Научная статья на тему 'Совершенствование экономического механизма управления минерально-сырьевым комплексом региона'

Совершенствование экономического механизма управления минерально-сырьевым комплексом региона Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
232
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯ / МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ КОМПЛЕКС / ГЕОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЙОНИРОВАНИЕ / УЩЕРБ / СТОИМОСТНАЯ ОЦЕНКА НЕДР / РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ / ECONOMICS OF GROUNDS UTILIZATION / MINERAL AND RAW MATERIALS COMPLEX / GEOLOGICAL AND ECONOMICAL ZONING / LOSS / GROUNDS COST VALUATION / RATIONAL UTILIZATION OF NATURAL RESOURCES

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Даржаев Виктор Владимирович, Даржаева Светлана Ивановна

Определена структура, связи минерально-сырьевого комплекса РБ, выяснено, что главное направление развития МСК региона в рыночных условиях должно быть основано на совершенствовании экономического механизма управления. Даны рекомендации по совершенствованию экономического механизма управления минерально-сырьевым комплексом региона на примере Республики Бурятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Даржаев Виктор Владимирович, Даржаева Светлана Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF THE ECONOMICAL MECHANISM OF MANAGEMENT OF REGION MINERAL AND RAW MATERIALS COMPLEX

The authors determine the structure, relations of mineral and raw materials complex of the Buryat Republic. It is found out that the principle course of the development of mineral and raw materials complex of the region under market conditions should be based on the improvement of the economical mechanism of management. The authors give recommendations on improvement of economical mechanism of management of mineral and raw materials complex on example of the Buryat Republic.

Текст научной работы на тему «Совершенствование экономического механизма управления минерально-сырьевым комплексом региона»

УДК 338.45:553 (571.54)

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВЫМ КОМПЛЕКСОМ РЕГИОНА

В.В.Даржаев1, С.И.Даржаева2

1Администрация г.Улан-Удэ, 670034, г. Улан-Удэ, ул. Октябрьская, 2. 2Байкальский экономико-правовой институт, 670047, г. Улан-Удэ, ул. Пирогова, 1.

Определена структура, связи минерально-сырьевого комплекса Республики Бурятия, выяснено, что главное направление развития МСК региона в рыночных условиях должно быть основано на совершенствовании экономического механизма управления. Даны рекомендации по совершенствованию экономического механизма управления минерально-сырьевым комплексом региона на примере Республики Бурятия. Ил.1. Табл.2. Библиогр.5 назв.

Ключевые слова: экономика недропользования; минерально-сырьевой комплекс; геолого-экономическое районирование; ущерб; стоимостная оценка недр; рациональное использование природных ресурсов.

IMPROVEMENT OF THE ECONOMICAL MECHANISM OF MANAGEMENT OF REGION MINERAL AND RAW MATERIALS COMPLEX V.V.Darzhaev, S.I. Darzhaeva

Ulan-Ude Administration, 2 Oktyabrskaya St., Ulan-Ude, 670034. Baikalsky Institute of Economics and Law, 1 Pirogov St., Ulan-Ude, 670047.

The authors determine the structure, relations of mineral and raw materials complex of the Buryat Republic. It is found out that the principle course of the development of mineral and raw materials complex of the region under market conditions should be based on the improvement of the economical mechanism of management. The authors give recommendations on improvement of economical mechanism of management of mineral and raw materials complex on example of the Buryat Republic. 1 figure. 2 tables. 5 sources.

Key words: economics of grounds utilization, mineral and raw materials complex, geological and economical zoning, loss, grounds cost valuation, rational utilization of natural resources.

Минерально-сырьевой комплекс региона - сложная экономическая система, включающая группы взаимодействующих между собой разведующих (подготавливающих), добывающих, перерабатывающих минеральное сырье отраслей и отраслей, обеспечивающих их функционирование, общей целью которых является рациональное потребление минеральных ресурсов для удовлетворения потребности в них народного хозяйства с наименьшими затратами при соблюдении равновесия в окружающей природной сре-де.[1,стр.45-48].

