Научная статья на тему 'Развитие предпринимательства в Волгоградском регионе: проблемы, перспективы, риски'

Развитие предпринимательства в Волгоградском регионе: проблемы, перспективы, риски Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
110
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / БИЗНЕС-ИНКУБАТОР / МАЛОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / ПРОБЛЕМЫ МАЛОГО БИЗНЕСА / ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ / РЕЖИМ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ / УГРОЗЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Калинина А. Э.

В статье на основе данных официальной статистики анализируется состояние малого и среднего предпринимательства Волгоградской области. Представлены риски данного сектора региональной экономики. Определены последствия затягивания решения проблемных ситуаций. Отмечено, что благодаря принятым антикризисным мерам в 2009 г. удалось стимулировать людей на создание новых бизнес-проектов. Важно устранить угрозы достигнутым результатам и продолжить работу на перспективу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие предпринимательства в Волгоградском регионе: проблемы, перспективы, риски»

УДК 332.02

РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

В ВОЛГОГРАДСКОМ РЕГИОНЕ: ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ, РИСКИ*

А. Э. КАЛИНИНА, доктор экономических наук, профессор, проректор по научной работе и информатизации Е-mail: nrprorector@volsu. т Волгоградский государственный университет

В статье на основе данных официальной статистики анализируется состояние малого и среднего предпринимательства Волгоградской области. Представлены риски данного сектора региональной экономики. Определены последствия затягивания решения проблемных ситуаций. Отмечено, что благодаря принятым антикризисным мерам в 2009г. удалось стимулировать людей к созданию новых бизнес-проектов. Важно устранить угрозы достигнутым результатам и продолжить работу на перспективу.

Ключевые слова: развитие малого и среднего предпринимательства, бизнес-инкубатор, малое предприятие, проблемы малого бизнеса, финансовый контроль, режим налогообложения, угрозы.

Министерство регионального развития РФ опубликовало доклад о ситуации в экономике, финансово-банковской и социальной сферах субъектов Федерации в январе—марте 2011 г. По данным министерства, в первом квартале 2011 г. наблюдались разнонаправленные тенденции по среднероссийским значениям анализируемых показателей. Так, отмечен темп роста промышленного производства (среднероссийское значение — 105,9 %), прибыли прибыльных предприятий (135 %), налоговых и неналоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ (126,4 %), оборота розничной торговли и платных услуг населению [1]. По сравнению с соответствующим периодом про-

* Работа выполнена в рамках гранта РГНФ и Администрации Волгоградской области № 11-12-34001а/В «Механизм управления риском развития экономики макрорегиона».

шлого года наблюдался рост объемов кредитования юридических и физических лиц, среднемесячной заработной платы работников. По информации на 1 апреля 2011 г., только три субъекта РФ исполнили бюджеты с дефицитом [4].

Между тем, по данным сводного индекса социально-экономического положения, в I квартале 2011 г. в 49 регионах положение было хуже среднероссийского уровня, в 27 субъектах — лучше общероссийского уровня, в семи регионах — значительно лучше, чем в целом по стране. В десятке лидеров социально-экономического развития — Тюменская область (сводный индекс 123,3 %), Ямало-Ненецкий автономный округ (118,2 %), Ханты-Мансийский автономный округ (113,8 %), Краснодарский край (113,1 %), Белгородская область (112,1 %), Ленинградская область (110,7 %), Санкт-Петербург (110,6 %), Москва (108,1 %), Сахалинская область (108 %) и Республика Саха (107,5 %). Наибольшее падение экономики зафиксировано в Костромской области (88,1 %), Чувашии (88,2 %), Ивановской области (88,8 %), Волгоградской области (89 %), Чечне (89,4 %), Калмыкии (89,7 %), Тыве (89,8 %), Удмуртии (90,4 %) [1].

Одним из факторов, определивших такое положение Волгоградского региона, на взгляд автора, является ситуация, в которой стали функционировать малые и средние предприятия России в 2011 г., фактически «сведя на нет» все усилия региональных властей, предпринятые, в том числе, и в Волгоградской области.

