Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ УЧАСТНИКОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ РЫБНОГО ХОЗЯЙСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ УЧАСТНИКОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ РЫБНОГО ХОЗЯЙСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА Текст научной статьи по специальности «Социальные науки»

CC BY
6
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / РЫБНЫЙ ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ КОМПЛЕКС / УГРОЗЫ РАЗВИТИЯ / СИСТЕМА КРЕДИТОВАНИЯ / ПРЕОБРАЗОВАНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / БЕНЧМАРКИНГ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ПЕРСПЕКТИВНОСТЬ РАЗВИТИЯ / ECONOMIC RELATIONS / SMALL BUSINESS / FISHERIES COMPLEX / DEVELOPMENT THREATS / CREDIT SYSTEM / TRANSFORMATION / BENCHMARKING / STATE SUPPORT / ECONOMIC EFFICIENCY / DEVELOPMENT PROSPECTS

Аннотация научной статьи по социальным наукам, автор научной работы — Труба А.С., Абряндина В.В.

В данной статье рассматриваются вопросы относительно совершенствования экономических отношений субъектов малых форм хозяйствования в сфере рыбного комплекса. Проанализировано состояние субъектов малого предпринимательства как опорной точки экономического роста в масштабе всей страны с точки зрения реализации предпринимательской активности в целях формирования среднего класса для устойчивости развития стабильного общества. Представлены характерные особенности рыбохозяйственной отрасли России с учетом необходимой данному сектору экономики государственной поддержки. Определены проблемные точки в вопросах совершенствования экономических отношений участников рыбной отрасли и представлены рекомендации по комплексному подходу мер поддержки в целях решения задач по реализации потенциала малых форм хозяйствования. Определен вектор комплексного развития, способствующий повышению экономической эффективности регионального малого бизнеса в рыбоводстве. Авторами статьи рассмотрены основные направления государственной поддержки, позволяющей реализовывать потенциальный эффект развития малого предпринимательства в сфере рыбохозяйственного комплекса. Определены значимые критерии функционирования малых предприятий во всех регионах в сфере рыбного хозяйства. Дана оценка привлекательности такого бизнеса, способствующего удовлетворению требований населения региона в товарной рыбе, производимой в прудовых хозяйствах и других водоемах региона, с учетом привлекательности малого бизнеса, рассматриваемого как потенциальную возможность получения предпринимательского дохода при допустимом уровне предпринимательского риска.По результатам исследования в статье представлены критерии оценки привлекательности регионов в целях развития рыбного хозяйства. Определены задачи, способные повысить роль государства в условиях поддержки субъектов малого бизнеса, и необходимость формирования ее пространственной структуры с учетом финансовых вливаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE ECONOMIC RELATIONS OF SMALL BUSINESS PARTICIPANTS IN THE FIELD OF THE FISHERY COMPLEX

This article discusses issues concerning the improvement of economic relations of small business entities in the field of the fish complex. The state of small business entities as a reference point of economic growth throughout the country is analyzed from the point of view of the implementation of entrepreneurial activity in order to form a middle class for the sustainable development of a stable society. The characteristic features of the Russian fisheries industry are presented, taking into account the state support necessary for this sector of the economy. The problematic points in the issues of improving the economic relations of participants in the fishing industry are identified and recommendations are presented on an integrated approach of support measures in order to solve the problems of realizing the potential of small business entities. The vector of integrated development has been determined to increase the economic efficiency of regional small business in fish farming.The authors of the article considered the main directions.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ УЧАСТНИКОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ РЫБНОГО ХОЗЯЙСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА»

Статья поступила 25.07.2023 г.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ УЧАСТНИКОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ РЫБНОГО ХОЗЯЙСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА

V А.С. Труба,

доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник, ВНИОПТУСХ - филиал ФГБНУ ФНЦ ВНИИЭСХ, г Москва

В.В. Абряндина,

кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник, ВНИОПТУСХ - филиал ФГБНУ ФНЦ ВНИИЭСХ, г. Москва

Ключевые слова: экономические отношения, малое предпринимательство, рыбный хозяйственный комплекс, угрозы развития, система кредитования, преобразования, государственная поддержка, бенчмаркинг, экономическая эффективность, перспективность развития

Key words: economic relations, small business, fisheries complex, development threats, credit system, transformation, benchmarking, state support, economic efficiency, development prospects

Введение. Малое предпринимательство можно рассматривать как одну из ключевых точек экономического роста в масштабе всей страны. Субъекты малого предпринимательства являются основой реализации предпринимательской активности и источником для формирования и расширения среднего класса, а значит, для устойчивого развития в регионах социального и экономического слоев устойчивого общества. Именно малое предпринимательство способно создать конкурентоспособную среду в экономике любого региона с определением инновационного вектора развития.

