Научная статья на тему 'СОЦИОЛОГИЯ СПОРТА В ВЕЛИКОБРИТАНИИ И США'

СОЦИОЛОГИЯ СПОРТА В ВЕЛИКОБРИТАНИИ И США Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
452
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология
ВАК
Ключевые слова
СПОРТ / СОЦИОЛОГИЯ СПОРТА / ФУТБОЛ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ЭРИК ДАННИНГ / НОРБЕРТ ЭЛИАС / ДЖОН ЛОЙ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Белозеров Виталий Иванович

В статье рассматриваются основные фигуры, с которыми связано становление социологии спорта в Великобритании (Эрик Даннинг, Норберт Элиас) и США (Джон Лой), поскольку ученые из этих стран являются лидерами в данной предметной области. Выделяются характерные черты и основные направления исследований социологии спорта в каждой из вышеназванных стран. Отмечается, что в Великобритании традиционно большое значение уделялось футболу, который в данной стране можно назвать национальным видом спорта. В то время как в США социология спорта изначально была связано с физической культурой и значением спорта для процесса социализации, которые изучались преимущественно в ведущих университетах страны. Делается вывод о том, что современная социология спорта представляет собой неоднородное предметное поле, которое включает в себя множество различных направлений исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIOLOGY OF SPORTS IN GREAT BRITAIN AND IN THE USA

The article discusses the main figures associated with the formation of the sociology of sports in the UK (Eric Dunning, Norbert Elias) and the USA (John Loy), because scientists from these countries are the main leaders in this subject area. The characteristic features and main directions of research in the sociology of sports in each of the above countries are highlighted. It is noted that in the UK traditionally great importance was given to football, which is a national sport in this country. While in the United States, the sociology of sports was initially associated with physical culture and the significance of sports for the process of socialization. These subjects were studied mainly at the country’s leading universities. It is concluded that the modern sociology of sport is a heterogeneous subject field, which includes many different areas of research.

Текст научной работы на тему «СОЦИОЛОГИЯ СПОРТА В ВЕЛИКОБРИТАНИИ И США»

Социология №1 2022

Социология спорта в Великобритании и США

Белозеров Виталий Иванович,

аучный сотрудник кафедры современной социологии социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова E-mail: [email protected]

В статье рассматриваются основные фигуры, с которыми связано становление социологии спорта в Великобритании (Эрик Даннинг, Норберт Элиас) и США (Джон Лой), поскольку ученые из этих стран являются лидерами в данной предметной области. Выделяются характерные черты и основные направления исследований социологии спорта в каждой из вышеназванных стран. Отмечается, что в Великобритании традиционно большое значение уделялось футболу, который в данной стране можно назвать национальным видом спорта. В то время как в США социология спорта изначально была связано с физической культурой и значением спорта для процесса социализации, которые изучались преимущественно в ведущих университетах страны. Делается вывод о том, что современная социология спорта представляет собой неоднородное предметное поле, которое включает в себя множество различных направлений исследований.

Ключевые слова: спорт, социология спорта, футбол, физическая культура, социализация, Эрик Даннинг, Норберт Элиас, Джон Лой.

Социология спорта как область исследований сформировалась в 1960-е годы для изучения «социального поведения в контексте спорта» [11, р. 24], то есть таких фундаментальных социальных явлений, как социализация, социальный контроль, социальный конфликт, социальная стратификация и социальные изменения. Тем не менее, спорт по-прежнему находится на периферии внимания не только социологии, но и других академических дисциплин. Однако социология спорта прошла большой путь, оформились основные направления и центры исследований в данной области.

Анализ спорта как составляющей культуры - это доминирующая тема в социологических исследованиях, которая получила распространение во всех странах, хотя сегодня получают распространение и другие темы. Популярность социологии спорта увеличивается, поскольку продолжается «рост индустрии досуга и активного участия в спорте» [20, р. 8]. Современная социология спорта рассматривается как одна из самых живых и плодотворных областей знания, подверженная постоянным изменениям, однако можно выделить основные направления исследований, которые получили наибольшее распространение.

Примерно с 1970-х годов можно говорить о социологии спорта как самостоятельном направлении социологических исследований, в котором доминируют представители Великобритании и США. В Великобритании интерес к данной теме обусловлен, в первую очередь, традиционно высоким значением спорта в жизни социума. Большой вклад в развитие социологии спорта в Великобритании внесли такие ученые, как Эрик Даннинг и Норберт Элиас.

