Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВО ЖИЗНИ В КОСМИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО'

СОВЕРШЕНСТВО ЖИЗНИ В КОСМИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
14
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
материя / космизм / разум / развитие / совершенство / matter / cosmism / mind / development / perfection

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Д.А. Чистобаев, С.П. Дуреев

Раскрывается совершенство и красота жизни в пространственной и временной бесконечности, в непрекращающемся усложнении и превосходстве разума.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERFECTION OF LIFE IN K.E. TSIOLKOVSKY'S COSMIC PHILOSOPHY

The perfection and beauty of life is revealed in the spatial and temporal infinity, in the incessant complication and superiority of the mind.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВО ЖИЗНИ В КОСМИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО»

УДК 128/129

СОВЕРШЕНСТВО ЖИЗНИ В КОСМИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО

Д. А. Чистобаев Научный руководитель -С.П. Дуреев

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: thekevindit@gmail.com

Раскрывается совершенство и красота жизни в пространственной и временной бесконечности, в непрекращающемся усложнении и превосходстве разума.

Ключевые слова: материя, космизм, разум, развитие, совершенство.

PERFECTION OF LIFE IN K. E. TSIOLKOVSKY'S COSMIC PHILOSOPHY

DA. Chistobaev1 Scientific supervisor - S.P. Dureev

1ReshetnevSiberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail:thekevindit@gmail .com

The perfection and beauty of life is revealed in the spatial and temporal infinity, in the incessant complication and superiority of the mind.

Keywords: matter, cosmism, mind, development, perfection.

Основой, началом всего сущего является движение, развитие, совершенствование. Материя и ее атрибуты пространство и время неразрывно связаны и составляют единое целое - с изменением одного неизбежно меняется другое и наоборот. А так как время течет равномерно и беспрерывно, то оно провоцирует изменение пространства и материи. Это движение хаотично, оно не имеет определенной направленности. Но с появлением разума, т. е. с переходом части материи из неживого состояния в состояние самосознающего и деятельного живого, перед ним встает вопрос о выборе вектора развития. И на любой стадии развития самосознающей живой материи вектор развития должен быть направлен к лучшей форме жизни, т. е. к совершенству.

Но что же такое совершенство, какой смысл заключен в этом понятии? С расширением границ наших знаний мы так и не находим пределов усложнения структурной организации мира, а, следовательно, и пределов для познания. Чем больше мы изучаем, тем дальше отодвигаются эти границы. Таким образом, предела для совершенства не существует. Совершенство не выражается каким-то определенным набором возможностей, средств, приборов и инструментов. Мы вынуждены принимать в качестве временного абсолютного эталона совершенства нашу современную степень развития или ближайшее обозримое будущее, которое ограниченные возможности нашего сознания еще в силах представить и осмыслить.

О теории непрерывного совершенствования жизни и её постоянном усложнении много размышлял величайший русский и советский ученый К. Э. Циолковский. Из его философии

Секция «Философия космоса и космонавтики: перспективы развития в двадцать первом веке»

можно понять, в чём для К. Э. Циолковского состояло совершенство, чем оно определяется, какая связь между материей, пространством и временем существует. В начале XX столетия его теории были своего рода радикальными заявлениями, именно поэтому так интересно их исследовать, замечать взаимосвязи и смотреть, какое влияние они оказывают на наши современные представления о космизме и поиске совершенства.

К. Э. Циолковский называл себя материалистом, и действительно, знакомясь с трудами учёного, становится очевидно, что ключевым понятием в его философской концепции является понятие материи. Материя, по К. Э. Циолковскому, способна «ощущать»; она есть основа всех тел и объектов во Вселенной (в том числе материей обладают и космические тела). Идея заключается в том, что Вселенная - это своего рода живой организм, который имеет способность к ощущению. Материя, в философской системе К. Э. Циолковского, безгранична, точно так же как безграничны время и пространство. Вообще три этих понятия (материя, пространство и время) не могут существовать друг без друга и, даже более того, существуют радидруг друга. Кроме того, каждый кусочек материи непрерывен и бесконечен, ведь не существуют «громадные промежутки небытия или пребывания материи в неорганизованном («мертвом») виде» [1, с. 326]. Дело в том, что каждое «существо» обладает неизменной материей, и в момент смерти организма умирает «форма», в которой была воплощена эта материя. Сама же материя не может умереть, она «рассеивается..., и малые части бывшего существа входят в состав тел многих других» [1, с. 327]. Именно поэтому живые существа - сложные организмы, сочетающие в себе множество ранее распылённых материй, которые поучаствовали в создании нового организма. Понять первоисточник материи сложно или даже совсем невозможно, так как Вселенная постоянно идёт по пути усложнения, а значит и материя постоянно усложняется. На данном этапе её развития обнаружить в этой сложной системе самую маленькую первоначальную материальную частицу просто вне человеческих способностей.

