Научно-практический журнал “Управление и экономика вXXI веке" № 2/2015
РАЗВИТИЕ БАНКОВСКОЙ СФЕРЫ
Лященко Н.А.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
В «Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2015 год и период 2016 и 2017 годов» Банк России рассмотрел несколько сценариев экономического развития, различающихся предпосылками о динамике цен на нефть и длительности действия санкций.
В настоящее время в базовом сценарии Центральный Банк РФ ожидает, что среднегодовой уровень цен на нефть в 2015-2017 гг. составит около 80 долларов США за баррель. Цена на нефть «Юралс» в ближайшие кварталы может несколько повыситься по мере восстановления мировой экономики и спроса на нефть, чему в том числе должны способствовать стимулирующие меры центральных банков (еврозоны, Японии и Китая). Поддержку ценам на нефть может оказать и сокращение добычи странами ОПЕК, которое по-прежнему нельзя исключать, несмотря на решение ОПЕК 27 ноября о неизменности квот (для многих стран текущий уровень цен некомфортен), а также замораживание проектов добычи нефти альтернативными способами, нерентабельных при текущих ценах.
Снижение по сравнению с предыдущими годами цен на нефть и другие сырьевые товары приведет к ухудшению условий торговли и падению доходов от экспорта. Некоторое оживление роста мировой экономики (и спроса на российский экспорт) будет недостаточным для того, чтобы компенсировать данный эффект [6, С.59]. Переход в среднесрочной перспективе все большего числа центральных банков развитых стран к нормализации денежно-кредитной политики приведет к постепенному повышению процентных ставок на внешних рынках и росту стоимости заимствований для всех развивающихся стран.
Кроме того, на протяжении все го рассматриваемого периода будут заметны последствия от введенных против российских компаний санкций. Выражаться они будут, прежде всего, в затрудненном доступе к заимствованиям на финансовых рынках развитых стран, остановке ряда инвестиционных проектов, зависящих от зарубежных технологий [2, С. 298].
Наиболее выраженным сдерживающее влияние внешнеэкономических условий будет в 2015 г., в дальнейшем ожидается постепенное улучшение ситуации по мере усиления начавшейся в последние месяцы диверсификации источников привлечения финансовых средств, появления новых поставщиков и логистических цепочек. Тем не менее, по сравнению с 2012-2014 гг. внешнеэкономическая конъюнктура будет менее благоприятной на протяжении всего прогнозного периода [3].
Таким образом, внешнеэкономические условия будут оставаться фактором, сдерживающим рост экономики России. Изменение механизма курсообразования,
43
ISSN 2312-9778
напротив, создает предпосылки для более быстрой адаптации экономики страны к изменениям внешних условий. Кроме того, бюджетная политика, действующая в рамках бюджетных правил, будет вносить умеренный положительный вклад в динамику совокупного спроса, частично компенсируя сдерживающее влияние внешних условий на экономику и сохраняя, таким образом, контрциклический характер.
Ожидается, что в указанных условиях снижение темпов роста российской экономики будет умеренным. По оценкам Центрального Банка РФ, темпы роста ВВП в 2015 г. будут близки к нулю, так как снижение среднегодовой цены на нефть (по сравнению с 2014 г.) будет компенсироваться динамикой курса рубля (в том числе, уже произошедшим в конце 2014 г. ослаблением рубля). В дальнейшем, по мере того как стимулирующий эффект курсовой динамики будет исчерпан, при сохранении на постоянном уровне среднегодовой цены на нефть замедление роста российской экономики будет более существенным: ВВП может снизиться на 0,6-0,8% в 2016 году. В 2017 г., по мере развития процессов импортозамещения, а также увеличения производства продукции ненефтегазового сектора экспортного назначения ожидается восстановление темпов роста российской экономики до 1,0—1,2% [7].
Снижение темпов роста доходов экономических агентов наряду с замедлением роста потребительского кредитования и восстановлением склонности к сбережению обусловят охлаждение потребительского спроса. По прогнозу, расходы на конечное потребление физических лиц снизятся на 0,2-0,4% в 2015 г. и на 0,8-1,0% в 2016 году. В 2017 г. по мере восстановления экономической активности вероятно повышение темпов роста доходов домашних хозяйств. Восстановлению покупательной способности доходов также будет способствовать замедление инфляции. Рост расходов домашних хозяйств в 2017 г. прогнозируется на уровне 0,9-1,0%. Инвестиционная активность, как ожидается, останется слабой на фоне более низких, чем в 2014 г., цен на нефть и затрудненного доступа к внешнему финансированию.
