Научная статья на тему 'Социология техники как инструмент саморефлексии обучающегося общества: введение к тематическому разделу'

Социология техники как инструмент саморефлексии обучающегося общества: введение к тематическому разделу Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
285
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКТОР СОЦИАЛЬНЫЙ / ИНДИВИДУАЛИЗМ / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ТЕЛЕСНОСТЬ / ЧЕЛОВЕК-МАШИНА (СИСТЕМА)
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Ефременко Д. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социология техники как инструмент саморефлексии обучающегося общества: введение к тематическому разделу»

ТЕМА НОМЕРА: СОЦИОЛОГИЯ ТЕХНИКИ

Ефременко Д.В.

СОЦИОЛОГИЯ ТЕХНИКИ КАК ИНСТРУМЕНТ САМОРЕФЛЕКСИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ ОБЩЕСТВА: Введение к тематическому разделу1

Рассмотрение актуальных тенденций в развитии социологии техники предполагает решение двух взаимосвязанных задач: определение места данной субдисциплины в дисциплинарной матрице социологической науки и осмысление ее роли в решении проблем современного общества. Причем осмысление общественной миссии социологии техники не может ограничиться констатацией возрастающей значимости социологического знания в современном мире. Речь идет об особых характеристиках техногенной цивилизации, для углубленного анализа которых социология техники (в ином варианте - социальные исследования техники) становится незаменимым инструментом. Однако и анализом дело не ограничивается, поскольку требуются не просто новые знания о социотех-нической реальности, но адекватные инструменты управления этой реальностью.

Как ни странно, дисциплинарный статус социологии техники до конца не определен. Орудийная, техническая деятельность есть ключевой фактор антропо- и социогенеза. Неотъемлемой составляющей цивилизационной динамики, перехода от одного уровня развития общества к другому является изменение характера техни-

1 Статья отражает результаты работы по проекту «Философско-методоло-гические основания и социальные перспективы концепции "обучающегося общества"», осуществляемого при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект 11-03-00182а).

ки, а важнейшей предпосылкой эпохи модерна становится великая конвергенция - соединение научного знания и технической деятельности. Соответственно, проблематика «техника и общество» неизбежно оказывается в фокусе внимания любой социальной теории, претендующей на универсальность. Тем не менее социологии техники все еще приходится доказывать свое право на автономный статус в рамках социологической науки, причем в настоящее время еще рано делать выводы о том, что такая автономия будет оптимальным решением как на прагматическом уровне, так и с точки зрения теоретической рефлексии.

Социологический анализ техники, технической деятельности, взаимосвязей технического и социального возможен в рамках нескольких дисциплинарных или междисциплинарных программ. Социология техники - лишь одна из них. На уровне национальных и международных институтов социологического сообщества преобладает ориентация на комплексный анализ всей совокупности научно-технических реалий в рамках социологии науки и техники. Другие программы - «наука, техника и общество», «социальные исследования науки и техники», «социальная история науки и техники» и т.д. - не ограничиваются рамками социологии и ориентируются на более широкий междисциплинарный синтез.

При рассмотрении современных дискуссий о технике можно также выявить определенные национальные и региональные предпочтения. В значительной мере они обусловлены исторически сложившимися различиями между немецкой, французской и англосаксонской школами социальных исследований техники. В настоящее время происходит неизбежное размывание границ между ними, но тем не менее и сегодня некоторые специфические особенности проявляются достаточно отчетливо. В частности, именно в Германии и немецкоговорящих странах социология техники «чувствует» себя вполне уверенно в статусе полноценной субдисциплины социологической науки. Характерно, что статью «Социология техники» сегодня можно найти только в немецкой версии Википедии1.

Заслуга в становлении и развитии социологии техники в Германии, разумеется, принадлежит нескольким конкретным исследователям, среди которых в первую очередь следует назвать

1 МЫе аеее88: http://de.wikipedia.org/wiki/Techniksoziologie

Вернера Раммерта. Рассматривая технику как социологический факт, Раммерт формулирует свою позицию следующим образом: «Техника возникает как продукт социального процесса, вписанный в своей предметной форме в социальные структуры, а использование техники вновь индуцирует социальные изменения. Создание, равно как и применение, техники следует считать социальной деятельностью. "Состояние техники" есть такой же социальный институт, как господствующая система права. Совокупность техник в том или ином обществе отражает не только его технологический уровень; форма и направление его технического развития дает возможность взглянуть глазами социолога на особенности социальной структуры, находящие свое выражение в культурных ценностях»1.

