Совершенствование государственного стимулирования «зеленого» строительства в
России в современных условиях Improvement of the state to promote the "green" building in Russia in modern conditions
Ь Л московский
■p ЭКОНОМИЧЕСКИЙ «УРНА/1
УДК 332.83, 504.03 DOI 10.24411/2413-046Х-2020-10050
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ, проект № 18-010-00881 «Развитие методологии управления экологически ориентированными инвестиционными
проектами в Российской Федерации»
Лубсанова Н.,
ведущий инженер лаборатории экономики природопользования Байкальского института природопользования СО РАН, г.Улан-Удэ Lubsanova N.,
Leading Engineer, Laboratory of Environmental Economics, Baikal Institute of Nature Management SB RAS, Ulan-Ude
Аннотация. Проведен анализ нормативно-правовой базы развития «зеленого» строительства в России, направлений его стимулирования, в том числе налоговых льгот, способствующих внедрению наилучших «зеленых» технологий в сфере проектирования, строительства и эксплуатации объектов недвижимости; благоприятных правовых условий для развития экологической сертификации объектов недвижимости. Разработаны предложения по совершенствованию государственного стимулирования «зеленого» строительства, в т.ч. использование экологических критериев оценки заявок при осуществлении закупок для государственных и муниципальных нужд. Summary. The analysis of the regulatory framework for the development of "green" building in Russia, the directions of its incentives, including tax incentives that contribute to the implementation of the best "green" technologies in the design, construction and operation of real estate; favorable legal conditions for the development of environmental certification of real estate. Proposals have been developed to improve government stimulation of "green" building,
including use of environmental criteria for evaluating bids for procurement for state and municipal needs.
Ключевые слова: «зеленое» строительство, государственное регулирование, налоговые льготы, энергоэффективность, «устойчивые закупки».
Keywords: «green construction, state regulation, tax benefits, energy efficiency, «sustainable public procurement».
Одним из приоритетов развития инвестиционно-строительного комплекса России в современных условиях является обеспечение энергоэффективности и экологичности строительства, что определено в Стратегии развития промышленности строительных материалов на период до 2020 года и дальнейшую перспективу до 2030 года, Национальном проекте «Жилье и городская среда», Стратегии инновационного развития строительной отрасли Российской Федерации на период до 2030 года [1, 2].
В то же время стоит отметить, что масштабы «зеленого» строительства в России остаются на низком уровне, что связано как с отсутствием нормативно-законодательного обеспечения, но и недостаточностью платежеспособного спроса как на жилую, так и на коммерческую недвижимость. С 2013 по ноябрь 2019 года всего в России было сертифицировано по «зеленым» стандартам BREEAM, LEED и DGNB LEED 130 зданий (Рис.1).
Основой нормативно-правовой базы развития «зеленого» строительства в России, которая начала формироваться с 2009 г., является ГОСТ Р 54964 «Оценка соответствия. Экологические требования к объектам недвижимости», в котором определены обязательные требования к характеристикам среды обитания. Также в РФ принято несколько стандартов по устойчивому развитию, которые являются переводами
международных стандартов: ГОСТ Р ИСО 37120 - 2015 «Устойчивое развитие сообщества. Показатели городских услуг и качества жизни, ГОСТ Р «ИСО 37101-2018 Устойчивое развитие в сообществах. Система менеджмента. Общие принципы и требования», ГОСТ Р 57274.1 - 2016^ 15643-1:2010 «Устойчивое развитие в строительстве. Часть 1.Общие положения», ГОСТ Р 54598.1-2015 «Менеджмент устойчивого развития». В 2019 году были утверждены предварительные «Зеленые стандарты»: ПНСТ 349 - 2019, ПНСТ 350 - 2019, ПНСТ 351 - 2019, ПНСТ 352 - 2019, определяющие основные термины и их определения, применяемые при оценке поставляемых на рынок продукции и технологий на соответствие требований «зеленых» стандартов в различных областях деятельности, классификацию «зеленых» технологии среды жизнедеятельности, критерии отнесения технологий среды жизнедеятельности к «зеленым», общие положения оценки соответствия «зеленых» технологий среды жизнедеятельности требованиям «зеленых» стандартов. Данные стандарты имеют рекомендательный характер. В условиях отсутствия единой общепринятой системы экологической сертификации, большинство объектов «зеленого» строительства в России сертифицируется по стандарту BREEAM, что обусловлено наличием довольно обширной сети независимых аудиторов, предлагающих услуги по сертификации на территории страны. В структуре «зеленых» зданий основную долю составляет офисная недвижимость - 39%, на втором месте - торговая, на третьем - складская и индустриальная (Рис.2).