В результате того, что в 2015-2016 гг. замедление экономического роста будет происходить под воздействием не только циклических, но и структурных факторов, существенного понижательного давления на инфляцию со стороны спроса не ожидается. Инфляция сохранится на повышенном уровне в первой половине 2015 г. под воздействием уже произошедшего в IV квартале 2014 г. ослабления рубля, а также сохранения эффекта от введенных в августе 2014 г. ограничений на импорт (который, как ожидается, будет ослабевать).
В то же время, более низкие оценки ожидаемых темпов экономического роста обусловят дополнительное ухудшение финансового состояния организаций, что будет способствовать снижению оттока капитала в виде инвестиций в зарубежные активы, прежде всего прямых инвестиций. Частично это компенсирует ухудшение по статьям инвестиций нерезидентов в российские активы [4, С.38].
В результате чистый отток капитала частного сектора прогнозируется на уровне около 120 миллиардов долларов США в 2015 г., около 75 миллиардов долларов США в 2016 году, около 55 миллиардов долларов США в 2017 году. В рассматриваемый период ЦБ РФ проводил денежно-кредитную политику в условиях нестабильной ситуации на внутреннем валютном рынке. Возникновение дефицита ликвидности в иностранной
44
Научно-практический журнал “Управление и экономика вXXI веке" № 2/2015
валюте после введения финансовых санкций против ряда российских банков и компаний привело к существенному снижению ставок в сегменте сделок «валютный своп» к ключевой ставке Банка России, что оказало влияние на смежный рынок межбанковского беззалогового кредитования в рублях. Это затрудняло достижение Банком России операционной цели по поддержанию процентных ставок денежного рынка вблизи ключевой ставки, а также создавало риски нарушения бесперебойности осуществления платежей.
Для ограничения понижательного воздействия процентных ставок по сделкам «валютный своп» на другие сегменты денежного рынка и поддержания стабильности функционирования внутреннего финансового рынка ЦБ РФ принял решение с 17 сентября 2014 г. проводить операции «валютный своп» по продаже долларов США за рубли. Операции были введены со сроком предоставления средств 1 день с расчетами «сегодня/завтра» и «завтра/послезавтра» и фиксированными процентными ставками на уровне ключевой ставки, уменьшенной на 1 процентный пункт, по рублевой части и 1,50% годовых по валютной части. Лимиты по сделкам были установлены равными 1 и 2 миллиардам долларов США в день по сделкам «сегодня/завтра» и «завтра/ послезавтра» соответственно. Указанные параметры были определены исходя из цели проведения новых операций, заключающейся, как и для других операций ЦБ РФ постоянного действия, в ограничении колебаний процентных ставок денежного рынка и предотвращении неплатежей между участниками рынка в случае возникновения у них краткосрочного дефицита ликвидности в иностранной валюте, а не в предоставлении средств для рефинансирования имеющейся внешней задолженности.
В условиях роста напряженности на финансовых рынках Банк России обратился также и к предоставлению иностранной валюты в рамках операций РЕПО. C 29 октября 2014 г. операции были введены на сроки 28 дней и 1 неделя, а с 17 ноября также на срок 12 месяцев. Минимальные ставки по операциям первоначально были определены на уровне ставок LIBOR в соответствующих валютах на сопоставимые сроки, увеличенных на 2,25 и 2,00 процентного пункта для сроков 28 дней и 1 неделя соответственно, однако вскоре Банк России установил единый спред к рыночным ставкам на уровне 1,50 процентного пункта по всем срокам предоставления иностранной валюты. С 4 декабря 2014 года для повышения действенности операций по предоставлению иностранной валюты Банк России снизил указанный спред до 0,50 процентного пункта. В декабре Банк России дополнил условия заключения сделок РЕПО в иностранной валюте возможностью их досрочного расторжения по инициативе заемщика. Кроме того, была завершена доработка учета еврооблигаций при принятии их в качестве обеспечения по операциям ЦБ РФ, что позволило кредитным организациям использовать их при привлечении иностранной валюты у Банка России на возвратной основе.
