/20 "Civil SecurityTechnology", Vol. 18, 2021, No. 2 (68) УДК 614.8
Направления деятельности по минимизации последствий чрезвычайных ситуаций в условиях ограничения режима потребления электрической энергии в результате аварии
ISSN 1996-8493
© Технологии гражданской безопасности, 2021
А.В. Верескун, И.В. Жданенко Аннотация
Раскрыты направления деятельности по подготовке к разработке комплекса компенсационных мер по минимизации последствий чрезвычайных ситуаций в условиях ограничения режима потребления электрической энергии в результате аварии (опасного природного явления). Проанализированы исследования, проведенные в ФГБУ ВНИИ ГОЧС по данному вопросу. Построены сценарии развития ЧС в различных отраслях экономики, полученные на основе исследований, проведенных в ФГБУ ВНИИ ГОЧС.
Ключевые слова: авария; население; последствия; сценарии; управление; экономика; чрезвычайная ситуация.
Areas of Activity for Minimizing the Consequences of Emergency Situations in Conditions of Electric Energy Consumption Limiting Mode as a Result of an Accident
ISSN 1996-8493
© Civil Security Technology, 2021
A. Vereskun, I. Zhdanenko
Abstact
The activity directions on preparation for the complex compensatory measures development for minimization of emergency situations consequences in the conditions of restricted consumption mode of electric energy as a result of accident (dangerous natural phenomenon) are disclosed. The article analyzes the research conducted in the Federal State Budgetary Institution (FSBI VNII GOChS) on this issue. Emergencies progression scenarios in various sectors of economy, obtained on the basis of research conducted in the FSBI VNII GOChS, are constructed.
Key words: accident; population; consequences; scenarios; management; economy; emergency.
3.03.2021
Единая энергетическая система России (далее — ЕЭС России) является важнейшим компонентом в сохранении устойчивого социально-экономического развития государства и жизнеобеспечения населения. Надежность этой системы имеет огромное значение для обеспечения национальной безопасности, общественной безопасности и общественного порядка.
Аварии в ЕЭС России и мировых энергосистемах неоднократно приводили не только к огромным прямым и косвенным экономическим потерям, но и вызывали каскад негативных социальных и экологических последствий.
Последнее подтверждение этому — введение 20 ноября 2020 г. на территории Приморского края режима
ЧС регионального характера1, где в результате опасного природного явления было ограничено предоставление услуг электроснабжения свыше 180 тыс. чел. (таблица). Без электрической энергии осталось 67 социально значимых объектов и свыше 17 тыс. жилых домов. Пострадало 1684 подстанции, свыше 95 км линий и 112 опор линий электропередачи.
Для минимизации последствий ЧС группировкой сил и средств РСЧС Приморского края был выполнен широкий спектр мероприятий как превентивного характера, так и мероприятий по оперативному реагированию, восстановлению режима потребления электрической энергии и первичному жизнеобеспечению населения, пострадавшего в ЧС.
Таким образом, под «компенсационными мерами, направленными на минимизацию последствий ЧС в условиях ограничения режима электропотребления»,
следует понимать комплекс мероприятий, показанных на рис. 1.
Не вызывает сомнения, что первая группа мероприятий направлена на повышение надежности функционирования ЕЭС России (рис. 2). В соответствии с российским законодательством2 выполнение этих мероприятий возложено на Системного оператора ЕЭС и субъекты электроэнергетики.
Для предупреждения ЧС на объектах топливно-энергетического комплекса в Минэнерго России создана функциональная подсистема РСЧС «Функциональная подсистема предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в организациях (на объектах) топливно-энергетического комплекса и в организациях (на объектах), находящихся в ведении Минэнерго России».
Выполнение мероприятий по ликвидации аварий в энергосистеме и восстановлению режима потребления
Таблица
Муниципальные образования с периодом восстановления электроснабжения свыше 1 сут. [1]
№ пп Муниципальное образование Период восстановления электроснабжения, час Количество пострадавшего населения, тыс. чел.
