9. Цыпин, А. П. Развитие малого предпринимательства в Оренбургской области / А. П. Цыпин, Л. Р. Фаизова // Наука и образование: фундаментальные основы, технологии, инновации. Сборник материалов Междунар. научн. конф., посвященной 60-летию Оренбургского гос. ун-та. Оренбург. - 2015. - С. 248252.
Информация об авторах
Черненкова Ирина Юрьевна - кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой финансы и бухгалтерский учет Смоленского института экономики филиала ЧОУВО «СПбУТУиЭ», Смоленск. Информация для контактов: тел. раб. +7 (4812) 61-07-11. E-mail: [email protected].
Наркевич Лариса Владимировна - кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики и управления МО УВО «Белорусско-Российский университет». Информация для контактов: тел. служ. 8 (0222) 25-22-29. E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 06.05.2019 г. УДК 519.866:[338.436.33:637.5]
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЭКОНОМИЧСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МЯСОКОМБИНАТОВ С СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫМИ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЯМИ
И. Н. ШАФРАНСКИИ, кандидат экономических наук УО «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия»
И. В. ШАФРАНСКАЯ, кандидат экономических наук, доцент УО «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия»
IMPROVEMENT OF ECONOMIC RELATIONS OF MEAT COMPLEXES WITH AGRICULTURAL PRODUCERS
I. N. SHAFRANSKII, Candidate of economic sciences Belarusian State Agricultural Academy I. V. SHAFRANSKAIA, Candidate of economic sciences, Assistant professor Belarusian State Agricultural Academy
Разработана методика обоснования размера премии за 1 т сырья в зависимости от его каче-
A methodology has been developed to substantiate the size of the premium for 1 ton of raw materials,
ства, применение которой позволит усилить экономические взаимоотношения между мясокомбинатами и сельскохозяйственными товаропроизводителями.
depending on its quality, the use of which will strengthen the economic relations between meat processing plants and agricultural producers.
Введение. Известно, что результаты финансовой деятельности мясокомбината напрямую зависят от количества и качества поступающего сырья. Следовательно, важнейшим направлением повышения конкурентоспособности продукции мясоперерабатывающих предприятий является совершенствования экономических взаимоотношений между мясокомбинатами и сельскохозяйственными товаропроизводителями с целью стимулирования последних в повышении качества и количества сельскохозяйственного сырья [8].
Анализ источников. Государством уделяется большое внимание данному направлению [1]. В соответствии с Соглашением о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации от 18 ноября 2010 г. (в ред. Решения Коллегии ЕЭК от 09.04.2013 № 77) разработан Технический регламент Таможенного союза «О безопасности мяса и мясной продукции» (ТР ТС 034/2013), который вступил в силу 16 января 2014 г. Объектами регулирования настоящего технического регламента выступают продукты убоя и мясная продукция, а также процессы производства, хранения, перевозки, реализации, утилизации продуктов убоя и мясной продукции. При этом предполагает единство действующих стандартов в области мяса и мясной продукции.
23-24 мая 2012 г. Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации принят межгосударственный стандарт ГОСТ 31476-2012. Свинина для убоя, свинина в тушах и полутушах, технические условия выступают объектами регулирования настоящего стандарта.
С целью оценки качества свиней для убоя при приемке подразделяют на шесть категорий в зависимости от половозрастных признаков, живой массы, толщины шпика. Свинину подразделяют на шесть категорий в соответствии с требованиями ГОСТа 31476-2012. Свинину от молодняка массой туш от 50 до 120 кг в зависимости от выхода мышечной ткани подразделяют на шесть категорий. Свинину от подсвинков, боровов, свиноматок, поросят-молочников и хряков подразделяют на 5 классов в соответствии с требованиями ГОСТа 31476-2012.
Межгосударственным стандартом определяются правила приемки животных. Приемку свинины производят по качеству и количеству
туш партиями в соответствии с показателями, установленными настоящими стандартами. Для оценки качества свинины производят выборку из различных мест партии в размере 3 % от общего количества партии. При приемке производят осмотр каждой туши или полутуши.
11 апреля 2011 г. утвержден и введен в действие Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 54315-2011, действующий в Республике Беларусь. КРС для убоя, говядина и телятина в тушах, полутушах, четвертинах являются объектами регулирования данного стандарта.
