Научная статья на тему 'Совершенствование государственного регулирования туристской деятельности в регионе'

Совершенствование государственного регулирования туристской деятельности в регионе Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
225
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА / ТУРИСТСКИЕ УСЛУГИ / ТУРИСТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РЕГИОН / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / STATE REGULATION / REGULATORY BASIS / TOURISM SERVICES / TOURISM / REGION / INFORMATION SUPPLY

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Ческидов С.А.

Статья посвящена исследованию государственного регулирования туристской деятельности в регионе. Рассматриваются основные направления региональной политики, связанной с развитием туристской деятельностью. В статье уделяется внимание обоснованию принципов поддержки развития туризма в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to state regulation of tourism activities in the region. The basic directions of regional policy of development of tourist activities are analyzed. The article focuses on the rationale of supporting the development of tourism in the region.

Текст научной работы на тему «Совершенствование государственного регулирования туристской деятельности в регионе»

Ческидов С.А.

начальник отдела бронирования ООО «Активный Тур» svraevsky@mail.ru

курортное право

совершенствование

государственного регулирования

туристской деятельности в регионе

Создание организационной, экономической и правовой среды для развития туристского региона, как важного средства повышения уровня жизни и увеличения доходов, поступающих в региональный и местный бюджеты, формирование нормативно-правовой базы развития туристских связей в регионе в настоящее время требуют отработки структур регулирования, рекламно-информационного

и кадрового обеспечения [1

Именно осуществление скоординированных действий региональных органов управления позволит получить значительный вклад от туризма в развитие экономики региона, в том числе увеличатся налоговые поступления в бюджет, приток иностранной валюты, будут созданы новые рабочие места, сохранен туристский потенциал региона [2]. На наш взгляд, единая региональная политика, направленная

на развитие туризма с позиций его социальной значимости, должна быть в целом ориентирована на:

• увеличение инвестиций в человеческий капитал;

• сохранение природных и культурных ресурсов региона для их использования как сейчас, так и в будущем;

• решение проблем адресного социального туризма, его доступности для малообеспеченных слоев населения;

• стимулирование въездного и внутреннего туризма;

• создание действенной информационной сети, как определяющего фактора в разработке общей политической линии и стратегии развития туризма в регионе;

• обеспечение взаимодополняемости многочисленных элементов сектора туризма;

Ключевые слова:

государственное регулирование, нормативно-правовая база, туристские услуги, туристская деятельность, регион,

информационное обеспечение

реативная экономика, 2009, № 8

• создание условий для многоцелевого использования туристской инфраструктуры;

• оптимизацию экономических, экологических и социальных выгод от туризма с распределением этих выгод внутри общества, сведение к минимуму потенциальных проблем, связанных со становлением и функционированием индустрии туризма;

• координацию деятельности государственного и частного секторов в развитии туризма. Представляется, что на уровне такого региона как Краснодарский край в дополнение к существующему законодательному акту (3) необходима разработка регионального закона «О поддержке развития внутреннего и въездного туризма в Краснодарском крае». Назначение этого закона заключается в обеспечении необходимых мер для регулирования и развития сферы внутреннего и въездного туризма, а также для придания этой сфере динамичной структуры и режима деятельности. Целесообразно, чтобы в этом законе, прежде всего, были определены такие понятия как «туристский центр», «туристская территория». При определении содержания этих понятий следует учесть природные, историко-культурные, археологические и социальные туристские ресурсы Краснодарского края и его потенциал в различных видах туризма. Туристскими являются такие территории, в которых сконцентрированы природные и социально-культурные ресурсы; туристскими центрами являются конкретные места внутри или за пределами

туристских территорий, важные для сферы туризма. Их границы и четкое местоположение должны быть определены региональным органом регулирования туризма и объявлены в постановлениях Администрации края. Законом должно устанавливаться, что экономическая деятельность определенных центров и территорий должна быть подчинена единой цели - становлению высокоразвитой индустрии туризма путем развития регулируемого туристского бизнеса.

