структурировалась, обновилась за последние несколько лет, но и создала принципиально новый вектор развития в области цифровизации государства.

Таким образом, можно заметить, что государственная политика меняется в ответ на вызовы быстро развивающегося информационного общества. В этой связи важно направить государственную политику в сфере цифровой трансформации на создание качественной нормативной правовой базы, а также институтов развития, которые будут выступать драйвером развития всего механизма цифровой трансформации в государственном и частном секторе.

Цифровая трансформация в настоящее время является одним из приоритетных направлений развития государства, а государственная политика в области цифровизации направлена на формирование фундамента для технологической эволюции, создание устойчивого роста во всех сферах жизнедеятельности.

Все вышесказанное обуславливает актуальность выбранной темы исследования.

DOI: 10.22394/1997-4469-2022-58-3-127-137

Анализ государственной политики в области цифровой трансформации Воронежской области

На сегодняшний день, говоря о политике в области цифровой трансформации Воронежской области, можно сказать, что она находится на этапе становления.

В августе 2021 года во исполнение пункта 3.3 протокола поручений Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д. Н. Чернышенко по итогам совещания с заместителями руководителей федеральных органов исполнительной власти, ответственными за цифровую трансформацию, губернатор Воронежской области А. В. Гусев утвердил Стратегию в области цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления Воронежской области (далее — Стратегия цифровой трансформации) [1]. Проект данной Стратегии был одобрен протоколом заседания межведомственной Комиссии по цифровой трансформации Воронежской области от 16.08.2021 № 3.

В ходе реализации Стратегии цифровой трансформации запланированы к внедрению следующие технологии:

— Большие данные;

— Искусственный интеллект;

— Новые производственные технологии;

— Промышленный интернет вещей;

— Технологии беспроводной связи.

Сроки реализации Стратегии цифровой

трансформации — с 2022 по 2024 год включительно.

Целью цифровой трансформации является формирование качественно нового общественного уклада в результате достижения коренных изменений в технологиях, ИТ-сферы с остальными отраслями экономики путем внедрения цифровых технологий во все аспекты функционирования общественной и социально-экономической жизни региона.

Стратегия обозначила следующие задачи цифровой трансформации региона:

1. Повышение качества и скорости принятия управленческих решений за счет использования цифровых технологий.

2. Снижение транзакционных издержек при взаимодействии субъектов бизнеса, органов власти и граждан.

3. Обеспечение умной пространственной специализации.

4. Реализация концепции «умный город» и «умный регион».

5. Формирование региональной экосистемы цифровой экономики.

6. Повышение эффективности функционирования сферы здравоохранения на всех уровнях за счет использования цифровых технологий и создание условий для использования гражданами электронных услуг и сервисов.

Также в Стратегии цифровой трансформации приведены перечни проектов, планируемых к реализации по различным направлениям, а также подробно расписаны показатели развития отраслей. Федеральные и региональные проекты, которые легли в основу Стратегии, направлены на формирование современной инфраструктуры, улучшение качества жизни людей, оперативное выявление проблем и их эффективное решение, упрощение процедур получения государственных услуг.

На заседании межведомственной комиссии по цифровой трансформации Воронежской области 29 декабря 2021 года была утверждена Программа цифровой трансформации Воронежской области (далее — Программа) на 2022—2024 годы [2]. Документ подготовлен в рамках регионального проекта «Цифровое государственное управление» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» и направлен на достижение целей и показателей результативности, установленных Стратегией цифровой трансформации ключевых отраслей экономики, социальной сферы, государственного управления Воронежской области.

Целью Программы является формирование качественно нового общественного уклада в результате достижения коренных изменений в технологиях, культуре, операциях и принципах создания новых продуктов и услуг за счет интеграции ИТ-сферы с остальными отраслями экономики путем внедрения цифровых технологий (digital-технологий и data-driven подходов) во все аспекты функционирования общественной и социально-экономической жизни региона.

В Программе отражены все 54 проекта, ранее включенные в Стратегию цифровой трансформации региона, определены 126 целевых показателя и 9 госпрограмм, в рамках которых предусмотрены средства на финансирование проектов. Таким образом, Программа представляет собой более детализированную и конкретную систему мероприятий, направленных на достижение общей цели Стратегии цифровой трансформации.

Ожидаемые результаты реализации Программы:

— Результат 1.1. Увеличение доли массовых социально значимых услуг, доступных в электронном виде, до 95 процентов к 2024 году.