1. Владивостокский городской округ 168 50
2. Артемовский городской округ 144 30
3. 36 населенных пунктов Яковлевского, Черниговского и Михайловского муниципальных районов 120 21
4. 26 населенных пунктов Анучинского муниципального округа и Шко-товского муниципального района 96 9
5. 4 населенных пункта городского округа Большой Камень и Наде-ждинского муниципального района 96 0,6
6. 6 населенных пунктов Хасанского муниципального района 72 4
Рис. 1. Комплекс компенсационных мер
Рис. 2. Параметры надежного функционирования энергетической системы
1 Постановление Губернатора Приморского края от 20.11.2020 № 166-ПГ «О введении на территории Приморского края режима чрезвычайной ситуации регионального характера».
2 Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике».
электрической энергии проводятся силами и средствами субъектов электроэнергетики (силами, осуществляющими аварийно-спасательные, аварийно-восстановительные и восстановительные работы на объектах электроэнергетики). В выполнении мероприятий могут участвовать силы и средства РСЧС постоянной готовности федерального уровня, а также силы и средства постоянной готовности территориальных подсистем.
Мероприятия по обеспечению безопасности организаций различных отраслей промышленности, в том числе безаварийной остановки производства, выполняются аварийно-спасательными формированиями соответствующих организаций.
Мероприятия по первичному жизнеобеспечению пострадавшего населения выполняются силами и средствами территориальной подсистемы РСЧС и силами функциональных подсистем, находящимися на территории субъекта РФ.
Анализ негативных последствий ЧС в различных отраслях экономики [2] показал, что наиболее уязвимыми к аварийному ограничению электропотребления являются отрасли материального производства и отрасли социально-культурной ориентации (рис. 3).
При этом ограничение режима электропотребления в вышеперечисленных отраслях может привести к:
наиболее негативным последствиям (формированию вторичных поражающих факторов);
нарушению жизнедеятельности людей; ухудшению экологической обстановки.
Одним из методов представления информации об изменении обстановки и наступлении тех или иных негативных последствий в ходе развития ЧС являются сценарии их развития. Сценарии могут быть использованы как основные инструменты для эффективного принятия решений и координации соответствующих действий органами управления РСЧС различного уровня.
Сценарием развития ЧС считается модель изменения обстановки, связанная с возникновением и развитием ЧС в дискретном временном пространстве с заданным временным шагом.
Для вышеперечисленных отраслей экономики построены локальные сценарии развития ЧС и наступления негативных последствий во временном диапазоне (рис. 4), установлены качественные показатели риска (рис. 5). Верхняя граница временного диапазона — 48 часов — обоснована максимальным временем восстановления режима электропотребления в г. Москве в 2005 году.
