Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПО ЛИКВИДАЦИИ ЧС В УСЛОВИЯХ ПОЛНОГО И (ИЛИ) ЧАСТИЧНОГО ОГРАНИЧЕНИЯ РЕЖИМА ПОТРЕБЛЕНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПО ЛИКВИДАЦИИ ЧС В УСЛОВИЯХ ПОЛНОГО И (ИЛИ) ЧАСТИЧНОГО ОГРАНИЧЕНИЯ РЕЖИМА ПОТРЕБЛЕНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
106
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВАРИЯ / НАСЕЛЕНИЕ / ОТРАСЛИ ЭКОНОМИКИ / ПОСЛЕДСТВИЯ / РЕКОМЕНДАЦИИ / РИСК / СЦЕНАРИЙ / ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Верескун Алексей Викторович, Котосонов Александр Сергеевич

Статья посвящена результатам научно-исследовательской работы по решению проблемы ликвидации чрезвычайных ситуаций в условиях полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии в результате аварии, выполненной в 2021 г. Раскрыт перечень компенсационных мер по минимизации последствий чрезвычайных ситуаций в условиях ограничения режима потребления электрической энергии в результате аварии (опасного природного явления) на основе построения сценариев развития ЧС в различных отраслях экономики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Верескун Алексей Викторович, Котосонов Александр Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF THE UNIFIED STATE SYSTEM FOR EMERGENCY SITUATIONS PREVENTION AND RESPONSE ACTIVITIES ON THE ELIMINATION OF EMERGENCIES IN THE CONDITIONS OF FULL AND (OR) PARTIAL RESTRICTION OF THE ELECTRIC ENERGY CONSUMPTION MODE

The article is devoted to the results of research work carried out in 2021 on solving the problem of emergency response in conditions of complete and (or) partial restriction of the electric energy consumption mode as a result of an accident. The list of compensatory measures is disclosed to minimize the consequences of emergency situations, in conditions of limiting electric energy consumption mode as a result of an accident (dangerous natural phenomenon) based on the construction of scenarios for the development of emergencies in various sectors of economy.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПО ЛИКВИДАЦИИ ЧС В УСЛОВИЯХ ПОЛНОГО И (ИЛИ) ЧАСТИЧНОГО ОГРАНИЧЕНИЯ РЕЖИМА ПОТРЕБЛЕНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ»

Безопасность в чрезвычайных ситуациях «Технологии гражданской безопасности», том 19, 2022, № 2 (72) /81 УДК 614.8 Б01:10.54234/С8Т.19968493.2022.19.2.72.15.81

Совершенствование деятельности единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций по ликвидации ЧС в условиях полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии

ISSN 1996-8493

D01:10.54234/CST. 19968493.2022.19.2.72 © Технологии гражданской безопасности, 2022

А.В. Верескун, А.С. Котосонов

Статья посвящена результатам научно-исследовательской работы по решению проблемы ликвидации чрезвычайных ситуаций в условиях полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии в результате аварии, выполненной в 2021 г Раскрыт перечень компенсационных мер по минимизации последствий чрезвычайных ситуаций в условиях ограничения режима потребления электрической энергии в результате аварии (опасного природного явления) на основе построения сценариев развития ЧС в различных отраслях экономики.

Ключевые слова: авария; население; отрасли экономики; последствия; рекомендации; риск; сценарий; чрезвычайная ситуация.

Improvement of the Unified State System for Emergency Situations Prevention and Response Activities on the Elimination of Emergencies in the Conditions of Full and (or) Partial Restriction of the Electric Energy Consumption Mode

ISSN 1996-8493

D01:10.54234/CST. 19968493.2022.19.2.72 © Civil Security Technology, 2022

A. Vereskun, A. Kotosonov

Abstact

The article is devoted to the results of research work carried out in 2021 on solving the problem of emergency response in conditions of complete and (or) partial restriction of the electric energy consumption mode as a result of an accident. The list of compensatory measures is disclosed to minimize the consequences of emergency situations, in conditions of limiting electric energy consumption mode as a result of an accident (dangerous natural phenomenon) based on the construction of scenarios for the development of emergencies in various sectors of economy.

Key words: accident; population; economic sectors; consequences; recommendations; risk; scenario; emergency.

