Научная статья на тему 'Совершенствование государственной поддержки и кредитования аграрного сектора в регионе с экстремальными природными условиями'

Совершенствование государственной поддержки и кредитования аграрного сектора в регионе с экстремальными природными условиями Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
38
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник НГУЭУ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕХАНИЗМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФИНАНСИРОВАНИЯ / СУБСИДИИ / ДОТАЦИИ / КРЕДИТОВАНИЕ / IMPROVEMENT MECHANISM OF STATE SUPPORT / EFFECTIVENESS OF FINANCING / SUBSIDIES / DOTATIONS / FINANCING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сосновская Татьяна Николаевна

Рассмотрено влияние государственной поддержки сельскохозяйственного производства в Камчатском крае на отдельные показатели, такие как выручка, затраты на основное производство и др. Выявлено, что существующая государственная поддержка не обеспечивает расширенное воспроизводство сельского хозяйства в регионе с экстремальными условиями производства. Поэтому необходимо механизм поддержки сделать более прозрачным и доступным; для эффективного кредитования следует создать конкурентную среду, упростить правила кредитования, внести изменения в субсидирование товаропроизводителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improvement of state support and financing of rural sector in the region with extreme natural conditions

The impact of state support of agricultural industry in Kamchatsky Krai on individual indicators, such as proceeds, primary production costs etc. is considered. It is revealed that the current state support doesn’t provide for extended reproduction of agriculture in the region with extreme production conditions. For this reason it is necessary to make the support mechanism more transparent and accessible, create competitive environment, simplify credit principles and amend manufacturers subsidization for the purposes of effective financing.

Текст научной работы на тему «Совершенствование государственной поддержки и кредитования аграрного сектора в регионе с экстремальными природными условиями»

УДК 631.152: 658.012.3

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ И КРЕДИТОВАНИЯ АГРАРНОГО СЕКТОРА В РЕГИОНЕ С ЭКСТРЕМАЛЬНЫМИ ПРИРОДНЫМИ УСЛОВИЯМИ

Т.Н. Сосновская

Камчатский НИИ сельского хозяйства РАСХН E-mail: kniishinfo@mail.ru

Рассмотрено влияние государственной поддержки сельскохозяйственного производства в Камчатском крае на отдельные показатели, такие как выручка, затраты на основное производство и др. Выявлено, что существующая государственная поддержка не обеспечивает расширенное воспроизводство сельского хозяйства в регионе с экстремальными условиями производства. Поэтому необходимо механизм поддержки сделать более прозрачным и доступным; для эффективного кредитования следует создать конкурентную среду, упростить правила кредитования, внести изменения в субсидирование товаропроизводителей.

Ключевые слова: механизм совершенствования государственной поддержки, эффективность финансирования, субсидии, дотации, кредитование.

IMPROVEMENT OF STATE SUPPORT AND FINANCING OF RURAL SECTOR IN THE REGION WITH EXTREME NATURAL CONDITIONS

T.N. Sosnovskaya

Kamchatsky Research Institute of Agriculture E-mail: kniishinfo@mail.ru

The impact of state support of agricultural industry in Kamchatsky Krai on individual indicators, such as proceeds, primary production costs etc. is considered. It is revealed that the current state support doesn't provide for extended reproduction of agriculture in the region with extreme production conditions. For this reason it is necessary to make the support mechanism more transparent and accessible, create competitive environment, simplify credit principles and amend manufacturers subsidization for the purposes of effective financing.

Key words: improvement mechanism of state support, effectiveness of financing, subsidies, dotations, financing.

Стабилизация и дальнейшее развитие АПК России невозможны без усиления роли государства и поддержки этой важнейшей отрасли народного хозяйства. В условиях рыночной экономики, как показывают экономическая теория и практика, аграрный сектор в регионе с экстремальными условиями производства оказывается наиболее подверженным негативным последствиям различного рода факторов нестабильности. Поэтому совершенствование действующих механизмов государственной поддержки становится объективным условием и потребностью практики современного рыночного хозяйствования.

