________________ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫеПЛОЩАДКИ_________
Кузьминых Елена Леонидовна
учитель-логопед высшей категории ЦРР МБДОУ № 587 г. Екатеринбург
J ^
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФОНЕТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ
У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ОВЛАДЕНИЯ
СЕНСОРНО-МОТОРНОЙ умелостью
Как повысить качество образования дошкольников?
Л_____________________________________________________г
Аннотация. В статье автор обосновывает актуальность программы дополнительного образования младших дошкольников по речевому развитию, акцентирует внимание на сенсорно-моторном развитии как приоритетном направлении в совершенствовании фонетической стороны речи младших дошкольников, предлагает практический материал работы учителя-логопеда по профилактике речевых проблем у детей в возрасте с 2-х до 4-х лет.
Ключевые слова: программа, условия, постулаты, специфика организации, художественные образы звуков, естественные возможности, потенциальные способности, сознательное обучение
Совершенствование фонетической стороны речи младших дошкольников актуальная на сегодняшний день задача дошкольного образования, т.к. возрастает количество детей с проблемами в речевом развитии. Поиски форм решения обозначенной задачи отвечает социальным запросам на доступное и качественное дошкольное образование в соответствии с Федеральными государственными требованиями и концептуальными положениями общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство».
В Центре Развития Ребёнка ДОУ № 587 г.Екатеринбурга разработали, апробировали и реализуют программу дополнительного образования для детей младшего и среднего возраста по формированию звукопроизношения «Калейдоскоп звуков», которая в качестве приоритетного направления использует деятельностный подход в организации целостного развития и воспитания ребёнка дошкольного возраста посредством трёх взаимодействующих линий «чувствовать-познавать-говорить». Работа осуществляется в рамках сетевого взаимодействия участников Федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО (г.Москва) [2, 3, 7, 8, 9].
Необходимость в программе дополнительного образования возникла из диагностических наблюдений за детьми от 2-х до 4-х лет, посещающих детский сад. Мышление маленького ребенка опирается преимущественно на чувственные образы - восприятия, представления, которые напрямую связанные с отношением, участием ребенка в деятельностном процессе,
переживаниями по поводу увиденного, услышанного, сопровожденные практическими действиями. Отсюда определилась необходимость ориентироваться в логопедической работе на следующую линейную последовательность в познании звуков речи: слышу звук, удивляюсь его мелодике, переживаю палитру чувств, формирую представление, начинаю мыслить, произвожу действие, что природосообразно психофизическим возможностям ребёнка-дошкольника.
Программа рассчитана на 2 года обучения по 32 часа: 1 год - 2-я младшая группа (возраст 3-4 года); 2 год - средняя группа (возраст 4-5 лет). Частота занятий - 1 раз в неделю с учётом последующей работы воспитателей и родителей. Продолжительность занятий 20-25 минут. Занятия фронтальные с индивидуальным подходом и дифференцированной помощью. Предусматривается активное присутствие воспитателя. Обогащение ближайшей зоны развития детей младшего и среднего возраста обеспечивает профилактику речевых отклонений у старших дошкольников.
Программа включает следующие разделы:
I раздел. Тело и движение.
II раздел. Слушание и говорение.
III раздел. Дыхание и голос.
IV раздел. Звук и мелодика.
V раздел. Образ и слово.
VI раздел. Предложение и мысль.
Пять разделов реализуются в младшей группе, в средней группе - шесть разделов.
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №6, 2012
53
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ
Содержание программы способствует реализации образовательно-педагогических условий:
• расширение первоначального опыта для развития органов чувств (тепла, равновесия, обоняния, вкуса, осязания, движения);
• обеспечение непосредственного контакта с ребёнком через общение, участие в совместной творческой и практической деятельности;
• предоставление языковой среды, наполненной речевыми упражнениями;
• овладение телом как инструментом речи: тренировка различных двигательных функций тела, их совместной игра, начиная с функции глаз, рук, и заканчивая ходьбой, бегом, тонкой моторикой рук и пальцев для мобилизации звукообразующей воли;
• возникновение артикуляции звуков из мышечной системы всего тела;
• извлечение множества тонов и оттенков речи, определение темпа, тембра мелодики речи;
• совершенствование динамических форм речевого дыхания;
• формирование функциональных качеств речи: оттенков звучания и интонаций, ритмической структуризации слогов и слов.
