EDN: YTMWYQ
нжШ
МЛ. Мирошниченко - к.э.н., доцент кафедры общего, стратегического, информационного менеджмента и бизнес-процессов, Кубанский государственный университет, Краснодар, Россия, [email protected],
M.A. Miroshnichenko - candidate of economic sciences, associate professor of general, strategic, information management and business processes, Kuban state university, Krasnodar, Russia;
Д.И. Городничая - обучающаяся факультета управления и психологии, Кубанский государственный университет, Краснодар, Россия, [email protected],
D.I. Gorodnichaya - student of the faculty of management and psychology, Kuban state university, Krasnodar,
Russia;
М.Ю. Хейшхо - магистрант, Кубанский государственный университет, [email protected],
M.Yu. Heishho - undergraduate, Kuban state university.
ГОСУДАРСТВО КАК ПЛАТФОРМА: К ЧЕМУ ИДЕТ ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ГОСУПРАВЛЕНИЯ THE STATE AS A PLATFORM: WHAT IS THE DIGITAL TRANSFORMATION OF STATE ADMINISTRATION GOING TO
Аннотация. В статье анализируется платформенная логика, с переходом к модели «Государство как платформа», предусматривающая концепцию изменения логики предоставления государственных услуг и системы управления в период цифровой трансформации госуправления. Делается акцент на отношение платформенной логики к системе госуправления, рассматривается, как выглядит модель «Государство как платформа» и чем она полезна, как использовать государственные услуги с максимальной пользой. Дается понятие «моносервис» и «суперсервис». Приводятся примеры прототипов суперсервисов «Госуслуг», которые уже функционируют. Аргументируются выгоды перехода государства к платформенной логике. В контексте государственного управления государство-платформа - это система, которая позволяет эффективно и просто взаимодействовать государству, бизнесу и обычным гражданам, принося новые выгоды. Государство переходит на цифровую трансформацию, и результатом перехода к цифровой экономике будет формат государства-платформы. В скором времени ожидается выход новой обновленной версии Портала «Госуслуги», который будет усовершенствован с учетом новых веяний цифровой трансформации «Государство - платформа».
Abstract. The article analyzes the platform logic, with the transition to the "State as a platform" model, which provides for the concept of changing the logic of the provision of public services and the management system during the period of digital transformation of public administration. Emphasis is placed on the relationship of platform logic to the public administration system, it is considered what the "State as a platform" model looks like and how it is useful, how to use public services with maximum bene fit. The concept of "monoservice" and "superservice" is given. Examples of prototypes of superservices "Gosuslug" that are already functioning are given. The benefits of the transition of the state to platform logic are argued. In the context of public administration, a platform state is a system that allows the state, business and ordinary citizens to interact effectively and easily, bringing new benefits. The state is moving to digital transformation, and the result of the transition to the digital economy will be the platform state format. A new updated version of the Public Services Portal is expected to be released soon, which will be improved taking into account the new trends in the State-Platform digital transformation.
Ключевые слова: государственные услуги, моносервис, платформа, платформенная логика, суперсервис, цифровая трансформация, электронное правительство.
Keywords: public services, monoservice, platform, platform logic, superservice, digital transformation, e-government.
Введение
Для перехода к цифровому государству необходимо развивать информационную инфраструктуру, а также современные технологии, которые позволяют полностью переходить на новую логику государственного управления.
Цифровые платформы, центры обработки данных (ЦОД), сети связи и другие элементы инфраструктуры, о которых пойдет речь в этой статье - это технологический фундамент для перехода к новой модели оказания государственных услуг. Цифровая трансформация развивает инфраструктуру и ведет к новой модели государственного управления - модели «Государство как платформа».
1. Государство как платформа: к чему идет цифровая трансформация госуправления
В модели цифровой трансформации государственного управления «Государство как платформа» государство становится большой цифровой платформой, посредником между гражданином и внутренней административной системой государства.
«Государство как платформа» - единая модель государственного управления, выстроенная в соответствии с логикой платформы, инновационный формат взаимодействия с гражданами и межведомственного взаимодействия с учреждениями, а также сбора и анализа данных.
Сама концепция существует несколько лет и находит все больше подтверждений в практике. В 2017 году Центр стратегических разработок впервые заговорил о модели цифровой трансформации
государства и уже в 2018-м выпустил обширное исследование на тему трансформации госуправления в контексте цифровизации. В 2019 году на базе РАНХиГС был выпущен доклад «Государство как платформа: люди и технологии». Доклад был разработан коллективом авторов и вышел под редакцией Марии Шклярук, академического директора Центра подготовки руководителей и команд цифровой трансформации ВШГУ РАНХиГС [2].
