Научная статья на тему 'Социология в регионе: проблема востребованности'

Социология в регионе: проблема востребованности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1691
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОЛОГИЯ / ВОСТРЕБОВАННОСТЬ / ТРУДОВАЯ ЗАНЯТОСТЬ / РЫНОК ТРУДА / ТРУДОУСТРОЙСТВО / SOCIOLOGY / DEMAND / EMPLOYMENT / LABOR MARKET

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Хасаншина Марта Владимировна

В статье рассматривается проблема востребованности профессионалов-социологов на региональном уровне. Приводятся аргументы о возрастающей потребности современного общества в социологическом знании в связи с глобальными изменениями во всех его сферах: экономической, политической, социальной. Автором проанализировано мнение выпускников и студентов-социологов о востребованности и перспективах профессии социолога в будущем, а также данные госзакупок Федеральной службы занятости населения для выяснения возможности трудоустройства выпускников-социологов как в Забайкальском крае, так и за его пределами. Выявлена и обоснована необходимость изменения отношения к данной профессии со стороны общественности. По итогам исследования установлена востребованность и перспективность профессии социолога с точки зрения её значимости для функционирования любой сферы общества, но невостребованность в должной мере современными работодателями. А также нашла свое подтверждение и мысль о том, что с точки зрения популярности и престижности социология как профессия, имеющая достаточно высокий рейтинг популярности в современном обществе, недооценивается на региональном уровне, причём не только в Забайкальском крае, но и в общероссийском масштабе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Хасаншина Марта Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sociology in Region: the Problem of Demand

The article considers the problem of demand of professional sociologists at the regional level. There are arguments about the growing needs of modern society in sociological knowledge, in connection with global change in all its spheres: economic, political, social. The author analyzes the opinion of graduates and students-sociologists about demand and prospects of the profession of sociologist in the future, and also the data of procurement of the Federal employment service to clarify the possibility of employment of graduates-sociologists as in Zabaikalsky Krai and beyond. The author reveals and substantiates the necessity of a change of attitude to the profession from the public. According to the results of the study it is showed the relevance and the prospects of the profession of sociologist from the point of view of its significance for the functioning of any social fields, but not in demand in contemporary employers. And c the idea that from the point of view of popularity and prestige of sociology as a profession with a rather high rating of popularity in the modern society is confirmed, and it is underestimated at the regional level, not only in Zabaikalsky Krai, but in the all-Russian scale

Текст научной работы на тему «Социология в регионе: проблема востребованности»

УдК 316 ББК С5

Марта Владимировна Хасаншина,

аспирант,

Забайкальский государственный университет (672039, Россия, г. Чита, ул. Александро-Заводская, 30)

e-mail: marta3748@yandex.ru

Социология в регионе: проблема востребованности

В статье рассматривается проблема востребованности профессионалов-социологов на региональном уровне. Приводятся аргументы о возрастающей потребности современного общества в социологическом знании в связи с глобальными изменениями во всех его сферах: экономической, политической, социальной. Автором проанализировано мнение выпускников и студентов-социологов о востребованности и перспективах профессии социолога в будущем, а также данные госзакупок Федеральной службы занятости населения для выяснения возможности трудоустройства выпускников-социологов как в Забайкальском крае, так и за его пределами. Выявлена и обоснована необходимость изменения отношения к данной профессии со стороны общественности. По итогам исследования установлена востребованность и перспективность профессии социолога с точки зрения её значимости для функционирования любой сферы общества, но невостребованность в должной мере современными работодателями. А также нашла свое подтверждение и мысль о том, что с точки зрения популярности и престижности социология как профессия, имеющая достаточно высокий рейтинг популярности в современном обществе, недооценивается на региональном уровне, причём не только в Забайкальском крае, но и в общероссийском масштабе.

Ключевые слова: социология, востребованность, трудовая занятость, рынок труда, трудоустройство.

