УДК 338.45:621
И. Г. САМИГУЛЛИН, аспирант
Центр перспективных экономических исследований Академии наук РТ, г. Казань, Россия
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА
Цель: определение основных направлений государственного регулирования развития машиностроительного комплекса и повышение его конкурентоспособности.
Методы: анализа; абстрактно-логический и системный.
Результаты: дана общая характеристика государственного регулирования развития машиностроительного комплекса и разработаны приоритетные направления по совершенствованию его компонентов и высокотехнологичных агрегатов; увеличению добавленной стоимости предприятий машиностроения на территории России; развитию конкурентоспособной промышленности за счет стабилизации рынка и формирования источников инновационного развития.
Научная новизна: предложены меры государственного регулирования машиностроительного комплекса: 1) мероприятия, направленные на формирование рыночных условий производства в России; 2) мероприятия, направленные на инновационное развитие отечественного машиностроительного комплекса; 3) меры нормативно-правового регулирования в рассматриваемой сфере.
Практическая значимость: в возможности внедрения мер и основных приоритетных направлений государственного регулирования развития машиностроительного комплекса на отечественных машиностроительных предприятиях, что позволит ускорить его выход из неустойчивого состояния и повысить конкурентные позиции отечественной машиностроительной продукции.
Ключевые слова: государственное регулирование; машиностроительный комплекс; конкурентоспособность.
Введение
В начале ХХ1 в. для специалистов машиностроительной отрасли стало очевидным, что развитие экономико-социальных систем связано с возникновением новых конкурентообразу-ющих факторов, способствующих трансформации системы государственного регулирования в области технологического, инновационного и инвестиционного развития. Участие государства в развитии промышленности позволит им выйти на высокий уровень конкурентоспособности и обеспечить конкурентные позиции на внешнем рынке. Для претворения в жизнь поставленных задач необходимо разработать государственную промышленную политику, определяющую основные приоритеты в отраслях промышленности, а также стратегию и инструменты для достижения поставленных целей [1, с. 34].
Вышеуказанная проблема стала определяющей в течение последующих десяти лет, когда были разработаны основные положения государственной политики в области промышленности, принят целый пакет стратегических документов, решений президента и правительства РФ, ко -
торые обозначили цели, задачи и основные направления развития промышленного комплекса государства.
Результаты исследования
Государственная промышленная политика должна быть направлена на решение основных системных проблем, замедляющих выход промышленной отрасли на инновационный путь развития, таких как: диспропорции в структуре промышленного комплекса; высокий износ основных фондов; низкая приспособленность к внедрению инноваций; технологическое отставание; низкая производительность труда; отсутствие современного оборудования для производства инновационной, конкурентоспособной высокотехнологичной продукции; недостаточные финансово-экономические возможности целого ряда отраслей для инновационного развития. К основным недостаткам машиностроительного комплекса можно также отнести: моральный и физический износ основных фондов предприятий; технологическое отставание России от передовых стран; несовершенство законодательной базы
по государственной промышленной политике, техническому регулированию, ценообразованию на продукцию машиностроения; неурегулированность вопроса о правах собственности на земли, находящиеся под промышленными объектами; отсутствие приведенных к международным требованиям стандартов выпускаемой продукции; неэффективная кадровая политика, приводящая к оттоку квалифицированных специалистов из сферы промышленного производства, научно-технической и технологической деятельности. Необходимо также отметить, что проблема отставания в развитии промышленных предприятий связана со следующими внутренними факторами: низкая инновационная активность на отдельном предприятии, невысокое качество управления, а также низкие стимулы к модернизации и реформированию.
Важным элементом промышленной политики является создание в отраслях промышленности ведомств под государственным контролем с целью концентрации мер государственной поддержки на приоритетных направлениях. Так, подобная работа была произведена путем создания таких корпораций, как «Объединенная судостроительная корпорация», «Объединенная авиастроительная корпорация» и ГК «Ростехнологии» [2, с. 65]. Такая государственная поддержка способствует стремительному росту, скорейшему обновлению технологической базы там, где не было результата; воспроизводству готовых технологических решений; направлению промышленности на образование новых рынков и отраслей промышленности, способных конкурировать на мировом рынке.
