Социологические науки
Баханова Е. В.
кандидат социологических наук, доцент, Современная гуманитарная академия г. Ульяновск
Социолого-управленческий анализ общественного контроля социальнотрудовой адаптации осужденных
Баханова Е. В.
Общественный контроль является неотъемлемым элементом прогрессивного общественно-государственного развития. За последние 10 лет под влиянием экономических и политических трансформаций в стране значительные изменения претерпели формы, технологии и даже понимание общественного контроля. В настоящее время в центре внимания государственных деятелей и научной общественности находятся вопросы повышения его эффективности и реализации в различных условиях. О необходимости построения целостной системы общественного контроля говорил Путин В. В. в ежегодном послании Президента РФ Федеральному Собранию в декабре 2012 года: «Демократия — это возможность не только выбирать власть, но и постоянно эту власть контролировать, оценивать результаты её работы» за счет публичного мониторинга качества услуг, объективной оценки состояния социальных сфер общества профессиональными общественными структурами, общественными благотворительными и добровольческими структурами [5].
В настоящее время практически при каждом учреждении региональной исполнительной власти созданы общественные советы, общественные палаты, комиссии, контролирующие работу профильных министерств и выдвигающие рекомендации по совершенствованию деятельности. Введен институт Уполномоченных по правам человека, правам ребенка, правам предпринимателей. Действуют различные профильные организации по общественному контролю.
В государственной системе исполнения наказаний с 2008 года созданы региональные Общественные наблюдательные комиссии по контролю за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания, Общественные советы при региональных управлениях Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН). Определенные контролирующие функции выполняют региональные Уполномоченные по правам человека.
Однако достигнутые к настоящему моменту результаты деятельности вызывают нарекания общественности. Исследователи отмечают, что Общественные наблюдательные комиссии не имеют реальных рычагов влияния над «созданием условий для адаптации осужденных к жизни в обществе» [6]. Различные общественные структуры в данной сфере не сотрудничают между собой, часто конфликтуют, отстаивая односторонние интересы. Большинство членов комиссии не верят в свои возможности влиять на власть. Член президентского совета по содействию развитию гражданского общества и правам человека М.Ф. Полякова отметила, что в данных условиях «проверки наблюдателей превратятся в экскурсии» [4]. Как отметили члены Общественного совета Северо-западного федерального округа на заседании в мае 2013 г., структур создано немало, многие из них эффективно работают, но система требует регулировки [3].
Необходимость привлечения общественности к борьбе с преступностью в настоящее время высока как никогда. Уровень криминализации и призонизации общества стремительно возрастает. Несмотря на снижение количества регистрируемых преступлений, усугубляется тяжесть совершаемых преступлений. С 2006 года количество осужденных за тяжкие и особо тяжкие преступления с 2006 г. возросло вдвое и достигло 3/4 общей численности осужденных. Только за первые 5 месяцев 2013 года количество приговоренных к пожизненному лишению свободы увели-
чилось на 136 человек. С 2006 года ежегодное увеличение в данной категории составляло в среднем 12 человек. Как заметил Председатель Следственного комитета РФ А.И. Бастрыкин: «Общий коэффициент насильственных смертей в России в последние годы достиг запредельной величины: 70 — 80 убийств на 100 тысяч жителей. Это на порядок больше, чем в США, и на два порядка — чем в государствах Евросоюза» [1].
Значительное количество преступлений совершается бывшими осужденными. Уровень рецидивной преступности со стороны лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы, составляет до 55% (а в отдельных регионах до 70%), в то время как при наказаниях, не связанных с лишением свободы, рецидивная преступность составляет 2—5%. Исследования Антоняна Ю.М., Волковой Т.Н., Ковалева
О.Г и Малышевой О.А., Лайне М., Познышева С. В., Пономарева Б.С., Потемкиной А.Т, Серебряковой В.А., Середы Е.В., Фойницкого И.Я., Чернышевой А.В., Шмаевой Т.А. показывают, что у осужденных на длительные сроки заключения часто утрачиваются навыки установления социально-значимых связей, снижается социальная активность, мотивация к самореализации. У значительной части заключенных (около 75%) отсутствуют жилье, профессиональное образование или семья, многие нуждаются в серьезной медикаментозной помощи. Длительное (свыше 5-6 лет) нахождение в местах лишения свободы приводит к усугублению социально-психологической деградации осужденных, они впитывают нормы и ценности криминальной субкультуры.