Кроме того, экономические отношения между участниками малого предпринимательства и их совершенствование будут решающим фактором в вопросах воплощения в жизнь принципов экономического развития, так как их потенциал наиболее приспособлен при реагировании на постоянно изменяющиеся рыночную конъюнктуру и потребности. Также уровень развития экономических отношений субъектов малого предпринимательства является показателем степени свободы в экономике. В этом аспекте следует отметить то, что в случае с крупными корпорациями данную свободу они способны обеспечить себе сами, а вот относительно малого бизнеса, без существенной поддержки государства стабильности в развитии сложно добиться.

Методы исследования. При проведении исследования применялись экономические, аналитические, социологические, структурно-функциональные методы.

Результаты исследования и их обсуждение. Малое предпринимательство является мощным инструментом борьбы с безработицей и развитием локальной экономики, что на сегодняшний день является особо актуальным вопросом в условиях трансформации рыночных отношений, в связи с чем внимание государства к данному сегменту экономики возросло. Далее остановимся более подробно на вопросах совершенствования участников экономических отношений и предпринимательства малых форм рыбного хозяйственного комплекса.

Задачами, способными повысить роль государства в условиях поддержки субъектов малого бизнеса и необходимым формированием ее пространственной структуры, устанавливают необходимость возможности оценки эффекта от потраченных денежных средств. Эта проблема достаточна серьезна, и решение ее имеет огромное практическое и теоретическое значение.

Следует отметить то, что основополагающие направления поддержки государства, которая позволяет максимально реализовывать потенциальную эффективность от функцио-

нирования предпринимательства малой формы в рыбной сфере (рыбный хозяйственный комплекс), содержатся в нижеследующих аспектах: во-первых, это формирование благоприятного предпринимательского климата; во-вторых, устранение нормативно-правовых пробелов, а также административных и организационных барьеров; в-третьих, несомненное расширение доступа малого предпринимательства к финансовым ресурсам; в-четвертых, необходимое системное развитие инфраструктуры для предоставления малым предприятиям интегральной финансовой, материальной, информационной, консультационной помощи, в том числе методической и организационной.

При этом необходимо понимать, что эффективность поддержки и ее оценка применительно к субъектам предпринимательства малых форм должна носить комплексный характер и включать:

- выявление тенденций в динамике показателей, характеризующих развитие малых предприятий и эффективность их деятельности;

- оценку вклада (доли) государственной поддержки в получении социально-экономического эффекта на всех уровнях (ВВП и валовой региональный продукт, налоговые доходы бюджетной системы, доходы предприятий);

- определение направления экономии, включая транзакционные издержки;

- оценку социальной составляющей в условиях поддержки субъектов малого бизнес-сообщества.

Обобщение результатов оценки эффективности по названным направлениям позволит дать ответы на вопросы: в какой степени государственная поддержка является помощью для саморазвития малых предприятий, и в какой степени она выступает формой патернализма, рассчитанного на краткосрочный эффект и не обеспечивающего в должной мере условий воспроизводства и жизнеспособности малого бизнеса.

В настоящий период времени наиболее значимым эффектом функционирования малых предприятий во всех регионах является прирост рабочих мест и поступления в бюджет, позволяющий решать комплекс социальных задач. Поэтому социальную эффективность малого предпринимательства на региональном уровне можно оценивать следующей системой показателей: снижение уровня безработицы; рост доходов; увеличение по-

ступлений в бюджет за счет субъектов малого бизнеса.

В условиях достижения указанных перспективных целей, применяемых государством в сфере поддержки предпринимателей малых форм, в непосредственной определенности принимается как основополагающий социальный итог поддержки государства.

Важнейшей задачей в системе рыбного хозяйственного комплекса является повышение привлекательности регионального малого бизнеса в рыбоводстве (аквакультура), что, несомненно, сможет удовлетворять потребности жителей региона в рыбе товарных сортов, которая будет выращиваться исключительно в прудах и иных региональных водоемах в соответствующих территориях. При этом несомненно то, что заинтересованность в таком бизнесе для малых форм хозяйствования мы рассматриваем как характерную возможность получения предпринимательской прибыли при допустимом в данном случае уровне предпринимательского риска.

