ISSN 2311-8768 (Online) ISSN 2073-4484 (Print)
Инновации и инвестиции
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Роман Алексеевич АЛАНДАРОВ^, Кирилл Олегович ТАРХАНОВСКИЙь
а кандидат экономических наук, заместитель декана финансово-экономического факультета по учебной и воспитательной работе, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Российская Федерация alroma-88@mail.ru
ь студент Института сокращенных программ, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва,
Российская Федерация
john_keynes@mail.ru
• Ответственный автор
История статьи:
Принята 06.11.2015 Принята в доработанном виде 11.11.2015
Одобрена 16.11.2015 УДК 336.5
JEL: Н54, Н61, 032, 033, 038
Ключевые слова:
государственная программа, технологический уклад, научно-технический прогресс, финансовое обеспечение
Аннотация
Тема. В условиях ускоряющегося научно-технического прогресса решение проблемы технологического отставания Российской Федерации от мировых промышленных стран-маяков приобретает в последнее время еще большую актуальность.
Цели. Анализ современного состояния развития промышленного комплекса Российской Федерации и государственных программ, которые призваны его модернизировать в соответствии с требованиями мирового научно-технического прогресса. Изучение структуры государственных программ «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» и «Развитие науки и технологий» с точки зрения перспектив решения проблемы технологического отставания Российской Федерации. Разработка рекомендаций, позволяющих ускорить создание инновационного промышленного комплекса Российской Федерации.
Методология. С использованием методологии системного анализа и привлечением обширного теоретического и статистического материала выявлены проблемы и недостатки финансового обеспечения развития российской промышленности, оценена эффективность государственных программ Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» и «Развитие науки и технологий» с точки зрения их способности решить проблему перехода отечественного промышленного комплекса на новый технологический уклад и даны рекомендации по улучшению данных программ. Результаты. Установлены основные проблемные моменты финансового обеспечения государственных программ «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» и «Развитие науки и технологий», сформулированы пути преодоления выявленных сложностей.
Область применения. Достигнутые результаты могут быть использованы Правительством Российской Федерации при разработке проектов государственных программ развития отечественной промышленности и планировании бюджетных ассигнований на реализацию программ.
Выводы. Для решения задачи перехода российской экономики на новый технологический уклад необходимо увеличение объемов финансового обеспечения прикладных проблемно ориентированных научных исследований до уровня развитых стран мира. Государственную программу «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» целесообразно скорректировать таким образом, чтобы она могла сбалансировать базовые сегменты народного хозяйства и прорывные инновационные технологии завтрашнего дня.
© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2015
История и география СССР в структурно-экономическом отношении - это прежде всего история и география индустриализации. В итоге СССР, став вторым промышленным гигантом мира, не смог догнать по общему уровню развития своих главных соперников - ныне постиндустриальные страны.
После развала Советского Союза России в наследство досталась со всеми достоинствами, недостатками и проблемами вся промышленность, располагавшаяся на территории прежней РСФСР.
Масштаб промышленного производства оказался таким, что даже спустя четверть века, на протяжении которой происходили сильные трансформационные процессы в хозяйстве страны, ведущую роль в отраслевой структуре национальной экономики продолжает играть промышленность [1]. Ее современная отраслевая структура характеризуется:
• высоким удельным весом добычи и первичной переработки топлива и сырья;
• низкой долей сложных в техническом отношении обрабатывающих производств, а также отраслей, ориентированных на непосредственные нужды населения (легкой промышленности и др.);
• преобладанием производств оборонно-промышленного комплекса.
Указанные черты являются источниками целого ряда значительных проблем, с которыми сталкивается российская экономика в наше время.
1. Превалирование сырьевых отраслей. В этой ситуации доходы страны сильно зависят от конъюнктуры внешних сырьевых рынков, которые в период международных энергетических кризисов подвержены резким колебаниям, в том числе падениям. Одним из следствий последних может стать недовольство населения, поскольку государство вынуждено в таких случаях сокращать свои социальные обязательства из-за нехватки денежных средств [2].