Марии Шклярук дает следующее определение цифровой платформы.
Цифровая платформа — автоматизированная информационная система особого класса, позволяющая (условно) неограниченному кругу лиц пользоваться ее возможностями через Интернет и решать свои технологические или функциональные задачи в автоматизированном режиме. Этим она отличается от других информационных систем (ИС), в частности от внутренней автоматизированной ИС [2].
Другими словами, цифровая платформа — это некая сложная система с цифровым интерфейсом, где все участники цепочки от поставщика до клиента могут взаимодействовать друг с другом, реализовывать товарно-денежные отношения, пользоваться дополнительными сервисами. И все это для того, чтобы сократить финансовые и временные расходы на весь процесс «путешествия» товара или услуги от поставщика до покупателя. А еще для того, чтобы повысить качество предоставляемых поставщиками услуг.
Используя цифровую платформу, поставщики продуктов и услуг и их клиенты могут безопасно, комфортно заключать сделки, получая при этом дополнительные выгоды: стоимость и время операций снижаются, доступ к различной информации о продуктах, услугах и клиентах увеличивается. Кроме того, на платформе появляются новые возможности, недоступные даже при личной встрече поставщиков и клиентов.
В контексте государственного управления государство-платформа — это система, которая позволяет эффективно и просто взаимодействовать государству, бизнесу и обычным гражданам, принося новые выгоды.
Платформы в коммерческой сфере удобны, так как позволяют бизнесу упростить контакт между производителями и клиентами, обеспечивают комфортное и удобное взаимодействие. Когда мы говорим о том, что люди в современном мире имеют возможность выбирать, где им жить и работать, а странам все важнее именно человеческий капитал, важно понимать, что государство-платформа — это посредник между государственными служащими, гражданами и бизнесом, чтобы все заинтересованные стороны могли комфортно и без лишних издержек взаимодействовать между собой. Это именно та система, которая может сделать привлекательной жизнь и работу в конкретной стране.
Для сравнения: посетить пять разных инстанций и собрать 14 разных справок, чтобы получить пособие на ребенка, или заполнить за 10 минут поля в онлайн-форме и получить деньги на карту — или даже получить уведомление о том, что вам положены выплаты, можно — нажать две кнопки и также получить деньги на карту.
Согласитесь, когда чувствуется забота и внимание со стороны государства, то и гражданам хочется оставаться в этом государстве жить, работать, растить детей, вкладываться в экономику. Прогресс в направлении платформенного государства есть. Российская система государственного управления постепенно меняется. На примере Единого портала государственных услуг и множества более локальных, региональных сервисов видим, как постепенно внедряется принцип платформы в сферу государственных услуг.
Однако пока часто именно граждане становятся посредниками между различными государственными структурами. По ряду причин, в том числе и технических, разные органы запрашивают одни и те же данные, а гражданин вынужден дублировать запросы, приносить одни и те же документы в разные ведомства, стоять в очередях за справками, чтобы получать новые справки. По ту сторону двери в кабинет все те же документы в бумажном и электронном виде, причем в еще больших объемах, передаются от специалиста к специалисту. Все это, конечно, является значительной нагрузкой, которая ложится как на граждан, так и на самих государственных и муниципальных служащих.
До идеала пока далеко:
— данные по-прежнему хранятся в разных ведомствах;
— часть данных дублируется и во многих ведомствах, в том числе внутри будущей платформы (например, ФИО гражданина);
— часть данных существует только в рамках одного или нескольких ведомств (например, размер заработной платы и налоговых или пенсионных отчислений);
— при необходимости ведомства запрашивают нужные данные посредством системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), что требует времени и усилий служащих.
Но модель «Государство как платформа», на которую сейчас ориентируется и наше государство, в перспективе призвана обеспечить заботу о комфорте и удобстве каждого гражданина, снижение роли человеческого фактора в процессе оказания услуг (как при сборе и обработке информации, так и при принятии решений), исключение шаблонных действий, максимальную клиентоориентиро-ванность и уменьшение нагрузки на государственных и муниципальных служащих.
Если внимательно изучать новости цифровой трансформации, то можно увидеть много признаков того, что наше государство движется в сторону платформенной логики.
Например, Государственной думой принят закон, упрощающий получение налогового вычета по расходам на покупку жилья или инвестициям. Теперь гражданину не нужно будет собирать документы или заполнять налоговую декларацию, чтобы подтвердить свое право на налоговый вычет. Достаточно будет подать заявку на портале Федеральной налоговой службы (ФНС) в личном кабинете и получить решение в течение месяца. Полтора месяца — крайний срок для получения самих выплат.
