Е. В. Сайганова. Совершенствование государственной молодежной политики
УДК 316.4
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ПОСРЕДСТВОМ ОПТИМИЗАЦИИ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ БАЗЫ
Е. В. Сайганова
Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского E-mail: [email protected]
В статье рассматриваются особенности развития нормативно-правовых отношений в сфере государственной молодежной политики, основные законодательные инициативы, целенаправленные проектные документы в рамках государственной молодежной политики.
Ключевые слова: молодежь, общество, нормативные правовые документы, государственная молодежная политика, законодательная база.
Perfection of State Youth Policy Through the Optimization of Normative-Legal Base
E. V. Saiganova
^е article discusses the features of development of legal relations in the sphere of state youth policies, key legislative initiatives, targeted project documents in the framework of the state youth policy. Key words: youth, society, legal documents, national youth policy, legislative basis.
DOI: 10.18500/1818-9601 -2017-17-1 -29-32
Нормативно-правовая база в сфере государственной молодежной политики (ГМП) призвана обеспечить воплощение правовых норм в процесс этой политики. Одновременно необходимо констатировать, что действия органов государственного управления по применению норм законодательства о содействии социальному становлению и развитию молодежи не обеспечиваются соответствующими механизмами осуществления прав человека и гражданина, гарантированных Конституцией РФ и определенных обязательствами государства при подписаны международных документов. На наш взгляд, это связано со многими причинами, в частности: несовершенством правового обеспечения молодежной политики; низкой эффективностью воплощения законодательной базы в жизнь; недостаточным контролем за соблюдением законодательства о молодежи; низким уровнем участия молодежи, представителей общественности в формировании правовой базы ГМП.
Таким образом, важным направлением развития и повышения эффективности государственной политики в сфере поддержки молодежи является совершенствование ее нормативно-правовой базы. Для укрепления правовых основ управления в молодежной сфере важно, с одной
стороны, сосредоточить усилия на оптимизации правового регулирования различных общественных отношений с участием молодежи, а с другой - обратить внимание на использование механизмов для проведения в жизнь закона, создающего действенную систему правовой защиты интересов молодежи, реализацию ее гражданских прав.
Для этого, прежде всего, необходимо провести ревизию, т. е. анализ и систематизацию огромного массива правовых актов, касающихся тех или иных сторон жизнедеятельности молодых граждан России, с целью устранения существующих противоречий и определения уровня соответствия актов современному состоянию развития государства и положения молодежи в обществе. Обеспечение соответствия законов социальным и экономическим изменениям предусматривает своевременную разработку новых или внесение дополнений в действующие нормативно-правовые акты по требованиям времени.
Эффективность ГМП в значительной степени зависит от состояния правовых норм относительно условий обеспечения гарантий функционирования и реализации прав молодых граждан. Важнейшей задачей должно быть, прежде всего, соблюдения государством провозглашенных в отношении молодежи и законодательно закрепленных прав, активизация усилий по практическому воплощению в жизнь задекларированных положений. Чтобы политика государства в отношении молодого поколения не была декларативной, следует также прекратить практику принятия правовых актов, связанных с механизмом реализации прав и свобод молодежи (например, устанавливаются льготы или социальные выплаты), которые не могут быть обеспечены возможностями государственного бюджета.
Требует рассмотрения также механизм принятия правовых актов, решений органов государственного управления в сфере молодежной политики. Речь идет о необходимости обеспечения органами власти участия общественности в процессе формирования молодежной политики. В этом случае, считаем, необходимо способствовать широкому общественному обсуждению проектов законов, концепций молодежной политики, государственных программ и других мероприятий, касающихся молодежи, особенно на региональном и местном уровнях.
Как свидетельствует европейский опыт, работу над проектами государственных решений следует начинать с их широкого обсуждения
© Сайганова Е. В., 2017
на всех уровнях. Механизм консультирования является составляющей деятельности всех институтов ЕС в рамках законодательного цикла, начиная от определения направлений политики и подготовки предложения о принятии закона и заканчивая его внедрением. Европейский опыт консультирования между властью и гражданами признает граждан субъектами этого диалога. В России мало что делается в этом направлении.
Введение практики общественного обсуждения проектных документов, касающихся молодых граждан, в России может происходить путем проведения общественных слушаний и консультаций на всех уровнях управления, обсуждения на сайтах государственных органов по делам молодежи, привлечения совещательных молодежных органов.
Молодежь и представители общественности могут проводить общественную экспертизу законопроектов, предоставлять соответствующим органам проекты нормативно-правовых актов, информацию, экспертные заключения и рекомендации по проблемным вопросам. Общественная экспертиза может происходить путем участия молодежи в семинарах, конференциях, слушаниях, круглых столах, проводимых с целью предварительного обсуждения определенных решений. С помощью таких мероприятий молодые граждане делают экспертную оценку политики правительства и государственных институтов, проводят мониторинги осуществления решений, анализируют достигнутые результаты.
