Научная статья на тему 'Совершенствование анализа затрат на подготовку специалистов в целях оценки эффективности деятельности высших учебных заведений'

Совершенствование анализа затрат на подготовку специалистов в целях оценки эффективности деятельности высших учебных заведений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
159
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Боева А. Н.

Одной из задач, стоящих перед вузом в современных условиях, является обеспечение безубыточной деятельности. Оценить степень выполнения данной задачи вузом можно с помощью анализа экономической эффективности на основе рыночного соизмерения затрат и результатов. Данные такого анализа могут быть использованы в решении многих практических задач, связанных с определением цены на образовательные услуги и планированием расходов вуза, а также в разработке тактических и стратегических задач вуза. В статье изложены основные подходы к формированию показателя затрат на подготовку специалистов. Предложена методика расчета данного показателя в целях оценки эффективности деятельности вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improvement of Specialists Education Expenditures Analysis to Value of High School Efficiency

One of the tasks facing to high school in modern conditions, maintenance of break-even activity is. To estimate a degree of performance of the given problem high school it is possible with the help of the analysis of economic efficiency on the basis of market соизмерения expenses and results. The data of such analysis can be used in the decision of many practical problems connected to definition of the price for educational services and planning of charges of high school, and also in development of tactical and strategic tasks of high school. The paper describes main approaches to the forming of specialists education expenditures. Procedure is offered to calculate these indicators to value of high school efficiency.

Текст научной работы на тему «Совершенствование анализа затрат на подготовку специалистов в целях оценки эффективности деятельности высших учебных заведений»

УДК 336.531.2:37

А. Н. Боева

Тихоокеанский государственный экономический университет ул. Пограничная, 22А-6, Владивосток, 690091, Россия

E-mail: anna_boeva@mail.ru

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ АНАЛИЗА ЗАТРАТ НА ПОДГОТОВКУ СПЕЦИАЛИСТОВ В ЦЕЛЯХ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

Одной из задач, стоящих перед вузом в современных условиях, является обеспечение безубыточной деятельности. Оценить степень выполнения данной задачи вузом можно с помощью анализа экономической эффективности на основе рыночного соизмерения затрат и результатов. Данные такого анализа могут быть использованы в решении многих практических задач, связанных с определением цены на образовательные услуги и планированием расходов вуза, а также в разработке тактических и стратегических задач вуза. В статье изложены основные подходы к формированию показателя затрат на подготовку специалистов. Предложена методика расчета данного показателя в целях оценки эффективности деятельности вузов.

В настоящее время, несмотря на большое количество работ по проблемам экономики образования, не существует единого механизма оценки эффективности деятельности вузов [1]. При этом большинство предлагаемых экономистами методик весьма трудоемки в применении, что снижает их практическую значимость. Наиболее сложно определить, какие результаты, с одной стороны, и какие затраты, с другой стороны, необходимо учитывать.

Экономистами затраты вузов рассматриваются с двух сторон [2]:

• с точки зрения общей совокупности затрат;

• с точки зрения удельных затрат.

Основными показателями затрат на подготовку специалистов являются следующие:

Данные показатели затрат могут быть применены по отношению ко всему вузу в целом, к форме обучения, к специальности, к специальности конкретной формы обучения, к циклу дисциплин ', к дисциплине.

Стоит отметить, что ограниченность информационной базы для расчета и анализа данных показателей в основном позволяет оперировать затратами на одного студента в среднем по вузу. Между тем для оценки эффективности подготовки специалистов по конкретной специальности данного показателя недостаточно [3]. Это связано с тем, что большинство вузов сейчас ориентированы на предложение широкого диапазона специальностей и новых форм обучения, отличающихся объемом производимых затрат.

1 Под циклом дисциплин понимается группа дисциплин, объединенных по определенным признакам и являющихся частью учебного плана специальности.

ISSN 1818-7862. Вестник НГУ. Серия: Социально-экономические науки. 2007. Том 7, выпуск 2 ©А. Н. Боева, 2007

В зависимости от источника финансирования, вузами производится расходование бюджетных средств и средств, полученных из внебюджетных источников.

