УДК 62
Ибрагимова Х. преподаватель Абдурахимова Н. преподаватель Ibragimova X. teacher Abduraximova N.
teacher
Ferghana 1-medical college Uzbekistan, Ferghana city РАЗВИТИЕ ЭТИКИ И ДЕОНТОЛОГИИ
Аннотация: В данной публикации представлен краткий анализ данных литературы по истории этики и деонтологии в медицине, этапы развития этих дисциплин. Приводятся данные об основоположниках медицинской этики и деонтологии и формировании научных дисциплин с исторической базой данных.
Ключевые слова: медицинская этика, деонтология, история развития.
THE DEVELOPMENT OF ETHICS AND DEONTOLOGY
Annotation: This publication presents a briefanalysis ofthe literature database on the history of ethics and deontology in medicine, the phases of development of these disciplines. Provides data about the founders of medical ethics and deontology and the formation of scientific disciplines with a historical database.
Keywords: medical ethics, deontology, history of development.
Медицинская этика, культура, мораль в немалой степени определяют «лицо» здравоохранения, и именное эти элементы порой нивелируются, а их значимость минимизируется, особенно в процессе бурного развития здравоохранения как отрасли, где на первый план выходят экономика, современные лечебно-диагностические технологии, биомедицинские исследования, фармакотерапия и др.
В медицинском понимании деонтология — это учение о юридических, профессиональных и моральных обязанностях и правилах поведения медицинского работника по отношению к пациенту. Помимо этого, деонтология устанавливает нормы взаимоотношений между медицинскими работниками и родственниками пациентов, а также между коллегами в медицинском коллективе.
Медицинская этика (от лат. еШюа, от греч. Ethice — изучение нравственности, морали), или медицинская деонтология (греч. Deon — долг; термин «деонтология» широко используется в литературе последних лет) это — совокупность этических норм и принципов поведения медицинских работников при выполнении ими своих профессиональных обязанностей.
Впервые термин «деонтология» был введен английским философом
XIX в. И. Бентамом. В своей книге «Деонтология или наука о морали» он изложил основные положения учения о долге, применительно к разным профессиям.
В медицинском понимании деонтология — это учение о юридических, профессиональных и моральных обязанностях и правилах поведения медицинского работника по отношению к пациенту. Помимо этого, деонтология устанавливает нормы взаимоотношений между медицинскими работниками и родственниками пациентов, а также между коллегами в медицинском коллективе. В разные исторические эпохи у народов мира существовали различные представления о медицинской этике, связанные с укладом жизни, обусловленными национальными, религиозными, культурными и другими особенностями.
История медицинской этики, моральных обязательств медицинских работников по защите здоровья пациентов насчитывает тысячелетия и берет начало от древнеиндийской этики Самихита, японского медицинского кодекса Ри-Шу, от древнегреческих и древнеиндийских заповедей, в которых высказываются наставления медицинским работникам быть сострадательным, доброжелательным, справедливым, терпеливым, спокойным и никогда не терять самообладания.
Большое развитие основы медицинской этики получили в трудах выдающихся мыслителей эпохи Восточного Возрождения У11-Х11 вв. Ал-Рухави, Ар-Рази, Ибн Сины, Маймонида. Предложенная Ал-Рухави в IX в. Адаб аль-табиб (традиционная этика врача) постепенно превратилась в систему знаний духовно-нравственного осмысления целей и задач врачебной науки [4,17]. Великий просветитель, идеолог и пропагандист общей и санитарной культуры Абу Али Ибн Сино в трактате «Канон врачебной науки» изложил гуманные принципы врачебной этики, которые на протяжении многих веков служили основной нравственного воспитания врачей. Ибн Сино считал, что авторитет врача зависит не только от его знаний, умений и опыта, но и от его духовного, нравственного облика. Врач, по его мнению, должен быть мягким в обращении к больному, участливым.