Тем не менее предпринимательство в своих малых и средних формах продолжает оставаться

1000 900 800 700 600 500 400 300 200 100 0

2005 2006 I Оборот МСП

2007 2008 2009 2010 ■I Общий оборот без МСП

Рис. 1. Оборот малого бизнеса в общем обороте Волгоградской области в 2008—2010 гг., млрд руб.

одним из основных факторов устойчивого развития экономики страны, обеспечения социальной и политической стабильности общества, фундаментом для формирования среднего класса.

Стратегия социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г. предполагает, в частности: увеличение доли малого бизнеса в ВВП (ВРП) с 21 до 50 %; увеличение доли малого бизнеса по занятости населения с 25 до 60 %; увеличение доли инновационных технологий в ВВП с 1,5 до 20 %; использование в программах 2011 г. потенциала и ресурса государственно-частного партнерства, механизмов различных ведомственных программ; развитие инфраструктуры предпринимательства. Проанализируем текущее состояние развития предпринимательства Волгоградского региона.

Учитывая, что в условиях финансовой и экономической нестабильности 2008—2009 гг. в Волгоградской области происходило изменение структуры и уровня занятости населения, в социальной сфере положительные последствия реализации мер государственной поддержки выразились в сохранении действующих субъектов малого и среднего предпринимательства и в предотвращении сокращения численности наемных работников. Было обеспечено сохранение доли продукции, произведенной субъектами малого предпринимательства, в общем объеме продукции региона (рис. 1) [2].

В Волгоградской области в 2008 г. общее ко-

1 (5118)

2(21351)

личество субъектов малого и среднего предпринимательства составило 100,6 тыс. ед., а к концу 2009 г. их количество увеличилось до 103,3 тыс. ед. (рост 102,6 %).

Рост количества субъектов малого и среднего предпринимательства произошел в 2009 г. за счет увеличения на 2,5 тыс. индивидуальных предпринимателей и на 175 ед. — средних предприятий. Общее количество малых предприятий с учетом микропредприятий фактически осталось на уровне 2008 г., так как в связи с изменением методологии формирования совокупности малых предприятий (без микропредприятий), количество малых предприятий без микропредприятий значительно уменьшилось, но выросло число собственно микропредприятий (рис. 2).

По состоянию на 01.01.2010, по данным Вол-гоградоблстата, количество субъектов малого и среднего предпринимательства составляет: 5 118 малых предприятий, 21 351 микропредприятий, 442 средних предприятий, 76 381 индивидуальных предпринимателей. Оценочно общая численность занятых в малом и среднем предпринимательстве составляет 40 % всех занятых в экономике Волгоградской области (рис. 3) [8].

В конце 2008 г. малый и средний бизнес Волгоградской области столкнулся с рядом проблем из-за резкого снижения платежеспособного спроса, сокращения доступа к дополнительным финансовым ресурсам. Кроме того, обострились проблемы, связанные с ростом арендной платы, с повышением налогов и непредсказуемостью налогооблажения, снижением инвестиционной активности, ростом цен на энергоносители и сырье, увеличением тарифов и др.

В этой ситуации необходимо создание условий для сохранения малого бизнеса, обеспечения заня-

2 (64,3)

3(442)

1 (132.9)

3 (40)

4 (76381)

4(150)

Рис. 2. Структура малого и среднего бизнеса (а, количество ед.) и занятых в данном сегменте экономики Волгоградской области (б, тыс. чел.) на 01.01.2010: 1 — малые предприятия; 2 — микропредприятия; 3 — средние предприятия; 4 — индивидуальные предприниматели

2005

2006

2007

2008

2009

2005

2006

2007

2008 2009

Примечание: с 2008 г. в количество малых предприятий включены микропредприятия.

