3. Циолковский К.Э. Атлас дирижабля из волнистой стали./К.Э. Циолковский// - Калуга, 1931. - 24с.
4. Циолковский К.Э. Натуральные основы. /К.Э. Циолковский//- Архив РАН. ф.555, оп.1, д.510, л.2 об. С.1-2.
5. Циолковский К.Э. Непрерывность высшей жизни. /К.Э. Циолковский// -Архив ГМИК им. К.Э.Циолковского. ф.1, оп.1, д.107, л.2 об. С.1-2.
Список литературы на английском языке / References in English
1. Lytkin V.V. Osnovaniya kosmicheskoy antropologii v trydax K.E. Tsiolkovskogo oak variant "filosofii jizni". [The origins of space anthropology in the works of K.E. Tsiolkovsky as a variant of the "philosophy of life".] /V.V. Lytkin// Nayka. Iscusstvo. Kultyra. Naychnii recenziryemii jyrnal. Vipysc №4. [Science. Art. Culture. Scientific peer-reviewed journal. Issue No. 4]. - Belgorod: "Belgorod state Institute of arts and culture," 2014. - P. 55-64 [in Russian]
2. Lytkin V.V. Filosovskio-antropologicheskie ideal v nasledii osnovnix predstaviteley rysskogo kosmizma. [Philosophical-anthropological ideals in the heritage of the main representatives of Russian cosmism ]/ V.V. Lytkin// Naychnie vedomosty BelGY. Seria "Filosofia. Sociologiya. Pravo." - №2 (145).- Vio.23.-[Scientific statement of BSU. / Series "Philosophy. Sociology. Low". - №2 (145). - Vol. 23. ]- Belgorod: BSU, 2013. - P. 24-30. [in Russian]
3. Tsiolkovsky K.E. Atlas direjablya iz volnistoi stali.[Atlas of the airship of wavy steel. ] /K.E. Tsiolkovsky// - Kaluga, 1931. - 24P. [in Russian]
4. Tsiolkovsky K.E. Natyralnie osnovi. [Natural substrates.]/K.E.Tsoilkovsky// Arhiv RAN.[ Archives of RAS]. F.555.-L.1.- D.510.- P.1-2. [in Russian]
5. Tsiolkovsky K.E. Nepririvnost vischey jizni [The continuity of the higher life.]/ K.E. Tsoilkovsky// Arhiv GMIK im. K.Je.Ciolkovskogo [Archive of SMHC of K.E. Tsiolkovsky]. F.1.- L.1.- D. 107.- P.1-2.[in Russian]
DOI: 10.18454/IRJ.2016.54.018 Лыткин В.В.
ORCID: 0000-0002-4416-9428, Доктор философских наук, Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского, Институт социальных отношений, Кафедра религиоведения, социально - культурной антропологии и туризма РОЛЬ И МЕСТО РАЗУМА ВО ВСЕЛЕННОЙ («КОСМИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ» К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО)
Аннотация
В статье рассматриваются взгляды основоположника современной теоретической космонавтики и ракетостроения К.Э. Циолковского на проблему эволюции человечества и возможного места в этом внеземных цивилизаций. Ученый приходит к выводу о неизбежности перехода эволюции человечества к космической эволюции. Рассматривается аспект адекватности данных взглядов К.Э. Циолковского представлениям современных ученых и философов. Делается вывод о прогрессивном характере «Космической философии» К.Э. Циолковского и ее прогностической направленности.
Ключевые слова: человечество, цивилизация, эволюция, эволюция человечества, космическая эволюция, Циолковский, космическая философия, русский космизм, SETI.
Lytkin V.V.
