Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ УЗБЕКИСТАНА С УЧЕТОМ НОВЫХ ТРЕБОВАНИЙ БАЗЕЛЬ III'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ УЗБЕКИСТАНА С УЧЕТОМ НОВЫХ ТРЕБОВАНИЙ БАЗЕЛЬ III Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
78
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
World science
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Азимова Шахноза Самукджановна

This article discusses the implementation of the requirements of the Basel Committee on Banking Supervision in commercial banks Uzbekistana.Posledovatelnye reforms in the banking system and implemented by the Central Bank of effective banking supervision, including the continuous monitoring of the quality of assets, loan portfolio diversification, capital adequacy and liquidity creates the necessary conditions for sustainable functioning commercial banks of Uzbekistan.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ УЗБЕКИСТАНА С УЧЕТОМ НОВЫХ ТРЕБОВАНИЙ БАЗЕЛЬ III»

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ УЗБЕКИСТАНА С УЧЕТОМ НОВЫХ ТРЕБОВАНИЙ БАЗЕЛЬ III

Азимова Шахноза Самукджановна

старший преподаватель кафедры «Банковское дело» Ташкентского Финансового института

Abstract. This article discusses the implementation of the requirements of the Basel Committee on Banking Supervision in commercial banks UzbekistanaPosledovatelnye reforms in the banking system and implemented by the Central Bank of effective banking supervision, including the continuous monitoring of the quality of assets, loan portfolio diversification, capital adequacy and liquidity creates the necessary conditions for sustainable functioning commercial banks of Uzbekistan.

Ослабление банковской системы любой страны, как развитой, так и развивающейся, представляет угрозу финансовой стабильности как в данной стране, так и за ее пределами. Необходимость укрепления финансовой системы становится проблемой, привлекающей все большее внимание во всем мире.

Эффективная система банковского надзора предполагает, что каждый орган, осуществляющий надзор за банковской деятельностью, должен иметь четко сформулированные задачи и обязанности. Каждый такой орган должен располагать оперативной самостоятельностью и соответствующей материальной базой. Исходя из этого в Республике Узбекистан применяются различные меры по совершенствованию банковской системы, с учетом международных требований, вносятся коррективы в законодательную базу, совершенствуются требования к банковским показателям в соответствии с новыми требованиями Базельского комитета и международными стандартами.

Проводимая в стране эффективная экономическая политика, в частности, осуществляемые и имеющие конкретные направления реформы в банковской системе создают надежную базу для стабильного развития банковско-финансовой системы.

Устойчивое развитие банковской системы Узбекистана является результатом обеспечения эффективной системы банковского регулирования и надзора.

Центральному банку Республики Узбекистан поручено обеспечить поэтапное внедрение в 2015 — 2019 годах стандартов и рекомендаций Базельского комитета по банковскому надзору.

В частности, Узбекистан планирует принять меры по дальнейшему совершенствованию нормативных требований, устанавливаемых к ликвидности и достаточности капитала коммерческих банков, а также методов и механизмов управления ими в соответствии с рекомендациями Базельского комитета по банковскому надзору, предусматривающих:

• введение коэффициента нормы покрытия ликвидности, определяемой как отношение ликвидных активов высокого качества к чистому оттоку денежных средств сроком исполнения до 30 дней, с установлением минимального требования по данному показателю на уровне 100%;

• введение коэффициента нормы чистого стабильного финансирования, определяемой как отношение доступной суммы стабильных ресурсов финансирования к необходимой сумме стабильного финансирования с установлением минимального требования на уровне 100%;

• введение изменений в структуру капитала с поэтапным увеличением минимального значения коэффициента достаточности регулятивного капитала с 10% до 14,5%;

• поэтапное увеличение минимального значения коэффициента достаточности капитала I уровня с 5,0% до 11%, учитывая буфер консервации капитала в размере 3% от всех активов, взвешенных с учетом риска;

• совершенствование методов оценки операционных и рыночных рисков для целей определения достаточности капитала.

Ранее правительство обязало коммерческие банки к началу 2015 года обеспечить норму покрытия ликвидности до 100% в связи с внедрением норм «Базель-111»,но не все банки были готовы к резкому изменению этого показателя.