Рис. 3. Динамика изменения количества малых предприятий (а) и индивидуальных пред принимателей (б) в Волгоградской области за 2005—2009 гг., тыс. ед.: 1 — малые предприятия; 2 — микропредприятия

тости населения в регионе, снижения социальной напряженности. С этой целью Управлением развития предпринимательства Администрации Волгоградской области в 2009 г. разработана и утверждена постановлением Администрации Волгоградской области от 30.03.2009 № 85-п долгосрочная областная целевая программа «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Волгоградской области» на 2009—2011 гг. (далее — Программа). В результате реализации Программы в 2009 г. на поддержку малого предпринимательства Волгоградской области направлено около 370 млн руб. из областного и федерального бюджетов [3].

В 2009 г субъектам малого предпринимательства Волгоградской области предоставлялось 12 видов прямой финансовой поддержки. Возмещению подлежат затраты по кредитам банков; по договорам финансовой аренды (лизинга); на сертификацию; на аренду земельных участков; на проведение землеустроительных работ; по договорам аренды помещений и объектов капитального строительства; по договорам поручительства; на оплату образовательных услуг; на участие в выставочно-ярмарочных мероприятиях; на приобретение и внедрение инновационных технологий, оборудования и материалов по программам энергосбережения и начинающим субъектам малого предпринимательства. Расширен перечень приоритетных видов экономической деятельности для получения финансовой поддержки, вследствие чего большее количество предпринимателей получили возможность воспользоваться государственной поддержкой [5].

Главным направлением государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в

Волгоградской области в 2010—2011 гг. является поддержка малых инновационных предприятий.

В Волгоградском регионе продолжает работу некоммерческое партнерство «Региональный гарантийный фонд», которое дает возможность субъектам малого предпринимательства, не имеющим полного залогового обеспечения, получить кредит в банке.

В рамках имущественной поддержки для субъектов малого бизнеса с 1 января 2009 г по 1 июля 2010 г были установлены преференции на участие в приватизации. Кроме того, имущественную поддержку оказывает региональный бизнес-инкубатор, на площади которого размещено 39 фирм-резидентов. Предоставляются консалтинговые услуги и льготы по арендной плате.

С целью снижения налоговой нагрузки на субъектов малого предпринимательства принят закон Волгоградской области от 10.02.2009 № 1845-ОД «О снижении процентной ставки по упрощенной системе налогообложения» в случае, когда объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов с 15 до 5 % для хозяйствующих субъектов, осуществляющий свою деятельность в строительстве и обрабатывающих производствах.

В 2009 г. темп поступлений налогов на совокупный доход (УСН, ЕНВД, ЕСХН) снизился по сравнению с 2008 г. и составил 92 %. Но, учитывая более резкое снижение темпов роста всех налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет области, удельный вес налогов по специальным режимам в 2009 г. сохранился на уровне 2008 г. — 4,9 %

Доля налоговых поступлений от сферы малого бизнеса в консолидированный бюджет Волгоградской области составляет 16 %. Однако необходимо учитывать, что с 1 января 2010 г. вступил в силу Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» [7].

а

Данный закон предусматривает замену с 1 января 2010 г. действующего единого социального налога тремя страховыми взносами на обязательное социальное страхование. При этом в 2010 г. общая ставка страховых взносов сохранена на прежнем уровне — 26 % от фонда оплаты труда, а с 1 января 2011 г. страховые взносы повысились до 34 % и составили:

1) в Пенсионный фонд РФ — 26 % (было 20 %);

2) в Фонд обязательного медицинского страхования — 5,1 % (было 3,1 %);

3) в Фонд социального страхования РФ — 2,9 % (на прежнем уровне).

На заседаниях Правительства РФ при обсуждении решения о реформировании пенсионной системы с 1 января 2010 г. указывалось на необходимость создания механизмов, позволяющих избежать увеличения совокупной финансовой нагрузки на бизнес. Несмотря на это, принятый закон существенно увеличивает совокупную финансовую нагрузку на предприятия малого бизнеса, использующие специальные налоговые режимы, в частности на налогоплательщиков, применяющих УСН и уплачивающих ЕНВД. Для этих двух категорий плательщиков законом устанавливается наибольшее по сравнению со всеми остальными увеличение размера страховых взносов, которое составит 20 % (с 14 до 34 %).