По оценке экспертов, через учреждения уголовно-исполнительной системы (в том числе СИЗО) ежегодно проходят до 2 млн. мужчин и женщин. Они сталкиваются с ценностями и нормами криминального поведения. В результате действия этих и других факторов в ценностнонормативной системе общества такие качества как законопослушность и честность находятся на последних местах. Преобладает точка зрения во всеобщности нарушения законов. Бесконтрольно распространяются нормы и ценности криминальной субкультуры.
Анализ данных показывает, что, получив от общества обязанности по изоляции общества от опасных лиц и их исправлению, государственная система исполнения наказаний сталкивается с затруднениями с выполнением данных функций социального управления. Породившие ее структуры сами стали подвержены ее влиянию. Как показал проведенный анализ структуры коммуникативных связей, государственная система исполнения наказаний (уголовно-исполнительная система) до сих пор является одной из наиболее закрытых подсистем социума и может характеризоваться свойствами самовоспроизведения (аутопойезиса) [2].
Внедрение научно-обоснованной системы общественного контроля позволит выделить наиболее проблемные зоны социального управления в государственной системе исполнения наказаний, требующих немедленного анализа и корректировки социальными ресурсами общества. Теоретическое обоснование применения общественного контроля к государственной системе исполнения наказаний основано на его значимости как функционального элемента социального управления (Гончаров А.А., Селиванова Е.С, Г Винтер, Г. Тард, др.), элемента механизма саморегуляции социальной системы (Сидоров В. А., Р. Лапьер, Э.Росс, Р. Парк, А. Коэн, др.), инструмента развития гражданского
общества (Ч. Кули, Белькова О.А., Зинченко Г.П., Сафарова Р.А., др.).
Современное социологическое понимание общественного контроля может быть представлено как одна из необходимых форм гражданского участия в развитии социума. Анализ литературы показал, что общественный контроль необходимо рассматривать как:
• процесс, который осуществляется от момента рассогласования поставленных целей функционирования государственных структур и получаемых результатов до момента их корректирования в соответствии с целями;
• многоуровневую систему: на макроуровне как компонент саморегуляции системы, а на микроуровне как важнейший элемент функционирования государственных структур, направленный на обеспечение общественных интересов в данной области;
• концепцию социального взаимодействия общества с властными органами, их политическими предпочтениями и стратегиями в комплексе с общественными интересами, ценностями и др.
Общественный контроль обеспечивает соответствие действий органов государственного управления комплексу социальных норм, ценностей. То есть является одной из функций системы социального управления, первичной по отношению к восприятию общественного контроля как обличительной и самостоятельной деятельности. При этом роль государства в процессах становления института общественного контроля должна быть вспомогательной. Не следует забывать, что именно деятельность государственных структур является объектом общественного контроля.
Становлению современной практики общественного контроля способствовали развитие демократических процедур государственной власти, изменение ценностнонормативных основ общества в сторону открытости и ответственности, стремительное изменение характеристик управляемых объектов и необходимость оперативного реагирования на трансформации, сокращение государственных контролирующих структур, возрастающие требования законодательства к исполнительным органам власти, увеличение радиуса управления региональных исполнительных органов власти, необходимость широкого уровня компетенции для государственных служащих, новые технологии и формы деятельности гражданского общества и внедрение зарубежных методик деятельности неправительственных организаций в различных публичных сферах. В целом, существующие подходы к реализации общественного контроля можно охарактеризовать следующими положениями:
• граждане, общественные организации и другие субъекты общественного контроля рассматриваются как субъекты социального управления, деятельность которых направлена на выявление нарушений в удовлетворении актуальных потребностей общественного развития и способных к самоорганизации;
• значительно расширяется круг контролирующих лиц. В настоящее время функции общественного контроля могут выполнять не только уполномоченные организации, но и инициативные граждане, общественные объединения, СМИ и другие субъекты социального управления;
• субъекты социального контроля регулярно обмениваются информацией друг с другом и с субъектами государственного контроля. Новые информационные тех-
нологии изменяют конструкцию коммуникативного процесса в системе общественного контроля;
• применяется комплексный подход сбора, структурирования информации, вынесения рекомендаций по решению проблемных ситуаций. Профессионализм и коммуникабельность выступают главенствующими факторами успешности общественного контроля. Представленные некоторые факты указывают на необходимость поиска специфических форм современной организации общественного контроля и построения новой комплексной системы.
