Научная статья на тему '13. 3. Регулирование инвестиционных процессов в структурных преобразованиях машиностроительного комплекса'

13. 3. Регулирование инвестиционных процессов в структурных преобразованиях машиностроительного комплекса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
216
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / РЕГУЛИРОВАНИЕ / ИНВЕСТИЦИИ / ПРЕОБРАЗОВАНИЯ / СФЕРА / МАШИНОСТРОЕНИЕ / АКТИВНОСТЬ / АНАЛИЗ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ЦЕЛИ / ПРЕДПРИЯТИЕ / КОМПЛЕКС / РЕСУРСЫ / ИНСТРУМЕНТЫ / GOVERNMENT / REGULATION / INVESTMENT / CONVERSION / AREA / MACHINERY / ACTIVITY / ANALYSIS / PERFORMANCE / GOALS / COMPANY / COMPLEX / RESOURCES / TOOLS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мысаченко В. И., Комаров В. Ю.

В статье выполнен анализ государственного регулирования инвестиционных процессов в машиностроительном комплексе, его эффективности. Проводится исследование инвестиционной сферы. Приводятся цели государственного регулирования инвестиционной активности. Предлагается комплекс мер, направленный на совершенствование государственного регулирования инвестиционных процессов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE REGULATION OF INVESTMENT PROCESSES IN THE STRUCTURAL TRANSFORMATION OF MECHANICAL ENGINEERING

This article considers an analysis of state regulation of investment processes in the machine-building complex and its effectiveness. The article has researches into the sphere of investment. The article gives the goal of state regulation of investment activity. It proposes a set of measures aimed at improving the state regulation of investment processes.

Текст научной работы на тему «13. 3. Регулирование инвестиционных процессов в структурных преобразованиях машиностроительного комплекса»

13.3. РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В СТРУКТУРНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЯХ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА

Мысаченко В.И., Национальный институт бизнеса, д.э.н., доцент

Комаров В.Ю. Национальный институт бизнеса, аспирант

Контакты автора: [email protected]

sl. [email protected]

Аннотация. В статье выполнен анализ государственного регулирования инвестиционных процессов в машиностроительном комплексе, его эффективности. Проводится исследование инвестиционной сферы. Приводятся цели государственного регулирования инвестиционной активности. Предлагается комплекс мер, направленный на совершенствование государственного регулирования инвестиционных процессов.

Ключевые слова: государство, регулирование, инвестиции, преобразования, сфера, машиностроение, активность, анализ, эффективность, цели, предприятие, комплекс, ресурсы, инструменты

STATE REGULATION OF INVESTMENT PROCESSES IN THE STRUCTURAL TRANSFORMATION OF MECHANICAL ENGINEERING

Mysachenko V.I., PhD, Associate Professor; National Institute of Business,

Komarov V., Postgraduate of National Institute of Business

Annotation: This article considers an analysis of state regulation of investment processes in the machine-building complex and its effectiveness. The article has researches into the sphere of investment. The article gives the goal of state regulation of investment activity. It proposes a set of measures aimed at improving the state regulation of investment processes.

Keywords: government, regulation, investment, conversion, area, machinery, activity, analysis, performance, goals, company, complex, resources, tools

Активизация структурных преобразований напрямую связана с качественными изменениями в отраслевой и технологической структуре производства, которые должны опираться на инвестиционную активность отечественных машиностроительных предприятий. Решить данную задачу, опираясь исключительно на рыночные принципы, невозможно.

Несмотря на то, что рынок является эффективным механизмом распределения капитальных ресурсов, без государственного регулирования не обойтись, учитывая целый ряд ограничений, которые свойственны рыночным отношениям: случаи «провалов» рынка, влекущие за собой внешние эффекты; нацеленность на производство лишь частных благ; отсутствие «за-

интересованности» рынка в реализации долгосрочных инвестиционных проектов; неравномерность развития и, следовательно, нестабильность инвестиционной активности и т.д. Кроме того, следует учесть влияние на инвестиционную сферу таких факторов, как научнотехнический прогресс и ожесточенную конкурентную борьбу за привлечение капитала между странами на мировом рынке капитала. Говоря об учете национальных особенностей отечественной промышленности, необходимо иметь в виду, что становление совершенных рыночных отношений, характерных для развитых стран, в том числе на рынке капитала, в России далеко от завершения. Важно учитывать и такие национальные обстоятельства, как высокая степень монополизации рынка промышленной продукции и отсутствие системы эффективного межотраслевого перелива капитала.

