Экономика
поддержкой увеличится до 6 млрд. руб.
Выводы. Рекомендации.
На наш взгляд, сельское хозяйство может сыграть важную роль в устранении диспропорций в экономике, возникших в связи с финансовым кризисом. Его развитие одновременно с увеличением объемов производства
продуктов питания для населения и сырья для легкой и пищевой промышленности обеспечивает дополнительный спрос на продукцию машиностроения, металлургии и добывающих отраслей экономики, а также рост занятости и повышение уровня потребления населения страны. Однако стабильность самого сельскохо-
зяйственного производства во многом определяется действием объективных факторов и прежде всего - погодными условиями каждого сельскохозяйственного года. Поэтому важнейшим инструментом снижения финансовых потерь сельскохозяйственных товаропроизводителей является страхование.
Литература
1. Алиева З. Б. Агрострахование как важный фактор системы управления рисками в агропромышленном комплексе // Региональная экономика: теория и практика. 2010. № 13. С. 40—45.
2. Зонова А. В. Состояние и проблемы страхования урожаев // Финансы и кредит. 2009. № 5. С. 41—42.
3. Кошолкина Л. А. Страхование в сельском хозяйстве: состояние и проблемы // Финансы и кредит. 2009. № 10. С. 44—46.
4. Никитин А. Использование механизма страхования сельскохозяйственных рисков для обеспечения устойчивого развития сельхозпроизводства // Финансы. 2006. № 4. С. 52—56.
5. Официальный сайт ФГУ «Федеральное агентство по государственной поддержке страхования в сфере агропромышленного производства» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.fagps.ru/fagps_agent.htm.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
финансового СОСТОЯНИЯ хозяйствующего субъекта здравоохранения В СИСТЕМЕ контроллинга
м. Б. тепляков, аспирант, Уральский финансово-юридический институт
620002, Екатеринбург, ул. Карла Либкнехта, 1; тел. 8 (343) 2451253; e-mail: [email protected]
Ключевые слова: управление предприятием, инвестиционное планирование, контроллинг, система контроллинга, интегрированная система контроллинга.
Keywords: Management of company, investment planning, controlling, a system of controlling, the integrated system of controlling.
В настоящее время развитие российской экономики предъявляет особые требования к интегрированной информационной поддержке управления предприятием. Многие отечественные организации, в том числе и предприятия здравоохранения, внедряют комплексные информационные системы, которые позволяют автоматизировать основные функции управления: управление ресурсами, производственное планирование, управление качеством, управление взаимоотношениями с клиентами и поставщиками, финансовый и управленческий учет и в первую очередь инвестиционное планирование.
Одним из наиболее эффективных в условиях ограниченности ресурсов методов внедрения контроллинга является поэтапное изменение информационных и управляющих потоков предприятия. Его применение означает последовательное проведение ряда шагов, эффективность каждого из которых можно оценить сразу после осуществления.
Система контроллинга целесообразна в тех случаях, когда функции управления предприятием делегированы его отделам и службам. В этом случае он поможет им в достижении максимально возможного общего положительного результата деятельности. В этом смысле контроллинг как неотъемлемый аспект успешного управления предприятием является инструментарием развития и совершенствования прежде всего инвестиционных ресурсов, при
которых снижается необходимость в централизованном администрировании.
Системный подход в контроллинге позволяет эффективно управлять локальными и глобальными инвестиционными стратегиями, поскольку интенсивное проникновение контроллинга осуществляется и в сферу инвестиционного менеджмента, управление ассортиментной политикой, жизненным циклом продукции, ценообразованием. Как показывает практика, в последние годы контроллинг является неотъемлемой частью системы инвестиционного планирования. Контроллинг управляет, контролирует и корректирует оперативные и стратегические аспекты в планировании.
Таким образом, в ближайшее время контроллинг должен занять одно из основных мест в системе управления предприятием. Этому должна содействовать необходимость введения системы инвестиционного управления на многих предприятиях, в том числе и в медицинских учреждениях, т. к. инвестиционная программа ориентирована на реформирование организации. Стратегия реформирования инвестиционного управления предполагает внедрение в реформируемых организациях долгосрочного внутреннего планирования. Опыт зарубежных фирм доказывает стратегическую связь инвестиционного планирования с системой контроллинга.