Элиас уехал из Германии, где учился и сформировался как ученый, после прихода к власти Гитлера и оказал наиболее серьезное влияние на социологию в Великобритании [9, р. 303-319; 18,

5

р. 145-146]. Поэтому, несмотря на свое немецкое происхождение, он рассматривается как представитель английской школы социологии спорта. Его идеи получили в этой области оказались востребованы в Великобритании больше, чем в какой-либо другой из стран, где он жил и работал, тем более что многие работы по данной теме были написаны им совместно с Даннингом [4; 5].

По словам Хорна и Малкольма, одной из первых появившихся «британских» социологических статей о спорте была написана именно Элиасом, а созданная им школа социологии спорта получила название Лестерской, по имени города, в котором Элиас получил свою первую профессорскую должность [9, р. 310]. Тем не менее, его можно назвать межнациональным социологом, которому удалось если не стереть, то хотя бы смягчить границы между социологами в разных странах.

Элиас выступал против границ, в том числе и дисциплинарных, и считал, что разделение таких дисциплин, как социология, психология и биология является неверным. Он предлагал устранить искусственные дисциплинарные барьеры и опираться на междисциплинарный подход, который может помочь увидеть, как переплетаются различные биологические, психологические и социологические аспекты человеческой жизни и достичь более глубокого понимания человеческих обществ [3, р. 96]. При этом Элиас рассматривал спорт как своеобразные модели социального поведения, которые встречаются в общественной жизни.

В основе большинства видов спорта можно найти испытание силы и выявление сильнейшего, то есть конкуренцию, которая «является основной ситуацией, с которой сталкиваются всякий раз, когда люди вступают или оказываются в отношениях с другими людьми... Они составляют нормальную часть всех человеческих взаимоотношений» [3, р. 73]. Но при этом спорт позволяет испытать азарт борьбы без опасностей и рисков, которые могут присутствовать в реальной жизни.

Элиас вообще рассматривал спорт как одну из составляющих процесса «цивилизации», позволившего снизить уровень насилия в обществе [2, р. 57]. Если обратиться к истории, то можно увидеть, что в прошлом была гораздо большая терпимость к физическому насилию, как в обществе, так и в спорте по сравнению с современными временами. Например, серьезные травмы и смертельные случаи не были редкостью, поскольку некоторые народные футбольные игры были не более чем полуинституционализированными драками между соперничающими группами или сообществами [5, р. 179]. Однако постепенно народный футбол, как и кулачные бои и другие формы спортивных состязаний подверглись «цивилизации», что привело к появлению соответствующих правил. Спорт позволял выражать эмоциональные всплески, неприемлемые в других сферах повседневной жизни, способствуя распространению контроля над агрессией. Элиас считал, что произошел переход от аффективного, то есть доставляющего удовольствие, к инструментальному/рациональному насилию, то есть насилие больше не «используется как самоцель, но как средство для достижения долгосрочной цели - победы» [5, р. 229]. В частности, в британском футболе отмечалось стремительное снижение уровня насилия, что Элиас объяснял развитием цивилизационно-го процесса. Однако с начала 1960-х годов появилось футбольное хулиганство, то есть насилие было перенесено с футбольного поля на трибуны.

Элиас считал, что такое явление, как футбольное хулиганство можно объяснить тем, что параллельно с «цивилизацией» спорта происходила его «демократизация», то есть включение в спортивные практики широких слоев населения. Описывая развитие спорта в Великобритании, Джулианотти, во многом опираясь на Элиаса, писал: «Возникновение современного спорта тесно связано с социальными отношениями между британскими высшими и средними классами и группами, нахо-

6

дящимися ниже в социальной структуре как дома, так и за рубежом («аутсайдеры»)» [18, р. 152]. «Цивилизованные» высший и средний классы использовали спортивные ритуалы, чтобы дистанцироваться от «нецивилизованных» посторонних. Крикет и теннис, например, включали различные кодексы цивилизованного поведения в отношении следования правилам, командной работы, подчинения своему капитану и принятия решения «беспристрастной» суверенной фигуры (судьи). Но поскольку спортивные мероприятия обычно устраивались для посторонних или включали в себя эти «нецивилизованные» группы в качестве участников, насилие вернулось в спорт в новых формах, подобных футбольному хулиганству.

