Научная статья на тему 'Государственное регулирование туристской деятельности на территории'

Государственное регулирование туристской деятельности на территории Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
591
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА / ТУРИСТСКИЕ УСЛУГИ / ТУРИСТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТЕРРИТОРИЯ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / STATE REGULATION / NORMATIVELY-LEGAL BASE / TOURIST SERVICES / TOURIST ACTIVITY / TERRITORY / SUPPLY WITH INFORMATION

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Каменщиков Павел Владимирович

Статья посвящена исследованию государственного регулирования туристской деятельности на территории. Рассматриваются основные направления региональной политики, связанной с развитием туристской деятельностью. Особое внимание уделяется совершенствованию региональной нормативно-правовой базы развития сферы туристских услуг. Важное место занимает обоснование принципов поддержки развития туризма на территории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Каменщиков Павел Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE REGULATION of tourist activity IN TERRITORY

The article is about analysis of state regulation in development tourist's services of the territory. The key point of the article is the perfection of the regional legal rules in development tourist's services.

Текст научной работы на тему «Государственное регулирование туристской деятельности на территории»

Каменщиков П.В.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

13.РАЗНОЕ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ

Каменщиков Павел Владимирович, Главный специалист-эксперт Территориального управления РосОЭЗ по Иркутской области.

Контакты автора: svraevsky@mail.ru

Аннотация. Статья посвящена исследованию государственного регулирования туристской деятельности на территории. Рассматриваются основные направления региональной политики, связанной с развитием туристской деятельностью. Особое внимание уделяется совершенствованию региональной нормативно-правовой базы развития сферы туристских услуг. Важное место занимает обоснование принципов поддержки развития туризма на территории.

Ключевые слова: Государственное регулирование, нормативно-правовая база, Туристские услуги, Туристская деятельность, Территория, Информационное обеспечение.

STATE REGULATION OF TOURIST ACTIVITY IN TERRITORY

Kamenschikov P.V.

Annotation. The article is about analysis of state regulation in development tourist's services of the territory. The key point of the article is the perfection of the regional legal rules in development tourist's services.

Keywords: state regulation, normatively-legal base, tourist services, tourist activity, territory, supply with information.

Создание организационной, экономической и правовой среды для развития туристской территории, как важного средства повышения уровня жизни и увеличения доходов, поступающих в региональный и местный бюджеты, формирование нормативно-правовой базы развития туристских связей в регионе в настоящее время требует отработки структур регулирования, рекламно-информационного и кадрового обеспече-ния1.

Именно осуществление скоординированных действий территориальных органов управления позволит получить значительный вклад от туризма в развитие экономики региона, в том числе увеличение налоговых поступлений в бюджет, притока иностранной валюты, создание новых рабочих мест, сохранение туристского потенциала региона2.

На наш взгляд, единая экономическая политика на территории в отношении развития туризма с позиций его социальной значимости должна быть в целом ориентирована:

- на увеличение инвестиций в человеческий фактор;

1 Лобанов В.В. Государственное управление и общественная политика. - СПб.: Питер, 2004.

2 Боголюбов В.С., Орловская В.П. Экономика туризма. - М.: Академия, 2005.

- на сохранение природных и культурных ресурсов территории для использования как сейчас, так и в будущем;

- на решение проблем адресного социального туризма, его доступности для малообеспеченных слоев населения;

- на обеспечение постоянного контроля за ходом и направлением развития туризма;

- на стимулирование въездного и внутреннего туризм;

- на создание действенной информационной сети, как определяющего фактора в разработке общей политической линии и стратегии развития туризма в регионе;

- на обеспечение согласованности общественных и частных интересов;

- на установление тесных взаимосвязей между туризмом и другими секторами экономики региона, обеспечение взаимодополняемости многочисленных элементов сектора туризма;

- на создание условий для многоцелевого использования туристской инфраструктуры;

- на оптимизацию экономических, экологических и социальных выгод от туризма с распределением этих выгод внутри общества, сведение к минимуму потенциальных проблем, связанных со становлением и функционированием индустрии туризма;

- на координацию деятельности государственного и частного секторов в развитии туризма;

- на превращение сферы туризма региона в управляемую целостную непротиворечивую систему.

По нашему мнению, необходима разработка регионального «Закона о поддержке развития внутреннего и въездного туризма в регионе» который бы действовал в рамках конкретной территории. Назначение этого закона заключается в обеспечении необходимых мер для регулирования и развития сферы внутреннего и въездного туризма, а также для придания этой сфере динамичной структуры и режима деятельности. Считаем, что в законе должны содержаться положения по управлению сферой туризма, включая определения туристских территорий, центров и способов их образования, а также методы регулирования и инспекции предприятий, инвестиций и объектов.

Целесообразно, чтобы в этом законе, прежде всего, были определены такие понятия как "туристский центр", "туристская территория". При определении содержания этих понятий следует учесть природные, историко-культурные, археологические и социальные туристские ресурсы региона и его потенциал в различных видах туризма. Туристскими территориями являются территории, в которых сконцентрированы природные и социально-культурные ресурсы; туристскими центрами являются конкретные места внутри или за пределами туристских территорий, важные для сферы туризма. Их границы и четкое местоположение должны быть определены региональным органом регулирования туризма и объявлены в постановлениях Администрации региона.