Исходным тезисом построения концепции является положение о том, что общественный контроль, как и любая другая деятельность, нуждается в управлении. Управление общественным контролем — это целенаправленная деятельность уполномоченных субъектов общественного контроля совместно с органами государственного управления и заинтересованными представителями общественности в сфере регулирования направлений общественного развития посредством наблюдения, анализа и выдвижения рекомендаций по коррекции показателей эффективности социального управления с учетом влияния закономерностей и тенденций экономической и политической ситуации, включающая организацию и управление процессами планирования, проведения общественного контроля и анализ его эффективности. Основная цель управления общественным контролем — определение наименьшего количества необходимых эффективных средств и действий по наблюдению, анализу и выработке рекомендаций по корректировке действий, способных достичь поставленные цели общественного развития.
Проиллюстрировать практическое применение управления общественным контролем государственной системы исполнения наказаний, можно на примере анализа экспериментальной работы по организации системы общественного контроля социально-трудовой адаптации осужденных. Социологический анализ позволил сделать вывод, что применяемые в настоящее время технологии социальнотрудовой адаптации рассматривают проблему и соответственно предлагают варианты ее решения на трех уровнях:
1. общества в целом (макросреды) - отбывания наказаний в виде исправительных работ;
2. социальной группы (мезосреды) - привлечения осужденных к трудовой деятельности в колониях при отбывании наказаний в виде лишения свободы;
3. индивида (микросреды) - предоставления вакансий Центром занятости после освобождения. Производственная деятельность в системе исполнения
наказаний ориентирована в первую очередь на удовлетворение собственных потребностей и не учитываются такие необходимые элементы «подвижного равновесия» (по Т. Парсонсу) общества как целедостижение, интеграция и удержание образца для поддержания ценностей общества. В результате большинство осужденных не имеют навыков профессии, что сводит шансы на реинтеграцию к нулю. Обязанности по трудовой адаптации осужденных в регионах России, например республике Марий-эл или Калужской области возложены на Центры социально-трудовой адаптации, которые фактически выполняют функции Центров занятости. В отдельных регионах разработаны и реализуются программы поддержки получения образования осужденными или квотирования рабочих мест для ис-
правительных работ. В мировой практике преимущественно действуют службы пробации и достаточно ограничены технологии получения высшего профессионального образования.
Заявленная в Концепции развития уголовно-исполнительной системы до 2020 года необходимость совершенствования средств и методов ресоциализации осужденных как фактора снижения рецидивной преступности, тяжести совершаемых преступлений и криминализации общества требует применения новых форм работы. В Ульяновской области с 2001 года развивается совместная деятельность образовательных учреждений высшего профессионального образования, региональных Управлений Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) и региональной Митрополии по внедрению образовательных программ получения высшего профессионального образования среди осужденных. Полученные данные позволяют констатировать успешность и эффективность достигнутых результатов. Вместе с тем, данная деятельность должна развиваться в направлении применения полученных знаний и умений. Более того, данные знания и умения могут реализовываться еще во время отбывания наказаний на производственных площадках региональных управлений ФСИН.
Применение внешних и внутренних форм общественного контроля с использованием командной модели взаимодействия институтов гражданского общества в сфере социально-трудовой адаптации позволило структурировать процесс на три базовых цикла по модели «Action Reflection Learning» (Обучение через действие). Методология позволяет сбалансировать знания в соответствии с запросами практики. Предполагается, что команда специалистов будет создавать благоприятную среду личностной трудовой адаптации каждого осужденного с учетом его профессиональных склонностей и предпочтений.
1. Во время первого «ориентационного цикла» с осужденным проводится профориентационная работа, определяются сроки и направление обучения в соответствии со среднесрочными и долгосрочными потребностями регионального рынка труда. На данном этапе привлекаются ресурсы родительских комитетов и Попечительских советов исправительных колоний. Как показал проведенный опрос, на мотивацию к трудовой деятельности во время отбывания наказаний важное влияние оказывает семья.
2. В рамках «центрального цикла» к процессу обучения добавляется работа на предприятии в исправительной колонии по специальности для выработки навыков и умений. Предприятия на территории исправительных колоний часто организуются по инициативе и с использованием ресурсов попечительских советов и социально-ориентированных предпринимательских структур.
3. На этапе «адаптационного цикла» различные структуры гражданского общества содействуют трудоустройству заключенных после освобождения, освободившиеся продолжают работать на предприятиях города и области по полученной специальности.
Также возможно применение углубленного уровня социально-трудовой адаптации на котором возможно использование различных дополнительных форм обучения, чтобы позволить осужденному большую свободу выбора между основной или узкопрофессиональной специализацией.
1. На первом цикле предлагается информационная поддержка со стороны аналитических программ Первого образовательного канала по существующим и наиболее востребованным профессиям или применение трудовой деятельности внутри колонии для последующего выбора профессии и места работы для осознания реальных навыков и склонностей.