Для институционализации научного направления очень важно формирование исследовательского сообщества, готового развивать соответствующую научную программу. В случае Германии вполне уверенно можно говорить о существовании сообщества исследователей, ориентированных на развитие социологии техники. В настоящей подборке представлен сводный реферат, освещающий обзор дискуссий немецких социологов техники, проходивших в 2010 г. («Актуальные направления развития социологии техники в Германии»). Этот обзор дает срез состояния субдисциплины, показывает основные темы и тенденции в современной немецкой социологии техники. К числу приоритетных направлений исследований, обсуждавшихся участниками дискуссий, относятся:

1. Формы и общий ход социотехнических изменений, структурные и институциональные модификации, обусловленные развитием новых технологий, акторы, выступающие носителями этих трансформаций.

2. Проблемы организации и управления инновационными процессами, включая новые формы социального управления.

3. Гибридные констелляции - в частности, новые формы человеко-машинного взаимодействия, усиливающаяся технизация человеческого тела.

4. Трансформации трудовых процессов и повседневной жизни в связи с распространением новых технологий (прежде всего,

1 Rammert W. Technik aus soziologischer Perspektive: Forschungsstand, Theorieansätze, Fallbeispiele: Ein Überblick. - Opladen: Westdeutscher Verl., 1993. - S. 3.

информационно-коммуникационных), их внедрением в организацию производства и в инфраструктурное обеспечение.

5. Исследования Интернета, сфокусированные на оценке новых механизмов социальной интеграции, их эмпирическом анализе и теоретическом осмыслении.

Данный перечень приоритетов, конечно же, характерен не только для социологии техники в Германии. В содержательном плане разработка этих тем требует комбинированного использования различных социологических подходов, сочетания микросоциологического анализа с рефлексией глобальных процессов, обусловленных научно-техническим развитием.

Реферируемая книга Й. Вейера «Социология техники: Генезис, формирование и управление социотехническими системами» является одной из последних по времени обобщающих публикаций по социологии техники. Автор ставит перед собой задачу представить развитие этого исследовательского направления для неспециалистов и студентов. Последнее особенно важно, поскольку курсы по социологии техники читаются во многих немецких вузах, в том числе в технических университетах Берлина и Дортмунда. При этом Вейер особое внимание уделяет основному достижению немецких социологов техники - концепции техногенеза. В рамках этой концепции генезис техники, ее внедрение и применение, а также последствия рассматриваются как целостный процесс, континуум. Техногенетический подход концентрирует внимание специалистов как на общих концептуальных аспектах развития соответствующего вида техники, так и на социальных факторах, влияющих на характер технических исследований и разработок. Тем самым предполагается уже на ранней стадии выявлять механизмы управления техническим развитием с учетом широкого спектра социальных воздействий.

На начальной стадии развития конкретного вида техники можно лишь в самых общих чертах судить о ее функциональных особенностях и полезных эффектах. В. Крон и В. Раммерт характеризуют эту первичную фазу техногенеза следующим образом: изначально существует некая совокупность, или «пул», технических идей, появившихся из разных источников, в первую очередь как результат исследовательской работы ученых и изобретателей в различных институциональных и практических контекстах; комби-

нация этих идей под углом зрения возможного будущего применения способствует возникновению некоторой новой когнитивной динамики1.

Следующая фаза техногенеза предполагает селекцию этих идей на основе определенных социальных интересов и их интеграцию в долгосрочные программы исследований и разработок. Правда, это еще не означает непосредственного управления техническим развитием и инновациями - например, на основе интересов рыночных акторов. Более значимую роль здесь играют ученые, инженеры и технические специалисты, оказывающие на данной стадии большое влияние на определение задач и путей развития соответствующего вида техники. Они при этом выступают в роли «скрытых социологов», поскольку так или иначе учитывают в своих проектах и разработках интересы, взгляды, вероятные требования различных общественных групп к новой технике, ее свойствам и целям применения.

Исследования техногенеза обращены не к анализу социальных последствий техники, но нацелены на реконструкцию социального процесса создания и развития конкретного вида техники. Техника при этом понимается как экстернализованная и редуцированная форма социальной коммуникации. Кроме того, исследования техногенеза по преимуществу имеют дело не с вещественными артефактами, а со стратегиями технического развития, интересами и позициями различных социальных групп в контексте соответствующей техники. Поэтому факторы технического развития рассматриваются в техногенетических исследованиях в более широком ракурсе.