Минерально-сырьевой комплекс (МСК) региона по функциональному признаку состоит из трех подкомплексов (подсистем): геологический поиск и разведка полезных ископаемых, проектирование и строительство, функционирование горных и обогатительных предприятий. В территориальном разрезе минерально-сырьевой комплекс региона выступает в усеченном виде, так как территориальную привязку имеет первый воспроизводственный комплекс, поскольку запасы минерального сырья и производственные мощности

по его добыче и первичной переработке привязаны к определенной территории. Переработка добытого сырья, хотя и тяготеет к местам его добычи, в ряде случаев пространственно удалена, перенесена на территорию других регионов. Также территориальную привязку имеют отрасли инфраструктурного обеспечения, в частности, водотеплоснабжения, строительной базы. Энергоснабжение может быть обеспечено как за счет местных источников, так и за счет других регионов. Минерально-сырьевой комплекс региона, являясь элементом (подсистемой) минерально-сырьевого комплекса страны, одновременно выступает подсистемой региональной экономики.

Автором выяснено, что развитие минерально-сырьевого комплекса региона в рыночных условиях зависит от следующих составляющих: 1) оптимизации межотраслевой и внутриотраслевой структуры; 2) формирования рациональных связей (экономических, производственных) между объектами комплекса; 3) экологически безопасного использования минеральных ресурсов; 4) наиболее эффективного режима их

1Даржаев Виктор Владимирович, главный специалист Управления местных доходов, факс: (3012)462370. Darzhaev Victor Vladimirovich, a principal specialist of the Administration of local incomes, fax: (3012)462370

2Даржаева Светлана Ивановна, старший преподаватель, тел.: (3012)435681. Darzhaeva Svetlana Ivanovna, a seniour lecturer, tel.: (3012)435681.

воспроизводства с учетом настоящих и перспективных интересов развивающегося хозяйства при соблюдении стандартов качества жизни и сохранения здоровья населения. Определено, что основное направление развития минерально-сырьевого комплекса Республики Бурятия в рыночной экономике должно быть основано на совершенствовании экономического механизма управления, состоящего из геолого-экономического районирования, стоимостной оценки недр региона, расчета экологического ущерба по выделенным геолого-экономическим районам.

Автором доказано, что МСК региона в этом случае - сложная социально-экономическая подсистема региональной экономики, которая характеризуется определенной структурой и связями. Управление этой системой в рыночной экономике требует формирования оптимальной структуры составных частей МСК , что обусловлено изменившимися условиями геолого-экономической оценки территории региона. Был ис-

пользован метод геолого-экономического районирования, позволяющий выделить минерально-сырьевой потенциал территории, определить его значение в территориальном районообразовании через минерально-сырьевые циклы, связи по использованию ресурсов (производственных, экономических, минеральных), определить факторы, ограничивающие использование минерально-сырьевого потенциала в рыночной экономике.

Выявлено, что структура и связи МСК региона обусловлены сформированными условиями развития минерально-сырьевых циклов[2,с.45-59]

Поэтому цель геолого-экономического районирования на современном этапе состоит в том, чтобы дать наглядную характеристику размещения минеральных ресурсов и инструмент сравнительной оценки отдельных территорий по совокупности находящихся там месторождений полезных ископаемых на основе заключений об ожидаемых экономических показателях их промышленного освоения.

Минерально-сырьевую базу региона на современном этапе составляют более 300 разведанных месторождений различных полезных ископаемых и значительный объем вторичных минеральных ресурсов в виде отходов переработки и добычи отраслей горнопромышленного производства региона. Минерально-сырьевой потенциал региона составляют 8 минерально-сырьевых группировок, размещенных по 6 геолого-экономическим районам [3,с.124-134]. По выделенным геолого-экономическим районам была рассмотрена роль минерально-сырьевого цикла производства в процессе районообразования территорий, в формировании своеобразных типов взаимодействия производства с окружающей социально-экономической и природной средой. В выделенных геолого-экономических районах с полным минерально-производственным циклом к многопрофильным можно отнести только Центральный. Остальные районы - сырьевые, однопрофильные.

Из разведанных месторождений около 50% находится в стадии эксплуатации, составляя минерально-сырьевую базу действующих горно-промышленных предприятий республики.

Установлено, что формирующиеся в экономике России рыночные отношения не способствуют улучшению экологической ситуации, так как основной целью предпринимательской деятельности в недропользовании является получение прибыли. В результате, уделяя основное внимание снижению издержек производства и увеличению прибыли, хозяйственники в последнюю очередь решают вопросы охраны и восстановления природной среды.