— Результат 2.1. Достижение «цифровой зрелости» ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления (в соответствии с ППРФ № 542), до 32 % к 2024 году.

— Результат 3.1. Рост доли домохозяйств, которым обеспечена возможность широкополосного доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», до 75 % процентов к 2024 году.

— Результат 4.1. Повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет.

— Результат 5.1. Вхождение РФ в число 10-ти ведущих стран мира по качеству общего образования.

— Результат 6.1. Увеличение вложений в отечественные решения в сфере информационных технологий в четыре раза по сравнению с показателем 2019 года.

— Результат 7.1. Увеличение доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, до 70 процентов.

— Результат 8.1 Улучшение качества городской среды в полтора раза.

Кроме того, Правительство Воронежской области издало постановление от 16.04.2021 № 197 «О реализации Указа Президента Российской Федерации от 04.02.2021 № 68 «Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти (ИОГВ)) субъектов Российской Федерации

и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» [3], в соответствии с которым был подготовлен план мероприятий, разработанный на основании предложений исполнительных органов государственной власти Воронежской области и структурных подразделений правительства Воронежской области, ответственных за достижение целевых значений показателей эффективности.

Одним из таких показателей является «достижение цифровой зрелости» органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления (ОМСУ) и организаций в сфере здравоохранения, образования, городского хозяйства и строительства, общественного транспорта, подразумевающая использование ими отечественных информационно-технологических решений.

На данный момент Воронежская область занимает 22 место в рейтинге цифровой зрелости среди субъектов ГАС Управление с фактическим показателем 61,2 (плановый показатель — 51,0).

Предложения по формированию эффективной государственной политики в области цифровой трансформации Воронежской области

Цифровизация региона путем создания единой системы региона, объединяющей все существующие информационные системы является закономерным процессом. Опыт использования и развития информационных систем, полученный федеральными органами, постепенно перенимается региональными органами, которые в свою очередь вкладывают свою специфику, свой подход к организации цифровых процессов, собственные технологические инициативы.

Одной из главных задач становится от-цифровка всех возможных сфер для повышения комфорта и безопасности городской среды, предоставление государственных услуг и общественных сервисов.

В ходе совещания по подведению итогов исполнения поручений Президента об организации центров управления регионами, а также об определении руководителей цифровой трансформации в каждом субъекте Российской Федерации до 1 декабря 2020 года отмечалось, что приоритетными направлениями цифрови-зации в регионах и на уровне федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ) определены социально значимые отрасли, в которых фиксируется высокая потребность в электронных услугах. Речь идёт о сферах образования, здравоохранения, городской среде, транспорте

и логистике, а также государственном управлении. Основные задачи для руководителей цифровой трансформации - это перевод государственных услуг в электронный вид, цифро-визация контрольно-надзорной деятельности, развитие платформы обратной связи, а также эффективное управление регионом на основе полученных данных.

Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что в Воронежской области нет проблемы, касающейся программного регулирования проведения цифровой трансформации поскольку были разработаны Стратегия и Программа цифровой трансформации Воронежской области. Однако в ходе реализации государственной региональной политики в области цифровой трансформации можно выделить ряд проблем, решение которых будет способствовать совершенствованию региональной политики в рассматриваемой области.

Во-первых, отсутствие единой цифровой платформы для исполнительных органов государственной власти и органов власти местного самоуправления Воронежской области.

Во-вторых, недостаточность в проработке и реализации клиентоцентричного подхода (направленности, ориентированности на потребности клиента — получателя государственных и муниципальных услуг) при предоставлении государственных и муниципальных услуг в виде цифровых суперсервисов и моносервисов.

В-третьих, обострившаяся потребность в им-портозамещении программного обеспечении (на ПО отечественного производства) для создания и развития государственных информационных систем в условиях санкций.

В-четвертых, недостаточный уровень цифровых компетенций сотрудников исполнительных органов государственной власти Воронежской области, органов местного самоуправления и подведомственных организаций.

Для решения данных проблем предлагается следующее:

1. Создать цифровую платформу для государственных органов Воронежской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Воронежской области.

В целях обеспечения доступности информации, открытости и прозрачности деятельности государственных органов Воронежской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Воронежской области рекомендуется создание единой цифровой платформы, путем преобразования и внесения изменений на официальном портале Правительства Воронежской области (см. рисунок 1).