С момента вступления закона в силу сотрудники налоговой будут самостоятельно, с помощью автоматизированной информационной системы, проверять право на получение налогового вычета. Гражданам не потребуется предоставлять в ФНС подтверждающие документы и заполнять налоговую декларацию.
В свою очередь, и сотрудники ФНС больше не будут проверять вручную все документы: им на помощь придет автоматизированная аналитическая система.
Любая платформа, в том числе и государство в роли платформы, — сложная система, которая состоит из различных уровней. На верхнем уровне — потребности клиентов и поставщиков, ключевые задачи, которые у них есть. Именно ради них работает платформа.
Если вспомнить пример с агрегаторами такси, главная задача такой платформы — обеспечить возможность для пассажира быстро, удобно и безопасно добраться из точки А в точку Б, а для водителя — оперативно находить заказы и комфортно осуществлять перевозки.
Для государства такой основой являются жизненные ситуации, ведь именно ради решения жизненных ситуаций граждане обращаются в государственные органы, а задача государства — создать среду для комфортной жизни и работы.
Эти задачи, к примеру, решает платформа ГосТех — платформенная архитектура государства. Проанализируем, как вся инфраструктура выстраивается так, чтобы обеспечивать решение этих жизненных ситуаций.
Инфраструктура как техническая база состоит из ядра, данных, прикладных сервисов и каналов взаимодействия.
Данные позволяют собирать аналитику и принимать обоснованные решения о том, что именно необходимо пользователям платформы.
Ядро — внутренние программы и сервисы, которые не видны пользователям платформы, но базово обеспечивают ее работу.
Прикладные сервисы — те системы, с которыми могут взаимодействовать пользователи.
Каналы — механизмы взаимодействия людей с системой.
При этом система отталкивается от того, что именно нужно пользователю, потребителю услуги, а пользователями могут быть как граждане, так и сами госслужащие, которые работают внутри системы.
Из этой инфраструктуры очевидно, что окончательный переход к платформенному принципу оказания государственных услуг требует не только единой технической основы или единой базы данных о пользователях (гражданах, юридических лицах), но и единых стандартов оформления сервисов, а самое главное — ориентации на реальные жизненные ситуации пользователей.
Тогда, как только у пользователя изменился правовой статус (переезд, создание семьи, развод, окончание школы, достижение определенного возраста, изменение уровня дохода и т. д.), платформа сможет оказывать положенные услуги комплексно, быстро и даже в проактивном режиме.
Рассмотрим, как раньше взаимодействовали государство и гражданин, у которого родился ребенок. Гражданину необходимо было обратиться в несколько государственных органов и служб, в каждом случае предоставить конкретный пакет документов, прописанный в административном регламенте, подождать установленное время и получить результат. Если гражданин не знает о какой-то услуге и не обратится за ее получением, то он ее, соответственно, и не получит.
Например, семья недавно сменила место жительства. На новом месте есть дополнительная региональная выплата или льгота. Знают о ней только местные жители, а для только что приехавших эта информация вряд ли будет специально доведена.
С другой стороны, служащие вынуждены дополнительно запрашивать документы у самого гражданина и коллег из других ведомств: отправлять обращения, звонить, обращаться к системе межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), чтобы зарегистрировать ребенка и назначить все необходимые семье льготы и выплаты.
Понятно, что для обеих сторон ситуация является совсем не оптимальной, все участники процесса, кроме того, что вынуждены порой совершать какие-то лишние, но необходимые действия, испытывают стресс от происходящего, который может выливаться в конфликты или эмоциональное выгорание сотрудников.
В будущем платформенные решения существенно снизят нагрузку на государственных и муниципальных служащих и количество рутинных действий, высвобождая время и ресурсы на аналитическую работу, принятие решений. Данные о гражданах и юридических лицах будут храниться в едином государственном реестре. Служащим не придется запрашивать их у другого подразделения или ведомства, разбираться с нестыковкой данных, когда в одном ведомстве есть информация, например, о смене фамилии гражданином, а в другом - еще нет. Типовые действия, например формирование шаблонных документов, будут выполняться автоматически. Давайте рассмотрим, какие шаги на пути к платформенной логике уже предприняло государство на сегодняшний день.
2. Госуслуги: что изменилось за тринадцать лет работы
Портал «Госуслуги» уже давно стал привычной частью нашей жизни. Его запустили в декабре 2009 года, и он стал важным шагом в развитии цифрового государства. Портал обеспечивает доступ физических и юридических лиц к сведениям о том, какие услуги предоставляют различные органы власти, и во многих случаях позволяет тут же получить эту услугу или оформить заявку на ее получение, а соответствующий запрос уйдет в нужную организацию.
