Учебные программы
СОЦИОЛОГИЯ РЫНКОВ Радаев Вадим Валерьевич
Email: radaev@hse.ru
Курс читается на совместной магистерской программе ГУ-ВШЭ и МВШСЭН «Комплексный социальный анализ» в качестве элективного курса (первый год обучения, весенний семестр).
Продолжительность курса: 43 аудиторных часа (14 недель), в том числе: 30 часов лекций и 13 часов семинарских занятий.
Цель курса - дать систематизированное представление о концептуальных направлениях социологии рынков как ключевого направления современной экономической социологии; представить набор экономико-социологических инструментов для эмпирического исследования российских рынков.
ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ КУРСА
1. Рынок как идеальная модель и форма хозяйства
2. Анализ рынка в современной экономической социологии
3. Конкуренция как социально укорененный процесс
4. Основные структуры рынка
5. Основные институты рынка
6. Деловые стратегии и концепции контроля над рынком
7. Институциональная динамика: возникновение новых правил
8. Деформализация и формализация деятельности участников рынка
9. Структурная динамика рынка и изменение конкурентной ситуации
10. Деловые стратегии в меняющейся конкурентной ситуации
11. Сравнительные издержки легальных и полулегальных схем ведения бизнеса
12. Параллельные институциональные режимы и институциональные компромиссы
13. Построение новых деловых конвенций на рынке
14. Борьба с параллельным импортом и контрафактной продукцией
15. Деловые ассоциации и принципы экономической политики
БАЗОВОЕ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
Радаев В.В. Социология рынков: к формированию нового направления. М.: ГУ-ВШЭ, 2003. Тема 1. Рынок как идеальная модель и форма хозяйства
Рынок в политической экономии и неоклассической экономической теории. Общее понятие рынка и его основные элементы. Рынок как историческая форма интеграции хозяйства. Проблема фиктивных товаров. Сопротивление общества рыночным отношениям. Государственное регулирование рынка, его функции и специфика. Социальное регулирование рынка.
Поланьи К. Экономика как институционально оформленный процесс // Экономическая социология. 2002. Т. 3. № 2. С. 62-73 (http://www.ecsoc.msses.ru).
Радаев В.В. Социология рынков: к формированию нового направления. М.: ГУ-ВШЭ, 2003. Гл. 1.
Swedberg R. Markets as Structures // The Handbook of Economic Sociology / Ed. by N. Smelser, R. Swedberg. Princeton: Princeton University Press, 1994. Р. 255-267.
Дополнительная литература
Поланьи К. Великая трансформация: политические и экономические истоки нашего времени. СПб.: Алетейя, 2002. Гл. 6; или Поланьи К. Саморегулирующийся рынок и фиктивные товары: труд земля и деньги // THESIS. 1993. Т. 1. Вып. 2. C. 10-17 (http://www.hse.ru/science/igiti/thesis.shtml).
Радаев В.В. Формирование новых российских рынков: трансакционные издержки, формы контроля и деловая этика. М.: Центр политических технологий, 1998. Гл. 1 (http://www.ecsoc.ru).
Радаев В.В. Рынок как идеальная модель и форма хозяйства: к новой социологии рынков // Социологические исследования. 2003. № 9. С. 18-29.
Эрроу К. Возможности и пределы рынка как механизма распределения ресурсов // THESIS. 1993. Т. 1. Вып. 2. C. 53-68 (http://www.hse.ru/science/igiti/thesis.shtml).
Block F. The Role of the State in the Economy // The Handbook of Economic Sociology / Ed. by N. Smelser, R. Swedberg. Princeton: Princeton University Press, 1994. Р. 691-710. См. также перевод: Блок Ф. Роли государства в хозяйстве // Западная экономическая социология: хрестоматия современной классики / Сост. и науч. ред. В.В. Радаев; Пер. М.С. Добряковой и др. М.: РОССПЭН, 2004. С. 659-699.
Frye T., Shleifer A. The Invisible Hand and the Grabbing Hand // American Economic Review. Papers and Proceedings. 1997. Vol. 87. No. 2. Р. 354-358
Weber M. Economy and Society. Vol. I. Berkeley: University of California Рress, 1978. Ch. 2. Р. 63-85. См. также перевод: Вебер М. Социологические категории экономического действия // Западная экономическая социология: хрестоматия современной классики / Сост. и науч. ред. В.В. Радаев; Пер. М.С. Добряковой и др. М.: РОССПЭН, 2004. С. 59-81.