Рис. 1. Цифровая платформа исполнительных органов государственной власти Воронежской области и органов местного самоуправления Воронежской области [5]

Для преобразования портала Правительства Воронежской области в единую цифровую платформу предлагается следующее:

— предоставить распределенный доступ системным администраторам государственных органов Воронежской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Воронежской области к системе управления контентом и базе данных портала;

— создать единый шаблон для порталов (web-представительств) государственных органов Воронежской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Воронежской области, на основе портала Правительства Воронежской области (с соблюдением брендбука Воронежской области, закреплением обязательных разделов и пунктов меню порталов);

— единой инструкции для перехода к единой цифровой платформе;

— внести изменение в положение о портале Правительства Воронежской области.

Примером создания единой цифровой платформы является система сайтов Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, созданной на базе совместного использования решения 1С-Битрикс (продукта и решения для крупного бизнеса, корпораций и государственных структур, CRM - системы) и системы управления вузом от фирмы 1С. Все структурные подразделения, в том числе филиалы в различных регионах РФ, получили единый инструмент для создания и ведения web-представительства в сети Интернет, информация с данных представительств собирается в единой базе данных. При этом используется единый брендбук РАНХиГС, отслеживаются

и заполняются обязательные разделы и пункты меню (без дублирования и искажения информации).

Таким образом, преобразование портала Правительства Воронежской области в единую цифровую платформу позволит:

1) реализовать доступ населения к единому информационному пространству Воронежской области;

2) исключить дублирование, искажение и содержание устаревшей информации, предоставляемой от государственных органов Воронежской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Воронежской области.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Например, в настоящее время на портале в разделе «Главная/ Область/ Муниципальные образования — приведены статические web-страницы Муниципальных образований — т. е. внесена информация в специальные поля в ручном режиме, такая как: краткая характеристика района, контактная информация, дублирующая информацию с web-сайта муниципального образования. При создании единого шаблона информация о муниципальном образовании будет храниться в единой базе данных и автоматически выводиться в нужном разделе единой цифровой платформы).

Другой пример на каждом web-сайте муниципального образования, дублируются ссылки на «популярные услуги» (также в ручном режиме), при создании единого шаблона разделы «Популярные услуги», «Все услуги», а также подразделы «Электронные услуги», «Жизненные ситуации», «Реестр организаций», «Оплата» будут формироваться из единой базы в соответствии с выбранным районом.

Рис. 2. Цифровая экосистема Президентской Академии [6]

3) реализовать единый ресурс контактов ИОГВ Воронежской области и ОМСУ муниципальных образований Воронежской области (в настоящее время формируется также в ручном режиме).

Таким образом, будет сформирована единая цифровая платформа ИОГВ Воронежской области и ОМСУ муниципальных образований Воронежской области, которая позволит получить нужные клиентоцентричные услуги по Воронежской области, и обеспечит доступность информации, открытость и прозрачность деятельности ИОГВ Воронежской области и ОМСУ муниципальных образований Воронежской области.

2. Для решения второй проблемы, недостаточности в проработке и реализации клиентоцентричного подхода при предоставлении государственных и муниципальных услуг в виде цифровых суперсервисов и моносервисов, необходимо создать механизм для обработки и анализа обращений граждан, обсуждения и голосования по созданию моно- и суперсервисов.

Предлагается создать единый ресурс для обработки и анализа обращений граждан, обсуждения и голосования по созданию моно- и суперсервисов по Воронежской области (см. рисунок 3).

Ш"

Глаы впшь ООГись Ущп Элмцминая приеинля ЛсисктсМту

Электронная приемная

О © □ 0 ®

Предложить свой вариант, необходимой электронной услуги

Обсуждение

Расскажите о Вашей ^шшшш^ш

проблеме - решим ИГО

ее вместе! , I в

Электронное голосование

Рис. 3. Переход на единый ресурс для обработки и анализа обращений граждан, обсуждения

и голосования

Таким образом, необходимо в едином шаблоне для порталов ^еЬ-представительств) ИОГВ Воронежской области и ОМСУ муниципальных образований Воронежской области создать раздел с переходом по кнопке «Голосование» для организации возможности клиентам (населению):

1) внесения предложения своего варианта, необходимой электронной услуги, предоставляемой посредством использования сети Интернет отдельным ведомством (моносервис) или несколькими ведомствами (межведомственная) (суперсервис);

2) провести обсуждение;

3) провести электронное голосование о необходимом моно- или суперсервисе.