Немногие страны предоставляют такие решения - в 2021 году во многих странах мира аналогичных систем просто нет: граждане получают извещения только обычной почтой, стоят в очередях, не могут заранее записаться по интернету в поликлинику или на прием в какое-то ведомство.
В то же время есть и те страны, с которыми Россия находится на близких этапах цифровой трансформации. В частности, в Великобритании работает портал https://www.gov.uk, где граждане могут получить целый ряд государственных услуг онлайн: заказать справку о пенсионных накоплениях, проверить налоги, данные о своих водительских правах, сделать запрос на социальную выплату.
С 2009 года на портале государственных и муниципальных услуг «Госуслуги» зарегистрировалось более 103 миллионов россиян, то есть большая часть населения страны. Теперь на портале можно заказать нужную справку, не выходя из дома, сразу же оплатить госпошлину и проверить выполнение запроса госорганами.
Государство заботится, чтобы у всех был равный доступ к электронным услугам. Речь уже шла о том, что в рамках федерального проекта «Информационная инфраструктура» планируется предоставить бесплатный коллективный доступ к Интернету жителям поселков с населением от 100 до 500 человек. Эта цель должна быть достигнута к 2024 году.
У цифрового подхода к предоставлению государственных и муниципальных услуг есть несколько очевидных преимуществ для граждан, приведенных на рисунке 1. Кроме того, не нужно лично перепроверять статус каждого обращения: система сама оповестит о выполнении услуги.
Преимущества для граждан цифрового подхода к предоставлению государственных и муниципальных услуг __—-—J. -------
-*—-" Экономия времени Автоматизация очередей Автоматизация контроля
Не нужно тратить личное время на поездки в различные ведомства, необходимые документы можно оформить дома или на рабочем месте
Если личное присутствие все-таки необходимо, можно
выбрать удобное время посещения и заранее записаться на прием, чтобы не стоять в очереди
Электронный формат предоставления услуг позволяет автоматически проверять правильность заполнения форм и вовремя уведомлять граждан о допущенных ошибках.
Рисунок 1 - Преимущества для граждан цифрового подхода к предоставлению государственных и муниципальных услуг
Для государства внедрение портала «Госуслуги» тоже выгодно. За счет цифрового взаимодействия с гражданами и организациями у государственных и муниципальных служащих появляется
больше времени на представление самих услуг. Именно к этому сейчас стремится система, хотя, конечно, не все еще работает идеально.
Чтобы более эффективно предоставлять госуслуги в цифровом формате, с 2010 года в России работает Система межведомственного электронного взаимодействия, создав новый уровень коммуникации. Основная задача СМЭВ - это организация передачи данных между существующими органами государственной власти во всех субъектах страны по принципу одного окна.
Благодаря СМЭВ создается общее информационное поле, которое позволяет гражданам и организациям получать госуслуги вне зависимости от места их официального или фактического местонахождения. Кроме того, корректируются регламенты услуг, направленные, в том числе, и на сокращение перечня документов, которые нужно приложить к заявлению. Логика здесь проста: если какой-то документ уже есть в базе у другого государственного органа, то обращаться нужно как раз к этой базе, а не требовать от заявителя предоставить еще одну копию этого же документа.
3. Перечень электронных документов для обмена в СМЭВ без участия граждан
СМЭВ призвана ускорить документооборот, уменьшить количество ненужных запросов на местах и перенаправление документов по месту пребывания заявителей. Система активно используется органами государственной власти.
Вместе с тем нужно отметить сложности, которые имеют место в работе СМЭВ.
СМЭВ не всегда работает стабильно и корректно. В некоторых случаях приходится работать с несколькими версиями СМЭВ одновременно. Пользователю не всегда понятно, как именно оформлять запрос - приходится запрашивать техническую поддержку.
Информация, которая зафиксирована в технологических картах межведомственного взаимодействия, не всегда актуальная или полная. Ограничен объем данных, который можно отправить за один раз. Нет проверки качества данных, можно отследить только факт их передачи. Не всегда поставщики технически могут отправить данные или высылают данные в нужном для работы формате.
Однако даже при этих сложностях государственные служащие, работающие со СМЭВ, отмечают следующие положительные стороны взаимодействия с системой:
- защищенный канал связи, благодаря которому персональные данные не могут быть использованы третьими лицами;
- возможность оперативно отправить запрос в другое ведомство без необходимости писать письмо или приезжать лично;
- возможность следить за процессом обработки документа и понимать, на каком этапе он сейчас находится;
- возможность довольно оперативно получить актуальные документы и данные.
Модернизация системы предоставления услуг должна учитывать интересы всех вовлеченных
сторон и сделать процесс предоставления государственных и муниципальных услуг удобнее и проще как для тех, кому они предоставляются, так и для тех, кто предоставляет такие услуги [5].
