УДК 316.334.4 ББК 60.561.4 К 89
А.А. Кукушкина,
аспирант кафедры философии и социологии Адыгейского государственного университета, г. Майкоп, тел.: +79183449917, e-mail: Aida_Aleksandrovna@ mail.ru
СОЦИОНОРМАТИВНАЯ СИСТЕМА КУЛЬТУРЫ
АДЫГОВ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ АДЫГСКОГО ЭТНОСА
(Рецензирована)
Аннотация. В статье рассматриваются основы соционормативной системы культуры адыгов как фактора формирования правовой культуры адыгского этноса. С точки зрения автора, в правовой культуре адыгского этноса сочетаются адатские, мусульманские и европейские правовые ценности.
Ключевые слова: правовые ценности, правовое образование, правовое воспитание, правовая культура, правосознание, культура, традиции, обычаи.
A.A. Kukushkina,
Post-graduate student of Philosophy and Sociology Department, Adyghe State University, Maikop, ph.: +79183449917, e-mail: [email protected]
SOCIONORMATIVE SYSTEM OF CULTURE OF ADYGHES AS FACTOR OF FORMATION OF LEGAL CULTURE OF THE ADYGHE ETHNOS
Abstract. The paper discusses the basics of socionormative system of culture of Adyghes as factor of formation of legal culture of the Adyghe ethnos. From the point of view of the author, the legal culture of the Adyghe ethnos combines in itself the Adat, Muslim and European legal values.
Keywords: legal values, legal training, legal education, legal culture, sense of justice, culture, traditions, customs.
Становление правового образования возможно посредством формирования правовой культуры адыгского этноса, которая является ядром традиционной соционормативной культуры адыгов. Термин «соционормативная культура» (от латинского societas - общество и norma - правило, образец) вошел в научную сферу в 70-е гг. ХХ века в целях обозначения двух связанных, но не совпадающих понятий. Данный термин имеет несколько значений, основным является то, что это нормативная культура,
включающая совокупность правовых, моральных и иных социальных норм. Второе значение этого понятия включает всю социокультурную сферу общества, то есть все социальные институты [1; 263].
При этом такие компоненты соционормативной системы культуры адыгов, как язык, традиции, обычаи, привычки, нормы права, морали и социокультурные ценности, складывались длительное время на основе трудоемкой деятельности каждой личности и общества в целом. Так как они не представляют
собой что-то неизменное, данные компоненты проходят процесс обогащения и дополнения новыми элементами в соответствии с изменяющимися требованиями к жизнедеятельности, а также с учетом сложившейся исторической обстановки современности. Для того чтобы рассмотреть феномен формирования культуры адыгского этноса, а в частности - правовой культуры, являющейся составляющим элементом целостной соционорматив-ной системы культуры адыгов, необходимо заглянуть в прошлое, что возможно путем изучения исторических процессов данного явления. Ведь без знания истории личности, семьи, этносы, общество будут лишены настоящего. История важна, даже необходима для дальнейшего развития современного общества, включающего осознание ценности окружающей среды, самого себя и современной цивилизации. И в этом заключается возможность понимания и осознания открытий в материальной и духовной культуре. К одному из таких мест, в котором преобладает дух соблюдения традиционной соционормативной культуры, можно отнести Северный Кавказ. На его территории, которая покрыта горами, ледниками и лесами, проживают множество разнообразных этносов. Им присуща национальная и религиозная толерантность, так как на данной территории уживаются как представители православия, так и последователи ислама. В горных ущельях северокавказского региона сохранились и дошли до наших дней шедевры древней горской архитектуры. Также уникальность этой территории заключается в том, что северокавказские народы придерживаются традиционной со-ционормативной культуры, свойственной древнему периоду.
На современном социокультурном этапе формирования общественности регулирование всех сфер жизнедеятельности происходит
посредством права. Но еще в древнейший период этот процесс осуществлялся при помощи созданных народом Северного Кавказа традиций, которые позволяли разрешать различные конфликтные ситуации.
Традиции и обычаи, являясь компонентами соционормативной системы культуры адыгов, важны для всех сфер их жизнедеятельности, так как они представляют собой основу формирования правовой культуры адыгского этноса и правосознания общества в целом.
Помимо этого, необходимо указать на то, что в соционормативной системе культуры адыгов, являющейся основой формирования правовой культуры, важное место отводится мусульманским ценностям и институтам.
Составляющим элементом со-ционормативной системы культуры адыгов является правовая культура адыгского этноса.
Правовая культура - это важнейший элемент жизни в российском обществе, включающий в себя мировоззрения, представления, идеи, знания, ценности, отрасли права, культуру поведения и правовое образование [2; 9].
В современный период становления социокультурной нормативности правовое сознание и характер правовых отношений северокавказского народа заключается в сохранении основных ценностных правовых ориентиров прошлого. При этом адат и шариат в прошлом являлись основой правового мышления и сознания, а также основополагающими элементами целостной системы правовых ценностей адыгского этноса.