Принятый Центробанком комплекс мероприятий по стабилизации ситуации на внутреннем валютном рынке и связанных сегментах денежного рынка был дополнен началом применения консервативного подхода по предоставлению рублевой ликвидности. В частности, в рамках этого решения ЦБ РФ с 11 ноября 2014 г. приступил к ограничению предложения средств в рублях при проведении аукционных операций рефинансирования, а также установил лимит на операции «валютный своп» по
45
ISSN 2312-9778
покупке долларов США и евро величиной 2 миллиарда долларов США в эквиваленте. Описанными изменениями в реализации денежно-кредитной политики Центробанк увеличил роль операций по предоставлению иностранной валюты на возвратных условиях.
Банк России планирует продолжить расширение инструментов по предоставлению иностранной валюты. В настоящее время рассматривается возможность предоставления средств под залог кредитов в иностранной валюте (по аналогии с предоставлением кредитов в рублях в соответствии с Положением от 12.11.2007 №312-П «О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных активами или поручительствами»). По сравнению с валютными интервенциями данные операции позволят Банку России присутствовать на внутреннем валютном рынке, оказывая меньшее прямое воздействие на динамику валютного курса. Данные преобразования были сделаны в рамках перехода к новому режиму курсовой политики - плавающему валютному курсу. Начало IV квартала 2014 г. характеризовалось ростом волатильности курса рубля к основным мировым валютам на внутреннем валютном рынке. Для снижения спекулятивной активности и предотвращения излишнего ослабления национальной валюты Банк России с 10 ноября упразднил действовавший механизм курсовой политики, отменив интервал допустимых значений рублевой стоимости бивалютной корзины и регулярные валютные интервенции на границах указанного интервала и за его пределами. Данное изменение фактически соответствует введению Банком России режима плавающего валютного курса, которое было запланировано в рамках перехода к таргетированию инфляции к 1 января 2015 года [7].
Развитие банковского сектора России в 2014 году отражало состояние российской экономики в целом. Низкие темпы экономического роста взаимосвязаны как с низкими темпами увеличения корпоративного кредитования, так и с продолжением замедления роста объема розничных кредитов. Ресурсная база банковского сектора также расширяется весьма ограниченными темпами. Заметно возрастет доля средств денежных властей в общем объеме активов банковского сектора. В 2013 г. активы банковского сектора увеличились на 18% после роста на 17% в 2012 г. К 2016 г. ожидается замедление темпов их роста до 12%. Тем не менее, номинальная величина банковских активов будет расти быстрее номинального объема российской экономики. Отношение активов банков к ВВП по итогам 2013 г. составило 86%, а на конец 2016 г. достигнет 98% [7].
Рост кредитования небанковского сектора в номинальном выражении, по оценкам, также будет сохранять тенденцию к замедлению. Прирост кредитов небанковским корпорациям в 2013 г. составил 14%, или 22% от объема валового накопления основного капитала. Кроме того, с учетом поправки на переоценку задолженности в иностранной валюте, в 2013 г. прирост кредитов корпоративным заемщикам практически сравнялся с величиной процентных платежей. Таким образом, вклад банковского кредита в финансовые ресурсы корпоративного сектора в 2013 г. оказывается близким к нулю, что является одним из факторов падения инвестиционной активности.
Динамика розничного кредитования определяется изменением номинальной величины потребительских расходов домашних хозяйств - розничного товарооборота и потребления платных услуг [5, С.99]. В 2012 г. банки выдали населению кредитов в
46
Научно-практический журнал “Управление и экономика вXXI веке" № 2/2015
размере 25% от потребительских расходов, в 2013 г., - 28%. В прогноз рынка розничного кредитования на следующие три года 2015-2017 гг. заложена гипотеза, что объем вновь выданных кредитов будет составлять 28-29% от величины расходов домашних хозяйств на конечное потребление.
Величина фактических расходов домашних хозяйств на погашение кредитной задолженности перед банками соответствует средней дюрации портфеля розничных кредитов банков в 13 месяцев в 2012 г. и 14 месяцев в 2013 г. - против 30 и 33 месяцев согласно графику погашений соответственно. В перспективе до 2016 г. оценивается рост фактической дюрации портфеля розничных кредитов до 18 месяцев.