Так, для плательщиков, применяющих общий режим налогообложения, ставка страховых взносов увеличилась на 8 % (см. таблицу). Кроме того, для отдельных категорий налогоплательщиков (например, применяющих единый сельскохозяйственный налог и пр.) на период с 2011 по 2014 г. предусматривается поэтапное введение страховых взносов, в то время как на плательщиков, применяющих УСН и ЕНВД, данное правило не распространяется, а налоговая нагрузка возрастает единовременно с 1 января 2011 г.

Таким образом, для налогоплательщиков, применяющих УСН и уплачивающих ЕНВД, с 1 января 2011 г. общая ставка страховых взносов увеличивается на 20 % (в 2,4 раза) от фонда оплаты труда, что ставит их в неравное положение по сравнению с

налогоплательщиками, находящимися на общей системе налогообложения, и налогоплательщиками, в отношении которых законом предусмотрены льготные ставки страховых взносов в переходный период 2011—2014 гг.

Большинство малых предприятий находится именно на УСН и ЕНВД, и, без сомнения, 20 %-ное повышение налоговой нагрузки на фонд оплаты труда (ФОТ) станет для них просто непомерным. В отношении последствий увеличения финансовой нагрузки на ФОТ для всех категорий предпринимателей следует отметить, что организации, которые имеют прибыль, могут относить расходы по уплате страховых взносов на затраты, уменьшая прибыль. Это в итоге приведет к уменьшению поступлений в бюджет от налога на прибыль организации.

Те хозяйствующие субъекты, у которых нет прибыли, скорее всего будут вынуждены закрыть бизнес (особенно представители малого бизнеса, применяющие УСН и ЕНВД). Есть вероятность, что многие предприниматели будут вынуждены вновь перейти на так называемые «серые» схемы, связанные с выплатой заработной платы «в конвертах» (хотя в последние 5 лет данная практика была в корне переломлена и сведена практически к минимуму). Закрытие бизнеса фактически будет означать оптимизацию численности работников, прежде всего сокращение доли лиц и рабочих мест, занятых в малых предприятиях, и, соответственно, рост безработицы. «Серые» схемы могут уменьшить поступления в бюджет от НДФЛ.

Следует также отметить, что Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ ограничена база, облагаемая взносами на обязательное пенсионное страхование, которая составляет 415 тыс. руб. в год [7]. В связи с этим еще больше может увеличиваться дифференциация в заработной плате по отдельным отраслям промышленности. При таких условиях становится более выгодным повышать зарплату высокооплачиваемым работникам, превышающую порог годового дохода в 415 тыс. руб. (ведь с нее не взимаются страховые взносы), чем работникам со средним заработком, за которых необходимо уплачивать 34 % страховых взносов с каждого добавленного

Рост финансовой нагрузки для различных категорий налогоплательщиков, %

Режим налогообложения Ставка взносов Рост финансовой нагрузки

2010 г. 2011 г.

Общий режим 26 34 8

УСН 14 34 20

ЕНВД 14 34 20

Налогообложение для плательщиков, в отношении которых предусмотрены пониженные тарифы в переходный период 2011—2014 гг. (ЕСХН и пр.) 14 20,2 6,2

рубля. Особенно это коснется отраслей со средним и ниже среднего уровнем заработной платы (сельское хозяйство, текстильная промышленность, образование, здравоохранение, бытовые услуги и т. д.).

Кроме того, ограничение верхнего предела облагаемого страховым взносом заработка на уровне 415 тыс. руб. фактически означает, что средне- и высокооплачиваемые работники исключаются из системы обязательного пенсионного страхования и должны самостоятельно обеспечивать свое пенсионное будущее.