19.05.2022

Учитывая масштабность возможных каскадных последствий, вызванных перебоями в энергоснабжении объектов экономики и населения, вопросам безопасности электроэнергетических систем в Российской Федерации уделяется большое внимание [1]. Примерами таких последствий чрезвычайных ситуаций (ЧС) являются: техногенные аварии в энергосистемах города Москвы в 2005 г. и города Санкт-Петербурга в 2010 г.; длительные прекращения электроснабжения, вызванные опасными метеорологическими явлениями в городе Москве в 2010 г, Московской области в 2010 г. и 2016 г., в Приморском крае в 2020 г.; длительное прекращение энергоснабжения населения и экономики в Республике Крым и городе Севастополе в 2015 г. в результате диверсии на линии электропередач.

Для смягчения негативных последствий таких происшествий в 2020 г. авторами проведена работа по оценке риска ЧС, источником которых является частичное и (или) полное ограничение режима потребления электроэнергии на примере города Москвы, анализу действий сил и средств единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) в условиях ограничения режима потребления электрической энергии; выработаны

сценарии развития негативных последствий таких ЧС для населения и различных отраслей экономики [2-4].

Результатом дальнейших исследований в этой области стали методические рекомендации по минимизации последствий чрезвычайных ситуаций, источником которых является полное и (или) частичное ограничение режима потребления электрической энергии, разработанные на основе перечня компенсационных мер для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации при ограничении режима потребления электрической энергии.

При проведении работы использованы современные методы теоретических исследований, такие как анализ, обобщение, классификация и формализация.

В основу компенсационных мер положены сценарии развития негативных последствий в условиях ограничения режима потребления электрической энергии (рис 1) и перечень негативных последствий для отраслей экономики (отраслей производства, социально-культурной ориентации и сферы обслуживания) и населения [3].

Рассмотрим порядок разработки компенсационных мер на примере общественного транспорта города Москвы (рис. 2), занимающего важное место в составе функционирующей в городе транспортной системы.

Рис. 1. Субъекты наиболее подверженные негативным последствиям ограничения режима потребления электроэнергии

АВИАТРАНСПОРТ

Аэропортов - 2

МЕЖДУНАРОДНЫЙ АЭРОПОРТ «ВНУКОВО» 2 пассажирских терминала

пассажиропоток - 34 885 чел,/сутки £1 453 чел./час) МЕЖДУНАРОДНЫЙ АЭРОПОРТ «Остафьево» 1 пассажирский терминал пассажиропоток - 2 800 чел./сутки (120 чел./час) общий пассажиропоток - до 37 658 чел.

(Si

те

©

водный ТРАНСПОРТ

Речных портов - 2

Южный порт - 17 причалов

Грузооборот порта - 6 500 тонн/сутки

Северный порт - 13 причалов, 5 рейдов

Северный речной вокзал принимает 24 судка/час

пассажиропоток - до 9 600 чел.

МЕТРОПОЛИТЕН

17 линий (включая МЦД-1 и МЦД-2, МЦК) 326 станций, 39-40 пар поездов в час 10847 вентиляционных систем, 893 эскалатора пассажиропоток - до 10 267 635 чел. (855636 чел./час} ЕДЦ Мое Метро

Ж/Д ТРАНСПОРТ

Вокзалов * 9

71 станция пригородных электричек в черте города

14 автоматических ж/д переездов

Пассажиропоток:

Ярославский - 219102 чел./сутки

Курский - 193056 чел./сутки

Казанский -132810 чел./сутки

Ленинградский - 101739 чел./сутки

Киевский - 99685 чел./сутки

Белорусский - 80255 чел./сутки

Павелецкий - 64690 чел./сутки

Савёловский - 48429 чел./сутки

Рижский - 9870 чел./сутки

ИТОГО - до 949636 чеп. (79136 чел./час)

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕЛ>

ЕДЦ Мое Метро

Ситуационный центр ЦОДА

2 722 камеры телеобзора

2 098 камер фотовидеофиксации

40 ООО светофоров

dft

НАЗЕМНЫЙ ТРАНСПОРТ

8 млн зарегистрированных автомобилей 11 056 единиц подвижного состава Электротранспорт - до 1 628 000 чел. (135666 чел./час Общий пассажиропоток - до 7,4 млн чел.

Рис. 2. Характеристика общественного транспорта города Москвы

Безопасность в чрезвычайных ситуациях «Технологии гражданской безопасности», том 19, 2022, № 2 (72)

/83

На общественном транспорте совершается более 16,5 млн поездок в сутки (в год — около 6 млрд поездок). Более половины из них обеспечивает Московский метрополитен. В городе Москве действует разветвленная сеть маршрутов автобусов, электробусов и трамваев.