Элиас описывал футбольное насилие как «синдром аутсайдера, как форму поведения и чувств, характерную для молодых аутсайдеров, когда они могут собраться вместе и образовать огромную толпу» [2, р. 57], ставшую распространенной, когда большее количество «грубых» мужчин из рабочего класса оказалось вовлечено в спорт. «Грубые» болельщики постепенно вытесняли в футболе более респектабельных зрителей, демонстрируя процесс демократизации в спорте.

С Элиасом сложно согласиться в том, что спорт помогает «цивилизации», пропагандируя контролируемый отказ от эмоций, агрессии и насилия, хотя нельзя не признать, что он внес важный вклад в изучение спортивных состязаний и связанных с ними социальных практик. Впрочем, и сам Эли-ас в поздних работах писал, что «профессионализация и коммерциализация производства досуга привела в таких обществах, как наше, к различным типам непроизвольных... проявлений спонтанности» [1, р. 49], то есть снижению контроля.

В целом, Элиас и Даннинг, в чьих работах спорт всегда занимал видное место, фактически заложили одну из традиций изучения спорта в Великобритании и создали школу социологии спорта в Университете Лестера [18, р.

7]. Впоследствии в ее рамках продолжили работать Патрик Мерфи, Айван Уоддингтон, Кеннет Шэрд, Грант Джар-вье, Джозеф Магуайр, Доминик Мал-кольм, Стюарт Смит, Кен Грин и другие авторы. Если говорить об особенностях развития социологии спорта в Великобритании, то можно выделить следующие аспекты.

Первый связан с преобладанием междисциплинарных исследований, в рамках которых их авторы, представители разных научных дисциплин (не только социологи), изучают социальные аспекты спортивной деятельности.

Вторая отличительная черта находит отражение в тематике публикаций. И здесь в первую очередь следует указать на характерную для английских исследователей проблему футбольного хулиганства. Выше уже упоминалось, что ее разработка связана с работами Даннинга и Элиаса. Последующие «футбольные исследования» акцентируют внимание на особенности вовлеченности в спортивные практики различных социальных групп, включая вопросы участия в них инвалидов. Кроме этой темы, получают освещение проблемы глобализации и коммерциализации футбола, который считается национальным видом спорта в Англии.

Третья особенность находит отражение в наличии довольно хорошо очерченных теоретических рамок социологии спорта в Великобритании. Возможно, это связано с тем, что в отличие от американских исследований этой области, в дискурсе английской социологии спорта изначально преобладала теоретическая модель, нежели эмпирическая. Как отмечает Малколм, именно английские социологи спорта являются лидерами по числу подготовленных учебников по данной дисциплине. Более того, до сих пор большинство социологов, работающих в данной области, связаны с Великобританией [15, р. 150], что объясняет доминирование англоязычных исследований в социологии спорта.

Тем не менее, в Америке формируется свои подходы и темы исследова-

7

ния. В американской социологии проблематика спорта появилась позднее, чем в европейской, так как изначально в США изучали преимущественно в контексте физической культуры. Однако с 1960-х годов началось бурное развитие социологических исследований в данной области. При этом многие американские авторы не видели особой необходимости в том, чтобы опираться на труды европейских мыслителей по той причине, что траектории развития самого спорта в Европе и США были весьма различны. Отличались как организационные механизмы в отношении участия в занятиях спортом и профессиональных спортивных соревнованиях, так и спортивная культура, которая базировалась в Европе больше на коллективизме, а в Северной Америке - на индивидуализме [7].

При этом современные социологи из Северной Америки, которые занимаются теорией спорта, во многом ориентируются на европейских ученых [15, р. 39-40]. Однако есть основания полагать, что социология спорта в США -это изначально самобытное направление, которое постепенно начинает оказывать влияние на развитие исследований во всех странах, способствуя постепенной унификации данной области социологии, или ее «американизации» [20, р. 8], как назвал этот процесс австрийский социолог Отмар Вайс.