Заметим, что система не идеальна, тем не менее она помогает государственным служащим в работе и по факту приближает всю систему к работе по принципу одного окна и полного электронного документооборота. Электронный документооборот это удобно и экологично.
Цифровая трансформация коснулась и внутреннего документооборота организаций в целом. Госпредприятия и госучреждения уже начали переходить с бумажных носителей на электронные формы документов, а также к электронному документообороту [6].
Электронный документооборот - это система процессов по созданию и обработке документов в электронном виде, так называемый безбумажный документооборот. При этом электронный документ - это файл, который не нужно распечатывать, так как юридически значимым оригиналом он является именно в электронном виде. Такая юридическая значимость обеспечивается специальной электронной подписью.
Документы в электронном виде постепенно входят в нашу жизнь. Например, с 1 июля 2017 года по желанию застрахованного лица может быть сформирован электронный листок нетрудоспособности. Нововведение решает сразу несколько проблем: снижается риск подделки документов, документ не будет потерян или испорчен. Информацию о больничных можно получить через личный кабинет на сайте Социального фонда России. Доступ к нему осуществляется через Единую систему идентификации и аутентификации, то есть, по сути, через профиль на портале «Госуслуги».
С 1 января 2020 года начался переход на электронные трудовые книжки. Предполагается, что электронная книжка обеспечит работникам постоянный и удобный доступ к информации об их тру-
довой деятельности, работодателям откроет новые возможности кадрового учета, а государству упростит предоставление некоторых госуслуг, например расчет пенсий.
Для тех, кто впервые устроился на работу, с 2021 года сразу же будет вестись только электронная трудовая книжка, без создания бумажной. Россияне проявили интерес к предложенной государством возможности вести трудовые книжки онлайн. С начала введения в 2020 году в России электронных трудовых книжек шесть миллионов человек выбрали электронный вариант, отказавшись от бумажного документа. С одной стороны, мы видим, что для многих онлайн-решение с самым важным «трудовым документом» оказалось подходящим. С другой стороны, всего в России определили свой выбор в этом вопросе 47 миллионов человек, значит большая часть населения продолжает вести и бумажную, и электронные трудовые книжки.
4. Новый принцип общения с гражданами: «Одно цифровое окно» для всех запросов
Принцип одного окна реализуется не только на уровне государства и портала «Госуслуги», но и на уровне региональных решений. Принцип одного окна означает, что заявитель для того, чтобы получить государственные услуги, обращается с запросом к государству только один раз, а затем тот орган или ресурс, который принял обращение, сам взаимодействует со всеми остальными государственными органами и службами - без участия заявителя - для того, чтобы этот запрос удовлетворить.
Так, по принципу одного окна работает Портал «Наш город», например московский сервис «Наш город». В специальном приложении можно отправить запрос в местные органы власти по поводу предоставления услуг ЖКХ, ремонта дорог, уборки мусора и благоустройства территорий и др. Сервис работает с октября 2011 года. С тех пор в нем зарегистрировались более 1,5 миллионов москвичей, а городские власти успели рассмотреть более четырех миллионов различных обращений.
В Подмосковье есть аналогичный интернет-портал «Добродел». Это единая «книга жалоб и предложений» для жителей Подмосковья. Граждане могут обращаться в местные органы исполнительной власти и решать конкретные проблемы.
На Сахалине существует похожий портал «Сахалин.Онлайн», где собираются обращения как от граждан, так и от бизнеса. Жители острова после авторизации на портале могут сообщить о проблемах своего города, района, двора или дома. Авторизация доступна через аккаунт на «Госуслугах», в «ВКонтакте», с помощью почты или телефона. Представители бизнеса после регистрации своей организации на портале могут оставить заявку уполномоченному по защите прав предпринимателей в Сахалинской области. Также на портале можно посмотреть, какие заявления сейчас в работе, и даже изучить расположение проблемных точек на карте острова.
Таким образом, через одно цифровое окно реализуется новый принцип общения с гражданами не только на уровне государства и портала «Госуслуги», но и на уровне региональных решений. И с каждым годом данный принцип набирает обороты.
Рассмотрим какие наиболее востребованные государственные и муниципальные услуги.
Основная функция портала «Госуслуги» на данный момент - предоставление услуг через моносервисы. Чтобы понять, что такое моносервисы, представьте следующую ситуацию: вы устраиваетесь на работу в образовательную организацию, и вам нужно получить справку об отсутствии судимости. Это не очень сложная услуга: во время запроса о вас наведут справки во всех регионах, где вы жили, и предоставят вам справку с результатом.
