Научная статья на тему 'Совершенствование экономического механизма водопользования'

Совершенствование экономического механизма водопользования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
352
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Природообустройство
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ / ECONOMIC MECHANISM / ПЛАТНОЕ ВОДОПОЛЬЗОВАНИЕ / CHARGEABLE WATER USE / УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ / MANAGING COMPANY / ВОДОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / WATER ECONOMIC OPERATIONAL ENTERPRISES / ВОДНЫЕ РЕСУРСЫ / WATER RESOURCES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Быстрицкая Наталья Самуиловна, Давыдов Александр Вячеславович

Разработаны рекомендации по совершенствованию экономического механизма водопользования. Проанализированы принципы платного водопользования как финансовой основы водного хозяйства. Особое внимание уделено вопросам прямых коммерческих отношений между государством, управляющими компаниями и водопользователями. Сделан вывод о создании современного рыночного механизма управления водопользованием при грамотном применении административных и экономических методов управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Быстрицкая Наталья Самуиловна, Давыдов Александр Вячеславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improvement of the economic mechanism of water usage

Recommendations on improvement of the economic mechanism of water usage are developed. The principles of chargeable water usage as a financial basis of water management are analyzed in the article. A particular attention is paid to the questions of direct commercial relations between the state, managing companies and water users. The conclusion is drawn on creation of the up-to-date market mechanism of water consumption control at the competent use of administrative and economic methods of management.

Текст научной работы на тему «Совершенствование экономического механизма водопользования»

УДК 502/504 : 336.226.44 : 628

Н. С. БЫСТРИЦКАЯ, А. В. ДАВЫДОВ

Всероссийский научно-исследовательский институт гидротехники и мелиорации имени А. Н. Костикова

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА ВОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

Разработаны рекомендации по совершенствованию экономического механизма водопользования. Проанализированы принципы платного водопользования как финансовой основы водного хозяйства. Особое внимание уделено вопросам прямых коммерческих отношений между государством, управляющими компаниями и водопользователями. Сделан вывод о создании современного рыночного механизма управления водопользованием при грамотном применении административных и экономических методов управления.

Экономический механизм, платное водопользование, управляющая компания, водохозяйственные эксплуатационные предприятия, водные ресурсы.

Recommendations on improvement of the economic mechanism of water usage are developed. The principles of chargeable water usage as a financial basis of water management are analyzed in the article. A particular attention is paid to the questions of direct commercial relations between the state, managing companies and water users. The conclusion is drawn on creation of the up-to-date market mechanism of water consumption control at the competent use of administrative and economic methods of management.

Economic mechanism, chargeable water use, managing company, water economic operational enterprises, water resources.

В настоящее время функционируют отдельные блоки управления водным хозяйством: государственные ведомства различного уровня; бассейновые водохозяйственные управления; территориальные органы управления водным хозяйством; органы, эксплуатирующие различные водохозяйственные объекты. Однако в силу их различной ведомственной подчиненности, слабого развития экономического и правового механизмов существующая система управления не решает полностью всех стоящих перед нею задач. В результате искажаются объективные экономические связи в производстве, нарушается целостность систем водопользования, усложнена оценка результатов их хозяйственной деятельности и экономической эффективности функционирования.

Необходимый элемент управленческой деятельности — разработка системы экономических методов управления, адекватной современным условиям хозяйствования и отвечающей задачам эффективного функционирования и развития водохозяйственных систем. Реформирование управления федеральной собственностью и водохозяйственной

деятельностью требует создания новых организационных форм, с помощью которых необходимо проводить грамотную водохозяйственную политику, применять прогрессивные экономические методы управления. Самостоятельной водохозяйственной производственной единицей считается объект, предприятие, организация, состоящая на отдельном балансе, выполняющая определенные функции, реализующая продукцию или услуги на возмездной основе.

Важнейшим элементом совершенствования государственного управления водохозяйственной деятельностью является разработка и внедрение эффективного экономического механизма водопользования, который должен стимулировать рациональное водопользование, обеспечивать необходимое и достаточное финансирование водохозяйственных работ, активизировать инвестиционный и инновационный процессы. Реализация данного механизма осуществляется следующими способами: а) через водохозяйственные эксплуатационные предприятия, наделенные правом оперативного управления (хозяйственного ведения) находящимися в государственной

собственности водными объектами и гидротехническими сооружениями на них; б) через прямые договорные отношения при пользовании водными объектами между водопользователями и эксплуатационными предприятиями и через финансирование водохозяйственной деятельности за счет средств, получаемых от водопользователей; в) через участие водопользователей в планировании водохозяйственных работ на используемых ими водных объектах и контроль за расходованием выделенных средств [1].