По мнению Е. И. Мазилкиной, Г. Г. Панич-киной, государственная поддержка промышленности не должна осуществляться только из понимания того, что государство постоянно должно финансировать текущие и капитальные расходы предприятий. Вложение государством бюджетных средств должно производиться только на проектной основе для достижения определенных целей развития. Промышленные отрасли, получившие поддержку государства должны войти в режим развития на основе рыночных ресурсов [3, с. 12, с. 72].
Вышеуказанные факторы должны привести к новой структурной промышленной политике,
которая поможет использовать имеющиеся конкурентные преимущества для развития и повышения качества отечественной промышленности. Необходимо отметить, что все перечисленные факторы необходимо учесть при разработке государственных программ по повышению конкурентоспособности промышленной отрасли.
Мировая экономика находится на пороге нового индустриального цикла, который приведет к изменению всей структуры отраслей промышленности, сложившейся в ХХ в. Реструктуризация будет происходить по четырем основным направлениям.
Во-первых, индустрия перейдет к управлению жизненным циклом продукта, в котором при проектировании будут закладываться расходы, связанные с обслуживанием и выведением продукта из эксплуатации.
Во-вторых, процесс проектирования будет строиться фактически на автоматизации всех процессов проектирования и инжиниринга при помощи программных технологий и компьютерного моделирования.
Третий аспект технологической революции -внедрение в производство материалов нового поколения.
Четвертым аспектом является развертывание промышленной инфраструктуры нового типа -так называемых «умных сред» (умные дороги, умные сети, умные производства).
Меры регулирования машиностроительного комплекса, реализуемые государством:
- внедрение федеральных целевых программ, которые направлены на модернизацию технологической базы и развитие высокотехнологичных отраслей промышленности;
- комплекс взносов и субсидий в уставные капиталы предприятий направленные на развитие технологической базы и промышленного потенциала;
- вложения в научные и опытно-конструкторские разработки в рамках государственных контрактов и научного сопровождения инновационных проектов государственного значения;
- комплекс инструментов, позволяющих обеспечить стабильный вход в отрасль промышленности и на рынок зарубежных стран, в рамках проведения переговоров между правительствами и главами государства;
- нормативно-правовые инструменты, совершенствование которых позволит обеспечить устойчивое функционирование отраслей промышленности, их технологическую модернизацию и инновационное развитие;
- таможенно-тарифное регулирование и инструменты налогового стимулирования;
- инструменты, направленные на внедрение эффективной системы технического регулирования, обеспечение единства измерений, совершенствование системы стандартизации для
обеспечения повышения конкурентоспособности экономики.
На основании вышеуказанных мероприятий, реализуемых государством предлагается к реализации следующий ряд мер, представленных на рисунке ниже.
Механизмы реализации мер государственного регулирования машиностроительного комплекса:
1. Мероприятия, направленные на формирование рыночных условий развития производства в России:
МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА
- умеренные тарифные и нетарифные меры по ограничению импорта;
- в рамках Таможенного союза усовершенствование технического и таможенного законодательства;
- развитие законодательства и нормативно-правовой базы в машиностроительном комплексе
- участие в разработке и реализации программ реструктуризации отечественных производителей;
- формирование целевых параметров долгосрочного государственного заказа на продукцию машиностроительного комплекса России;
- начиная с 2013 г., обеспечение закупок предприятиями и организациями и иными заказчиками, финансируемыми из средств федерального бюджета, продукции машиностроительного комплекса, производимой исключительно на территории Единого экономического пространства;
- поддержка предприятий
высокотехнологичного производства продукции отечественного машиностроительного комплекса, предоставление отечественным производителям долгосрочное финансирование на возвратной основе, субсидирование процентной ставки привлекаемых заемных средств и т. п.;
- внедрение инновационных образовательных программ и программ повышения квалификации для обеспечения машиностроительного комплекса высококвалифицированными кадрами новой формации;
- введение механизма утилизационных сборов при импорте транспортных средств, а также механизма принятия российскими производителями гарантийных обязательств по утилизации в отношении транспортных средств, впервые подлежащих регистрации на территории России;
- создание промышленности переработки на основе создания системы утилизации вышедших из эксплуатации транспортных средств
- установление в отношении предприятий дифференцированных ставок налога в зависимости от экологического класса и даты выпуска транспортных средств;
- установление
дифференцированных страховых ставок в зависимости от даты выпуска транспортных средств;
- дополнительный технический контроль бывших в употреблении транспортных средств, впервые подлежащих регистрации на территории России;
- внесение изменений в нормативно-правовые акты, предусматривающие запрет на эксплуатацию в коммерческих целях для лицензируемых перевозок грузов и пассажиров;
- сохранение на ввоз автомобильной техники уровня установленных таможенных пошлин;
- совершенствование эффективности инструментов оценки соответствия ввозимых транспортных средств зарубежного производства установленным стандартам безопасности и особенно транспортных средств, поступающих из зарубежных стран;
- повышение контроля над центрами и испытательными лабораториями сертификации
Меры государственного регулирования машиностроительного комплекса*
* Источник: разработано автором.