В решении данной проблемы заинтересованы все участники АПК: государство и регионы. Это объясняется непрерывным усложнением экономических

© Сосновская Т.Н., 2012

и хозяйственных отношений, быстро меняющейся рыночной ситуацией, необходимостью резкого улучшения материально-технической базы сельского хозяйства и всех звеньев АПК, постоянного поиска путей повышения эффективности производства, финансовых и хозяйственных результатов. Только на такой основе возможно формирование эффективного конкурентоспособного агропромышленного производства, обеспечивающего продовольственную безопасность страны, наращивающего экспорт отдельных видов сельскохозяйственной продукции и продовольствия. В этом состоит цель и назначение государственной аграрной политики в настоящее время и на длительную перспективу.

Государственная аграрная политика нашла отражение в Краевых целевых программах «Социальное развитие села в Камчатском крае до 2012 года», «Повышение плодородия почв в Камчатском крае на 2010-2012 годы», «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Камчатском крае на 2010-2012 годы», «Поддержка и развитие северного оленеводства в Камчатском крае на 2010-2012 годы» и другие.

За последние три года (2008-2010 гг.) объемы финансирования из бюджетов всех уровней в сельское хозяйство Камчатского края возросли в 1,27 раза - с 366,38 млн руб. в 2008 г. до 466,72 млн руб. в 2010 г. (табл. 1).

Таблица 1

Бюджетная поддержка АПК Камчатского края 2008-2010 гг.

2008 г. 2009 г. 2010 г.

млн руб. % млн руб. % млн руб. %

Из федерального бюджета 55,4 15,1 69,2 15,5 113,0 24,2

Из краевого бюджета 310,9 84,9 376,6 84,5 353,7 75,8

Всего 366,4 100,0 445,7 100,0 466,7 100

В том числе сельхозпредприятиям 260,6 71,1 274,6 61,6 231,2 49,5

В структуре государственной поддержки доля краевой поддержки составила 75,8%, федеральной 24,2%, из них основную часть 63,8% занимают субсидии, в том числе на растениеводство - 19,6% и на животноводство 44,2%.

Государственной поддержкой охвачены все категории хозяйств: сельскохозяйственные предприятия всех форм хозяйствования, крестьянские (фермерские) хозяйства, хозяйства населения, занимающиеся товарным производством.

Основная доля средств целевого финансирования направлена на поддержку сельскохозяйственных предприятий, но за период с 2008 по 2010 г. произошло снижение объемов финансирования. По сравнению с 2008 г. на 29,4 млн руб., а по сравнению с 2009 г. на 43, 4 млн руб. (табл. 2). В то же время произошло увеличение поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств и личных подсобных хозяйств населения.

Поддержка крестьянских (фермерских) хозяйств выросла с 9,9 до 11,4 млн руб., или на 15,4%, ЛПХ с 41,7 до 55,0 млн руб., или на 31,9%.

Таблица 2

Государственное финансирование аграрного сектора в разрезе категорий хозяйств

(2008-2010 гг.), тыс. руб.

Формы хозяйствования 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2010 г. % к

2008 г. 2009 г.

СХП 260601 274638 231161 88,7 84,2

К (Ф) Х 9919 11691 11443 115.4 97,9

ЛПХ 41693 53306 55002 131.9 103,2

Итого 51612 64997 66445 128.7 102,2

За последние пять лет с 2006 по 2010 г всеми категориями хозяйств аграрного сектора края получено 824 млн руб. кредитов, в том числе 299,3 млн руб., или 36,3%, составили инвестиционные кредиты. Но наиболее востребованными в силу специфики сельскохозяйственного производства оказались краткосрочные кредиты и займы. Краткосрочных кредитов было выдано в сумме 524,7 млн руб., т.е. на каждые 100 га с/х угодий было получено по 3,12 млн руб. (табл. 3).

Таблица 3

Структура кредитов, полученных АПК Камчатского края за 2006 -2010 гг.