2. Ускоренное расходование российских невозобновляемых ресурсов, таких как газ, нефть и руды металлов. Эта тенденция повышает будущие цены, по которым пойдет реализация ресурсов, законсервированных другими странами (например, США). Значит, Россия в перспективе лишает себя огромного дохода по сравнению с теми странами, которые уже диверсифицировали экономику, переведя ее на инновационный путь развития, и снизили зависимость от экспорта природных ископаемых1.
3. Малая доля высокотехнологичных обрабатывающих производств. Это приводит к тому, что в условиях все более ускоряющегося научно-технического прогресса Россия оказывается на задворках мировых рынков высокотехнологичной и инновационной продукции. Неспособность конкурировать с передовыми государствами за соответствующую долю рынка высоких технологий приведет к тому, что наша страна будет все сильнее отставать в научно-техническом развитии от маяков, что в итоге негативно отразится не только на ее социально-экономическом развитии, но и на обороноспособности2 [5].
1 Глазьев С.Ю., Вашанов В.А. Перспективы развития интеграционных процессов на постсоветском пространстве // Современные производительные силы. 2014. № 1. С. 38-50.
2 Глазьев С.Ю. О приоритетных задачах экономической
политики по достижению целей, установленных президентом России // Деловая слава России. 2014. № 1. С. 6-9.
Необходимо также понимать, что сегодня самая высокая добавленная стоимость создается именно в производстве высокотехнологичной продукции. Поэтому еще одной негативной стороной отставания России в этой области является то, что страна лишается возможности перераспределять в свою пользу часть доходов от продажи высоких технологий на внешних рынках (при условии, если ее конкурентоспособная инновационная продукция занимала определенную долю соответствующего международного рынка).
В настоящее время только отечественная военная техника и системы вооружений пользуются высоким спросом на мировых рынках высокотехнологичных товаров. При этом Россия занимала с 2010 по 2014 г. 27% мирового рынка вооружений, поставляя свою военную продукцию в 56 стран мира [6]. Однако не следует забывать, что большинство успешно продаваемой ныне за рубеж продукции в этой сфере либо созданы с использованием советской технологической базы, либо имеют прототипы, разработанные еще в Советском Союзе [7].
4. Малая доля отраслей, ориентированных на удовлетворение непосредственных нужд населения. Это приводит к тому, что господствующее положение в соответствующих сегментах отечественного рынка занимают дешевые и качественные импортные товары3.
Проблема российского рынка потребительских товаров заключается в следующем. Население, покупая ввозимые товары, фактически финансирует производство этой продукции в соответствующих зарубежных странах-экспортерах. Иными словами, отечественные потребители оплачивают рабочие места за границей! Если такие производства были созданы в нашей стране, это позволило бы создать новые рабочие места в России, а государство, в свою очередь, получило бы дополнительные бюджетные доходы от взимания прямых и косвенных налогов.
Таковы краткий анализ особенностей современного состояния и основные проблемы отечественной индустрии. Однако исследование промышленного производства государства можно также провести с точки зрения теории технологических укладов.
Под технологическим укладом (технологической волной) понимается совокупность технологий, характерных для определенного уровня развития
3 Рубвальтер Д.А., Кандохова М.М. Тенденции развития институтов финансирования науки, технологий и инноваций // Управленческие науки. 2014. № 4. С. 46-54.
производства. При этом в связи с научным и технико-технологическим прогрессом проходит переход от более низких укладов к более высоким. В настоящее время различают шесть технологических укладов4.
Отметим, что высокоразвитые
постиндустриальные регионы, такие как США, Япония, страны Западной Европы, уже начали переход к шестому технологическому укладу и усиленно его осваивают. Ритм смены технологических укладов (начиная с третьего) и поколений техники представлен на рис. 1.
По мнению ряда исследователей, Россия находится сегодня в основном на третьем, четвертом и на первых этапах пятого технологического уклада5. При этом к последнему укладу относятся главным образом предприятия военно-промышленного комплекса и авиакосмической отрасли. На основе результатов исследования академика РАН Е.Н. Каблова в табл. 1 представлена структура распределения технологических укладов в экономике России и США в наши дни6.