Тема 2. Анализ рынка в современной экономической социологии
Рынок как социальная конструкция. Сетевой подход к анализу рынка. Случайные и укорененные сетевые связи. Неоинституциональный подход к анализу рынка. Понятие правил. Формирование организационных полей. Выработка конвенций координации. Социокультурный подход к анализу рынков. Когнитивные, ценностные и символические аспекты рыночной культуры.
Основная литература
Аболафия М. Рынки как культуры: этнографический подход // Экономическая социология. 2003. Т. 4. № 2. С. 63-72 (http://www.ecsoc.msses.ru); или Западная экономическая
социология: хрестоматия современной классики / Сост. и науч. ред. В.В. Радаев; Пер. М.С. Добряковой и др. М.: РОССПЭН, 2004. С. 419-444.
Радаев В.В. Социология рынков: к формированию нового направления. М.: ГУ-ВШЭ, 2003. Гл. 2.
Fligstein N. Architecture of Markets: An Economic Sociology of Twenty-First-Century Capitalist Societies. Princeton: Princeton University Press, 2001. P. 15-20.
Swedberg R. Markets as Structures // The Handbook of Economic Sociology / Ed. by N. Smelser, R. Swedberg. Princeton: Princeton University Press, 1994. Р. 267-274.
Дополнительная литература
Грановеттер М. Экономическое действие и социальная структура: проблема укорененности // Экономическая социология. 2002. Т. 3. № 3. С. 44-58 (http://www.ecsoc.msses.ru); или Западная экономическая социология: хрестоматия современной классики / Сост. и науч. ред. В.В. Радаев; Пер. М.С. Добряковой и др. М.: РОССПЭН, 2004. С. 131-158.
Зелизер В. Создание множественных денег // Экономическая социология. 2002. Т. 3. № 3. С. 58-72 (http://www.ecsoc.msses.ru); или Западная экономическая социология: хрестоматия современной классики / Сост. и науч. ред. В.В. Радаев; Пер. М.С. Добряковой и др. М.: РОССПЭН, 2004. С. 413-430.
Пауэлл У., Смит-Дор Л. Сети и хозяйственная жизнь // Экономическая социология. 2003. Т. 4. № 3. С. 61-105 (http://www.ecsoc.msses.ru); или Западная экономическая социология: хрестоматия современной классики / Сост. и науч. ред. В.В. Радаев; Пер. М.С. Добряковой и др. М.: РОССПЭН, 2004. С. 226-280.
Радаев В.В. Рынок как объект социологического исследования // Социологические исследования. 1999. № 3. С. 28-37.
Радаев В. В. Основные направления развития современной экономической социологии // Экономическая социология: новые подходы к институциональному и сетевому анализу / Сост. и науч. ред. В.В. Радаев. М.: РОССПЭН, 2002. С. 3-18.
Радаев В. В. Рынок как идеальная модель и форма хозяйства: к новой социологии рынков // Социологические исследования. 2003. № 9. C. 18-29.
Тевено Л. Организованная комплексность: нормы координации и структура экономических преобразований // Экономическая социология: новые подходы к институциональному и сетевому анализу / Сост. и науч. ред. В.В. Радаев. М.: РОССПЭН, 2002. С. 19-46; или Западная экономическая социология: хрестоматия современной классики / Сост. и науч. ред. В.В. Радаев; Пер. М.С. Добряковой и др. М.: РОССПЭН, 2004. С. 281-302.
Abolafia M. Making Markets, Opportunism and Restraints on Wall Street. Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1996. P. 14-37.
Lie J. Sociology of Markets // Annual Review of Sociology. 1997. Vol. 23. Р. 341-360.
Uzzi B. The Sources and Consequances of Embeddedness for the Economic Performance of Organizations: The Network Effect // American Sociological Review. 1996. Vol. 61. Р. 674-698.
White H.C. Markets from Networks: Socioeconomic Models of Production. Princeton: Princeton University Press, 2002.
Тема 3. Конкуренция как социально укорененный процесс
Общее понятие конкуренции. Поведенческий и структурный подходы к конкуренции.
Экономическая и неэкономическая конкуренция. Модели совершенной и несовершенной
конкуренции. Динамическая модель конкуренции. Конкуренция как естественный отбор.
Конкуренция как поддержание социальных контактов. Конкуренция как установление
согласованного порядка. Конкуренция как символическая борьба. Конкуренция как
поддержание границ.