ORCID: 0000-0002-4416-9428, PhD in Philosophy, Kaluga state University of K. E. Tsiolkovsky, Institute of social relations, Department of religious studies, socio - cultural anthropology and tourism THE ROLE AND PLACE OF INTELLIGENCE IN THE UNIVERSE ("COSMIC PHILOSOPHY" OF K. E. TSIOLKOVSKY)
Abstract
The article discusses the views of the founder of theoretical cosmonautics and rocketry, K. E. Tsiolkovsky the problem of the evolution of Mankind and a possible place in this extraterrestrial civilizations. A scientist comes to the conclusion about the inevitability of the transition of human evolution to cosmic evolution. It was considered the aspect of adequacy of these views of K. E. Tsiolkovsky's ideas of modern scientists and philosophers. The conclusion about the progressive nature of the "Cosmic philosophy" ofK. E. Tsiolkovsky and its predictive orientation.
Keywords: humanity, civilization, evolution, human evolution, cosmic evolution, mathematics, space, philosophy, Russian cosmism, SETI.
Вопрос о возможности существования иных цивилизаций был очень важен для К.Э. Циолковского и разрешался им положительно. В монистической вселенной ученого было сколько угодно места для жизни и активной деятельности многих и многих цивилизаций, возникших в разное время, или же одновременно (они возникают на основании единых законов, подобно появлению земной цивилизации). К.Э. Циолковский был глубоко убежден в том, что разумная жизнь на Земле не уникальна. [10]. В формулировании самой проблемы бытия иноцивилизаций для ученого большую роль сыграло знакомство с творчеством Дж.Бруно. В представлениях Дж. Бруно и у К.Э.Циолковского вселенная, это мир безграничный, не имеющий пределов, а, следовательно, в таком безграничном, беспредельном мире теоретически возможна реализация любой вероятности, включая и вероятность появления еще одной или некоторого количества цивилизаций. Поэтому, подобно своему великому предшественнику, К.Э.Циолковский делал вывод о населенности планет иных солнечных систем во вселенной. Ученый считал, что
основополагающий закон, действующий во вселенной, закон монизма, так же ведет к повсеместному появлению разума (при определенных условиях). Разум же, по достижении определенной ступени своего развития, неизбежно осуществляет выход в космос, с целью познания законов вселенной, разрешения своих горизонтов, овладения новым пространством. Цивилизация неизбежно вступает в космический этап своего развития. [3, с.145-151]. На определенном этапе различные цивилизации космоса соединяются, вступая в союзы с тем, чтобы совместно и более эффективно использовать вселенную, познавать ее законы, управлять процессами, происходящими в ней. Так космические цивилизации достигают в своем развитии уровня астроцивилизаций. [7, с.18].
Таким образом, К.Э.Циолковский приходил к логическому выводу о том, что более чем вероятно, что на других планетах распространена разумная жизнь. Он писал о том, что «во вселенной единая материя», планеты возникают по единым законам планетообразования, на них «единые условия, единое строение солнечных систем», - все это ведет к появлению органической жизни на их поверхности, причем, некоторая разность условий «не исключает закономерности жизни». [9].
Следовательно, единство вселенной, ее монистическая закономерность, ведет к ее всеобщей населенности. Рассматривая процессы, происходящие на поверхности планет во вселенной, К.Э.Циолковский, следуя своему методу, берет за основу опыт земной эволюции жизни, экстраполируя его, по аналогии, на иные, сходные по условиям, планеты во вселенной. На них - единое с земным вещество, единые условия и законы развития. Жизнь на них развивается по единому закону эволюции, восходя ко все более сложным формам и видам, достигая постепенно своего высшего уровня, разумной жизни. Все это давало К.Э.Циолковскому возможность говорить о всеобщей распространенности жизни и разума в космосе. [8].
Единство представления ученого о бесконечной материи и вселенной и принципы монизма, приводят ученого к обоснованию им антропного принципа. Важной частью его является убежденность в существовании внеземных цивилизаций. При этом особое внимание ученый уделял доказательству возможности бытия различных по уровню развития цивилизаций. (К.Э.Циолковский. Есть ли бог. [5, л.1]. В общем виде это объяснялось им различными сроками возникновения планет, похожих на Землю по своим условиям, различными темпами их эволюции, что зависело от множества внешних и внутренних факторов.