Исследования контроллинга за последние годы находятся в центре внимания многих экономистов. В отечественной
теории и практике проблемам использования инструментов контроллинга в планировании инвестиционных ресурсов уделяется еще недостаточно внимания. До настоящего времени отсутствуют научно-методические исследования реализации контроллинга планирования инвестиционных ресурсов в организациях здравоохранения. Таким образом, данная проблема остается недостаточно изученной.
Контроллинг инвестиций предусматривает моделирование будущей успешной деятельности предприятия и базируется
- на прогнозировании инвестиционного климата;
- стоимости инвестиций на рынке и выявлении реальных инвестиционных возможностей для предприятия [6].
Процесс формирования инвестиционной стратегии предприятия с непосредственным участием службы контроллинга представлен на рисунке 1.
На первом этапе данного процесса формируются стратегические цели инвестиционной деятельности в виде
- прироста капитала;
- уровня прибыльности и дохода;
- структуры капитальных вложений;
- направленности (отраслевой и региональной) инвестиций и т. п.
После установления целей, используя инструменты контроллинга, проводится анализ факторов внешней среды с целью определения возможностей и угроз для деятельности предприятия.
£222-Аграрный вестник Урала №1 (80), 2011 г. -
Экономика 1['Щф)
рисунок 1
контроллинг формирования инвестиционной стратегии предприятия
В системе контроллинга активная роль принадлежит функции учета, под которой понимается сложная и целенаправленная деятельность по организации и функционированию учетного процесса на предприятии [1].
Следует отметить, что выходная учетная информация обеспечивает работу таких функций системы контроллинга, как планирование, контроль и оценка, в связи с чем является центральным звеном в системе контроллинга и менеджмента в целом.
Организация и эффективное функционирование учета в системе контроллинга организации здравоохранения делают актуальным вопрос о его организационноэкономических инструментах, при определенном количественном и качественном состоянии которых и их совместном использовании возможно обеспечение менеджмента всесторонней учетной информацией.
Поскольку на предприятиях имеются общий финансовый и управленческий учет, стандартная и управленческая отчетность, методика определения показателей деятельности, то часть показателей, приводимых в финансовой и управленческой отчетности, не используется в принятии управленческих решений по причинам несоответствия предоставленной информации уровню принятия решений.
Система учета предприятий функционирует главным образом в качестве инструмента для анализа и сверки данных за прошлые периоды. При этом основное внимание уделяется внутреннему анализу затрат, а также функциональностоимостному анализу, но для принятия стратегических решений этот анализ не представляется достаточным.
С помощью инструментов контроллинга определяются стратегические задачи и разрабатываются показатели развития на плановый период, то есть осуществляется планирование инвестиционных ресурсов, которое является наиболее сложным [7]. Стратегия планирования инвестиционных ресурсов направлена
на обеспечение бесперебойной инвестиционной деятельности;
эффективное использование собственных средств и финансовую устойчивость предприятия в долгосрочной перспективе.
В процессе планирования инвестиционных ресурсов выполняются следующие этапы [4]:
•прогнозирование потребности в инвестиционных ресурсах (определяется необходимый объем финансовых средств для инвестирования);
•изучение возможности формирования инвестиционных ресурсов за счет различных источников. При всем многообразии источников финансирования сводятся к трем основным формам, к которым относятся
•самофинансирование (собственные финансовые ресурсы и внутрихозяйственные резервы инвестора);
•долговое внешнее финансирование
(заемные средства инвесторов или переданные им средства);
•прямые инвестиции (привлеченные финансовые средства инвестора).
3. определение методов финансирования направлено на формирование структуры источников инвестиционных ресурсов.
Можно выделить среди основных методов следующие: самофинан-
сирование, т. е. инвестирование за счет собственных источников; акционерное; кредитное финансирование; лизинг; смешанное финансирование.
Перечисленные методы финансирования проектов и программ позволяют оптимизировать структуру источников инвестиционных ресурсов.