Сценарии наступления негативных последствий ЧС позволяют: отразить процесс развития ЧС за определенный интервал времени, оперативно анализировать взаимосвязь негативных последствий с целью принятия управленческих решений для эффективной организации работ по минимизации последствий ЧС в заданное время. При этом время наступления (реализации) всех перечисленных в сценариях негативных последствий — величина
Рис. 3. Отрасли экономики, наиболее уязвимые в условиях ограничения режима электропотребления
Потребитель электрической анергии (мощности) г. Москвы - государственное управление
Сценарии последствий ЧС, источником которой является полное и (или) частичное ограничение режима потребления электрической энергии в системе РСЧС (фрагмент)
1 = 4 час
Ф Нарушение (ограничение) работы координационных органов РСЧС всех уровней
• Нарушение (ограничение) работы постоянна действующих органов управления веек уровней
ф Нарушение (ограничение) работы органов повседневного управления ф Нарушение (ограничение) работы региональной системы оповещения
# Нарушение (ограничение) работы системы связи органов управления РСЧС
161 орган - нарушение управления
161 орган - нарушение управления
161 орган - нарушение управлении
ф Нарушение (ограничение) работы муниципальных, локальных и объектовых систем оповещения
ф Уменьшение охвата населения и увеличение времени на оповещение населения о ЧС в связи с проблемами по передаче сигналов оповещения
7 766,6 тыс. чел. - ограничены в оповещении
Нарушение системы связи -481 органа управления
4 31! тыс. чел. - ограничены в оповещении
12,7 млн чел. - ограничены в оповещении
Ф Нарушение (ограничение) работы всех систем информирования населения, за исключением функционирования мобильных комплексов информирования и оповещения населения - МКИОН
1 500 тыс. чал. - ограничены в информировании
Нарушение (ограничение) выполнения основных мероприятий, проводимых органами управления и силами РСЧС, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»
Сценарии последствий ЧС, источником которой является полное и (или) частичное ограничение режима потребления электрической энергии на общественном транспорте г. Москвы (фрагмент]
1
I (ограничение роботы) я
655 636 чел./час
135 666 чел./час
• Остановка (ограничение работы) городского электрического казенного транспорта
• ОстОнотка (ограничение робот) железнодорожного Транспорта (5а исключение» тепловозной, газотурбинной и пневматической тяги]. Отключение средств управления железнодорожной сетка (стрелки, семофары и пр.]
9 Нарушение системы диспетчерского управлении всеми еидами общ ее г» ем ноге транспорте
• Увеличение нагрузки на коммерческий транспорт юрода
ф Остановка (ограничение работы) иных видов транспорта: трубопроводного, лифтового, эскалаторного, элеваторного,
• Ограничение работы служб управления городской дорожкой сетью [светофоры, каморы, освещение я пр.)
79 136 чел,/час
к дорог и фуникулеров
40 000 перекрестков
1 - 4 час
до 3,7 млн машин
# Зоторы но дорогах
# Нарушение транспортной безопасности, вероятность актов незаконного вмешательства
# Необходимость организации движения оперативных и аварийно-спасательных служб в зоны ЧС
# Увеличение нагрузки на все виды городского неэлектрического транспорто
410 объектов
до 11 472 выездов
1 = 12 час
ф Нарушение функционирования воздушного транспорта Нарушение работы наземных служб управления полетами Необходимость доставки пассажиров на объекты авиационной инфраструктуры
до 57658 чел.
Нарушение функционирования коммунальных служб города
Ограничение перемещения граждан всеми видами транспорта
Остановка (ограничение работы} водного транспорта
6 900 машин
19,95 млн чел.
АО 9 600 чел.
до 9 200 000 чел.
I- 24 час и далее
• Ограничение перемещения граждан всеми видами транспорто
# Ограничение грузоперевозок, нарушение контрактных _
и договорных облзателъств производителей и
22,09 млн чел.
93,6 МЛН ТОНН
# Материальный ущерб транспортной отросли и иным отраслям з
# Ограничение на неопределенный срои бронирования транспортных услуг населению
Рис. 4. Сценарии негативных последствий ЧС для различных отраслей экономики
Нарушение |_w функционирования у ЕДДС " Увеличение риска гибели и травматизма населения, связанных с несвоевременным информированием и оповещением об опасности и нарушением оперативного управления силами и средствами РСЧС
Увеличение риска гибели и травматизма населения, связанных с несвоевременным доведением информации об угрозе опасности т Нарушение функционирования систем оповещения и
Нарушение наблюдения, | к контроля и мониторинга ) опасности 1* Увеличение риска неконтролируемого развития опасных природных, техногенных и биологических процессов, которые могут стать источником ЧС
Увеличение риска гибели людей в с вязи с неоказанием медицинскими организациями круглосуточной медицинской помощи населению А 1 Нарушение функционирования системы
Нарушение функционирования транспорта Увеличение риска аварий на транспорте (особенно при перевозке опасных грузов) и объектах транспортной инфраструктуры, снижение п ас сажи ро перевозок
Увеличение риска бытовых пожаров из-за нарушения работы систем мониторинга пожарной обстановки, сигнализации и пожаротушения; применения населением иных источников энергии (печи, камины, баллонный газ А-V Нарушение функционирования системы ЖКХ
Нарушение функционирования производства
h
Увеличение риска аварий и пожаров на ОПО, ПОО, КВО, объектах жизнеобеспечения населения, в том числе с выбросом АХОВ и других опасных веществ и формирования вторичных поражающих факторов
Увеличение риска нарушения общественного порядка, мародерства; экстремизма; возни к но вен и я паники;массового скопления людей ¡травматизма на доро гах; п ро ве де н и я несанкционированных мероприятий;бытовых пожаров;дефицита оказания всех видов услуг; медицинской
Негативные последствия для населения
Рис. 5. Риски негативных последствий ЧС для различных отраслей экономики и населения
случайная и зависит от большого количества взаимно независимых факторов. При этом вероятность (риск) наступления того или иного негативного события можно количественно определить в диапазоне [0 ... 1], как 0,5.