Обобщая все выше сказанное, мы приходим к неизбежному выводу о том, что существование внеземных цивилизаций было для К.Э.Циолковского самоочевидной идеей, носившей характер «абсолютной истины». Не случайно ученый считал, что среди миллиардов планет (а в бесконечной вселенной их должно быть бесконечное количество), которые имеют подходящие условия для жизни, хотя бы на некоторых из них должна быть жизнь, достигающая уровня космической цивилизации в своем развитии. [6, л.1]. Этот вывод ученого совпадает, в основном, со взглядами современной науки по этому вопросу. Можно привести высказывания многих современных ученых, занимающихся проблемой внеземных цивилизаций. В целом их можно свести к одному из наиболее характерных выводов: «Наш окончательный вывод мало отличается от точек зрения К.Э. Циолковского. Мы по-прежнему считаем, что внеземные цивилизации, вероятно, есть, но у нас пока нет свидетельств того, что внеземная жизнь существует. [1, с. 11].
При общей постановке проблемы внеземных цивилизаций, по всей видимости, наиболее важной, основополагающей и исходной становится дилемма, заключающаяся в следующем: логическая вероятность существования разумных цивилизаций во вселенной очень высока, но в настоящее время мы не наблюдаем каких-либо явных проявлений их космической деятельности. (Так называемый «Парадокс Ферми»). Мимо этого противоречия не прошел в свое время и К.Э. Циолковский. Отсутствие прямых контактов космических цивилизаций с нашей, земной цивилизацией, он объяснял рядом возможных причин. Главной из них он считал недостаточность уровня развития земной цивилизации. Можно условно предположить, что уровень развития земной цивилизации, это некая середина (условно допуская, что темпы развития цивилизаций могут быть различны, а процесс планетообразования имеет разные сроки в рамках бесконечной вселенной). В этом случае логично предположить, что часть цивилизаций во вселенной отстает в своем развитии от земной, а часть опережает ее. Раз так, раз многие цивилизации в своем развитии опередили землю, а некоторые из них - значительно, значит их уровень, следы их деятельности, видимые проявления их активности, едва ли доступны нашему восприятию, следовательно и нашему сознанию. Мы едва ли сможем осознать, что то или иное явление, наблюдаемое нами, на самом деле является видимым действием иноцивилизации, далеко обогнавшей в своем развитии землю. Более того, едва ли возможен контакт с этими цивилизациями. По крайней мере, со стороны земной цивилизации он более чем проблематичен. [8, л.2 об.; 9, л.2 об.]. Но, предположим, что подобный контакт все-таки произошел. Почему он не только нежелателен, но и опасен? Дело в том, что, по мнению К.Э. Циолковского, преждевременный контакт может вызывать на Земле, где среди подавляющего большинства населения царит невежество, ужас и панику, приведет к религиозному фанатизму, непониманию. В целом, результат может стать обратным желаемому. [4, с.9]. Вместо ускорения темпов прогресса, рационального использования новых знаний, земля может быть отброшена назад в своем развитии. Невежество может захлестнуть планету, погубив, отторгнув новые знания, новую культуру, и уничтожив культуру собственную. К.Э.Циолковский полагал, что контакт с иноцивилизациями произойдет позднее, благодаря мудрости и дальновидности инопланетного разума. Это случится, когда человечество, благодаря техническому, социальному и нравственному прогрессу достигнет более высоких этапов в своем развитии. Говоря точнее, произойдет это после выхода человечества в космос, после того, как космическая деятельность человечества достигнет больших масштабов. Когда наше познание вселенной и законов космоса станет более глубоким. Именно там, в глубинах космоса произойдет встреча двух родственных цивилизаций, их взаимообогащение, и затем их совместное, ускоренное движение по пути прогресса, вступление в эпоху астроцивилизации.