С самыми масштабными последствиями отключения питающих центров столкнется метрополитен города Москвы (рис. 3). Результатом станет приостановка работы станций метрополитена. Возрастет вероятность аварий [2]. Произойдет остановка автобусного и городского электрического наземного транспорта, что приведет к массовым заторам. Нарушится работа интегральных систем транспорта. В результате отключения

Рис. 3. Проведение эвакуации пассажиров метро 25 мая 2005 г.

Рис. 4. Сценарий развития негативных последствий при ограничении электроснабжения на общественном транспорте

города Москвы (фрагмент)

электроэнергии будет нарушена работа железнодорожного транспорта. Произойдет резкое сокращение пассажиро- и грузоперевозок. Возможны аварии на железнодорожном транспорте, в том числе столкновения подвижных составов. Особую опасность представляют подвижные составы, перевозящие опасные грузы [3, 4].

Сценарий развития негативных последствий показан на рис. 4.

Результаты нарушения в работе общественного транспорта города Москвы показаны на рис. 5 и 6. Наибольшее количество населения, подверженного негативным последствиям ожидается через 4 часа

Рис. 5. Количество населения, подверженного негативным последствиям, млн чел.

Рис. 6. Количество объектов с нарушенным функционированием, ед.

после ограничения. Количество объектов транспортной инфраструктуры, подверженных негативным последствиям, может превысить 58,5 тыс. [2].

Построение сценариев развития негативных последствий при ограничении электроснабжения на транспорте, анализ деятельности органов исполнительной власти города Москвы по минимизации последствий позволили выработать перечень компенсационных мер, реализуемых при ограничении режима потребления электрической энергии на примере общественного транспорта (рис. 7).

Аналогично тому, как показано на примере общественного транспорта города Москвы, в [5] разработаны компенсационные меры для системы управления, здравоохранения, торговли, жилищно-коммунального хозяйства, отраслей материального производства.

Перечень компенсационных мер при ограничении режима потребления электрической энергии лег в основу Методических рекомендаций по минимизации последствий чрезвычайных ситуаций, источником которых является полное и (или) частичное ограничение режима потребления электрической энергии.

В рекомендациях раскрыты особенности реагирования на ограничение режима электроснабжения потребителей, вызванное опасными природными явлениями и авариями на объектах электроэнергетики, и определен перечень мероприятий, организуемых и выполняемых органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Утверждение Методических рекомендаций позволит совершенствовать деятельность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации при планировании мероприятий по защите населения от чрезвычайных ситуаций в условиях ограничения режима потребления электрической энергии.

На основе полученных результатов разработан проект национального стандарта ГОСТ Р «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Аварийно-спасательные работы при ликвидации последствий ограничения режима потребления электроэнергии. Основные положения», в котором отражены основные положения по организации и проведению аварийно-спасательных работ в ЧС, причиной возникновения которых является ограничение режима потребления электроэнергии.

Остановка (ограничение) работы метрополитена Т=Ч+30 мин.

Департамент по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности

• оповещение населения, в том числе экстренное;

• информирование населения через средства массовой информации;

• оказание первой помощи пострадавшим;

• эвакуация пассажиров из подвижного состава, тоннелей станций и переходов, холлов, иных объектов метрополитена и пр.

Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры

• проведение ремонтно-восстановительных работ на метрополитене (восстановительные работы на инженерно-технических и специальных устройствах метрополитена);

• выделение транспорта для эвакуации пострадавших в лечебные учреждения;

• транспортное обеспечение аварийно-спасательных работ и пр. Департамент здравоохранения

• медицинское обеспечение аварийно-спасательных работ:

организация эвакуации и эвакуация пострадавших в медицинские организации и пр.

Т-Ч+4 час.

Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры

• контроль подключения подведомственных организаций к РИСЭ, обеспечение их функционирования и осуществление мониторинга функционирования;

• принятие решения (совместно с главным управлением МЧС России по субъекту Российской Федерации) о задействовании стратегического запаса нефтепродуктов;

• организация управления транспортными потоками на улично-дорожной сети в случаях возникновения нештатных и чрезвычайных ситуаций;

• координация мероприятий по организации дорожного движения, в том числе маршрутов пассажирского транспорта;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• восстановление городских электрических систем регулирования дорожного движения и пр.