Из анализа представленных данных следует, что Россия серьезно отстала в своем технологическом развитии от лидера мирового научно-технического прогресса - США. Поэтому перед Российской Федерацией стоит сложная и важнейшая задача реформирования всей промышленной и научной базы, перехода к шестому технологическому укладу и подъема до уровня передовых стран мира.
Очевидно, что такую масштабную и сверхсложную задачу не в состоянии решить отдельные экономические субъекты, будь то научно-исследовательский институт или промышленное предприятие. Только государство, обладающее значительными финансовыми, административными, кадровыми ресурсами, имеющее в своей собственности различные производственные и инфраструктурные объекты, способно решить подобную задачу.
4 Авербух В.М. Шестой технологический уклад и перспективы России (краткий обзор) // Вестник Ставропольского государственного университета. Социологические науки. 2010. № 71.
5 Авербух В.М. Шестой технологический уклад и перспективы России (краткий обзор) // Вестник Ставропольского государственного университета. Социологические науки. 2010. № 71; Каблов Е.Н. Шестой технологический уклад // Наука и жизнь. 2010. № 4. URL: http://www.nkj .ru/archive/articles/17800
6 Каблов Е.Н. Шестой технологический уклад // Наука и жизнь. 2010. № 4. URL: http://www.nkj.ru/archive/articles/17800
В отечественной индустрии должны быть разрешены структурные проблемы, о которых подробно сказано в начале статьи. Российская промышленная и научная база должна быть переведена на рельсы пятого и шестого технологических укладов. В связи с этим необходимо провести всесторонний анализ тех мер, которые осуществляются под руководством Правительства РФ для масштабной модернизации научно-промышленной базы страны.
В настоящее время в России принято несколько государственных программ в области развития промышленности.
1. Государственная программа Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», утвержденная постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 328. Срок реализации: 2012-2020 гг.
2. Государственная программа Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы», утвержденная постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 303.
3. План реализации в 2013 году и в плановый период 2014 и 2015 годов государственной программы Российской Федерации «Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности на 2013-2025 годы», утвержденный распоряжением Правительства РФ от 30.09.2013 № 1766-р.
4. Государственная программа Российской Федерации «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности», утвержденная постановлением Правительства РФ от 15.04.2015 № 305. Срок реализации: 2013-2020 гг.
5. План реализации в 2013 году и в плановый период 2014 и 2015 годов государственной программы Российской Федерации «Развитие судостроения на 2013-2030 годы», утвержденный распоряжением Правительства РФ от 26.08.2013 № 1507-р.
Всеобъемлющей из приведенных выше пяти программ является первая. Именно она будет подробно исследована далее.
Основной целью документа является «создание в Российской Федерации конкурентоспособной, устойчивой, структурно сбалансированной промышленности (в структуре отраслей, относящихся к предмету программы), способной к эффективному саморазвитию на основе
интеграции в мировую технологическую среду, разработки и применения передовых промышленных технологий, нацеленной на формирование и освоение новых рынков инновационной продукции, эффективно решающей задачи обеспечения экономического развития и обороноспособности страны».
Программа состоит из 21 подпрограммы, каждая из которых призвана развивать и модернизировать конкретную отрасль хозяйства:
1) автомобильную промышленность;
2) сельскохозяйственное машиностроение, машиностроение для пищевой и перерабатывающей промышленности;
3) машиностроение специализированных производств (строительно-дорожную и коммунальную технику, пожарную, аэродромную, лесную технику);
4) легкую промышленность и народные художественные промысла;
5) оборонно-промышленный комплекс;
6) транспортное машиностроение;
7) станкоинструментальную промышленность;
8) тяжелое машиностроение;
9) силовую электротехнику и энергетическое машиностроение;
10) металлургию;
11) лесопромышленный комплекс;
12) систему технического регулирования, стандартизации и обеспечения единства измерений;
13) химический комплекс;
14) производство композиционных материалов (композитов) и изделий из них;
15) промышленность редких и редкоземельных металлов;
16) современные средства индивидуальной защиты и системы жизнеобеспечения подземного персонала угольных шахт;
17) обеспечение реализации государственной программы;
18) промышленные биотехнологии;
19) инжиниринговую деятельность и промышленный дизайн;
20) индустриальные парки;
21) индустрию детских товаров.
