Примечания
1. Аксенов В. П. Коллеги // Аксенов В. П. Апельсины из Марокко. М., 2006.
2. Аствацатуров А. Люди в голом. М., 2009.
3. Гарин-Михайловский Н. Г. Студенты // Гарин-Михайловский Н. Г. Студенты. Инженеры. М., 1977. С. 31—72.
4. Герман Ю. П. Дело, которому ты служишь: Роман. Л., 1987.
5. Гор Г. С. Факультет чудаков // Факультет чудаков: Сборник. СПб.,2004
6. Иванов А. Общага-на-Крови: Роман. СПб., 2008.
7. Иванова Н. Б. Проза Юрия Трифонова. М., 1984.
8. Мессер Р. Герои ведущие и ведомые // Звезда. 1963. № 4.
9. Опульская Л. Д. Творческий путь Л. Н. Толстого // Толстой Л. Н. Собрание сочинений. В 12 т. Т. 1. М., 1984.
10. Рыбаков А. Н. Дети Арбата. Кн. 1. СПб., 2004.
11. Толстой Л. Н. Юность // Толстой Л. Н. Собрание сочинений. В 12 т. Т. 1. М., 1984.
12. Трифонов Ю. В. Студенты // Трифонов Ю. В. Собрание сочинений. В 4 т. Т. 1. М., 1985.
13. Хан Пира Эр. Как их называть? // Русская речь. 1998. № 5.
В. Д. Черняк,
заведующая кафедрой русского языка
НЕКОТОРЫЕ НАБЛЮДЕНИЯ НАД ДИНАМИКОЙ РЕЧЕВОГО ПОРТРЕТА ШЕСТИКЛАССНИКА
Проблема динамики языковой личности относится к числу неизменно злободневных, привлекающих внимание и педагогов, и методистов, и лингвистов. Безусловно, в первую очередь специалистов интересуют те изменения, которые связаны с конкретной языковой личностью или с группой лиц и отражают аспекты их интеллектуального и культурного роста. Однако не менее интересны и те характерные изменения, которые наблюдаются на определенном, более или менее значительном временном отрезке.
К небольшому эксперименту (слово эксперимент употребляю здесь в обыденном его понимании) меня подтолкнула находка в домашнем архиве: 34 сочинения шестиклассников 138-й ленинградской школы, написанных в октябре 1968 г. Проходя педагогическую практику в школе, я дала шестиклассникам задание написать небольшое сочинение по мотивам двух маленьких рассказов Виктора Драгунского — «Что я люблю... И чего не люблю!» Эти миниатюры отличает тонкое проникновение в детскую психологию, прекрасное воплощение детского мировидения, ценностной шкалы ребенка.
Конечно, прочитанный рассказ дал шестиклассникам определенную модель, в том числе и модель организации текста, однако школьники восприняли работу над сочинением и как возможность самовыражения. Именно поэтому сочинения-миниатюры, написанные шестиклассниками, дают основания для некоторых, пусть и весьма частных, наблюдений над речевым портретом 11-летних детей.
Из 34 работ, написанных в 1968 г., 15 работ не содержат ни одной ошибки (нужно подчеркнуть, что с классом работал очень хороший учитель-словесник). Во многих работах, содержащих ошибки, наблюдается нарушение норм пунктуации (что естественно, так как пунктуация в 6-м классе еще не изучалась), из орфографических ошибок чаще всего встречаются ошибки в слове потому что (потому-что, потомучто), отдельные ошибки в падежных окончаниях (на улицы, с нашем соседом), в правописании не с разными частями речи, встречаются пропуски букв. Большинство учащихся написали текст объемом в полторы-две страницы. Они умеют точно передать свою мысль,
создать представление о своем внутреннем мире, обладают навыками речевой самопрезентации (в ряде работ очевидно желание
понравиться учителю). Приведу несколько
*
примеров :
Люблю летом ходить в лес и приносить не меньше чем пятьдесят белых. У нас в лесу есть такой сосновый и еловый молодняк, в нем много очень белых грибов. Они очень красивые, с темно-коричневой шляпкой и белой, толстой ножкой.