Контроллинг представляет собой систему экономического управления деятельностью предприятия, основанную на достижении конечных целей и запланированных результатов деятельности [5]. Контроллинг нацеливает предприятие на стабильное и долгосрочное функционирование. Все основные процессы-согласование, управление и достижение целей - происходят внутри самоуправляющейся системы. Контроллинг способствует рациональному движению информационных потоков на предприятии.
Контроллинг предполагает интеграцию функций планирования, учета, контроля, экономического анализа для решения главных задач предприятия-определения целей деятельности и контроля за их достижением. Предметом контроллинга является измерение на основе соответствующих методов и инструментов ресурсов, процессов и результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия для принятия управленческих решений [3].
Реальности развития мировой экономики свидетельствуют о том,
что в настоящее время повсеместно происходит становление информационного технологического способа производства, приходящего на смену индустриальному. Показателями превращения информации в непосредственную производительную силу общества могут служить практически все элементы системы производительных сил. Как отмечают многие специалисты, информация стала ведущей производительной силой современного общества, поскольку именно информационное производство определяет пути и темпы развития экономических систем, диктует характер технических, организационных и структурных изменений, инициирует рост экстернальных эффектов научно-инновационной деятельности [9].
По результатам исследования авторы пришли к выводу о том, что проблема организации внедрения и функционирования системы контроллинга в организациях здравоохранения связана прежде всего с выбором четко определенного функционального профиля и взаимосвязанного комплекса решаемых задач в рамках единой интегрированной системы управления предприятием.
В настоящее время во многих российских медицинских учреждениях существует необходимость в интегрированной методической и инструментальной базе для поддержки основных функций менеджмента: планирования, контроля, учета и анализа, координации различных аспектов управления бизнес-процессами. Это подтверждается, например, ростом интереса со стороны многих отечественных компаний к программному обеспечению планирования и учета на предприятии. Однако только внедрение наиболее инновационных программ не может способствовать созданию четкой картины функционирования того или иного хозяйствующего объекта.
экономика
таблица 1
концепция научных взглядов на определение контроллинга
Автор Определение Основная функция
Хорват П. [12] Ориентированная на результат функция поддержки руководства по координации всех подсистеме менеджмента
Вебер Й. Элемент управления социальной системой, выполняющей главную функцию поддержки руководства при решении им общей задачи координации системы управления координация
Копер Х.-Ю. Координация системы управления на предприятии
Пич Г, Шерм Э. [8] Контроллинг - это равноправная управленческая функция среди следующих: планирование, организация, управление кадрами, руководство и контроллинг основа функций управления
Беккер А. Предмет контроллинга - управление знаниями и информацией
Рубцов С. [10] Система, обеспечивающая методическую и инструментальную базу для поддержки основных функций управления: планирования, контроля, учета и анализа
Хан Д.[11] Система интегрированного информационного обеспечения, планирования и контроля деятельности предприятия информационное обеспечение
Система интегрированного контроллинга
эффективность управленческих решений
финансовый
контроллинг
инновационно-
инвестиционный
контроллинг качества
■\
маркетинговый
контроллинг
производственный
контроллинг
тз
>- л
У
технические
информационные
программные
і О
£ Оперативный X Стратегический
контроллинг контроллинг
Современные методы анализа и прогнозирования остаются неиспользуемыми, а менеджмент оказывается не в состоянии составить даже среднесрочные планы. Причем применяемый аналитиками инструментарий различается по подразделениям, что может вызвать затруднения в координации. Проблему взаимосвязи управленческой информации в рамках отдельно взятой организации решает контроллинг.
В настоящее время отсутствует единая концепция определения контроллинга и перечня его функций (табл. 1).
Функции контроллинга в части анализа роста конкурентоспособности организаций направлены на увеличение маржинального дохода, обеспечение оптимального сочетания постоянных и переменных расходов, повышение эффекта операционного рычага, рост финансовой устойчивости и в конечном итоге на оптимизацию эффекта и н н о в а ци о н н о - и н в е с ти ц и о н н о й деятельности.
Что же касается медицинских учреждений, то основная задача кон-троллинга-выбор и поддержка наиболее эффективной системы управления организациями данной сферы, системы, отвечающей существенным требованиям внешней и внутренней среды. В этом и проявляется одна из главных функций контроллинга - интеграция. Контроллинг создает единую систему управления, адаптируя ее под изменения внешней среды (рис. 2).