Анализ подпрограмм показывает, что практически все отрасли, представленные в государственной программе, относятся к третьему и четвертому технологическим укладам [11]. К третьему укладу относятся подпрограммы № 7-10, к четвертому -№ 1-6, 11, 13, 15, 16, 21; к пятому - № 14, 18 и 19. Шестой технологический уклад в документах вообще не представлен.
Таким образом, в программе уже заложено технологическое отставание России от передовых стран, так как основное внимание уделено развитию технологий, относящихся к середине и концу прошлого века.
Изучение финансового обеспечения
государственной программы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» показывает, что на развитие отраслей пятого технологического уклада на 2013-2016 гг. предполагается выделить в совокупности 8,6 млрд руб., что составляет 1,67% общего объема ассигнований федерального бюджета, выделяемых на реализацию программы в целом за указанный период. При этом доля программных расходов на развитие технологий пятого уклада составляет менее 0,01% объема валового внутреннего продукта за каждый год исследуемого периода (табл. 2).
Отметим, что реализация государственной программы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» является существенно важной не только с точки зрения реформирования отечественной промышленности, но и с точки зрения создания в России экономики инновационного типа. Документ методологически продолжает реализацию государственной программы «Развитие науки и технологий» на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 301.
Основными задачами программы развития науки и технологий являются развитие фундаментальных научных исследований и создание опережающего научно-технологического задела России на приоритетных направлениях научно-
технологического развития7 [13].
7 Куприянова Л.М. Развитие потенциала несырьевого сектора экономики России // Мир новой экономики. 2014. № 2. С. 6-12.
В этой связи особо стоит отметить две подпрограммы государственной программы развития науки и технологий:
1) по развитию фундаментального исследовательского сектора;
2) по проведению прикладных проблемно ориентированных научных исследований.
Совокупный объем финансового обеспечения указанных двух подпрограмм в 2013-2016 гг. составляет 405 млрд руб., а в среднегодовом выражении - 0,14% ВВП в текущих ценах (табл. 3).
Сопоставляя объемы расходов федерального бюджета на проведение фундаментальных прикладных научных исследований и конкретных мероприятий по развитию секторов промышленности пятого технологического уклада, можно сделать вывод, что наибольшая доля расходов приходится именно на фундаментальные научные исследования (рис. 2).
Данная ситуация является абсолютно естественной, поскольку в условиях рыночного хозяйства целью государственной финансовой поддержки является прежде всего обеспечение фундаментальных научных исследований [14], малопривлекательных для вложений финансовых ресурсов с точки зрения негосударственного сектора.
В действительности большинство органов государственной власти зарубежных стран отдают предпочтение при финансировании научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) именно той их части, которая связана с деятельностью фундаментальной науки как одного из важнейших элементов общественных благ, обеспечивающих рост конкурентоспособности государства в целом на мировой арене. Проводимые на базе фундаментальной науки прикладные проблемно ориентированные исследования могут
финансироваться частично и за счет негосударственных источников, однако в целом данная сфера не может обойтись без государственной финансовой поддержки, прежде всего на начальных этапах. Последующие опытно-конструкторские разработки, как правило, проводятся в интересах крупных коммерческих промышленных организаций, а следовательно, должны софинансироваться из их собственных средств.
Однако в отношении опытно-конструкторских разработок нового технологического уклада
данная логика не может быть применена, поскольку у наиболее крупных участников рынка, обладающих значительными финансовыми ресурсами, отсутствует стимул к научно-технологическому развитию производственной базы [15].
Таким стимулом для большинства компаний является конкуренция. Но для фирм, работающих в рамках четвертого технологического уклада и успешно функционирующих при наличии больших запасов нефти и газа, стимулов инвестировать средства в радикально новые технологии пятого уклада не существует, поскольку данный рынок является малоконкурентным, а спрос на нефтегазовые ресурсы со стороны других экономических агентов высок8.