В соответствии с требованиями данного Национального стандарта КРС подразделяют по половозрастным характеристикам на следующие группы: молодняк - бычки, бычки - кастраты, телки, коровы - первотелки; взрослый скот - коровы, быки; телята - молочники; телята. С целью градации качества молодняк КРС подразделяют на 7 категорий в соответствии с настоящими стандартами: «супер», «прима», «экстра», «отличная», «хорошая», «удовлетворительная», «низкая». Взрослый КРС, телят и телят - молочников подразделяют на две категории: первая, вторая. Аналогичные категории выделяют для говядины, телятины, молочной телятины.
Требованиями Национального стандарта Российской Федерации определяются правила приемки животных. Приемку говядины, телятины и молочной телятины производят по качеству и количеству туш (полутуш) партиями в соответствии с показателями и требованиями, установленными настоящими стандартами. При приемке производят осмотр каждой туши или полутуши. Для оценки качества мяса производят выборку из разных мест партии. Количество отобранных туш варьируется в зависимости от объема партии и устанавливается в соответствии с ГОСТом Р 54315-2011.
Дополнительные требования предъявляются к поставщикам сырья для детского питания. В соответствии с Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 3 июня 2013 г. № 42 «Об утверждении санитарных норм и правил «Требования для организаций, осуществляющих производство пищевой продукции для детского питания» (в ред. постановления Минздрава от 07.09.2015 № 96) предъявляются требования к «продовольственному сырью, ингреди-ентному и химическому составу, маркировке пищевой продукции для детского питания, территории, водоснабжению и водоотведению, освещению, микроклимату, содержанию и эксплуатации производственных, вспомогательных и бытовых помещений, оборудования ор-
ганизаций, личной гигиене работников, обращению продукции в организациях».
Производственная деятельность поставщиков сырья подлежит санитарно-гигиенической экспертизе в соответствии с перечнем видов деятельности, установленным Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 17 июля 2012 г. № 104 «Об установлении перечня работ и услуг, представляющих потенциальную опасность для жизни и здоровья населения» (в ред. постановления Минздрава от 18.11.2016 № 114).
В соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 февраля 2012 г. № 156 «Об утверждении единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (в ред. постановлений Совмина от 28.09.2018 № 705) устанавливается порядок проведения санитарно-гигиенической экспертизы. Стоит также отметить, что, помимо нормативных документов, регулирующих взаимоотношения между мясокомбинатом и сельскохозяйственными товаропроизводителями, заключается Договор поставки. В данном договоре дополнительно утверждается график поставок, в котором указываются ежемесячные сроки поставки, а также количество и ассортимент животных. Количество животных, не сданных поставщиком в установленный срок, прибавляется к количеству, подлежащему сдаче в следующем периоде текущего договора. Расчеты с поставщиками осуществляются в соответствии с ценами, согласованными в протоколе согласования цен в зависимости от категории и количества поставляемых животных. Оплата осуществляется платежными поручениями покупателя и поступает на счет поставщика в течение 10 банковских дней с даты выписки приемной квитанции. Транспортные расходы, в случаях, когда доставка осуществляется за счет средств поставщика, возмещаются одновременно с оплатой поставленных животных.
Методы исследования. В процессе исследования использовались общенаучные методы анализа и синтеза, обобщения, аналогии, сравнения, монографический и экономико-математический методы.
Основная часть. Как показал анализ литературных источников, сложившаяся система экономических взаимоотношений мясоперерабатывающих предприятий с сельскохозяйственными товаропроизводителями имеет ряд преимуществ, среди которых:
- действующая система расчетов основана на традиционно сложившейся общепризнанной оценке качественных показателей сырья;
- сложившиеся взаимоотношения между странами Таможенного союза позволяют повысить доступность сельскохозяйственных ресурсов;
- система, основанная на единых принципах и правилах технического регулирования мяса и мясной продукции, позволяет развивать экспортный потенциал сельскохозяйственных товаропроизводителей, что, в свою очередь, косвенно стимулирует рост качества производимого сырья.