Техногенетический подход имеет точки пересечения с рядом других социологических трактовок техники, включая и акторно-сетевую теорию (АСТ) Бруно Латура. Впрочем, эта теория явно относится к числу «неудобных». Нивелирование различий между человеческим и не-человеческим, акторами и актантами для многих исследователей техники оказывается слишком радикальным ходом, опрокидывающим сформировавшиеся или почти сформировавшиеся схемы. Да и для социологии в целом это далеко нетриви-

1 Krohn W., Rammert W. Autonomer Prozess und industrielle Strategie // Soziologie und gesellschaftliche Entwicklung / Hrsg. von B. Lutz. - Frankfurt a. M.; N.Y.: Campus, 1985. - S. 414-415.

альная ситуация, «когда вещи дают сдачи»1. Скорее всего, неслучайно и в очерке социологии техники Й. Вейера АСТ обойдена молчанием. Тем не менее идеи Латура и его последователей достаточно активно обсуждаются немецкими социологами. В числе текстов, реферируемых в настоящей тематической подборке, анализу этих идей посвящена статья Я.-Х. Пассота «Актанты, ассоциации, медиаторы: Как акторно-сетевая теория реинтерпретирует понятие социального».

Как подчеркивает автор, интерес к теории Латура обусловлен его амбициозным стремлением «снять» границы между миром социальным, миром природным и универсумом технических артефактов. Попутно акторно-сетевая теория устраняет и внутренние перегородки между науковедением, в частности изучением жизни лабораторий, и социальными исследованиями техники. Впрочем, по мнению автора, АСТ все же занимает обособленную позицию в рамках социальных исследований науки и техники. Кроме того, Пассот обращает внимание читателей на другие источники идей Латура и его последователей - семиотическую и постструктуралистскую теории, сторонники которых подчеркивают необходимость анализа материально-семиотических переплетений.

В сущности, краеугольным камнем АСТ является абстрагирование от интенциональности социального действия. Этот подход, несомненно, открывает перед исследователями много новых и неожиданных возможностей. Но Пассот делает меткое замечание о том, что в рамках этого подхода не технические артефакты возвышаются до уровня человека действующего, а напротив, социальные акторы низводятся к уровню лишенных интенциональности актантов.

Другой очень важный аспект теоретических построений Ла-тура связан с интерпретацией сетевых взаимодействий, с тем, что включенность индивида или артефакта в сеть предполагает стабилизацию и рутинизацию взаимодействий; более того, технический артефакт может рассматриваться в качестве актанта именно благодаря его включенности в сетевые взаимодействия, а сами эти взаимодействия оказываются наиболее стабильными как раз в случае,

1 Латур Б. Когда вещи дают сдачи: Возможный вклад «исследований науки» в общественные науки // Вестник МГУ. Сер. 7. Философия. - М., 2003. - № 3. -С. 20-39.

когда в них участвует техника. Пассот отмечает, что при таком взгляде на сеть из поля зрения выпадает история формирования сети, в том числе генезис включенных в сеть актантов. Иначе говоря, здесь обнаруживается уместность дополнения акторно-сетевой теории другими подходами из репертуара социологии техники, включая исследования техногенеза. При этом, однако, в сферу внимания исследователей вновь должны вернуться интенциональ-ность и креативное действие.

Весьма неординарный вклад в социальные исследования техники вносит научное творчество Поля Вирилио. Сфера исследовательских интересов Вирилио чрезвычайно широка - это современный город, искусство, архитектура, но также война, безопасность, информация. Понятием, связывающим все эти области, у Вирилио становится скорость. Техника, обеспечивающая наращивание скорости важнейших для существования социальной системы операций (пространственное перемещение, вычисление, передача данных, принятие решений и т.д.), является решающим фактором цивилизационных трансформаций. Концепция Вирилио - техно-дромология - описывает технический и социокультурный процесс установления контроля над пространством, вплоть до его почти полного устранения. Выигрыш времени, обеспечиваемый за счет подчинения пространства, становится при этом особой проблемой политики, социального управления и морали, проблемой, масштаб и долгосрочные последствия которой в полной мере не осознаны и сегодня.

