Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ НАЛОГОВОГО МЕХАНИЗМА КАК СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ НАЛОГОВОГО МЕХАНИЗМА КАК СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
20
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВЫЙ МЕХАНИЗМ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузьменко Ирина Петровна, Рубежной Андрей Александрович, Грищенко Сергей Анатольевич

Важнейшим условием реализации стратегии социально-экономического развития страны как на федеральном, так и на региональном уровне является эффективная налоговая политика и как один из составляющих ее элементов налоговый механизм, который представляет собой набор правил, норм, способов и форм налогообложения: от планирования поступлений налогов и сборов до их учета и составления налоговой декларации. Налоговый механизм вместе с налоговой политикой являются составными элементами финансового механизма страны. В зависимости от результатов функционирования налогового механизма государством вносятся существенные или незначительные коррективы в свою экономическую политику, в принципы построения и модернизации налоговой системы. По нашему мнению, на федеральном уровне необходимо осуществить следующие коррективы налоговой политики: повышение финансовой самостоятельности регионов и муниципальных образований; разработка и внедрение единой информационной системы налогового контроля; противодействие функционированию схем уклонения от уплаты налогов и сборов и незаконного возмещения налогов из бюджета. На региональном уровне целесообразно осуществить следующее: развитие налогового потенциала территории; протекционизм развитию инновационно-инвестиционной деятельности; содействие развитию малого и среднего бизнеса.The most important condition for the implementation of socio-economic development of the country at both the federal and regional level is the effective tax policy as one of the constituent elements of the tax mechanism, which is a set of rules, standards, methods and forms of taxation: tax revenue planning and fees to their accounting and tax returns. Tax mechanism with tax policy are integral elements of the country's financial mechanism. Depending on the results of functioning of the state mechanism of the tax makes a substantial or minor adjustments in its economic policy, the principles of construction and modernization of the tax system. In our opinion, at the federal level, the following adjustments necessary to implement fiscal policy: increasing the financial autonomy of regions and municipalities; development and implementation of a unified information system of tax control; opposition to the functioning schemes of tax evasion and illegal fees and reimbursement of taxes from the budget. At the regional level, it is advisable to carry out the following: tax potential development of the area; protectionism development innovation and investment; promotion of small and medium-sized businesses.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ НАЛОГОВОГО МЕХАНИЗМА КАК СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»

в

-№ 2(22/1), 2016!

75

УДК 336.22

Кузьменко И. П., Рубежной А. А., Грищенко С. А. Kuzmenko I. P., Rubezhnoy A. A., Grischenko S. A.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ НАЛОГОВОГО МЕХАНИЗМА КАК СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

IMPROVEMENT OF ELEMENTS TAX MECHANISM AS MEANS OF SUSTAINABLE ECONOMIC DEVELOP-MENT

Важнейшим условием реализации стратегии социально-экономического развития страны как на федеральном, так и на региональном уровне является эффективная налоговая политика и как один из составляющих ее элементов налоговый механизм, который представляет собой набор правил, норм, способов и форм налогообложения: от планирования поступлений налогов и сборов до их учета и составления налоговой декларации. Налоговый механизм вместе с налоговой политикой являются составными элементами финансового механизма страны. В зависимости от результатов функционирования налогового механизма государством вносятся существенные или незначительные коррективы в свою экономическую политику, в принципы построения и модернизации налоговой системы.

По нашему мнению, на федеральном уровне необходимо осуществить следующие коррективы налоговой политики: повышение финансовой самостоятельности регионов и муниципальных образований; разработка и внедрение единой информационной системы налогового контроля; противодействие функционированию схем уклонения от уплаты налогов и сборов и незаконного возмещения налогов из бюджета. На региональном уровне целесообразно осуществить следующее: развитие налогового потенциала территории; протекционизм развитию инновационно-инвестиционной деятельности; содействие развитию малого и среднего бизнеса.

Ключевые слова: налоговый механизм, экономический рост, региональное развитие.

The most important condition for the implementation of socio-economic development of the country at both the federal and regional level is the effective tax policy as one of the constituent elements of the tax mechanism, which is a set of rules, standards, methods and forms of taxation: tax revenue planning and fees to their accounting and tax returns. Tax mechanism with tax policy are integral elements of the country's financial mechanism. Depending on the results of functioning of the state mechanism of the tax makes a substantial or minor adjustments in its economic policy, the principles of construction and modernization of the tax system.