- квотирование;
- лицензирование;
- добровольные ограничения экспорта;
- технические ограничения;
- антидемпинговое законодательство.
- исправление в Таможенном кодексе коллизий, несоответствий, противоречий, которые были выявлены в ходе практического применения таможенного законодательства;
- уменьшение количества уровней регулирования. Включение в Кодекс максимального количества норм международных соглашений государств, входящих в Таможенный союз, и решений Комиссии Таможенного союза в сфере таможенного регулирования;
- уменьшение количества отсылочных норм на национальное законодательство, что придаст Кодексу еще большее значение с точки зрения документа прямого действия;
- подготовка проектов федеральных законов, нормативных правовых актов по вопросам отраслей комплекса, а также проектов технических регламентов и других актов в области технического регулирования и стандартизации в отраслях комплекса.
2. Ряд мероприятий, направленных на инновационное развитие отечественного машиностроительного комплекса:
- развитие инновационной деятельности путем разработки и внедрения новой техники и технологий с приоритетной ориентацией на машиностроительный комплекс;
- формирование инновационной и производственной деятельности, направленной на выпуск товара, отвечающего требованиям современной экономики и определяющего стратегическую конкурентоспособность России.
- модернизация предприятий за счет внедрения инновационных технологий, оборудования, материалов, компонентов, конструкторско-тех-нологического и инженерного обеспечения и т. п., а также формирование эффективной производственной и научно-технической кооперации;
- информационное обеспечение деятельности предприятия, которое включает в себя: информационное продвижение на рынок продукции, услуг, инновационных и других разработок, участие в выставочной деятельности, проведение конференций, семинаров, форумов и т. п.;
- образовательная деятельность (подготовка и переподготовка кадров всех категорий и уровней, востребованных в сфере отечественной промышленности и науки).
3. Меры нормативно-правового регулирования:
- разработать механизм перехода прав на результаты интеллектуальной собственности к наиболее эффективному собственнику, который в состоянии эти права коммерциализировать;
- принять решение о заявительной приватизации интеллектуальных активов, созданных за бюджетные средства и до сих пор не зарегистрированных;
- внести изменения в Федеральный закон № 94-ФЗ для того, чтобы дать возможность внедрять процедуры, которые позволят закупать инновационную продукцию. Предлагается применять возможность индивидуальных решений правительства по введению особенностей закупки продукции, в том числе технологически сложной, инновационной, когда появится возможность предквалификации поставщиков, многоэтапности конкурса и т. д. Кроме того, предлагается внести изменения в законодательство. Это важно для крупных технологических проектов с возможностью заключения контрактов жизненного цикла;
- внести в законодательство возможность использовать в качестве критерия победителя не только цену приобретения, но и стоимость владения. Это очень важно для инновационной продукции. Государственный заказчик, покупая товар, учитывает не только его текущую цену, но и расходы на содержание, расходные материалы, потребление энергии, стоимость эксплуатации -именно те эффекты, которые часто связаны с инновациями;
- для закупок научно-исследовательских разработок характерна вынужденная субъективность оценки при принятии решений по выбору потребителя. Нынешнее регулирование создает массу поводов для злоупотреблений. Для снижения этих рисков предлагается предоставить заказчику возможность устанавливать дополнительные требования, повысить его гибкость и одновременно повысить независимость отбора этих победителей и независимость приемки результатов научно-исследовательских разработок [4, р. 45].
