с.в. Мамаева, Л.С. Шмульская УДК 81' 25
СОЦИОПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ШКОЛЬНИКОВ-ПОДРОСТКОВ (ПО МАТЕРИАЛАМ АНКЕТИРОВАНИЯ)
В данной статье мы охарактеризуем социальные, психологические и лингвистические особенности школьников-подростков, выделяя наиболее общие признаки, чтобы показать, как они отражаются в речевом портрете коллективной языковой личности учащихся 5-7 классов.
Ключевые слова: речевой портрет, языковая личность, языковая субкультура, культура, психолингвистические особенности личности подростков.
Svetlana V. Mamayeva, Larisa S. Shmulskaya
SOTSIOPSIHOLINGVISTICHESKY PORTRAIT CHILDREN-ADOLESCENTS (ACCORDING TO SURVEYS)
The article describes social and psychological characteristics of adolescent students. The authors distinguish the most common signs to show the way they are reflected in the speech portrait of the collective linguistic personality of pupils the 5th to the 7th grades.
Key words: speech portrait, language identity, language subculture, culture, psycholinguistic peculiarities of the adolescents personality.
П одход к языковой личности с позиции ее места в данном социуме, в конкретном социальном пространстве (страны, региона, города), проблематика взаимосвязей и взаимодействий между языковой личностью и обществом в социолингвистическом аспекте подробно рассматриваются в ряде работ Л.П. Кры-сина (например, [Крысин 1989; 2000]) и некоторых других авторов.
Если рассматривать языковую личность школьника в обычной для него коммуникативной среде, то это, прежде всего, учебная ученическая группа, членом которой он официально является, затем класс и школа в целом. Л.П. Кры-син относит учебные, производственные, служебные, спортивные, военные и т.п. коллективы ко вторичным малым группам (социальным общностям), в которые индивид входит, уже будучи членом групп первичных, формальных (например, семья) или неформальных (круг друзей, одноклассников и т.п.) [Крысин 1989: 79-80].
В малых социумах школьник как языковая личность вступает в личные и деловые формы взаимодействия людей, разграничение которых предложил Дж. Гамперц [1975: 313]. Это разграничение важно для описания типов речевого поведения языковой личности школьника.
Личные формы речевого взаимодействия школьника связаны с такими группами, как семья, компания друзей или сверстников, круг людей, имеющих общие интересы (музыкальные, спортивные и т.д.). Деловые формы общения - с такими микросоциумами, как учебная группа, класс. Иными словами, социальный круг коммуникативных ролей обычного школьника довольно обширен: семья, учеба, друзья по месту проживания, неформальные контакты в других сферах общения, связи с иногородними лицами и т.п.
Обычно любой человек является одновременно членом нескольких малых социогрупп. Этот факт подтверждается и нашими материалами: школьник является членом своей семьи, у него есть своя компания близких друзей или подруг, он входит в какую-нибудь группу по интересам (например, в круг поклонников, скажем, группы «Звери» или в компанию любителей футбола и т.п.) и, конечно, является членом своей учебной группы. Кроме того, школьник может входить в другие малые группы, более или менее формальные, имеющиеся в классе или в школе (редколлегия школьной газеты, общешкольная команда КВН и т.п.).
В данной статье охарактеризованы социальные и психологические особенности школьников-подростков, выделены наиболее общие признаки, которые отражаются в речевом портрете языковой личности, «ведь языковая личность - это углубление, развитие и насыщение дополнительным содержанием понятия личности вообще» [Полякова 2002: 5].
При всем разнообразии взглядов на языковую личность и ее составляющие исследователи в конкретных описаниях речевых портретов опираются на такие социально обусловленные факторы, как время и место рождения, семья, образование, объем и разнообразие речевой деятельности и т.д., а также на психологические характеристики данной языковой личности.
Объектом для создания социопси-холингвистического портрета стала коллективная языковая личность школьников-подростков (150 учащихся средних школ № 1, № 2, № 5, № 6, № 9, № 15 г. Лесоси-бирска 5-7-х классов).
В нашем исследовании участвовали как мальчики, так и девочки, но количественный состав девочек оказался большим примерно на 30%. Этот показатель мы объясняем двумя причинами: во-первых, девочки охотнее вступали в беседу и были более непринужденны в разговоре,
нежели мальчики, а во-вторых, девочек в анализируемой нами возрастной группе оказалось больше, чем мальчиков, что объясняется известными демографическими факторами. При описании речевого портрета мы, конечно же, учитывали пол информантов, но в задачи нашего исследования не входило составление ген-дерных речевых портретов. Поэтому при анализе речи школьников мы выделяли общие признаки, характерные для обоих полов. Информантами явились школьники 10-13 лет. Из них 10-летних детей - 36 человек, 11-летних - 41 человека, 12-летних - 40 человек, 13-летних - 33 человека. В основном это дети, которые пошли в школу либо в полные 7 лет, либо в первой половине учебного года отметили свое семилетие.
