Отмечается низкий уровень санитарной культуры многодетной семьи. Страдает здоровье всех членов семьи, имеет место распространение хронической патологии. Отцы болеют в 2 раза чаще, чем в других семьях. У матери страдает репродуктивное здоровье, характерны слабое знание контрацепции, слабая социальная ориентация в сексуальной жизни, несоблюдение интергенетических интервалов между беременностями. Отмечается неудовлетворительное половое воспитание детей, сравнительно ранняя половая жизнь подростков[5].
Отношение окружающих к многодетным семьям далеко не всегда благожелательно - в них видят конкурентов при распределении социальной помощи. Большое или среднее число детей в семье стало оцениваться как следствие ограниченности интересов, культурной отсталости [1].
Таким образом, многодетные семьи имеют такие проблемы как социальные, жилищные, материальные, что сказывается на уровне жизни их членов, на восприятии обществом статуса многодетности. Для социума понятие многодетная семья ассоциируется с бедностью, болезнями, асоциальным и девиантным поведением как родителей, так и детей. Задача государства поднять уровень престижа таких семей, обеспечив им достойные условия для воспитания детей.
Использованные источники: Государственный доклад о положении детей и семей, имеющих детей, в Российской Федерации за 2015 год http://www.rosmintrud.ru/ (дата обращения 28.03.2017
2.Краснослободцева М.И. Многодетная семья как объект социальной защиты // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Выпуск № 11 / 2008, С. 176-179.
3.Зритнева Е.И. Семьеведение [Текст] / Е.И. Зритнева. - М.: ВЛАДОС, 2006. - 246 с. - (Серия Социальная работа). - ISBN 5-691-01517-6.
4.Антонов А.И. Социология семьи [Текст] / Под ред., - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 640 с. - ISBN 5-16-002252-х.
5.Есина К. С., Юнусбаева В. Ф. Меры социальной поддержки многодетных семей в РФ // Сборники конференций НИЦ Социосфера. Выпуск № 33 / 2013.
УДК 614.253
Назарова Г. И. студент
Башкирский Государственный Университет
Россия, г.Уфа
СОЦИОМЕДИЦИНСКАЯ ДЕОНТОЛОГИЯ И ЭТИКА Аннотация: Статья посвящена изучению актуальной проблемы клинической медицины и деонтологии. В статье приводится анализ проблемы социомедицинкой деонтологии и этики. Рассматриваются принципы этических начал в медицине и различные аспекты поставленной
проблемы. Медицинская этика и деонтология являются важными составляющими работы медицинских работников.
Ключевые слова: медицина, медицинская деонтология и этика, отношение, человек, гуманность, нормы и принципы.
Nazarova G. I.
Student
Bashkir State University Russia, Ufa
SOCIALMEDICINSK DEONTOLOGY AND ETHICS
Abstract: the Article is devoted to actual problems of clinical medicine and deontology. In article the analysis of problems sociomedical deontology and ethics. The principles ethical principles in medicine and various aspects of the problem. Medical ethics and deontology are important components of the health workers.
Keywords: medicine, medical deontology and ethics, attitude, people, humanity, norms and principles.
Профессия врача и в древние времена, и сегодня является одной из самых гуманных, что приводит суть и значение отношения общества к представителям этой профессии. Каждый человек в течение жизни хотя бы раз сталкивалась с необходимостью обращения к врачам по поводу тех или иных болезней. Любой человек, пришедший на прием к врачу, имеет право надеяться на достойное, уважительное отношение. Именно этими проблемами и занимаются медицинская этика и деонтология.
Во все времена и у всех народов врачевание ценилось очень высоко. Гиппократу принадлежит фраза: " Медицина поистине есть самое благоразумное из всех искусств". Гомер писал: "Многих воителей стоит один врачеватель искусный". Медицина тесно связана с судьбой человека, его здоровьем и жизнью. Отсюда вытекают и особые нравственные качества врача, наиболее точно они определяются понятием "гуманизм". Гуманизм в медицине составляет ее этическую основу, ее мораль и служит нравственному развитию личности врача.
Своеобразие медицинской этики и деонтологии заключается в том, что в них, все нормы, принципы и оценки ориентированы на здоровье человека, его улучшение и сохранение. Эти нормы первоначально были закреплены в Клятве Гиппократа, которая стала отправной точкой для создания других профессионально-моральных медицинских кодексов. Этический фактор имеет в медицине традиционно большое значение.
