Научная статья на тему 'Социально-экономический анализ государственной политики России в сфере туризма как элемента рыночной экономики'

Социально-экономический анализ государственной политики России в сфере туризма как элемента рыночной экономики Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1406
243
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ТУРИЗМА / ТУРИСТСКИЙ РЫНОК / РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА / ПРОДВИЖЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО ТУРИСТСКОГО ПРОДУКТА

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Филатова И. Н.

В статье анализируются формы и методы государственного регулирования туризма в современной России как элемента рыночной экономики, а также основные направления работы и задачи, стоящие перед туристской отраслью, выполнение которых напрямую связано с реализацией государственной политики в области развития туризма и продвижения национального туристского продукта на внутреннем и мировом рынках, формированием образа России как страны, благоприятной для туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-экономический анализ государственной политики России в сфере туризма как элемента рыночной экономики»

УДК 338.23

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ В СФЕРЕ ТУРИЗМА КАК ЭЛЕМЕНТА РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

© И. Н. Филатова

Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского Россия, 410012 г. Саратов, ул. Астраханская, 83.

Тел./факс: +7 (8452) 26 02 41.

E-mail: filatovain@info. sgu. ru

В статье анализируются формы и методы государственного регулирования туризма в современной России как элемента рыночной экономики, а также основные направления работы и задачи, стоящие перед туристской отраслью, выполнение которых напрямую связано с реализацией государственной политики в области развития туризма и продвижения национального туристского продукта на внутреннем и мировом рынках, формированием образа России как страны, благоприятной для туризма.

Ключевые слова: государственная политика в сфере туризма, туристский рынок, рыночная экономика, продвижение национального туристского продукта.

Государство с социально-рыночной экономикой формирует политику туризма, т.е. осуществляет целенаправленное содействие развитию туризма и его формированию путем влияния на важные для этой отрасли особенности. Политику туризма создают также и негосударственные учреждения типа туристских союзов и объединений.

Регулирование развития туризма представляет собой многоуровневую систему, включающую в себя:

• координацию и содействие развитию туризма в глобальном масштабе, которые осуществляются посредством Всемирной туристской организации при участии международных финансовых организаций;

• согласованность туристской политики на межгосударственном уровне, которая достигается через региональные туристские организации и специальные органы межгосударственных объединений (например, Европейское Сообщество);

• согласованность политики в области туризма на национальном и региональном уровнях, которая осуществляется через специально созданные государственные органы и общественные ассоциации туристских организаций.

Управление рыночной моделью с элементами государственного регулирования развития туризма на федеральном и региональном уровнях в условиях экономического кризиса начала XXI века осуществляется через два основных механизма: во-первых, рыночное саморегулирование путем достижения равновесия спроса и предложения, во-вторых, введение определенных механизмов государственного управления и координации. Причем во втором случае речь идет как о государственном регулировании, так и о самоорганизации хозяйствующих субъектов через создание туристских объединений и ассоциаций (табл.).

Государственное регулирование развития туризма - это воздействие государства на деятельность хозяйствующих субъектов и рыночную конъюнктуру для обеспечения нормальных условий функционирования рыночного механизма, реа-

лизации государственных социально-экономических приоритетов и выработки единой концепции развития туристской сферы. Специфическое отличие современной рыночной модели с элементами государственного регулирования развития туризма от других отраслей народного хозяйства в том, что в регулировании отрасли участвуют общественные организации, представленные туристскими ассоциациями.

Содержание государственного регулирования развития туризма определяется целями, стоящими перед государственными органами, а также теми инструментами, которыми располагает государство при проведении этой политики. Следует также отметить, что в некоторых странах государственная политика в сфере туризма зачастую не выделяется, а интегрируется в политику других секторов экономики, например, в производственную политику, политику платежного баланса и т.д. Однако при таком подходе неизбежно теряется целевая направленность регулирования развития туризма.

Государственная политика туризма в России создается на федеральном и региональном уровнях и направлена на:

• выделение экономических и общественнополитических условий, необходимых для целенаправленного развития туризма;

• повышение конкурентоспособности и мощности туристской экономики;

• создание предпосылок, необходимых для вовлечения наибольшего количества населения для участия в туризме;

• расширение сотрудничества в сфере международного туризма.

