Научная статья на тему 'Совершенствование гидромеханических трансмиссий мобильных машин'

Совершенствование гидромеханических трансмиссий мобильных машин Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
79
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИНАМИЧЕСКАЯ НАГРУЖЕННОСТЬ / ГИДРОМЕХАНИЧЕСКАЯ ТРАНСМИССИЯ / ДИССИПАТИВНЫЕ СИЛЫ / DYNAMIC RESPONSE / HYDROMECHANICAL TRANSMISSION / DISSIPATIVE FORCES

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Стручков А.В.

Рассматриваются вопросы динамической нагруженности элементов гидромеханической трансмиссии мобильных машин с целью повышения надежности и оптимизации их динамических параметров с учетом вероятностного характера условий эксплуатации. В результате исследований разработаны динамические и математические модели работы гидромеханической трансмиссии с учетом диссипативности происходящих процессов и способ их реализации посредством разработанного программного обеспечения в среде Delphi.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Стручков А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF AUTOMATIC TRANSMISSIONS FOR MOBILE MACHINES

Discusses dynamic response elements hydromechanical transmission of mobile machines with the aim of improving the reliability and optimizing their dynamic parameters given the probabilistic nature of the operating conditions. As a result of researches developed mathematical models and dynamic work of hydromechanical transmission, taking into account the dissipativnosti processes and how to implement them through the developed software in Delphi wednesday.

Текст научной работы на тему «Совершенствование гидромеханических трансмиссий мобильных машин»

УДК 629. 114. 2: 629. 11. 013

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГИДРОМЕХАНИЧЕСКИХ ТРАНСМИССИЙ

МОБИЛЬНЫХ МАШИН

А. В. Стручков Научный руководитель - Т. Т. Ереско

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева

Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: str-alex-v@mail.ru

Рассматриваются вопросы динамической нагруженности элементов гидромеханической трансмиссии мобильных машин с целью повышения надежности и оптимизации их динамических параметров с учетом вероятностного характера условий эксплуатации. В результате исследований разработаны динамические и математические модели работы гидромеханической трансмиссии с учетом диссипативности происходящих процессов и способ их реализации посредством разработанного программного обеспечения в среде Delphi.

Ключевые слова: динамическая нагруженность, гидромеханическая трансмиссия, диссипатив-ные силы.

IMPROVEMENT OF AUTOMATIC TRANSMISSIONS FOR MOBILE MACHINES

A. V. Struchkov Scientific Supervisor - T. T. Eresko

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: str-alex-v@mail.ru

Discusses dynamic response elements hydromechanical transmission of mobile machines with the aim of improving the reliability and optimizing their dynamic parameters given the probabilistic nature of the operating conditions. As a result of researches developed mathematical models and dynamic work of hy-dromechanical transmission, taking into account the dissipativnosti processes and how to implement them through the developed software in Delphi wednesday.

Keywords: dynamic response, Hydromechanical transmission, dissipative forces.

Надежность и долговечность узлов и деталей современных высокоэнергонасыщенных мобильных машин главным образом зависят от динамических нагрузок, возникающих в их трансмиссиях. Различные возбуждающие факторы, а также неравномерность изменения момента сопротивления внутри трансмиссии вызывают в ней колебания крутящего момента. Спектр частот вынужденных колебаний в трансмиссиях весьма разнообразен и зависит главным образом от характера внешних воздействий и конструктивных параметров.

В совокупности высокочастотные колебания накладываются на низкочастотные и тем самым формируют общий характер динамической нагруженности трансмиссии.

Для повышения надежности и совершенствования элементов трансмиссионных систем необходима на стадии проектирования более достоверная оценка нагрузочных режимов этих элементов с учетом диссипативных сил и закономерностей процессов взаимодействия движителя с грунтом.

Для этого в результате наших исследований были выявлены технологические режимы работы транспортно-технологических машин, имеющие повышенную динамичность, разработаны динамические модели (см. рисунок), учитывающих динамические характеристики трансмиссии, гидротрансформатора, разрабатываемого грунта, навесного оборудования, технико-эксплуатационные параметры [1-4], разработан метод расчета нагрузочных режимов с учетом реальных динамических характе-

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2016. Том 1

ристик и программа для ЭВМ для реализации математической модели динамики трансмиссии, с помощью которой проведен вычислительный эксперимент и теоретический анализ формирования нагрузочных режимов в условиях, принятых в практике технологий работы.