In our opinion, at the federal level, the following adjustments necessary to implement fiscal policy: increasing the financial autonomy of regions and municipalities; development and implementation of a unified information system of tax control; opposition to the functioning schemes of tax evasion and illegal fees and reimbursement of taxes from the budget. At the regional level, it is advisable to carry out the following: tax potential development of the area; protectionism development innovation and investment; promotion of small and medium-sized businesses.

Key words: tax mechanism, economic growth, regional development.

Кузьменко Ирина Петровна -

кандидат экономических наук, доцент кафедры информационных систем

ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный

аграрный университет»

г. Ставрополь

Тел.: 8-905-497-52-24

E-mail: stgau@stgau.ru

Рубежной Андрей Александрович -

кандидат экономических наук, доцент кафедры

бухгалтерского учета и налогообложения

ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный

университет»

г. Ставрополь

Тел.: (8652) 94-59-75

E-mail: aaru@inbox.ru

Грищенко Сергей Анатольевич -

студент ФГБОУ ВО «Московский государственный технический университет гражданской авиации» г. Москва

Тел.: (8652) 94-59-75 E-mail: nalogi@ncfu.ru

Kuzmenko Irina Petrovna -

Ph.D in Economics,

Associate Professor

Department of Information Systems

FGBOU VO «Stavropol State Agrarian University»

Stavropol

Tel.: 8-905-497-52-24 E-mail: stgau@stgau.ru

Rubezhnoy Andrey Aleksandrovich -

Ph.D in Economics,

Associate Professor of accounting and taxation FGAOU VO «North-Caucasian Federal University Stavropol

Tel.: 8(8652) 94-59-75 E-mail: aaru@inbox.ru

Grishchenko Sergey Anatolevich -

student

Moscow State Technical University of Civil Aviation Moscow

Tel.: 8(8652) 94-59-75 E-mail: nalogi@ncfu.ru

Налоговая политика государства является одним из главных инструментов регулирования экономики и ее формирование направлено, прежде всего, на совершенствование экономических отношений. Реализация налоговой политики способствует решению как общественных, так и политических задач. В связи с тем, что налоги выделяются как главный источник формирования доходной части бюджета, то исполнение ключевых показателей расходной части обязательств страны полностью зависит от результативности налоговой политики. При применении научно обоснованного подхода к определению положений налоговой политики устанавливается ее соответствие стратегии территориального развития.

Налогообложению, как известно, отводится основное место в выборе источников обеспечения финансовыми ресурсами регионов. Потенциал территориального развития во многом определяется имеющейся величиной фискальных поступлений, которые являются следствием исполнения налоговых обязательств и использования экономического потенциала в условиях реализуемой социально-экономической политики, направленной на обеспечение экономической безопасности и основанной на текущем уровне развития законодательства в сфере налогов и сборов.

Для исполнения сформированной государством налоговой политики необходимо применять налоговый механизм, который представляет собой набор правил, норм, способов и форм налогообложения: от планирования поступлений налогов и сборов до их учета и составления налоговой декларации. Налоговый механизм вместе с налоговой политикой являются составными элементами финансового механизма страны.

С использованием налогового механизма государственные органы власти осуществляют регулирование в налоговой сфере и создают предпосылки для рационального взаимодействия всех субъектов налоговых отношений уполномоченных органов власти друг с другом, а также налогоплательщиков с уполномоченными органами. Следовательно, органы власти, опираясь на общую экономическую стратегию развития территории, проводят принятую налоговую политику, при этом выполняется воздействие на налоговую систему страны с использованием регулирующего механизма.

К составляющим элементам налогового механизма относятся налоговое планирование (прогноз социально-экономического развития, разработка налоговой стратегии и тактики, разработка и утверждение планов налоговых поступлений), налоговое регулирование (регулирование воспроизводственного процесса, разграничение налоговых полномочий между уровнями бюджетной системы), налоговый контроль (установление видов и ответственности

за налоговые правонарушения, налоговые проверки, применение штрафных санкций), а также некоторые авторы выделяют налоговый анализ. Под последним подразумевается отбор и анализ экономических показателей, динамика которых связана с изменениями налоговой политики, а также оценку результативности применения инструментария налогового механизма.