Основная литература
Радаев В.В. Социология рынков: к формированию нового направления. М.: ГУ-ВШЭ, 2003. Гл. 3.
Хайек Ф.А. Индивидуализм и экономический порядок. М.: Изограф, 2000. С. 102-114 (http://www.libertarium.ru/libertarium/10063).
Дополнительная литература
Гальперин В. М., Игнатьев С. М., Моргунов В.И. Микроэкономика. СПб.: Экономическая школа, 2002. Т. 2. С. 18-22.
Радаев В. В. Что такое экономическое действие? // Экономическая социология. 2002. Т. 3. № 5. C. 18-25 (http://www.ecsoc.msses.ru).
Радаев В.В. Что такое конкуренция? // Экономическая социология. 2003. Т. 4. № 2. С. 16-25 (http://www.ecsoc.msses.ru).
Abolafia M., Biggart N.W. Competition and Markets: An Institutional Perspective // Socio-Economics: Toward a New Synthesis / Ed. by A. Etzioni, P.P. Lawrence. Armonk, N.Y.: M.E. Sharpe, 1991. P. 211-232.
Aldrich H. Entrepreneurial Strategies in New Organizational Populations // Enterpreneurship. An Interdisciplinary Perspective / Ed. by R. Swedberg. Oxford: Oxford University Press, 2000. P. 211-228. См. также перевод: Олдрич Х. Предпринимательские стратегии в новых организационных популяциях // Западная экономическая социология: хрестоматия современной классики / Сост. и науч. ред. В.В. Радаев; Пер. М.С. Добряковой и др. М.: РОССПЭН, 2004. С. 211-225.
Slater D. Capturing Market From the Economists // Cultural Economy: Cultural Analysis and Commercial Life / Ed. by P. Du Gay, M. Pryke. London, Thousand Oaks: Sage Publications, 2002. P. 59-77.
WeberМ. Economy and Society. Vol. I. Berkeley: University of California Press, 1978. P. 38-40.
Тема 4. Основные структуры рынка
Основные структурные элементы рынка. Капитал как основная форма ресурсов. Формы капитала. Предприятие и бизнес как организационные структуры. Понятие деловых связей. Стратегические альянсы, деловые сети и деловые ассоциации. Основные характеристики деловых сетей. Структурная автономия участников рынка.
Пауэлл У., Смит-Дор Л. Сети и хозяйственная жизнь // Экономическая социология. 2003. Т. 4. № 3. С. 61-105 (http://www.ecsoc.msses.ru); или Западная экономическая социология: хрестоматия современной классики / Сост. и науч. ред. В.В. Радаев; Пер. М.С. Добряковой и др. М.: РОССПЭН, 2004. С. 226-280.
Радаев В.В. Социология рынков: к формированию нового направления. М.: ГУ-ВШЭ, 2003. Гл. 4.
Дополнительная литература
Бурдье П. Формы капитала // Экономическая социология. 2002. Т. 3. № 5. C. 60-74 (http://www.ecsoc.msses.ru); или Западная экономическая социология: хрестоматия современной классики / Сост. и науч. ред. В.В. Радаев; Пер. М.С. Добряковой и др. М.: РОССПЭН, 2004. С. 519-536.
Радаев В.В. Понятие капитала, формы капиталов и их конвертация // Общественные науки и современность. 2003. № 2. С. 5-17; или Экономическая социология. 2002. Т. 3. № 4. C. 20-32 (http://www.ecsoc.msses.ru).
Радаев В.В. Экономическая социология: курс лекций. М.: Аспект Пресс, 1997. Гл. 8 (http://www.ecsoc.ru).
Старк Д. Гетерархия: неоднозначность активов и организация разнообразия // Экономическая социология: новые подходы к институциональному и сетевому анализу / Сост. и науч. ред. В.В. Радаев. М.: РОССПЭН, 2002. С. 47-95; или Экономическая социология. 2001. Т. 2. № 2. С. 115-132 (http://www.ecsoc.msses.ru). Оригинал см.: Экономическая социология. 2000. Т. 1. № 2. С. 7-36.
Уайт Х. Рынки и фирмы: взаимообусловленное возникновение // Экономическая социология: новые подходы к институциональному и сетевому анализу / Сост. и науч. ред. В.В. Радаев. М.: РОССПЭН, 2002. C. 96-118.
