Научная статья на тему 'Совершенствование деятельности профсоюзных организаций'

Совершенствование деятельности профсоюзных организаций Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1330
257
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФСОЮЗ / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ГАРАНТИИ РАБОТНИКОВ / SOCIAL PARTNERSHIP / WORK / GUARANTEE WORKERS / TRADE UNION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Диамантис Джордж Георгиос, Крючков Максим Сергеевич

Данная статья посвящена проблеме совершенствования деятельности профсоюзных организаций. Названная проблема требует нового подхода, учитывающего коренные изменения в социально-экономических отношениях государства и общества, к числу которых относятся отношения государства и профсоюзов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING PERFORMANCE OF TRADE UNION ORGANIZATIONS

This article is devoted to the improvement of trade union activities. This problem requires a new approach that takes into account fundamental changes in the socio-economic relations between the state and society, which include relations between the state and trade unions.

Текст научной работы на тему «Совершенствование деятельности профсоюзных организаций»

UNIVERSUM:

ЭКОНОМИКА И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

• 7universum.com

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОФСОЮЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Диамантис Джордж Георгиос

юрист (специалист), ФГБОУ ВПО «Российская правовая академия Министерства юстиции Российской Федерации»,

РФ, г. Москва E-mail: seo-diamantis@mail.ru

Крючков Максим Сергеевич

юрист (специалист), ФГБОУ ВПО «Российская правовая академия Министерства юстиции Российской Федерации»,

РФ, г. Москва E-mail: kryuchkov-1992@list.ru

IMPROVING PERFORMANCE OF TRADE UNION ORGANIZATIONS

АННОТАЦИЯ

Данная статья посвящена проблеме совершенствования деятельности профсоюзных организаций. Названная проблема требует нового подхода, учитывающего коренные изменения в социально-экономических отношениях государства и общества, к числу которых относятся отношения государства и профсоюзов.

Diamantis George

Lawyer, The Russian Law Academy of the Russian Federation Ministry of Justice,

Russia, Moscow

Kryuchkov Maxim

Lawyer, The Russian Law Academy of the Russian Federation Ministry of Justice,

Russia, Moscow

Диамантис Д.Г., Крючков М.С. Совершенствование деятельности профсоюзных организаций // Universum: Экономика и юриспруденция : электрон. научн. журн. 2014. № 7-8 (8) .

URL: http://7universum.com/ru/economy/archive/item/1498

ABSTRACT

This article is devoted to the improvement of trade union activities.

This problem requires a new approach that takes into account fundamental changes in the socio-economic relations between the state and society, which include relations between the state and trade unions.

Ключевые слова: профсоюз, социальное партнерство, трудовая

деятельность, гарантии работников.

Keywords: trade union, social partnership, work, guarantee workers.

Прежде всего, говоря о функциях профсоюзов, следует исходить

из стоящих перед ними задач, которые закреплены в уставах

профессиональных объединений и профессиональных организаций. На основе анализа ряда правовых документов главными являются задачи по защите интересов членов профсоюзов и их социально-трудовых прав, по обеспечению каждого члена профсоюза рабочим местом, а также реальному повышению жизненного уровня членов профсоюзов. Следует отметить, что одной

из основных является именно защитная функция.

В соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 N 10-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» [4] предметом защиты профсоюзов являются интересы членов профсоюзов и социально-трудовые права, применительно к коллективным договорам, то есть коллективные интересы членов трудовых коллективов. Представляется, что данный термин отличается большей точностью и включает в себя более широкий смысл в отличие от ранее действовавшего — «защита трудовых и социально-экономических прав» — и закрепленного в Законе СССР.

Стоит подчеркнуть, что применение мер защиты может осуществляться при совершении правонарушения. Так, правонарушение может заключаться как в совершении запрещенного, так и в несовершении нормативно-

установленного действия. Ученые и юристы-практики в области трудового права в странах Западной Европы, для того чтобы обеспечить эффективным образом защиту трудящихся, отмечают, что соответствующее социальное законодательство является необходимым, но недостаточным. Безусловно, оно может быть просто-напросто неприменимым в случае, когда наемный работник в одиночку противостоит нанимателю. В таком случае профсоюз, будучи коллективным объединением, своим существованием представляет собой противовес власти предпринимателей [2].

В принципе, соглашаясь с этим, в то же время хотелось бы отметить, что в современных экономических условиях одного существования профобъединений, без реальных действий, недостаточно.

В качестве примера стоит привести социологическое исследование под названием «Роль профсоюзов в трудовой деятельности», проведенное Челябинским филиалом Института экономики уральского отделения Российской академии наук. Такой опрос проводился среди работников и активистов различных предприятий данного субъекта РФ. В результате было выявлено, что подавляющее большинство работников рассчитывают только на самозащиту, если окажутся безработными, и только от 3 до 8 % рассчитывают на защиту профсоюзной организацией.

Уровень доверия работников предприятий к своим профсоюзным организациям снизился на 5 %. При этом важно, что каждый второй респондент высказывал недоверие юридической защите профсоюзов [3, с. 14].

Однако подавляющее большинство работников (около 87 %) желают остаться членами профессиональных союзов, а с 2013 года число таких респондентов увеличилось почти на 20 % [3, с. 15].