Принципы поддержки развития туризма, процедуры, касающиеся достижения выгод от деятельности лицензированных туристских и сертифицированных других предприятий, должны быть определены совместно различными заинтересованными государственными структурами. По нашему мнению, поддержка может осуществляться на основе использования следующих подходов:

• обеспечение предприятиям возможности осуществлять займы для развития туризма. Для этого, пре-

именно осуществление

скоординированных действий региональных органов управления позволит получить значительный вклад от туризма в развитие экономики региона

жде всего, необходимо создание государственной структуры, которая может получать займы в иностранной валюте от зарубежных источников для применения их в целях сертифицированных инвестиций на туристских территориях и в туристских центрах;

• установление на приоритетных туристских территориях на трехлетний период низких ставок оплаты за коммунальные услуги (электричество, газ, водоснабжение) для различных сертифицированных и лицензированных туристских предприятий;

• выполнение на приоритетной основе работ по внедрению и совершенствованию коммуникационных объектов, новейших компьютерных технологий на туристских территориях и центрах;

представляется, что обязательным разделом закона является положение о санкциях, применяемых к предприятиям туристских территорий и центров в случае несоответствия заявленным условиям деятельности

• консультирование по широкому спектру вопросов и содействие в обучении соответствующих специалистов, подготовке и переподготовке кадров на льготных условиях;

• создание регионального инвестиционного Фонда развития туризма, предоставляющего займы лицензированным туристским предприятиям и сертифицированным организациям с максимальным сроком выплаты 20 лет; направления использования этих займов должны предусматривать проведение маркетинговых исследований и рекламы. Отдельными статьями закона должна быть выделена деятельность лицензированных туристских предприятий в области социального туризма. Причем такие предприятия для осуществления права использования особых льгот обязаны подготавливать списки цен, которые они намерены установить в следующем календарном году и предоставлять его для одобрения в орган регулирования туризма (4). Особыми льготами для таких предприятий могут быть: частичное формирование материально-технической базы; обучение квалифицированных кадров; предоставление беспроцентных кредитов; помощь в установлении международных контактов с аналогичными предприятиями мира; обеспечение потребительского спроса на их услуги.

Представляется, что обязательным разделом закона является положение о санкциях, применяемых к предприятиям туристских территорий и центров в случае несоответствия заявленным условиям деятельности. Штрафные санкции должны

креативная экономика, 2009, № 8

быть достаточно жесткими вплоть до отзыва лицензии и сертификата. Важное значение приобретает информационное обеспечение сферы туризма. По нашему мнению, в Краснодарском крае назрела необходимость создания Регионального базового информационно-аналитического туристского центра. В его функции могут входить:

1) разработка единой системой паспортизации туристских объектов;

2) формирование банка данных инвестиционных проектов, туров, маршрутов, объектов показа, системы бронирования;

3) подготовка базового пакета информационно-рекламных материалов о туристских возможностях региона (карты, каталоги, фильмы и т.д.);

4) проведение рекламных кампаний с целью формирования благоприятного имиджа, привлечения инвесторов и туристов; организация постоянной рекламной программы на телевидении, посвященной региональному туризму;

5) подготовка семинаров и конференций по основным направлениям и проблемам развития туризма в регионе.

в Краснодарском крае назрела необходимость создания Регионального базового информационно-аналитического туристского центра

Литература

1. Лобанов В.В. Государственное управление и общественная политика. - СПб. : Питер, 2004.

2. Боголюбов В.С., Орловская В.П. Экономика туризма. - М. : Академия, 2005.

3. Закон Краснодарского края от 25.10.2005 г. № 89-КЗ «О туристской деятельности в Краснодарском крае» (в редакции Закона Краснодарского края от 29.12.2006 г. № 1166-КЗ).

4. Гуляев В.Г. Туризм: экономика и социальное развитие. - М. : Финансы и статистика, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.