Безусловно, позиции молодежи, общественности, выраженные в законопроектах, должны находить свое продолжение в доработке специалистами предложенных инициатив и доведении их до логического завершения, т. е. принятия законов, нормативно-правовых актов в парламенте. Поддержка таким образом законотворческих начинаний молодежи очень важна, поскольку не только позволяет изучать и учитывать позиции молодых людей по решению собственных проблем, но и способствует совершенствованию и развитию новых действенных механизмов государственной поддержки молодежи, развивает механизмы лоббирования общественными организациями своих интересов в органах власти. Такие консультации власти с молодежью и общественностью позволяют выявить незамеченные проблемы и разрешить конфликт интересов уже на начальных стадиях, а не после принятия нормативного акта. Тем самым консультации обеспечивают поддержку и понимание решений власти общественностью и готовность их выполнять.
В связи с этим актуальным становится создание законодательной базы, которая бы гарантировала обязательное систематическое изучение общественного мнения и обязывала властные структуры принимать решения с учетом воли и интересов общественности. Опыт развитых
стран свидетельствует, что участие общественного мнения в государственном управлении и принятии политических решений должно обеспечиваться рядом демократических гарантий - юридическими, политическими и общественными.
Привлечение молодых граждан к законотворческой деятельности связано с необходимостью обеспечения надлежащего уровня их осведомленности по вопросам действующей правовой базы, которое является крайне неудовлетворительным. В демократической правовой стране граждане должны не только знать свои права, но и иметь возможность их защитить. На сегодняшний день информация о принятых нормативно-правовых актах, касающихся непосредственно молодых граждан, публикуется только в официальных изданиях. Учитывая, что молодежь в подавляющем большинстве не пользуется такого рода изданиями, возникает необходимость применения других средств, которые будут обеспечивать доведение правовой информации до ее потребителя, в нашем случае - молодежи.
В связи с этим органы исполнительной власти должны облегчать молодежи доступ к информации о своих правах, расширяя их знания посредством государственных и общественных ресурсов. Например, это могут быть: предоставление электронных услуг молодежи по разъяснению прав, льгот и помощи, гарантируемых им государством; формирование системы консультационной службы органов по делам молодежи; расширение сети государственных информационно-ресурсных центров при РЦКСОДМ, поддержки и обеспечения деятельности общественных информационно- аналитических, ресурсных центров, служб, агентств; поддержка и создание молодежных изданий и радиостанций; размещение информации в электронном виде в учебных заведениях, молодежных клубах, библиотеках и т. п. Таким образом молодежь сможет не только узнать о законодательстве по обеспечению своих прав, но и при необходимости их защищать, вносить собственные предложения относительно волнующих ее вопросов.
Важным признаком и основной функцией государственного управления является контроль. Развитие гражданского общества напрямую зависит от процесса принятия оптимальных решений и осуществления эффективного государственного контроля за их своевременной и полной реализацией.
В современных условиях на первый план деятельности правительственного аппарата должно выйти осуществления контроля за неукоснительным соблюдением законов РФ, выполнением указов и распоряжений президента, постановлений кабинета министров, других центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления относительно молодых граждан. Правильно организованный
Е. В. Сайганова. Совершенствование государственной молодежной политики
контроль позволяет иметь оперативную информацию о состоянии дел, дает возможность своевременно принять меры предосторожности. Обеспечение органами государственного управления в молодежной сфере надлежащего контроля за выполнением законодательных и нормативно-правовых актов относительно молодежи должно не только предусматривать анализ ко -личественных показателей этого процесса, но и учитывать их качество, т. е. своевременное выявление проблем, применение мер по обеспечению выполнения заданий. Ведь именно качество исполнения (в установленные законодательством сроки) является критерием соблюдения законности в государственном управлении.
Усиление контроля позволит, по нашему мнению, обеспечить эффективность, качество и четкое выполнение задач, определенных законодательными и нормативно-правовыми актами, высокий уровень исполнительской дисциплины. Причем такой контроль должен быть как внутренним, проведенным в рамках структур молодежной политики, так и внешним - с помощью привлечения экспертных кругов (научных, профессиональных), а также общественности, молодых граждан (общественный контроль).
Заметим, что только диалог между властью и гражданами, который соответствует принципам функционирования демократии участия, формируется на основе совместного владения информацией, предполагает и равные права по контролю за реализацией совместно принятых политических решений. Так, представители общественных организаций указывают, что для влияния на процесс принятия политических решений им не хватает механизмов общественного контроля за деятельностью органов власти, а также информации об основных решениях, которые принимаются. Весомость этого вопроса диктует необходимость разработки правовых актов, которые закрепляют механизмы общественного контроля.