Существует несколько составных элементов проводимой государством политики в области туризма: экономическая, политика пассажирских перевозок, социальная, законодательное регулирование права на отдых, стимулирование развития социального туризма, территориальная политика, политика культуры, политика досуга.

Таблица

Функции и методы государственного регулирования туризма

Функции Методы

введение единых понятий, определений

1. Общая организация и правовая - процедура заключения сделок, договоров

регламентация туристской деятельности - получение виз

- порядок прохождения границы и провоза товара

- разработка общих стратегий и концепций развития туризма

2. Планирование развития туризма - регулирование пространственного размещения объектов туризма

планирование развития инфраструктуры

3. Регулирование отдельных видов деятельности - лицензирование стандартизация

- сертификация

- лицензирование

4. Обеспечение безопасности туризма - стандартизация сертификация

издание памяток туриста, страхование

- создание стандартных государственных программ для системы не-

5. Кадровое обеспечение туризма - прерывной подготовки кадров для сферы туризма содействие организации повышения квалификации работников туристских предприятий

6. Обеспечение научных исследований туристского рынка - маркетинговые исследования на туристском рынке создание национальных центров изучения туризма информационное обеспечение туристских предприятий

- создание представительств и филиалов за границей

7. Поддержка внешнеэкономической - заключение международных договоров

деятельности туристских фирм участие в разрешении конфликтов, реклама национальных туристских продуктов

- создание правил, законов, условий экономического стимулирования

8. Обеспечение охраны окружающей среды и исторических памятников по охране и восстановлению природных ресурсов, реставрации исторических памятников распределение туристской ренты

- финансирование учреждений культуры

- маркетинг

- реклама

9. Создание благоприятного - информационно-аналитическая пропаганда (издание карт, видео-

имиджа страны, региона фильмов и т д.)

- налогообложение

- инвестирование

- текущий контроль

10. Контроль и надзор - аудит мониторинг международной конкурентоспособности национальных туристских продуктов

Таким образом, формирование политики туризма является важным фактором в условиях социальнорыночной экономики, когда государство прямо или косвенно направляет развитие туризма. Это осознанная поддержка государством туристской отрасли и формирование основных ее направлений путем воздействия на важные составляющие [1, с. 71].

В России федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное управление, межотраслевую и межрегиональную координацию в сфере туризма, реализацию государственной политики в области сохранения и развития курортного комплекса, является Государственный комитет РФ по физической культуре и туризму (ГКФТ России), который является национальной туристской администрацией (по терминологии ВТО).

Принцип государственного регулирования туристской деятельности заключается в том, что государство, признавая туристскую деятельность одной из приоритетных отраслей экономики России, содействует развитию туристской деятельности и создает благоприятные условия для ее функционирования, определяет и поддерживает приоритетные направления, формирует образ России как страны, благоприятной для туризма, и рекламирует его на международном уровне, а также осуществляет поддержку и защиту российских туристов, туроператоров и турагентов.

ВТО в своих резолюциях и решениях подчеркивает роль государства в осуществлении права каждого человека на отдых и досуг.

Право на туризм (согласно Международному кодексу туризма, принятому в 1999 г.) это:

- право на создание более справедливого и отвечающего интересам всех государств, нового международного политического и экономического порядка;

- право на отдых и развлечения;

- право на разумное ограничение рабочего времени и предоставление оплачиваемых отпусков;

- право на свободу путешествий и передвижений;

- право на безопасность, защиту и уважение достоинства туристов;

- право на сохранение культурной самобытности наций и народностей Земли;

- право на благоприятную окружающую среду.

Основными целями государственного регулирования туристской деятельности в РФ, согласно закону «Об основах турдеятельности в РФ» [2], являются:

- обеспечение прав граждан на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий;

- охрана окружающей природной среды;

- развитие туристской индустрии, создание новых рабочих мест, увеличение доходов государства и граждан России, развитие международных контактов;

- создание условий для деятельности, направленной на воспитание, образование, оздоровление туристов;

- сохранение объектов туристского показа, рациональное использование природного и культурного потенциала страны, туристских ресурсов.

Приоритетными направлениями государственного регулирования признаются поддержка и развитие внутреннего и въездного туризма (путешествия граждан России и иностранных граждан в пределах РФ), а также социального и самодеятельного туризма.