В связи с данным законом резко возрастает и количество органов, контролирующих бизнес, вопреки общей политике снижения проверок малого бизнеса. Так, наряду с налоговыми органами, бизнес будут дополнительно проверять органы Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Федерального и Территориального фондов медицинского страхования, наделенных правами налоговых органов (выездные и камеральные проверки, приостановление операций по банковским счетам, внесудебные взыскания платежей и т. п.). Таким образом, количество финансовых контролеров возрастет примерно в пять раз! Особый учет, увеличение отчетности, налаживание нового порядка взаимодействия — все это будет сопровождаться колоссальными издержками для бизнеса.

Следует также отметить, что благодаря принятым антикризисным мерам в 2009 г. удалось избежать самых тяжелых последствий и даже стимулировать людей на создание новых бизнес-проектов (это подтверждается статистикой, приведенной выше), что само по себе является очень сложной задачей. Однако теперь, буквально через год, изменение налогового законодательства в худшую сторону увеличивает бремя налогов сразу в 2,4 раза! Это не может не подорвать у многих предпринимателей доверия к государству и лишить их желания вести собственное дело.

По данным проведенного в 2010 г. исследования социально-экономических последствий реформ ЕСН выявлено, что увеличение налогового бремени в 2011 г. приведет к уменьшению количества малых предприятий (МП) как минимум на 5 %. В Волгоградской области увеличение страховых взносов с 2011 г. в 2,4 раза приведет к уменьшению количества МП, включая микропредприятия и индивидуальных предпринимателей, примерно на 5 400, а число безработных увеличится, по минимальным оценкам, на 9 тыс. чел. Как следствие — снижение оборотов малых предприятий [6].

Естественными последствиями обозначенной ситуации станут: сокращение объемов производс-

тва; закрытие предприятий (прежде всего малой сферы); смена организационно-правовой формы; рост безработицы; сокращение фонда оплаты труда, уменьшение заработной платы и одновременный рост интенсификации труда занятых; рост «серых» зарплат, т. е. увеличение «теневой» составляющей экономики; сокращение доходов населения; снижение пенсионного обеспечения; снижение налоговых отчислений; рост ошибок в отчетности предприятий и, соответственно, объема штрафов и конфликтов предприятий малого и среднего бизнеса с проверяющими структурами.

Список литературы

1. Доклад о ситуации в экономике, финансово-банковской и социальной сферах субъектов Российской Федерации в январе — марте 2011 года // Официальный сайт Министерства регионального развития Российской Федерации. URL: http://www. minregion. ru/upload/ documents/2011/05/040511-doklad. ppt.

2. Иншаков О. В., Калинина А. Э, Мосейко В. О. и др. Антикризисное регулирование экономики региона: мониторинг и политика мобилизации: монография / Авт. коллектив под ред. д. э. н., проф. О. В. Иншакова. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2010. С. 277—300.

3. Информационно-справочный портал Администрации Волгоградской области. URL: http://www. volganet. ru/irj/avo. html.

4. Информация о ситуации в экономике, финансово-банковской и социальной сферах в субъектах Российской Федерации по итогам 2010 года. URL: http://www. minregion. ru/press_office/news/1103.html.

5. Калинина А. Э. Разработка и реализация мер по выходу из кризиса экономики регионов Юга России (опыт Волгоградской области) // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2010. № 12 (69). С. 120—124.

6. Научно-технический отчет о выполнении 2 этапа Государственного контракта Рособразования от 18.08.2009 № П 904 ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009—2013 гг. «Обеспечение эффективного исполнения государственных функций и предоставления услуг учреждениями и региональными органами исполнительной власти» / авт. коллектив: Иншаков О. В., Калинина А. Э., Мосейко В. О., Шевандрин А. В. и др. Волгоград, 2010.

7. О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования: Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ.

8. Социально-экономическое положение Волгоградской области в январе — марте 2011 года: доклад / Официальное издание Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Волгоградской области. Волгоград, 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.