Для целей управления системой налогообложения на различных уровнях осуществляется среднесрочное прогнозирование налоговых поступлений в федеральный, региональные и местные бюджеты государства. На основании прогнозируемых показателей государство, изменяя налоговые ставки и общие условия налогообложения, варьируя налоговыми льготами и санкциями, корректируя перечень уплачиваемых на территории страны или региона налогов, формирует благоприятный климат для ускорения темпов развития приоритетных отраслей и производств. Государственная налоговая политика, реализуемая посредством инструментария налогового механизма, характеризуется конкретной макроэкономической стратегией и осознанным воздействием на экономику, непрерывным в своем развитии и относительно постоянным во времени. Элементы налогового механизма представлены на рисунке 1.

Государственное регулирование при помощи инструментария налогового механизма создает широкие возможности для прогрессивного развития экономики и реализации макроэкономических целей государства. Государственная поддержка экономического развития, проводимая через налоговую политику, должна учитывать специфику и уровень социально-экономического развития субъектов налогообложения. Через налоговую политику государство должно стимулировать экономику в период спада и сдерживать в период подъема.

Только хорошо продуманное и умелое использование ее механизмов может привести к процветанию экономики, что является основной задачей в условиях современных политических событий и применения экономических санкций.

В зависимости от результатов функционирования налогового механизма государством вносятся существенные или незначительные коррективы в свою экономическую политику, в принципы построения и модернизации налоговой системы. Результативность применения налогового механизма в значительной мере зависит и от того, какие детерминанты государство закладывает в его основу, а также от степени их соотношения с принципами формирования налоговой системы (отношение количества и уровня прямых и косвенных налогов; применение прогрессивных или пропорциональных ставок налогообложения; применение различных налоговых вычетов и скидок, а также их целевое использование; различные методы и методики формирования налоговой базы) [2].

в

естник АПК

Ставрополья

:№ 2(22/1), 2016:

Элементы налогового механизма

Процесс формирования налоговой базы

Преференции

Санкции

Налоговые ставки

Совершенствование структуры личного потребления и уровня спроса населения

г

Антициклическое регулирование экономики

Влияние на процессы регулирования темпов роста ВВП

Регулирование происходит за счет применения порога необлагаемого объема доходов (установление вычетов при налогообложении физических лиц) или освобождения от уплаты налога для отдельных видов товаров

Л 7"

С целью стимулирования экономического роста составляющие элементы налогового механизма используются для сглаживания пиков спроса и предложения

Регулирование на всех стадиях процесса оборота капитала

Государственная политика оказывает узконаправленное воздействие на темпы роста экономики, размер и структуру ВВП

т~

Посредством налоговой политики государство воздействует на инвестиционную активность, применяя как существующие инструменты, так и вводя новые

Рисунок 1 - Элементы налогового механизма

В качестве индикаторов результативности налогового механизма в настоящее время предпочтительными представляются показатели:

- индикатор «налогоплательщики» - оценка динамики и изменения структуры налогоплательщиков, включая процессы постановки и снятия с учета;

- индикатор «объем налоговых поступлений и их структура» - объем поступления платежей по основным видам налогов и уровням бюджетов, а также в отраслевом разрезе;

- индикатор «налоговая задолженность и динамика ее изменения» - объем налоговой задолженности по основным видам налогов и уровням бюджетов;

- индикатор «соотношение пропорции между налоговыми доходами, доходами и расходами бюджета»;

- индикатор «состояние и эффективность системы налогового контроля» - оценка работы контрольных органов: количество проверок и их результаты, доначисленные суммы, оспариваемые суммы, возврат и т. п.;

- индикатор «сумма недопоступления налогов в связи с предоставлением льгот и преференций»;

- индикатор «налоговая нагрузка» [1].

Предложенные показатели в целом достаточно полно характеризуют существующий в государстве налоговый механизм и являются базой для проведения анализа налоговой политики на качественно более высоком уровне.

По нашему мнению, необходимо подразделять мероприятия по совершенствованию фискальной политики на уровне региона на специфические и общие; методические и организационно-правовые; мероприятия, имеющие своей основной целью расширение налоговой базы регионов, повышение результативности деятельности государства в обеспечении экономического роста территорий, модернизацию инструментов фискального администрирования на уровне региона.

К мерам общего характера в налоговой политике можно отнести следующее:

1. Рост организационно-правовых полномочий территорий на законодательном уровне в области налогообложения для формирования благоприятной фискальной среды развития бизнеса, с учетом приоритетных направлений в социально-экономическом развитии регионов.

2. Повышение заинтересованности региональных и муниципальных органов власти к расширению налоговой базы на подконтрольной территории за счет повышения

значимости региональных и местных фискальных платежей в формировании доходной части консолидированного бюджета.