Наряду с преимуществами, у существующей системы экономических взаимоотношений нами выявлен ряд недостатков:
- недостаточное стимулирование производства высококачественного сырья для мясной промышленности. Данный факт подтверждается незначительной долей чистопородного мясного скота в производстве говядины;
- в действующей системе расчетов за получаемое сырье результаты хозяйственной деятельности мясоперерабатывающих предприятий не учитываются в формировании выручки сельскохозяйственных товаропроизводителей, в то время как доля материальных затрат на сырье в общих затратах на производство мяса и мясной продукции составляет около 85 %;
- в ходе расчетов не учитываются затраты сельскохозяйственных товаропроизводителей на производство продукции, что, в свою очередь, является причиной диспаритетного обмена;
- договор поставки заключается сроком на 1 год, где указывается ежемесячный объем поставляемого сырья. Подобная ситуация не способствует ежемесячному стимулированию роста количества поставляемого сырья.
Следовательно, с целью усовершенствования экономических взаимоотношений мясоперерабатывающих предприятий с сельскохозяйственными товаропроизводителями нами предложена методика обоснования размера премии за 1 т сырья в зависимости от его качества (рисунок).
Рис. Методика обоснования размера премии за 1 тонну сырья в зависимости от его качества Примечание. Источник: составлено авторами на основе анализа источников [2-4, 6, 7].
Методика обоснования размера премии за 1 тонну сырья в зависимости от его качества основывается на поэтапных расчетах. Первый этап разработанной нами методики заключается в обосновании исходной информации предлагаемой нами экономико-математической модели оптимизации выплаты премий сельскохозяйственным организациям - поставщикам сырья. Так, минимальные и максимальные договорные закупочные цены 1 тонну скота по видам и категориям животных приняты соответственно на уровне фактически действующих цен и с учетом их роста на 50 %. Планируемые доли взрослого КРС 1 -й категории, молодняка КРС категории «супер», «прима», «экстра», «отличная» и свиней 1 -й категории в общем объеме поставок скота для 3 -го и 4-го сценариев расчета перспективной программы развития перерабатывающего предприятия обоснованы с учетом их роста до 80 %.
Кроме этого, в качестве входной исходной информации данной модели использованы выходные рассчетные данные экономико-математической модели оптимизации программы развития ПУП «Оршанский мясоконсервный комбинат» на основе роста конкурентоспособности продукции: предельный объем прибыли перерабатывающего предприятия для стимулирования качества поставок скота сельскохозяйственными товаропроизводителями, объем поставок скота по видам и категориям животных на переработку [4, 5].
В рамках предлагаемой методики обоснования размера премии за 1 тонну сырья в зависимости от его качества на третьем этапе расчетов разработана и решена новая экономико-математическая модель оптимизации выплаты премий сельскохозяйственным организациям - поставщикам сырья.
С целью роста заинтересованности поставщиков в повышении качественных и количественных характеристик сырьевых ресурсов целевая функция предлагаемой модели ориентирована на максимизацию уровня рентабельности сырья сельскохозяйственных организаций. Модель включает следующие ограничения: по формированию поставок скота на мясоперерабатывающее предприятие; по формированию прибыли для стимулирования качества скота, поставляемого сельскохозяйственными организациями; по использованию прибыли для стимулирования качества поставок скота; по предельному уровню закупочных цен за поставленный на мясоперерабатывающее предприятие скот; по формированию выручки сельскохозяйственных организаций от поставок скота на мясоперерабатывающее предприятие; по формированию затрат на производство и реализацию скота сельскохозяйственных организаций; по формированию коэффициента рентабельности сельскохозяйственных организаций от реализации скота; по предельному уровню рентабельности сельскохозяйственных организаций от реализации скота [4].
Проведенные исследования показали, что для стимулирования поставок высококачественного сырья сельскохозяйственными предприятиями рекомендуется применять премирование за поставки 1 тонну взрослого КРС 1-й категории, молодняка КРС категории «супер», «прима», «экстра», «отличная» и молодняка КРС категории «хорошая», а также свиней 2-й и 3-й категорий (таблица).