Burt R.S. On Social Structure of Competition // Explorations in Economic Sociology / Ed. by R. Swedberg. New York: Russell Sage Foundation, 1993. Р. 65-103.
Granovetter M. Business Groups // The Handbook of Economic Sociology / Ed. by N. Smelser, R. Swedberg. Princeton: Princeton University Press, 1994. Р. 453-475.
Perrow C. Small Firm Networks // Explorations in Economic Sociology / Ed. by R. Swedberg. New York: Russell Sage Foundation, 1993. Р. 377-402.
Тема 5. Основные институты рынка
Правила поведения и правила контроля. Основные институциональные элементы рынка.
Понятие прав собственности. Формальные и неформальные притязания на ресурсы и
доходы. Понятие управленческих схем. Институциональная интеграция организационных
структур. Понятие правил обмена. Поиск и подбор деловых партнеров. Заключение и
поддержание деловых соглашений. Различия формальных и неформальных институтов.
Правила общего и индивидуального уровня. Причины возникновения неформальных правил.
Основная литература
Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М.: Начала, 1997. С. 56-75.
Радаев В.В. Социология рынков: к формированию нового направления. М.: ГУ-ВШЭ, 2003. Гл. 5.
Флигстин Н. Рынки как политика: политико-культурный подход к рыночным институтам // Экономическая социология. 2003. Т. 4. № 1. С. 45-63 (http://www.ecsoc.msses.ru); или Западная экономическая социология: хрестоматия современной классики / Сост. и науч. ред. В.В. Радаев; Пер. М.С. Добряковой и др. М.: РОССПЭН, 2004. С. 185-210.
Дополнительная литература
Волков В.В. Силовое предпринимательство. СПб.: ЕУСПб, Летний сад, 2002. Гл. 3. С. 59-90; или Экономическая социология. 2002. Т. 3. № 2. C. 18-43 (http://www.ecsoc.msses.ru).
Паппе ЯШ. Олигархи. Экономическая хроника. 1992-2000. М.: ГУ-ВШЭ, 2000. C. 25-37 (http://www.libertarium.ru/libertarium/lib_oligarches).
Радаев В.В. Неформальная экономика и внеконтрактные отношения в российском бизнесе // Неформальная экономика: Россия и мир / Под ред. Т. Шанина. М.: Логос, 1999. С. 3560; или Радаев В.В. Формирование новых российских рынков: трансакционные издержки, формы контроля и деловая этика. М.: Центр политических технологий, 1998. Гл. 2. С. 107-146 (http://www.ecsoc.ru).
Радаев В. В. О роли насилия в современных деловых отношениях // Вопросы экономики. 1998. № 10. C. 81-100; или Радаев В.В. Формирование новых российских рынков: трансакционные издержки, формы контроля и деловая этика. М.: Центр политических технологий, 1998. Гл. 3 (http://www.ecsoc.ru).
Уильямсон О.И. Вертикальная интеграция производства: соображения по поводу неудач рынка // Теория фирмы / Сост.и общ.ред. В.М. Гальперин. СПб.: Экономическая школа, 1995. С. 411-442.
Шаститко А.Е. Неоинституциональная экономическая теория. М.: ТЕИС, 1998. С. 95-98.
Fligstein N. Architecture of Markets: An Economic Sociology of Twenty-First-Century Capitalist Societies. Princeton: Princeton University Press, 2001. P. 28-35.
Hodgson G.M. Economics and Evolution. Ann Arbor: University of Michigan Press, 1996. P. 172-187. Тема 6. Деловые стратегии и концепции контроля над рынком
Понятие хозяйственного действия и схема его исследования. Структура хозяйственной мотивации. Экономические интересы, культурно-нормативные схемы и формы принуждения. Понятие стратегического действия. Принципы действия и стратегический выбор. Основные элементы деловой стратегии. Понятие концепций контроля, их отличие от деловых стратегий. Борьба за утверждение концепций контроля и способы их распространения.
Основная литература
Радаев В.В. Социология рынков: к формированию нового направления. М.: ГУ-ВШЭ, 2003. Гл. 6.
Старк Д. Гетерархия: неоднозначность активов и организация разнообразия // Экономическая социология: новые подходы к институциональному и сетевому анализу / Сост. и науч. ред. В.В. Радаев. М.: РОССПЭН, 2002. С. 83-89; или Экономическая социология. 2001. Т. 2. № 2. С. 115-132 (http://www.ecsoc.msses.ru).