Говоря о влиянии в этой профессии медицинской этики и деонтологии, можно вспомнить слова Святителя Луки: «Доверие или недоверие к врачу определяет исход болезни».
Теперь перейдем к понятиям «социомедицинской деонтологии» и «социомедицинской этики».
Медицинская деонтология как наука («deontos» - «должный», «logos» - «учение») возникла давно в связи с общественным разделением труда,
положившим начало профессиональному обособлению социальных групп внутри данного общества. [1,с.211]
В разные эпохи, в разные исторические периоды на нормы, принципы деонтологии оказывали влияние политический строй, элементы надстройки, формы общественной организации труда, социально-экономические и классовые отношения, национальные и религиозные традиции.[1, с.211-212]
Деонтология относится к разделу этики, рассматривающему проблемы долга и должного. Она рассматривает вопросы профессионального поведения, включающего нравственные установки, которыми должен руководствоваться специалист. Деонтология в равной мере применима к любой профессиональной деятельности, которая не может быт вне морали. В социально значимую деятельность человек вовлекается с его субъективным миром чувств, переживаний, стремлений, образом мышления, нравственных оценок.[1,с.212]
Деонтология (от греческого «deontos» - должное, надлежащее и «logos» - знание) - рассматривается как проекция медицинской этики на различные ситуации в медицинской практике, это совокупность правил поведения врачей, средних медицинских работников в различных сферах медицинской практики, в том числе во взаимоотношениях между врачом и больным, врачом и средним медицинским персоналом, с родственниками больного, между врачами. Этика, в отличие от деонтологии, учит не только, как надо поступать, но и почему.[5,с.145-146]
Деонтология включает в себя вопросы: соблюдения врачебной тайны; меры ответственности медицинского работника за жизнь и здоровье больного; взаимоотношения медицинских работников между собой и др.
Термин «деонтология» предложен английским социологом и юристом Иеремией Бентамом (1748 - 1832), Лондон) в XIX веке для обозначения теории нравственности. Однако основы деонтологии были заложены еще в медицине древнего мира.[4,с.15]
Неоценимую роль в развитии принципов деонтологии сыграл Гиппократ. Впервые основной деонтологический принцип сформулировал Гиппократ: "Должно обращать внимание, чтобы все, что применяется, приносило пользу". Ему принадлежат максимы: «Где любовь к людям, там и любовь к своему искусству», «Не вредить», «Врач-философ подобен богу». «Клятва Гиппократа» пережила века. Примечательно, что II Международный деонтологический конгресс (Париж, 1967 г.), счел возможным рекомендовать дополнить клятву единственной фразой: «Клянусь обучаться всю жизнь!».[9,с.109-110]
Нормы и принципы врачебной деонтологии и этики могут верно ориентировать медицинского работника в его профессиональной деятельности только в том случае, если они не произвольные, а научно обоснованы.[6,с.98]
Только тогда они будут теоретически осмысленными и найдут широкое признание. Великий врач далекого прошлого Гиппократ писал: «Врач — философ, он равен богу. Да и немного, в самом деле, различия между мудростью и медициной, и все, что имеется для мудрости, все это есть и в медицине, а именно: презрение к деньгам, совестливость, скромность, простота в одежде, уважение, решительность, опрятность, изобилие мыслей, знание всего того, что полезно и необходимо для жизни, отвращение к пороку, отрицание суеверного страха «перед Богами», божественное превосходство».[9,с.167]
Соблюдение моральных норм является одной из необходимых сторон в деятельности любого специалиста, работающего с людьми. Важнейшей чертой их морального долга является то, что все их поступки и действия выступают как должное. А.П. Чехов говорил, что «профессия врача — подвиг, она требует самоотверженности, чистоты души и чистоты помыслов».[7,с.32-33]