Зачастую свое членство в профсоюзе работники сохраняют лишь по двум причинам: просто по обыкновению или из-за надежды, что профсоюз сможет защитить их субъективные юридические права. По данным последнего опроса, количество респондентов, указывающих на первую причину, возросло на 4 %, а на вторую уменьшилось на 5% [3, с. 17].

Исследуя культурно-воспитательную функцию, нужно отметить, что в уставах профсоюзов ее упоминают значительно реже, при этом уставы могут быть как отраслевыми, так и принятыми территориальными объединениями. В первую очередь, фактором для этого является резкое сокращение объектов культуры, находящихся в ведении профсоюзных организаций.

Ввиду изменений социально-экономической ситуации в России и развития социального партнерства, к числу основных следует отнести функцию взаимодействия профсоюзов как представителей работников с работодателями (их представителями), органами государственной власти, органами местного самоуправления по обеспечению согласованных интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений, таким образом, речь идет о функции социального партнерства.

В последние годы в Российской Федерации происходит интенсивный процесс разработки коллективных договоров и трудовых соглашений, а также принятие в субъектах РФ законов о социальном партнерстве.

В первую очередь, это обусловлено осуществлением в стране работы по реформированию нормативно-правовых актов трудового законодательства. Во-вторых, связано со стремлением профсоюзов и объединений работодателей на местах с учетом имеющихся возможностей преодолеть негативные процессы в социально-трудовой сфере, предотвратить коллективно-трудовые споры и уменьшить социальную напряженность. Таким образом, социальное партнерство получает широкую государственную поддержку. Следует подчеркнуть, что нормативно-правовые акты о социальном партнерстве приняты в большинстве субъектов РФ, например, в Москве, Ставропольском и Алтайском краях, Омской, Свердловской, Челябинской областях и др.

В современных правовых реалиях законодательные органы субъектов РФ в ряде случаев вынуждены признавать их утратившими силу или существенно корректировать их. Статья 6 Трудового кодекса РФ устанавливает основы

социального партнерства относительно компетенции федеральных органов государственной власти. Таким образом, Трудовой кодекс РФ разграничивает полномочия в сфере регулирования как трудовых, так и прямо связанных с ними отношений между органами государственной власти субъектов и федеральными органами государственной власти Российской Федерации.

Динамика развития механизма гарантий трудовых прав по сравнению с установленными федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации обеспечивается при помощи бюджетных денежных средств соответствующего субъекта Российской Федерации, что закреплено в 6 статье Трудового кодекса РФ.

Реализация «затратных» региональных законов должна с самого начала быть обеспечена бюджетным финансированием. Иначе конституционные, то есть уставные суды имеют право расценить такие законы не иначе как нелегитимные, соответственно, не подлежащими применению [1].

Развитие и интеграция России в мировую экономику, увеличивающееся число транснациональных корпораций (ТНК) с российским участием, а также международное перемещение капитала приводят к наполнению новым содержанием функции международной солидарности. Имеется в виду взаимодействие представителей работников с зарубежными профсоюзными структурами ТНК, реализация контроля за соблюдением национального законодательства в названных корпорациях на территории России.

Тенденция движения распространения ТНК идет в направлении стран Азии, Центральной и Западной Европы, а также стран СНГ, то есть с Запада на Восток, а не с севера на юг, как это было ранее, поэтому представительным органам работников предстоит освоение нового объема в работе.

Ввиду того что количество и сложность задач, которые стоят перед профсоюзами увеличивается, возникает потребность в пересмотре принципа равенства всех профессиональных союзов. В настоящее время вряд ли целесообразно сравнивать профсоюзы, которые насчитывают всего лишь несколько членов, и профсоюзы, которые объединяют десятки и даже

сотни тысяч человек. В качестве примера можно привести Францию, где произведено деление указанных общественных объединений на профсоюзы общего права, которые называются «обычными», и профсоюзы «наиболее представительные», которые пользуются специальным льготным режимом [2].

В наших условиях целесообразно указывать в свидетельствах о регистрации профобъединений количество членов профсоюза, на региональном уровне законодательно установить полномочия профобъединений в зависимости от того, какое число работников они представляют. Например, если в территориальной профорганизации состоит более 100 тысяч членов, то она может быть наделена законодательной инициативой и т. д.

Интеграция российского общества в рыночную экономику немыслима без динамического и прогрессивного развития, а также совершенствования механизма защиты прав и интересов участников социально-трудовых отношений. Значительная роль в этом отводится профсоюзам.

Список литературы:

1. Головина С., Мершина Н. Срочные договоры в Трудовом кодексе и решения Конституционного суда // Российская юстиция. — 2006. — № 3. — С. 1—3.

2. Депакс М. Франция сегодня // Трудовое право. — М., 1995. — С. 40, 60.

3. Роль профсоюзов в трудовой деятельности // Социологическое исследование (руководитель академии РАНТ Гуревич М.А.) — Челябинск, 2005.

4. Федеральный закон от 12.01.1996 N 10-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» // Собрание законодательства РФ, 15.01.1996, N 3, ст. 148.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.