С точки зрения оценки эффективности деятельности вуза, общие затраты (произведенные из обоих источников) представляются более значимыми. Полученные вузом средства от оказанных платных образовательных услуг направляются (реинвестируются) на нужды образовательной деятельности вуза. Таким образом, фактические затраты на подготовку специалиста, обучающегося на бюджетной основе, становятся больше на сумму реинвестированных средств. Разница между затратами вуза, произведенными за счет бюджетных средств, на одного студента, обучающегося на бюджетной основе, и общими затратами, произведенными за счет бюджета и внебюджетных источников, на одного студента определяет способность вуза к поддержанию своей основной деятельности и развитию за счет собственных сил.

При этом специалистами предлагаются различные подходы к формированию показателя затрат на подготовку специалистов [2; 3; 4]. Мнения разделяются по вопросу того, какие расходы учитывать в данном случае:

• текущие;

• текущие и капитальные;

• текущие с учетом показателя амортизации;

• текущие с учетом амортизации и капитальные.

Если учитывать только текущие затраты, оценка стоимости подготовки специалистов будет заниженной, поскольку деятельность вуза невозможна без наличия достаточной материально-технической базы, которая по истечении времени требует или замены, или капитального ремонта.

При учете текущих и капитальных затрат в целом, реальная стоимость подготовки может занижаться в годы, когда не ведется капитального строительства или ремонта, и завышаться в период произведения капитальных затрат.

В данном случае возможны следующие варианты:

• учет фактических текущих и капитальных затрат в отчетном периоде;

• учет фактических текущих и средних капитальных затрат.

Второй вариант может позволить уменьшить влияние периодичности и неравномерности в сроках выполняемых вузом капитальных вложений. Средние капитальные затраты могут быть рассчитаны исходя из следующих показателей:

• среднее арифметическое капитальных расходов вуза, рассчитанное за период обучения (5-6 лет);

• среднее арифметическое капитальных расходов вуза, взвешенное количеством студентов, проходящих подготовку, за период обучения;

• средний процент капитальных расходов в общей сумме расходов вуза за ряд лет.

В условиях инфляции и тенденции к увеличению расходов вузов предпочтительным представляется последний предложенный способ.

Более точное формирование затрат возможно с показателем амортизации, предполагающим перенос стоимости вложений во внеоборотные средства на период их использования.

Когда же к текущим затратам, увеличенным на размер амортизации, прибавляют сумму капитальных затрат, происходит двойной учет капитальных вложений: в виде амортизации -постепенно, капитальных расходов - единовременно.

Особое значение при анализе эффективности работы вуза, некоторые экономисты придают выделению в расходах вуза на образовательную деятельность переменной части, изменяющейся пропорционально числу студентов, и неизменной постоянной части [5]. К переменным расходам относятся заработная плата профессорско-преподавательского состава, социальные выплаты, прочие расходы. В состав постоянных расходов входят оплата труда персонала сопровождения, административно-управленческого персонала с учетом единого социального налога. расходы по обеспечению образовательного процесса, на служебные командировки и разъезды, на содержание транспортных средств, оплата услуг связи, коммунальные расходы, расходы на текущий ремонт и обслуживание, прочие текущие расходы, амортизационные отчисления.

Изменение расходов вуза экономистами анализируется в сопоставлении с количеством студентов [3], с количеством выпускников [6].

При расчете показателя затрат на одного студента возникает вопрос, какое количество студентов стоит принимать во внимание. Поскольку отчетный год, за который собирается информация о расходах вуза, состоит из двух семестров разных учебных годов - весеннего и осеннего с разным количеством студентов в каждом, можно рассчитывать средний контингент студентов с помощью среднего арифметического.

На пути использования показателя затрат на одного выпускника, основанного на соотношении затрат на содержание вуза и количества выпускников, стоит выделить ряд барьеров:

1) наличие новых форм обучения (специальностей), по которым ведется обучение, но еще не было выпуска;

2) разная продолжительность обучения в зависимости от формы обучения;

3) изменение масштабов деятельности вуза;

4) изменение состава специальностей, представленных вузом на рынке образовательных услуг.

Показатель затрат на одного выпускника нами предлагается рассчитывать исходя из затрат на одного студента с учетом данных об отсеве студентов. Для этого контингент студентов необходимо корректировать на средний процент отчисляемых студентов на каждом курсе.