Вебер М. Основные социологические понятия // Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. С. 602-603, 625-626.
Вебер М. Основные социологические понятия // Теоретическая социология: Антология / Сост. и ред. С.П. Баньковская. М.: Книжный дом «Университет», 2002. Ч. 1. С. 70-146 (http://www.sociologica.ru/weber2.pdf).
Радаев В. В. Экономическая социология: курс лекций. М.: Аспект Пресс, 1997. Гл. 4 (http://www.ecsoc.ru).
Радаев В.В. Еще раз о предмете экономической социологии // Социологические исследования. 2002. № 7. С. 3-14. или Экономическая социология. 2002. Т. 3. № 3. С. 21-34 (http://www.ecsoc.msses.ru).
Тевено Л. Организованная комплексность: нормы координации и структура экономических преобразований // Экономическая социология: новые подходы к институциональному и сетевому анализу / Сост. и науч. ред. В.В. Радаев. М.: РОССПЭН, 2002. С. 19-46; или Западная экономическая социология: хрестоматия современной классики / Сост. и науч. ред. В.В. Радаев; Пер. М.С. Добряковой и др. М.: РОССПЭН, 2004. С. 281-302.
Флигстин Н. Поля, власть и социальные навыки: критический анализ новых институциональных течений // Экономическая социология: новые подходы к институциональному и сетевому анализу / Сост. и науч. ред. В.В. Радаев. М.: РОССПЭН, 2002. C. 119-156; или Экономическая социология. 2001. Т. 2. № 4. С. 2855 (http://www.ecsoc.msses.ru).
Флигстин Н. Рынки как политика: политико-культурный подход к рыночным институтам // Экономическая социология. 2003. Т. 4. № 1. С. 45-63 (http://www.ecsoc.msses.ru); или Западная экономическая социология: хрестоматия современной классики / Сост. и науч. ред. В.В. Радаев; Пер. М.С. Добряковой и др. М.: РОССПЭН, 2004. С. 185-210.
Эльстер Ю. Социальные нормы и экономическая теория // THESIS. 1993. Т. 1. Вып. 3. С. 7391 (http://www.hse.ru/science/igiti/thesis.shtml).
Dobbin F. Forging Industrial Policy. Cambridge: Cambridge University Press, 1994. P. 213-231.
Schelling T. The Strategy of Conflict. Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1960. P. 3-10.
Тема 7. Институциональная динамика: возникновение новых правил
Источники возникновения институтов. Импорт институтов и выбор институциональных
образцов. Институциональная инерция и эффект замыкания. Целенаправленный отбор и
стихийное возникновение новых правил. Порядок согласованного введения и утверждения
новых правил. Разрыв между старыми и новыми правилами. Эффективность институтов.
Ограниченность критерия экономии трансакционных издержек.
Основная литература
Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М.: Начала, 1997. С. 108-134.
Радаев В.В. Социология рынков: к формированию нового направления. М.: ГУ-ВШЭ, 2003. Гл. 7.
Fligstein N. Architecture of Markets: An Economic Sociology of Twenty-First-Century Capitalist Societies. Princeton: Princeton University Press, 2001. P. 28-35.
Де Сото Э. Иной путь. Невидимая революция в третьем мире. М.: Catalaxy, 1995. Ч. 1 (http://www.libertarium.ru/libertarium/way).
Олейник А.Н. Институциональная экономика: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2000. С.187-228.
Нельсон Р., Уинтер С. Эволюционная теория экономических изменений. М.: Финстатинформ, 2000.
Норт Д.К. Институты и экономический рост: историческое введение // THESIS. 1993. Т. 1. Вып. 2. С. 69-91 (http://www.hse.ru/science/igiti/thesis.shtml).
Старк Д. Гетерархия: неоднозначность активов и организация разнообразия // Экономическая социология: новые подходы к институциональному и сетевому анализу / Сост. и науч. ред. В.В. Радаев. М.: РОССПЭН, 2002. С. 47-54; или Экономическая социология. 2001. Т. 2. № 2. С. 115-132 (http://www.ecsoc.msses.ru).
Тамбовцев В.Л. Экономические институты российского капитализма // Куда идет Россия: Кризис институциональных систем / Под ред. Т.И. Заславской. М.: Аспект Пресс, 1999. С. 195-197.