Одной из главных задач государственного регулирования в сфере туризма является создание единой методической и правовой основы федеральной системы лицензирования, сертификации туристских и гостиничных услуг, предоставляемых в РФ в соответствии с принятыми международными нормами и правилами, а также контроль за ее функционированием.

Государственное регулирование турдеятель-ности осуществляется следующим образом:

- создание нормативных и правовых актов, направленных на упорядочение и совершенствование отношений в сфере туристской индустрии;

- содействие в продвижении туристского продукта на внутреннем и мировом туристском рынках;

- лицензирование, стандартизация в туринду-стрии, сертификация туристского продукта;

- прямые бюджетные ассигнования на разработку и реализацию федеральных целевых программ развития туризма;

- защита прав и интересов туристов, обеспечение их безопасности;

- налоговое и таможенное регулирование;

- предоставление льготных кредитов, установление налоговых и таможенных льгот туроператорам и турагентам, занимающимся туристской деятельностью на территории РФ.

Развитие туристской отрасли в РФ основывается на национальном законодательстве: гражданским, трудовым, административным, международным, уголовным и другими отраслями туристского права.

В действующей системе права приняты нормативные акты, посвященные решению проблем туризма:

1. Указ Президента РФ от 22.12.1995 №1284 «О реорганизации и развитии туризма в РФ». В данном указе одобрена концепция развития туризма в РФ. Среди основных мер по развитию туризма в концепции названы:

- включение туризма в перечень основных направлений структурной перестройки российской экономики;

- создание нормативно-правовой базы развития туризма, соответствующей мировому опыту и практике.

2. Федеральная программа развития туризма в России, постановление Правительства РФ от 26.02.1996 № 177.

Эта программа положила начало фактическому государственному регулированию туристской деятельности; определила основные направления развития туристской отрасли в стране, сроки намеченных мероприятий и порядок их финансирования.

3. Постановление правительства № 12222 от 12.12.1995 «О лицензировании туроператорской и турагентской деятельности».

4. Закон «О лицензировании отдельных видов деятельности», август 2001 г.

5. Постановление правительства №95 от

11.02.2002 «О лицензировании туроператорской и турагентской деятельности».

6. Правила сертификации туруслуг, утвержденные постановлением государственного стандарта России, март, 1994, №10.

7. Федеральный закон «Об основах туристской деятельности» от 24.11.1996.

8. Федеральный закон «О защите прав потребителей» и др.

Геополитическое положение России как части европейского, так и азиатского континентов является именно тем фактором, который позволяет сохранять ее туристскую самобытность и привлекательность для туристов всего мира. Вместе с тем данных успехов Российская Федерация сможет достигнуть только при условии изменения отношения к туризму не только со стороны гражданского общества, но и самого государства.

Целью государственной политики Российской Федерации в сфере туризма должно стать создание в Российской Федерации современной высокоэффективной и конкурентоспособной туристской индустрии, обеспечивающей, с одной стороны, широкие возможности для удовлетворения потребностей российских и иностранных граждан, а также лиц без гражданства в услугах, а с другой - значительный вклад в развитие экономики страны, в т. ч. за счет налоговых поступлений в бюджет, притока иностранной валюты, увеличения количества рабочих мест, сохранения и рационального использования культурного и природного наследия.

Государство обязано поддерживать туризм социальными, экономическими и иными мерами, находящимися в его распоряжении. В 2001 г. Государственная дума приняла федеральный закон, согласно которому в бюджетной классификации вписывается отдельная строка «туризм» [3, с. 28].

Приоритетами национальной туристской политики является развитие в Российской Федерации оздоровительного, познавательного, а также социального и экологического туризма [4].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Основными задачами правотворческих органов на современном этапе должны стать:

- разработка современного законодательства, соответствующего принципам Конституции Российской Федерации и Гражданского кодекса, нормам и принципам Европейского Союза, положениям Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС) и рекомендациям Всемирной туристской организации;

- создание правовой среды, обеспечивающей развитие внутреннего и въездного туризма как прибыльной отрасли российской экономики;

- обеспечение гарантий качества предоставляемых услуг в сфере туризма;

- защита прав и интересов туристов и организаций туристской индустрии;

- создание способов защиты и поддержки отечественных организаций туристской индустрии, противодействие монополизму в сфере туризма.