Рис. 7. Перечень компенсационных мер при ограничении режима потребления электрической энергии в транспортной

системе (фрагмент)

Безопасность в чрезвычайных ситуациях «Технологии гражданской безопасности», том 19, 2022, № 2 (72)

Таким образом, проведенная работа позволит оптимизировать деятельность органов управления, сил и средств РСЧС по планированию и проведению мероприятий по защите населения и территорий от ЧС, источником

которых является введение режима полного и (или) частичного ограничения режима потребления электроэнергии, в т.ч. в результате аварий, опасных техногенных происшествий, опасных природных явлений и процессов.

Литература

1. Управление чрезвычайными ситуациями в ТЭК / П. А. Монахов. Брянск: Новый проект, 2016. 597 с.

2. Научно-технический отчет о НИР «Системный анализ последствий ограничения режима потребления электроэнергии на территории Российской Федерации и формирование предложений по разработке соответствующих компенсационных мер на примере г. Москвы». М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2020. 279 с.

3. Верескун А. В., Жданенко И. В. Направления деятельности по минимизации последствий чрезвычайных ситуаций в условиях ограничения режима потребления электрической энергии в результате аварий // Технологии гражданской безопасности. Т. 18. 2021. № 2 (68). С. 20-25.

4. Верескун А. В. Сценарии развития чрезвычайных ситуаций в условиях ограничения режима потребления электрической энергии, риск негативных последствий — основа для разработки компенсационных мер по минимизации последствий чрезвычайных ситуаций // Материалы XVII Международной научно-практической конференции «Комплексные проблемы техносферной безопасности. Научный и практический подходы к развитию и реализации технологий безопасности». Воронеж: ФГБОУ ВО «Воронежский государственный технический университет», 2021. С. 17-24.

5. Научно-технический отчет о НИР «Системный анализ последствий ограничения режима потребления электроэнергии на территории Российской Федерации и формирование предложений по разработке соответствующих компенсационных мер на примере г. Москвы». НИР «Блэкаут-2». М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2021. 142 с.

Сведения об авторах

Верескун Алексей Викторович: к. т. н., доц., ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), в. н. с. науч.-исслед. центра. Москва, Россия. SPIN-код: 2507-0175.

Котосонов Александр Сергеевич: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), нач. науч.-исслед. центра. Москва, Россия. SPIN-код: 2362-3700.

Information about authors

Vereskun Aleksei V.: PhD (Technical Sc.), All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies, Leading Researcher, Research Center. Moscow, Russia. SPIN-scientific: 2507-0175.

Kotosonov Aleksander S.: All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies, Head of Research Center. Moscow, Russia. SPIN-scientific: 2362-3700.

Издания ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)

Авторы, название URL

Дурнев Р.А. и др. Методические рекомендации по подготовке диссертационных работ. Комиксы для соискателей http://elibrary.ru/item.asp?id=22256511

Лебедев А.В. Спасательное дело в России. Монография http://elibrary.ru/item.asp?id=22689067

Афанасьева Е.В. и др. Основы системы спасения пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях. Информационно-аналитический сборник. Издание второе, дополненное http://elibrary.ru/item.asp?id=22287658

Тодосейчук С.П. и др. Методические рекомендации по эксплуатации оборудования быстровозводимых пунктов временного размещения населения, пострадавшего в результате чрезвычайных ситуаций http://elibrary.ru/item.asp?id=22689053

Тодосейчук С.П. и др. Методические рекомендации по хранению и транспортировке оборудования быстровозводимых пунктов временного размещения населения, пострадавшего в результате чрезвычайных ситуаций http://elibrary. ru/item.asp?id=22402913

Сломянский В.П. и др. Справочник руководителя гражданской обороны Пучков В.А. и др. Гражданская защита. Энциклопедический словарь. Издание третье, переработанное и дополненное http://elibrary.ru/item.asp?id=22689189 http://elibrary.ru/item.asp?id=23623275

Чуприян А.П. и др. Глобальная и национальные стратегии управления рисками катастроф и стихийных бедствий. XX Международная научно-практическая конференция по проблемам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Сборник трудов конференции http://elibrary.ru/item.asp?id=24637787

Аюбов Э.Н. и др. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений http://elibrary.ru/item.asp?id=19421075

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.