При этом необходимо отметить, что основную роль в формировании направлений развития
научно-технического потенциала и стимулирования инновационной деятельности предприятий играет государство. Во-первых, в развитых странах научные и опытно-конструкторские разработки финансируются за счет бюджетных средств. Во-вторых, органы государственной власти должны планировать и организовывать финансирование основных приоритетных направлений государства в машиностроительной отрасли. В-третьих, государство должно осуществлять техническое образование и подготовку высококвалифицированных кадров. В-четвертых, государство должно разработать нормативно-правовую базу по обеспечению научно-технической и производственной деятельности. Государственное управление технологическим развитием машиностроительного комплекса заключается в перераспределении ресурсов в зависимости от устаревшего и нового производства, а при смене технологических направлений - в перераспределении ресурсов в пользу нового технологического направления.
Задача государства заключается в содействии развитию отечественного машиностроительного комплекса, исходя из национальных приоритетов научно-технического и инновационного развития.
Таким образом, усилия государства должны быть направлены на технологическое и инновационное развитие ключевых производств в тех отраслях машиностроительного комплекса, которые направлены на решение задач по достижению технологического и инновационного лидерства в областях авиастроения, ракетостроения и атомной энергетики, так как в реализации данных приоритетных направлений государство играет доминирующую роль.
Безальтернативной является поддержка государством тех машиностроительных производств, которые связаны с национальными приоритетами научно-технического развития в зоне ответственности государства [5, р. 29].
Приоритетные направления государства по повышению конкурентоспособности отечественной промышленности основаны на отраслевом принципе, включающем в себя следующие критерии по типу рынков.
Несуществующие или незначительные по объему новые рынки, которые и в перспективе являются основой промышленности:
- рынок композиционных материалов;
- рынок редких материалов;
Продукция отрасли промышленности, направленная на потребителя:
- продукция машиностроительного комплекса;
- продукция легкой промышленности.
Продукция традиционной отрасли, направленная на инвестиционный спрос:
- металлургии;
- тяжелого машиностроения;
- автомобилестроения;
- энергомашиностроения;
- станкостроения;
- сельскохозяйственного машиностроения;
- машиностроения специализированных производств;
- химического комплекса.
В области обеспечения единства измерений и технического регулирования:
- разработка системы стандартизации, отвечающей положениям ВТО по техническим барьерам в реализации продукции;
- разработка межгосударственных стандартов, которые будут применяться в странах Таможенного союза и СНГ;
- обновление фонда национальных стандартов за счет гармонизации с международными стандартами;
- разработка стандартов в приоритетных направлениях экономики, в том числе в инновационных отраслях;
- направление бизнеса в процесс разработки национальных стандартов;
- повышение научно-технического, технического и инновационного уровней отечественной базы.
Приоритетным направлением государства является развитие и повышение уровня конкурентоспособной промышленности в условиях нормализации рынка, образование внутренних источников инновационного развития.
Главными ориентирами развития машиностроительного комплекса являются развитие компонентов и высокотехнологичных агрегатов, увеличение добавленной стоимости предприятиями машиностроения на территории России, а также развитие конкурентоспособной промышленности за счет стабилизации рынка и формирования источников инновационного развития.
Достижение вышеуказанных целей позволит решить ряд задач, закрепленных в стратегии развития машиностроительной отрасли:
- определение стратегических партнеров;
- разработка нормативно-правовой базы для стимулирования локализации производства продукции машиностроительной отрасли;
- развитие НИОКР и интеллектуальной собственности;
- разработка базы инновационного развития;
- реализация приоритетных инновационных и инвестиционных проектов в машиностроительном комплексе;
- стимулирование спроса на продукцию машиностроительной отрасли.
Разработка и внедрение инновационных технологий и инноваций в отраслях промышленности - одна из основных задач, поставленных правительством РФ.
Решение задач в области модернизации и инновационного развития предполагает реализацию мероприятий по развитию национальной инновационной системы, формированию системы технологического прогнозирования, ориентированного на обеспечение перспективных потребностей промышленного сектора экономики с учетом развития ключевых производственных технологий.