2. На втором цикле используются возможности реализуемого в Ульяновской области проекта «Школа подготовки к освобождению» как центров получения дополнительного профессионального образования с использованием технологий и по программам Современной гуманитарной академии.
3. На третьем этапе используются возможности методов социальной реабилитации и поддержки семьи Областного Центра социально-психологической помощи. Более конкретно это взаимодействие видится в создании упорядоченной сети социально-трудовых учреждений для осужденных, отбывших наказание в местах лишения свободы. Немало важную роль в этом процессе играет реализация принципов социального партнерства между предприятиями, Министерствами социального развития и труда, региональными Управлениями ФСИН, СМИ, образовательными и просветительскими учреждениями.
Это позволит:
• загрузить производственные площади учреждений ФСИН и развить промышленный комплекс системы;
• обеспечить трудовую занятость осужденных;
• способствовать получению трудовых навыков и развитие трудовой мотивации осужденных в плане получения будущей профессии и определенной квалификации, реализацию личностных способностей;
• способствовать трудовой занятости осужденных после освобождения.
Построение целостной концепции основано на применение социально-ориентированного подхода и активист-ско-деятельностной концепции. Основными решениями при управлении общественным контролем государственной системы исполнения наказаний в сфере социальнотрудовой адаптации осужденных стали определение целей и задач, решение о методе выбора привлекаемых участников, решение о необходимых средствах сбора информации, оценка полученных результатов и определение перспектив дальнейшего контроля.
Первым шагом в процессе разработки программы общественного контроля является постановка цели и задач. Задачи данного общественного контроля отражали:
• возможности сбора наиболее полной информации из максимального количества источников;
• соответствие профессиональных характеристик субъектов контроля специфике сферы;
• доступность результатов анализа полученной информации для восприятия органами государственной власти. Для определения необходимого минимального количества требуемых ресурсов для реализации общественного контроля использовалась методика многоагентного моделирования и экспертный опрос. Перспективы развития деятельности в данном направлении были представлены на выездном заседании Общественного совета при ФСИН России в мае 2013 года.
Одним из наиболее важных и интересных выводов проводимой экспериментальной работы явилось структури-
рование форм общественного контроля государственной системы исполнения наказаний. Проведенное исследование показало, что помимо четырех принципиальных форм общественного контроля (внутренний, внешний, контроль референтной группы и группы давления), в современной системе информационного общества на общественный контроль государственной системы исполнения наказаний также оказывают влияние:
• структура общественных потребностей (в интерпретации Г. Маркузе) как интерсоциальная форма доминирования СМИ;
• уровень социальной напряженности в обществе и формы его проявления в конструктивном аспекте необходимых трансформаций.
Таким образом, социальная эффективность социальнотрудовой адаптации осужденных, освободившихся из мест лишения свободы возможна при использовании:
• дифференцированных программ обучения ARL («Action Reflection Learning») и профессиональной ориентации в соответствии с личностными склонностями;
• технологий GTR («Government Теам Relations») командных взаимоотношений бизнес-структур, организаций и структур гражданского общества и государства;
• методологии командного подхода к организации общественного контроля TPC («Team Public Control») для достижения большей социальной эффективности и оперативности государственных услуг.
Достигнутый в Ульяновской области опыт совместной работы позволяет представить целостную научно-обоснованную концепцию и говорить о практических действиях по успешной работе в сфере социально-трудовой адаптации осужденных и уникальных направлениях ее развития, которые могут быть распространены и на другие регионы Российской Федерации.
Список использованных источников
1. Бастрыкин А. Опасная жертва // Новороссийская газета. 04.09.2010. URL: http://www.rg.ru/2010/04/09/bastrykin.html
2. Баханова Е.В. Феномен аутопойезиса пенитенциарной системы // ИГНГ Психология. Социология. Педагогика.
2012. № 9(22). URL: http://www.mgnpublishmg. com/ journal/9/201 2/9 22/
3. В Вологде состоялось IV заседание Общественного совета Северо-Западного федерального округа. / URL: http://www. ombudsmanspb.ru/ru/v vologde sostoialos iv zasedanie obschestvennogo
4. Общественная палата пойдет по тюрьмам под присмотром администрации // Коммерсантъ. 22.04.2008. С. 4.
5. Послание Президента Федеральному Собранию 12.12.2012 г. URL: Ь|Пр://президент.рф/новости/17118
6. Федеральный закон Российской Федерации от 10 июня 2008 г. N 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» // Российская газета. 18.06.2008.