Martha Vladimirovna Khasanshina,

Postgraduate Student, Transbaikal State University (30 Aleksandro-Zavodskaya St., Chita, Russia, 672039) e-mail: marta3748@yandex.ru

Sociology in Region: the Problem of Demand

The article considers the problem of demand of professional sociologists at the regional level. There are arguments about the growing needs of modern society in sociological knowledge, in connection with global change in all its spheres: economic, political, social. The author analyzes the opinion of graduates and students-sociologists about demand and prospects of the profession of sociologist in the future, and also the data of procurement of the Federal employment service to clarify the possibility of employment of graduates-sociologists as in Zabaikalsky Krai and beyond. The author reveals and substantiates the necessity of a change of attitude to the profession from the public. According to the results of the study it is showed the relevance and the prospects of the profession of sociologist from the point of view of its significance for the functioning of any social fields, but not in demand in contemporary employers. And c the idea that from the point of view of popularity and prestige of sociology as a profession with a rather high rating of popularity in the modern society is confirmed, and it is underestimated at the regional level, not only in Zabaikalsky Krai, but in the all-Russian scale.

Keywords: sociology, demand, employment, labor market, employment.

В современных условиях глобальных изменений во всех сферах жизнедеятельности общества, сложных политических отношениях особенно важно знание об обществе как целостном социальном организме.

Особенно остро потребность в адекватной оценке проблем российского общества и путей их решения возникла после глобальных социальных экспериментов XX в.

Постижение новых реалий и возможностей потребовало нового взгляда, способного дать исчерпывающие ответы на вызов времени. Потребовалось переосмысление основ общественного развития, культуры жизнедеятельности человека во всех сферах общества: политической, социальной, экономической, культурной. Всё это актуализировало использование на практике со-

78

© М. В. Хасаншина, 2014

циологического знания, вырабатываемых социологией подходов для анализа социальной реальности. Причём вследствие высокой социальной цены радикально-демократических реформ, их неподготовленности, непрофессионального осуществления потребовалось использование новых направлений социологического знания [5, с. 11]. Социология - это «ослепительное и захватывающее предприятие, чьим предметом является поведение людей как социальных существ» [4, с. 13].

Социологи востребованы в маректин-говых и PR-агентствах, средствах массовой коммуникации и пресс-службах, избирательных кампаниях, правозащитных организациях и общественных движениях. Они работают в научных центрах и институтах, ведущих как прикладные, так и академические исследования. В настоящее время количество таких центров, в том числе и негосударственных, возросло,и многие из них успешно действуют на рынке научной продукции. Увеличивается количество рабочих мест и для преподавателей социологии самых разных уровней - от средней школы до поствузовских курсов.

С данной точки зрения у социологии есть масса возможностей для развития, но с другой - социологи зачастую вынуждены доказывать своё право на жизнь. Для людей, получающих образование и заинтересованных в дальнейшей деятельности в роли социолога, найти подходящее место работы является затруднительным. Это оборачивается непониманием своей функции, выводами об отсутствии перспектив профессии-социолога. В итоге начинающие специалисты-социологи покидают социологию, так и не отыскав себе в ней места. Наши размышления подтверждают данные официального сайта Федеральной службы по труду и занятости, которые мы получили в ходе анализа ситуации по трудоустройству социологов в феврале 2013 года [3]. Согласно данным на момент проведения анализа только 18 человек могли бы устроиться по специальности «Социология» в любом регионе России.

Учитывая, что сегодня в 120 вузах страны ведётся подготовка по специальности «Социология», более 20 тысяч выпускников за эти годы получили социологическую специальность [2]. Можно говорить о наличии кадрового ресурса, но невозможности трудоустройства социологов по специальности.

Не исключением является и Забайкальский край. При изучении баз данных Государственной службы занятости и кадрового агентства «Твоя новая работа» на предмет вакансий для специалистов-социологов на забайкальском рынке труда было выявлено, что таких вакансий вообще нет.