Выводы
Таким образом, мероприятия, проводимые по совершенствованию регулирования машиностроительного комплекса, обеспечат технологическое развитие отечественной промышленности, а внедрение ресурсосберегающих инновационных технологий позволит повысить конкурентоспособность промышленной продукции России, так как мировая практика показывает что успешные машиностроительные предприятия достигли высоких результатов за счет внедрения инновационных технологий и поддержки со стороны государства.
Список литературы
1. Артемов А. В. Трансформация промышленной политики и управления с учетом инновационно-логистических подходов. Н. Новгород: Университетская книга, 2008. 262 с.
2. Бочкарева Т. В., Гаврилина Е. Н. Государственные механизмы регулирования инновационного развития экономики Российской Федерации // Вестник ГУУ 2009. № 2. С. 109-113.
3. Мазилкина Е. И., Паничкина Г. Г. Управление конкурентоспособностью: учеб. пособие. 2-е изд., стер. М.: Омега-Л, 2008. 325 с.
4. Wimmer M. Marktwirtschaft. Originalausg: Wilhelm Heyne, 1992. 104 p.
5. Timmons T. Science and technology in nineteenth-century America. Westport, CT; London: Greenwood Press, 2005. XIII, 207 p.
В редакцию материал поступил 13.12.13 © И. Г. Самигуллин, 2014
Информация об авторе
Самигуллин Ильнур Габдульфатович, аспирант, Центр перспективных экономических исследований, Академия наук РТ
Адрес: 420111, г. Казань, ул. Островского, 23/1, тел.: (843) 292-00-10 E-mail: [email protected]
Как цитировать статью: Самигуллин И. Г. Совершенствование государственного регулирования машиностроительного комплекса // Актуальные проблемы экономики и права. 2014. № 1 (29). С. 143-149.
I G. SAMIGULLIN,
Post-graduate student
Center for prospective economic research of the Tatarstan Academy of Sciences, Kazan, Russia IMPROVING THE STATE REGULATION OF MACHINE-BUILDING COMPLEX
Objective: to define the main directions of the state regulation of machine-building complex and increasing its competitiveness.
Methods: analysis; abstract-logical and systemic.
Results: the general characteristic is given to the state regulation of machine-building complex development, the priority directions are determined of improving its components and high-technology aggregates; of increasing the added value of machine-building enterprises in Russia; of development competitive industry by stabilizing the market and forming the sources for innovative development.
Scientific novelty: measures for state regulation of machine-building complex are proposed: 1) measures aimed at forming the market conditions of production in Russia; 2) measures aimed at the innovative development of machine-building complex; 3) measures of normative-legal regulation in this sphere.
Practical value: possibility to implement the measures and main priority directions of state regulation of machine-building complex development at machine-building enterprises in Russia, which will promote its stability and increase competitive positions of the Russian machinebuilding industry.
Key words: state regulation; machine-building complex; competitiveness.
1. Artemov, A. V. Transformatsiyapromyshlennoi politiki i upravleniya s uchetom innovatsionno-logisticheskikh podkhodov (Transformation of industrial policy and management using the innovative-logistics approaches). Nizhnii Novgorod: Universitetskaya kniga, 2008, 262 p.
2. Bochkareva, T. V., Gavrilina, E. N. State mechanisms of regulating the innovative economic development of the Russian Federation. Vestnik GUU, 2009, no. 2, pp.109-113 (in Russ.).
3. Mazilkina, E. I., Panichkina, G. G. Upravlenie konkurentosposobnost'yu (Competitiveness management). M.: Omega-L, 2008, 325 p.
4. Wimmer, M. Marktwirtschaft. Originalausg: Wilhelm Heyne, 1992. 104 p.
5. Timmons, T. Science and technology in nineteenth-century America. Westport, CT; London: Greenwood Press, 2005. XIII, 207 p.
Samigullin Ilnur Gabdulfatovich, Post-graduate student, Center for Prospective Economic Research of the Tatarstan Academy of Sciences Address: 23/1 Ostrovskogo St., 420111, Kazan, tel.: (843) 292-00-10 E-mail: [email protected]
How to cite the article: Samigullin I. G. Improving the state regulation of machine-building complex. Aktualnye problemy ekonomiki iprava, 2014, no. 1 (29), рр. 143-149.
References
Received 13.12.13
Information about the author
V
J
© Samigullin I. G. , 2014