Большинство школьников являются коренными жителями г. Лесосибирска. Только 5 человек родились в другом населенном пункте. Специального вопроса, выясняющего национальность школьников, в анкете не было (об этом мы могли судить только по фамилиям школьников), поэтому при создании социопсихолингви-стического портрета данный параметр не учитывался, но при характеристике речевых особенностей школьников некоторые наблюдения были отмечены.
103 ребенка воспитываются двумя родителями, то есть имеют полную семью, 45 детей воспитываются одним из родителей, 2 детей не имеют родителей: один воспитывается бабушкой, другой - близкими родственниками. Многие школьники имеют брата и/или сестру, как младшего, так и старшего возраста.
При анализе ответов нами была выявлена такая особенность: большинство детей знают, как зовут их родителей (имя, отчество), но многие (53%) не могут назвать точного места их работы, либо должности.
(1) Мама работает на базаре/ У папы своя фирма// Кто он?/я не знаю//И
как называется не знаю//.
(2) Папа - Анатолий Павлович/ он говорит, что предприниматель// Ну фирма какая-то/.
(3) Э-э-э, мой папа работает хореографом/ ну помощником/ потом крановщик//.
(4) Мама - Зинаида Кузбассовна/ там, в администрации кто-то//.
(5) Папа - тракторист/ мама - не
знаю//.
(6) Мой папа работает на лесосеке/ не знаю/ не знаю кем.// Мама наша дома работает//.
(7) Мама с папой в части работают/ мама - ефрейтор/папа/ не знаю кто//.
(8) Папа - Ринат/ где работает папа - не знаю//.
Причину таких ответов мы видим в том, что школьники данного возраста еще не достаточно сформированы в социальном плане. Они полностью находятся на обеспечении родителей. Для них еще не стоит вопрос о выборе профессии (в отличие от старшеклассников).
Подтверждением данных выводов может служить и ответ на вопрос: Ты уже задумывался о том, какую профессию выберешь? Большинство не смогли дать точного ответа (62% от общего числа информантов). Наиболее частый ответ «Нет».
(1) Не задумывалась о профессии
я//.
(2)Я не знаю/ не думал//.
(3) Нет/ так иногда думаю/ еще не
знаю//.
(4) Я думала об этом, но пока не решила/ рано еще//.
(5)Да, я думала/ много раз// хотела быть врачом/ еще думала продавцом/ думала буду все есть//.
(6) Мне папа все время говорит/ ты будешь судьей/ это как бы хорошая работа/ она мне нравится/ я уже как бы привыкла//.
Важнейший социальный фактор, участвующий в формировании языковой
личности, - это семейные традиции: культурные, этикетные (речевые). Но, как показал опрос, большинство школьников 85% затруднилось ответить на вопрос о семейных традициях:
(1) Традиции?/не знаю...//
(2) Традиций нету//
(3) Нет, нет/ нету/ смотрим телевизор//
Либо в качестве семейных традиций предлагались следующие:
(1) Только праздники все вместе отмечаем/ а так традиций никаких нет//.
(2) У нас в семье традиция/ покупать друг другу подарки/ сувениры всякие/ на праздники/ мне мама дает деньги / и я им с папой покупаю//.
(3) Мы .../ ну/ к бабушке все ездим//.
Таким образом, мы видим, что устойчивого представления о семейных традициях у школьников-подростков еще не сформировано. Скорее всего, причиной этому является семейное воспитание. На вопрос: Чем любят заниматься в вашей семье в свободное время? наиболее частые ответы: «Смотрим телевизор» - 48% или «Играем на компьютере» - 37%.
(1) Мы смотрим ТВ / когда мама приходит с работы/ помогаем ей по хозяйству/там.../ готовим кушать все вместе/ еще любим ходить в гости//.
(2) Телек всегда смотрим/ любим ходить в гости/ к бабушке ездим часто//
(3) Папа, в основном, слушает радио/ мама/ сидит в Интернете/ брат и я/ играем//.
(4) В компьютер режемся/ я и папа/ мама тоже иногда//.