Ответственность за больного и его здоровье - главная моральная задача врача. В основе всей деятельности врача должен лежать знаменитый гиппократовский принцип: «Не навреди». Только опираясь на этот принцип врач может выстраивать свои отношения с пациентом, которые должны быть доброжелательными, доверительными, уважительными, поскольку душевное состояние больного - это также чрезвычайно важный фактор успешности и эффективности лечебного процесса. Одно из важнейших требований медицинской деонтологии -сохранение тайны больного, раскрытие которой (умышленно или по небрежности) может нанести моральные мучения или даже убить его.[2,с.75]
Если каждый специалист несет ответственность за свой труд, за труд своего коллектива, то, очевидно, особенно велика ответственность врача, в руках которого ключи от здоровья, жизни и счастья больного человека. Долг врача всегда и везде сложный и многоликий, это долг его перед больным, перед его родными, перед обществом и государством и перед самим собой. В медицинском долге должны постоянно гармонически объединяться долг моральный и профессиональный, требующий высокой и постоянно повышаемой врачебной квалификации, глубокого клинического мышления и большого опыта, в котором интегрируются наука, мастерство и искусство. [1,с.213]
Любому работнику медицинской сферы должны быть присущи такие качества, как сострадание, доброта, чуткость и отзывчивость, заботливость и внимательное отношение к больному. Ещё Ибн Сина требовал особого подхода к больному: «Тебе должно знать, что каждый отдельный человек обладает особой натурой, присущей ему лично. Редко бывает или совсем невозможно, чтобы кто-нибудь имел одинаковую с ним натуру». Большое значение имеет слово, что подразумевает не только культуру речи, но и чувство такта, умение поднять больному настроение, не ранить его неосторожным высказыванием. Особое значение в медицинской
профессии приобретают такие общечеловеческие нормы общения, как умение уважать и внимательно выслушать собеседника.[2,с.94]
Философская дисциплина, изучающая мораль и нравственность, называется этикой (от греч. ethos — обычай, нрав). Медицинская этика — это наука о нравственных началах в деятельности медицинских работников. Предметом её исследования является психоэмоциональная сторона деятельности медиков.[4,с.38]
Существуют различные взгляды на сущность врачебной этики. Одни ученые включают в нее отношения врача и больного, врача и общества, выполнение врачом профессионального и гражданского долга, другие рассматривают ее как теорию врачебной морали, как раздел науки о нравственных началах в деятельности врача, нравственной ценности поведения и поступков врача по отношению к больным.[3,с.149-150]
По мнению С. С. Гурвича и А. И.Смольнякова (1976), «медицинская этика» - система принципов и научных понятий о нормах и оценках регулирования поведения врача, согласования его поступков и избираемых им способов лечения с интересами больного и требованиями общества". [5,с.53] Приведенные определения при кажущемся различии их не столько отличаются друг от друга, сколько дополняют общие представления о врачебной этике. Определяя понятие врачебной этики как одной из разновидностей этики профессиональной, философ Г. И. Царегородцев считает, что она представляет собой "совокупность принципов регулирования и норм поведения медиков, обусловленных особенностями их практической деятельности, положением и ролью в обществе.[6,с.121-123]
В определении медицинской деонтологии и медицинской этики также существуют противоречия. Одни авторы считают этику частью деонтологии, другие, наоборот, считают медицинскую деонтологию частью медицинской этики.
Между тем в настоящее время, по мнению большинства специалистов, существует как медицинская деонтология, так и медицинская этика. Надо сказать, что это не две независимые реальности, не рядоположенные, изолированные друг от друга дисциплины и их отношения следует рассматривать в диалектическом единстве, как часть к целому. [8,с.64]
Медицинская этика охватывает и определенные нормы поведения медицинского работника в быту, его культуру, человеколюбие, физическую и моральную чистоплотность и т. д. В целом можно сказать, что этика — это внешнее проявление внутреннего содержания человека.[3,с.135]
Ибн-Сине также приписывают изречение: «Врач должен обладать глазом сокола, руками девушки, мудростью змеи и сердцем льва». Одной из главных идей «Канона врачебной науки» является необходимость предупреждения болезни, на что должны быть направлены усилия и врача, и больного, и здорового.