Американские социологи Ингхэм и Доннелли считают, что «тема, которая лучше всего отражает миссию социологии спорта в ранний период, это социализация» [10], по крайней мере в Северной Америке. Они указывают, что именно социализация привлекла первых спортивных социологов, поскольку позволяла рассмотреть в контексте спорта гендерные различия, расовые различия, социальную мобильность, профессиональные траектории, субкультуры и многие другие темы, традиционные для американской социологии. Социология спорта в Северной Америке фактически формировалась на основе изучения социальных проблем, актуальных для американского общества.

Социализация стала своеобразной аналитической базой для изучения множества социальных явлений, характерных для спортивной сферы.

На первых порах в США наибольший интерес к спортивной социологии проявили в так называемых «Университетах Большой десятки», которые соперничали между собой в соревнованиях по регби, а также в Чикагском университете. То есть развитие социологии спорта активнее всего шло в академических заведениях, включенных в спортивную жизнь и имеющих возможность ее изучать. И в этом состоит еще одна из особенностей социологии спорта в Северной Америке: она развивалась на базе университетов и колледжей, учащиеся которых занимались спортом и состязались друг с другом. Другая особенность, о которой уже было упомянуто выше, заключается во внимании к социальным проблемам, свойственным американскому обществу.

Лидерами американской социологии спорта на начальном этапе ее развития (1960-1970-е гг.) можно назвать Кеньона, Лоя и Лушена [10, р. 374], которые определяли ее предметное поле в первые десятилетия и видели эту область как сферу эмпирических исследований. На рубеже 1970-1980-х гг. появились теоретические работы, которые связывают с такими авторами, как Инг-хам, Грюно, Харди и Гуттманн [6; 7; 8], которые считали основой для изучения европейскую социологию. Они способствовали, в частности, популяризации в Америке работ Элиаса и Даннинга. С этого момента можно говорить о том, что в американской социологии спорта развиваются не только эмпирические, но и теоретические исследования.

В американской социологии спорта можно выделить три поколения ученых, которые различаются по областям исследования и карьерным траекториям: - те, кто начал заниматься этой областью до ее институционализации на рубеже 1960-1970-х гг., то есть в то время, когда она была достаточно маргинальной, поэтому их можно назвать миссионерами;

- второе поколение, включившееся в работу в начале 1970-х гг. и сделавшее акцент на эмпирических исследованиях, рассматривая социологию спорта как, в первую очередь, прикладное направление; это период активного развития социологии спорта в образовательных учреждениях, поэтому его можно назвать образовательным;

- третье поколение, вышедшее на сцену в 1980-х гг., уделяло гораздо больше внимания теоретической базе, но не забывало и об эмпирических исследованиях; это период наибольшего разнообразия, поэтому его можно назвать специализированным [12, р. 513; 14, р. 97]. Тем не менее, сложно говорить

о каком-либо единстве среди представителей каждого из поколений, поскольку исследования были весьма разнообразными, преемственность между ними можно проследить далеко не всегда. С 1990-х гг. начинается период, который Лой называет международным [12, р. 513] вследствие интернационализации исследований, поэтому с этого времени говорить об американской специфике довольно сложно.

Важнейшим автором для американской социологии спорта является как раз Джон Лой, который стоял у истоков ее формирования в 1960-е гг. и продолжает свою работу до сих пор, хотя сейчас и менее активно, так как находится на пенсии. Необходимо сказать, что он многое сделал для систематизации американских исследований по социологии спорта, публикуя обзорные статьи о том, как развивается данное направление. «Первоначальный интерес к социологии спорта проявили ученые за пределами Северной Америки» [14, р. 92], однако со второй половины 1960-х гг. американские исследователи также начали уделять внимание данной области, что можно объяснить появлением соответствующего комитета в Международной социологической ассоциации.

Необходимо отметить, что социологическое понимание спорта оконча-

тельно оформляется только к середине 1960-х гг. Если до этого времени ученые опирались на широкое толкование спорта как игры, то в современной социологии спорт - это вполне определенный вид игр: структурированный, целенаправленный и соревновательный [16, р. 13-14]. Подобное определение спорта отсылает, в первую очередь, к статье американского социолога Джона Лоя [13], который постарался разобраться с тем, что из себя представляет спорт и каковы основные перспективы его изучения. Лой одним из первых предпринял попытку систематизировать различные определения и пришел к выводу, что для социологии спорт - это:

- особый вид игровой деятельности, который сопровождается демонстрацией физической силы;

- институционализированная игра, жестко формализованная, так как основана на правилах;

- социальный институт, включающий в себя множество организаций, регламентирующих поведение в сфере спорта;

- особая форма социальной активности, или социальная ситуация, предполагающая взаимодействие индивидов [13].