Мы полагаем то, что в основе оценки привлекательности необходимо использование бенчмаркинговых сравнений (сравнение с «идеальными» объектами и очень успешными организациями). Принимая во внимание то, что малые формы предприятий, которые практикуют бенчмаркинг, могут рассчитывать на успех, они должны сосредоточить свое внимание на непосредственном анализе рынков, что будет напрямую влиять на повышение их конкурентоспособности. Следует также отметить то, что структуры малых форм хозяйствования являются экономически наиболее устойчивыми, так как их потенциал используется исключительно в достаточно эффективных сферах деятельности. При этом изучение основных факторов и понимание функционирования «идеального» предприятия, возможно, позволят избежать кризисных ситуаций и ловушек рынка. При этом, применение бенчмаркинга даст возможность повышать соответственно и эффективность управленческих решений при формировании устойчивого инструмента регулирования персоналом предприятия малых форм.

Обращаясь к рыбному хозяйству нашей страны, просматриваются характерные разнонаправленные тенденции преобразований. Можно выделить ключевые, то есть определяющие перспективность дальнейшего функционирования и развития данной отрасли. На наш взгляд, необходимо остановиться на следующих позициях.

Во-первых, это касается снижения численности организаций рыболовных, при этом одновременно увеличится численность предприятий аквакультуры.

Во-вторых, изменение числа занятых в рыбной отрасли и снижение ее в аквакультуре при положительно растущем улове приведет к непосредственному росту выработки на единицу работающих в данной отрасли.

В-третьих, стабильность роста улова рыбных, в том числе морских биологических ресурсов. Однако, относительно отдельных регионов отмечается незначительное снижение объема улова.

В-четвертых, несомненно, в настоящее время чувствуется поступательное движение в сторону развития аквакультуры.

В-пятых, осуществляется по определенным этапам непосредственная реализация проектов в сфере рыболовного хозяйства и аквакультуры с привлечением достаточного количества финансирования в основные фонды данной отрасли.

В-шестых, следует отметить и то, что в регионе существуют некоторые проблемы, непосредственно тормозящие развитие рыбной добычи.

В-седьмых, рыбная отрасль зависит и от конъюнктуры мирового рынка.

В-восьмых, наблюдается не совсем достаточное развитие внутреннего рынка региона, в том числе торговых сетей.

В-девятых, отмечается невысокая степень переработки рыбной продукции.

В-десятых, существует видимая зависимость экспортирования рыбной продукции со стороны стран Азии, а также Китая, Республики Корея и Японии. При этом продуктовая диверсификация экспорта очень низкая.

И последнее, следует отметить то, что для стратегического развития и технологического обновления отрасли все же имеет место недостаточное финансирование.

Таким образом, перед государством стоит ключевая задача по поиску решения проблем, тормозящих развитие отрасли по добыче рыбных ресурсов.

Из-за падения спроса, цен и введенных санкций рыболовство сократилось или остановилось. Затруднение поставок материалов для лова (сетей, тросов, наживки) из-за закрытия поставщиков, которые не могут предоставить в ресурсы кредит, в свою очередь, очень влияет на ограничение рыболовной деятельности.

Еще одной проблемой является недостаточность рабочей силы, так как в составе боль-

шинства бригад трудятся рабочие-мигранты, не имеющие возможности сейчас пребывать на территории Российской Федерации. Кроме этого, имеет место проблема с доступностью оборудования для обязательного обеспечения безопасности экипажей судов-добытчиков, являющаяся обязанностью судовладельцев, что также становится препятствием в случае возобновления деятельности и, несомненно, может повлиять на текущий уровень промысла.

Следует отметить то, что меры по защите производства и доходов включают следующие положения в форме требований:

- поскольку рыбаки и члены экипажей обеспечивают продовольствие нации, то необходимо включить их как основных работников в штатный состав организаций;

- в период промысла морепродуктов установить ускоренное оформление виз временным и сезонным работникам, в том числе и мигрантам;

- в условиях институционального использования (бенефициары, учреждения здравоохранения, образования и прочее), в том числе в случаях распределения как продовольственной помощи, необходимо расширить возможность для малых форм хозяйствования участие их в государственных закупках по морепродуктам и аквакультуре в целях продления сезонного промысла для предпринимателей малых форм и компенсации их экономических затрат;

- экипажам, лишенным возможности ловить рыбу, необходимо предоставлять компенсацию;

- малым предпринимателям, а также владельцам и экипажам судов устанавливать (Правительством) минимальную цену на каждый наиболее ценный вид рыбы, добываемой предпринимателями малых форм.

