А.Д. Какухин, И.В. Коваль
СОЦИОЛОГО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
Формирование потенциала спортивно-физкультурного обеспечения для реализации социального заказа «Создание конкурентоспособных предприятий и формирование основ конкурентоспособности страны в целом» выступает одним из ведущих компонентов вузовского учебного процесса.
Ключевые слова: формирование; потенциал; социальный институт; направленность; восприимчивость; конкурентоспособность; социальный заказ.
Влияние курса на состояние учебно-познавательной деятельности студентов. Освоение курса «Социология» многоаспектно. Это обусловлено тем, что социология как наука взаимосвязана практически и теоретически со всем обществоведением и проблематикой
личности. Наряду с этим на приобретение знаний влияет не только мировоззрение, но и поведение и жизнедеятельность людей, изучающих социологическую науку.
Социологические данные подтверждают наличие этого взаимодействия (табл. 1).
Т а б л и ц а 1
Влияние курса «Социология» на состояние деятельности студентов 2-го курса ФФКиС (2009 г.)
Направление влияния курса на состояние деятельности студентов Оценки в баллах
Юноши Девушки
1. Повысил(а) свою эрудицию 2,6 3,0
2. Лучше стал(а) представлять будущую профессию 3,1 2,0
3. У меня появилось чувство уверенность в знаниях 2,9 2,0
4. Стал(а) более ясно выражать свои мысли 2,6 2,0
5. У меня появился интерес к знанию 2,7 2,3
6. Я повысил(а) веру в получение хорошего образования 1,6 1,7
7. У меня появился интерес к социологическому знанию 2,9 2,0
8. У меня появилось представление, что меня учат тому, что мне придется делать в будущем 3,7 1,7
9. Я стал(а) самостоятельно мыслить 1,4 1,0
10. Я чувствую, что преподаватель признает мою индивидуальность 3,1 3,0
Интегральное значение влияния курса на состояние и направления развития студентов 8,5 6,8
Разрыв в значениях Ю/Д 25,0%
Из представленных социологических данных видно, что влияние курса на развитие студентов зависит от половой принадлежности студентов: в одном и том же потоке большее влияние курса испытывают юноши. Интегральные разрывы в позитивном воздействии курса составляют 25%, т.е. восприимчивость юношей к курсу выше, чем у девушек.
Общей закономерностью восприимчивости юношей курса является то, что по всем показателям, кроме одного, «повысил свою эрудицию», где наблюдается высокий балл - 3,0, который один из самых высоких у девушек, а в группе юношей он занимает лишь 7-8-е место, превосходит минимальный показатель воздействия на 11,1%
Следует отметить, что разрыв минимальных и максимальных значений воздействия курса на состояние девушек составляет около 3 раз. По этим основаниям у юношей разрыв составляет 2,6 раза.
Учитывая социологические данные можно сказать, что неравномерность воздействия курса на различные аспекты жизнедеятельности девушек и юношей имеет примерно одинаковую «гармоничность».
В целом можно констатировать, что юноши лучше, чем девушки осваивают курс социологии. Это свидетельствует о наличии определенной специфики в освоении курса, которую становится возможным учитывать не только в семинарских, но и в лекционных занятиях.
Стиль отношений преподавателя со студентами как одно из важнейших условий эффективности освоения курса. Не только мы, но и большинство пре-
подавателей и исследователей проблематики образования отмечают, что результативность и действенность освоения знаний, формирования специалиста во многом определяются позитивностью, взаимопониманием, доверительностью в отношениях между преподавателем и студентами, между учителем и учениками.
Мы неоднократно подчеркивали, что эта ткань отношений, очень хрупкая и нежная, в сохранении и развитии которой заинтересованы большинство преподавателей (учителей) и студентов (учеников). Однако в одном случае такая заинтересованность в большей мере осознается обеими сторонами, в другом случае - в меньшей. Могут быть и другие промежуточные варианты отражения заинтересованности, выражающейся как в результатах совместной деятельности, так и в социально-психологическом состоянии, выражающемся в чувстве доверительности, добрых воспоминаниях и благодарности к преподавателю, а также памяти преподавателя, как происходило восхождение его учеников по «каменистым тропам» познавательного процесса.
Не вдаваясь в более детальный анализ обозначенного аспекта, мы на основе социологических данных предпримем попытку рассмотреть состояние этого процесса и вскрыть имеющиеся в нем потенциальные резервы. Социологические данные свидетельствуют о следующем:
1. Количество респондентов, отмечающих частоту используемого демократического стиля преподавателем в отношениях в 8 раз больше, чем авторитарного и либерального.
