Научная статья на тему 'Совершенствование государственной поддержки малого бизнеса в России'

Совершенствование государственной поддержки малого бизнеса в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1216
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТЫ МАЛОГО БИЗНЕСА / МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / КРЕДИТОВАНИЕ / ЭКОНОМИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ягуткин Дмитрий Алексеевич, Лачихина Анастасия Геннадьевна

Данная статья посвящена проблеме деятельности малого и среднего бизнеса в России. Рассмотрены причины неэффективного развития и низкой доли в экономике Российской Федерации. Даны рекомендации в сфере совершенствования налоговой политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ягуткин Дмитрий Алексеевич, Лачихина Анастасия Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование государственной поддержки малого бизнеса в России»

TECHNOLOGIES OF PROCESSING OF WASTE OF THE LEATHER INDUSTRY Shestov, A.V., associate Professor of the Department "Management", Moscow state University of technologies and management them. K. G. Razumovsky (RAS), Moscow, Russia

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ Ягуткин Дмитрий Алексеевич, студент (e-mail: cdtixo181@mail.ru) Лачихина Анастасия Геннадьевна, ст. преподаватель УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, г. Екатеринбург, Россия (e-mail: a.g.lachikhina@mail.ru)

Данная статья посвящена проблеме деятельности малого и среднего бизнеса в России. Рассмотрены причины неэффективного развития и низкой доли в экономике Российской Федерации. Даны рекомендации в сфере совершенствования налоговой политики.

Ключевые слова: субъекты малого бизнеса, малое предпринимательство, государственная поддержка, налогообложение, кредитование, экономика.

Малый бизнес - важнейший элемент рыночной экономики, без которого не может гармонично развиваться государство. Малый бизнес во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта [1]. Он выполняет важнейшие социальные и экономические функции, путём создания новых рабочих мест, поддержание конкурентной среды и борьбы с монополией. Мелкий бизнес позволяет в большой степени удовлетворить потребности населения в товарах и услугах, обладая быстрой адаптацией к постоянно изменяющийся экономической конъюнктуре. Стоит отметить, что именно малые предприятия поддерживали российскую экономику во время экономического краха и политического потрясения конца 90-х годов 20 века. Также, открытие малого предприятия требует значительно меньших средств, по сравнению с крупными компаниями.

Таким образом, малый бизнес:

- создает новые рабочие места;

- обеспечивает самозанятость;

- стимулирует рост инновационности экономики;

- повышает конкурентоспособность предприятий;

- смягчает влияние экономических кризисов;

- уход от сырьевой зависимости.

Однако развитие малого бизнеса в России происходит достаточно низкими темпами. И Российская Федерация в этом плане значительно

отстает от развитых экономик мира. В условиях экономических санкций, программы импортозамещения, падения стоимости энергоносителей эта проблема встает особенно остро.

Доля малого бизнеса в России относительно развитых экономик других стран совсем небольшая

Таблица 1 - Доля малого и среднего бизнеса в ВВП разных стран в _2015году_

Показатель Греция Италия Норвегия Испания Германия Польша Бразилия Россия

Доля МСП(%)в ВВП 75,1 67,0 66,7 64,6 51,8 50,6 40,8 21,0

Как видно из таблицы 1 в ВВП России малое и среднее предпринимательство (МСП) занимает далеко не первоочередную роль, на долю поступлений в ВВП приходится лишь 21%. В большинстве развитых экономик мира данный показатель находится на уровне 50-80%.

Таблица 2 - Процент занятости населения в малом и среднем _предпринимательстве_

Показатель Греция Бельгия Франция Австралия Австрия Германия Россия

Занятость в МСП(%) 86,4 57,3 53,7 53,3 52,8 47,9 25,6

Доля участия населения в предпринимательстве также находится на низком уровне. Данный показатель сильно отстает от экономик развитых стран.

Большинство стран мира рассматривают содействие развития МСБ, как основу государственной экономической политики, ежегодно инициируя многочисленные государственные программы в десятки миллиардов долларов. Для Российской Федерации основными направлениями являются: социальная политика и оборона. Именно на эти направления выделяется основные средства и внимание.

Структура расходов бюджета РФ 2016

■ Социальная политика ■ Оборона Правоохр.система

■ Национальная экономика ■ Общегос.вопросы ■ Остальное

17%

7% 28%

16% 19%

13°%

Рисунок 1 - Структура расходов бюджета, 2016 г.

Очевидно, что Россия находится на начальном этапе формирования малого и среднего бизнеса. Приоритет на современном этапе - набор критической массы предпринимателей. Малого и среднего бизнеса должно стать больше, и он должен играть существенную роль в экономике.

Показатель 01.01.2015 01.08.2016

Кол-во субъектов 4, 531, 300 5,523,765

Количество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, сведения о которых содержатся в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства [3].