Складская/ Жилая Гостиницы Прочее
Рисунок 2. Структура сертифицированных объектов по сегментам недвижимости (по данным [3])
Помимо добровольной экологической сертификации в России действует обязательное требование экологической экспертизы проектной документации капитального строительства, определенное в Градостроительном кодексе РФ. Также существуют требования к сокращению энергоемкости для вновь создаваемых зданий, строений, сооружений, согласно приказу Минстроя от 17 ноября 2017 г. № 1550/пр «Об утверждении требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений»:
с 6 апреля 2018 г. на 20%, с 1 января 2023 г. — 40%, с 1 января 2028 г. — 50% по отношению к базовому уровню.
Экономические стимулы развития «зеленого» строительства в России в настоящее время действуют только в части повышения энергосбережения в виде налоговых льгот, представленных в таблице 1.
Таблица 1. Налоговые льготы для энергоэффективных объектов в РФ
Вид налога. Налоговые льготы
Налог на имущество Освобождение на три года со дня постановки на учет имущества «в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность» (п.21 ст.3£1 НК РФ).
Налог на прибыль «Инвестиционный налоговый кредит (изменение срока уплаты налога на прибыль) может быть предоставлен организации при осуществлении ей инвестиций в создание объектов, имеющих наивысший класс энергетической эффективности, в том числе многоквартирных домов. и (или) относящихся к возобновляемым источникам энергии, и (или) относящихся к объектам по производству тепловой энергии, электрической энергии, имеющим коэффициент полезного действия более чем 57 процентов, н (или) иных объектов, технологий, имеющих высокую энергетическую эффективность, в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством Российской Федерации» (п. 1.1 ст.67 НК РФ).
Ускоренная амортизация основных средств (коэффициент не более 2), <<относяш,нхся к объектам с высокой энергетической эффективностью, определенной перечнем таюк объектов Правительством РФ, или к объектам, имеющим высокий класс энергетической эффективности, законодательством РФ предусмотрено определение для них классов энергетической эффективности» (п.1 ст.259.3 НКРФ).
Удорожание строительства зданий с использованием «зеленых» стандартов в мире по оценке Всемирного совета по экологическому строительству составляет от -0,4 до 12,5% от стоимости общестроительных затрат [4]. По оценкам экспертов дополнительные расходы «зеленого» строительства в России составляют от 7 до 10% стоимости проекта [5]. Из них основная доля (86% от стоимости дополнительных затрат) приходится на расходы, связанные с закупкой оборудования и материалов, 10 % составляют расходы на консалтинг, 4 % - организационные расходы [6].
Низкий платежеспособный спрос как на жилую, так и на коммерческую недвижимость в большинстве регионов России определяет низкую востребованность «зеленых» зданий по сравнению с обычными объектами строительства. Длительность жизненного цикла строительной продукции, в котором фаза эксплуатации является наиболее длительной и наиболее затратной с точки зрения текущих затрат, может обеспечить экономическую целесообразность «зеленого» строительства для потребителя и
инвестора. По экспертным оценкам экономия от эксплуатации «зеленых» зданий, которая обеспечивается за счет снижения выбросов, уменьшения объема потребления ресурсов, расходов на обслуживание здания, страховых платежей и в сумме, может достигать 2040% эксплуатационных затрат [7]. Но, учитывая, что девелоперы в редких случаях продолжают эксплуатацию построенных объектов, данный фактор не является решающим при принятии решений.
Одним из ключевых механизмов государственного регулирования в мировой практике являются закупки для государственных и муниципальных нужд. В 2018 г. сумма государственных закупок в России составила 12,64 трлн. руб., из них строительные работы составили 1,56 трлн. руб. [8].
В этих условиях одним из инструментов государственного стимулирования «зеленого» строительства могли бы стать «устойчивые закупки», т.е. закупки для государственных и муниципальных нужд с учетом экологических критериев. В соответствии с ГОСТ Р ИСО 26000-2012 «Руководство по социальной ответственности», определено, что «при принятии решений относительно закупок организации следует принимать во внимание экологические, социальные и этические характеристики закупаемых продуктов или услуг на всем протяжении их жизненного цикла. По возможности, ей следует отдавать предпочтение продуктам или услугам с минимизированным воздействием, используя надежные и эффективные независимо
подтвержденные системы маркировки или иные системы подтверждения, например экологическую маркировку или аудиторскую деятельность». Также стоит отметить, что в «Основах государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года» предусмотрено использование механизма обеспечения преимущества (при прочих равных условиях) при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд товарам, работам, услугам, отвечающим установленным экологическим требованиям. В соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» заказчик в качестве критерия для оценки заявок вправе устанавливать «стоимость жизненного цикла товара или созданного в результате выполнения работы объекта». Также данным законом предусмотрена возможность определения экологических характеристик объекта закупки для оценки заявок и предложений.