Еще несколько лет назад для получения этой услуги вам нужно было записаться в многофункциональный центр (МФЦ), подать заявление и ждать до 30 календарных дней. Сегодня вы можете получить эту услугу в электронном виде гораздо быстрее [1].
Данный пример демонстрирует, как должен работать моносервис, в рамках которого оказывается одна услуга. Моносервисы - наиболее востребованные государственные и муниципальные услуги, которые предоставляются на качественно новом уровне.
Востребованность услуг определяется количеством заявлений. Если государство получает более 100 тысяч заявлений в год - значит, услуга востребована. По решению президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию от 28 марта 2019 года 34 государственные услуги федерального уровня стали моносервисами с этой даты.
Качественно новый уровень определяется удобством граждан. В нашем примере о выдаче справки об отсутствии судимости услуга предоставляется совсем иначе. Раньше гражданину было необходимо прийти в ведомство, сегодня - взять смартфон и потратить несколько минут на формирование заявления.
Всего к формату моносервисов должны быть приведены 203 муниципальные и государственные услуги регионального уровня. Для достижения этой цели важно понимать, каким требованиям они должны соответствовать.
Выделим требования, которым должны соответствовать моносервисы:
1) заявление на оказание услуги можно подать в электронном виде на Едином портале государственных услуг (ЕПГУ);
2) услуга предоставляется вне зависимости от места регистрации гражданина и/или жительства (пребывания) и места подачи заявления;
3) результат можно получить в виде электронного документа;
4) можно оплатить пошлину онлайн в процессе подачи заявления;
5) решения по некоторым заявлениям могут приниматься автоматически, без участия человека;
6) проактивное предоставление услуг;
7) результат оказания услуги должен быть внесен в юридически значимый электронный реестр;
8) возможность записаться на прием для получения результата оказания услуги в виде выписки из электронного реестра при необходимости;
9) автоматическое направление и обработка межведомственных запросов в режиме онлайн.
Основная часть этих критериев соответствует высокому уровню цифровой зрелости государственных услуг. Не все девять требований обязательны: подход к предоставлению каждой конкретной услуги осуществляется с учетом ее специфики, однако соблюдение именно этих требований позволяет трансформировать госуслугу в формат моносервиса.
Говоря о цифровой зрелости услуги, можно оценить ее предоставление на портале «Госуслуги» по шкале от 0 до 5. До появления портала «Госуслуги» многие услуги находились на нулевом уровне, а уже сегодня большая часть из них - на высшем уровне («супер»).
Если организация находится на уровне «минус 1», она далека от платформенности.
Если организация находится на уровне «супер», значит, она близка к модели «Государство как платформа».
5. Суперсервисы — комплексные государственные и муниципальные услуги
Выше рассмотрели, как на «Госуслугах» уже представлены и развиваются моносервисы — обособленные услуги, которые касаются определенного узкого поля. Сегодня также происходит активное внедрение суперсервисов, которые принципиально отличаются от них.
Суперсервисы - комплексные государственные и муниципальные услуги, сгруппированные по основным жизненным ситуациям и предоставляемые в автоматическом режиме. Государство определило 25 жизненных ситуаций, по которым сегодня идет внедрение 25 суперсервисов на портале «Госуслуги». Над каждым суперсервисом трудится рабочая группа, возглавляемая профильным министерством. А для оптимизации работы используется гибкий подход к управлению проектами — agile, основанный на Agile-манифесте.
Предлагаем начать с примера прототипа суперсервиса, который работает уже сейчас, — «Рождение ребенка». До недавнего времени счастливый момент омрачается огромным количеством бюрократической работы, которую должны сделать молодые родители. При этом походы в различные ведомства начинаются еще до самого рождения и продолжаются несколько лет: молодой матери нужно договориться о родах, выбрать врача, а затем заняться получением документов, справок, свидетельств, пособий.
С 2020 года жизнь молодых родителей начала облегчаться — весь комплект документов они смогли получать в электронном формате. С 2021 года и пособия можно получить в электронном виде, необходимо лишь отправить электронное заявление. К тому же появилась возможность прикрепиться к поликлинике через смартфон. В 2022 году сервис начал работать по всей стране и улучшил жизнь всех молодых родителей.
Демоверсии первых 23 сервисов уже доступны на портале «Госуслуги», а некоторые уже работают в пилотном режиме. С ними можно ознакомиться, перейдя по ссылке https://www.gosuslugi.ru/superservices.
Основной принцип создания суперсервиса - это проектирование без привязки к существующему положению. В основе разработки не то, как улучшить уже существующий сервис, а как создать такую услугу, которая будет полностью удовлетворять клиента - гражданина.
Отправная точка - пользовательский опыт, потребности клиента. Разработка суперсервисов основывается именно на потребностях клиента, а не на простоте создания сервиса. То есть в основе создания суперсервисов лежит клиентоцентричность [3].