В целях дальнейшего повышения финансовой устойчивости и надежности банковской

54 № 7(11 ), Vol.1, July 2016

WORLD SCIENCE

системы, создания благоприятных условий для укрепления и роста ресурсной базы коммерческих банков, стимулирования их инвестиционной активности, а также обеспечения выхода на более высокий уровень организации банковской деятельности в соответствии с общепринятыми международными нормами и стандартами, в частности Базеля III планируется осуществит следующие мероприятия :

• Дальнейшее совершенствование нормативных требований, предъявляемых к банкам республики в соответствии с международными нормами и стандартами, в том числе в области депозитной и кредитной политики

• Реализация мер по укреплению ресурсной базы коммерческих банков, широкому привлечению в банковский оборот свободных денежных средств населения и хозяйствующих субъектов путем внедрения новых привлекательных видов вкладов и депозитов

• Совершенствование методов корпоративного управления в коммерческих банках, в том числе управление рисками и улучшение внутреннего контроля, на основе глубокого изучения системы организации управления в ведущих зарубежных банках и финансовых институтах

• Расширение спектра и качества оказываемых банковских услуг с широким применением передовых информационно-коммуникационных технологий, а также расширение системы безналичных расчетов с использованием банковских пластиковых карточек

• Будет обеспечено поэтапное внедрение в 2015-2019 годах новых стандартов и рекомендаций Базельского комитета по банковскому надзору (Базель-Ш), предусматривающих дальнейшее совершенствование нормативных требований, предъявляемых к коммерческим банкам, включая новые требования к показателям достаточности капитала и ликвидности.

Новое положение устанавливает новый порядок определения и расчета достаточности капитала коммерческих банков. В данном документе внесены существенные изменения и дополнения в структуру и расчет регулятивного капитала банка в соответствии с рекомендациями Базеля III.

Структура капитала:

Регулятивный капитал:

1. Капитал 1 уровня

1.1. Основной капитал 1 уровня

1.2. Дополнительный капитал 1 уровня

2. Капитал 2 уровня

Расчет активов взвешенных с учетом риска

Активы, взвешенные с учетом риска:

- сумма балансовых и забалансовых активов, взвешенных с учетом риска

- сумма операционных рисков и рыночных рисков

Вычет из капитала 1 уровня только нематериальных активов, остальные вычеты из регулятивного капитала.

Таблица 1. Новые требования к капиталу15

Дата вступления в силу Регулятивный капитал,(К1) Капитал! уровня,(К2)

01.09.2015 10 7,5

01.01.2016 11,5 8,5

01.01.2017 12,5 9,5

01.01.2018 13,5 10,5

01.01.2019 14,5 11

Новым Положением «О требованиях к управлению ликвидностью коммерческих банков» повышаются требования к качеству управления ликвидностью коммерческих банков и внедряются новые нормативы оценки ликвидности банков в соответствии с рекомендациями Базеля III и лучшей международной банковской практики.

14 Постановление Президента Республики Узбекистан за №2344 «О мерах по дальнейшему повышению финансовой устойчивости коммерческих банков и развитию их ресурсной базы» от 6 мая 2015 года 1 Составлено автором на основе данных www.cbu.uz

Таблица 2. Новые требования к ликвидности16

Поэтапное повышение минимальных требований к ликвидности коммерческих банков (%)

Дата вступления в силу Текущая ликвидность Норма покрытия ликвидности Норма чистого стабильного финансирования

01.01.2016 30 80 -

01.01.2017 30 90 -

01.01.2018 30 100 100

В результате внедрения стандартов Базеля III, повышения финансовой устойчивости банков и снижения системных рисков улучшится операционная среда и возрастёт доверие клиентов к банковской системе, от чего выиграют все участники рынка. Также, приведение банковского надзора к международным стандартам и совершенствование управления рисками способствует укреплению доверия иностранных банков-партнеров, повышению привлекательности отечественного банковского рынка и снижению стоимости заемных ресурсов для узбекских банков.

Также Узбекистан намерен внедрить в деятельность банков «Принципы эффективного корпоративного управления», рекомендуемые Базельским комитетом по банковскому надзору, включая проведение здоровой и безопасной банковской практики, установление стандартов профессиональной этики, обеспечение прозрачности деятельности банков и др.

Также будут приняты меры по дальнейшему повышению доступности информации по деятельности банков, в том числе путем размещения годовых и промежуточных финансовых отчетов на веб-сайтах банков и иными способами, в порядке, не противоречащем законодательству о банковской тайне.