Люблю в деревне залезть на высокое дерево или на вышку и наблюдать за всем: где пасут коров, где пасутся лошади, кто где что делает, что творится вокруг.
Люблю смотреть, когда животные резвятся.
Не люблю ездить в гости, а больше всего не люблю, когда они едут к нам, потому что они спрашивают, как я учусь и просят показать дневник.
Люблю играть в шахматы, только чтобы выигрывать, а если я проиграю, то надуваюсь.
В лаконичных высказываниях дети представляют свои любимые занятия, определяют этические и эстетические предпочтения:
Я люблю: подумать вечером, когда ложусь спать; слушать музыку Моцарта; музыку, но только не симфонии; рисовать роботы, самолеты, танки и обезьян; рисовать на доске мелом зайцев и собак; гримасничать перед зеркалом; лепку и кукольный театр: у меня из пластелина целое государство; кружок моделирования (Хочу построить себе торпедный катер и другие модели); Праздник Нептуна; КВН; Клуб кинопутешественников.
Особое место среди любимых занятий отводится чтению. О нем говорит почти каждый:
Люблю книги. Люблю забраться на диван с ногами и читать долго-долго; Люблю читать книги про индейцев; Я очень люблю читать сказки, только вечером, потому что сказки всегда оканчиваются добром;
Не люблю стихотворения рассказывать, а читать люблю; Люблю читать журнал «Юный техник», «Моделист-конструктор», «Техника молодежи».
Личностные оценки сопоставляются с оценками любимых героев книг:
Люблю гостей. Но только настоящих. А то они бывают «гостинные», как в книге «Динка» Осеевой.
Очевидна и идеологическая составляющая в круге чтения советского ребенка: Читаю «Повесть о суровом друге. Эта книга рассказывает о Леньке и его друге Васе, о том, как со своими родителями они боролись против буржуазии.
Особое место в детских сочинениях занимает родной город: Ленинград, ЦПКО, Летний сад, ТЮЗ, театр Ленинского комсомола, музеи Суворова, Некрасова, Русский музей, планетарий.
На противоположном конце оценочной шкалы столь же разнообразные фрагменты картины мира.
Не люблю: ссориться; когда болят уши; лежать в больнице; ходить в парикмахерскую; переливание крови; задачи на движение; быть грязным; рано вставать; когда бьют животных; стоять в очередях; болтаться с мамой в магазинах; ездить в гости, лучше бы они сами приезжали к нам; когда наши хоккеисты проигрывают; когда наш «Зенит» проигрывает другим командам; не люблю ужинать дома, потому что в гостях все вкуснее.
Очень выразительны следующие высказывания:
Я очень не люблю, когда плохая погода и в то же время прочитаны все книги, а по телевизору не передают ничего хорошего. Это самые плохие дни.
Не люблю смотреть фильм «Вий» — страшно. Не люблю смотреть фильмы и читать книги о войне. В них много ужасного.
Не люблю читать неинтересные книги. Они мне не предоставляют никакого удовольствия.
* Во всех приводимых в статье примерах сохраняются орфография и пунктуация учащихся.
Я не люблю, когда большие ребята приде-раются к маленьким, потому что они сильнее их и лезут к ним.
Не люблю ссориться со взрослыми, потому что потом бывают плохие последствия (запрещают смотреть телевизор).
Очень не люблю ходить на штаб и сидеть там целый час — просто скука (для тех, кто не прошел через пионерское детство, поясню, что речь здесь идет о пионерском штабе, своеобразном органе пионерского самоуправления в районе).
Не люблю штопать. Когда штопаешь, очень скучно и хочется спать (это высказывание очень показательно: правилам штопки обучали на уроках труда, а само действие, сегодня утратившее свою актуальность, входило в число домашних обязанностей многих девочек).
Я не выношу, когда надо мной смеются, и прихожу в ярость.
Написанные сочинения представляют вполне сложившийся речевой портрет школьника, в значительной степени сформированные представления о речевой норме, о его лексиконе и тезаурусе (хранилище знаний), о ценностной шкале.