Внутренний туризм в России практически не развивается. Основная причина такого положения -недостатки в управлении системой отрасли и госстатистики. Это говорит о том, что Правительство России до настоящего времени не получает объективной информации о реальном состоянии развития туризма и его вкладе в экономику страны. Принятые правовые и нормативные акты, регламентирующие развитие туризма в России, выполняются крайне медленно или не в полной мере.

В соответствии с Указом Президента РФ №1284 от 22.12.1995 «О реорганизации и развитии туризма в Российской Федерации» одновременно была принята Концепция развития национального и иностранного туризма в России. Организационные меры, предусмотренные в концепции, среди прочих должны обеспечить «... создание национальных гостиничных цепей, конкурентоспособных на мировом рынке; строительство и реконструкцию гостиниц, других туристских объектов и комплексов, их финансирование, ввод в действие и последующую эксплуатацию; инвестирование проектов, направленных на комплексное развитие рынков, перспективных в области иностранного и национального туризма; содействие в привлечении инвестиций, в т. ч. иностранных, в туристскую деятельность России. »

Правительство Российской Федерации приняло постановление № 177 от 26.12.1996 «О федеральной целевой программе "Развитие туризма в Российской Федерации"». Постановление повторяет основной тезис Концепции развития туризма в России: «. стимулировать развитие материальной базы приема (средств размещения и инфраструктуры) путем привлечения отечественных и иностранных инвестиций для реконструкции и нового строительства туристских объектов.». Однако в связи с отсутствием финансирования эта программа была свернута.

Не учтены материалы Федеральной службы налоговой полиции РФ № СА 3076 от 23.09.1997 «В отношении туристического бизнеса» с предложениями Правительства РФ о создании отраслевого Комитета по туризму.

В итоге бюджету страны наносится огромный ущерб. Согласно данным Федеральной службы налоговой полиции РФ, из-за несовершенной законодательной базы государственный бюджет недополучает поступления от налогов с туристской деятельности от 350 до 400 млн долл. в год [5, с. 14].

В неменьшую сумму оцениваются потери государства от недополучения комиссионного сбора по авиаперевозкам, нелицензированной деятельности, реализации туристских услуг за наличную иностранную валюту и прочих нарушений существующего законодательства.

Целью Федеральной целевой программы «Развитие туризма в Российской Федерации» [6], рассчитанной до 2005 г., было определение путей выхода из создавшегося положения, создание инструментов государственного регулирования с разработкой основных направлений развития туристской отрасли.

При подведении итогов на этапе реализации программы выяснилось следующее:

- формирование цивилизованного современного туристского рынка в России не произошло, хотя отдельные тенденции наметились;

- государственный бюджет не ощущает увеличения доходной части от туристской деятельности;

- отсутствуют материалы, характеризующие стимулирование развития таких секторов экономики, как строительство, сельское хозяйство, транспорт, торговля;

- недостаточно внимания уделяется сохранению и возрождению объектов культурного и природного наследия, удовлетворению потребностей населения страны в активном и полноценном отдыхе.

По данным Счетной палаты РФ, не выполнена часть Программы, которая определяет ее социально-экономическую направленность. «Главный социальный эффект Программы должен состоять в создании прочных предпосылок и условий для удовлетворения потребностей населения в активном и полноценном отдыхе, укреплении здоровья, приобщении к культурным ценностям. При этом особое внимание уделено решению проблем отдыха и туризма социально незащищенных слоев населения» [6].

Не выполнена и другая часть Программы, в которой планировалось обеспечить значительными поступлениями федеральный бюджет, прежде всего, за счет увеличения доходов от туристских услуг и связанных с ними видов деятельности.

Особое значение в развитии государственного регулирования российской туристской отрасли имеет создание правовой базы как на федеральном, так и на региональном уровне.