Следующим элементом управления МСК региона является регулирование отношений недропользования в рыночных условиях, которое определяется на основе стоимостной оценки недр. Проведенная автором стоимостная оценка недр региона позволила выявить влияние степени подготовленности, востребованности и интенсивности освоения минерально-

Геолого-Эконом. р-ны

Центр

Т-1-1-г

¡запас ы+ рес^сы |запасы

О 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100

Распределение минерально-сырьевого потенциала по геолого-экономическим районам, %

сырьевой базы на стабильность формирования региональных доходов от функционирования горнопромышленных производств, определить минерально-сырьевой потенциал территорий для дальнейшего развития МСК [3,с.51-65].

В рыночных условиях хозяйствования результаты геолого-экономической оценки многих месторождений полезных ископаемых республики не могут служить критерием ожидаемой эффективности ее освоения. При современной оценке ряд запасов, ранее считавшихся балансовыми, переходит в категорию забалансовых. В этих условиях большинство крупномасштабных проектов по освоению месторождений полезных ископаемых вызывают обоснованные сомнения, что требует новых подходов к освоению минеральных ресурсов региона с учетом складывающихся рыночных условий хозяйствования.

В рамках такого подхода рассчитана стоимостная оценка недр РБ по 13 важнейшим видам минеральных ресурсов. Общая текущая оценка (с учетом указанных допущений) минерально-сырьевого потенциала недр Республики Бурятия составляет 185,5 млрд.долл., востребованного национального богатства недр -32,5млрд.долл.

Важным аспектом стоимостной оценки недр региона является соотношение в ней ресурсов различной категории изученности, что характеризует степень подготовленности минерально-сырьевой базы (МСБ) к освоению. Для минерально-сырьевого потенциала недр РБ (в стоимостном выражении) характерна высокая доля прогнозных ресурсов в структуре- более 80%. С одной стороны, такая структура требует значительных затрат на геологоразведочные работы. С другой стороны, высокая доля прогнозных ресурсов в МСПН определяет перспективные возможности МСК и его роль в долгосрочном развитии региона.

Соотношение в стоимостной структуре минерально-сырьевой базы различных групп полезных ископаемых позволяет выделить преимущественный тип МСБ регионального МСК. По преобладанию в стоимостной структуре определенных групп полезных ископаемых различают топливный, топливно-минеральный и минеральный типы МСБ, характерные для разных стран и регионов. МСБ РБ относится к минеральному типу (20%к 80%), отличаясь от общемировой и российской, для которых характерно преобладание в стоимостной структуре топливно-энергетических ре-

сурсов (около 90%).

Рассчитанная автором валовая ценность минерально-сырьевого потенциала республики в современных условиях составляет 1,6% от ценности российского потенциала или 185,8 млрд.долл. США. Распределение МСПН региона отражено на рисунке.

По всем геолого-экономическим районам идет интенсивная разработка разведанных месторождений, но наращивание МСБ отстает от эксплуатации месторождений, что объясняется практическим прекращением выделения государственных средств на изучение недр в последнее время. Таким образом, для перспективного развития МСК республики необходимо интенсивное развитие МСБ региона.

Полученные показатели товарной стоимости недр республики в целом и ее отдельных геолого-экономических районов следует рассматривать как некоторое приближение к реальной картине. Основную долю в стоимости запасов составляют: каменные угли (76,7 %), золото (10,7 %), уран (4,4%), цинк (3,8 %), химически чистые известняки (1,8%), свинец (0,4%). Запасы каменных углей и химически чистого известняка приходятся на Центральный, золота, урана, свинца и цинка - на Северный геолого-экономические районы. Реальную окупаемость вложенных средств может обеспечить освоение месторождений районов в рыночных условиях хозяйствования. С учетом стоимости запасов полезных ископаемых в недрах территорий необходимо решение определенного круга задач по управлению минеральными ресурсами. Так, основными задачами для Центрального геолого-экономического района являются разработка и реализация законодательных актов по недропользованию и экологическому мониторингу, для Северного - широкое развертывание планирования геологоразведочных работ и освоение месторождений с учетом экологических ограничений.