При этом, вся информация от всех ИОГВ и ОМСУ будет собираться в единой базе данных, что позволит при последующей обработки (специальным программным обеспечением, или искусственным интеллектом и т. п.) выделить нужный и востребованный моно- или супер-сервис.

3. Для решения третьей проблемы, обо -стрившей потребности в импортозамеще-нии программного обеспечения для созда-

ния и развития государственных информационных систем в условиях санкций, можно на начальном этапе предложить внести изменения в реестр государственных информационных систем Воронежской области и провести сбор и последующий анализ информации по его заполнению.

Отдел управления государственными данными Воронежской области согласно положению о ДЦР ВО [4] выполняет сбор данных и формирует реестр информационных систем.

На настоящее время в реестре находится 32 АИС ИОГВ.

Предлагается расширить данный реестр, добавить несколько полей в реестр (см. рисунок 4):

— Совместимость с другими АИС (возможности совместимости или механизм экспорта/ импорта).

— Открытый/ закрытый код.

— Отечественное/ зарубежное программное обеспечение.

— Возможность замены на отечественное ПО.

Рис. 4. Реестр АИС, баз данных, информационных ресурсов органов исполнительной власти и органов

местного самоуправления Воронежской области

Также в название реестра внести изменение и изложить его в новой редакции: «Реестр АИС, баз данных, информационных ресурсов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления Воронежской области».

При этом необходимо провести полный анализ АИС, баз данных и информационных ресурсов в ИОГВ и ОМСУ Воронежской области, что позволит осуществить грамотный пе-

реход к отечественному программному обеспечению без потери накопленных данных как в органах местного самоуправления, так и в органах исполнительной власти Воронежской области.

Кроме того, необходимо исключить из реестра дублирующие или устаревшие информационные системы и подобрать на их место аналоги отечественного производства.

Проведенный анализ позволит грамотно перейти к созданию единой цифровой платформы, которая также будет реализована с использованием существующих региональных систем межведомственного взаимодействия (СМЭВ), что должно обеспечить доступ к сервисам и государственным данным в режиме «одного окна».

4. Для решения четвертой проблемы, связанной с недостаточным уровнем цифровых компетенций сотрудников исполнительных органов государственной власти Воронежской области, органов местного самоуправления и подведомственных организаций можно предложить создание и прохождение курсов повышения квалификации по цифровой трансформации всем государственным и муниципальным служащим Воронежской области для формирования цифровых компетенций.

Для освоения цифровых компетенций всем государственным и муниципальным служащим Воронежской области рекомендуется пройти бесплатные открытые курсы, разработанные Центром подготовки руководителей и команд цифровой трансформации, сформированных на базе Высшей школы государственного управления РАНХиГС. Курсы являются дистанционными и посвящены основам цифровой трансформации, разработаны для государственных и муниципальных служащих:

• «Цифровая трансформация. Быстрый старт»;

• «Эпоха цифрового развития: основы цифровой трансформации».

После прохождения данных курсов возможна выдача сертификата о прохождении (см. рисунок 5).

Данные курсы размещены на платформе Stepik и состоят из нескольких тематических модулей.

ОТКРЫТЫЙ КУРС

ЭПОХА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ: ОСНОВЫ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ

Эпоха цифрового развития

Первый открытый образовательный курс Центра. Бесплатно пройти обучение на платформе Б1ер|к может любой желающий.

Рис. 5. Курсы повышения квалификации по основам цифровой трансформации

Курсы повышения квалификации для государственных гражданских и муниципальных служащих Воронежской области, организуемые управлением делами Воронежской области. Для эффективного формирования цифровой команды Воронежской области на время реализации Стратегии цифровой трансформации Воронежской области (2022—2024 гг.) предлагается в качестве обязательной дисциплины

ввести «основы цифровой трансформации» продолжительностью не менее 4 часов с привлечением экспертов от департамента цифрового развития Воронежской области во все курсы повышения квалификации (порядка 26 программ), организуемым управлением делами Воронежской области.

Региональные курсы повышения квалификации для государственных гражданских

и муниципальных служащих Воронежской области, по цифровой трансформации. Необходима разработка программы повышения квалификации для государственных и муниципальных служащих Воронежской области не менее 24 часов, а также ее постоянная актуализации с учетом специфики и результатов выполнения этапов цифровой трансформации Воронежской области, с привлечением экспертов и действующих специалистов в данной области.