Рассматривая характеристики спорта в различном его понимании, Лой и пришел к выводу о том, что социологическое определение спорта должно показать, что это структурированная правилами, целенаправленная (ориентированная на победу), соревновательная, но при этом игровая физическая активность. И современные определения спорта не сильно отличаются от того, которое Лой сформулировал более 50 лет назад.

Систематизировав идеи Лоя, можно сказать, что спорт включает в себя 4 аспекта, представляющих интерес для социологии:

1) организационный, предполагающий формирование клубов, команд и прочих образований, их финансирование и управление ими, а также проведение различных спортивных мероприятий;

9

2) технологический, включающий как материальное оборудование, так и навыки и знания, которыми обладают не только спортсмены, но также тренеры, врачи и другие участники спортивных состязаний, способные менять сложившиеся паттерны поведения и даже правила в различных видах спорта; 4.

3) символический, который включает, во-первых, различные обычаи, традиции и ритуалы, соблюдение которых представляется довольно важным, во-вторых, атрибутику команд и соревнований, продажа товаров с которой приносит прибыль, как и все виды коммерциализации спорта;

4) образовательный, который тесно связан с технологическим, поскольку предполагает совершенствование различных навыков и приобретение новых знаний, в том числе и во время тренировок.

Лой вместе с Джеральдом Кеньоном 5. в середине 1960-х гг. предложил и свое представление о том, какие направления исследований могут быть наиболее интересными для социологии спорта:

1. Компьютерное моделирование. Несмотря на то, что статья была опу- 6. бликована в 1965 г., авторы посчитали, что технологический прогресс

в отношении компьютеров идет быстрее, чем ожидалось, поэтому компьютерное моделирование может использоваться для изучения социальной динамики команд, развития и упадка отдельных видов спорта, 7. а также поведения зрителей.

2. Моделирование игровых ситуаций. Предполагалось, что интерес будет представлять моделирование среды, окружающей игру, что позволило бы найти компромисс между неконтролируемыми фактическими условиями и искусственными лабораторными экспериментами для изучения возможных паттернов поведения в различных ситуациях.

3. Междисциплинарные исследования. Поскольку спорт активно изучали 8. не только социологи, но также фи-

зиологи и психологи, то совместная работа могла бы привести к новым знаниям, поскольку очевидно, что максимальные спортивные результаты не могут быть объяснены только физиологией, поскольку необходимо учитывать множество различных факторов.

Разработка моделей социального развития. Построение статических и динамических моделей (уже не игровых ситуаций, как во втором пункте) могло бы стать основой для описания и объяснения значения спорта для отдельных индивидов и социальных групп. В частности, можно было бы попробовать предсказать, какое времяпрепровождения (интеллектуальное или физическое, возможно, связанное с конкретным видом спорта) будет пользоваться наибольшей популярностью у каких-либо социальных групп.

Межнациональные и межкультурные исследования. Их главную функцию авторы видели в том, чтобы понять, могут ли сформулированные теории и законы распространяться на другие страны и другие культуры. Теория игр. Продолжение теории игр, которая не заинтересовала исследователей, изучающих спорт, в значительной степени, но может быть основательно разработана в сфере спорта, а впоследствии использована и для других областей общественной жизни. Значение спорта и физической активности как досуга. Эта тема рассматривалась как одна из самых перспективных, поскольку к тому времени результаты ряда исследований уже были представлены на национальных и международных конференциях. Предполагалось, что она потребует сбора большего количества эмпирических данных, то есть будет преимущественно направлением эмпирических исследований.