При рассмотрении нормативно-правовой базы, приоритетов государственного регулирования обнаруживается следующее:

- не выделены уровневые приоритеты (т.е. на федеральном, региональном и муниципальном уровнях);

- не заявлена приоритетность перед отраслями;

- отсутствуют критерии приоритетности;

- не указаны временные диапазоны приоритетности;

- не выделены кадровое, финансовое и информационное обеспечение;

- не определены ответственность и сроки выхода нормативно-правовых документов, раскрывающих приоритетность;

- не определен контролирующий орган по направлениям приоритетности;

- не создан реестр субъектов туристской индустрии по приоритетным видам туризма;

- не определены сроки отчета Правительства, ГКФТ РФ о ходе рассмотрения (выполнения) приоритетных программ.

Отсутствие целенаправленной государственной политики в области туризма привело к тому, что новая отрасль экономики теряет свою социальную направленность. Слабо развивается внутрен-

ний и молодежный туризм. В туристских потоках в последние годы преобладают российские граждане, выезжающие на отдых за рубеж и ежегодно вывозящие из страны, по оценкам Центрального Банка России и Всемирной торговой организации, от 11 до 12 млрд долл. США, при этом зарубежными туристами ввозится в Российскую Федерацию немногим более 4 млрд долл. США [7, с. 72].

По данным ВТО, в 2006 г. из России вывезена сумма, эквивалентная четверти федерального бюджета страны [8].

По данным налоговой службы России, ежегодно из страны вывозится до 15 млрд долл. США, по данным экспертов - 25-30 млрд долл.

Счетная палата РФ, проводя проверку Мин-спорта по целевому использованию средств федерального бюджета и внебюджетных средств, выделенных на программу «Развитие туризма в Российской Федерации» за 2004-2006 гг., выявила, что ГКФТ России не обеспечил межотраслевой, межведомственной и межрегиональной координации при реализации программы. Не обеспечено выполнение Постановления Правительства РФ «О федеральной целевой Программе " Развитие туризма в Российской Федерации"». Из 48 программных мероприятий выполнены лишь 24. Не обеспечена разработка программных мероприятий второго этапа. Отсутствуют данные о наличие новых рабочих мест, хотя их предусматривалось 60 тыс. [8].

Произошло сокращение объектов размещения: если в 2004 г. на территории Российской Федерации находились 12099 учреждений, то уже в 2005 г. их стало 10700, т.е. на 8.9% меньше. Данная тенденция, но в значительно меньших объемах, продолжалась и в 2006-2007 гг. [8]

В итоге Счетная палата РФ отметила, что ГКФТ России допущено нецелевое использование бюджетных и внебюджетных средств, выделенных на реализацию мероприятий по выполнению целевой федеральной программы, на сумму 7784.4 тыс. руб., неэффективное использование средств на сумму 475.0 тыс. руб. и 417.2 тыс. долл. США, искажение бухгалтерской отчетности на сумму 419.7 тыс. руб. и 96.3 тыс. долл. США [8].

ГКФТ России не обеспечил выполнения программных мероприятий, не принял меры по координации деятельности в сфере туризма, не выполнил Постановления Правительства Российской Федерации о принятии аналогичных программ в субъектах Российской Федерации.

Федеральная служба налоговой полиции РФ отмечает, что наряду с экономическим ущербом низкий уровень контроля за туристской отраслью часто приводит к нарушению прав потребителей. Возникает устойчивая тенденция негативного отношения российских потребителей к отечественным поставщикам туристских услуг, что, в свою очередь, облегчает проникновение на отечественный рынок иностранных турфирм.

По оценкам Государственного антимонопольного комитета РФ, сделанным по результатам проведенных им проверок, более 60% предприятий вступают в договорно-правовые отношения с нарушением действующего законодательства [9, с. 74].

На основе данных фактов и заключений можно сделать вывод, что управление туристской отраслью осуществляется крайне неэффективно.

В настоящий момент российский туристический бизнес состоит приблизительно из 17 тыс. юридических лиц и предпринимателей, в т.ч. 524 российских компаний с иностранными инвестициями. Всего российская туристская индустрия включает в себя более 5 тыс. гостиниц, в которых заняты около 100 тыс. человек. Свыше 80% гостиниц находятся в государственной или муниципальной собственности. Четырех-, пятизвездочные гостиницы, которые появились в последнее время, занимают 15% оборота отрасли [10, с. 25].

Отсутствие благоприятных условий для инвестиций в российскую туристскую индустрию, невысокий уровень обслуживания, слабая подготовка персонала и ряд других причин являются серьезным препятствием для развития внутреннего и въездного туризма в Россию и лишает ее значительных доходов.