Для изучения данной проблемы «изнутри» было проанализировано мнение выпускников и студентов-социологов о востребованности и перспективах профессии социолога в будущем. Методом анкетирования было опрошено 37 выпускников и 123 студента специальности «Социология» Забайкальского государственного университета. В ходе исследования были выдвинуты две общие задачи для обеих категорий респондентов:

1) выявить отношение к учёбе в вузе по специальности «Социология»;

2) выяснить отношение к профессии «социолог», а также мнение о перспективах развития профессии социолога в современном обществе.

Третья задача была поставлена в соответствии со спецификой каждой категории респондентов:

- для выпускников-социологов: оценить себя с точки зрения профессиональных качеств, полученных в университете;

- для студентов-социологов: выяснить, как видят себя будущие социологи в своей профессии.

Остановимся на некоторых выводах, которые были сформулированы по результатам опроса.

1. В 1,7 раза увеличился процент поступающих на специальность «Социология» стихийно, не целенаправленно, чаще из-за невозможности поступить на другую специальность по разным причинам (посоветовали родители, родственники, друзья, возможность поступления на бюджетную форму обучения, приемлемая стоимость оплаты за обучение). По мнению А. А. Русановой, таких студентов можно отнести к группе «неопределившихся» при распределении студентов в зависимости от субъективных ориентаций, интересов, ценностей в плане получения высшего образования [7]. Следовательно, выбирая профессию социолога по такому принципу, некоторые абитуриенты не осознают всей сложности выбранной специальности. В связи с этим, с одной стороны, человек вынужден пребывать в той сфере деятельности, где не

могут проявиться его возможности и реализоваться призвание, с другой, страдает авторитет, престиж профессии, искажается представление о её возможностях и предназначении.

2. Происходит снижение научной и профессиональной активности студентов-со-циологов, а значит и интереса к специальности. Полученные данные показали: по сравнению с выпускниками, активно принимавшими в годы учёбы участие в научных мероприятиях (37,8 %), обучающихся в университете на сегодняшний день, стало в 6 раз меньше (6,2 %). Аналогичная ситуация с количеством студентов-социологов, являющихся постоянными участниками социологических исследований, их стало в 2 раза меньше.

3. Набор личностных и профессиональных качеств, которые, по мнению студентов и выпускников, они приобрели в стенах вуза, мало чем отличается у тех и других. Респонденты и той, и другой группы выбрали эрудированность, разносторонность, исполнительность и настойчивость -среди личных качеств; аналитическое, критическое мышление, умение искать информацию, коммуникативные навыки - среди профессиональных качеств, присущих социологу. Единственным отличием является дополнение такого личного качества у студентов как оригинальность.

4. На момент проведения опроса 89,2 % выпускников являлись трудоустроенными, из которых 24,3 % работают по специальности. Положительным моментом является высокий процент трудоустроенных, однако по специальности удаётся найти работу не всем. Основной причиной, по которой выпускники-социологи не смогли устроиться по специальности - это отсутствие вакансий на рынке труда (48,6 %). Данный факт в очередной раз подтверждает нашу мысль об отсутствии возможности трудоустройства как ключевой проблемы развития профессии в целом. Стоит отметить, что большинство выпускников-социологов работает в сфере образования (45,5 %), что коррелирует с мнением студентов о том, что образовательные учреждения пока являются наиболее реальной базой для их будущего трудоустройства (74,1 %).

5. Большинство выпускников-социо-логов считают профессию социолога не востребованной, как на российском рынке труда (64,8 %), так и на рынке труда Забай-

кальского края (73 %). В тоже время, более половины из них (56,6 %) считают социологию наукой будущего, а 37,8 % полагают, что спрос на специалистов такого рода в будущем будет расти. Данная точка зрения совпадает с мнением студентов-социоло-гов (расхождение ±2 %).