Отсюда следует важный вывод: в условиях четвертого технологического уклада основная часть финансовых ресурсов, направляемых на технологическое развитие страны, должна быть инвестирована государством за счет бюджетной системы. Причем это касается не только фундаментальных научных, но и прикладных проблемно ориентированных исследований и последующих опытно-конструкторских
разработок [17].
Сформулированный вывод подтверждается статистикой бюджетных расходов зарубежных государств на прикладные научные исследования и опытно-конструкторские разработки в
сопоставлении с Россией (рис. 3, 4).
Диаграммы наглядно показывают существенное отставание России по объемам государственных расходов на прикладные научные исследования и передовые опытно-конструкторские разработки от уровня зарубежных стран. Важно отметить, что низкие объемы финансового обеспечения прикладных научных исследований и опытно-конструкторских разработок по технологиям нового уклада не только увеличивают технологический разрыв между Россией и развитыми странами, но и фактически сводят на нет крупные расходы на фундаментальные научные исследования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. Научные результаты фундаментального исследовательского сектора фактически остаются не востребованными со стороны экономики, а это значит, что выстраиваемая модель национальной
8 Кузнецова Г.В. Россия: перспективы инновационного развития // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2015. № 6. С. 2-13.
инновационной системы России имеет все возможности остаться нереализованной9 [19].
Любое индустриальное государство должно обладать базовыми отраслями индустрии, которые составляют фундамент всего материального производства и являются опорой экономики. К таким отраслям следует отнести автомобильную и станкоинструментальную промышленность,
металлургию, нефтехимию. тяжелое,
энергетическое, транспортное и
сельскохозяйственное машиностроение. легкую промышленность. Однако эти отрасли теперь не должны превалировать.
Конкурентоспособность и благосостояние страны в XXI в. будет в значительной мере определяться технологиями шестого, седьмого и даже восьмого технологического уклада. К таким прорывным технологиям относятся робототехника и системы искусственного интеллекта, молекулярная биология и генная инженерия, молекулярная электроника и нанотехнологии, глобальные информационные сети и спутниковые системы связи, водородная энергетика и возобновляемые источники энергии.
С учетом этого важным направлением развития является создание моста между научным и производственным секторами экономики. В этой связи имеет смысл внести корректировки в основные государственные программы по развитию производственных технологий, реализуемые в Российской Федерации.
1. Объемы финансового обеспечения прикладных проблемно ориентированных научных
исследований, проводимых в рамках государственной программы «Развитие науки и технологий», целесообразно увеличить и довести до уровня развитых стран мира (0,1-0,2% ВВП).
Одновременно с этим следует разработать такие ключевые показатели эффективности реализации данной подпрограммы, которые методологически были увязаны с целями и задачами государственных программ по реформированию производственного сектора. К таким индикаторам могут быть отнесены, к примеру, количество патентов на технологии, используемые в производстве микроэлектроники, биотехнологии, генной инженерии и т.п.; объемы государственных
9 Славянов А.С. Методические подходы к оценке эффективности системы финансирования отечественной науки // Национальные интересы: приоритеты и безопасность.
2014. № 31. С. 17-27; Казакова Е.Ю., Яковенко С.В. Перспективы развития инноваций в России к 2020 г. // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук.
2015. № 4-2. С. 297-300.
контрактов на поставку высокотехнологичной продукции, произведенной с применением новых технологий пятого уклада; объемы производства такой продукции и ее доля в ВВП страны (в настоящее время только этот индикатор закреплен в подпрограмме «Прикладные проблемно ориентированные исследования и развитие научно-технического задела в области перспективных технологий»).
2. Государственную программу «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» следовало бы скорректировать таким образом, чтобы она учитывала нынешние запросы базовых отраслей хозяйства и прорывные инновационные технологии завтрашнего дня. В этом случае возникает задача распределения ограниченных финансовых ресурсов между базовыми и новыми инновационными секторами экономики таким образом, чтобы объемы ассигнований, выделяемые каждой отрасли, позволили ей нормально функционировать и развиваться. Фактически речь идет о проблеме финансирования перехода экономической системы государства с одного технологического уклада на другой.