Законодательство о туристской деятельности также нуждается в серьезной проработке, с учетом Гражданского кодекса, рекомендаций Всемирной туристской организации, Генерального соглашения по торговле услугами, норм и правил Европейского Союза.

Специфика законодательных актов РФ направлена на социальную сферу в характере оказания услуг, и лишь только незначительная часть -на специфику сферы туризма.

Госстандарт РФ выпускает нормативные документы по сертификации продукции, куда входят и туристские услуги, например: постановление Госстандарта РФ от 23 февраля 1998 г. №5 «О номенклатуре продукции и услуг (работ), подлежащих обязательной сертификации».

То есть большую часть ограничений - «рамок деятельности» - корпорации в сфере туризма получают в виде общих законодательных актов для социальной сферы, через социальную сферу происходит основное экономическое регулирование сферы туризма. Меры регулирования туризма должны учитывать:

1. особенности туристских услуг как социальной услуги и как бизнес-услуги;

2. особенности инфраструктуры и функционирования рынка туризма;

3. сильную зависимость ТГК сферы туризма от факторов внешней среды и государственной политики;

4. слабые возможности ТГК в накоплении достаточных финансовых средств на обновление основных фондов;

5. возможности ТГК в реализации программы сохранения культуры и природы России.

Макроэкономическое регулирование сферы туризма через социальную сферу позволяет использовать возможности деятельности и развития корпоративных структур сферы туризма. Все это говорит о многих факторах и особенностях экономического регулирования производственных проблем ТГК.

Регулирование происходит в основном через социальную сферу, что накладывает особенность на корпоративную деятельность в сфере туризма. Приходится учитывать все особенности деятельности в социальной сфере и сфере туризма.

Рынок туризма сильно зависит от государственной внутренней и внешней политики. Корпорации сферы туризма могут формировать стихийный спрос собственной маркетинговой политикой, которая формирует услуги, их продвижение на рынке, авторитет и взаимодействие с организациями.

Но здесь корпорации ожидает еще и местное регулирование на уровне органов местного самоуправления. Контроль осуществляют все органы государственной политики.

Также существуют ассоциации гостиничного и туристского бизнеса, которые активно влияют на стихийный рынок и лоббируют в местном самоуправлении необходимые правила и законы.

Отсутствует достаточная государственная политика по продвижению туризма на внутреннем российском и международном рынках. Еще слабо используются возможности современных технологий (Интернет, мультимедиа), а также традиционных -электронных средств массовой информации.

Туристский рынок имеет свою специфику. С одной стороны, предложение туристских услуг по необходимости имеет неподвижный характер, с другой - туристский спрос чрезвычайно неустойчив, он подвержен резким сезонным колебаниям, зависит от географического положения региона, конъюнктурных изменений, политических отношений, социальных, экономических, демографических, психологических и других факторов.

Государство, испытывающее большую заинтересованность в развитии туризма, как отрасли, предпринимает большие усилия по пропаганде и рекламе своего национального туристского продукта за рубежом, вкладывая в эти мероприятия огромные финансовые средства.

Так, например, государственные бюджеты на развитие туризма в 2006 г. составили: в Китае -67 млн долл., во Франции - 58 млн, в Испании -более 147 млн, в Таиланде - более 93 млн, в США -22 млн и в Канаде - 35 млн долл. США. В том же году в государственном бюджете РФ на развитие туризма было выделено всего 6.9 млн долл., из которых 5.4 млн предназначались для продвижения российского туристского продукта [11, с. 60-61].

Основной целью государственной рекламы является создание за границей привлекательного образа страны в целом, а также ее отдельных регионов и центров, маршрутов и видов туризма.

Эта работа проводится путем издания и распространения за рубежом большого объема печатной рекламы, публикации рекламных статей в зарубежных средствах массовой информации, проведения презентаций, участия в международных туристских выставках, распространения устной информации через зарубежные представительства и др. В большинстве стран проведение, координация и финансирование этой работы возложены на национальные туристские администрации или организации, которые создают за рубежом широкую сеть своих представительств. Например, в 2006 г. в России действовали около 40 рекламно-информационных представительств разных стран.