Вместе с тем, следует отметить, что, несомненно, необходимо государственное содействие и воздействие на производственные отношения в аквакультуре. В связи с тем, что на рынке рыбной продукции происходят сбои, фермерам-промысловикам затруднительно сбывать улов, а фермерским рыболовным хозяйствам приходится держать большое число особей живой рыбы, которую необходимо кормить в течение неопределенного периода времени, что, в свою очередь, ведет к увеличению затрат и рисков для малого предпринимателя. К тому же в связи с закрытием предприятий общественного питания, сокращения туристских потоков, малой загружен-

ности гостиниц и низкой посещаемости ресторанов, кризиса розничной торговли, а также остановки импорта в страны ЕС, в основном, страдают производственные мощности различного вида моллюсков. Между тем, данную ситуацию усугубляет достаточно широкий диапазон ограничений, который налагается различными странами на логистическую и прочие сопутствующие данному роду деятельности сферы.

По нашему мнению, на сегодняшний день также будет актуально сформировать необходимые мероприятия, которые будут направлены на определенную поддержку компаний, являющихся операторами по выращиванию маточного стада. Производственные мощности аквакультуры испытывают трудности с решением вопроса по привлечению необходимого объема ресурсов, в том числе семян и кормов, а также поиском рабочей силы в условиях ограничений.

В то же время необходимо отметить меры по поддержанию рыбной отрасли.

Первым делом необходимо объявить производство аквакультуры, как и сельское хозяйство, приоритетной отраслью с целью возможности кредитования данного сектора экономики. При этом сбалансировать тарифы на электричество и иные составляющие инфраструктуры.

Далее расширить доступ рыбоводов - малых предпринимателей к программам финансирования и кредитования с пониженными процентными ставками, гибким графиком погашением ссуд, а также с различными вариантами реструктуризации долга.

Затем разработать и предоставить программы для поддержания внутриэкономических цепочек поставок рыбы и морепродуктов, а также обеспечения непрерывной деятельности предпринимателей.

Следующий шаг - создать гибкую систему кредитования в целях поддержания фонда заработной платы, а также выдачи ссуд под самую низкую процентную ставку для исправления ситуации по наличию задолженности у малых форм предпринимателей.

В дальнейшем необходимо освободить от коммунальных платежей, а также приостановить некоторые финансовые обязательства, такие как налог на недвижимость и ипотека для малых форм хозяйствования.

Кроме того, в области международной торговли, в рамках совместных усилий по обеспечению свободы тех самых торговых потоков основатели ФАО, ВОЗ призывают к пре-

дотвращению ограничений на границах по торговле продуктами во избежание нехватки продовольствия, при этом делая акцент на то, что распространение информации о связанных с основными пищевыми продуктами питания торговых мерах имеет основополагающее значение.

Следовательно, необходимо обратить особое внимание и обеспечить:

- доступ к цепочке поставок, а для малых форм хозяйствования в рыболовной сфере, продающих свою продукцию за границу, обеспечить постоянный доступ к сотрудничеству с официальными лицами в портах, на железных дорогах и пограничных переходах, чтобы они могли поддерживать свои продажи;

- стабильность доступа предпринимателей к рыбным промыслам за счет снижения нормативного бремени, которое препятствует такому доступу к рыболовным угодьям и устойчивому вылову в них;

- поддержку цепочки поставок (например, использование временного хранения рыбы, отведение рыбы на внутренний рынок, работа с переработчиками для корректировки поставок на внутренний рынок и замена продукции, ранее подготовленной для рынка экспорта);

- переработку нереализованной рыбы (засоленной или охлажденной) в зависимости от обстоятельств, что требует поставки теплоизолированных ящиков для рыбы среднего размера, которые должны быть предоставлены соответствующими структурами;

- возможность замораживания рыбной продукции на рыбоперерабатывающих, холодильных и торговых предприятиях;

- использование альтернативных стратегий маркетинга, которые, в свою очередь, могут избавить от необходимости длительного хранения рыбных продуктов.