6. Достаточно оптимистично респонденты обеих групп оценивают профессионализм социолога, большинство из них (63,0 %) считает, что социолог обладает всеми необходимыми знаниями и навыками для работы в любой современной организации, а 81,5 % утверждают, что само общество нуждается в таких специалистах как социологи. В тоже время весьма пессимистично студенты-социологи оценивают свои шансы на трудоустройство в будущем: 55,6 % из них не уверены, что смогут найти работу по своей профессии,

и, как следствие, 38,3 % будущих социологов не планируют работать по специальности.

7. Почти каждый пятый опрошенный студент всё же хочет и надеется связать свою будущую трудовую деятельность с социологией. Однако большинство из них не уверены, что смогут осуществить свои профессиональные намерения в нашем городе (крае), - таковых 72,8 %, а 63,6 % опрошенных уверены, что смогут реализовать свое желание работать по специальности в другом городе (регионе).

8. Больше половины респондентов (61,7 %) готовы работать по специальности в Забайкальском крае, если будут предложены рабочие места и достойная заработная плата. Но как говорилось выше, пока ни того, ни другого «малая родина» не может предложить своим молодым специалистам-социологам.

9. 45,6 % студентов-социологов не планируют повышать образование по своему профилю. Те, кто хотят учиться дальше (26,6 %), нацелены получать другую специальность. Лишь 17,3 % сегодняшних сту-дентов-социологов хотят поступить в магистратуру, 8,6 % - в аспирантуру. В связи с этим возникает вопрос о вовлечении кадров в научную деятельность. А ведь эффективная работа вузов по формированию молодежного кадрового корпуса сферы науки -залог успешного развития всей системы образования [6].

Таким образом, результаты опроса вы-пускников-социологов и студентов-социо-

логов о социологии как профессии, её востребованности в разных сферах общества и перспективности показали, что во мнениях респондентов преобладает достаточно пессимистический взгляд на роль их профессии в нашем регионе. Они ощущают себя мало востребованными как профессионалы, но всё же надеются на то, что ситуация когда-то изменится. И те, и другие достаточно высоко оценивают роль и статус социологии, социологических исследований в нашем обществе, но негативно оценивают отношение к социологам в нашем регионе. Самым главным фактором, влияющим на мнение выпускников и сту-дентов-социологов, является отсутствие вакансий социолога на Забайкальском рынке труда.

Для выяснения возможности трудоустройства выпускников-социологов не только в Забайкальском крае, но и за его пределами был проанализирован другой информационный источник - официальный сайт Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов [2]. На момент обследования на сайте было размещено 15 заказов на проведение социологических опросов в РФ.

Одной из целей анализа стало выявление географии проведения социологических исследований в России, т. е. выяснение, где и кем они востребованы, а так же, как оценивается работа социо-

логов-профессионалов, осуществляющих эти исследования (стоимость проектов). Анализ показал, что социологические исследования востребованы в следующих городах России: Москва, Тула, Красноярск, Мурманск, Санкт-Петербург, Новосибирск, Ростов-на-Дону и т. д. Для большей конкретизации нами были выделены районы на основании заявленных мест оказания услуг:

1) Центральная часть России - Ростовская, Тульская, Московская, Владимирская, Мурманская, Ленинградская области;

2) Западная Сибирь - Новосибирская, Кемеровская области, Красноярский край;

3) Восточная Сибирь - республика Бурятия.

Можно сделать вывод о том, что социологические исследования теряют востребованность по мере отдаления от центральной части России. Чем дальше от центра, тем спрос на социологические исследования падает, и в Восточной Сибири практически равен нулю. К сожалению, Забайкальский край вообще не входит в полученный перечень. А это значит, что перспективы трудоустройства по профессии у социологов Забайкальского края крайне низки. В подтверждение приведём результаты анализа цен контрактов на предоставляемые услуги по выделенным нами районам оказания услуг проведения социологических исследований (табл. 1).

Таблица 1

Стоимость контрактов на социологические исследования (по данным официального сайта Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов)

Центральная часть России

Начальная цена контракта (р.) Место оказания услуг Итого

Ростовская обл. Тульская обл. Московская обл. Владимирская обл. Ленинградская обл. Мурманская обл.