Наряду с государственными органами активную работу по продвижению за рубежом национального туристского продукта проводят различные общественные организации, связанные с развитием иностранного туризма: ассоциации туроператоров, турагентств, транспортных компаний, гостиниц и др.

Широкая рекламная кампания туристских возможностей страны способствует росту количества иностранных туристов, следовательно, росту поступлений в экономику страны. Следует учитывать и значительный мультипликативный эффект туризма, развитие сопутствующих ему сфер экономической деятельности и рост занятости населения (косвенно 10-12 туристов создают 1 рабочее место). При условии наличия значительного объема, регулярности и продолжительности воздействия рекламная кампания начинает приносить экономический эффект лишь с определенного минимального порога. Поэтому необходимо широкое участие России единым стендом на основных международных туристских выставках и ярмарках (Мадрид, Милан, Берлин, Чикаго, Токио, Лондон).

Следует возобновить практику некоммерческой рекламы туристских возможностей страны в целом посредством издания буклетов, плакатов, карт и иной информационно-рекламной печатной продукции на основных европейских и японском языках. Возрождение информационно-рекламных офисов за рубежом также является одной из первоочередных задач в области развития въездного туризма. Одновременно необходимо создавать базу данных потенциальных массовых пользователей, туроператоров и турагентств, для которых следует проводить целевую адресную рассылку.

Опираясь на международный опыт, необходимо создать сеть информационных центров для иностранных и российских туристов в местах прохождения наибольших туристских потоков (положительный пример - офис по туризму в Новгороде Великом). Необходимо продолжать стимулировать участие региональных органов управления туризмом и туристских фирм на международных туристских выставках и ярмарках в России и за рубежом. Кроме издания рекламно-информационной печатной продукции, необходимо создание цикловых телевизионных и радиопрограмм.

В настоящее время программы развития туризма осуществляются только в некоторых субъектах Российской Федерации, например в Москве, Санкт-Петербурге, Калининградской области, Краснодарском крае и ряде др.

Первоочередные мероприятия по развитию инфраструктуры туризма в РФ должны быть сосредоточены на регионах, требующих относительно низких капиталовложений, где развитие туризма позволяет рассчитывать на скорую отдачу.

Так, для района «Золотого кольца», знаменитого множеством историко-архитектурных памятников культурного наследия, а также исторической жилой застройкой XIX века, предлагается развитие материальной базы туризма преимущественно путем строительства цепи малых гостиниц. Кроме этого, подлежит реконструкции большая часть существующих средств размещения туристов. К новому строительству следует отнести в основном создание цепи мотелей, кемпингов, придорожных гостиниц.

Политика развития гостиничных объектов должна быть направлена, прежде всего, на строительство новых гостиниц туристского класса, в основном трехзвездных, а также малых гостиниц в историческом центре города. Кроме этого, необходима модернизация существующих малокомфортных гостиниц.

Для преодоления сложившегося положения необходима целенаправленная государственная политика в области развития туризма, рассчитанная на выполнение следующих основных задач:

1. Создание организационно-правовых и экономических условий для ускорения развития въездного и внутреннего туризма путем:

- предоставления льготного режима налогообложения туристским компаниям, специализирующимся на организации внутреннего туризма на территории России;

- создания благоприятного инвестиционного климата для российских и иностранных компаний, вкладывающих средства в развитие туристской инфраструктуры в России;

- упрощения визовых формальностей для туристов из стран, не представляющих миграционной опасности.

2. Формирование современной маркетинговой стратегии продвижения туристского продукта на внутреннем и международном рынках путем:

- разработки и реализации рекламно-

информационных программ по въездному и внутреннему туризму, в т. ч. создание цикловых теле- и радиопрограмм в России и за рубежом, регулярная рекламно-информационная работа в периодических СМИ;

- издания буклетов, плакатов, карт и иной рекламно-информационной печатной продукции;

- организации и проведения международных туристских выставок, в т. ч. создание единого российского национального стенда с привлечением к участию региональных органов управления туризмом;

- восстановления института загранпредстави-тельств по туризму за рубежом, выполняющих функции рекламно-информационных офисов;

- создания и поддержки официального Интернет-портала федерального органа исполнительной власти в сфере туризма;

- организации сети информационных центров для иностранных и российских туристов в местах прохождения наибольших туристских потоков;

- проведения ознакомительных поездок по туристским центрам России для иностранных журналистов;

- организации Дней РФ в основных странах, направляющих туристов в Россию;

- формирования современной статистики туризма в соответствии с международными требованиями.