Таблица 3 - Финансирование программы Минэкономразвития

в 2006-2016 гг.

Показатель 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016

Кол-во участников 64 60 67 82 82 80 82 83 84 85 85

Объем средств направляемых на программу(млрд.р.) 3,0 3,8 3,9 18,6 17,8 17,8 20,8 19,8 21,6 18,5 12,3

Количество регионов - участников программы в программе Минэкономразвития в 2006-2016гг. увеличилось с 64 до 85, а выделяемые средства с 3,0 до 21,6 млрд руб. в 2014 году. Однако заметно снижение динамики, начиная с 2015 года до 18,5, а затем и до 12,3 млрд руб.в 2016 году. Этих средств на развитие не хватит, они пойдут исключительно на завершение уже начатых проектов, что сильно замедлит рост МСП, ведь без инвестиций невозможно получить прибыль.

К настоящему моменту созданы организационные и нормативно-правовые основы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства. В рамках программы предусмотрены как прямые, так и непрямые меры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе:

-поддержка начинающих субъектов малого предпринимательства; -поддержка и развитие молодежного предпринимательства; -создание и развитие инфраструктуры информационно-консультационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

-поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в сфере производства товаров (работ, услуг);

-создание и развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в области промышленного производства, разработку и внедрение инновационной продукции;

-поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в области народно-художественных промыслов, ремесленной деятельности, сельского и экологического туризма;

-создание и развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, оказывающей имущественную поддержку (бизнес-инкубаторы, промышленные парки, технопарки);

-создание и развитие инфраструктуры поддержки экспортноориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства;

-создание гарантийных фондов в целях предоставления поручительств по обязательствам (кредитам, займам, договорам лизинга и т.п.);

-содействие развитию микрофинансовых организаций, позволяющих представителям малого бизнеса получить доступ к заемным средствам; -поддержка социального предпринимательства [2].

Однако, несмотря на различные программы государственной поддержки, малый и средний бизнес функционирует на грани выживания, а не становится залогом развития экономики как в развитых странах, где его доля в ВВП находится на уровне 50-80%.

Был произведен опрос 387 субъектов МСП различных видов деятельности, из которых 78% составляют юридические лица и 22% -индивидуальные предприниматели. Большинство предпринимателей, а именно 63% оценивают эффект от усилий федерального правительства по борьбе с кризисом как нулевой, четверть СМСБ - 25%, как отрицательный, то есть делают только хуже и только 12% относятся позитивно.

Оценка антикризисных мер субъектами

МСП

Нулевой эффект Отрицательный эффект Положительный эффект

Рисунок 2 - Оценка антикризисных мер субъектами МСП [4]

Также, на вопрос о том, какие антикризисные меры со стороны государства наиболее эффективно могут помочь бизнесу, участники опроса выделили около восьми мероприятий, основные из которых можно увидеть на рисунке 3.

ТОП-3 ожидаемых антикризисных мер

26 40 не повышение тарифов кредитование МСП

отсрочка налоговых платежей и налоговые каникулы

34

Рисунок 3 - ТОП-3 ожидаемых антикризисных мер

Одним из самых важных и необходимых условий функционирования МСП является оперативный доступ к финансовым ресурсам. Между тем банковское кредитование сегмента сжимается второй год подряд. И на это есть две причины. С одной стороны, снижение спроса на заемные ресурсы вследствие уменьшения деловой активности, а с другой стороны снижения интереса и самых банков, которые из-за увеличения рисков начинают обходить стороной такое направление своей деятельности. До 2013 года кредиты сегменту росли быстрее, чем юридическим лицам в целом. Затем портфель МСП начал сокращаться, и более всего - индивидуальным предпринимателям. По итогам 2014 года, он показал минус 4,4%, тогда как кредиты юридическим лицам в целом дали плюс 12,6% (правда, в основном за счет госбанков). В 2015 году портфель МСП сжался на 16%, а юридических лиц в целом - почти не изменился. Падение замедлилось только в этом году: за первое полугодие-2016- минус 2,7%.

Серьезным ограничением для продвижения госпрограмм в среде предпринимательства сегодня является недоверие бизнеса к власти и ее институтам поддержки. Необходимо строить каналы информирования массы рядовых предпринимателей в регионах о возможностях государственных институтов. Согласно опросу НАФИ, 38% предпринимателей ничего не слышали о мерах государственной поддержки, 70% никогда ими не пользовались. В итоге, несмотря на то,

что по сравнению с коммерческим кредитованием поддержка осуществляется на льготных условиях, нельзя сказать, что спрос превышает предложение.