Таким образом, по мысли ученого, человечество Земли должно самостоятельно пройти все этапы своего развития, без какого бы то ни было вмешательства извне. Оно должно естественным образом дорасти до уровня развитых
космических цивилизаций. И первым шагом на этом великом, грандиозном пути, станет выход человечества в космос при помощи реактивного летательного аппарата. Это станет началом новой эры в развитии человеческой культуры.
Со времени исследований, которые проводил К.Э.Циолковский, прошло не так уж и много исторического времени. Но путь, пройденный наукой и техникой, оказался значительным. Человечество уже вышло в космос. И, хотя это проникновение пока еще очень ограничено, тем не менее, по мнению некоторых ученых, современный уровень развития человечества уже позволяет вплотную заниматься проблемой поиска внеземных цивилизаций. Более того, проблема SETI (Searching of Extra Terrestrial Intelligence - Поиск Внеземных Цивилизаций) и установление контактов с иноцивилизациями уже стали самостоятельными научными дисциплинами.
Ученый полагал, что чем дальше и выше цивилизации отстоят по уровню своего развития от земной цивилизации, тем они менее понятны нам. Их коллективный разум, их наука и техника намного опередили по уровню своего развития Землю. [5, л.1; 8, л. 2 об.]. Действительно, нам невозможно будет представить назначение того или иного прибора инопланетян, так же, как жителям первобытных племен Амазонии, например, очень сложно представить в полном объеме, например, предназначение компьютера. Еще сложнее обстоит дело с пониманием духовных ценностей. Многие ли из современных образованных европейцев могут адекватно оценить, почувствовать ценность и глубины духовного мира представителей восточных культур. Насколько доступны для нас нравственные ценности буддизма, эзотеризм зороастризма и синтоизма? А ведь это культуры земные, человеческие...
Главную задачу, стоящую перед цивилизациями космоса, нравственный императив, К.Э.Циолковский видел в уничтожении ими несовершенной жизни на других планетах и распространение там разумной, а, значит, и совершенной жизни. [6, л.2]. Ученый видел основную нравственную, культурологическую, эволюционную задачу высокоразвитых цивилизаций космоса в распространении ими, насаждении, подчас и насильственном совершенной жизни, т.е. такой, где отсутствует страдание. Этот способ - прежде всего освоение космического пространства, активное проникновение разума во вселенную, не менее активное изменение самой вселенной и ее законов познающим и высоконравственным разумом цивилизаций. Так сама вселенная, породив разум, передает себя в его власть, развивается и совершенствуется за счет его развития и совершенствования. Более того, благодаря активному творчеству цивилизаций вселенная может окончательно и полностью освободиться от всего несовершенного, от зла и страданий.
К.Э. Циолковский разработал специальную теорию "исключительности земной цивилизации". В современной западной и американской научной литературе это объяснение получило название «Гипотеза Зоосада». Он считал, что некоторые, очень редкие из цивилизаций в космосе, развиваются естественным образом, безо всякого вмешательства извне, со стороны высокоразвитых иноцивилизаций. В ходе своего развития, своей самостоятельной эволюции, они проходят все возможные страдания и испытания на пути самостоятельного достижения полного счастья. [2]. Именно по этому пути развития и следует Земля, одна из очень немногих планет во вселенной. Земная цивилизация может передать свой оригинальный, неповторимый культурно-исторический опыт, свои оригинальные, не измененные внешним влиянием нравственные ценности. В этом заключается уникальное предназначение Земли во Вселенной.
Список литературы / References
1. Голдсмит Д., Оуэн Т. Поиски жизни во вселенной. - М.: Мир, 1983. - 488с.
2. Лыткин В.В. «Гипотеза Зоосада» в космической антропологии К.Э. Циолковского / В.В. Лыткин // Вестник калужского университета. - 2014. - №2. - С.22-28
3. Лыткин В.В. Проблема поиска путей развития человеческой цивилизации в русском космизме на рубеже XIX-XX веков / В.В. Лыткин // Вестник Волгоградского государственного университета / Серия 7. Философия. Социология и социальные технологии / Научно-теоретический журнал. - 2012. - №2(17). - С. 145-151.
