Научная статья на тему 'СОЦИОЛОГИЯ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ: ЗАДАЧИ И ОСОБЕННОСТИ'

СОЦИОЛОГИЯ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ: ЗАДАЧИ И ОСОБЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

121
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социальные и гуманитарные науки / высшее медицинское образование / социология / студенты медицинских вузов / социологическая грамотность / социологическое мышление / толерантное отношение / гуманный подход / нравственные ценности

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Л. А. Павлова, Е. В. Ермолаева

В статье рассматривается двойной статус социологической науки, задачи и особенности преподавания социологии в медицинских вузах, отношение студентов-медиков к социально-гуманитарным дисциплинам, а также отмечается важность гуманитарной подготовки врача и формирования социологического мышления студентов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОЦИОЛОГИЯ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ: ЗАДАЧИ И ОСОБЕННОСТИ»

Tashkent State Dental Institute Tashkent Medical Academy

СОЦИОЛОГИЯ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ: ЗАДАЧИ И ОСОБЕННОСТИ

Л. А. Павлова

Кандидат философских наук, доцент Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского Минздрава России, Саратов, Россия

В статье рассматривается двойной статус социологической науки, задачи и особенности преподавания социологии в медицинских вузах, отношение студентов-медиков к социально-гуманитарным дисциплинам, а также отмечается важность гуманитарной подготовки врача и формирования социологического мышления студентов.

Ключевые слова: социальные и гуманитарные науки; высшее медицинское образование; социология; студенты медицинских вузов; социологическая грамотность; социологическое мышление; толерантное отношение; гуманный подход; нравственные ценности.

Человек постепенно познает окружающий его мир благодаря бытовым и научным знаниям. Бытовое (обыденное) знание формируется на основе собственного и чужого повседневного опыта, но бессистемно и не всегда достоверно, поэтому возможности его применения достаточно ограничены.

Научное знание является упорядоченной формой знаний, которые проверены на опыте, имеют доказанный результат и позволяют добиваться желаемого результата с наименьшими затратами и потерями.

Научные знания постепенно накапливаются, затем систематизируются и развиваются. И опираясь на них, человек может совершать правильные поступки, принимать обдуманные решения и эффективнее решать свои профессиональные и жизненные проблемы. Научные знания делают человека более сильным и более защищенным.

Е. В. Ермолаева

Кандидат философских наук, доцент Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского Минздрава России, Саратов, Россия

АННОТАЦИЯ

www.tsdi.uz

October 19, 2022

www.tma.uz

TSDI & TMA | International Conference | 2022 Tashkent State Dental Institute

Google Scholar indexed Tashkent Medical Academy

Social Responsibility and Health

Современный научно-технический прогресс способствует серьёзным изменениям в науке, технике и образовании. Высокий уровень образованности населения увеличивает количество и скорость сделанных научных открытий, а также их востребованность в производственной сфере.

Отличительная особенность современного высшего образования -повышенное внимание к качеству и эффективности образования, получаемого молодыми специалистами.

Образование - как основной инструмент происходящих социально-экономических преобразований - способствует укреплению национальной безопасности страны и показывает степень её развитости и конкурентоспособности.

Профессия врача на протяжении длительного исторического времени является одной из самых престижных и востребованных. Сегодня в стране

насчитывается 58 медицинских вузов, которые обучают студентов по 150 традиционным медицинским специальностям: хирург, терапевт, педиатр, стоматолог, фармацевт, гинеколог, офтальмолог, дерматолог и др., а также по новым специальностям - пластический хирург, флеболог, косметолог, иглорефлексотерапевт, мануальный терапевт.

К врачам всегда предъявлялись и предъявляются повышенные моральные требования. Поэтому высшее медицинское образование предполагает изучение не только профессиональных, но и гуманитарных и социальных наук, предметом которых является человек и общество.

Среди них особенно выделяется социология, которая является одновременно наукой социальной и гуманитарной (с двойным статусом).

Принадлежность социологии к социальным наукам подтверждается тем, что она изучает социальное поведение людей как представителей больших и малых социальных групп общества.