Считаем необходимым отметить и тот факт, что большинство детей пришли в школу, умея читать (58%), многие говорили о том, что у них дома немало книг, но лишь 2% сказали, что в свободное время любят читать (и в основном это были
девочки). Более глубокий анализ семейного воспитания наших информантов мы не можем дать по ряду причин: во-первых, это не входило в задачи нашего исследования, а во-вторых, материал для анализа мы получали только со слов детей: их родители не участвовали в наших беседах.
В формировании ребенка как личности решающую роль играет его образ жизни: интересы, увлечения, привычки. «Современный подросток... он ищет себя, меняет интересы, отличается самостоятельностью и независимостью. По каждому вопросу у него может быть свое мнение. Его суждения, выводы удивляют своей зрелостью, а порой и практичностью. Его интересует многое - спорт, музыка, политика» [Ладыженская 1999: 3].
Мы заметили, что большинство детей на первое место ставят не учебную деятельность, а внеурочную. Свободное время школьники проводят по-разному: кто-то предпочитает компьютерные игры (их большинство - 68,2%), кто-то любит гулять, смотреть телевизор, слушать музыку, петь. Но в то же время многие школьники занимаются в различных спортивных секциях: каратэ, дзюдо, футбол, легкая атлетика, гимнастика; музыкальных и художественных школах; кружках: вышивки, бисероплетения, тестопластики, танцевальных, народного творчества и т.д.
В ходе исследования установлен тот факт, что разнообразный круг увлечений и занятий повлиял и на характер лексикона школьников. В их речи много лексики, связанной с разными видами деятельности.
(1)...Гулять люблю// Ну./танце-вать там//Э-э-э../хореографией то есть//
(2) Я вот люблю/ в художку ходить// эту./школу художественную//
(3) Я люблю на каратэ ходить/ и ну./ на «Чудеса»// (танцевальный ансамбль - С.М.).
(4) Я занимаюсь спортом/ хожу на тренерку//
Всем школьникам, с которыми мы
беседовали, присущи такие черты характера, как общительность и непосредственность, одним словом, - экстравертность (по К.-Г. Юнгу). Они легко вступали в разговор, не стеснялись. При этом чаще всего говорили ровным и сдержанным голосом, но если какой-то предмет разговора их особенно заинтересовывал, то речь становилась сбивчивой, торопливой. Из этого можно сделать вывод, что у школьников данного возраста наблюдается смешение признаков, свойственных темпераменту сангвиника и флегматика (по И.П. Павлову) (см. [Пентенгова 1999]).
В речи информантов очень часто возникали паузы размышления и поиска слов, свойственные флегматикам. В качестве пауз-хезитации в основном использовались их разговорные заполнители: ну, вот, как бы, значит.
(1) За рубеж куда-нибудь.../э-э-э/ ну там посмотреть /как другие люди живут//
(2) Ну./ про спорт люблю/ и-и-и
там/это./про животных//
(3) М-м-м.../ можно. / общий язык найти/ да./наверное/ можно//.
(4) Ну.../это.../ сказки/ про этих./ про принцесс//.
Паузы-хезитации, конечно, присущи устной речи. Но их частотность в речи школьников говорит и о недостаточной сформированности механизма поиска слов.
Таким образом, коллективная языковая личность школьников-подростков характеризуется следующими социальными и психологическими факторами, совокупность которых влияет на процесс становления коммуникативной компетенции и в конечном итоге на характер их речевого портрета: социальный статус семьи, передача культурных и речевых традиций семьи, привычки и навыки образа жизни, широкий круг интересов, внеучебная деятельность, экстравертный тип личности со смешением темпераментов сангвиника и флегматика.
Литература
Гамперц Дж. Об этнографическом аспекте языковых изменений // Новое в лингвистике. Социолингвистика. - Вып. 7. - М., 1975. - С. 299-319.
Крысин Л.П. Социолингвистические аспекты изучения современного русского языка. - М., 1989. - С. 120-164.
Ладыженская Т.А., Зельманова Л.М. Практическая методика русского языка. 5 класс: кн. для учителя. - М., 1999. - 328 с.
Пентенгова О.Ю. Влияние темперамента человека на его речь // Вопросы стилистики: межвуз. сб. науч. тр. - Саратов, 1999. - С. 108-114.
Полякова В.Н. Экстралингвистические и интралингвистические факторы формирования русской языковой личности (на материале произведений художественной литературы): дис. ... канд. филол. наук. - Ростов-на-Дону, 2002.