Флигстин Н. Поля, власть и социальные навыки: критический анализ новых институциональных течений // Экономическая социология: новые подходы к институциональному и сетевому анализу / Сост. и науч. ред. В.В. Радаев. М.: РОССПЭН, 2002. C. 119-156; или Экономическая социология. 2001. Т. 2. № 4. С. 2855 (http://www.ecsoc.msses.ru).
DiMaggio P., Powell W. The Iron Cage Revisited: Institutional Isomorphism and Collective Rationality in Organizational Fields // The New Institutionalism in Organizational Analysis / Ed. by W. Powell, P. DiMaggio. Chicago: University of Chicago Press, 1991. P. 63-82.
Ingram P. Changing the Rules: Interests, Organizations, and Institutional Change in the U.S. Hospitality Industry // The New Institutionalism in Sociology / Ed. by M. Brinton, V. Nee. New York: Russell Sage Foundation, 1998. P. 258-276.
Тема 8. Деформализация и формализация деятельности участников рынка
Проблема отношения к закону. Понятие деформализации правил. Механизм деформализации. Стратегии взаимодействия участников рынка и контролирующих органов. Понятие формализации правил. Механизм формализации. Основы институционального компромисса.
Основная литература
Панеях Э.Л. Формальные правила и неформальные институты и их применение в российской экономической практике // Экономическая социология. 2001. Т. 2. № 4. С. 56-68 (http://www.ecsoc.msses.ru).
Радаев В.В. Социология рынков: к формированию нового направления. М.: ГУ-ВШЭ, 2003. Гл. 8.
Дополнительная литература
Григорьев Л.М., Косарев А.Е. Проблема бегства капитала // Экономический журнал ВШЭ. 2000. Т. 4. № 4. С. 454-474 (http://www.hse.ru/iournals/main.htm).
Капелюшников Р. «Где начало того конца?..» (к вопросу об окончании переходного периода в России) // Вопросы экономики. 2001. № 1. С. 138-156 (http://www.libertarium.ru/libertarium/kapelushworks).
Леденева А. Неформальная сфера и блат: Гражданское общество или (пост)советская корпоративность // Pro et Contra. 1997. Т. 2. № 4. С. 113-124 (http://pubs.carnegie.ru/russian).
Панеях Э. Издержки легальной экономической деятельности: налоговое поведение российских предпринимателей // Конкуренция за налогоплательщика. Исследования по фискальной социологии / Под ред. В.В. Волкова. М.: Московский общественный научный фонд, 2000. С. 26-48.
Радаев В.В. Теневая экономика в России: изменение контуров // Pro et Contra. 1999. Т. 4. № 1. C. 5-24 (http://pubs.carnegie.ru/russian).
Радаев В.В. Деформализация правил и уход от налогов в российской хозяйственной деятельности // Вопросы экономики. 2001. № 6. С. 60-79.
Радаев В. В. Новый институциональный подход и деформализация правил в российской экономике // Экономическая социология: новые подходы к институциональному и сетевому анализу / Сост. и науч. ред. В.В. Радаев. М.: РОССПЭН, 2002. С. 157-209 (http://www.ecsoc.ru).
Радаев В. В. Российский бизнес: на пути к легализации? // Вопросы экономики. 2002. № 1. С. 68-87; или Экономическая социология. 2002. Т. 3. № 1. С. 42-62 (http://www.ecsoc.msses.ru).
Яковлев А.А. Почему в России возможен безрисковый уход от налогов? // Вопросы экономики. 2000. № 11. С. 142-144.
Яковлев А.А. Корпоративное управление и реструктуризация предприятий в России: формальные институты и неформальные интересы собственников // Экономический журнал ВШЭ. 2003. Т. 7. № 2. С. 221-230 (http://www.hse.ru/journals/main.htm).
Hellman J.S., Jones G., Kaufmann D. Seize the State, Seize the Day: State Capture, Corruption and Influence in Transition // World Bank Policy Research Working Paper. 2000. No. 2444.
Hirschman A.O. Exit, Voice, and Loyalty: Response to Decline in Firms, Organizations, and States. Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1970. Р. 1-20, 76-79.
Johnson S., Kaufmann D., Shleifer A. The Unofficial Economy in Transition // Brookings Papers on Economic Activity. 1997. No. 2. P. 159-239.
Тема 9. Структурная динамика рынка и изменение конкурентной ситуации
Основные типы участников рынка и процесс концентрации капитала. История возникновения российских розничных сетей как ведущих участников рынка. Формы интеграции сетевых компаний. Понятие конкурентной ситуации. Основные параметры изменения конкурентной ситуации. Сетевые компании и открытые рынки. Сетевые компании и региональные операторы. Сетевые компании и транснациональные операторы. Конкурентные преимущества транснациональных операторов. Новая торговая революция.