Законом должно устанавливаться, что экономическая деятельность определенных центров и территорий должна быть подчинена единой цели - становлению высокоразвитой индустрии туризма путем развития регулируемого туристского бизнеса.

Считаем, что в законе следует четко определить понятие: "сертификат на туристские инвестиции". При

Бизнес в законе

5'2009

этом все туристские предприятия и организации, независимо от дополнительных видов деятельности, должны пройти процедуру лицензирования. Все коммерческие предприятия, находящиеся на туристских территориях и в туристских центрах, если они не являются лицензированными туристскими организациями, должны либо прекратить свою деятельность, либо приобрести "сертификат на туристские инвестиции" и начать функционировать в соответствии с конкретным планом развития туристской территории или центра.

Сертификат на туристские инвестиции, как ценная бумага, может быть выпущен Министерством спорта, туризма и молодежной политики России и являться обязательным документом, подтверждающим право предприятий, его получивших:

а) на функционирование в определенной туристской территории, центре;

б) на получение выгод от инициатив и льгот, предусмотренных законодательством в целях развития туристских территорий и центров.

В законе, на наш взгляд, должна быть предусмотрена разрешительная, а не заявительная система создания различных структур, предприятий и объектов на туристских территориях и в туристских центрах с целью сохранения и использования природных и историко-культурных туристских ресурсов. А также должны быть предусмотрены регулирующие рычаги, с помощью которых возможно контролировать и, при необходимости, ограничивать их функционирование в интересах недопущения ущерба природным и культурным ценностям данной территории или нанесения ущерба туристским предприятиям. Прошедшие соответствующую экспертизу предприятия - обладатели сертификата - будут называться сертифицированными предприятиями.

Государственные органы регулирования туризма должны рассматривать, модифицировать или одобрять планы, касающиеся развития туристских территорий и туристских центров, планы землепользования, учитывая интересы лицензированных туристских организаций на приоритетной основе.

Принципы поддержки развития туризма, процедуры, касающиеся достижения выгод от деятельности лицензированных туристских и сертифицированных других предприятий, должны быть определены совместно различными заинтересованными государственными структурами. По нашему мнению, поддержка может осуществляться на основе использования следующих подходов:

- обеспечение предприятиям возможности осуществлять займы для развития туризма. Для этого, прежде всего, необходимо создание государственной структуры, которая может получать займы в иностранной валюте от зарубежных источников для применения их в целях сертифицированных инвестиций на туристских территориях и в туристских центрах;

- установление на приоритетных туристских территориях на трехлетний период низких ставок оплаты за коммунальные услуги (электричество, газ, водоснабжение) для сертифицированных различных предприятий и лицензированных туристских;

- выполнение на приоритетной основе работ по внедрению и совершенствованию коммуникационных объектов, новейших компьютерных технологий на туристских территориях и центрах;

- консультирование по широкому спектру вопросов и содействие в обучении соответствующих специали-

стов, подготовки и переподготовки кадров на льготных условиях;

- создание регионального инвестиционного Фонда развития туризма, предоставляющего займы лицензированным туристским предприятиям и сертифицированным организациям с максимальным сроком выплаты 20 лет; направления использования этих займов должны предусматривать проведение маркетинговых исследований и рекламы.

Отдельными статьями закона должна быть выделена деятельность лицензированных туристских предприятий в области социального туризма. Причем такие предприятия для осуществления права использования особых льгот, обязаны подготавливать списки цен, которые они намерены установить в следующем календарном году и предоставлять его для одобрения в орган регулирования туризма3.

Особыми льготами для таких предприятий могут быть:

-частичное формирование материально-технической базы;

- обучение квалифицированных кадров;

- предоставление беспроцентных кредитов;

- помощь в установлении международных контактов с аналогичными предприятиями мира;

- обеспечение потребительского спроса на их услуги.

Считаем, что обязательными положениями закона

являются положения о санкциях, применяемых к предприятиям туристских территорий и центров в случае несоответствия заявленным условиям деятельности. Штрафные санкции должны быть достаточно жесткими вплоть до отзыва лицензии и сертификата.

Реализация изложенных предложений будет способствовать созданию и укреплению режима наибольшего благоприятствования развития туризма в регионе, создаст реальные стимулы для отечественных и иностранных инвестиций в сферу туризма.

Список литературы:

1. Лобанов В.В. Государственное управление и общественная политика. - СПб.: Питер, 2004.

2. Боголюбов В.С., Орловская В.П. Экономика туризма. - М.: Академия, 2005.

3. Гуляев В.Г. Туризм: экономика и социальное развитие. - М.: Финансы и статистика, 2003.

3 Гуляев В.Г. Туризм: экономика и социальное развитие. - М.: Финансы и статистика, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.