Анализ свободных колебаний крутильной системы двигатель - гидротрансформатор исследуемой машины показал, что наиболее нагруженными по узлам колебаний и амплитудам являются детали привязки гидротрансформатора к двигателю (крутильное тензометрическое звено двигателя, диск с резиновыми элементами и задняя коренная шейка коленчатого вала). Остальные элементы указанной крутильной системы свободными колебаниями нагружены равномерно.

Таким образом, теоретическими исследованиями установлено, что крутильную систему ДВС-ГТР необходимо усовершенствовать с целью:

1) уменьшить максимальные амплитуды свободных колебаний первой и второй форм на пятом и шестом участках схемы;

2) уменьшить по величине и сдвинуть в зону минимальных холостых оборотов максимальные амплитуды вынужденных колебаний, возбуждаемых изменением газовых сил двигателя.

Здесь сравнительно просто можно изменять следующие динамические параметры (связано с незначительными изменениями конструкции или заменой материалов изготовления): податливость резиновых элементов переходного диска е67, момент инерции переходного диска 16, момент инерции насосного колеса ГТР 17 (см. рисунок).

Расчетная цепная динамическая модель гидромеханической трансмиссии экспериментального трактора ТП-4Э для 1-1У передач: ш1(11) - турбинное колесо ГТР; ш2(12) - фланец турбинного вала ГТР + тензозвено-кардан с круглым фланцем; ш3(13) - вилка кардана; ш4(14) - головка кардана; ш5(15) - вилка кардана + шкив тор-

мозка; шз (16) - промежуточный вал реверс редуктора; ш7(17) - блок реверса; ш^) - подвижная шестерня первичного вала КПП с учетом шестерни реверса; ш9(19) - 1/2 шестерен (ъ = 21, ъ = 23) + + 1/2 первичного вала КПП + шестерни ъ = 20, ъ = 27; ш10(110) - шестерня (ъ = 37) + 1/2 вторичного вала КПП + шестерня (ъ = 35) + шестерня (ъ = 30, 33) + 2 грязеуловителя; ш11(111) - 1/2 вторичного вала КПП; ш12(112) - ведомая шестерня центральной передачи + корона; ш13(113) - водило с сателлитами; ш14(114) - полуось + ведущая шестерня бортовой передачи + шкив центрального тормоза; ш15(115) - ведомая шестерня бортовой передачи + 1/2 ступицы ведущего колеса; ш16(116) - ведущее колесо + 1/2 ступицы ведущего колеса; ш17(117) - гусеница + опорные катки + поддерживающие

ролики + направляющее колесо

Задаваясь пределами изменения основных параметров динамической системы ДВС-ГТР и решая обратную задачу предложенной математической модели, используя предложенную компьютерную программу GYDROTRANS в среде Delphi можно рассчитать оптимум динамической системы.

Данная методика [1; 2; 4] расчета оптимальных параметров конкретной динамической системы может использоваться для расчета оптимальных параметров любой другой системы, любой сложности. В результате расчета динамической модели ДВС-ГТР на оптимальные динамические параметры было выявлено, что необходимо уменьшить момент инерции насосного колеса ГТР на 4 % и податливости резиновых элементов привода ГТР на 10 %.

Библиографические ссылки

1. Стручков А. В. Исследование и совершенствование элементов гидромеханической трансмиссии гусеничного бульдозера : дис. ... канд. техн. наук. Красноярск : Изд-во СФУ, 2009. 179 с.

2. Климов А. А., Стручков А.В. К вопросу определения податливости грунтов при построении динамических моделей тракторов, агрегатированных бульдозерами // Вестник Краснояр. гос. аграр. ун-та. 2008. № 2. С. 204-209.

3. Климов А. А., Стручков А. В. Регрессионный анализ вероятностно-статистических закономерностей изменения выходных показателей бульдозерного агрегата // Системы. Методы. Технологии. 2011. № 11. С. 14-18.

4. Ереско Т. Т., Климов А. А., Стручков А. В. Оптимизация бульдозерного агрегата с учётом вероятностного характера условий эксплуатации. // Строительные и дорожные машины : ежемес. науч.-техн. и производств. журн. М., 2013. № 9. С. 16-19.

© Стручков А. В., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.