В предлагаемую вниманию читателей подборку включен реферат статьи американских исследователей Р. Карлсон и Дж. Корлиса «Прыжки: От технодромологии Поля Вирилио к видеоиграм и распределенной агентности». Авторы предпринимают попытку критического рассмотрения подхода Вирилио к изучению агентных отношений между человеком и техникой на материале изучения видеоигр. В отличие от Вирилио, подчеркивающего ведущую роль техники в радикальном изменении пространственного опыта человека, Карлсон и Корлис тяготеют к трактовке отношений между артефактами и социальными акторами в рамках актор-но-сетевой теории, предполагающей их принципиальное равенство внутри распределенной сети. По мнению Карлсон и Корлиса, видеоигры являются характерным примером такой гетерогенной се-

ти, в которую объединены игровое сообщество, аппаратное и программное обеспечение, интернет-сайты, где расположены видео, созданные игроками. При этом техническое и человеческое не вытесняют друг друга, но взаимодействуют, составляя вместе единую социальную реальность. Авторы убеждены, что для исследования такого рода сетевых объектов наилучшим образом подходят антропологические методы, позволяющие изучать кросс-культурные, многоуровневые и многосторонние аспекты социальных явлений, индивидуальную и коллективную идентичность и культурную природу коммуникативных и социальных практик.

Стоит отметить, что тема статьи Карлсон и Корлиса является одним из множественных указаний на то, что в настоящее время социология техники теснейшим образом связана с исследованиями виртуальной реальности и различных видов коммуникаций. В этом смысле заслуживает внимания еще один текст из подборки - реферат статьи К. Ликоппа «Что означает ответ на телефонный звонок? Социология телефонного звонка и музыкальных рингтонов». Автор пишет о возможности использования различных подходов для социологического анализа рингтонов. С помощью некоторых из них можно проанализировать вещную природу этого артефакта и социальные отношения, связанные с ним. Другие теории рассматривают современные технические устройства в контексте процессов коммуникаций и медиатехнологий. Так называемая «персонализация рингтонов», т.е. присваивание особого музыкального рингтона определенному абоненту из списка контактов пользователя, отражает «пользовательский поворот», характеризующий современную технологическую культуру и коммуникативные инновации.

В свете сказанного уместно вернуться к вопросу о социальной функции социологии техники. На протяжении второй половины XX в. особенно отчетливо проявилась тенденция увязки циви-лизационной динамики с достижением новых рубежей научно-технического развития. Сформировалось целое семейство социальных теорий, увязывающих модернизационные скачки с аккумуляцией и радикализацией качественных изменений в научно-технической сфере, - теории постиндустриального общества, информационного общества, общества знания. Чуть позднее, в 1980-е годы, появились теории социальных трансформаций с «обратным знаком», которые, однако, также ставили в центр теоретической

рефлексии научно-технические изменения и их комплексные социальные последствия. К ним, прежде всего, относится концепция «общества риска» У. Бека. Однако фактически речь идет о двух сторонах одной и той же медали, поскольку предпосылки возникновения общества риска непосредственно связаны с ростом научного знания и расширением возможностей научно-технической деятельности как важнейшего фактора социальных трансформаций. Наука и техника, в сущности, предопределили направление будущего развития человечества и вместе с тем выступили важнейшими агентами, способствующими нарастанию неопределенности будущего. И если расширенное воспроизводство риска можно считать нормальным проявлением человеческой деятельности, то специфика ситуации, которую часто характеризуют как становление общества знания, состоит в скачке от аккумуляции к мультипликации риска1.

Технизированный мир, мир знания - это не мир социальной статики и благодушия. Н. Штер, один из ведущих современных теоретиков общества знания, подчеркивает: «Современные общества суть образования, которые отличаются, прежде всего, тем, что "сами производят" свои структуры, сами определяют свое будущее, - а стало быть, обладают способностью к саморазрушению»2. Иначе говоря, движение к обществу знания - это процесс, отличающийся принципиальной непредрешенностью и проблематичностью трансформаций.

Одной из заслуживающих внимания попыток модификации представлений об обществе знания с учетом рисков и проблематичности трансформаций, индуцированных научно-техническим развитием, является концепция обучающегося общества. Изначально внимание авторов, внесших существенный вклад в разработку этой концепции, было сосредоточено на вопросах образования для всех на протяжении всей жизни. Д. Шён, в частности, показал, что социальные институты, стремящиеся быть адекватными современным трансформациям, должны строиться по модели

1 См. подробнее: Ефременко Д.В. Концепция общества знания как теория социальных трансформаций: Достижения и проблемы // Вопросы философии. -

М., 2010. - № 1. - С. 49-62.