Чтобы достичь поставленных целей, необходимо решить следующие задачи: преобразовать организационно-правовые формы водных хозяйств в такие, которые станут наиболее адекватными рыночным условиям;

осуществить организационно-правовое преобразование сельскохозяйственных предприятий, использующих мелиорированные земли;

создать четкую систему разделения функций между хозяйствующими субъектами при формировании заказов на продукцию (работы и услуги) водного хозяйства;

сформировать товарные отношения между сельскохозяйственными и водохозяйственными предприятиями с учетом экономических интересов сторон и экономических результатов орошения и других мелиоративных работ;

создать финансово-кредитный механизм регулирования водохозяйственной мелиоративной деятельностью, учитывающий отраслевую специфику;

при принятии организационно-технических решений в процессе проектирования, строительства и эксплуатации гидромелиоративных систем придать особый статус экологическим критериям.

К новым формам организации водохозяйственной деятельности можно отнести акционерные общества, управляющие компании. Выбор той или иной формы обусловлен степенью развития экономики, зоной действия водохозяйственного объекта, правом собственности на водные ресурсы, структурой управления региона и уровнем развития правовой базы.

Новый экономический механизм пред-

полагает корпоративное управление использованием и охраной водных ресурсов со стороны водопользователей, которые осуществляют и финансирование. В этом случае государство передает водные объекты в концессию управляющим компаниям. На своей территории компания осуществляет все виды водохозяйственной деятельности, необходимые для охраны вод и удовлетворения потребности в них водопользователей, включая оценку водных ресурсов, регулирование стока, контроль сброса загрязняющих веществ и водозабора, предотвращение наводнений и подтоплений и т. д. Плата за воду при таком подходе приобретает форму взносов водопользователей на содержание объединения и финансирование его деятельности. Функция государства в этом случае ограничивается изъятием в виде налога некоторой части средств, которые затем используются преимущественно для кредитования и субсидирования нового водохозяйственного строительства, а также для компенсации водохозяйственным организациям недополученных средств в случае предоставления государством льгот по плате за воду отдельным категориям водопользователей. Система и объемы платежей за пользование водными объектами должны покрывать затраты на реализацию мероприятий по устойчивому воспроизводству водных ресурсов.

Концессионером (управляющей компанией) может являться акционерное общество, организованное с целью управления водными ресурсами канала или водохранилища и эффективного их использования для обеспечения потребителей водой в заданном объеме и режиме. Акционерное общество имеет свой устав, в котором фиксируются его цели, размер капитала, порядок управления делами, распоряжения акциями и др. Основным видом услуг компании является предоставление водных ресурсов канала или водохранилища в пользование абонентов. Главный источник доходов компании - выручка от платы за воду, забираемую предприятиями и организациями всех отраслей. Тариф на воду для водопользователей рассчитывается, исходя из принципа возмещения всех затрат по управлению и эксплуатации водохозяйственных сооружений с учетом

108

№ 4' 2009

амортизационных отчислений и необходимых накоплений для реконструкции, обновления действующих водохозяйственных фондов и создания новых.

В состав фактического дохода управляющей организации может включаться выручка от оказания следующих дополнительных услуг:

проведения работ по улучшению мелиоративного состояния земель по договорам с производителями сельскохозяйственной продукции (если в числе абонентов компании имеются сельскохозяйственные организации);

проведения работ по обслуживанию и ремонту водохозяйственных сооружений, находящихся на балансе потребителей, и др.

Управляющей компании предоставляются определенные льготы и права:

льготное налогообложение, связанное с необходимостью развития водного хозяйства и социальной направленностью деятельности;

компенсация за счет государства недостающих сумм компании в случае признания необходимости снижения рассчитанной платы по тем или иным факторам для отдельных водопользователей.

При создании экономического механизма, обеспечивающего финансирование водохозяйственных работ, должен быть обеспечен следующий комплекс работ:

сформирована система учета и экономической оценки природных ресурсов водных объектов;

разработана стимулирующая система водопользования, учитывающая экономические интересы потенциальных инвесторов и способствующая привлечению инвестиций и применению водосберегающих технологий;

подтверждено поступление в бюджетную систему доходов от платы за пользование водными объектами и целевое использование части поступающих средств на финансирование реализации целевых программ использования, восстановления и охраны водных объектов;

сформирована система финансирования мероприятий по обустройству, содержанию и обслуживанию водохозяйственных систем за счет средств заин-

тересованных водопользователей по прямым договорам с водохозяйственными эксплуатационными предприятиями.

Государственное участие при этом обеспечивается с помощью методов регулирования, включающих бюджетное целевое финансирование, льготное кредитование и налогообложение, и методов стимулирования, базирующихся на коммерческой деятельности эксплуатационных организаций (проведение водохозяйственных и водоохранных работ на платной основе; безусловное возмещение ущерба, наносимого водным объектам; страхование гидротехнических сооружений и риска гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварий).