Проводя исследования по оценке рыбы, следует отметить то, что обязательные программы по промысловым наблюдениям могут сократиться, в лучшем случае быть временно приостановлены. К тому же обвал экспортных рынков увеличил возможность повторного закупа рыбы у местных производителей.

Кроме того, по нашему мнению, в меры по стабилизации деятельности должны быть включены:

- условия по усилению программного удаленного наблюдения и мониторинга без участия наблюдателей;

- программы поддержания различных уровней мониторинга, наблюдения и контроля за промысловой деятельностью в целях обеспе-

чения соблюдения контрольных мер при сокращении риска не совсем законного и нерегулируемого рынка рыбных промыслов, на бортах рыболовных судов;

- необходимость властей регионов периодически проводить оценку с определенных решений в условиях партнерских отношений с участниками данного сектора экономики.

Отметим слабые стороны, которыми являются:

Во-первых, несогласованность направлений развития предпринимательства в рыбном хозяйственном комплексе, а также отсутствие должной согласованности в разрабатываемых стратегических документах и государственных программах.

Во-вторых, отсутствие системного подхода в стратегии управления субъектами предпринимательской деятельности малых форм в рыбной хозяйственной сфере деятельности страны.

В-последних, достаточно низкий уровень участия предпринимателей малых форм в процессе клиентоориентированности рыбного хозяйственного комплекса. Кроме того, наблюдается и низкий уровень развития услуг посредников (торговых и логистических) среди предпринимателей этой сферы.

Также угрозами можно назвать следующие факторы (рис. 1).

С учетом угроз, представленных на рисунке, существует ряд возможностей для создания благоприятного климата совершенствования экономических отношений субъектов малого предпринимательства в рыбной хозяйственной сфере. Основными из них, по наше-

му мнению, являются следующие возможности:

- необходимо разработать и внедрить новейшие технологии в аквакультуру и производство по переработке рыбы в малом предпринимательском бизнесе;

- освоить использование цифровых технологий и электронной коммерции в целях сокращения торговых и логистических издержек у предпринимателей;

- внедрить вертикальную интеграцию субъектов предпринимательства;

- повысить экономическую доступность рыбной продукции для населения через предпринимательскую инициативу;

- привлечь дополнительный сегмент потребителей;

- совершенствовать систему стратегического управления рыбного хозяйства и комплекса на основе проектно-цифрового подхода;

- разработать клиентоориентированную стратегию развития предпринимательства в рыбном хозяйственном комплексе;

- создать единую логистическую инфраструктуру рыбного хозяйственного комплекса, в основе которой лежит вертикальная интеграция субъектов малого предпринимательства;

- разработать процедуру согласования различными ведомствами нормативно-правовых актов и регламентирующих документов по стратегическому развитию малого предпринимательства в рыбной отрасли;

- сформировать единую государственную политику продвижения рыбной продукции при участии субъектов малого предпринимательства;

Угрозы развития малого рыбного хозяйственного предпринимательства

---\

финансовые экономические политические

1 г 1 1

дефицит финансирования направления предпринимательства

в Государственной программе «Развитие рыбного хозяйственного комплекса»

обострение глобальной конкуренции на право добычи водных биоресурсов среди предпринимателей

нестабильная конъюнктура мировых цен на рыбные товары

Рис. 1. Факторы, имеющие влияние на перспективность развития предпринимательства малых форм предпринимательства в рыбной хозяйственной сфере деятельности

- сформировать программу обновления и модернизации рыбных перерабатывающих предприятий и мощностей портов с привлечением предпринимателей малых форм;

- сформировать ценовую политику таким образом, чтобы учитывался спрос на продукцию с учетом затратного механизма;

- необходимо создать централизованную систему сбора и анализа всей информации о потребителях и предпринимателях малых форм, в том числе производителях;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- разработать предложения по совершенствованию механизмов привлечения частных инвестиций и финансирования, в том числе на основе государственно-частного партнерства;

- повысить эффективность системы поддержки сбыта с участием субъектов малого предпринимательства;

- необходимо в обязательном порядке обеспечить обратную связь с покупателями в связи с вопросами качества рыбной продукции на местах реализации ее предпринимателями.

Таким образом, предложениями по развитию и совершенствованию экономических отношений малого предпринимательства в сфере рыбного хозяйственного комплекса можно назвать следующие аспекты.