4. Циолковский К.Э. Воля вселенной. Неизвестные разумные силы. - Калуга, 1928. - 23с.
5. Циолковский К.Э. Есть ли бог. (1 вариант, 2 редакция). / К.Э. Циолковский // Архив ГМИК им. К.Э. Циолковского. / ф.1, оп.1, д.60, л.1.
6. Циолковский К.Э. Космическая философия. / К.Э. Циолковский // Архив ГМИК им. К.Э. Циолковского. / ф.1, оп.1, д.164, л.1.
7. Циолковский К.Э. Монизм вселенной (конспект). - Калуга, 1925. - 84с.
8. Циолковский К.Э. Натуральные основы. / К.Э. Циолковский // Архив РАН. / ф.555, оп.1, д.510, лл.1 - 2.
9. Циолковский К.Э. Планеты заселены живыми существами. / К.Э. Циолковский / /Архив РАН, ф.555. / оп.1, д.505, лл. 1, 1об., 2.
10. Alepko L., Finney B., Lytkin V. Tsiolkovsky, Russian Cosmism And Extraterrestrial Intelligence // The Quarterly Journal Of The Royal Astronomical Society. - 1995. - Vol.36, # 4. - p. 369-376.
Список литературы на английском языке / References in English
1. Goldsmith D., Owen T. Poiski jizni vo vselennoi [The Search for life in the universe]. - M.: Izdatelstvo Mir, 1983. -488 P. [in Russian]
2. Lytkin V.V. "Gipoteza Zoosada" v kosmicheskoi antropologii K.E. Tsiolkovskogo ["Zoo Hypothesis" in the space anthropology of K.E. Tsiolkovsky] / V.V. Lytkin // Vestnik Kalujskogo universiteta [Herald of the Kaluga University]. -2014. - No. 2. - P. 22-28. [in Russian]
3. Lytkin V.V. Problema poiska putei razvitiya chelovecheskoi civilizatsii v Russkom kosmizme na rubeje XIX-XX vekov [The Problem of finding ways of development of human civilization in the Russian cosmism of the XIX-XX centuries] / V.V. Lytkin // Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Volgograd state University] / Seriya 7. Filosofiya. Sotsiologiya I sitsialnye tehnologii [Series 7. Philosophy. Sociology and social technologies] / Naucho -teoreticheskii jurnal [Scientific-theoretical journal]. - 2012. - №2(17). - P. 145-151. [in Russian]
4. Tsiolkovsky K.E. Volya vselennoi. Neizvestnye razumnye sily [The Will of the universe. Unknown reasonable force]. -Kaluga, 1928. - 23 P. [in Russian]
5. Tsiolkovsky K.E. Est' li bog (1 variant, 2 redaktsiya) [Is there a God. (Option 1, 2-d edition)]. // Arkhiv Gosudarstvennogo museya istirii kosmonavtiki [Archive of SMHC of K.E. Tsiolkovsky]. - F.1, Op.1, f. 60. - P. l-2. [in Russian]
6. Tsiolkovsky' K.E. Kosmicheskaya filosofiya [Space philosophy]. // Arkhiv Gosudarstvennogo museya istirii kosmonavtiki [Archive of SMHC of K.E. Tsiolkovsky]. - F.1, Op.1, f. 164. - P.1. [in Russian]
7. Tsiolkovsky K. E. Monizm vselennoi (konspekt) [Monism of the universe (abstract)]. - Kaluga, 1925. - 84 P. [in Russian]
8. Tsiolkovsky K.E. Naturalnye osnovy [Natural bases]. // Arhiv Rossiiskoi Akademii Nauk [Archive of RAS]. - F.555, Op.1, f. 510. - P.1 - 2. [in Russian]
9. Tsiolkovsky K.E. Planety zaseleny jivymi suchjestvami [Planets populated by living beings]. // Arhiv Rossiiskoi Akademii Nauk [Archive of RAS]. - F.555, Op.1, f. 505. - P. 1-2. [in Russian]
10. Alepko L., Finney B., Lytkin V. Tsiolkovsky, Russian Cosmism and Extraterrestrial Intelligence / L. Alepko, B. Finney, V. Lytkin // The Quarterly Journal Of The Royal Astronomical Society. - London. - 1995. - Vol.36, # 4, December, 1995. - P. 369-376.