Характер правовой культуры адыгского этноса, ее формирование и функционирование обусловлено длительной исторической эволюцией, в основе которой заложено взаимопроникновение и взаимное приспособление национального права адыгов и российского права
в процессе становления отечественной правовой системы в XIX - первой трети XX вв. [3; 166].
В правовой культуре северокавказского народа, а в частности -адыгского этноса, сочетаются адат-ские, мусульманские и европейские правовые ценности [4; 168].
Культура адыгов занимает главенствующее место в системе кавказского народа. И многие авторитетные ученые указывали на уникальность культуры адыгов. Культура адыгского этноса сверкает всеми красками и пленяет всех, кто с ней когда-либо соприкасался. Дивные музыкальные произведения, архитектура, сохранившаяся с древнейших времен, превосходное владение оружием адыгами, великолепные национальные костюмы и многое другое, составляющее культуры адыгов.
Состояние современного правосознания и правовой культуры адыгского общества обусловлено тем, что на данный процесс огромное воздействие оказывают следующие два явления:
исламизация, представляющая собой обращение людей в ислам, которая началась еще в прошлом и по настоящее время находится в стадии становления, что указывает на ее незавершенность;
современные реалии жизни в России, в которых продиктованы нормы и правила социокультурного бытия каждого члена общества.
Традиционная соционорматив-ная система культуры адыгов передавалась из поколения в поколение посредством усвоения детьми образа жизненного уклада и духовных ценностей своего народа, а основным способом передачи являлись общее воспитание и обучение, и в частности - правовое образование. Этот процесс у адыгских народов до середины XVIII века развивался в пределах народной педагогики. Современное же образовательное
пространство Республики Адыгея включает все ступени образования: дошкольное, общее образовательное, начальное и среднее профессиональное, высшее профессиональное и послевузовское [5; 86].
И в целях достижения успеха в правовом образовании важно осознавать то, что закон важен и соблюдение его норм и принципов имеет общезначимый характер. В связи с этим, имеется возможность выделить следующие основные направления, повышающие уровень правовой культуры населения:
- привитие уважительного отношения к законодательству и правовым нормам;
- развитие в личности каждого члена общества такого качества, как ответственность за свое поведение;
- повышение значимости процесса законотворческой и правоприменительной деятельности;
- внедрение в образовательный процесс системы непрерывного обучения основам права [6; 127].
Таким образом, традиционная соционормативная система правовой культуры адыгов не возникла в одночасье, она складывалась в течение длительного периода своего исторического развития и утверждалась многими поколениями. Она не была неизменной, а постоянно изменялась и обогащалась согласно новым тенденциям и требованиям, которые все более возрастали с учетом трансформации общественного строя. Это обуславливается тем, что соционормативная система культуры народов Северного Кавказа, а в частности - адыгов, как основа формирования правовой культуры адыгского этноса должна соответствовать требованиям современной жизни в обществе, что является залогом успеха во взаимосотрудничестве, взаимопонимании и мирном сосуществовании разных народов многонациональной страны.
Примечания:
1. Российская социологическая энциклопедия / под общ. ред. Г.В. Осипова. М.: Норма-Инфра-М, 1998. 672 с.
2. Непомнящая Н.Г., Авраменко С.С. Российская правовая культура на современном этапе // Актуальные проблемы права: материалы междунар. науч. конф. М.: Ваш полиграфический партнер, 2011. С. 9-13.
3. Мамижева З.Х. Социокультурный анализ адата и мусульманского права в культуре народов Северного Кавказа: дис. ...канд. социол. наук. Майкоп, 2007. 139 с.
4. Мисроков З.Х. Адатское и мусульманское право народов Северного Кавказа в российских правовых системах XIX-XX вв.: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2003. 328 с.
5. Асланова М.А., Кудаев М.Р. Развитие региональной системы образования Республики Адыгея с учетом современных тенденций. Майкоп: Изд-во ЛГУ, 2008. 177 с.
6. Саакян М.В. Пути повышения правовой культуры российского общества // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2010. Вып. 2. С. 127-129.
References:
1. The Russian Sociological Encyclopedia / ed. by RAS Academician Osipova G.V. - M. Norma-Infra-M, 1998. 672 pp.
2. Nepomnyashchaya N.G., Avramenko S.S. Russian legal culture at the present stage // Actual problems of law: Proceedings of the intern. scient. conf. M.: Vash poligraphichesky partnyor, 2011. P. 9-13.
3. Mamizheva Z.Kh. Socio-cultural analysis of adat and Islamic law in the culture of the peoples of the North Caucasus: Diss. for the Cand. of Sociology degree. - Maikop, 2007. 139 pp.
4. Misrokov Z.Kh. Adat and Islamic law and the peoples of the North Caucasus in the Russian legal systems of the 19th-20th centuries: Diss. for the Dr. of Jurisprudence degree. M., 2003. 328 pp.
5. Aslanova M.A. Development of the regional education system of the Republic of Adygheya in accordance with modern tendences. Maikop: LSU publishing house, 2008. 177 pp.
6. Saakyan M. Ways of improving the legal culture of the Russian society // Bulletin of Adyghe State University. 2010. Iss. 2. P. 127-129.