Социомедецинская этика изучает взаимоотношения людей, их мысли, чувства и дела в свете категорий добра, справедливости, долга, чести, счастья, достоинства. Этика врача — это истинно человеческая мораль и поэтому врачом может быть только хороший человек. Нравственные требования к людям, занимающимся врачеванием, были сформулированы еще в рабовладельческом обществе, когда произошло разделение труда и врачевание стало профессией. С глубокой древности врачебная деятельность высоко чтилась, ибо в основе се лежало стремление избавить человека от страданий, помочь ему при недугах и ранениях.[8,с.132] Наиболее древним источником, в котором сформулированы требования к врачу и его права, считают относящиеся к XVIII в. до н.э. «Законы Хаммурапи», принятые в Вавилоне. Неоценимую роль в истории медицины, в том числе в создании этических норм, принадлежит Гиппократу.[9,с.205]
Реализация этических начал в медицине включает:
• информирование пациента о его правах;
• информирование пациента о состоянии его здоровья;
• гуманное отношение к пациенту;
• уважение человеческого достоинства пациента;
• недопущение морального и физического ущерба пациенту;
• уважение прав пациента на проведение медицинских вмешательств или отказа от них;
• уважение автономии (самостоятельности) пациента;
• проявление бережного отношения к умирающему больному;
• хранение профессиональной тайны;
• поддержка на высоком уровне своей профессиональной компетентности;
• поддержание уважительного отношения к своей профессии;
• уважительное отношение к своим коллегам;
• участие в медико-санитарном просвещении населения.[3,с.81]
В заключении хочется сказать, что социомедицинская этика и деонтология требуют от врача постоянной работы над собой не только в сугубо профессиональном, но и в моральном плане.
Учитывая специфику самой профессии медика, медицинская этика является необходимой и неотъемлемой стороной профессиональной деятельности. Этической основой профессиональной деятельности медицинской сестры являются гуманность и милосердие. Важнейшими задачами профессиональной деятельности медицинской сестры являются: комплексный всесторонний уход за пациентами и облегчение их страданий; восстановление здоровья и реабилитация; содействие укреплению здоровья и предупреждение заболеваний. И в настоящее время остаётся значимым высказывание великого врача древности, отца медицины Гиппократа: «Окружи больного любовью и разумным утешением, но, главное, оставь его в неведении того, что ему угрожает».[9,с.196]
Хочется отметить некоторые рекомендации, которые касаются врачей и больных. Врач должен уметь владеть собой, сдерживать негативные эмоции. Слово врача исцеляет не меньше, чем скальпель. Академик В.М. Бехтерев утверждал: если больному после разговора с врачом не становится легче, то это не врач. Поэтому в общей системе медицинского образования особенно важна этическая, моральная подготовка и воспитание медиков на принципах профессиональной чести, гуманизма, человеческой порядочности, ответственности.
Согласно принципам деонтологии в отношении к больному медицинский работник должен проявлять максимум внимания и приложить все свои знания, чтобы восстановить здоровье или принести облегчение больному в его страданиях; сообщать больному лишь те сведения о его здоровье, которые могут пойти на пользу, создать контакт между ним и врачом, избегать в присутствии больного разговоров и рассуждений с коллегами, персоналом и самим больным по поводу его заболевания.
Использованные источники:
1.Акчурин Б.Г., «Основы социальной медицины » - Уфа : Гилем, 2011 . -296 с.;
2.Маттиев И. Б., «Взгляды Ибн Сина о здоровом образе жизни, И. Б. Маттиев // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы международной научной конференции (г. Уфа, июнь 2011 г.). — Уфа: Лето, 2011. — С. 47-49.
3.М.Н. Росенко., «Основы этических знаний»— М.: Изд. "Лань", 1998 .
4.Малая медицинская энциклопедия: В 6-ти т. / АМН СССР. Гл. ред. В.И. Петровский.- М.: Советская энциклопедия. - Т. 2, 1991.- С.48. Петровский Б.В., «Деонтология в медицине», М.: Юрайт, Медицина, 1988г. -314с.;
5.Лисицин Ю.И., «Медицинская этика, деонтология и биоэтика // Проблемы социальной гигиены и история медицины» изд. «Лань»,1998.№2. С - 146.;
6. Нестеренко Ю. «Деонтология в хирургии» [Электронный источник http: //www.medeffect.ru];
7.Остапенко А.Л., «Этика и деонтология среднего медицинского работника. Ленинград», изд. М.,«Медицина»,- 1985 г.- С.418.; 8.Магазник Н.А., «Искусство общения с больными» - Москва, «Медицина», 1991г.,- С. 208..