2. Согласно нашим представлениям о способах обеспечения эффективности учебно-познавательного процесса должно быть сочетание всех стилей взаимодействия преподавателя со студентами. Такое сочетание сегодня нередко является необходимостью. Использование сотовой связи, общение во время занятий, иногда перемещения по аудитории, неготовность некоторых студентов к напряженной интенсивной интеллектуальной деятельности и другие причины обусловливают предъявление требований к поведению и подготовке к занятиям.
Согласно социологическим данным в деятельности преподавателя со студентами преобладают «демократичность» и «либеральность» как факторы успешности освоения курса. Социологическая информация отражает наличие этого явления: 90% респондентов отмечают эти качественные стороны своего взаимодействия с преподавателем.
3. В то же время имеется часть студентов-юношей, по мнению которых отношения с преподавателем стро-
Позитивность отношений преподавателя
ятся на основе авторитарности. Несомненно, что для них освоение курса на подобной основе сложнее. Однако социологические данные обусловливают следующие вопросы: почему для одних стиль отношений характеризуется в одном качестве, а для других в ином? Каковы причины этого явления? В преподавателе или в студентах? Или в обеих сторонах?
Поставленные вопросы предполагают их решение в процессе взаимодействия преподавателя со студентами.
Согласно имеющимся данным, авторитарность присутствует в трех ситуациях:
1) когда не курс, а его отдельные темы «не интересны и не доступны»;
2) темы или отдельные вопросы «не интересны или малодоступны»;
3) темы курса «не интересны, но полезны»;
4) социологические данные позволяют сделать вывод, что существует связь между удовлетворением интереса и стилем отношений преподавателя со студентами (табл. 2).
Т а б л и ц а 2
» студентами 2-го курса ФФКиС (2009 г.)
Стиль отношений преподавателя со студентами Данные по потоку, %
Авторитарный 10,0
Демократический 80,0
Либеральный 10,0
Наличие в этой группе одних юношей свидетельствует о том, что они находятся в дискомфортном состоянии, обусловленным тем, что они вынуждены постоянно решать вопросы, связанные с военным комиссариатом, спортивными сборами, соревнованиями и т.п. Поэтому преподаватель должен внести коррекцию в свое общение с респондентами, обеспечивать индивидуализацию учебного процесса, а также определять меры устранения недостатков в подготовке студентов и в организации учебного процесса несвоевременности введения курса. Вполне допустимо их наличие в комплексе.
Имеющиеся социологические данные позволяют сделать вывод о том, что «авторитарность» в отношениях преподавателя и студентов имеет весьма слабую связь со своевременностью и доступностью курса для студентов. Вполне допустимо, что здесь проявляются и причины в организации учебно-познавательного процесса и организованности самих студентов.
Как видно, в целом выбранный стиль отношений преподавателя со студентами создает предпосылки для их успешной совместной деятельности, что должно быть материализовано в ее результатах.
Использование потенциала преподавателя как одно из важнейших условий эффективного освоения курса. Преподаватель выступает ведущей фигурой учебно-познавательного процесса [1, 2]. Он решает проблему преобразования студента из объекта в субъект познавательного процесса. Он выступает наиболее
ответственной стороной за развитие студентов. Именно с этих позиций представляют данные об использовании преподавателем своих способностей (табл. 3).
Исходя из сравнительного анализа социологических данных, отражающих наш опыт, и нынешнего опроса используемость преподавательского потенциала в пределах 80-90% свидетельствует о том, что преподаватель стремится к активному взаимодействию со студентами.
Это результат ровного систематического, а не фрагментарного заинтересованного отношения преподавателя со студентами, ориентированности занятий на развитие и формирование социолого-управленческой грамотности. В то же время следует заметить, что преподавателю удается не только показать возможности социологической науки, но и продемонстрировать перед студентами свои возможности, раскрыть свой потенциал. Отсюда закономерны некоторые элементы удовлетворенности обеих сторон друг другом.
Вместе с тем считаем необходимым заметить, что раскрытие преподавателем своего потенциала в учебнопознавательном процессе просто необходимо. Это обусловлено тем, что если преподаватель раскрывает свой потенциал невысоко, то и его влияние на студентов также ограничено. Если студент работает на 55,0% и преподаватель на 55,0%, то согласно средней геометрической общий результат будет составлять всего лишь 0,3, т.е. он будет весьма низким, и адекватно ему будет эффективность учебно-познавательного процесса.