Общественный контроль в молодежной политике - это один из видов социального контроля, который может осуществляться молодыми гражданами и их объединениями, с целью повышения ответственности перед молодежью за свои решения и достижения взятых на себя обязательств. Он является важной формой реализации демократии и способом привлечения молодежи к управлению обществом и государством. Объектом общественного контроля является деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений и организаций, работающих с молодежью.
Общественный контроль призван своевременно выявлять отклонения от поставленных целей, путей и сроков, их достоверные причины и производить варианты исправления ситуации. С его помощью субъект государственного управления получает информацию для корректировки
управленческой деятельности, что в конечном итоге способствует повышению эффективности ГМП. Он может осуществляться в форме: общественного мониторинга подготовки и выполнения решений органов исполнительной власти; экспертизы их эффективности; участия и представления экспертных предложений.
Современная ГМП должна осуществляться с учетом мирового опыта поддержки молодежи. Учитывая этот факт, важным предстает подписание правовых документов в сфере обеспечения гражданских прав молодежи, разработанных европейским содружеством. Это, в свою очередь, предусматривает создание действенных механизмов внедрения европейских норм и стандартов в социальной сфере в национальное законодательство, их адаптацию путем принятия соответствующих законодательных актов, внесение дополнений и изменений в уже существующие, других соответствующих средств. Результатом такой деятельности должно стать совершенствование правового регулирования отношений с участием молодежи в российском обществе, что будет способствовать повышению уровня социальной защищенности молодых граждан, а также укреплению авторитета России на международной арене.
Становление и демократизация гражданского общества в целом, развитие местного самоуправления в России обусловливают развитие государственной молодежной политики на региональном и местном уровнях. Этот процесс, безусловно, должен сопровождаться учетом положений Европейской хартии участия молодежи в общественной жизни на местном и региональном уровнях, принятой Конгрессом местных и региональных властей Совета Европы (2003 г.).
В этой связи рекомендуем местным органам исполнительной власти и органам местного самоуправления при разработке и реализации направлений политики на соответствующей территории придерживаться ее требований. Речь идет об обеспечении активного участия молодежи в процессе принятия решений и деятельности на указанных уровнях, предусматривает поддержку и стимуляцию участия молодежи в общественной жизни с помощью различных форм, которые будут определяться по согласованию и совместно с молодежью и ее представителями. Местным и региональным органам управления следует понимать, что отраслевая политика должна содержать молодежный компонент. То есть политика в отношении спорта, досуга, общественной жизни, поддержания занятости, жилищная политика и транспорт, политика образования и профессиональной подготовки, здравоохранения, гендерного равенства, политика для сельской местности обязаны учитывать потребности и пожелания всех молодых граждан без дискриминации. Органам власти следует привлекать
Социология
31
молодежь к разработке и реализации стратегий регионального и местного развития, решений и программ по социально-экономическим вопросам данной местности.
Другой аспект касается реализации прав молодых граждан на управление государством. Молодежь, которая в значительной степени могла бы обеспечить социальный и политический консенсус, социальную стабильность, только формируется. Это длительный, сложный процесс, ускорить и повысить эффективность которого может лишь конкретное вмешательство государства. Во многих европейских странах законодательно регулируется возрастной состав (в том числе и женская когорта) парламентов, правительств, местных органов власти и т. д., используются различные системы квотирования, которые делают политику, государственную службу, управленческую сферу доступной для молодежи. Дело не в том, чтобы иметь младших политических и государственных лидеров, а в том, чтобы обеспечить право молодых людей претендовать на такие должности и социальный статус.
Считаем, что для повышения социально-политической активности молодых граждан им нужно предоставить гарантии участия и влияния на политические процессы, возможности для самореализации в политической сфере путем установления нормы квотирования для молодых людей при выдвижении различными политическими партиями кандидатов в депутаты федеральных, областных, городских и других избирательных органов.
Следующий аспект совершенствования нормативно-правовой базы касается правового регулирования отношений, возникающих в сфере молодежной политики и касающихся непосредственно урегулирования сотрудничества государственных и негосударственных институтов, в той или иной степени осуществляющих деятельность по содействию социальному становлению и развитию молодежи. Для этого, безусловно, необходима благоприятная юридическая база, которая бы закрепляла принципы и формы такого конструктивного взаимодействия.
Образец для цитирования:
Сайганова Е. В. Совершенствование государственной молодежной политики посредством оптимизации нормативно-правовой базы // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2017. Т. 17, вып. 1. С. 29-32. DOI: 10.18500/1818-9601-2017-17-1-29-32.
Cite this article as:
Saiganova E. V. Perfection of State Youth Policy Through the Optimization of Normative-Legal Base. Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Sociology. Politology, 2017, vol. 17, iss. 1, рр. 29-32 (in Russian). DOI: 10.18500/1818-9601-2017-17-1-29-32.