«Базель III» усиливает требования к капиталу банка и вводит новые нормативные требования по ликвидности. Главной целью соглашения «Базель III» является повышение качества управления рисками в банковском деле, что, в свою очередь, должно укрепить стабильность финансовой системы в целом.

Последовательные реформы в банковской системе и осуществляемый Центральным банком эффективный банковский надзор, включая постоянный мониторинг качества активов, диверсификации кредитного портфеля, показателей достаточности капитала и ликвидности создают необходимые условия для устойчивого функционирования коммерческих банков Республики Узбекистан. Центральным банком постоянно и своевременно совершенствуется банковский надзор на основе передового международного опыта в соответствии с рекомендациями Международного валютного фонда, Всемирного банка и Базельского комитета по банковскому надзору.

Коммерческие банки Узбекистана обязаны минимум раз в квартал проверять состояние своей ликвидности путем стресс-тестирования.

По результатам стресс-тестирования банкам необходимо корректировать стратегию управления рисками и разработать планы по обеспечению дополнительными средствами в неожиданных стрессовых ситуациях.

Банки должны представить в ЦБ информацию о решениях, принятых правлением по результатам стресс-тестирования, и планах по непредвиденному финансированию.

Между тем, банками республики принимается ряд мер, направленных на дальнейшее увеличение уставного капитала банка, оптимизацию структуры активов, наращивание долгосрочной и стабильной заемной ресурсной базы, повышение стрессоустойчивости банка и совершенствование системы управления и оценки банковских рисков.

Безусловно Базель III является шагом в правильном направлении, улучшением Базеля I и Базеля II, и мы все должны приветствовать его. Однако, Базель III и новые уровни капитала не гарантируют защиты от возникновения возможных кризисов в будущем. При этом у нас не должно быть ожидания того, чтобы "изменить финансовую систему к лучшему за одну ночь", но, понятно, что радикальные реформы необходимы, чтобы создать более надёжную систему в долгосрочной перспективе.

16 www.lex.uz

56

№ 7(11), Vol.1, July 2016

WORLD SCIENCE

Одна из главных целей внедрения Базеля III в Республике Узбекистан заключается в приведении банковского регулирования и надзора к международным стандартам в этой области. Для республики необходимо повышение кредитных рейтингов банков, которое позволит им стать полноправными участниками международных операций.

Базельские принципы носят всеобъемлющий характер. Однако при выборе пути применения этих стандартов необходимо учитывать национальные особенности. Реализация указанных направлений будет осуществляться с учетом специфики экономики и особенностей банковского сектора. Необходимо брать лучший опыт международной практики, в том числе и периодическое изучение количественных показателей вновь вводимых банковских нормативов с публикацией обобщенных материалов. Обязательно должны быть сделаны официальные переводы всех действующих Базельских стандартов по достаточности капитала, ликвидности, риск-менеджменту и надлежащим правилам надзора.

Несмотря на все дискуссии относительно внедрения Базельских стандартов, при всех их недостатках нельзя не согласиться, что в настоящий момент у них нет альтернативы, и пусть не всегда вовремя и точно, но оперативно и последовательно Комитет вносит изменения, дополнения и комментарии в свои стандарты. При этом, если рассматривать все «Базели» вместе и обстоятельно, логика применения каждого нового предложения становится очевидной.

Исходя из развития финансовой отрасли, в условиях нарастания мировых финансовых рынков и активизации операций банков на международных рынках, в целях повышения устойчивости, надежности и прозрачности банковской системы, уровня корпоративного управления, совершенствования методов оценки рисков коммерческих банков перед банковской системой Республики были поставлены задачи по поэтапному внедрению рекомендаций Базельского комитета. Таким образом, одним из основных направлений дальнейшего реформирования и повышения устойчивости финансово-банковской системы республики является повышение финансовой устойчивости и ликвидности банков в соответствии с требованиями международных стандартов, установленных Базельским комитетом, за счет дальнейшей капитализации коммерческих банков, привлечения в эту сферу частного капитала, увеличения ресурсной базы, улучшения качества активов, совершенствования банковского дела.

Исходя, из вышесказанного можно сделать вывод о том, что коммерческие банки Республики Узбекистан, не смотря на короткий период своей деятельности, не только смогли преодолеть финансовый экономический кризис, но и смогли соответствовать международным стандартам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.