По регионам Урала, которые публикуют данные о своих гарантийных фондах, видно: на осень этого года от 20 до 60% лимита поручительств по кредитами свободно. У Свердловского областного фонда свободный лимит сократился с 70% на начало 2015 года до 43% на октябрь 2016-го. Более всего используются лимиты на Сбербанк, ВТБ24 и Россельхозбанк.

В Свердловской области в 2015 году объем поддержки составил 1,2 млрд руб. Для сравнения: объем выданных банками кредитов в регионе за тот же период - 103 млрд руб. То есть суммы господдержки - менее 1,5% от сумм банковских кредитов.

В целом по стране объем поддержки по итогам прошлого года - 60,9 млрд рублей (кредиты, выданные по программе МСП Банка коммерческими банками в эту сумму не входят, это еще 105 млрд руб.), в том числе гарантии Корпорации - 17,8 млрд руб., по линии Минэкономразвития предоставлено 11,3 миллиарда, Минсельхоза - 8,7 млрд руб. (два последних с учетом софинансирования из региональных и местных бюджетов), еще 9,9 миллиарда выделил Фонд содействия инновациям. Коммерческие банки предоставили МСП за тот же период кредиты на 5,5 трлн руб. (включая кредиты по программе МСП Банка). Таким образом, объем господдержки - около 3%. С учетом того, что банковское кредитование последние три года сокращается, а господдержка растет, можно сказать, что достигнут максимальный уровень поддержки сектора МСП. И статистика, и отдельные примеры свидетельствуют: поддержка государством малого бизнеса наконец переросла категорию символической.

Ещё одной проблемой развития МСП являются высокие налоги. Нерешенность этой проблемы приводит к напряжению среди населения, негативному ожиданию субъектов предпринимательства, что впоследствии приводит к прекращению деятельности или уход в «теневую» экономику.

Таким образом, хотелось бы дать несколько рекомендаций в сфере совершенствования налоговой политики.

Во-первых, необходимо снизить ставки страховых взносов в государственные внебюджетные фонды. На наш взгляд, это одна из главных проблем. Несмотря на наличие ряда льгот в отношении уплаты указанных взносов, мы считаем их недостаточно эффективными. Значительный объем финансовой нагрузки на малый и средний бизнес не дает возможности нормального функционирования, то есть расширения производства, наём новых сотрудников, переход предприятия из малого в средний или из среднего в крупный бизнес становится тяжело реализуемым. Конечно, это приведет снижению доходов внебюджетных фондов, которые придется компенсировать из федерального бюджета. Но при этом необходимо иметь в виду, что краткосрочный бюджетный эффект

будет отрицательным, однако в перспективе, уже через один - два года, снижение доходов будет компенсировано за счет расширения налоговой базы.

Во-вторых, предоставление права на применение «налоговых каникул» юридическим лицам. Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. № 477-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в производственной, социальной и научной сферах, введены «налоговые каникулы». Этот закон дает право субъектам в течение 2015-2020 годов: устанавливать налоговую ставку в размере 0% для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения или патентную систему налогообложения (льготная ставка может применяться в течение двух налоговых периодов со дня регистрации).

Данный закон обошел стороной юридические лица, которым было отказано в предоставлении «налоговых каникул», поскольку государство опасалось, что одни и те же граждане могут многократно использовать льготу. Предоставление однократного права использования «налоговых каникул» решает проблему и распространяет действие ключевой меры по стимулированию начала предпринимательской деятельности на значительно более широкий круг субъектов хозяйственной деятельности.

В-третьих, предоставление отсрочки по уплате налогов субъектами предпринимательской деятельности с целью исключения возможных банкротств. Проблема в невозможности выплаты налогов может быть временной, например, работа с поставщиком, сезонность продукции или резкое снижение спроса. Первой реакцией компаний на кризис является снижение затрат или точнее оптимизация расходов. Таким образом, меняются отношения с поставщиками. Большинство компаний хочет использовать собственную логистику вместо доставки, получать меньше дополнительных услуг, а также увеличить скидки и сроки оплаты. Такие меры оказывают негативное воздействие на краткосрочные финансовые показатели в виде увеличения оборотного капитала. То есть предприятие не имеет возможность заплатить только в конкретный период времени из-за увеличения сроков реализации своих товаров или услуг.

Еще одним важным фактором стимулирования МСП является разработка эффективного законодательства, защищающего интересы малого и среднего бизнеса необходима для того, чтобы снизить риски возникновения административных барьеров, недобросовестной конкуренции, повысить защищенность прав собственности и контрактных прав, сформировать законодательные условия деятельности бизнеса и их безусловное исполнение. Хорошим примером для России является Европа, где за 24 часа, например, в Испании можно зарегистрировать свой бизнес, а затем заняться любой деятельностью, не нуждающейся в лицензии. Для развития МСП не основным, но всё же значительным является фактор

легкости уплаты налогов. Наделение налоговых органов функцией агента по сбору страховых платежей в государственные внебюджетные фонды. В целях сокращения издержек предпринимателей на взаимодействие с различными органами власти и государственными внебюджетными фондами предлагается проработать вопрос о наделении налоговых органов функцией агента по сбору страховых платежей в государственные внебюджетные фонды. Предполагается, что передача функций администрирования взносов ФНС России сократит количество форм отчетности, представляемой плательщиками, и количество проверяющих органов. Также это положительно скажется на уровне собираемости страховых взносов, поскольку ФНС России обладает более полной информацией о деятельности налогоплательщиков и более широкими полномочиями по принудительному взысканию задолженности.