Цель программы: обучение речи через развитие в единстве двигательной, чувственной и познавательной сфер личности ребёнка.
Задачи программы:
• удовлетворить потребности ребёнка в слушании и говорении, активной практической деятельности;
• расширить границы возможностей: моторных (география тела, общие, мелкие и артикуляционные движения), чувственных (вкуса, обоняния, зрения, осязания, движения, равновесия), познавательных (восприятие, воображение, зрительное и слуховое внимание);
• стимулировать потенциальные творческие и языковые способности дошкольников.
Содержание программы «Калейдоскоп звуков» базируется на следующих постулатах [1,4, 5].
- Основой познания младшего и среднего дошкольного возраста является чувственное познание и наглядно-действенное мышление. Именно от того как сформировано у ребёнка-дошкольника чувственное восприятие, наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, зависит раскрытие его речевых способностей и возможностей, а в дальнейшем и развитие мыслительной деятельности.
- Способность двигаться ловко и целеустремлённо решающим образом влияет на освоение языка. Конечно речь, как собственная деятельность, прежде всего, разворачивается в органах артикуляции. Но участие в ней принимает весь организм, более 100 мышц всего тела. К тому же речь проявляет жизненные побуждения, душевные состояния ребёнка. Действия, которые мотивированы чувствами и ощущениями остаются надолго в двигательной
памяти ребёнка. У ребёнка во время двигательной активности действуют три силы, взаимосвязь и взаимообусловленность которых определяют результат действий: возникающие мысли переживаются с участием воли; ни одно движение не происходит без прочувствованного представления; волевое намерение становится осознанным после бессознательного переживания.
- Слушание пробуждает стремление к подражанию, постановке дыхательного ритма, приводит речь к спокойной размеренности. Фонематический слух достигает такого уровня, что ребёнок начинает всесторонне ощупывать звук, устанавливает равновесие между речевым звуком и звуком окружающего мира, повышается контроль за правильным звучанием.
Вышеизложенные постулаты определили специфику организации логопедических занятий с дошкольниками младшего и среднего возраста в рамках программы «Калейдоскоп звуков»:
- Особое внимание обращается на разнообразие двигательной активности детей, обогащение их сенсорного опыта. К такого рода спектру движений относятся: телесное ориентирование, подвижные игры, хороводы, групповые дыхательные упражнения, воспроизведение звуков из формирующих движений верхних и нижних конечностей, сюжетное рисование.
- Для создания артикуляционной позы и серии движений создаётся следующая линейная последовательность: вызывание удивления, переживание звука; формирование представления, образа звука, его характерных особенностей; побуждение к действию, активному воспроизведению; созревание устойчивой мысли по поводу переживаемых ощущений, воспроизведение звука.
- Обращается внимание на гармоничность и координированность верхних и нижних конечностей при воспроизведении звуков.
- Особым образом происходит акцентуация телодвижений в зависимости от места и способа образования звуков речи: при постановке звуков Ш, Ж, Щ, Ч в воспроизведении звука принимают участие ноги, как исполнители волевого акта. На занятиях используется топанье разной интенсивности, ритма и темпа. При постановке звуков С, З, Ц, Р, Л, Н, Й в упражнения включают движения рук. При участии рук в процессе говорения, дети получают возможность реализовывать свои потребности в открытости, искренности, что выражается через контакт и прикосновения рук в парах в группах. Звуки Т, Д, К, Г, Х требуют активизации мышц спины, как телесной опоры и придания формы языку.
- Большую роль в воспроизведении движений отводится слушанию, процессу, который становится доступен ребёнку при достаточно развитом чувстве равновесия и обоняния. Помогают в этом ноги, т.к.