Получено кредитов, млн руб. В том числе

инвестиционных краткосрочных

всего на 100 га с/х угодий всего, млн руб. удельный вес, % всего, млн руб. удельный вес, % на 100 га с/х угодий

824,0 4,9 299,3 36,3 524,7 63,7 3,12

Основная доля кредитов, принятых к субсидированию (более 70%), это кредиты сельскохозяйственных организаций, однако воспользоваться смогли: в 2008 г. долгосрочными - 1 предприятие; краткосрочными - 2; в 2009 г. долгосрочными субсидированными кредитами - 2 сельхозпредприятия, краткосрочными - 4, а в 2010 г. долгосрочными - 3, краткосрочными - 6.

Сложившаяся структура государственной поддержки сельского хозяйства Камчатского края не совсем отражает создавшееся положение в сельскохозяйственных предприятиях и в силу недостаточности выделяемых из федерального бюджета средств не в состоянии обеспечить коренную модернизацию технико-технологического потенциала отрасли. Несмотря на растущие объемы государственной поддержки желательного результата, а именно увеличения объемов производства большинства основных видов продукции и повышения ее эффективности не получено. Незначительные суммы поддержки позволили сохранить производство, в некоторых случаях повысить продуктивность и урожайность, но не решить финансово-экономические проблемы.

Анализ показал, что принятие этих законов и программ способствовало стабилизации финансового положения большинства сельхозорганизаций, но объемы поддержки недостаточны для дальнейшего роста производства. Увеличилось поголовье свиней на 16,6; оленей на 3,3%. Но сократилось поголовье крупного рогатого скота на 5%, в том числе коров на 8%. Несмотря на уве-

личение поддержки производство основных видов продукции, сократилось: молока на 0,7%; мяса крс на 15,2%; яйца - 6,5%; картофеля - 14,7%. В крае увеличилось лишь производство свинины на 7,2%. Это значит, что существующие в настоящее время методы кредитования и поддержки требуют совершенствования.

В настоящее время государственная поддержка аграрного сектора ведется с помощью разного рода субсидий и компенсаций. Основные методы государственной поддержки - компенсирование части затрат на производство продукции (приобретение семян, удобрений, ГСМ, средств защиты, племенного молодняка, семени, основных средств) и субсидирование животноводческой продукции (молока, мяса, яйца), процентной ставки по кредитам.

Прямые бюджетные субсидии непосредственно относятся на результаты деятельности сельскохозяйственных предприятий, снижают убыточность или повышают рентабельность производства.

В 2010 г. рентабельность сельскохозяйственных предприятий без учета субсидий составила 1,4%, а с учетом субсидий - 16,8%. Что позволяет сделать вывод о недостаточном уровне поддержки, не обеспечивающей расширенного воспроизводства. Эффективность использования субсидий на отдельные показатели была проанализирована методом корреляционного анализа в Excel с помощью автоматизированного вычисления с применением программного обеспечения [4].

Для анализа взяты с/х предприятия всех форм хозяйствования по таким показателям, как выручка, прибыль, затраты на основное производство, себестоимость товарной продукции, площадь с/х угодий, численность работников и производство основных видов продукции.

В результате установлено, что субсидии в тех объемах, в которых они оказывались, значительно влияют на выручку предприятия от реализации продукции. Связь между данными показателями сильная и положительная, с ростом бюджетного финансирования увеличивается и среднее значение выручки. Коэффициент корреляции равен 0,65. Выручка зависит от субсидий на 42,5%, о чем свидетельствует коэффициент детерминации. С ростом господдержки на 1 тыс. руб. выручка в среднем возрастает на 6,2 тыс. руб.

В сложившейся ситуации в аграрном секторе финансовая поддержка должна обеспечивать такую рентабельность производства, которая позволит сельскохозяйственным организациям вести расширенное воспроизводство. Расчеты показали, что для обеспечения расширенного воспроизводства поддержка должна увеличиться в 2,5-3 раза, на каждый рубль затрат на основное производство для обеспеченности рентабельности не менее 30% требуется вложить от 0,56 до 0,72 руб.

