Научная статья на тему 'Развитие минерально-сырьевого комплекса региона на основе совершенствования экономического механизма управления'

Развитие минерально-сырьевого комплекса региона на основе совершенствования экономического механизма управления Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
139
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Даржаева С. И., Даржаев В. В.

Определена структура, связи минерально-сырьевого комплекса РБ, выяснено, что главное направление развития МСК региона в рыночных условиях должно быть основано на совершенствовании экономического механизма управ-ления. Даны рекомендации по совершенствованию экономического механизма управления минерально-сырьевым комплексом региона на примере Республики Бурятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Даржаева С. И., Даржаев В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF A REGIONAL MINERAL AND RAW MATERIALS COMPLEX BASED ON THE IMPROVEMENT OF AN ECONOMIC CONTROLLING MECHANISM

A mineral and raw materials complex structure for the Buryat Republic is specified. It's found out that the main line of development of the MSK region at a market should be based on the improvement of an economic controlling mechanism.

Текст научной работы на тему «Развитие минерально-сырьевого комплекса региона на основе совершенствования экономического механизма управления»

УДК 338.45:553 (571.54)

© С.И. Даржаева, В.В. Даржаев, 2009

С.И. Даржаева, В.В. Даржаев

РАЗВИТИЕ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОГО КОМПЛЕКСА РЕГИОНА НА ОСНОВЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ

инерально-сырьвой комплекс региона - сложная экономическая система, включающая группы взаимодействующих между собой раз-ведующих (подготавливающих), добывающих, перерабатывающих минеральное сырье отраслей и отраслей, обеспечивающих их функционирование, общей целью которых является рациональное потребление минеральных ресурсов для удовлетворения потребности в них народного хозяйства с наименьшими затратами при соблюдении равновесия в окружающей природной среде [1, с. 45-48].

Определено, что основное направление развития МСК РБ в рыночной экономике должно быть основано на совершенствовании экономического механизма управления, состоящим из: геолого-экономического районирования,

стоимостной оценки недр региона, расчета экологического ущерба по выделенным геолого-эко-номическим районам.

Проведенное геолого-экономичес-

кое районирование позволило выделить минерально-сырьевой потенциал территории, определить роль и значение его в территориальном районообразовании через минерально-сырьевые циклы, связи по использованию ресурсов (производственных, экономических, минеральных), определить факторы, ограничивающие использование минеральносырьевого потенциала (МСПН) в рыночной экономике, в конечном итоге

дать наглядную характеристику размещения минеральных ресурсов и инструмент сравнительной оценки отдельных территорий по совокупности находящихся там месторождений полезных ископаемых на основе заключений об ожидаемых экономических показателях их промышленного освоения. Определено, что структура и связи минеральносырьевого комплекса региона обусловлены сформированными условиями развития минерально-сырьевых циклов [2, с. 45-59]. Были выделены 6 геологоэкономических районов [3, с. 9-18].

Минерально-сырьевую базу МСК региона на современном этапе составляют более 300 разведанных месторождений различных полезных ископаемых и значительный объем вторичных минеральных ресурсов в виде отходов переработки и добычи отраслей горнопромышленного производства региона. Минерально-сырье-вой потенциал региона составляют 8 минерально-сырьевых группировок, размещенных по 6 геоло-го-эконо-мическим районам [3, стр124-134.]. Из разведанных месторождений около 50 % находится в стадии эксплуатации, составляя минерально-сырье-вую базу действующих горно-промышленных предприятий республики.

Следующим элементом управления МСК региона является регулирование отношений недропользования в рыночных условиях. Регулирование недропользования определяется на основе

стоимостной оценки недр. Проведенная стоимостная оценка недр региона позволила выявить влияние степени подготовленности, востребованности и интенсивности освоения минерально-

сырьевой базы МСК на стабильность формирования региональных доходов от функционирования минерально-

сырьевого комплекса, определить минерально-сырьевой потенциал территорий для дальнейшего развития МСК [3, с. 5165]. В рыночных условиях хозяйствования результаты геолого-экономической оценки многих месторождений полезных ископаемых республики не могут служить критерием ожидаемой эффективности ее освоения. При современной оценке ряд запасов, ранее считавшихся балансовыми, переходит в категорию забалансовых. В этих условиях большинство крупномасштабных проектов по освоению месторождений полезных ископаемых вызывают обоснованные сомнения, что требует новых подходов к освоению минеральных ресурсов региона с учетом складывающихся рыночных условий хозяйствования. В рамках такого подхода рассчитана стоимостная оценка недр РБ по важнейшим видам минеральных ресурсов.(13 вид). Общая текущая оценка (с учетом указанных допущений) минерально-сырье-вого потенциала недр (МСПН) Республики Бурятия составляет 185,5 млрд долл,. востребованного национального богатства недр -32,5 млрд долл.