2

Штер Н. Мир из знания // Социологический журнал. - М., 2002. - № 2. -

С. 33.

«обучающейся системы». В опубликованных в 1960-1970-е годы работах Р. Хатчинса и Т. Хусена выражение «обучающееся общество» (learning society) относится к новому типу общества, где приобретение знаний не ограничивается стенами образовательных учреждений. В то же самое время один из создателей концепции общества знания Питер Дракер отнес к фундаментальным характеристикам такого общества способность «научиться учиться».

Идея обучения обучению в обществе знания обретает новое звучание в контексте осознания глобальных рисков научно-технического развития. Сегодня вполне уместно ставить задачу реинтерпретации концепции общества знания, позволяющей преодолеть ряд серьезных недостатков ее первоначальных версий. Ключевым элементом такого рода реинтерпретации является установка на устойчивое саморазвитие социума через овладение инструментами саморефлексии, самоуправления, коммуникации. В то же время, научное знание не только сохранит свой прежний социальный статус, но выступит в качестве основного механизма овладения этими технологиями. И здесь на переднем плане должны оказаться те научные направления, которые «схватывают» многообразные и изменчивые взаимосвязи между социальным и техническим. Таким образом, социальные исследования техники имеют все основания стать одним из инструментов саморефлексии современного обучающегося общества. Социологический анализ будет также востребован, но можно предположить, что новая общественная миссия изучения взаимосвязей технического и социального приведет к усилению междисциплинарности и трансдисциплинар-ности в этом направлении исследований. Эти тенденции в социальных исследованиях техники, модификация их экспертной функции, учитывающая не только потребности лиц, принимающих решения, но и широкого круга социальных акторов, будут стимулировать синтез социологических подходов, философской и этической рефлексии, коммуникативной рациональности и т.д.

В связи с этим стоит сказать о ситуации в нашей стране, где в последние десятилетия сформировалась школа социальных исследований техники (прежде всего, философии техники). По всей видимости, нам сейчас едва ли стоит следовать ленинскому завету «сначала размежеваться, а потом объединиться». Несмотря на достижения, работающих в этой сфере социального знания российских

2011.04.001-002

исследователей все же не настолько много, чтобы идти по пути самостоятельного развития социологии техники. Отмеченные выше общие тенденции и ограниченность собственных ресурсов (кадровый и организационный потенциалы, финансирование, связи с институтами управления и гражданским обществом) служат аргументами в пользу развития в России комплексных социальных исследований техники, осуществления на базе этой исследовательской программы экспертной деятельности и преподавания дисциплины «Наука, техника и общество» в качестве базового курса, по крайней мере, в ведущих российских университетах.

2011.04.001-002. АКТУАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИОЛОГИИ ТЕХНИКИ В ГЕРМАНИИ. (Сводный реферат)1.

2011.04.001. Perspektiven der sozialwissenschaftlichen Technik- und Innovationsforschung: Klausurtagung der Sektion Wissenschafts- und Technikforschung der Deutschen Gesellschaft für Soziologie / Dolata U., Hampel J., Schrape F., Schulz S. // Technikfolgenabschätzung - Theorie u. Praxis. - Eggenstein-Leopoldshafen, 2010. - Jg. 19, H. 3. - S. 124128.

2011.04.002. NIERLING L., PFERSDORF S., SCHLEISEK A. 100 Jahre Deutscher Gesellschaft für Soziologie - Selbstreflexionen eines Fachs und aktuelle Perspektiven der Transnationalisierung: Bericht vom 35. Kongress der DGS. - Frankfurt a. M., 11-15. Oktober 2010.

В фокусе внимания участников заседания секции «Исследование науки и техники» Немецкого общества социологии (Штутгартский университет, 8-9 июля 2010 г.) находились актуальные направления социологического анализа техники и инноваций. Участники дискуссии предприняли попытку выявить наиболее перспективные темы, подходы и методы в современной социологии техники. В обмене мнениями о состоянии данного исследовательского поля и основных шагах, необходимых для его разработки в будущем, участвовали 35 представителей разных научных специальностей. Отчет о ходе дебатов был подготовлен сотрудниками кафедры организационной и инновационной социологии Штут-

1 Реферат подготовлен в рамках проекта РГНФ 11-03-00512а «Социальные последствия конвергенции технологий: Междисциплинарный анализ, этические и политико-правовые проблемы».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.