8 095 075,71 1 8 095 075,71

3 999 600,00 1 3 999 600,00

3 000 000,00 1 3 000 000,00

2 000 000,00 1 2 000 000,00

1 200 000,00 2 2 400 000,00

1 036 666,66 1 1 036 666,66

569 800,00 1 569 800,00

480 000,00 1 480 000,00

79 165,50 1 79 165,50

Итого: 1 1 4 1 1 2 21 660 307,87

Окончание таблицы

Западная Сибирь

Начальная цена Место оказания услуг Итого

контракта (р.) Новосибирская обл. Кемеровская обл. Красноярский край

500 000,00 1 1 1 000 000,00

105 000,00 1 105 000,00

81 600,00 1 81 600,00

Итого 1 2 1 1 186 600,00

Восточная Сибирь

Начальная цена Место оказания услуг Итого

контракта (р.) Республика Бурятия

450 200,00 1 450 200,00

Итого 1 450 200,00

Как видно из таблицы, масштабные, дорогостоящие контракты на проведение социологических исследований заключаются преимущественно в центральной части России (66,6 % от общего числа заказов). Таким образом, вывод о снижении спроса на предоставление услуг проведения социологических опросов по мере отдаления от Центральной части России ещё раз подтвердился. Отметим, что среди заказчиков на проведение социологических исследований преобладают органы управления: администраций областей, республик, городов, муниципальных образований. В совокупности они составили 73,3 % от всего перечня заявленных заказов. Эти данные демонстрируют востребованность социологических исследований, основывающихся на эмпирических данных, прогнозных моделях, системном анализе, как на уровне управления социальной организацией, так и на уровне управления городом, регионом, муниципальным образованием и т. п. Но согласно приведённым выше данным (таблица 1 «География заказов социологических исследований»), эта

востребованность в российских регионах имеет довольно ограниченный характер и распространяется лишь на некоторые субъекты РФ, выделенных нами условных районов Центральной части России, Западной и Восточной Сибири. Хочется еще раз обратить внимание на тот факт, что, к сожалению, в Забайкальском крае этой востребованности нет вообще.

- В ходе анализа выяснилось, что темы для изучения достаточно разнообразны (табл. 2), но некоторые из них не уточняются заказчиком: формулировка - удовлетворённость населения качеством общего образования, начального и среднего профессионального образования;

- удовлетворённость населения, деятельностью органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в том числе их информационной открытостью.

Отметим, что представители управленческого аппарата, заказывающие социологические исследования получают необходимую информацию для эффективной работы, а также выполняют государственный заказ.

Таблица 2

Распределение тем социологических заказов (по данным официального сайта Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов)

Варианты ответов Частота Процент

Выполнение научно-исследовательских работ по проведению 4-х социологических исследований 1 6,7

Выполнение работ по проведению социологического исследования об общественно-политической и социально-экономической ситуации и эффективности деятельности префектуры 1 6,7

Оказание услуг по организации и проведению двух социологических исследований по оценке населением общественно-политической ситуации 1 6,7

Окончание таблицы

Варианты ответов Частота Процент

Оказание услуг по подготовке и проведению социологического исследования по теме «Актуальные проблемы жизнедеятельности населения» 1 6,7

Оказание услуг по проведению анкетирования, социологического опроса и исследований состояния рынка труда и потребности незанятых инвалидов трудоспособного возраста в трудоустройстве 1 6,7

Оказание услуг по проведению социологического исследования по изучению эффективности проектов в сфере воспитания культуры толерантности через систему образования, а также уровня межкультурной толерантности в среде школьников 1 6,7

Оказание услуг по проведению социологического исследования по теме «Восприятие образа краевой исполнительной власти населением» 1 6,7

Оказание услуг по проведению социологического опроса жителей по определению уровня оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления 1 6,7