С учетом капиталоемкости водного хозяйства предусматривается бюджетное финансирование. Государственные дотации могут выделяться на строительство и реконструкцию крупных гидротехнических сооружений, централ изо-ванное водоснабжение сельского населения, водообеспечение орошаемого земледелия, мониторинг водных объектов, а также на предотвращение затоплений при наводках и наводнениях, охрану заповедных водных объектов.

Платежи за водопользование как финансовая основа водохозяйственной деятельности включают: платежи за пользование водными объектами, систему штрафов и санкций за несоблюдение правил и норм водопользования, систему экономического стимулирования юридических и физических лиц, выполняющих работы, направленные на экономию водных ресурсов, восстановление и охрану водных объектов [2]. В соответствии с этим средства, компенсирующие затраты водохозяйственных организаций и именуемые платой за воду, имеют характер либо цены товара, либо тарифа на услуги, либо налогового платежа. Переход на рыночные отношения в водном хозяйстве должен быть обеспечен соответствующей корректировкой водного и налогового законодательства. Основная задача в этом направлении - законодательное обеспечение проведения необходимых преобразований в системе водопользования

с целью разделения финансового потока на налоговые (плата за пользование водными объектами) и воспроизводственные платежи (плата, направляемая на восстановление и охрану водных объектов).

Переход водохозяйственных организаций на самоокупаемость затрагивает интересы государства как собственника водного фонда, эксплуатационных водохозяйственных предприятий и водопользователей. Необходимо разработать стимулирующую систему для лиц и предприятий, отвечающих за управление, а также определить экономические санкции за нарушение норм и правил использования водных объектов.

Решение проблемы перехода водохозяйственных организаций на самоокупаемость должно быть проведено в несколько этапов [3]:

разработка научно-методических документов, включающих структурную схему и основные элементы нового механизма взимания платы за пользование водными объектами и финансирования водного хозяйства в рыночных условиях;

подготовка поправок и дополнений в законодательное регулирование водных отношений для обеспечения правового статуса собственника водного фонда (государства) и водопользователей - контрагентов водных отношений в условиях рыночной экономики;

разработка методических рекомендаций по оценке стоимости природных ресурсов водных объектов;

подготовка схемы финансовых и информационных потоков в механизме платы за пользование водными объектами и самофинансирования водного хозяйства, разработка необходимых нормативных, правовых, организационно-распорядительных, инструктивных и других документов, обеспечивающих практическое функционирование данного механизма.

Выводы Использование экономических методов управления водохозяйственной деятельностью (финансирование, кредитование, налогообложение, страхование) параллельно с административными методами позволяет гибко регулировать взаимоотношения основных участников

водохозяйственной деятельности.

Прямые контрактные отношения между управляющими компаниями и водопользователями способствуют аккумулированию средств для проведения водохозяйственных и водоохранных мероприятий на водных объектах при участии водопользователей в финансировании. Бюджетные средства при этом направляются на финансирование федеральных целевых программ, предупреждение и снижение ущербов вредного воздействия вод, а также на обеспечение безопасности водохозяйственных систем и гидротехнических сооружений общебассейнового значения.

Применение экономических методов позволяет добиться экономической самостоятельности систем водопользования, что обеспечивается введением платных услуг. При этом необходимо государственное регулирование функционирования систем. Таким образом, деятельность водохозяйственных систем включается в управленческий механизм, отвечающий современным условиям.

Список литературы

1. Безднина, С. Я. Концепция безопасного и экономически эффективного функционирования систем водопользования в агропромышленном комплексе [Текст] / С. Я. Безднина, Н. С. Быстрицкая. - М. : ВНИИГиМ, 2001. - 61 с.

2. Быстрицкая Н. С. Методические основы и показатели оценки функционирования систем водопользования при формировании нового экономического механизма [Текст] : методические рекомендации / Н. С. Быстрицкая. - М. : ВНИИГиМ, 2002. - 21 с.

3. Быц, И. Д. Особенности регулирования водохозяйственной деятельности в соответствии с новой редакцией Водного кодекса Российской Федерации [Текст] / И. Д. Быц // Проблемы устойчивого развития мелиорации и рационального природопользования: сб. науч. тр. - М., 2007.

Материал поступил в редакцию 24.04.09. Быстрицкая Наталья Самуиловна, кандидат, экономических наук, доцент, заведующая лабораторией экономики Тел. 8 (499) 153-24-49 E-mail: [email protected] Давыдов Александр Вячеславович, аспирант, научный сотрудник лаборатории экономики Тел. 8-916-831-34-95 E-mail: [email protected]

ПЕРЕЧЕНЬ ТРЕБОВАНИЙ И УСЛОВИЙ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СТАТЕЙ ДЛЯ ПУБЛИКАЦИЙ В ЖУРНАЛЕ

Общие требования. В редакцию журнала «Природообустройство» статья подается в текстовом и электронном виде (текстовый редактор Microsoft Word). Объем статьи не должен превышать 10 стр.