Принимая во внимание вышеперечисленные факторы, а также накопившиеся в отечественной промышленности за годы реформ структурные диспропорции, следует признать объективную необходимость государственного регулирования инвестиционной активности промышленных предприятий.

Чтобы вывести Россию из технологически отстающих стран, существенно повысить долю наукоемких производств, требуется многократное увеличение объёма капитальных вложений, направленных на техническое и технологическое перевооружение, и, прежде всего, в машиностроительном комплексе. Структурные преобразования машиностроительного комплекса, непосредственно связаны с перевооружением основных фондов ввиду того, что требуется реконструкция, техническая замена существующих основных фондов или создания новых, способных вывести на качественно новый уровень машиностроение в России. Для достижения этой цели отечественных капиталовложений недостаточно, поэтому нужны дополнительные инвестиционные ресурсы.

Инвестиционная сфера - одна из важнейших в экономике любого государства. Для России она имеет особую значимость, в виду того, что в 1990-е гг. было зафиксировано резкое снижение инвестиционной активности, продолжавшееся вплоть до 1999г. Так в 1999г. объём инвестиций составил всего 22,2% от уровня 1990г., и к 2010г. 54%.

Удельный вес валового накопления в объёме ВВП в настоящее время составляет 24,7%, при этом доля инвестиций в основной капитал в ВВП равна 20%. Основным источником инвестиций (около 40% общего объёма) являются собственные средства предприятий и организаций. Другой важный источник инвестиций -средства федерального и местных бюджетов сегодня составляет 20,9% общего объёма инвестиций, масштабы кредитования инвестиций со стороны коммерческих банков - 11,8% общего объёма. Иностранные инвестиции также не получили пока широкого распространения и составляют 6,6% общего объёма.

Следует подчеркнуть, что с точки зрения количественного роста динамика иностранных инвестиций характеризуется нарастанием. Так, за 1995 - 2009 гг. иностранные инвестиции выросли с 2983 млн. долл. до 81927 млн. долл., т.е. более чем в 28 раз. При оценке роли иностранных инвестиций в развитии промышленного потенциала России необходим анализ их видовой структуры. Приоритетное значение, как для промышленности в целом, так и для машиностроительного комплекса в частности имеют прямые техно-

логические инвестиции, которые в структуре инвестиций занимают относительно небольшую долю, и, которые, к тому же, сократились с 67,8% в 1995 г. до 19,4% в 2009, т.е. больше чем в три раза.

За первое полугодие 2010г. прямые иностранные инвестиции в России составили 5,4 млрд. долл. - на 11% меньше, чем за тот же период 2009г. За первое полугодие 2009 г., в условиях экономического кризиса, приток прямых иностранных инвестиций сократился на 45%. По данным Росстата в посткризисный период восстановления инвестиционной активности не произошло. В этой связи вызывает озабоченность состояние инвестиционного климата в России, об улучшении которого, на совещании по экономическим вопросам, 2 февраля 2010г., говорил президент Российской Федерации Д.А. Медведев.

Противоречивые условия, сложившиеся в инвестиционной сфере промышленности, необходимость ее безотлагательной структурной перестройки требуют пересмотреть содержание государственного регулирования инвестиционной активности предприятий, уточнить его цели, конкретизировать задачи и основные направления.

Государственное регулирование инвестиционной активности предприятий представляет собой комплекс мер государственного воздействия, направленный на повышение эффективности использования бюджетных инвестиционных ресурсов и формирования благоприятного инвестиционного климата, стимулирующего приток частных инвестиций и иностранного капитала в отечественную промышленность.