DOI: 10.18454/IRJ.2016.54.017 Лыткин В.В.
ORCID: 0000-0002-4416-9428, Доктор философских наук, Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского, Институт социальных отношений, Кафедра религиоведения, социально - культурной антропологии и туризма ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА В РУССКОМ КОСМИЗМЕ
Аннотация
В статье анализируется русский космизм как обоснование необходимости космонавтики. Это было объективным закономерным процессом. Интерес к нравственно-этической проблематике, поиски счастья в виде социального идеала, приближение к основам социальной антропологии вывели русских мыслителей на новые, неожиданные направления в исследованиях, хотя работа в этом направлении шла и в других странах. В нашем понимании "космизм" - это достаточно широкое направление в духовной и материальной деятельности человеческой цивилизации, связанное с изучением и преобразование природы специфическими средствами, как техническими, нового типа (ракетно-космическая техника), так и духовными. Именно выявление законов, распоряжающихся бытием космоса и жизнью человека, выявление влияния космоса на человека и человека на космос и составляет предмет, изучением которого занимается космизм. Русский космизм, вызрев в недрах философии всеединства, стал феноменом в истории мировой философии, связав историю человеческой культуры прошлого с современной и будущей глобальной практикой человечества, его нравственными исканиями путей своего развития.
Ключевые слова: космизм, космонавтика, глобальные проблемы, Циолковский.
Lytkin V.V.
ORCID: 0000-0002-4416-9428, PhD in Philosophy, Kaluga state University of K. E. Tsiolkovsky, Institute of social relations, Department of religious studies, socio - cultural anthropology and tourism GLOBAL PROBLEMS OF MANKIND IN RUSSIAN COSMISM
Abstract
The article analyzes Russian cosmism as the rationale for space exploration. It was an objective natural process. Interest in ethical issues, the pursuit of happiness in the form of a social ideal, approach to the foundations of social anthropology brought Russian thinkers into new, unexpected directions in research, although work in this direction were made in other countries. In our understanding of "cosmism" is a rather broad trend in material and spiritual activities of human civilization, associated with the study and transformation of the nature of specific means of technical, new style (aerospace technology) and spiritual. It is the identification of the laws controlling existence of the cosmos and the human life, the effects of space on humans and humans into space is the subject, which deals with the study of cosmism. Russian cosmism, vyzrev in the depths of the philosophy of unity, became a phenomenon in the history of philosophy, linking the history of human culture of the past with contemporary and future global practices of humanity, his moral expectations of the ways of its development.
Keywords: cosmism, space exploration, global problems, Tsiolkovsky.
Логически неотъемлемой частью «космической философии» К.Э. Циолковского является теоретическая росмонавтика, теория межпланетных путешествий, идея космической эволюции человечества, его развития и самосовершенствования до высот космического разума. С этой точки зрения становится понятным устремление человечества в космос и неизбежность этого, с точки зрения именно философской. Лишь по достижению
определенного высокого уровня социального и индивидуального совершенства человечество начинает изучать и осваивать космос, продвигаясь все далее и далее в его глубины. Именно здесь, в заселенном космосе человечество, разум вообще, достигает предельных высот в своем развитии, именно здесь достигается личное совершенство. [3]. Именно в глубинах космоса человечество встретится со своими братьями по разуму, вступит в контакт с ними, объединится, что окончательно будет способствовать преобразованию человечества, достижения ими предельного разумного могущества. Разум начнет распоряжаться процессами эволюции космоса.