Объем поставок сырья, закупочные цены и премии за единицу мясного сырья, поставленного _на ПУП «Оршанский мясоконсервный комбинат» _
Продукция Факт, 2017 г. Расчет, 3-й сценарий Расчет, 4-й сценарий
убойный вес, тонн закупочная цена за 1 тонну, тыс. руб. убойный вес, тонн закупочная цена за 1 тонну с учетом премии за качество сырья, тыс. рублей в т. ч. премия за качество сырья, тыс. рублей убойный вес, тонн закупочная цена за 1 тонну с учетом премии за качество сырья, тыс. рублей в т. ч. премия за качество сырья, тыс. рублей
Взрослый КРС 1 -й категории 1259,5 3,890 1571,9 5,835 1,945 2090,8 5,835 1,945
Взрослый КРС 2-й категории 453,9 3,120 373,3 3,120 0 496,6 3,120 0
Коровы, быки тощие 251,5 1,400 19,6 1,400 0 26,1 1,400 0
Молодняк КРС категории «супер», «прима», «экстра», «отличная» 1059,1 4,860 1433,7 7,290 2,430 1906,9 7,290 2,430
Молодняк КРС категории «хорошая» 464,2 4,300 286,7 4,365 0,065 381,4 5,882 1,582
Молодняк КРС категории «жирная» 12,5 3,890 17,9 3,890 0 23,8 3,890 0
Молодняк КРС категории «удовлетворительная» 148,7 3,120 17,9 3,120 0 23,8 3,120 0
Молодняк КРС категории «низкая» 57,3 1,950 17,9 1,950 0 23,8 1,950 0
Молодняк КРС категории «тощая» 50,2 1,400 17,9 1,400 0 23,8 1,400 0
Свиньи 2-й категории 2875,2 3,620 3309,6 4,381 0,761 3821,6 5,430 1,810
Свиньи 3-й категории 773,6 3,540 744,7 3,856 0,316 859,9 4,956 1,416
Свиньи 4-й категории 335,1 1,920 41,4 1,920 0 47,8 1,920 0
Свиньи тощие 153,1 1,540 41,4 1,540 0 47,8 1,540 0
Прочий скот 1-й категории 31,4 5,700 31,2 5,700 0 51,5 5,700 0
Прочий скот 2-й категории 0,3 4,140 0,3 4,140 0 0,5 4,140 0
Прочий скот тощий 1,3 4,000 0,3 4,000 0 0,5 4,000 0
Примечание. Источник: составлено авторами на основе расчетов.
Премию рекомендуется выплачивать ежемесячно при подведении итогов по реализации продукции мясоконсервным комбинатом.
Следует отметить, что одним из направлений роста экспортного потенциала Республики Беларусь является организация производства и переработки высококачественной говядины, в том числе мраморного мяса, которое отличается высокими вкусовыми, питательными и кулинарными свойствами, содержит значительно меньше холестерина, чем в обычной говядине.
В Республике Беларусь мясное скотоводство развито слабо, а в сельскохозяйственных организациях Витебской области отсутствует. На мясокомбинаты республики поступает менее 1 % скота мясных пород и их помесей от объемов поставок КРС на переработку. В связи с чем рекомендуется предусмотреть премию к договорной закупочной цене за 1 тонну говядины, полученной от скота мясных пород, в размере 50 %.
Заключение. Таким образом, по результатам исследований сделаны следующие выводы:
На основании нормативно-правовой документации рассмотрена и проанализирована существующая система экономических взаимоотношений мясоперерабатывающих предприятий с сельскохозяйственными товаропроизводителями. Выявлены основные преимущества и недостатки существующей системы, включающие недостаточное стимулирование производства высококачественного сырья для мясной промышленности, ограниченную взаимосвязь конечных результатов функционирования сельскохозяйственных товаропроизводителей с результатами хозяйственной деятельности перерабатывающего предприятия и др. Это диктует необходимость совершенствования экономических взаимоотношений перерабатывающих организаций с поставщиками сырья.
С целью совершенствования экономических взаимоотношений мясоперерабатывающих предприятий с сельскохозяйственными товаропроизводителями нами предложена методика обоснования размера премии за 1 т сырья в зависимости от его качества. В рамках предлагаемой методики разработана новая экономико-математическая модель оптимизации выплаты премий сельскохозяйственным организациям -поставщикам сырья. Особенностью предлагаемой экономико-математической модели является учет поставок животных для убоя по видам и категориям скота, что позволяет обосновать оптимальную договорную закупочную цену, размер премии, стимулирующие качество поставляемого сырья, с целью максимизации уровня рентабельности
сельскохозяйственных организаций. Проведен сравнительный анализ предлагаемой и действующей систем экономических взаимоотношений ПУП «Оршанский мясоконсервный комбинат» с сельскохозяйственными товаропроизводителями, по результатам которого установлено, что при использовании разработанной методики выручка сельскохозяйственных организаций возрастет на 11,1 % (1 -й сценарий) и 109,5 % (4-й сценарий), рентабельность продукции (живой массы КРС и свиней) увеличится до 13 % [5].