При разработке суперсервиса сразу определяется то, как будет выглядеть конечный продукт, которым будут пользоваться граждане. Одновременно происходит создание нового нормативного регулирования с учетом новых процессов. Часто при создании новых сервисов разработчики опираются на нормативные правовые акты, но в создании суперсервисов используется иной подход: сначала определяются процессы оказания услуг, а затем разрабатывается новое нормативное регулирование.
Эти принципы определило Министерство цифрового развития, и они справедливы для любого суперсервиса. Для любого суперсервиса зафиксирована целевая модель, которая показывает, чего необходимо добиться в процессе реализации, какие задачи должны быть решены и что должно получиться в результате. В итоге суперсервисы выгодны всем: и госслужащим, и гражданам, и государству.
Реализацию каждого суперсервиса курирует профильное федеральное министерство, федеральное ведомство или служба. На нижнем уровне структуры по разработке суперсервисов - 25 самостоятельных рабочих групп.
Также к работе подключена рабочая группа АНО «Цифровая экономика» по федеральному проекту «Цифровое государственное управление». Перед тем как вынести суперсервис на рассмотрение президиума, его рассматривают и согласовывают на заседании рабочей группы. Данное согласование необходимо, чтобы получить обратную связь от бизнеса, представители которого входят в состав рабочей группы.
Архитектура суперсервиса похожа на доменный принцип проектирования.
На данном этапе развития общества построение системы управления процессами по технологии искусственного интеллекта позволит автоматизировать процессы анализа больших объемов информации и управлять бизнес-процессами [4].
С каждым годом государство в условиях цифровой трансформации добивается все более значительных успехов. Но при этом сами возможности цифровой трансформации были инструментом оптимизации затрат и улучшения качества жизни в стране, а не просто использовались как самоцель «внедрить что-то цифровое, чтобы было что-то цифровое».
Кроме того, процесс перехода потребовал большой работы: пришлось пересматривать и перестраивать все процессы, работать с гражданами, обучать и переобучать сотрудников и учитывать еще много разных вопросов, напрямую не связанных с технологиями.
В настоящее время для авторизации на портале госуслуг нужен только логин и пароль, однако Минцифры совершенствует систему защиты, так как существующей уже недостаточно. Для увеличения безопасности информации в личном кабинете пользователя на «Госуслугах» 1 марта 2023 года и поэтапно будет вводиться двухфакторная авторизация. А с 1 июня 2023 года это будет обязательно для всех пользователей. В рамках новой системы защиты это может быть, например, дополнительное SMS-сообщение на номер телефона. Двухфакторная аутентификация позволит улучшить положение, в частности, тех пользователей «Госуслуг», которые используют «простые» пароли.
Как видим портал госуслуг постоянно совершенствуется. И в скором времени ожидается выход новой обновленной версии Портала «Госуслуги», который будет усовершенствован с учетом новых веяний цифровой трансформации «Государство - платформа».
Заключение
Познакомились с тем, что такое модель «Государство как платформа» и как наша система государственного управления постепенно к ней приближается. Используя цифровую платформу, поставщики продуктов и услуг и их клиенты могут безопасно, комфортно заключать сделки, получая при этом дополнительные выгоды: стоимость и время операций снижаются, доступ к различной информации о продуктах, услугах и клиентах увеличивается. Кроме того, на платформе появляются новые возможности, недоступные даже при личной встрече поставщиков и клиентов. В контексте государственного управления государство-платформа - это система, которая позволяет эффективно и просто взаимодействовать государству, бизнесу и обычным гражданам, принося новые выгоды.
Государство переходит на цифровую трансформацию, и результатом перехода к цифровой экономике будет формат государства-платформы.
Источники:
1. Бережливое управление в госсекторе как наладить процессы. - Текст : электронный // : [сайт]. - URL: https://lean.cdto.ranepa.ru/.
2. Государство как платформа: люди и технологии. - Текст : электронный // : [сайт]. - URL: https://www.ranepa.ru/images/News/2019-
01/16-01-2019-GovPlatform.pdf.
3. Клиентоцентричный подход в государственном управлении. - Текст : электронный // : [сайт]. - URL: https://cx.cdto.ranepa.ru/.
4. Мирошниченко М.А., Кузнецова К.А., Шиянова А.А. // Документационное обеспечение бережливого производства в рамках повышения качества в условиях цифровой экономики / Вестник Академии знаний. 2018. № 28 (5). С. 258-266.
5. Мирошниченко, М.А., Мирошниченко А.А. Электронное правительство. предоставление государственных и муниципальных услуг. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 034700 (46.03.02) "Документоведение и архивоведение". Краснодар, 2014. 240 с.