Основной путь стратегического контроллинга - разработка мер и мероприятий для успешной работы предприятия в долговременной перспективе путем развития его производственного потенциала. В качестве затрат здесь рассматривают капитальные вложения (инвестиции), а результатом считается не только прогнозная величина прибыли, но и развитие, диверсификация производства, влияние его на окружающую среду, рынок товаров труда и капитала [2].
Стратегический учет и контроллинг, по нашему мнению, органически вписываются в систему управленческого учета, во-первых, потому что предназначены для управления организацией, а во-вторых, поскольку используют единые методы, ориентированные на приростные затраты и результаты, маржинальный доход, учет по сегментам деятельности и т. п. Вместе с тем здесь более широко используются экономико-математические модели, методы прогнозирования, дисконтирования и т. п.
В современных условиях медицинских учреждения, которые предпочитают удерживать свои позиции на рынке, на наш взгляд, должны задумываться о перспективе не без учета стратегических категорий, поскольку многие медицинские учреждения, оказавшись в конкурентных условиях рыночной экономики, осуществляют поиск новых систем управления, которые обеспечивали бы высокую эффективность работы, конкурентоспособность и устойчивость положения на рынке. И как показывает
практика, предприятия самостоятельно формируют цели и задачи, разрабатывают стратегию и политику своего развития, находят необходимые для их реализации средства. Поэтому от российских медицинских организаций требуется развитие системы стратегического управления.
Таким образом, рассмотренные и систематизированные принципы, подходы и методы организации и функционирования учета в системе контроллинга медицинских учреждений позволяют оценить не только уровень учетного процесса, но и определить актуальные
рисунок 2
контроллинг как единая система управления
направления его совершенствования. Что позволяет сделать вывод о том, что контроллинг является основным звеном в системе интеграции управленческих решений и аналитической системы организаций здравоохранения. При внедрении контроллинга необходимо тщательно оценивать те инструменты, которые будут использоваться при внедрении, а также необходимость получаемой информации и соответствие получаемой модели медицинской организации действительности. В таком случае детальная методика внедрения контроллинга
Экономика Щф)
позволяет оптимизировать использование трудовых и финансовых ресурсов. Другими словами, контроллинг управленческой деятельности медицинских организаций призван повысить эффективность управления данных субъектов как на стратегическом уровне, так и на оперативном.
Также необходимо отметить, что
в современных условиях, сопровождающихся усилением конкурентных отношений, широкомасштабным распространением инновационных технологий, растущей диверсификацией и транснационализацией системы здравоохранения, ростом доли крупных негосударственных организаций корпоративного типа в мировом здравоохранении, вовлеченностью
крупнейших корпоративных структур во все виды социального управления, возникает необходимость усиления внимания исследователей к вопросам контроля, поскольку модификация экономической деятельности медицинских учреждений требует совершенно новых подходов к разработке адекватных систем, способных обеспечить конкурентоспособность организации.
Литература
Блаженкова Н. М., Нечеухина Н. С. Учет в системе контроллинга промышленного предприятия //
Бухгалтерский учет. 2010. № 1. С. 114—117.
Барчуков А. В. Политика управления оборотным капиталом в холдинге // Финансовый менеджмент. 2009. № 5. С.23—36. Землянский А. А.,Контроллинг — ключевой элемент риск-менеджмента предприятия в логистической среде. // Интегрированная логистика. 2010. N 3. С. 27—29.
Иванова Н. Ю., Фалько С. Г Управление нововведениями на высокотехнологичных предприятиях: учебник. М. :
Изд-во МГТУ, 2007. 256 с.
Курт И. В. Контроллинг как элемент системы управления предприятием в современных условиях // Вестник
ТИСБИ. 2008. № 1. С. 69—73.
Павленков И. М. Согласование интересов инвестора и заказчика // Контроллинг процессов: теория, практика: сб. науч. трудов.
Н. Новгород : Изд-во Волго-Вятской академии государственной службы, 2009. 310 с.
Павленков М. Н., Лабазова Е. В., Павленков И. М., Смирнова Н. А. Контроллинг бюджетирования: теория и практика: монография. Н. Новгород : Изд-во Волго-Вятской академии государственной службы, 2009. 294 с.