Основная литература
Радаев В.В. Социология рынков: к формированию нового направления. М.: ГУ-ВШЭ, 2003. Гл. 10, Заключение.
Дополнительная литература
Паппе ЯШ. Олигархи. Экономическая хроника. 1992-2000. М.: ГУ-ВШЭ, 2000. C. 25-37 (http://www.libertarium.ru/libertarium/lib oligarches).
Радаев В.В. Изменение конкурентной ситуации на российских рынках (на примере розничных сетей) // Вопросы экономики. 2003. № 7. C. 57-77.
Телицына И. Равнение на Запад: Как российские сети набирали вес // Компания. 2003. № 22. 9 июня. С. 32-37.
Eder M., Yakovlev A., Chaudry K., Carkoglu A. Redefining Contagion: Political Economy of the Suitcase Trade Between Turkey and Russia // Препринт WP4/2003/04. М.: ГУ-ВШЭ, 2003 (http://www.hse.ru/science/preprint/WP4 2003 04.htm).
Тема 10. Деловые стратегии в меняющейся конкурентной ситуации
Альтернативные концепции контроля в новой конкурентной ситуации. Альтернативные деловые стратегии. Продажа бизнеса, уход в регионы, поиск особых ниш и конкурирование. Расширение компаний и проблема собственных и привлеченных ресурсов. Слияния и стратегические альянсы. Совершенствование управленческих схем и технологий продаж.
Основная литература
Радаев В.В. Социология рынков: к формированию нового направления. М.: ГУ-ВШЭ, 2003. Гл. 11.
Дополнительная литература
Барсукова С.Ю. Август 1998 г. и отечественное предпринимательство // Pro et Contra. 1999. Т. 4. № 2. С. 28-45 (http://pubs.carnegie.ru/russian).
Барсукова С.Ю. Балансируя на тонкой проволоке (западные розничные сети в оценках российских предпринимателей) // ЭКО. 2003. № 1. С. 42-55.
Радаев В.В. Естественный отбор // Эксперт. Северо-Запад. 2003. № 25 (134). 7 июля. С. 12-14.
Радаев В.В. Изменение конкурентной ситуации на российских рынках (на примере розничных сетей) // Вопросы экономики. 2003. № 7. C. 57-77.
DiMaggio P., Powell W. The Iron Cage Revisited: Institutional Isomorphism and Collective Rationality in Organizational Fields // The New Institutionalism in Organizational Analysis / Ed. by W. Powell, P. DiMaggio. Chicago: University of Chicago Press, 1991. P. 63-82.
Тема 11. Сравнительные издержки легальных и полулегальных схем ведения бизнеса
Понятие «белых», «серых» и «черных» деловых схем, их соотношение. Эволюция режимов таможенного контроля. Иерархия участников рынка. Сравнительные издержки легализации. Структура затрат на поддержание «серых» схем. Причины повышения спроса на формальные институты. Роль государства в легализации бизнеса.
Основная литература
Радаев В.В. Социология рынков: к формированию нового направления. М.: ГУ-ВШЭ, 2003. Гл. 12.
Барсукова С.Ю. Таможня и бизнес: от теневого тандема к легализации // Мир России. 2002. № 2. С. 70-92 (http://www.hse.ru/journals/main.htm).
Де Сото Э. Иной путь. Невидимая революция в третьем мире. М.: Catalaxy, 1995. Гл. 5 (http://www.libertarium.ru/libertarium/way).
Радаев В.В. Некоторые институциональные условия формирования российских рынков // Социологический журнал. 1998. № 3-4. С. 57-85 (http://www.nir.ru/sj/sj/98-34.htm).
Радаев В.В. Российский бизнес: структура трансакционных издержек // Общественные науки и современность. 1999. № 6. С. 5-19 (http://ecsocman.edu.ru/ons).
Радаев В. В. Институциональная динамика рынков и формирование новых концепций контроля (на примере рынков электробытовой техники) // Препринт WP4/2002/01. М.: ГУ-ВШЭ, 2002. С. 3-11 (http://www.hse.ru/science/preprint/WP4 2002 01.htm).