Текст статьи должен быть предварительно отредактирован автором или редактором, даты, формулы, имена и фамилии ученых, авторов литературных источников - выверены.

Аннотация - краткая (не более 7 строк), написанная в безличной форме (например, дана оценка ..., представлено ..., рассмотрено ...), ключевые слова статьи - на русском и английском языках. В конце статьи указывают: фамилию, имя, отчество автора (или авторов) статьи на русском и английском языках - полностью, ученую степень, звание, место работы, должность, контактную информацию - домашний адрес, номер телефона, e-mail. Обязательно ставят личную подпись.

К изданию принимается ранее не опубликованное автором произведение - научная, практическая или обзорная статья, соответствующая основным направлениям журнала:

мелиорация и рекультивация, экология; гидротехническое строительство; гидравлика и инженерная гидрология; технология и средства механизации; экономика природообустройства и управление природными ресурсами.

При приеме статьи заключается лицензионный договор с автором (с каждым из авторов, если автор не один) о передаче неисключительных прав сроком на 5 лет Федеральному государственному учреждению высшего профессионального образования «Московский государственный университет природообустройства» для публикации в научно-практическом журнале «Природообустройство»

Правила оформления:

1. Отступ слева, справа, сверху и снизу -2 см. Вверху страницы ставят номер универсальной десятичной классификации (УДК).

2. Шрифт Times New Roman, размер шрифта -14 пт, интервал - 1,5.

Буквы латинского алфавита - курсивного начертания, буквы греческого и русского алфавитов, индексы и показатели степени, математические символы lim, Ig, const, sin, cos, min, max и др., числа подобия - прямого начертания.

Обратил, внимание на различие знаков: дефис «-», минус «-» и таре «—». Диапазон любых значений (...), кроме периода лет (тире).

3. Набор формул. Использовать редактор формул Math Туре 5.x либо Equation 3.0, шрифт Times New Roman.

Для удобства при верстке формула не должна превышать 8 см.

Нумеровать только те формулы, на которые есть ссылки в тексте.

4. Таблицы и рисунки помещать за первой ссылкой на них в тексте, в конце абзаца. Толщина основных линий в рисунках - 1 пт, в таблицах -0,75 пт.

Рисунки выполнять на компьютере в виде отдельного файла: в растровом формате TIFF, JPG, BMP (300 dpi); в векторных форматах CDR, EPS; рисунки Word - в формате DOC. Ширина рисунка - не более 8 см, обозначения на рисунке делать шрифтом Times New Roman (10 пт). Рисунки с большим количеством деталей (сложные схемы, графики) размещать на всю ширину страницы (16,5 см).

Фотограф™ выполнять с разрешением не менее 600 dpi.

5. Обозначения, термины и иллюстративный материал привести в соответствие с действующими государственными стандартами.

6. Пристатейный библиографический список должен быть составлен в соответствии с последовательностью ссылок в тексте. Ссылки на литературу по тексту помещать в квадратных скобках, в конце предложения перед точкой, оформлять по ШСГ 7.1—2003.

7. Все аббревиатуры необходимо пояснить - дать полный текст названия документа, организации, вида работ, процесса и др.

Главные критерии при отборе материалов для публикации: соответствие рубрикам данного журнала, акту-алыюоъ и уровень общесшашот шпвреса к рассматриваемой проблеме, новизна идей, научная и факгиче-ская достоверность представленного материала, чепсая формулировка предложенного и наличие выводов.

Плата с аспирантов за публикацию рукописей не взимается.

Прием статей.

По вопросам публикации статей обращаться по телефону 8 (495) 976-36-67

E-mail: priroda_mgup@ mail.ru

Тел./факс 8(495)976-47-91

www.msuee.ru

Научно-практический журнал

ПРИРОДООБУСТРОЙСТВО

№ 4'2009

Индекс издания

в катологе агентства «Роспечать» 80746

Редактор

Т. В. Сергованцева

Ответственный за выпуск Н. Я. Филатова

Переводчик Н. М. Логачева

Компьютерный набор, верстка Р. X. Абдуллиной

Художник „ _____

Подписано в печать 10.11.09 А■ Н■ Корнеев Формат 60x84/8

Шрифт Б^ооВоок Усл.-печ. л. 12,5 Бумага офсетная Печать офсетная Тираж 750 экз. Заказ № Цена договорная

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный университет природообустройства»

Адрес: 127550, г. Москва, ул. Прянишникова, д. 19, корп. 2, к. 414 Тел./факс (495) 976-36-67, е-шаП: [email protected]

Отпечатано в ООО «Подольская периодика» 142110, г. Подольск, ул. Кирова, 25

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.