Пич Г, Шерм Э. Уточнение содержания контроллинга как функции управления и его поддержки // Проблемы теории и практики управления. 2001. № 3. С. 18—24.
Ратнер С. В. Методологические проблемы развития конкурентоспособных научно-инновационных сетей: организационноэкономическое и инструментальное обеспечение. Ростов-на-Дону : ЮНЦ РАН, 2009. 208 с.
Рубцов С. В. Целевое управление корпорациями. Управление изменениями. М., 2001. 288 с.
Хан Д. Планирование и контроль: концепция контроллинга / Пер. с нем. Под ред. А. А. Турчака [и др.] М. : Финансы и статистика, 1997. 799 с.
Хорват П. Концепция контроллинга: Управленческий учет. Система отчетности. Бюджетирование / Пер. с нем. М. : Альпинабизнес Букс, 2005. 269 с.
прогнозирование банкротства регионального коммерческого банка в условиях ограниченности исходных данных
А. А. шЕмЕТЕв, аспирант, Уральская ГСХА
620075, г. Екатеринбург, ул. Карла Либкнехта, 42; тел. (343) 371-33-63
Ключевые слова: банк, банкротство банка, анализ по моделям распределения Фишера-Блисса, прогнозирование вероятности банкротства банка из официальной отчетности банка (в минимальном представлении), срок до банкротства банка, причина банкротства банка: обычное банкротство, фиктивное банкротство, поглощение/слияние. Keywords: Bank, bank bankruptcy, Fisher-Bliss mathematical distributions models analysis, bank bankruptcy prognosing from the official bank’s financial statement (in minimal representation), term before the bank’s bankruptcy, bank bankruptcy reason: common bankruptcy, fictive bankruptcy, acquisition/merge.
Часто актуальной является про- матричного анализа устойчивости и блема, как спрогнозировать вероятность рисков коммерческого банка. банкротства банка, причину банкрот- Данная часть методики позволяет
ства (обычное, фиктивное или слияние/ поглощение) и совокупную банковскую стабильность региона в условиях ограниченности исходных данных и с минимальными вычислениями и минимальными требованиями к аналитику для того, чтобы можно было использовать методику. Автор предлагает разработанную им методику и описанную во многих его публикациях [напр., 1]. В данной статье будет рассмотрена сама методика и ее кумулятивная эффективность. Методика состоит из нескольких частей, каждая из которых является самостоятельным элементом финансового анализа банка исходя, только из данных официального публикуемого баланса банка.
Часть 1: методика комплексного
вычислить вероятность того, что банк обанкротится, а также вероятность того, что банк не обанкротится в течение следующих 550 дней. Методика выбрала 21 банк не банкрот и 2 банка банкрота с вероятностью банкротства 100 % в течение следующих 550 дней с точностью выборки 100,00 %, показав четко, какие банки обанкротятся, а какие - нет. Для анализа необходима публикуемая на сайтах всех банков в обязательном порядке форма отчета об обязательных нормативах. Из всех нормативов методика использует публикуемые нормативы Н1 (достаточность капитала на покрытие ссуд); Н2, Н3, Н4 (ликвидность банка и его способность в адекватные сроки покрывать соответственно краткосрочные, среднесрочные
и долгосрочные обязательства). Данные показатели следует взять за последнюю отчетную дату. Тогда вероятность банкротства в % будет равна:
1 1
(1.1)
ВБ = ■
1 + е
У
1+1/
У
е
Где ВБ - это вероятность банкротства регионального коммерческого банка, выраженная в % в течение следующих 550 дней; е - это экспонента - показатель, всегда равный +2,718282.... У - это показатель степени е, рассчитываемый по формуле (1.2):
У = -446,64 + 487,7301 * Х1- 297,01* Х2 - 219,6442 * Х3 + 620,131* Х4 - 762,3* Х5 Где: Х1 рассчитывается по формуле:
X1
■ ^ H = Н1 + Н2 + Н3 + Н4 (1.3)
Где Н1, Н2, Н3, Н4 - это официальные публикуемые показатели достаточности
www. m-avu. narod. ru