Следующим элементом управления МСК региона являются платежи и лицензии за использование минеральных ресурсов (экологический ущерб). Значительная часть территории региона (около 80%) входит в водоохранную зону озера Байкал, большинство разведанных месторождений находится на этой территории. Рост затрат на охрану природы и рациональное использование природных ресурсов обусловливает необходимость решения вопроса об учете экологических факторов в издержках производства. Условия

Таблица 1

Распределение совокупной величины ущерба по геолого-экономическим районам,%_

Геолого- экономический район Величина ущерба

Всего, % По компонентам

Выбросы в атмосферу Сбросы жидких отходов Нарушенные земли

Центральный 52,8 0,2 0,1 99,7

Южный 16,9 0,07 0,1 99,8

Восточный 0,38 0,8 0,9 98,3

Северный 27 0,04 2,1 97,8

Восточно-Саянский 0,07 3,6 9,7 86,7

Баргузинский 2,85 0,4 0,4 99,1

рыночной экономики требуют формирования специфического набора издержек, связанных с природоохранными проблемами, за загрязнение необходимо платить. Автором был разработан методический подход к определению экологических затрат в общественных издержках горного производства региона на основе рассчитанного экологического ущерба от загрязнения, производимого предприятиями горной промышленности [4 ].

В разрезе геолого-экономических районов совокупная величина ущерба распределяется следующим образом (табл.1).

Методические принципы определения экологических затрат в общественных издержках горного производства региона нами сформулированы следующим образом:

- по геолого-экономическим районам РБ выявлено влияние минерально-сырьевого комплекса на окружающую природную среду (воздух, вода, земля), оказываемое в виде загрязнения;

- на основе выявленного влияния минерально-сырьевого комплекса на сферы природной среды в виде загрязнения рассчитан экологический ущерб.

Совокупная величина годового экономического ущерба от загрязнения трех групп сфер влияния (атмосфера. вода, земля) горным производством республики достигает 27950836руб., из них ущерб по нарушенным землям-99,2%, по воде-0,7,по воздуху-0,1%. (табл.2).

Таким образом, наиболее активное загрязнение окружающей среды по выбросам, сбросам, нарушенным землям идет в данное время в таких районах, как Центральный, Северный, Южный, Баргузинский. Территории этих районов входят в водоохранную зону бассейна озера Байкал. Менее подвержены загрязнению территории Восточно-Саянского и Восточного геолого-экономических районов, большая часть которых не входит в водоохранную зону.

Развитие рыночных отношений и глубокая структурная перестройка экономики, затрагивающая все социально-экономические процессы, в том числе и области использования природных ресурсов, определяют необходимость упорядочения финансовых взаимоотношений природопользователей с государственными органами управления на основе принципа плат-

ности природопользования. В связи с этим нами были определены геолого-экономические районы, где происходит интенсивное нарушение всех сфер природной среды, значит, в этих районах пользователи минеральных ресурсов также должны платить за загрязнение.

В рамках социально-экологического недропользования региона автором были предложены рекомендации по платежам МСК. Суть рекомендаций сводится к следующему: 1) учет платы за загрязнение; 2) разработка новых подходов к лицензионному доступу к недрам, предусматривающих учет социальных и экологических факторов; 3) многокритериальность оценки конкурсных предложений и взаимоувязка интересов субъектов недропользования.

Было выявлено, что в настоящее время установленная плата за пользование недрами РБ значительно ниже рентного дохода, создаваемого в результате хозяйственного потребления минерально-сырьевых компонентов. Законодательно регламентируемая сумма поступлений в федеральный бюджет составляет незначительную часть платежей в региональные и муниципальные бюджеты, что препятствует аккумуляции денежных средств на общегосударственные природоохранные потребности и затрудняет экологический контроль за их распределением. Доля финансовых отчислений на реновацию земельного фонда законодательно не оговаривается, в результате инвестирование средств производится по остаточному

принципу, традиционно не превышая 0,01-0,2% валового регионального продукта (ВРП), активно способствуя развитию необратимого экологического рециди-ва[5,с.82].

Также доказано, что методика расчета платежей в настоящее время должна учитывать: 1) структурные изменения в производстве; 2) включение ресурсных платежей в общую налоговую систему на региональном уровне; 3) расширение и дифференциацию базы платежей за счет введения новых видов платежей; 4) увязку системы ресурсных платежей с уровнем загрязнения окружающей природной среды и оценку ущерба от нерационального использования природного ресурсного потенциала территорий.

Автором доказано, что подход к лицензионному доступу недр региона должен быть увязан с необхо-

Таблица2

Величина годового экономического ущерба от воздействия горного производства региона

Геолого-экономические Ущерб от загрязне- Ущерб от загрязне- Ущерб от загрязне- Всего, руб.

районы ния атмосферы, ния водных ресур- ния земельных ре-

руб. сов, руб. сурсов, руб.