Сочетание таких параметров выдачи и погашения банковских кредитов населению означает постепенное замедление ежегодных темпов прироста кредитной задолженности - с 28% в 2013 г. до 14% в 2016 г. Тем не менее, долговая нагрузка на располагаемые доходы населения продолжает повышаться, несмотря на значительное замедление роста объема кредитов. Даже при условии, что средневзвешенная стоимость портфеля розничных кредитов снизится с 18% годовых в 2013 г. до 15% в 2016 г., расходы на обслуживание банковских кредитов вырастут, согласно графику погашений, с 12% располагаемых доходов в 2013 г. до 15% в 2016 г. и с 21 до 26% располагаемых доходов с учетом досрочных погашений кредитов.
Сбережения населения на банковских счетах и депозитах в 2014 г. составили, 5,9% от величины денежных доходов домашних хозяйств [7]. Прогноз роста средств населения на банковских счетах и депозитах в 2015-2016 гг. строился на основе предположения о сохранении этой же нормы организованных сбережений домашних хозяйств. Это будет означать замедление темпов прироста номинальной величины средств физических лиц на банковских счетах и депозитах с 18% в 2013 г. до 14% в 2016 г [7].
Объем средств на счетах и депозитах корпоративных клиентов в банках будет определяться динамикой экономической активности и балансом трансграничных потоков капитала по сектору небанковских корпораций. Сохранение значительных объемов чистого оттока капитала из небанковского сектора экономики - более 40 миллиардов долларов США в год в период 2014-2016 гг., предопределит невысокие темпы роста остатков на счетах юридических лиц в российских банках. Валовые объемы вложений небанковского сектора экономики в иностранные активы будут в несколько раз превышать величину прироста остатков средств корпоративных клиентов на банковских счетах и депозитах - в 2013 г. - в 4 раза, в 2014-2016 гг. - 1,5-2 раза. Темпы прироста величины банковских счетов предприятий и организаций сохранятся на уровне 16-18% в год.
В целом, в результате перехода к плавающему валютному курсу должна возрасти действенность денежно-кредитной политики Центрального Банка России, направленной на обеспечение ценовой стабильности, за счет усиления процентного канала трансмиссионного механизма. Это также будет способствовать обеспечению более быстрой адаптации экономики к изменениям внешних условий, увеличивая тем самым ее устойчивость к негативным шокам, наблюдаемым в настоящее время.
47
ISSN 2312-9778
Литература
1. Банковское дело / под ред. Лаврушина О.И. М.: Банковский и биржевой НКЦ, 2013.768 с.
2. Банковское дело / под ред.Г. Г. Коробовой, 2010. 766 с.
3. Лаврушин О.И. и др. Банковское дело: современная сис—тема кредитования: учеб. пособие / О.И. Лавру—шин, О.Н. Афанасьева, С.Л. Корниенко ; под ред. засл. деят. науки РФ, д-ра экон. наук, проф. О.И. Лаврушина. - 3-е изд., доп. - М. : КНОРУС, 2007.
4. Китова М.В. О стратегии развития банковского сектора Российской Федерации // Международный журнал экспериментального образования. - 2015. - № 2 - С. 104-105.
5. Ковзанаде И.К. Современные подходы к проблеме развития и обеспечения устойчивости банковской системы // Бухгалтерия и банки. -2010.-№ 12.
6. Лященко Н.А. Причины и факторы возникновения банковского кризиса // Управление и экономика в XXI веке. - 2014. - № 1. - С. 31-37.
7. Лященко, Н.А. Чему учит история банковских кризисов. Причины и факторы их возникновения / Н.А. Лященко // Гуманизация образования. - 2012. - № 1.
8. Современная модель эффективного бизнеса: монография /Н.Ю.Величко, Н.А. Гончарова, В.В.Заболоцкая и др. /Под общ. ред. С.С.Чернова. - Книга 10. - Новосибирск: ООО «Агенство «СИБПРИНТ», 2012. - С. 94-107.
9. Экономика: мировой исторический опыт и современные проблемы монография. Книга 3 / под ред. М.М. Скорева. - Ставрополь: Логос, 2014. - С.27-61.
10. Яковлева-Чернышева, А.Ю. Теоретические аспекты процесса управления устойчивым развитием предпринимательской организации / А.Ю. Яковлева-Чернышева // Гуманизация образования. - 2015. - №1. - С. 56-62.
11. http://www.cbr.ru/statistics/
48