Построение сценариев и установление качественных показателей риска негативных последствий таких ЧС позволили обосновать перечень компенсационных мер, реализуемых органами управления и силами РСЧС по минимизации их последствий (рис. 6). В этой работе учтены и результаты анализа минимизации последствий масштабного отключения электрической энергии в Крыму в ноябре 2015 году.
В 2021 г. вышеперечисленные мероприятия планируется подробно раскрыть для различных отраслей экономики, населения и нормализации экологической ситуации в виде методических рекомендаций органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Также в 2021 году планируется работа по внесению изменений в СП 165.1325800.2014 раздел 6
«Требования к инженерно-техническим мероприятиям по гражданской обороне, учитываемые при проектировании, строительстве и эксплуатации объектов использования атомной энергии, опасных производственных объектов, особо опасных, технически сложных и уникальных объектов» и подготовке к утверждению национального стандарта, устанавливающего требования по минимизации последствий ограничения режима потребления электроэнергии территорий Российской Федерации.
Вывод
Проведенная работа позволит оптимизировать деятельность органов управления, сил и средств РСЧС по планированию и проведению мероприятий по защите населения и территорий от ЧС, источником которых является введение режима частичного/полного ограничения режима потребления электроэнергии, в т.ч. в результате аварий, опасных техногенных происшествий и опасных природных явлений.
Рис. 6. Мероприятия по минимизации последствий ЧС при ограничении режима потребления электрической энергии
Литература
1. Анализ прохождения комплекса неблагоприятных метеоявлений 19-20 ноября 2020 г. на территории Приморского края: Официальная информация Главного управления МЧС России по Приморскому краю).
Сведения об авторах
Верескун Алексей Викторович: к. т. н., ФГБУ ВНИИ ГОЧС
(ФЦ), в. н. с. науч.-исслед. центра.
121352, Москва, ул. Давыдковская, 7.
е-таН: [email protected]
SPIN-код: 2507-0175.
Жданенко Ирина Васильевна: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ),
с. н. с. науч.-исслед. центра.
121352, Москва, ул. Давыдковская, 7.
е-таН: [email protected]
SPIN-код: 7747-6337.
2. Научно-технический отчет о НИР «Системный анализ последствий ограничения режима потребления электроэнергии на территории Российской Федерации и формирование предложений по разработке соответствующих компенсационных мер на примере г Москвы». М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2020. 279 с.
Information about authors
Vereskun Aleksei V.: Cand. Sci. (Engineering), All-Russian
Research Institute for Civil Defense and Emergencies, Leading
Researcher, Research Center.
7, Davydkovskaya st., Moscow, 121352, Russia.
e-mail: [email protected]
SPIN-scientific: 2507-0175.
Zhdanenko Irina V.: All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies, Senior Researcher, Research Center.
7, Davydkovskaya st., Moscow, 121352, Russia. e-mail: [email protected] SPIN- scientific: 7747-6337.