Социальные изменения и спорт. Отмечая быстроту социальных из-

менений, авторы указывали на то, что в обществе происходит быстрое изменение не только ценностей, но и социальных институтов. Многие из этих изменений ярко манифестируются в сфере спорта и могут помочь объяснить процессы, происходящие в обществе [11, р. 68-69]. Современная американская социология спорта, как ее характеризует Лой, представляет собой совокупность исследований по самым разным темам, лишенным какого-либо методологического единства [12, р. 513]. В фокусе внимания ученых оказываются исследования спортивных субкультур, медиа и кинематографии, а также расовой и этнической принадлежности спортсменов, гендер и сексуальность, идентичность и многие другие вопросы. Но, по мнению Лоя, американской социологии спорта катастрофически не хватает обобщений (в частности, об отношениях между спортом и обществом), и их разработка может сегодня рассматриваться как одна из основных задач. Речь идет, например, о выявлении фундаментальных характеристик и аспектов спорта, которые могут быть проанализированы на основе теорий социального взаимодействия и социальной структуры. На сегодняшней день увидеть связь исследований спорта с общей социологической теорией довольно сложно, поэтому Лой и говорит лишь о совокупности разрозненных исследований, которым не хватает обобщений. В современном обществе наблюдается «тенденция к стандартизации и глобализации спортивных практик» [17], поэтому вполне могут быть предприняты попытки выявления характерных черт современного спорта.

Таким образом, Элиас закладывает традицию рассмотрения спорта в качестве важного элемента культуры большинства обществ. Однако затем наблюдается доминирование американских исследований, преимущественно эмпирических [16, р. 4-7]. Поэтому современная социология спорта во многом может рассматриваться преимущественно как американский про-

ект, поскольку именно авторы из США и Канады определяют основные направления современных исследований [19, р. 1049-1050]. Специфика социологии спорта в США заключается в том, что она возникла позднее, чем в Европе (в конце 1960-х - начале 1970-х гг.) всегда была тесно переплетена с социальными проблемами, волновавшими американское общество.

В целом, очевидно, что социология спорта в каждой отдельной стране имеет свои уникальные особенности, поскольку «ни наука, ни спорт не существуют в вакууме; на них влияет общество, частью которого они являются» [20, р. 10], но именно в США это проявилось наиболее отчетливо.

Главными исследовательскими центрами на сегодняшний день являются:

1) в Европе - Университет Лоуборо, Лидский университет Беккета, Университет Брайтона и Даремский университет в Великобритании, а также Норвежский институт спорта;

2) в Северной Америке - Альбертский университет, Университет Британской Колумбии, Университет Оттавы и Университет Торонто [19, р. 10341036].

Однако исследования, которые проводятся в Норвегии, не получили столь широкого освещения, как другие, поэтому их влияние на международное научное сообщество значительно слабее, и можно утверждать, что основные исследования по спорту в современной социологии проводятся в Великобритании, США и Канаде.

Социология спорта стала достаточно быстроразвивающейся областью знания в XXI веке, однако исследовательские центры расположены преимущественно в трех вышеназванных странах, поэтому и можно говорить о том, что это преимущественно англоамериканский проект.

Тем не менее, социологические исследования спорта в Европе и Северной Америке имеют существенные различия, поскольку являются результатами разного социального и культурного

11

контекста, который становится очевиден при проведении сравнительного анализа. По словам Гуттманна, ключом к пониманию различий между британской и американской социологией спорта может быть особая конфигурация спортивной культуры по разные стороны Атлантики [7], которая определяет интерес к тем или иным темам.

Тем самым, современную социологию спорт нельзя рассматривать как методологически единую дисциплину, поскольку «существуют важные различия» [15, р. 33] между основными исследовательскими центрами, которые признаются большей частью научного сообщества. Хотя в последние годы в американской социологии спорта также наблюдается переход от количественных исследованиям к качественным, которые прежде были более характерны для Европы.

В частности, Тиан и Вайс считают, что существует определенный консенсус относительно наиболее востребованных направлений исследований [19, р. 1038]. С их точки зрения, современную социологию спорта можно охарактеризовать следующим образом:

- продолжает набирать популярность гендерная проблематика, которая лучше разработана в США, чем в Европе, хотя современные исследования спорта по-прежнему представляют собой англо-американский проект;

- культура чаще анализируется в Европе, часто в контексте тела и ген-дера (что может объяснить меньшее распространение чисто гендерных исследований в Европе), хотя также популярны и исследования футбола, который всегда играл важную роль в развитии этой области в Великобритании, в том числе и через изучение футбольного хулиганства;

- по обе стороны океана значительно вырос интерес к идентичности, которая также зачастую связывается с телом и здоровым образом жизни, причем здоровье все чаще становится предметом обсуждения в исследованиях по спорту;

- политические аспекты широко представлены как в европейских, так и в американских исследованиях спорта, которые рассматривают то, как власть и идеология проявляются в различиях и неравенстве; эта тема стабильно вызывает интерес ученых в Европе, а в Северной Америке ее востребованность даже растет;

- медиа и их роль в спорте в целом больше важны для европейских социологов, в то время как американские рассматривают СМИ преимущественно в контексте гендера или расы [19].