Исходя из необходимости структурной трансформации промышленности, могут быть предложены следующие цели государственного регулирования инвестиционной активности:

- широкомасштабная модернизация отраслевой и технологической структуры машиностроения, в том числе активный рост наукоемких отраслей;

- мобилизация финансовых ресурсов для осуществления капиталовложений в структурную перестройку промышленности на основе государственно-частного партнерства;

- формирование благоприятных условий для инвестиционной активности в машиностроении с целью создания базы для прогрессивных структурных изменений других отраслей промышленности.

Цели государственного регулирования инвестиционной активности в промышленности определяют его задачи:

- принятие комплекса мер по формированию благоприятного инвестиционного климата, способствующего прогрессивным структурным преобразованиям в машиностроении;

- достижение сбалансированного развития добывающей и обрабатывающей промышленности, при передовой роли машиностроительного комплекса;

- стимулирование притока инвестиций в наукоемкие отрасли обрабатывающей промышленности;

- государственная поддержка притока инвестиций, идущих на развитие экспортных производств промышленной продукции, пользующейся спросом на мировом рынке;

- государственное стимулирование венчурных инвестиций, ускоряющих инновационные процессы в промышленной сфере;

- стимулирование роста инвестиционной активности промышленного производства в депрессивных регионах страны, обеспечивающего поэтапное сокращение

их многократного отставания от более развитых регионов.

При разработке мер государственного регулирования инвестиционной активности предприятий необходимо учитывать критерии эффективности их реализации. Представляется ошибочным ориентироваться на такие общие критерии, как: рост валового внутреннего продукта, прирост валовых внутренних инвестиций, рост личных потребительских расходов. Важно, чтобы применяемые критерии определяли вклад инвестиционной составляющей и способствовали получению количественной или качественной оценки. С учетом данных положений в соответствующие критерии могут быть рекомендованы следующие:

- совершенствование качества законодательства, регламентирующего инвестиционную активность предприятий;

- формирование инфраструктуры рынка капитала, прежде всего, развитие и повышение надежности денежно-кредитной системы;

- повышение кредитного рейтинга страны, публикуемого международными рейтинговыми агентствами, обеспечивающего снижение стоимости заимствований, как для государств, так и для промышленных предприятий на мировом рынке;

- рост объемов инвестиций в основной капитал и доли инновационных инвестиций в их структуре.

С учетом вышеизложенных критериев к основным направлениям совершенствования государственного регулирования инвестиционной активности в промышленности можно отнести:

- применение дифференцированных инструментов стимулирования инвестиционной активности в различных отраслях промышленности с учетом возможности получения мультипликационного эффекта за счет перелива инвестиционного спроса между отраслями и подотраслями, видами промышленных производств;

- обеспечение эффективности использования бюджетных инвестиций за счет: тщательного отбора и повышения результативности федеральных целевых программ, разработки механизмов поддержки приоритетных проектов, строгого контроля за целевым использованием бюджетных инвестиционных ресурсов;

- стимулирование инвестиционной привлекательности промышленного производства российских регионов, имеющих различия в уровне рисков долгосрочного инвестирования в основной капитал;

- ликвидацию административных ограничений инвестиционной деятельности на приоритетных направлениях модернизации промышленного производства, включая упрощение бюрократических процедур получения необходимых согласований на предпроектном этапе реализации инвестиций;

- государственную поддержку высокоэффективных инвестиционных проектов, с учетом их стратегических перспектив в модернизации промышленного производства на конкурсной основе;

- активное использование налоговых стимулов и льгот в области кредитования промышленным предприятиям, осуществляющим инвестиции на реструктуризацию производственной деятельности;

- создание организационно-правовых предпосылок минимизации инвестиционных рисков на основе эффективной судебной системы и обеспечения государственных гарантий защиты прав инвесторов с целью стимулирования трансформации сбережений в реальные инвестиции.