В регионах с экстремальными условиями сельскохозяйственного производства необходимо увеличить долю средств из федерального бюджета на мероприятия по повышению плодородия почв, это будет являться гарантом обеспечения кормами собственного производства, а значит дальнейшего развития животноводческой отрасли.

Механизмы поддержки необходимо сделать более прозрачными и доступными. В целях заинтересованности предприятий в сохранении поголовья коров и снижении затрат на их содержание необходимо ввести дополнительно

выплату средств на частичное погашение затрат на содержание одной условной головы во всех категориях хозяйств.

Требует изменения сложившаяся структура бюджетной поддержки. Необходимо увеличить долю по таким значимым направлениям, как элитное семеноводство, плодородие почв, племенное животноводство и техническое перевооружение, что позволит создать реальную основу для эффективного ведения сельскохозяйственного производства.

Большинство нуждающихся в кредитах сельскохозяйственных товаропроизводителей для переоснащения сельскохозяйственного производства воспользоваться ими не могут, поэтому целесообразно упростить правила кредитования и снизить порог рентабельности. Действенной мерой по повышению финансовой устойчивости сельского хозяйства может стать субсидирование в рамках Госпрограммы не только процентных ставок по привлекаемым кредитам, но и части основного долга. Следует развивать потребительскую кредитную кооперацию и в качестве ассоциированных членов привлекать банковские структуры, которые будут гарантом кредитования. При этом кооператив должен самостоятельно регулировать процентную ставку по займам из средств банка.

Основой государственной поддержки в регионах с экстремальными условиями производства должны быть следующие принципы:

1. Постоянство обязательств государства перед сельскохозяйственными товаропроизводителями.

2. Своевременность финансовой поддержки, т.е. до начала сельскохозяйственных работ с учетом удаленности региона.

3. Возможность доступа должны иметь все хозяйствующие субъекты, занимающиеся производством сельскохозяйственной продукции.

4. Поддержка должна производиться на прямую конкретным сельскохозяйственным товаропроизводителям без посреднических структур.

5. Средства поддержки должны обеспечивать сельскохозяйственным товаропроизводителям расширенное воспроизводство.

Литература

1. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг. Постановления Правительства РФ от 14 июля 2007 г. № 446.

2. Кузнецова Н. Кредитование сельскохозяйственного производства требует совершенствования // АПК: экономика, управление. 2011. № 5. С. 84-88.

3. Першукевич П., Першукевич И. Государственная поддержка малых форм хозяйствования в Сибири // АПК: экономика, управление. 2011. № 6. С. 38-42.

4. Стадник А., Шелковников С., Целуйко И., Крохта А. Эффективность бюджетного финансирования сельхозпроизводства в регионе // АПК: экономика, управление. 2009. № 11. С. 54-58.

Bibliography

1. Gosudarstvennaja programma razvitija sel'skogo hozjajstva i regulirovanija rynkov sel'skohozjajstvennoj produkcii, syr'ja i prodovol'stvija na 2008-2012 gg. Postanovlenija Pravitel'stva RF ot 14 ijulja 2007 g. № 446.

2. Kuznecova N. Kreditovanie sel'skohozjajstvennogo proizvodstva trebuet sovershenst-vovanija // АРК: jekonomika, upravlenie. 2011. № 5. Р 84-88.

3. Pershukevich Р., Pershukevich I. Gosudarstvennaja podderzhka malyh 1огт hozjajstvo-vanija V Sibiri // АРК: jekonomika, upravlenie. 2011. № 6. Р 38-42.

4. Stadnik А., Shelkovnikov S., Се1щ^ I., КгоЫа А. Jeffektivnost' bjudzhetnogo Апашко-vanija sel'hozproizvodstva V regione // АРК: jekonomika, upravlenie. 2009. № 11. Р 54-58.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.