Однако Тиан и Вайс также считают, что есть темы, по которым можно выявить существенные различия: в Европе уделяют больше внимания молодежи, а также спорту в контексте глобализации, в то время как в США чаще рассматривают «спортивное потребление» в капиталистическом обществе и повседневную физическую активность в контексте предотвращения проблем со здоровьем, в первую очередь, ожирения [19, p. 1038-1039].

При этом необходимо понимать, что и европейская социология спорта не является единой, она «характеризуется неоднородностью и разнообразием» [20, p. 7], у нее появляются новые направления исследований. В частности, все больший интерес представляют исследования спорта как средства культурного диалога, учитывая этническое и культурное разнообразие населения Европы. Социология спорта, с одной стороны, динамичная область исследований, которая, с другой стороны, также демонстрирует некоторую стабильность в отношении наиболее востребованных тем.

Литература

1. Elias N. Spontaneity and self-consciousness // Excitement Processes: Norbert Elias's Unpublished Works on Sports, Leisure, Body, Culture / ed. by J. Haut, P. Dolan, D. Reicher and R. Sánchez García. Springer: Wiesbaden, 2019.

2. Elias N. The Germans. Cambridge: Polity, 1986.

3. Elias N. What is Sociology? London: Hutchinson, 1978.

4. Elias N., Dunning E. Dynamics of sports groups with special reference to football // British Journal of Sociology. 1966. Vol. 17. No. 4.

5. Elias N., Dunning E. Quest for excitement - Sport and leisure in the civilizing process. Oxford: Basil Blackwell, 1986.

6. Gruneau R. Review of "Surfing subcultures of Australia and New Zealand" // ICSS Bulletin 21. 1981.

7. Guttmann A. From ritual to record: A retrospective critique // Sport History Review. 2001. Vol. 32. No. 1.

8. Hardy S., Ingham A. Games, structures, and agency: Historians on the American play movement // Journal of Social History. 1983. Vol. 17. No. 2.

9. Horne J., Malcolm D. Sociology of Sport: United Kingdom. Sociology of Sport: A Global Subdiscipline in Review / ed. by K. Young. (Research in the Sociology of Sport. Vol. 9). Bing-ley: Emerald Publishing Limited, 2016.

10. Ingham A., Donnelly P. A Sociology of North American Sociology of Sport: Disunity in Unity, 1965 to 1996 // Sociology of Sport Journal. 1997. Vol. 14. No. 4.

11. Kenyon G.S., Loy J.W. Toward a Sociology of Sport // Journal of Health, Physical Education, Recreation. 1965. Vol. 36. No. 5.

12. Loy J.W. Assessing the sociology of sport: On theory and method // International Review for the Sociology of Sport. 2015. Vol. 50. No. 4-5.

13. Loy J.W. The Nature of Sport: A Definitional Effort // Quest. 1968. Vol. 10. No. 1.

14. Loy J.W., Kenyon G.S., Mcpherson B.D. The Emergence and Development of the Sociology of Sport as an Academic Specialty // Research Quarterly for Exercise and Sport. 1980. Vol. 51. No. 1.

15. Malcolm D. Sport and Sociology. London; New York: Routledge, Taylor & Francis Group, 2012.

16. Malcolm D. The social construction of the sociology of sport: A professional

Project // International Review for the Sociology of Sport. 2014. V.49 (1).

17. Renson R. The cultural dilemma of traditional games // Dimensions in Fields of Play ed. by M.C. Duncan, G. Chick and A. Aycock. Greenwich: Ablex, 1998.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Sport and Modern Social Theorists: Theorizing Homo Ludens / ed. by R. Giulianotti. New York: Palgrave Macmillan, 2004.

19. Tian E., Wise N. An Atlantic divide? Mapping the knowledge domain of European and North American-based sociology of sport, 2008-2018 // International Review for the Sociology of Sport. 2020. Vol. 55. No. 8.