Таким образом, большинство предпринимателей малого и среднего бизнеса считает, что меры, направленные на стимулирование бизнеса, проводимые государством, являются не эффективными. Мы проанализировали, что на их взгляд может изменить ситуацию. Основной желаемой мерой является не повышение тарифов. До 2018 года действует мораторий на рост налоговых ставок и ставок по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды. Мораторий даёт стабильность для текущей деятельности предприятия, однако, после 2018 года, на наш взгляд, учитывая настоящую экономическую ситуацию, ожидается увеличение ставок по многим налогам, что ставит под вопрос открытие бизнеса для многих предпринимателей. Второй мерой является увеличение доступности кредитных средств. Создается большое количество фондов поддержки малого и среднего предпринимательства, центров инжиниринга, бизнес-инкубаторов и гарантийных фондов. Однако большинство предпринимателей либо не знают, либо по каким-то причинам не пользуются мерами государственной поддержки. Необходимо увеличивать доверие к власти и институтам поддержки. Государственные банки начинают более активно кредитовать бизнес, несмотря на снижение деловой активности. Хотя свободные средства до сих пор имеются в достаточном количестве, тенденция улучшения состояния, рост активности и спрос на ресурсы заметен. Последней наиболее значимой мерой является отсрочка налоговых платежей и налоговые каникулы. Налоговые каникулы действуют для новых предприятий в течение 2 налоговых периодов. Мы дали собственные антикризисные рекомендации, способствующие развитию бизнеса и облегчению его деятельности, в которые вошла отсрочка налоговых платежей. Установка «малый бизнес прежде всего» не является верной для России в текущее время. Заметно улучшение по многим характеристикам, однако, даже учитывая важность данной сферы в экономике, для государства не является приоритетным направлением деятельности. Меры для помощи должны иметь более весомый размер, а направления шире.

Список литературы

1. Горбань, О.П. Роль малого бизнеса в рыночной экономике [Электронный ресурс] / О.П. Горбань. - Режим доступа: http://mstu.edu.ru/publish/conf/11ntk/ section8/section8_24.html

2. Федеральный портал малого и среднего предпринимательства. - Режим доступа: http://smb.gov.ru/measuresupport/programs/celved/

3. Ресурсный центр малого предпринимательства. - Режим доступа: http://rcsme.ru/ru/statistics

4. Опора России. Антикризисный мониторинг субъектов малого и среднего предпринимательства. - Режим доступа: http://oporamo.ru/

Yagutkin Dmitry Alekseevich, student

(e-mail: cdtixo181@mail.ru)

Ural Federal University, Ekaterinburg, Russia

Lachikhina Anastasia Gennadievna, senior lecturer

Ural Federal University, Ekaterinburg, Russia

PERFECTION OF THE STATE SUPPORT OF SMALL BUSINESS IN RUSSIA

Abstract. The article is devoted to the activities of small and medium-sized businesses in Russia. The causes of inefficient and low share in the economy of the Russian Federation. Recommendations in the _ field of improvement of the tax policy.

Keywords: small business, government support, taxation, credit, economy

СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДСТВА КАРТОФЕЛЯ В ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ Яковлева Наталья Альбертовна, к.э.н, доцент Орловский государственный аграрный университет им. Н.В. Парахина, г. Орел, Россия (yako.1966@mail.ru)

Статья посвящена изучению тенденции динамики производства картофеля во всех категориях хозяйств Орловской области, ее территориальному размещению, рассчитана структура производства картофеля по категориям хозяйств; рассмотрены основные проблемы при производстве картофеля и предложены пути их устранения.

Ключевые слова: тенденции динамики производства, территориальное размещение, структура производства, основные проблемы при производстве, пути устранения.

Современный этап экономического развития России связан с кардинальными изменениями в сфере производственных отношений. Их осуществление в агропромышленном комплексе, от которого в значительной мере зависит уровень развития картофелеводства, имеет первостепенное значение. Здесь так же, как и во всей хозяйственной системе страны, реформирование осуществляется в трудных условиях и призвано стать важным средством преодоления кризиса. На протяжении длительного периода времени в производстве картофеля преобладает низкоэффективный путь раз-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.