Итак, рассмотрев сущность государственного регулирования инвестиционной активности в промышленности, уточнив и конкретизировав его цели, задачи, критерии эффективности и основные направления реализации, можно заключить, что рассматриваемая область является составной частью государственного регулирования структурных преобразований на макроэкономическом уровне. Следовательно, государственное регулирование инвестиционной активности - это рациональное и эффективное вмешательство государства в инвестиционный процесс. И именно с позиций государства можно осмыслить необходимость активизации инвестиционной деятельности по осуществлению структурных изменений. Само государственное управление инвестиционной сферой предполагает форму некоего принуждения, без которого оно лишено смысла, поскольку, если бы рынок сам регулировал перелив капитала исходя из государственных интересов, то любое вмешательство государства в инвестиционный процесс было бы излишним. Исходя из этого, государство соединяет интересы общества с интересами предпринимательской деятельности, в том числе путем регулирования потоков инвестиций. Вмешательство государства должно отвечать интересам всех слоев общества, чтобы достичь наиболее эффективной структуры промышленности.

Важнейшую роль в развитии инвестиционного процесса, по нашему мнению, должны играть бюджетные инвестиции, которые должны выступать в качестве системообразующего фактора экономического развития, сопровождаемое их превращением в важный инструмент госрегулирования рынка капитала, направленный на структурные преобразования машиностроительного комплекса. Финансируя структурные преобразования бюджетные инвестиции будут стимулировать мультипликативный эффект в смежных секторах и тем самым увеличивать совокупный спрос.

Средства, направляемые на капитальные вложения, должны концентрироваться в так называемом «бюджете развития», в котором будет происходить аккумулирование целевых централизованных фондов, направляемых на использование в приоритетных отраслях промышленности - фонда строительства ключевых объектов машиностроения, энергетики, транспорта, а также фонда капитального строительства для финансирования инфраструктурных проектов.

Формирование централизованных государственных капиталовложений должно осуществляться не только на основе текущих налоговых поступлений, но и путём частичной переориентации средств аккумулированных в Резервном фонде и Фонде национального благосостояния. Также к числу источников формирования государственных капиталовложений следует прибегнуть к инструментарию финансовых рынков, в частности, к размещению Министерством финансов государственных долговых обязательств (ОФЗ, ГКО, ОВВЗ, еврооблигации) на срок от двух до пятнадцати лет исходя из доходности 5 - 8% годовых. Это позволит не только увеличить возможности по формированию «бюджета развития», но также увеличить число торгуемых инструментов фондового рынка, что позволит увеличить ликвидность рынка в целом.

Рыночный потенциал инвестиционного процесса проявляется, прежде всего, в развитии кредитнобанковской сферы и фондового рынка, а также в привлечении иностранного капитала. Привлекательность России для зарубежного инвестирования должна оп-

ределяться комплексом факторов, прежде всего - стабильностью социально-экономической и политической ситуаций в стране, наличием в ней ёмких товарных рынков и наличием трудовых ресурсов (при их относительной дешевизне), активностью и последовательностью государственной инвестиционной политики. В рамках трансформации финансовой системы необходимо введение единого национального инвестиционного режима для предприятий всех видов собственности, одновременно с таким стимулирующим инструментом, как 3 - 5 летним переходным периодом льготирования иностранных и совместных предприятий. По достижению порога рентабельности следует предоставлять 2 - 3 летние налоговые каникулы с последующим применением уполовиненной ставки обложения, вместе с предоставлением таможенных льгот, преференций по банковскому кредитованию. Как показывает опыт Китая эти меры имеют высокий положительный эффект для темпов и качества структурных преобразований.

Важно отметить, что объявление выше указанных льготных условий хозяйствования может послужить импульсом развития иностранного предпринимательства на территории Российской Федерации. Также, вероятно, возрастёт инвестиционная активность таких известных оффшорных зон, как Нидерланды, Люксембург, Британские виргинские острова, Кипр, которые и так сегодня занимают более 45% в общем объёме иностранных инвестиций поступающих на территорию России. Многие российские компании могут предпринять перевод своих средств в традиционные оффшорные центры по репатриации прибылей, в том числе и «теневых». Возвращая эти средства в Россию под видом иностранных инвестиций, эти компании тем самым просто сократят свои налоговые издержки путём использования вышеупомянутого преференциального налогового режима для иностранных предпринимателей. В этой связи необходима выработка чёткой, последовательной процедуры раскрытия информации о бенефициарах компаний и источниках капитала, чтобы исключить «возвратные инвестиции», и процедуру принятия решения о разрешении инвестирования. В интересах модернизации инфраструктуры властям необходимо внести поправки в действующее законодательство по примеру развитых стран (в частности, США) предоставить право выпуска казначейских обязательств местным органам власти.