Для эффективного функционирования предприятий малого бизнеса в системе рыбного хозяйственного комплекса необходимо дальнейшее развитие законодательной и нормативной базы, регулирующей их деятельность и учитывающей специфику малого предпринимательства. Совершенствование законодательной базы и правового регулирования предпринимательской деятельности через систему законов прямого действия позволит создать условия, способствующие свободе предпринимательства и устранению административного вмешательства в деятельность субъектов малого бизнеса.

Кроме того, предоставление равных условий всем хозяйствующим субъектам для входа на рынок, устранение административных барьеров, регламентация контролирующих функций государства, усиление государственной поддержки предпринимателей должны стать главными составляющими законотворческой деятельности государства, направленными на активизацию предпринимательской деятельности в рыбном хозяйственном комплексе нашей страны.

Библиографический список

1. Труба, А. С., Абряндина В.В. Совершенствование механизма регулирования социально-трудовых отношений в условиях цифровой среды / А. С. Труба, В. В. Абряндина. - Текст : непосредственный // Вестник Керченского государственного морского технологического университета. - 2022. - № 2. - С. 313-331.

2. Абряндина, В. В. Адаптация предпринимателей аграрного сектора к вызовам рынка / В. В. Абряндина. - Текст : непосредственный // Экономика сельского хозяйства России. -2022. - № 8. - С. 28-32.

3. Абряндина, В. В. Функциональная эффективность освоения цифровых технологий в организациях агропромышленного сектора / В. В. Абряндина. - Текст : непосредственный // Экономика, труд, управление в сельском хозяйстве. - 2022. - № 1 (83). - С. 127-133.

4. Труба, А. С. Рационализация государственного механизма правового регулирования труда в агропромышленном секторе экономики / А. С. Труба, В. В. Абряндина. - Текст : непосредственный // Вестник Керченского государственного морского технологического университета. - 2022. - №1. - С. 160-175.

References

1. Truba, A. S., Abryandina V.V. Sovershen-stvovanie mekhanizma regulirovaniya social'no-trudovyh otnoshenij v usloviyah cifrovoj sredy / A. S. Truba, V. V. Abryandina. - Tekst : neposred-stvennyj // Vestnik Kerchenskogo gosudarst-vennogo morskogo tekhnologicheskogo univer-siteta. - 2022. - № 2. - S. 313-331.

2. Abryandina, V. V. Adaptaciya predprinimatelej agrarnogo sektora k vyzovam rynka / V. V. Abryandina. - Tekst : neposredstvennyj // Ekono-mika sel'skogo hozyajstva Rossii. - 2022. - № 8. - S. 28-32.

3. Abryandina, V. V. Funkcional'naya effektiv-nost' osvoeniya cifrovyh tekhnologij v organiza-ciyah agropromyshlennogo sektora / V. V. Abryandina. - Tekst : neposredstvennyj // Ekono-mika, trud, upravlenie v sel'skom hozyajstve. -2022. - № 1 (83). - S. 127-133.

4. Truba, A. S. Racionalizaciya gosudarst-vennogo mekhanizma pravovogo regulirovaniya truda v agropromyshlennom sektore ekonomiki / A. S. Truba, V. V. Abryandina. - Tekst : neposredstvennyj // Vestnik Kerchenskogo gosu-darstvennogo morskogo tekhnologicheskogo universiteta. - 2022. - №1. - S. 160-175.

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ Контактная информация: Труба Анатолий Сергеевич

профессор, главный научный сотрудник ВНИОПТУСХ - филиал ФГБНУ ФНЦ ВНИИЭСХ 111621, г . Москва, ул. Оренбургская,15. E-mail: truby.anatoly@yandex.ru

Абряндина Виктория Викторовна

ведущий научный сотрудник, ВНИОПТУСХ - филиал ФГБНУ ФНЦ ВНИИЭСХ 111621, г. Москва, ул. Оренбургская,15 E-mail: abrjandina@rambler.ru

Contact Information: Truba Anatoly Sergeevich

Professor, Chief Researcher, VNIOPTUSKh -branch of the Federal State Budget Scientific Institution Federal Research Center VNIIESKh 111621, Russia, Moscow, Orenburg St., 15 E-mail: truby.anatoly@yandex.ru

Abryandina Victoria Viktorovna Leading Researcher, VNIOPTUSKh - branch of the Federal State Budget Scientific Institution Federal Research Center VNIIESKh 111621, Russia, Moscow, Orenburg St., 15 E-mail: abrjandina@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.