Список литературы
1. Государственная программа развития аграрного бизнеса в Республике Беларусь на 2016-2020 годы: Постановление Совета Министров Республики Беларусь 11 марта 2016 г. № 196. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pravo.by/main.aspx?gшd=12551&p0=C21600196&p1=1&p5=0-. Дата доступа: 01.04.2016.
2. Колеснёв, В. И. Компьютерное моделирование для анализа и планирования АПК: монография / В. И. Колеснёв, И. В. Шафранская. - Горки: БГСХА, 2014. - 292 с.
3. Колеснёв, В. И. Экономико-математические методы и модели для оптимизации в АПК на основе использования информационных технологий / В. И. Колеснёв, И. В. Шафранская // Справочное пособие руководителя сельскохозяйственной организации. В 2 ч. Ч. 1. Раздел 11. - Минск.: ИВЦ Минфина, 2012. - 352 с.
4. Сайганов, А. С. Механизм повышения конкурентоспособности продукции на мясоперерабатывающих предприятиях АПК: монография / А. С. Сайга-нов, И. Н. Шафранский. - Горки: БГСХА, 2019. - 332 с.
5. Сайганов, А. С. Моделирование программы развития ПУП «Оршанский мясоконсервный комбинат» на базе роста конкурентоспособности продукции / А. С. Сайганов, И. Н. Шафранский // Вестн. Белорус. гос. с.-х. акад. - 2018. -№ 3. - С. 51-57.
6. Шафранская, И. В. Оптимизация экономических систем: курс лекций / И. В. Шафранская. - Горки: БГСХА, 2012. - 140 с.
7. Шафранская, И. В. Системный анализ и моделирование программы развития аграрных организаций: монография / И. В. Шафранская, О. М. Недюхи-на, И. Н. Шафранский. - Горки: БГСХА, 2016. - 292 с.
8. Шафранский, И. Н. Повышение конкурентоспособности продукции ОАО «Оршанский мясоконсервный комбинат» / И. Н. Шафранский // Правовые, экономические и социально-гуманитарные науки: сб. науч. тр. / Могилев. гос. ун-т продовольствия [и др.]. - Могилев, 2016. - Вып. 2. - С. 201-203.
Информация об авторах.
Шафранский Иван Николаевич - кандидат экономических наук, ассистент кафедры управления экономического факультета УО «Белорусская государ-
ственная сельскохозяйственная академия». Информация для контактов: тел. (моб.) +375 (29) 122-60-49.
Шафранская Ирина Викторовна - кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры математического моделирования экономических систем АПК экономического факультета УО «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия». Информация для контактов: тел. (моб.) +375 (29) 398-8089.
Материал поступил в редакцию 29.04.2019 г.
УДК 338.436.33(476)
ИССЛЕДОВАНИЕ СЕГМЕНТА ОРГАНИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ В СИСТЕМЕ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО ПОДКОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ
К. В. ШАШУТА, аспирант УО «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия»
RESEARCH INTO THE SEGMENT OF ORGANIC PRODUCE IN THE ECONOMIC SYSTEM OF AGRICULTURAL AND FOOD SUBCOMPLEX OF THE REPUBLIC OF BELARUS: MODERN STATE, DIRECTIONS OF DEVELOPMENT
K. V. SHASHUTA, postgraduate Belarusian State Agricultural Academy
В статье отражены результаты исследования состояния развития деятельности по производству и обращению органической продукции, как обособленного сегмента рынка агропродоволь-ствия Республики Беларусь.
Представлена концептуальная схема состава и взаимосвязи основных элементов, представляющих существующую форму организации процессов производства и обращения органической продукции. Приводится экономико-статистический анализ хозяй-
The article presents results of research into the state of development of activities for the production and circulation of organic products, as a separate segment of the agri-food market of the Republic of Belarus.
We have presented a conceptual diagram of the composition and interrelation of the main elements representing the existing form of organization of the processes of production and circulation of organic products. An economic-statistical analysis of economic activities of subjects of production and processing (treat-