Оказание услуг по проведению социологического опроса населения 1 6,7

Оказание услуг по проведению социологического опроса 1 6,7

Оказание услуг по проведению соцопросов 1 6,7

Оказание услуг по реализации комплекса социологических и информационных мероприятий в сфере ЖКХ 1 6,7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Организация проведения исследований и социологических опросов, разработка статистических и информационно-аналитических материалов в сфере туризма 1 6,7

Проведение социологического опроса населения в целях выявления оценки населением деятельности органов местного самоуправления 1 6,7

Социологическое исследование и мониторинг 1 6,7

Таким образом, профессия социолога, с точки зрения её значимости для функционирования любой сферы социума, является весьма востребованной и перспективной, но не востребована в должной мере современными работодателями. Подтвердилась и мысль о том, что с точки зрения популярности и престижности социология как профессия, имеющая достаточно высокий рейтинг популярности в современном обществе, недооценивается на региональном уровне, причем не только в За-

байкальском крае, но и в общероссийском масштабе. По результатам исследования нами определены проблемы, решение которых позволит повысить статус профессии социолога:

1) отсутствие вакансий социолога на рынке труда или их малое количество;

2) низкий уровень престижности профессии социолога в России;

3) невостребованность социологических исследований (исключение - Центральная часть России).

Источники

1. Всероссийский фестиваль науки: [сайт]. URL: http://www.official.festivalnauki.ru (дата обращения: 28.02.2014).

2. Портал госзакупок: [сайт]. URL: http://zakupki.gov.ru/wps/portal/base/topmain/home (дата обращения: 28.02.2014).

3. Федеральная служба по труду и занятости: [сайт]. URL: www.trudvsem.ru (дата обращения: 28.02.2014).

Список литературы

4. Вебер М. Избранные произведения / пер. с нем. М.: Прогресс, 1990. 808 с.

5. Григорьев С. И., Гуслякова Л. Г, Лига М. Б. Квалиметрический потенциал социологического витализма в исследовании качества жизни (к формированию новой специальной теории социологии жизненных сил человека). Чита: ЗабГГПУ 2009. 89 с.

6. Номоконов М. В. Особенности формирования молодёжного кадрового корпуса Забайкальского университета // Дискуссия. 2013. № 1(31). С. 110-113.

7. Русанова А. А. Профессиональное самоопределение в структуре социального самоопределения студенческой молодёжи (социологический анализ) // Вестник Адыгейского государственного университета. 2011. № 4(88). С. 156-164.

Istochniki

1. Vserossiiskii festival' nauki: [sait]. URL: http://www.o1Ticial.festivalnauki.ru (data obrashcheniya: 28.02.2014).

2. Portal goszakupok: [sait]. URL: http://zakupki.gov.ru/wps/portal/base/topmain/home (data obrashcheniya: 28.02.2014).

3. Federal'naya sluzhba po trudu i zanyatosti: [sait]. URL: www.trudvsem.ru (data obrashcheniya: 28.02.2014).

References

4. Veber M. Izbrannye proizvedeniya / per. s nem. M.: Progress, 1990. 808 s.

5. Grigor'ev S. I., Guslyakova L. G., Liga M. B. Kvalimetricheskii potentsial sotsiologicheskogo vitalizma v issledovanii kachestva zhizni (k formirovaniyu novoi spetsial'noi teorii sotsiologii zhiznennykh sil cheloveka). Chita: ZabGGPU, 2009. 89 s.

6. Nomokonov M. V. Osobennosti formirovaniya molodezhnogo kadrovogo korpusa Zabaikal'skogo universiteta // Diskussiya. 2013. № 1(31). S. 110-113.

7. Rusanova A. A. Professional'noe samoopredelenie v strukture sotsial'nogo samoopre-deleniya studencheskoi molodezhi (sotsiologicheskii analiz) // Vestnik Adygeiskogo gosu-darstvennogo universiteta. 2011. № 4(88). S. 156-164.

Статья поступила в редакцию 26.03.2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.