Другой вопрос заключается в том, за какой период проводить данные расчеты. Учитывая, что срок обучения студентов достигает 5-6 лет, расчет расходов на подготовку специалистов к моменту их выпуска не даст возможности оценки эффективности текущей работы вуза, принятия своевременных оперативных решений.

С этой целью рядом специалистов при определении стоимости подготовки одного специалиста, определяющей, сколько средств затрачивает общество на подготовку полноценного специалиста, используются два показателя:

• стоимость обучения, определяемая как средняя стоимость содержания студента в год. умноженная на число лет обучения;

• стоимость одного выпущенного специалиста, рассчитанная как сумма затрат за каждый год обучения.

Первый показатель менее точный, но более приемлемый для принятия оперативных управленческих решений. Среднюю стоимость обучения удобнее использовать в анализе текущей деятельности и формировании цены образовательных услуг на будущий год. Показатель реальной стоимости одного выпущенного специалиста более приемлем для ретроспективного анализа деятельности вуза за ряд лет.

В связи с этим, для целей расчета эффективности деятельности вуза за год нами предлагается следующая методика расчета затрат на обучение в разрезе специальностей.

Согласно данной методике, затраты на обучение рассчитываются как произведение среднегодовой стоимости обучения студента конкретной специальности и формы обучения на срок его подготовки в вузе:

С = С ■ г

где - среднегодовая стоимость обучения студента /-той специальности/-той формы обуче-

ния; г.. - срок обучения в вузе по /-той специальности/-той формы обучения.

Среднегодовую стоимость обучения студента можно получить как отношение общей суммы затрат на образовательный процесс за год по конкретной специальности и форме обучения на контингент студентов всех курсов по данной специальности:

3

С = -*- • г ..,

У У

где С.. - стоимость обучения студента /-той специальностиу-той формы обучения; З.. - общая сумма затрат на образовательный процесс за год по /-той специальности у-той формы обучения; К/. - контингент студентов всех курсов по /-той специальности у-той формы обучения. При этом стоимость подготовки студентов, обучающихся на бюджетной и на компенсационной основе, приводится как равная.

Для формирования показателя общей суммы затрат на образовательный процесс за год предлагается использовать следующие расчеты.

1. Расходы на оплату труда преподавателей на обучение студентов /-той специальности у-той формы обучения можно рассчитать двумя способами.

Первый вариант:

Р = К • ЧС

о.т.

где Рот - расходы на оплату труда; К - количество часов, затраченных на обучение; ЧС - среднечасовая ставка, определяемая как

ЕЧС . к

к чел/час

Ек

чел/час

где ЧСк - часовая ставка преподавателя к-го разряда; Кчел/час - количество человеко-часов труда преподавателей п-го разряда.

Второй вариант:

ЕЧС . к

к чел/час

Ек

чел/час

где К - количество часов п-го преподавателя, затраченное на /-тую специальностьу-той формы обучения; ЧСп - часовая тарифная ставка п-го преподавателя.

2. Начисления на заработную рассчитываются путем умножения ставки ЕСН на сумму расходов на оплату труда.

3. Расходы на использование оборудования целесообразно рассматривать отдельно от общевузовских расходов в случае, если имеется дорогостоящее оборудование (для лабораторий, компьютерных классов и др.), используемое узким кругом специальностей. Данные расходы на использование оборудования можно распределять между специальностями пропорционально количеству проработанного с ним времени.

4. Расходы на обеспечение деятельности кафедр, занятых подготовкой студентов -той специальности у-той формы обучения, можно рассматривать как в составе общевузовских расходов, так и самостоятельно.

Выделение данных расходов позволит более точно сформировать себестоимость подготовки специалистов /-той специальности у-той формы обучения.

Согласно второму варианту, расходы кафедры могут распределяться между специальностями, проходящими обучение на кафедре, пропорционально затраченным на них аудиторным часам.

5. Базой распределения общевузовских и хозяйственных расходов могут служить:

• сумма расходов на оплату труда;

• общая сумма расходов, учтенных в вышеприведенных группах (как сумма прямых расходов);

• количество человеко-часов, рассчитанное как произведение контингента студентов / -той специальности у-той формы обучения на количество аудиторных часов по программе -той специальности у-той формы обучения.