Несмотря на существующие возможности учета экологических характеристик объектов при осуществлении государственных и муниципальных закупок, применяются данные критерии достаточно редко, т.к. это возможно только при проведении закупок в виде запроса предложений или конкурса. В то время как в настоящее время наиболее часто применяемым способом определения поставщика (подрядчика, исполнителя) является электронный аукцион, в результате контракт заключается с участником закупки, предложившим наименьшую цену [8]. В этих условиях возможно лишь установление экологических требований в техническом задании документации о закупке.
Одним из успешных примеров применения «устойчивых закупок» можно считать строительство энергоэффективных многоквартирных жилых домов с участием государственной корпорации «Фонд содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства» в рамках реализации региональных адресных программ переселения граждан из аварийного жилищного фонда. За период с 2010 г. по 2016 г. было построено 123 многоквартирных жилых дома в 41 субъекте РФ, общая площадь которых составила 184,2 тыс. м2 [9]. Сравнительный анализ стоимости строительства энергоэффективных домов и стоимости строительства аналогичного жилого здания класса «С», а также экономии эксплуатационных затрат показал, что срок окупаемости дополнительных затрат на строительство составил от 5 до 15 лет.
Существующие экономические инструменты государственной поддержки «зеленого» строительства поддерживают только один аспект - повышение энергоэффективности.
Недостаточная привлекательность «зеленых» объектов для потребителей, вследствие более высокой цены и низкой платежеспособности спроса обуславливает необходимость дополнительных стимулов владения «зелеными» объектами.
Также, на наш взгляд, перспективным является применение «зеленых» критериев при осуществлении государственных закупок на строительство общественных объектов социально-культурной сферы, что позволило бы обеспечить не только их экологическую безопасность как для окружающей среды, так и для конечного потребителя, но и бюджетный эффект в виде снижения затрат на эксплуатацию объектов. При оценке заявок в качестве критерия следует использовать совокупную стоимость строительного объекта, включающую в себя затраты на всех этапах жизненного цикла здания: проектирования, строительства, эксплуатации, утилизации элементов здания или здания в целом.
Список литературы
1. Лубсанова, Н.Б. О подходах к оценке экологичности проектов жилищного строительства / Н.Б. Лубсанова // Вестник Бурятского государственного университета. Экономика и менеджмент. - 2018. - №3. - С. 30-35.
2. Хандажапова, Л.М. Экологические инновации и развитие «зеленой экономики» в регионах России / Л.М. Хандажапова, Н.Б. Лубсанова // Национальные интересы : приоритеты и безопасность. - 2016. - Т.12. - №2 (335). - С. 131-138.
3. Пресс-релиз. Количество «зеленых» проектов в России выросло в 6,5 раз за 6 лет / Knight Frank - Режим доступа: https:^xtpic.kf.expert/content/pr/2019_11_14_knightfrank_green_development.pdf
4. Отчет Всемирного совета по экологическому строительству. The Business Case for Green Building - Режим доступа: https://www.worldgbc.org/news-media/business-case-green-building-review-costs-and-benefits-developers-investors-and-occupants
5. Джейлан, К. Сколько стоят зеленые здания? Восприятие проблемы и реальность формирующихся рынков / К. Джейлан // Здания высоких технологий. - Осень 2015. -С.26-34.
6. Агапова, К. BREEAM - какой ценой? / К. Агапова // Здания высоких технологий. -2016. - № 1. - С.6-13.
7. Преимущества экологического строительства / Группа компаний Группа ICS - Режим доступа: https://www.icsgroup.ru/engineer/technology/green/ecological-construction.php
8. Сводный аналитический отчет по результатам осуществления мониторинга закупок, товаров, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок
товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» по итогам 2018 года / Министерство финансов РФ - Режим доступа: https://www.minfin.ru/common/upload/library/2019/04/main/Svodnyy_analiticheskiy_otchet_20 18_itog.docx
9. Отчет по 2 этапу выполнения работы по теме: «Проведение анализа современного состояния фонда зданий в Российской Федерации (в том числе жилых зданий, многоквартирных домов), его изменения за последние 10 и 20 лет с точки зрения энергоэффективности» / ПРООН-ГЭФ - Режим доступа: http://www.undp-eeb.ru/files/reports/Analiz_sovremennogo_sostojaniya_zhil_fonda_s_tochki_zreniya_ee.pdf