3. Формирование современной целостной нормативно-правовой базы путем:

- доработки действующего законодательства в части, касающейся развития туризма, в т. ч. внесения изменений и дополнений в существующие нормативно-правовые акты в области налогообложения, природопользования, экологии, защиты прав потребителей и др.;

- принятия нормативно-правовых основ введения финансовых гарантий при получении права на туроператорскую деятельность;

- введения на всей территории страны единого бланка турпутевки;

- принятия Правительством России Положения о классификации гостиничных средств размещения и отнесения всех вопросов, связанных с контролем за соответствием качества гостиничного обслуживания, к ведению федерального органа исполнительной власти в сфере туризма;

- разработки механизма усиления ответственности туристских организаций за нарушения с их стороны порядка контроля за соблюдением правил въезда, выезда и пребывания находящихся в России по их визовой поддержке иностранцев.

4. Укрепление и дальнейшее развитие межотраслевой и межрегиональной координации в интересах повышения эффективности отечественной туристской индустрии на основе:

- создания Координационного межведомственного совета при федеральном органе управления сферой туризма;

- формирования региональных стратегий развития туризма с разработкой экономически обоснованных планов их реализации в рамках региональных целевых программ социально-экономического развития.

5. Повышение качества обслуживания в сфере туризма путем:

- разработки и внедрения современной классификации гостиничных средств размещения;

- создания современной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, в т.ч. внедрения квалификационных требований к работникам индустрии туризма, соответствующих потребностям работодателей, и базирующихся на них современных образовательных стандартов;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- создания и реализации учебных программ, соответствующих отраслевым потребностям и предусматривающим практическое обучение персонала, в т. ч. внут-ригостиничный и внутрифирменный тренинг.

6. Выполнение задач, стоящих перед туристской отраслью, напрямую связано с реализацией государственной политики в области развития туризма, направленной, в первую очередь, на продвижение национального туристского продукта на внутреннем и мировом рынках и формирование образа России как страны, благоприятной для туризма. Необходимо решить вопрос о выделении расходов на туризм отдельным разделом в бюджетной классификации при соответствующих ежегодных ассигнованиях из федерального бюджета.

Необходимость ассигнований из федерального бюджета продиктована, прежде всего, потребностью в обеспечении участия государства в формировании и продвижении национального туристского продукта.

Реализация стоящих перед отраслью задач позволит значительно увеличить поток иностранных туристов в Россию и приток валютных поступлений в экономику страны.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кабушкин Н. И. Менеджмент туризма. М., 2007. С. 71.

2. Федеральный закон РФ от 24 ноября 1996 г. «Об основах туристской деятельности в РФ» (с изменениями и дополнениями от 10 января 2003 г.).

3. Губенко Н. Н. Государственная политика в сфере туризма // Отель. 2001. №4. С. 78-79.

4. Туризм и государственная политика в сфере туризма. Состояние. Проблемы. Перспективы // Туризм в Российской Федерации. 2007. №1.

5. Волконский В. А., Корякина Т. И. Официальная и теневая экономика в реальности и статистике // Экономика и мат. методы. 2000. Т. 36. №4. С. 14-24.

6. Распоряжение Правительства РФ от 11 июля 2002 г. № 954-р «Концепция развития туризма в РФ на период до 2005 г.».

7. Туризм в России: справочник. М., 2006. С. 72.

8. Алексеев А. А. Туризм в России: проблемы становления развития. иЯЬ: http://www.spokoen.ru.

9. Савельев К. С. Отечественному туризму - структурную перестройку // Теория и практика спорта и туризма. 2008. №8. С. 74.

10. Современное состояние гостиничного комплекса РФ. Туристы и гостиницы. Перспективы гостиничной индустрии // Вестник РАТА. 2008. №1. Январь. С. 25.

11. Исмаев Д. К. Маркетинг иностранного туризма в Российской Федерации. Теория и практика деятельности туристских фирм: учеб. пособие для вузов. М., 2006. С. 60-61.

Поступила в редакцию 12.01.2008 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.