6. Стратегия цифровой трансформации: написать, чтобы выполнить. - Текст : электронный // : [сайт]. - URL: https://strategy.cdto.ranepa.ru/.
References:
1. Berezhlivoe upravlenie v gossektore kak naladif processy. - Tekst : elektronnyj // : [sajt]. - URL: https://lean.cdto.ranepa.ru/.
2. Gosudarstvo kak platforma: lyudi i tekhnologii. - Tekst : elektronnyj // : [sajt]. - URL: https://www.ranepa.ru/images/News/2019-01/16-01-2019-GovPlatform.pdf.
3. Klientocentrichnyj podhod v gosudarstvennom upravlenii. - Tekst : elektronnyj // : [sajt]. - URL: https://cx.cdto.ranepa.ru/.
4. Miroshnichenko M.A., Kuznecova K.A., Shiyanova A.A. // Dokumentacionnoe obespechenie berezhlivogo proizvodstva v ramkah povysheniya kachestva v usloviyah cifrovoj ekonomiki / Vestnik Akademii znanij. 2018. N° 28 (5). S. 258-266.
5. Miroshnichenko, M.A., Miroshnichenko A.A. Elektronnoe pravitel'stvo. predostavlenie gosudarstvennyh i municipal'nyh uslug. Uchebnoe posobie dlya studentov vysshih uchebnyh zavedenij, obuchayushchihsya po napravleniyu 034700 (46.03.02) \"Dokumentovedenie i arhivovedenie\". Krasnodar, 2014. 240 s.
6. Strategiya ciirovoj transformacii: napisat', chtoby vypolnif. - Tekst : elektronnyj // : [sajt]. - URL: https://strategy.cdto.ranepa.ru/.
EDN: QVUMEH
Л.В. Парахина - к.э.н., доцент кафедры «Менеджмент и управление персоналом», Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС, Орел, Россия, [email protected],
L.V. Parahina - candidate of economic sciences, associate professor of the department of management and public administration, Central Russian Institute of Management, Branch of RANEPA, Orel, Russia;
Н.С. Власова - к.э.н., доцент кафедры теории бухгалтерского учета, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, [email protected],
N.S. Vlasova - candidate of economic sciences, associate professor of the department of accounting theory, Kuban state agrarian university, Krasnodar, Russia;
М.М. Мусаев - к.э.н., доцент кафедры «Экономика и экономическая безопасность отраслей и предприятий», Институт экономики и финансов, Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова, Грозный, Россия,
M.M. Musaev - candidate of economic sciences, associate professor of the department of economics and economic security of Industries and Enterprises, Institute of Economics and Finance, Chechen State University named after A.A. Kadyrov, Grozny, Russia.
РАЗВИТИЕ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО ПОДХОДА В УПРАВЛЕНИИ СОВРЕМЕННЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ DEVELOPMENT OF THE PROGRAM-TARGETED APPROACH IN THE MANAGEMENT
OF MODERN ENTERPRISES
Аннотация. B современных условиях экономические системы различного уровня активно совершенствуют процесс планирования текущей производственно-финансовой деятельности, определяют стратегию и программу расширения производства на основе рыночного спроса, а также получения высокой прибыли, решения оперативно-технических проблем в плановом периоде. Целью исследования является обоснование необходимости развития программно-целевого подхода в управлении экономическими системами различного уровня. В статье обосновано, что программно-целевой подход в управлении предприятием имеет важное значение, позволяет обеспечивать ориентацию плана на достижение конечных результатов, вовремя выявлять проблемы социально-экономического развития, постановку стратегических целей и задач, в эффективном их решении в сжатые сроки. В процессе исследования использовались методы: теоретический анализ информационных источников, системный подход, графический.
Abstract. In modern conditions economic systems of different levels actively improve the process of planning the current production and financial activities, determine the strategy and program of production expansion on the basis of market demand, as well as obtaining high profits, solving operational and technical problems in the planning period. The aim of the study is to substantiate the need for the development of program-targeted approach in the management of economic systems of various levels. The article substantiates that the program-targeted approach in enterprise management is important, it allows to provide orientation of the plan on achievement of final results, in time to reveal problems of socio-economic development, to set strategic goals and tasks, in their effective solution in short terms. In the process of research methods were used: theoretical analysis of information sources, system approach, graphic.
Ключевые слова: управление, планирование, программно-целевой подход, стратегический менеджмент.
Keywords: management, planning, program-targeted approach, strategic management.
Процесс управления - это главным образом выполнение функций управления (анализ, целе-пологание, планирование, контроль, координация и мотивация) для влияния на объект управления в