20. Weiss O. Perspectives on the sociology of sport in Europe // European Journal for Sport and Society. 2004. Vol. 1. No. 1.

SOCIOLOGY OF SPORTS IN GREAT BRITAIN AND IN THE USA

Belozerov V.I.

Lomonosov Moscow State University

The article discusses the main figures associated with the formation of the sociology of sports in the UK (Eric Dunning, Norbert Elias) and the USA (John Loy), because scientists from these countries are the main leaders in this subject area. The characteristic features and main directions of research in the sociology of sports in each of the above countries are highlighted. It is noted that in the UK traditionally great importance was given to football, which is a national sport in this country. While in the United States, the sociology of sports was initially associated with physical culture and the significance of sports for the process of socialization. These subjects were studied mainly at the country's leading universities. It is concluded that the modern sociology of sport is a heterogeneous subject field, which includes many different areas of research.

Keywords: sport, sociology of sport, football, physical education, socialization, Eric Dunning, Norbert Elias, John Loy.

References

1. Elias N. Spontaneity and self-consciousness // Excitement Processes: Norbert Elias's Unpublished Works on Sports,

13

Leisure, Body, Culture / ed. by J. Haut, P. Dolan, D. Reicher and R. Sánchez García. Springer: Wiesbaden, 2019.

2. Elias N. The Germans. Cambridge: Polity, 1986.

3. Elias N. What is Sociology? London: Hutchinson, 1978.

4. Elias N., Dunning E. Dynamics of sports groups with special reference to football // British Journal of Sociology. 1966. Vol. 17. No. 4.

5. Elias N., Dunning E. Quest for excitement -Sport and leisure in the civilizing process. Oxford: Basil Blackwell, 1986.

6. Gruneau R. Review of "Surfing subcultures of Australia and New Zealand" // ICSS Bulletin 21. 1981.

7. Guttmann A. From ritual to record: A retrospective critique // Sport History Review. 2001. Vol. 32. No. 1.

8. Hardy S., Ingham A. Games, structures, and agency: Historians on the American play movement // Journal of Social History. 1983. Vol. 17. No. 2.

9. Horne J., Malcolm D. Sociology of Sport: United Kingdom. Sociology of Sport: A Global Subdiscipline in Review / ed. by K. Young. (Research in the Sociology of Sport. Vol. 9). Bingley: Emerald Publishing Limited, 2016.

10. Ingham A., Donnelly P. A Sociology of North American Sociology of Sport: Disunity in Unity, 1965 to 1996 // Sociology of Sport Journal. 1997. Vol. 14. No. 4.

11. Kenyon G.S., Loy J.W. Toward a Sociology of Sport // Journal of Health, Physical Education, Recreation. 1965. Vol. 36. No. 5.

12. Loy J.W. Assessing the sociology of sport: On theory and method // International Review for the Sociology of Sport. 2015. Vol. 50. No. 4-5.

13. Loy J.W. The Nature of Sport: A Definitional Effort // Quest. 1968. Vol. 10. No. 1.

14. Loy J.W., Kenyon G.S., Mcpherson B.D. The Emergence and Development of the Sociology of Sport as an Academic Specialty // Research Quarterly for Exercise and Sport. 1980. Vol. 51. No. 1.

15. Malcolm D. Sport and Sociology. London; New York: Routledge, Taylor & Francis Group, 2012.

16. Malcolm D. The social construction of the sociology of sport: A professional Project // International Review for the Sociology of Sport. 2014. V.49 (1).

17. Renson R. The cultural dilemma of traditional games // Dimensions in Fields of Play ed. by M.C. Duncan, G. Chick and A. Aycock. Greenwich: Ablex, 1998.

18. Sport and Modern Social Theorists: Theorizing Homo Ludens / ed. by R. Giulianotti. New York: Palgrave Macmillan, 2004.

19. Tian E., Wise N. An Atlantic divide? Mapping the knowledge domain of European and North American-based sociology of sport, 2008-2018 // International Review for the Sociology of Sport. 2020. Vol. 55. No. 8.

20. Weiss O. Perspectives on the sociology of sport in Europe // European Journal for Sport and Society. 2004. Vol. 1. No. 1.

14

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.