Вопросы этики врачевания затрагивает в «Медицинских афоризмах» и основоположник эпидемиологии эпохи Восточного Возрождения Ар-Рази. По его мнению, человек, посвятивший себя служению медицины, должен быть не только образованным, а, прежде всего, скромным, честным, правдивым и гуманным, глубоко вникающим в суть любого вопроса. Согласно выводам Ар-Рази, действия, поступки и деяния служителей медицины иногда не согласующиеся с требованиями этики, аморальны. Этические вопросы врачевания определены и в «Молитве врача» Абу Амран Муссы Бен Мамуна, известного в истории науки как Маймонид.
Духовное начало этого исторического документа прослеживается в основах развития современной медицинской этики и деонтологии. Но наиболее ярко медицинская этика представлена в клятве Гиппократа, которая оказала большое влияние на развитие медицинской этики в целом и стала
отправной точкой для создания других профессиональнОморальных медицинских кодексов.
Точно так же схожи по сути клятвы Абу Али Ибн Сина, а также врачей Древней Индии и средневековые «факультетские обещания», в основу которого были положены нравственные заповеди Гиппократа. Этический кодекс врачей Древнего Тибета, изложенный в трактате «Жуд-ши», переведенный на русский язык в конце прошлого века врачом П.Бадмаевым, выдвигал следующие положения — «Традиции врачебного сословия требуют соблюдения 6 условий:
1) быть способным к врачебной деятельности;
2) быть гуманным;
3) понимать свои обязанности;
4) быть приятным для больных и не отталкивать их своим обхождением;
5) быть старательным;
6) быть ознакомленным с науками». Присяга врача Узбекистана гласит:
«Здоровье моего пациента- моя первейшая забота». С приобретением
независимости подобные документы стали разрабатываться в странах СНГ. Организованные в этих странах комитеты по этике сыграли важнейшую роль в становлении биоэтики. В 2000 году в Узбекистане был организован Национальный этический комитет (НЭК) Узбекистана вошел в Форумы КЭ стран СНГ и Европейских стран [1]. Томпсон Фаллер, профессор кафедры медицинской этики Университета Порсора, штат Орегон, США — один из ведущих специалистов в области медицинской этики выделяет 4 основных принципа специфической, профессиональной медицинской этики. Четыре универсальных этических принципа включают в себя: милосердие, автономию, справедливость и полноту медицинской помощи. Моральная ответственность медицинского работника подразумевает соблюдение им всех принципов медицинской этики.
На сегодняшний день медицинская этика изучает и определяет решение различных проблем межличностных взаимоотношений по трем основным направлениям.
ЮНЕСКО и ВОЗ в 90-х годах изучали вопрос о том, как обучают этике в медицинских учебных заведениях: в Европе такое обучение считалось необязательным, несколько иначе к нему относились в Соединенных Штатах Америки, а развивающие страны, как правило, подражали европейским. По словам Z. Bankowski, студентов медицинских учебных заведений необходимо серьезно знакомить со всеми вопросами, касающимися этики. Это необходимо потому, что анкетирование среди пациентов, проведенное в США, показало недовольство их медицинским обслуживанием. Отмечены, невнимательность к больным и заносчивость среди медицинского персонала.
С зарождением биоэтики, в целом ряде стран Европы и Америки были созданы этические комитеты различных уровней для решения ряда этических проблем и вопросов, связанных с защитой людей при проведении биомедицинских и поведенческих исследований. Также созданы этические
комитеты при лечебных медицинских учреждениях — больницах, поскольку именно здесь ежедневно возникают ситуации, решение которых должно быть только в компетенции этических комитетов больниц.
Использованные источники:
1.Абдуллаходжаева М. С. Этика в науке и национальный этический комитет при Минздраве Республики Узбекистан. //Медицинский журнал Узбекистана.-Т.,2005.-№ 4.-С.2-4.
2.Айламазян Э. К., Цвелев Ю. В. Медицинская этика, деонтология и юридическое право в работе акушера-гинеколога.//Журналъ акушерства и женскихъ бользней.-СПб.,2004.- Вып. 1.-С.111-115.
3.Асадов Д. А., Касымов А. И., Этика Абу Бакра Ар-Рази и современная медицина.//Медицинский журнал Узбекистана.-Т., 2006-№ 3.-С.139-142