3. Наиболее масштабным направлением развития может стать объединение двух указанных крупных государственных программ в единую стратегическую комплексную программу развития в России технологий пятого уклада и перестройки экономики в рамках нового уклада. Объединенная программа может содержать скоординированные по срокам, исполнителям и финансовым ресурсам мероприятия как в чисто научной сфере (фундаментальные и прикладные исследования), так и в сфере опытно-конструкторских разработок в промышленном секторе, отвечающих требованиям пятого, а в средне- и долгосрочной перспективе требованиям шестого технологического уклада. Ориентация объединенной программы на технологии шестого технологического уклада позволит в кратчайшие сроки создать предпосылки для ликвидации разрыва между индустриальными технологиями развитых стран и России и обеспечить скорейшее становление отечественной инновационной модели.
Таблица 1
Структура распределения технологических укладов в экономике России и США в наши дни
Технологический уклад Доля уклада в экономике страны, % Описание технологического уклада
Россия США
III 35 15 Базируется на использовании в промышленном производстве электрической энергии, развитии тяжелого машиностроения и электротехнической промышленности на основе использования стального проката, новых открытий в области химии
IV 55 20 Основан на дальнейшем развитии энергетики с использованием нефти и нефтепродуктов, газа, средств связи, новых синтетических материалов. Это эра массового производства автомобилей, тракторов, самолетов, различных видов вооружений, товаров народного потребления. Широкое распространение компьютеров и программных продуктов для них, а также радаров. Использование энергии атома в военных и мирных целях
V 10 60 Опирается на достижения в области микроэлектроники, информатики, биотехнологии, генной инженерии, новых видов энергии, материалов, освоения космического пространства, спутниковой связи и т.п.
VI 0 5 Развитие робототехники, биотехнологий, основанных на достижениях молекулярной биологии и генной инженерии, нанотехнологий, совершенствование систем искусственного интеллекта, глобальных информационных сетей, интегрированных высокоскоростных транспортных систем
Источник: Авербух В.М. Шестой технологический уклад и перспективы России (краткий обзор) // Вестник Ставропольского государственного университета. Социологические науки. 2010. № 71; Каблов Е.Н. Шестой технологический уклад // Наука и жизнь. 2010. № 4. URL: http://www.nkj.ru/archive/artides/17800
Таблица 2
Объемы финансового обеспечения подпрограмм государственной программы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», обеспечивающих развитие пятого технологического уклада, млрд руб.
Год Подпрограмма Всего Процент к ВВП
Развитие производства композиционных материалов (композитов) и изделий из них Промышленные биотехнологии Развитие инжиниринговой деятельности и промышленного дизайна
2013 1,0 - - 1,0 0,0015
2014 1,3 0,05 1,0 2,4 0,0033
2015 1,5 0,05 1,0 2,5 0,0035
2016 1,6 0,05 1,0 2,7 0,0032
Итого... 5,4 0,15 3,0 8,6 -
Источник: составлено авторами по данным государственной программы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности»
Таблица 3
Объемы финансового обеспечения подпрограмм «Фундаментальные научные исследования» и «Прикладные проблемно ориентированные исследования и развитие научно-технологического задела в области перспективных технологий» государственной программы «Развитие науки и технологий» в 2013-2016 гг., млрд руб.
Подпрограмма
Год Фундаментальные научные исследования Прикладные проблемно ориентированные исследования и развитие научно-технологического задела в области перспективных технологий Всего Процент к ВВП
2013 83,6 1,7 85,3 0,13
2014 95,7 1,6 97,3 0,14
2015 105,8 1,6 107,4 0,15
2016 113,7 1,4 115,2 0,14
Итого... 398,9 6,3 405,2 -
Источник: составлено авторами по данным государственной программы «Развитие науки и технологий»
Рисунок 1
Ритм смены технологических укладов и поколений техники
Источник: Авербух В.М. Шестой технологический уклад и перспективы России (краткий обзор) // Вестник Ставропольского государственного университета. Социологические науки. 2010. № 71
Рисунок 2
Соотношение расходов федерального бюджета на НИОКР в сфере пятого технологического уклада по видам работ
Источник: составлено авторами по данным государственных программ «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» и «Развитие науки и технологий»
Рисунок 3
Доля государственных расходов на прикладные проблемно ориентированные исследования в ВВП различных государств
0,2 0,18 0Д6 0,14 0,12 0,1 0,08 0,06 0,04 0,02 О
<9
/ / у
¡у-
у
л*
Источник: рассчитано авторами по данным Евростата за 2012 г.