Для сопоставления то же самое задание было дано шестиклассникам петербургской школы в феврале 2011 г. Разительно отличается внешний вид работ. Объем всех сочинений, за исключением двух, не превышает полстраницы. Работ, написанных без ошибок, практически нет. Нередки грубые ошибки: теливизор, зифир, макароны по флоцки; какой нибуть; здаровы; убераться; в крова-те; сориться; товаришь и т. п. Встречаются проявления дисграфии: бома (вместо дома), тото (вместо что-то). Наряду с этим часты нарушения логических связей в высказываниях и несоблюдение синтаксических норм: Я люблю, когда дома никогда никого нет. Я считаю, чтобы быть веселым быть легко и весело; Я не люблю скучать когда скушно хочется тото сделать поэтому лучше просто погулять; Мне не нравится, когда я сплю и мне снится хороший сон меня будят; Я люблю когда нечиго задано уроков; Я люблю
чистоту, когда кругом чистый воздух; Я не люблю получать двойки и плохое поведение; Я не люблю когда на меня мама злая.
В текстах практически нет развернутых высказываний. Преобладают простые предложения. В этом отношении выделяются лишь две работы. Приведу из них два фрагмента:
Еще я люблю, когда вечером мама читает мне вслух. Я сам хорошо читаю, но слушать люблю с детства! У мамы спокойный и тихий голос, очень добрый и смешливый.
Я люблю, когда мы живем в деревне и уезжаем кататься на велосипедах. Так весело ехать впереди всех быстро-быстро, звенеть в звоночек и кричать во все горло или распевать песню. Это так здорово и весело!
Сравнение лексического состава сочинений 1968 и 2011 гг. демонстрирует большое количество совпадающих ключевых слов, что свидетельствует о сохранении доминантных компонентов ценностной шкалы: мама папа, сестра, брат, родственники, собаки, кошки, зима, лето, коньки, лыжи, велосипед, лес, дача, шашки, шахматы, конструктор, мороженое, пирожные, конфеты, бананы (в 2011 г. среди любимых появляются неизвестные раньше продукты, например, киви); кино, телевизор.
В то же время среди любимых занятий у школьников 2011 г. появляются новые. Люблю: играть в компьютер; лазить по контакту; сидеть в интернете; долго разговаривать по телефону; болтать по телефону; смотреть телевизор и дивиди; играть в бильярд, в пул, боулинг. Особое место на шкале предпочтений занимает еда в ее «современной упаковке». Люблю: есть фасфуд; ходить в Ростикс; кушать в Теремке; ходить в ростикс, макдоналс, теремок и пиццу. Наряду с традиционно любимыми животными (люблю аленьких животных, щенков, котенков) появляются крысы (У меня есть две крысы я их люблю; Люблю домашнего питомца крыску).
Отрицательную оценку традиционно получают дождь, холод, зубные врачи. Дети не
любят рано вставать и рано ложиться. Однако в 2011 г. рефрен «люблю долго поспать» встречается чаще. Появляются и новые ситуации, получающие отрицательную оценку. Не люблю: Когда нету денег на телефоне; Когда дома нет интернета; Когда выгоняют из-за компьютера; Смотреть дом два; Смотреть с мамой мелодрамы; Кушать домашнюю еду; Ходить в магазин, если мне ничего не покупают.
Чтение не входит в число любимых занятий школьников в 2011 г. В одной из работ прямо сказано: «Не люблю читать». Лишь
один шестиклассник написал: «Люблю читать книжки про древнюю Грецию». Примечательно, что если и упоминается чтение, то речь идет об одной конкретной книжке: Читаю книжку сталкер; Люблю читать книгу Гарри Поттер.
Представляется, что даже эти частные наблюдения свидетельствуют как о неизменности значимых фрагментов в картине мира ребенка, так и о существенных изменениях в его языковом сознании, о смене ряда ориентиров на ценностной шкале, об очевидном снижении общего уровня речевой культуры.