Заключение

В рамках исследования был проведен анализ существующей государственной политики в области цифровой трансформации Воронежской области и сформулированы предложения по совершенствованию реализации государственной политики в области цифровой трансформации Воронежской области:

1. Создать цифровую платформу для государственных органов Воронежской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Воронежской области.

2. Создать механизм для обработки и анализа обращений граждан, обсуждения и голосования по созданию моно- и суперсервисов.

3. Внести изменения в реестр государственных информационных систем Воронежской области и провести сбор и последующий анализ информации по его заполнению.

4. Рекомендовать создание и прохождение курсов повышения квалификации по цифровой трансформации всем государственным и муниципальным служащим Воронежской области для формирования цифровых компетенций.

Информация о конфликте интересов

Мы, авторы данной статьи, со всей ответственностью заявляем о частичном и полном отсутствии фактического или потенциального конфликта интересов с какой бы то ни было третьей стороной, который может возникнуть вследствие публикации данной статьи.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Российская Федерация. Губернатор Воронежской области. Стратегия в области цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления Воронежской области [Электронный ресурс]. — URL: https://digital.gov.ru/ uploaded/files/d45485620.pdf (дата обращения: 19.04.2022).

2. Российская Федерация. Правительство Воронежской области. Программа цифровой трансформации Воронежской области

на 2022—2024 годы: протокол заседания межведомственной комиссии по цифровой трансформации Воронежской области от 29 декабря 2021 года.

3. Российская Федерация. Правительство Воронежской области. О реализации Указа Президента Российской Федерации от 04.02.2021 № 68 «Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации»: постановление Правительства Воронежской области от 16 апреля 2021 № 197 [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. — URL: https://docs. cntd.ru/document/574690124 (дата обращения: 19.04.2022).

4. Российская Федерация. Правительство Воронежской области. Положение о департаменте цифрового развития Воронежской области: постановление Правительства Воронежской области от 29.12.2018 № 1237 [Электронный ресурс]. — URL: https://digital.govvrn.ru/ (дата обращения: 19.04.2022).

5. Электронная приемная [Электронный ресурс] // Официальный портал органов власти Воронежской области. — URL: https://www. govvrn.ru/obshestvennaa_priemnaa (дата обращения: 19.04.2022).

6. Экосистема Президентской Академии (РАНХиГС) [Электронный ресурс] // Официальный сайт ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации». — URL: https://www.ranepa.ru/ (дата обращения: 19.04.2022).

LIST OF LITERATURE

1. Russian Federation. Governor of the Voronezh region. Strategy in the field of digital transformation of sectors of the economy, social sphere and public administration of the Voronezh region [Electronic resource]. — URL: https://digital. gov.ru/uploaded/files/d45485620.pdf (date of access: 19.04.2022).

2. Russian Federation. Government of the Voronezh region. Digital transformation program of the Voronezh region for 2022—2024: minutes of the meeting of the interdepartmental commission on digital transformation of the Voronezh region dated December 29, 2021.

3. Russian Federation. Government of the Voronezh region. On the implementation of the Decree of the President of the Russian Federation of February 4, 2021 No. 68 "On assessing the effectiveness of the activities of senior officials

(heads of the highest executive bodies of state power) of the constituent entities of the Russian Federation and the activities of the executive authorities of the constituent entities of the Russian Federation": Decree of the Government of the Voronezh Region dated April 16, 2021 No. 197 [Electronic resource] // Electronic fund of legal and normative-technical documents. — URL: https:// docs.cntd.ru/document/574690124 (date of access: 19.04.2022).

4. Russian Federation. Government of the Voronezh region. Regulations on the Department of Digital Development of the Voronezh Region: Decree of the Government of the Voronezh region dated December 29, 2018 No. 1237 [Electronic

resource]. — URL: https://digital.govvrn.ru/ (date of access: 04/19/2022).

5. Electronic reception [Electronic resource] // Official portal of the authorities of the Voronezh region. — URL: https://www.govvrn.ru/ obshestvennaa_priemnaa (date of access: 19.04.2022).

6. Ecosystem of the Presidential Academy (RANEPA) [Electronic resource] // Official website of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation». — URL: https://www.ranepa.ru/ (date of access: 19.04.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.