Здесь мы приближаемся к ещё одной важной философской гипотезе К. Э. Циолковского -идее постоянного усложнения Вселенной. Усложнение это достигается путём господства в космосе разума. Наличие жизни на других планетах, причём жизни, которая в своём разумном развитии во многом превосходит уровень развития населения Земли - это неоспоримая аксиома для К. Э. Циолковского. Кроме того, как отмечает исследователь космизма В.В. Лыткин, в философской системе К. Э. Циолковского значительно место занимает принцип материалистического монизма: «главное гносеологическое содержание этого принципа - идея единства бытия, единство законов развития материи и разума во вселенной» [2, с. 452]. Таким образом, для всех живых существ, для всех миров, для всей Вселенной существуют единые принципы и законы эволюции, благодаря которым зарождается и развивается разум [3. с. 152]. Жизнь на других космических планетах зарождалась и развивалась так же, как на Земле: от простых форм к сложным, от простейших бактерий, к сложным живым организмам (растениям, животным и первым разумным существам). Совершенствование никогда не останавливается, и в конце концов, разум берёт вверх над всеми другими формами жизни: разумные существа (как люди на Земле, но гораздо более зрелые) искусственно прекращают «существование всех несознательных, несчастных и несовершенных существ» [1, с. 321], т. е. не дают им размножаться. Данная процедура не ограничивается только собственной планетой, совершенный род стремится уничтожить «несовершенных существ» во всём космическом пространстве: наступает время космических экспансий, цель которых - увековечить господство разума во Вселенной как можно скорее (другим цивилизациям нет необходимости испытывать, по выражению К. Э. Циолковского, «муки самозарождения», когда гениальный совершенный род может уничтожить несовершенное население без этих мучений и заменить его своим). В понимании К. Э. Циолковского, эти экспансии не несут за собой разрушение, наоборот, способствуют прекращению страданий и распространению счастья, ведь истинное счастье могут

испытывать только по-настоящему могущественные и разумные существа. К. Э. Циолковский называет это космической этикой или космической нравственностью, которая «состоит в том, чтобы не было нигде никаких страданий» [1, с. 341].

Таким образом для К. Э. Циолковского несовершенство какой-то цивилизации связано с её неразумностью и невозможностью прогрессировать, что априори приводит к мучениям и страданиям. Наоборот, население какой-либо планеты, развившееся да своего нравственного, культурного, технического совершенства не только достигло «собственного» счастья, но и призвано нести это совершенство и счастье по всем мирам. Поэтому К.Э. Циолковский заключает, что в космической жизни нет места страданиям: разум и могущество передовых планет уничтожает несовершенство отдельных неразвитых миров.

В этом понимании Земля в силу своей юности, конечно же, ещё незрелая и несовершенная планета. Невмешательство других совершенных цивилизаций в дела землян, К. Э. Циолковский объясняет значительным потенциалом Земли: «Она страдает, но не даром. Плоды её должны быть высокими, если её предоставили самостоятельному развитию и неизбежным мучениям» [1, с. 460]. Страдания Земли и ещё нескольких планет с таким же могущественным потенциалом - ничто, по сравнению с счастьем целой Вселенной: жизнь не делится на земную или какую-либо другую, она сливается в один непрерывный вселенский поток, который прекрасен сам по себе.

Важно понимать, что для К. Э. Циолковского жизнь - это не короткий промежуток времени, характеризующийся активной жизнедеятельностью какого-либо организма до момента его биологической смерти. Советский учёный мыслит куда масштабнее; да и собственно, что такое жизнь отдельного человека в сравнении с историей жизни целой Вселенной? К. Э. Циолковский стремится в своих философских трудах понять и описать космические законы жизни, которые могут быть не всегда понятны и актуальны для отдельного индивида. Таким образом, совершенство и красота жизни в понимании К. Э. Циолковского заключается в её материальном многообразии, временной и пространственной бесконечности, непрекращающемся усложнении и превосходстве разума над страстями, который в конечном счёте стремится к обретению счастья. А так как жизнь у К. Э. Циолковского — это всегда непрерывный и прекрасный процесс, она априори должна быть направлена к лучшей форме жизни, т.е. к совершенству.

Библиографические ссылки

1. Циолковский, К. Э. Космическая философия: сборник / К. Э. Циолковский. — М. : Сфера, 2004. — 496 с.

2. Лыткин В. В. Естественно-научные основания формирования «Космической философии» К. Э. Циолковского // Мир науки, культуры, образования. - 2012. - №2. -С. 452-454.

3. Лыткин В. В. Роль и место разума во вселенной («Космическая философия» К. Э. Циолковского) // Международный научно-исследовательский журнал. - 2016. - №12 (54). -Ч. 2. С. 151 - 154.

© Чистобаев Д. А., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.