Важным аспектом стоимостной оценки недр региона является соотношение в ней ресурсов различной категории изученности, что характеризует степень подготовленности МСБ к освоению. Для минерально-сырьевого потенциала недр РБ (в стоимостном выражении) характерна высокая доля прогнозных ресурсов - более 80 %. С одной стороны, такая структура требует значительных затрат на геологоразведочные

работы. С другой стороны, высокая доля прогнозных ресурсов в МСПН определяет перспективные возможности МСК и его роль в долгосрочном развитии региона.

Соотношение в стоимостной структуре минерально-сырьевой базы различных групп полезных ископаемых позволяет выделить преимущественный тип МСБ регионального МСК. По преобладанию в стоимостной структуре определенных групп полезных ископаемых различают топливный, топливно-минеральный и минеральный типы МСБ, характерные для разных стран и регионов. МСБ РБ относится к минеральному (20 % к 80 %), отличаясь от общемировой и российской, для которых характерно преобладание в стоимостной структуре топливно-

энергети-ческих ресурсов (около 90 %).

Следующим элементом управления МСК региона являются платежи и лицензии за использование минеральных ресурсов. Значительная часть территория региона (около 80 %) входит в водоохранную зону озера Байкал, большинство разведанных месторождений находится на этой территории.

Условия рыночной экономики требуют формирования специфического набора издержек, связанных с природоохранными проблемами, за загрязнение необходимо платить. Был разработан методологический подход к определению экологических затрат в общественных издержках горного производства региона на основе рассчитанного экологического ущерба от загрязнения, производимого предприятиями горной промышленности [4]. Методологические принципы определения экологических затрат в общественных издержках горного производства региона были сформулированы следующим образом:

- по геолого-экономическим районам РБ выявлено влияние минеральносырьевого комплекса на окружающую

природную среду (воздух, вода, земля), оказываемого в виде загрязнения;

- на основе выявленного влияния минерально-сырьевого комплекса на сферы природной среды в виде загрязнения рассчитан экологический ущерб;

Совокупная величина годового экономического ущерба от загрязнения трех групп сфер влияния (атмосфера. вода, земля) горным производством республики достигает 27950836 руб., из них ущерб по нарушенным землям - 99,2 %, по воде-0,7, по воздуху - 0,1 %. Таким образом, наиболее активное загрязнение окружающей сре-ды по выбросам, сбросам, нарушен-ным землям идет в данное время в та-ких районах, как Центральный, Се-верный, Южный, Баргузинский. Тер-ритории этих районов входят в водоохранную зону бассейна озера Байкал. Менее подвержены загрязнению территории Восточно-Саянского и Восточного геолого-экономических районов, большая часть которых не входит в водоохранную зону.

В выделенных геолого-экономичес-ких районах, где идет интенсивное

1. Ратнер Н.М. Оценка развития минерально-сырьевого комплекса промышленно освоенного района. - М.: Наука, 1987.

2. Савельева И.Л. Минерально-сырьевые циклы производств. - Новосибирск: Изд. «Наука», 1988.

3. Даржаева С.И. Региональное недропользование: проблемы и перспективы.- Улан-Удэ, изд. БНЦ СО РАН, 2000.

нарушение всех сфер природной среды пользователи минеральных ресурсов также должны платить за загрязнение. В настоящее время установленная плата за пользование недрами РБ значительно ниже рентного дохода, создаваемого в результате хозяйственного потребления минерально-сырьевых компонентов [5 с. 82]. Определенные водоохранные зоны по территории РБ требуют, чтобы подход к лицензионному доступу недр был увязан с необходимостью учитывать социальные и экологические факторы по зонам, взаимоувязку интересов субъектов недропользования, многокритери-альность оценки конкурсных предложений, так как лицензии служат формой учета пользователей минеральносырьевых ресурсов, формой контроля за их потреблением и формой реализации функции распоряжения минерально -сырьевыми ресурсами. Существенным недостатком действующего «Положения о порядке лицензирования пользования недрами Бурятии» является отсутствие требования по обязательному выполнению горнотехнической рекультивации нарушенных разработками земель.

-------------- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

4. Оценка экономического ущерба от воздействия открытых горных работ на природную среду// География и природные ресурсы. -2005. - №1.

5. Даржаева С.И. Эффективность использования недр региона. - Новосибирск: Изд. СО РАН, 2004. ЕШ

— Коротко об авторах -----------------------------------------------------------------

Даржаева С.И. - научный сотрудник Байкальского института природопользования СО РАН.

Даржаев В.В. - гл. специалист мэрии г. Улан-Удэ.

Рецензент д-р э. наук, проф. Г.В. Давыдова, Байкальский государственный университет экономики и права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.