54
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №6, 2012
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ
именно ноги дают ощущение равновесия, громкости и силы. Поэтому звонкие звуки мы протопываем, а глухие прохлопываем; гласные и соноры воспроизводим на уровне середины тела, свистящие, шипящие и аффрикаты на уровне головы; передне- и заднеязычные звуки - нижними конечностями. Дети, выполняя движения вместе с логопедом, не только подражают его жестам и позам, многократно повторяют одно и тоже движение, но и создают пространство, в котором звучание обретает цвет, форму, размер, запах.
Эти виды деятельности представляют для маленького ребёнка естественную возможность открыть своё отношение к окружающему, предъявить свои образы и представления, рождённые пусть минимальным социальным опытом и действительно характеризующие его психофизический уровень развития, ориентированы на раскрытие потенциальных возможностей детей, демонстрацию их способностей.
Так, через создание определённых условий, реализующих телесно-чувственную сферу, раскрываются потенциальные возможности детей в речевом совершенствовании. Результат такого рода логопедического сопровождения учитывает природу ребёнка, который научается двигаться, чувствовать и образно мыслить, что приносит свои плоды в виде социальной адаптивности, речевой компетентности, созревания готовности следить за правильностью произношения. Предлагаемые приёмы логопедической работы способствуют осознанному овладению фонетической стороной речи и развитию языкового чутья при переходе на следующую ступень обучения.
Мысли, чувства и волевые намерения, возникающие у детей во время выполнения этих упражнений, являются не только выражением индивидуальных особенностей, желаний или же действий; они ещё действуют в межчеловеческой сфере, разделяя, связывая, побуждая к действиям или тормозя их, что особенно важно в дальнейшей работе при построении диалога. В результате стимуляции общей активности возникает позитивное настроение, создаётся атмосфера гармоничных межчеловеческих отношений среди детей, что чрезвычайно важно для созревания внутреннего контроля к своему произношению. Переживание, сопровождающее действие, рождает художественные образы звуков, слогов, слов, что
в свою очередь приводит к развитию воображения, активизирует мыслительные процессы, формирует представления, приводит к осознанию понятий -то ради чего организован процесс обучения. Таким образом, обучение становится сознательным, чем и выполняется основной принцип психологии: в первую очередь осознание чувств и действий, а во вторую - осознание значений слов и самого знания [6]. В ходе такого развития улучшается переживание собственного тела, пространственное слышание и языковое чутье. Это и есть создание условий: не когда мы воспитываем как можем, а когда дети получают то, что хотят по своим потребностям, способностям и возможностям.
Таким образом, создаются условия для полноценного развития детского организма, обогащения двигательного опыта общей и артикуляционной моторики, что способствует совершенствованию фонетической стороны речи у детей 2-4 летнего возраста.
Литература
1. Венгер Л. А., Пилюгина Э. Г., Венгер Н. Б. Воспитание сенсорной культуры ребёнка.- М., Просвещение, 1988.
2. Давыдова Н. Н. Управление процессами самоорганизации общеобразовательного учреждения // Образование и наука. Известия УрО РАО. - 2010.- № 11. с.23-32.
3. Давыдова Н. Н. Сетевое взаимодействие школ, ориентированных на инновационное развитие // Народное образование.- 2012.- № 1. с.88-94.
4. Кёниг К., Фон Арним Г., Херберг У. Понимание речи и лечение речи. - Перевод с немецкого. - К.: Изд-во «Наири», 2006.
5. Калмыкова И. Р Таинственный мир звуков.- Ярославль, «Академия развития», 1998.
6. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: т. 2.- М., 1989.
7. Сиденко А. С. От опытно-поисковой деятельности -к исследованию. // Эксперимент и инновации в шко-ле.-2011.- № 2.
8. Сиденко А. С. Компоненты исследовательского проекта как средство выстраивания обоснования темы диссертационного исследования. // Инновационные проекты и программы в образовании.- 2012.- № 2.
9. Сиденко Е. А. Методика «Зеркало инновационных преобразований» в практике как основа разработки педагогического проекта в условиях введения ФГОС. //Эксперимент и инновации в школе.- 2011.- № 4.
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №6, 2012
55