Рисунок 4
Доля государственных расходов на приоритетные опытно-конструкторские разработки в ВВП различных государств
Источник: Кузнецова Г.В. Россия: перспективы инновационного развития // Национальные интересы: приоритеты и
безопасность. 2015. № 6. С. 2-13
Список литературы
1. Малахова Т.А. Приоритеты инвестиционной политики государства в развитии промышленного сектора экономики // Государственное управление. Электронный вестник. 2014. № 47. С. 213-227.
2. Полякова О.А., Аландаров Р.А. Бюджетная политика Российской Федерации в условиях экономической неопределенности // Вестник Финансового университета. 2015. № 5. С. 6-12.
3. Гонова М.С., Гетаова Б.В. Финансовая политика в сфере инновационного развития // Фундаментальные исследования. 2015. № 2-9. С. 1922-1925.
4. SIPRI Fact Sheet, March 2015. Trends in international arms transfers, 2014. Pieter D. Wezeman and Siemon T. Wezeman.
5. Мальцев А.А., Азаров Д.А. Перспективы развития военно-промышленного комплекса Российской Федерации в условиях санкций // Известия Уральского государственного экономического университета, 2014. № 5. С. 58-66.
6. Рыкова И.Н., Алаев А.А., Авраамов П.А., Кораблёв Д.В. Оценка эффективности реализации государственной программы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. 2014. № 2. С. 15-30.
7. Тетерятников К. Источники финансирования госпрограммы развития промышленности и условия их привлечения // Финансовая жизнь. 2014. № 3. С. 15-21.
8. Бойцева А.А., Павлова Е.А. Исследование источников экономической поддержки фундаментальных и прикладных исследований в России // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1. С. 804.
9. Слепухина А.А. Проблемы финансирования инновационного сектора промышленности России // Финансовые проблемы и пути их решения: теория и практика: сб. науч. трудов 15-й Межд. науч.-практ. конф. / отв. за выпуск Д.Г. Родионов. СПб.: Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, 2014. С. 140-148.
10. Климова Н.В., Ларина Н.В. Зарубежный опыт стимулирования инновационной деятельности в промышленном секторе // Фундаментальные исследования. 2014. № 6-7. С. 1442-1446.
11. Хоха И.Н. Проблемы финансирования инновационной деятельности в России // Проблемы современной экономики: м-лы науч. конф. Новосибирск: Центр развития научного сотрудничества, 2013. С. 110-114.
Финансовая аналитика: Financial Analytics:
проблемы и решения 45 (2015) 14-25 Science and Experience
ISSN 2311-8768 (Online) Innovation and Investment
ISSN 2073-4484 (Print)
IMPROVEMENT OF FINANCIAL SUPPORT TO TECHNOLOGICAL DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN FEDERATION
Roman A. ALANDAROV3', Kirill O. TARKHANOVSKIIb
а Financial University under Government of Russian Federation, Moscow, Russian Federation alroma-88@mail.ru
b Financial University under Government of Russian Federation, Moscow, Russian Federation john_keynes@mail.ru
• Corresponding author
Article history: Abstract
Received 6 November 2015 Importance As the scientific and technological progress accelerates, it gets even more important to
Received in revised form address Russia's technological lagging behind global industrially developed nations.
11 November 2015 Objectives The research analyzes the current state of Russia's manufacturing sector and State
Accepted 16 November 2015 programs, which are designated to improve it in line with imperatives of global scientific and
technological progress.
JEL classification: H54, H61, Methods Using a systems analysis and extensive theoretical and statistical material, we identified O32, O33, O38 challenges and weaknesses of financial support to the development of the Russian manufacturing
sector, assessed the effectiveness of State programs of the Russian Federation. Results We found the main challenging aspects of financial support to the State programs Developing the Industry and Improvement of Its Competitiveness and The Development of Science and Technologies.