3. Введение общих методов оценки результативности фискальной политики на уровне региона, модернизация форм статистической отчетности в сфере налогообложения в направлении осуществления текущего контроля результативности фискальной политики территории на постоянной основе.

В данном контексте существует положительный опыт применения интерактивных информационных систем, сформированных в процессе осуществления мероприятий, направленных на развитие сервисов предоставляемых налоговой службой налогоплательщикам. Это предполагает приобретение инструментов поиска индивидуального подхода к каждому налогоплательщику вне зависимости от организационно-правовой формы организации, социального положения, возраста и места проживания физического лица.

К числу основных направлений функционирования ФНС РФ относится и создание обновленной модели контрольной работы, в том числе непременное использование информационных ресурсов, имеющихся в распоряжении службы, сведений, поступающих из внешних источников и камерального контроля при проведении полного анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия-налогоплательщика.

Особенностью данного этапа совершенствования деятельности налоговой службы является сохранение наполняемости бюджетов налоговыми поступлениями при снижении общего числа проверок деятельности субъктов малого и среднего бизнеса.

Представляется обоснованным, что, с одной стороны, налогоплательщик заинтересован в наполнении достоверными данными информационной базы ФНС, но с другой, возможности дистанционного доступа по защищенным каналам связи и предоставление сервиса сверки задолженности в режиме on-line снижают необходимость увеличения количества проверок со стороны налоговой службы. При этом уменьшаются организационная нагрузка и затраты администрирования налоговых органов. Добросовестные налогоплательщики, которые заинтересованы в сохранении устойчивого финансового положения, могут инициировать в одностороннем порядке налоговые проверки, с целью подтверждения своего статуса, а недобросовестные налогоплательщики, наоборот, рискуют попасть под пристальное внимание налоговых органов [3].

Предоставление возможности on-line доступа к сервисам по телекомму-никационным каналам связи в защищенном режиме закрытого доступа к личным данным налогоплательщиков в консолидированной информационной базе

ФНС изменило как сами подходы к налоговому администрированию, так и отношение субъектов налогообложения к обязательствам по уплате налогов и сборов.

К специфическим мерам налоговой политики можно отнести:

- расширение использования налоговых преференций на целевой основе в рамках закрепленных правомочий на территориях, которые имеют низкий уровень налогового потенциала;

- расширение налогового инструментария в составе мероприятий содействия экономическому развитию посредством реализации целевых про-грамм формирования и совершенствования инновационной и инвестиционной деятельности на территории региона;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- снижение трудоемкости процедуры согласования и предоставления налогового кредита, законодательное закрепление на уровне региона полномочий органов ответственных за принятие решения о продлении сроков уплаты соответствующих фискальных платежей, а также установление приоритетных для территории отраслей и видов деятельности, субъекты которых станут пользователями налогового кредитования;

- формирование и реализация инструментов фискального содействия развитию производств с высокой добавленной стоимостью, практикующих рост расходов на НИОКР, в том числе на проведение совместных исследований с вузами и НИИ [4];

- улучшение администрирования адресных налоговых преференций на территориальном уровне и реализация непрерывного контроля за их целевым использованием, ликвидация практики необоснованного применения налоговых преференций к отдельным организациям.

В соответствии с современными тенденциями развития экономики страны, формированием и применением элементов политики им-портозамещения, необходимо разработать комплекс мер по совершенствованию механизма налоговой политики России с учетом происходящих экономических и политических трансформаций. По нашему мнению, на федеральном уровне необходимо осуществить следующее:

- повышение финансовой самостоятельности регионов и муниципальных образований - посредством внесения изменений в законодательство обеспечить баланс интересов между уровнями власти на основе принципов экономической эффективности, социальной справедливости, макро- и мезо-экономической стабильности;

- разработка и внедрение единой информационной системы налогового контроля

в

:№ 2(22/1), 2016:

79

- на основе электронного декларирования паспортов сделок с синхронизацией их с базами данных налоговых органов, что позволит пресечь незаконные операции по уклонению от налогообложения;

- противодействие функционированию схем уклонения от уплаты налогов и сборов и незаконного возмещения налогов из бюджета - наложение ограничений на конфиденциальное использование оффшорных компаний и других инструментов «агрессивного» налогового планирования, что будет способствовать развитию конкурентной среды предприятий с равными возможностями.