Центральный 486,32 - 14 718 745,0 14 719 231,3

Южный - 1 750 4 719 637,0 4 721 387,0

Восточный - - 104 317,8 104 317,8

Северный - 100 7 371 598,5 7 371 698,5

Восточно-Саянский 1 420 17 228,5 18 648,5

Баргузинский 486,32 7 91 340,3 791 340,3

Республика Бурятия 486,3 3 270 27 722 866 27 726 621,0

димостью учитывать социальные и экологические факторы, интересы субъектов недропользования, многокритериальность оценки конкурсных предложений.

В политике регионального недропользования лицензии служат формой учета пользователей минерально-сырьевых ресурсов, формой контроля за их потреблением и формой реализации функции распоряжения минерально-сырьевыми ресурсами.

Существенным недостатком действующего «Положения о порядке лицензирования пользования недрами Бурятии» является отсутствие требования по обязательному выполнению горнотехнической рекультивации нарушенных разработками земель. Необходимо в законодательном порядке предусмотреть мероприятия с применением передовых и профессиональных схем горнотехнической рекультивации, рационального размещения отходов производства и вскрыши, расчетных обоснований площадей отторгаемых из пользования земель.

Предлагается дополнить существующий порядок лицензирования, во-первых, четким разграничением объектов недропользования по зонам охраны с соответствующей регламентацией в границах каждой из них хозяйственной деятельности и режима природопользования, во-вторых, формированием необходимых нормативно-правовых документов, регламентирующих порядок лицензирования и налогообложения,

в-третьих, своевременным согласованием материалов заявителей с контролирующими организациями.

В этих условиях представляется целесообразным дополнить принятое Положение о порядке лицензирования пользования недрами РБ законодательными требованиями об учете социальных и экологических последствий разработки месторождений и включения социальных и экологических критериальных показателей в условия конкурса на получение лицензий. В результате этого появилась бы возможность оценки приемлемых по экономическим, экологическим и социальным условиям решений освоения месторождений и выбора наиболее целесообразного из них по степени достижения сформулированных целей с учетом приоритетов, отражающих специфические особенности территории.

Библиографический список

1.Ратнер Н.М.Оценка развития минерально-сырьевого комплекса промышленно освоенного района.-М.: Наука,1987.

2.Савельева И.Л.Минерально-сырьевые циклы производств.- Новосибирск: Изд. «Наука»,1988.

3.Даржаева С.И. Региональное недропользование: проблемы и перспективы.- Улан-Удэ: Изд. БНЦ СО РАН, 2000.

4. Даржаева С.И.Оценка экономического ущерба от воздействия открытых горных работ на природную среду// География и природные ресурсы.-2005.-№1.

б.Даржаева С.И.Эффективность использования недр региона.- Новосибирск: Изд. СО РАН,2004.

УДК 621.01(07)

ПРОБЛЕМЫ СЕРТИФИКАЦИИ СИСТЕМ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ПРИ АНАЛИЗЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕНДЕНЦИЙ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ

С.В.Елисеев1

Иркутский государственный университет путей сообщения, 664074, г. Иркутск, ул. Чернышевского, 15.

Анализируется существующая зависимость между системой менеджмента качества, основанной на внедрении стандартов ИСО 9000:2008, и системой обеспечения динамического качества как составляющей исходной системы, а также прогнозированием и диагностикой обеспечения систем качества. Прогнозирование с помощью трендов - один из методов статистического прогнозирования. В случаях, когда определение коэффициентов линейного тренда по методу наименьших квадратов не дает хороших результатов, целесообразно воспользоваться ROBUST-алгоритмами. Библиогр. 4 назв.

Ключевые слова: система менеджмента качества; динамическое качество; прогнозирование и диагностика; трен-довый подход; критерии оценки качества; ROBUST-алгоритмы.

PROBLEMS OF CERTIFICATION OF QUALITY MANAGEMENT SYSTEMS UNDER ANALYSIS OF MODERNT TENDENCIES OF QUALITY MANAGEMENT S.V.Eliseev

Irkutsk State University of Railway Engineering 15 Chernishevsky St., Irkutsk, 664074

The author analyses the existent dependence between the quality management system based on the introduction of "ИСО 9001: 2008" standards and the system to provide dynamic quality as a component of the original system and also forecasting and diagnostics of the quality systems ensuring. Forecasting with the help of trends is one of meth-

1Елисеев Сергей Викторович, доктор технических наук, профессор, проректор. Eliseev Sergey Victorovich, a doctor of technical sciences, a professor, a pro-rector.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.