Контингент студентов всех курсов для расчета эффективности можно определять следующим образом:

К = и. + п.. - о ,

где Н .. - число студентов / -той специальности у-той формы обучения на начало года, состоящее

у

из поступивших студентов и зачисленных на новый год обучения; Пу. - число студентов, зачисленных на -тую специальность у-той формы обучения в течение года, рассчитываемое как

п у = п + 1-п2,

где П1 - число студентов, перешедших на /-тую специальность у-той формы обучения в первом семестре; П2 - число студентов, перешедших на /-тую специальность у-той формы обуче-

ния во втором семестре; О - отсев студентов по /-той специальности у-той формы обучения,

у

рассчитываемый как

,

где О1 - число студентов, отчисленных и получивших перевод в первом семестре; О2 - число студентов, отчисленных и получивших перевод во втором семестре.

Необходимо отметить, что стоимость подготовки, рассчитанная таким способом, представляет собой среднюю величину и не является точной оценкой. Это связано с тем, что при расчете показателя используются данные о затратах на подготовку специалистов всех курсов за один год. При этом не учитывается то обстоятельство, что разные курсы по одной и той же специальности могут иметь неодинаковое количество групп в связи с изменением набора студентов. В свою очередь при большем количестве студентов в одной группе себестоимость подготовки одного специалиста уменьшается. Таким образом, предлагаемый показатель не учитывает влияния укомплектованности групп и загруженности площадей.

Между тем представленный недостаток становится достоинством данного метода в том случае, если стоимость подготовки определяется не на каждого студента или выпускника в отдельности, а в связи с необходимостью получения расчетных данных для:

• анализа общей эффективности оказания образовательных услуг вузом за период, равный году;

• планирования стоимости обучения студентов на будущий год при отсутствии точной информации о возможном наборе студентов по каждой специальности.

Отметим, что расчет приведенного показателя в условиях современного состояния информационной базы многих вузов достаточно трудоемок. Несмотря на составление большинства документов в подразделениях вуза в компьютерном режиме, в основном не предусматривается формирование из них единых баз данных с возможностью применения поисковых систем, обобщения и группировки представленной в них информации. Однако, учитывая, что обычно в вузах все компьютеры объединены в единую сеть, разработка необходимого программного обеспечения, способного обработать ведущуюся в вузах первичную документацию, позволит значительно упростить использование данной методики.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список литературы

1. Ниязова М. В. Проблемы оценки эффективности предпринимательской деятельности бюджетных вузов // Университетское управление: практика и анализ. 2003. № 3. С. 68-75.

2. Егоршин А. П., Кручинин В. А. и др. Менеджмент, маркетинг и экономика образования. Н. Новгород, 2001.

3. Мальцева г. И., Минина О. В. Инструменты стратегического управленческого учета в вузе // Университетское управление: практика и анализ. 2005. № 2. С. 61-75.

4. Экономика и организация управления вузом. 2-е изд., испр. и доп. / Под ред. В. В. Глухова. СПб.: Изд-во «Лань», 2001.

5. Кельчевская Н. Р. и др. Проведение финансового анализа государственного образовательного учреждения / Н. Р. Кельчевская, Н. Б. Прохорова, М. В. Павлова. 2-е изд., испр. Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2003.

6. Ковалев А. И. Система высшего образования: информационная среда, экономика, менеджмент. Омск: Изд-во ОмГПУ, 1998.

Материал поступил в редколлегию 20.02.2007

A. N. Boeva

Improvement of Specialists Education Expenditures Analysis to Value of High School Efficiency

One of the tasks facing to high school in modem conditions, maintenance of break-even activity is. To estimate a degree of performance of the given problem high school it is possible with the help of the analysis of economic efficiency on the basis of market соизмерения expenses and results. The data of such analysis can be used in the decision of many practical problems connected to definition of the price for educational services and planning of charges of high school, and also in development of tactical and strategic tasks of high school. The paper describes main approaches to the forming of specialists education expenditures. Procedure is offered to calculate these indicators to value of high school efficiency.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.