В привлечении зарубежного капитала и росте масштабов иностранной предпринимательской деятельности в России имеется ряд серьёзных структурных проблем, которые должны побудить российские власти к дальнейшей активизации соответствующих аспектов своей инвестиционной политики. В этом контексте следует рассматривать меры по снятию ограничений на деловую активность иностранных инвесторов. Следует расширить перечень сфер, где такая активность специально будет поощряться, и, также необходимо сократить список сфер её сдерживания.

Вместе с рассмотренными направлениями активизации инвестиционной политики руководству страны необходимо разработать и принять положение о корпоративных слияниях и поглощениях, субъектами которых будут являться, с одной стороны, зарегистрированные в России компании с участием иностранного капитала и, с другой, - российские предприятия всех форм собственности. В то же время не стоит забывать о том, что агрессивная инвестицион-

ная стратегия крупных ТНК может заключать угрозу вытеснения российских брэндов как с национального, так и с мирового рынков, и тем самым может поставить под вопрос перспективы инновационного прогресса экономики страны. Поэтому, определяя рамочные условия иностранного предпринимательства, государству необходимо сохранить за собой рычаги контроля за уровнем и характером деловой активности зарубежных инвесторов.

Итак, предлагаемый комплекс мер, направленный на совершенствование государственного регулирования инвестиционными процессами может реализовать задачу структурных преобразований машиностроительного комплекса и повышения его конкурентоспособности. Вот почему необходима политика активного стимулирования инвестиционного процесса, координация усилий государства и бизнеса в инвестиционной сфере, с жёстко определённым кругом взаимных обязательств и конкретными результатами, которые должны быть получены в результате совместных действий. Приоритетной должна стать задача эффективного использования инвестиционного потенциала промышленности, решение которой позволит обеспечить структурные преобразования машиностроительного комплекса. Вместе с активизацией ввоза иностранного капитала, Россия, в обозримом будущем, сможет получить диверсифицированный машиностроительный комплекс, вследствие чего возникнет мультипликативный эффект в смежных отраслях народного хозяйства, что приведёт к росту уровня жизни широких слоёв населения. Увеличение объёмов бюджетных инвестиций, формирование «бюджета развития», и ряда других централизованных фондов, вместе с принятием курса на внешнюю открытость, установление преференциального режима для иностранных инвесторов, разработка и принятие положения о корпоративных слияниях и поглощениях, позволит достичь высоких результатов в инвестиционной сфере, и, как следствие, повлечёт активизацию процессов структурных преобразований машиностроительного комплекса России.

Список литературы:

1. В кризис лучше // Ведомости. URL: http://www.vedo-mosti.ru/newspaper/opinions/2010/08/20/244074.

2. Об иностранных инвестициях в I полугодии 2010 года // Федеральная служба государственной статистики Российской Федерации. URL: http://www.gks.ru/bgd/free/b04_03/IssWWW .exe/Stg/d04/171inw18.htm.

3. Основные показатели, характеризующие инвестиции в основной капитал // Федеральная служба государственной статистики Российской Федерации. URL: http://www.gks.ru/bgd /regl/B10_04/IssWWW.exe/Stg/d04/3-inv.htm.

4. Поступление иностранных инвестиций по типам // Федеральная служба государственной статистики Российской Федерации. URL: httphttp://www.gks.ru/free_doc/new_site/business /invest/in_inv1.htm.

5. Российский статистический ежегодник. 2009: Стат. сб. -М.: Росстат, 2009.

6. Стенографический отчёт о совещании по проблемам ин-

вестиционного климата в России // Сайт Президент России. Выступление и стенограммы. URL: http://www.krem-

lin.ru/transcripts/6769.

7. Russian Federation - Northern Restructuring Project //The World Bank. URL: http://www.worldbank.org/reference/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.