Т а б л и ц а 3
Уровень используемости преподавателем своих способностей
Показатель используемости потенциала преподавателя, % Данные по потоку, %
80-90 22,2
70-80 33,3
60-70 33,3
50-60 22,2
Примечание. Интегральные значения используемости преподавательского потенциала 84,3%.
Социологические данные показывают, что имеется связь использования потенциала преподавателя и готовность студентов к освоению курса, т.е. преподаватель, используя свой потенциал, «работает» на развитие студентов. Однако результаты его деятельности в значительной мере детерминированы как субъективными, так и объективными факторами.
Социологический анализ влияния курса «Социология» на управленческое развитие студентов. Выше мы говорили, что освоение курса «Социология» студентами рассматривается как средство, условие формирования управленческой грамотности. Поэтому подобный анализ становится необходимостью для определения эффективности учебно-познавательного процесса, непосредственно связанного с освоением курса. Рассмотрим социологическую информацию об этом процессе (табл. 4).
Выше отмечалось, что эффективность процесса освоения социологических знаний студентами детерминирована рядом факторов, значение которых предстает в качестве одной из закономерностей формирования их управленческого потенциала: чем выше готовность студентов к освоению курса, тем выше мера его влияния на их развитие, тем выше влияние курса на управленческое, интеллектуальное, физическое, психическое развитие студентов.
Следовательно, с одной стороны, обеспечение готовности студентов к этому процессу выступает одной из важнейших детерминант эффективности процесса формирования деловых и личностных качеств специалистов; с другой стороны, становится необходимым использовать совокупность других факторов, обусловливающих качество подготовки специалистов. Согласно данным социологических исследований в их число входят преподавательский, студенческий, стимульный, контрольный, информационный, организационный, технический, демократический, «сотворческий» и др.
В этом аспекте необходимо выделить особую роль субъекта управления процессом формирования деловых и личностных качеств обучающихся, выделить особые требования к современным специалистам - это
Социологические данные позволяют сделать следующие выводы: существует связь между готовностью студентов к освоению курса и его влиянием на их развитие. Отсюда вытекает, что по мере роста готовности обучающихся к освоению курса «Социология» на старших курсах, его «воздействие» на обучающихся может возрастать [3].
Необходимо особо подчеркнуть, что с процессом освоения курса «Социология» связано формирование социолого-управленческой, инновационно-управлен-
ческой, гуманистическо-управленческой грамотности обучающихся. Следовательно, существенной стороной этого воздействия является формирование социологоуправленческой, инновационно-управленческой, гуманистическо-управленческой грамотности у обучающихся.
наличие у них изобретательского и инновационного потенциала, без которого не может быть такого качества, как конкурентоспособность. То, что преподаватель должен знать о наличии этой закономерной связи ни у кого не вызывает сомнений. Вопрос не только в том, что нужны знания о ряде причинно-следственных механизмах эффективности учебного процесса. Надо обеспечить ее реализацию в вузовском учебном процессе. Кроме этого, нельзя ни сказать, что без использования и реализации этих причинно-следственных механизмов в учебном процессе не может быть ни его эффективности, ни конкурентоспособных специалистов.
Отсюда вытекает, что современный вузовский учебный процесс, не обеспечивая реализацию причинно-следственных механизмов, не в состоянии обеспечить реализацию социального заказа «Создание конкурентоспособных предприятий и формирование основ конкурентоспособности страны в целом».
Социологическая информация раскрывает в значительной мере потенциальные возможности решения названных выше проблем совершенствования подготовки конкурентоспособных специалистов на ФФКиС.
Т а б л и ц а 4
Влияние курса на развитие студентов 2-го курса ФФКиС (2009 г.)
Направленность влияния курса Оценка, %
Юноши Девушки
Интеллектуальное влияние 3,3 4,0
Физическое 2,0 1,0
Психическое 3,0 3,3
Управленческое 3,3 4,7
Среднее арифметическое значение влияния курса на развитие студентов 2,9 3,3
Интегральное значение влияния курса на интеллектуальное развитие обучающихся 5,9 7,1
Примечание. Разрыв интегральных значений влияния курса на интеллектуальное развитие студентов составляет 19,8%, т.е. воздействие курса социологии на состояние деятельности девушек на 19,8% выше, чем юношей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Послание Президента России Д. А. Медведева 5 ноября 2008 г.
2. Послание Президента России Д. А. Медведева 12 ноября 2009 г.
3. Коваль И.В. Социология формирующегося конкурентоспособного специалиста в инженерном вузе (на примере КрасГАСА). Красноярск:
КарсГАСА, 2007. 382 с.
Статья представлена научной редакцией «Психология и педагогика» 1 октября 2010 г.