Conclusions and Relevance To switch the Russian economy to a new technological mode, it is necessary to increase the financial support to applied and specific researches up to the level of Keywords: State program, developed nations. The State programs should be adjusted to balance baseline segments of the
technological mode, scientific and national economy and breakthrough innovation technologies. The findings can prove useful for the technological progress, financial Government of the Russian Federation in drafting federal programs for developing the domestic support manufacturing sector and earmarking funds.
© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2015
References
1. Malakhova T.A. [Priorities of the State investment policy in developing the industrial sector of economy]. Gosudarstvennoe upravlenie. Elektronnyi vestnik, 2014, no. 47, pp. 213-227. (In Russ.) Available at: http://urlid.ru/aowk.
2. Polyakova O.A., Alandarov R.A. Byudzhetnaya politika Rossiiskoi Federatsii v usloviyakh ekonomicheskoi neopredelennosti [Budgetary policy of the Russian Federation under economic uncertainty]. VestnikFinansovogo universiteta = Bulletin of Financial University, 2015, no. 5, pp. 6-12.
3. Gonova M.S., Getaova B.V. Finansovaya politika v sfere innovatsionnogo razvitiya [Fiscal policy in the sphere of innovative development]. Fundamental'nye issledovaniya = Fundamental Research, 2015, no. 2-9, pp. 1922-1925.
4. Wezeman P.D., Wezeman S.T. Trends in International Arms Transfers, 2014. SIPRI Fact Sheet, March, 2015.
5. Mal'tsev A.A., Azarov D.A. Perspektivy razvitiya voenno-promyshlennogo kompleksa Rossiiskoi Federatsii v usloviyakh sanktsii [Development prospects of Russia's military industrial complex under international sanctions]. Izvestiya Ural'skogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta = Izvestia of USUE, 2014, no. 5, pp. 58-66.
6. Rykova I.N., Alaev A.A., Avraamov P.A., Korablev D.V. Otsenka effektivnosti realizatsii gosudarsvennoi programmy "Razvitie promyshlennosti i povyshenie ee konkurentosposobnosti" [Assessing the efficiency of the implementation of the State program Developing the Industry and Increasing its Competitiveness].
Nauchno-issledovatel'skii finansovyi institut. Finansovyi zhurnal = Financial Research Institute. Financial Journal, 2014, no. 2, pp. 15-30.
7. Teteryatnikov K. Istochniki finansirovaniya gosprogrammy razvitiya promyshlennosti i usloviya ikh privlecheniya [Sources of financing the State program of industrial development and fund raising terms].
Finansovaya zhizn' = Financial Life, 2014, no. 3, pp. 15-21.
8. Boitseva A.A., Pavlova E.A. Issledovanie istochnikov ekonomicheskoi podderzhki fUndamental'nykh i prikladnykh issledovanii v Rossii [Examining sources of economic support to fundamental and applied researches in Russia]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya = Modern Problems of Science and Education, 2015, no. 1, p. 804.
9. Slepukhina A.A. [Problems of financing the innovative sector of Russia's industry]. Finansovyeproblemy i puti ikh resheniya: teoriya i praktika [Proc. Sci. Conf. Financial Problems and Ways to Address Them: Theory and Practice]. St. Petersburg, St. Petersburg Polytechnic University Publ., 2014, pp. 140-148.
10. Klimova N.V., Larina N.V. Zarubezhnyi opyt stimulirovaniya innovatsionnoi deyatel'nosti v promyshlennom sektore [Foreign experience of innovation activity in the industrial sector]. Fundamental'nye issledovaniya = Fundamental Research, 2014, no. 6-7, pp. 1442-1446.
11. Khokha I.N. Problemy finansirovaniya innovatsionnoi deyatel'nosti v Rossii [Issues of financing innovative activities in Russia]. Problemy sovremennoi ekonomiki: materialy konferetsii [Proc. Sci. Conf. Issues of Modern Economics]. Novosibirsk, Tsentr razvitiya nauchnogo sotrudnichestva Publ., 2013.