На региональном уровне целесообразно осуществить следующее:

- развитие налогового потенциала территории - используя набор оптимальных для каждого конкретного региона форм поддержки стратегически важных отраслей экономики обеспечить поступательное их развитие, законодательно закрепить дол-госрочность и определенность реализуемых мер налогового стимулирования;

- протекционизм развитию инновационно-инвестиционной деятельности - на основе эффективных механизмов налоговых преференций способствовать долгосрочным инвестициям в развитие инфраструктуры инновационных конкурентоспособных производств;

- содействие развитию малого и среднего бизнеса - используя инструменты предоставления налоговых каникул, совершенствования и адаптации патентной системы налогообложения к условиям региона, наделения территорий дополнительными полномочиями по снижению налоговых ставок в рамках специальных налоговых режимов, способствовать расширению налоговой базы территории.

Раскрывая сущность сформированного комплекса рекомендаций можно выделить ме-

роприятия по налоговой поддержке малых и средних предприятий на основе реализации возможностей по предоставлению налоговой отсрочки (рассрочки) при размере задолженности более 1 млн. рублей и освобождению малых инновационных предприятий от уплаты налога на прибыль организаций на срок до 2-х первых лет функционирования (налоговые каникулы), а также уплате 50 % суммы вышеуказанного налога в течение следующих двух лет работы. Также целесообразно применение компенсирующих мер посредством снижения налоговых ставок для предприятий, находящихся на специальных налоговых режимах, таких как УСН и ЕНВД.

Эффективными инструментами привлечения инвестиций в экономику региона и государства являются создание особых экономических зон, территорий опережающего развития и внедрение мер по снижению административных барьеров ведения бизнеса. Привлеченные инвестиции создадут финансовую основу не только для оперативного импортозамещения, но и для реиндустриализации промышленности.

Таким образом, нестабильность экономической ситуации в стране стала индикатором выявления «узких мест» реализуемой стратегии развития России. Для целей сглаживания ее последствий необходимо формирование такого механизма налоговой политики, который будет направлен на удовлетворение интересов общества и заключаться в реализации совокупности мероприятий по нивелированию негативного влияния на экономику страны фактора ресурсо-зависимости, а также будет нацелен на улучшении социально-экономических показателей регионов и государства в целом.

По нашему мнению, реализация вышеуказанных мер позволит повысить эффективность налоговой политики на уровне региона, обеспечить стабильность повышения фискальных поступлений в региональные бюджеты и, следовательно, будет содействовать устойчивому экономическому развитию субъектов Российской Федерации.

Литература

1. Кузьменко В. В., Молодых В. А. Налоговый мониторинг как превентивная процедура по противодействию уклонению от уплаты налогов // Налоговая политика Российской Федерации на современном этапе: проблемы разных уровней : материалы Всерос. науч. практ. конф. М., 2015. С. 20-25.

2. Молодых В. А., Кузьменко В. В. Стратегические приоритеты налогового стимулирования экономической активности // Современные вызовы и реалии экономического развития России : материалы Междунар. науч.-практ. конф. / Северо-Кавказский федеральный университет, Белорусский государственный экономический университет, Евразийский национальный университет им. Л. Н. Гумилева, Хозяйственная академия им. Д. А. Ценова. М., 2015. С. 135-136.

References

1. Kuzmenko V. V., V. A. Young Tax monitoring as a preventive measure to counter tax evasion // The tax policy of the Russian Federation at the present stage: the problems of different levels: Proceedings of the All-Russian scientific-practical conference. 2015. Pp. 20-25.

2. Molodyh V. A., Kuzmenko V. V. Strategic priorities of tax incentives for economic activity // Current Challenges and Realities of Russia's economic development of the international scientific-practical conference. North-Caucasian Federal University, Belarusian State Economic University, Eurasian National University. L. N. Gumilyov, Economic Academy. YES. Tsenova Publishing House «Finance and Credit». 2015. Pp. 135-136.

3. Молодых В. А., Рубежной А. А., Сарки-сов В. Б. Эффективность системы налогового планирования в условиях экономической рецессии. Ставрополь, 2014.

4. Региональная налоговая политика в системе противодействия расши-рению теневого сектора экономики : моногр. / В. В. Кузь-менко, В. А. Молодых, Н. С. Бескоровай-ная, А. А. Рубежной. Ставрополь, 2015.

3. Young V. A., landmark A. A., Sarkisov V. B. The effectiveness of tax planning in the context of economic recession. - Stavropol, 2014.

4. Regional tax policy in the system of counter-extension rhenium shadow economy / Kuzmenko V. V., V. A. Young, Beskorovain-aya N. S., landmark A. A. // Monograph. Stavropol 2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.