Социология исследует общество с позиций функционирования социальной структуры и социального статуса личности, классов и других социальных групп, а также их взаимодействия и взаимовлияния.

Принадлежность к гуманитарным наукам означает: для социолога поведение человека обусловлено не генетикой и физиологией, а существующими в обществе культурными традициями и обычаями, социальными нормами и ценностями.

Социология изучает социальную жизнь, социальные события и социальные изменения, с которыми люди

October 19, 2022

www.tsdi.uzwww.tma.uz

TSDI & TMA | International Conference | 2022 Tashkent State Dental Institute

Google Scholar indexed Tashkent Medical Academy

Social Responsibility and Health

постоянно сталкиваются в повседневной жизни, и которые влияют на их поведение, социальное положение и образ жизни.

Она дает точные и объективные знания о социальных процессах, происходящих в обществе, о массовом поведении людей, то есть изучает социальное поведение больших и малых групп, проживающих в обществе.

Следует отметить, что социологическую науку интересуют неуникальные социальные события жизни и деятельности человека, а устойчивые образцы поведения людей в сходных обстоятельствах, то есть социологию интересует социально типичное (повторяющееся).

Таким образом, социология выполняет интегративную функцию по отношению к социальным и гуманитарным наукам, имеет свою специфику и особенности.

Студент медицинского вуза нуждается в социологическом знании (теоретическом и практическом) потому, что оно способствует формированию его мировоззренческих навыков и повышению уровня социальной ответственности как гражданина и специалиста.

А также помогает ему критически анализировать свои действия и поступки, прогнозировать возможные социальные риски и правильно выстраивать линию поведения в зависимости от реальной социальной ситуации

Социологическая наука повышает социальную активность студентов, формирует научное (неложное или фантазийное) понимание общества, их социологическую грамотность и социологическое мышление.

Однако сегодня у некоторых студентов медицинских вузов отмечается сдержанное или откровенно скептическое отношение к социальным и гуманитарным наукам. Имеются сомнения в необходимости получения этих знаний и их востребованности в повседневной жизни и врачебной деятельности.

Убедить студентов - медиков в обратном и повысить интерес к качеству получаемых социально-гуманитарных знаний можно, используя интерактивные методы обучения этим дисциплинам.

Интерактивные методы способствуют развитию самостоятельности мышления и познавательной активности, приобретению коммуникативных и презентационных навыков и клинического мышления.

Социально-гуманитарные знания позволяют выпускникам медицинского вуза осознавать социальную значимость профессии врача, грамотно составлять

October 19, 2022

www.tsdi.uzwww.tma.uz

Tashkent State Dental Institute Tashkent Medical Academy

социальный портрет пациента и лучше понимать интересы разных групп пациентов.

Врачи, имеющие хорошую гуманитарную подготовку, более успешно консультируют больных и конструктивно сотрудничают с ними, потому что их медицинская деятельность предполагает более гуманный подход к пациентам.

Социологическое мышление, приобретенное в медицинском вузе, позволяет врачам в условиях существующей профессиональной конкуренции занять достойные социальные позиции и способствует их успешному карьерному росту.

Высшее медицинское образование помогает понять студентам, что престиж практикующего врача зависит не только от профессиональной компетентности, но и от уровня его интеллекта, нравственных ценностей и толерантного отношения к пациентам и коллегам.

REFERENCES

1. Алексеенко С. Н., Дробот Н.Н. Педагогические и воспитательные аспекты образовательного процесса в медицинском вузе // Современные проблемы науки и образования. - 2019. - № 1.

2. Ежова Ю.М., Ежова Г.П. Педагогические условия проектирования гуманизации образовательного процесса в медицинском вузе // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2011. - № 1. - С. 19-

3. Третьяк С.В. Особенности гуманитарного познания и их отражение в методологии организации учебного процесса в медицинском вузе // Размышление о человеке: кол. моногр. / под общ. ред. В.В. Шкарина. Волгоград, 2020. С. 173-180.

25.

www.tsdi.uz

October 19, 2022

www.tma.uz

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.