Радаев В.В. Российский бизнес: на пути к легализации? // Вопросы экономики. 2002. № 1. С. 68-87; или Экономическая социология. 2002. Т. 3. № 1. С. 42-62 (http://www.ecsoc.msses.ru).
Радаев В.В. Легализация российского бизнеса как институциональная проблема // Куда идет Россия?. . Власть, общество, личность / Под ред. Т.И. Заславской. М.: МВШСЭН, 2002. С. 95-108.
Тема 12. Параллельные институциональные режимы и институциональные компромиссы
Понятие параллельных институциональных режимов. Установление параллельных формальных правил игры и правил контроля. Упрощение формальных правил в деловых практиках. Ступенчатая легализация бизнеса. Достижение институциональных компромиссов.
Основная литература
Радаев В.В. Социология рынков: к формированию нового направления. М.: ГУ-ВШЭ, 2003. Гл. 13.
Дополнительная литература
Конкуренция за налогоплательщика. Исследования по фискальной социологии / Под ред.
B.В. Волкова. М.: Московский общественный научный фонд, 2000. С. 4-11.
Радаев В.В. Экономическая социология: курс лекций. М.: Аспект Пресс, 1997. Глава 11.
C. 176-177 (http://www.ecsoc.ru).
Радаев В.В. Институциональная динамика рынков и формирование новых концепций контроля (на примере рынков электробытовой техники) // Препринт WP4/2002/01. М.: ГУ-ВШЭ, 2002 (http://www.hse.ru/science/preprint/WP4 2002 01.htm).
Яковлев А.А. Почему в России возможен безрисковый уход от налогов? // Вопросы экономики. 2000. № 11. С. 142-144.
Тема 13. Построение новых деловых конвенций на рынке
Проблема неравенства правил игры. Работа по закону, работа по правилам и работа без правил. Препятствия соглашениям между компаниями. Проблема «безбилетника». Процесс построения конвенций между компаниями. Способы борьбы с «беспредельщиками». Препятствия соглашениям между компаниями и властью. Процесс построения конвенций между компаниями и властью.
Основная литература
Радаев В.В. Социология рынков: к формированию нового направления. М.: ГУ-ВШЭ, 2003. Гл. 14.
Тевено Л. Организованная комплексность: нормы координации и структура экономических преобразований // Экономическая социология: новые подходы к институциональному и сетевому анализу / Сост. и науч. ред. В.В. Радаев. М.: РОССПЭН, 2002. С. 19-46; или Западная экономическая социология: хрестоматия современной классики / Сост. и науч. ред. В.В. Радаев; Пер. М.С. Добряковой и др. М.: РОССПЭН, 2004. С. 185-210.
Fligstein N. Architecture of Markets: An Economic Sociology of Twenty-First-Century Capitalist Societies. Princeton: Princeton University Press, 2001. P. 36-44.
Дополнительная литература
Волков В.В. Силовое предпринимательство. СПб.: ЕУСПб, Летний сад, 2002. Гл. 3. С. 71-90; или Экономическая социология. 2002. Т. 3. № 2. C. 18-43 (http://www.ecsoc.msses.ru).
Матвеева А. Аттракцион невиданной честности // Эксперт. 2001. № 37. 8 октября. С. 28-31.
Олейник А. «Бизнес по понятиям»: об институциональной модели российского капитализма // Вопросы экономики. 2001. № 5. С. 4-25.
Олсон М. Логика коллективных действий: общественные блага и теория групп. М.: Фонд экономической инициативы, 1995. С. 4-14.
Радаев В. В. Российский бизнес: на пути к легализации? // Вопросы экономики. 2002. № 1. С. 68-87; или Экономическая социология. 2002. Т. 3. № 1. С. 42-62 (http://www.ecsoc.msses.ru).
Тевено Л. Множественность способов координации: равновесие и рациональность в сложном мире // Вопросы экономики. 1997. № 10. С. 69-84.
Тевено Л. Рациональность или социальные нормы: преодоленное противоречие? // Экономическая социология. 2001. Т. 2. № 1. С. 88-122 (http://www.ecsoc.msses.ru).
Тема 14. Борьба с параллельным импортом и контрафактной продукцией
Понятия торговой марки и брэнда. Понятие параллельного ввоза. Объекты параллельного ввоза и потери правообладателей. Стратегии борьбы с параллельным ввозом. Понятия контрафактной продукции, имитации и фальсифицированной продукции. Объекты подделок и потери правообладателей. Стратегии борьбы с подделками. Тенденции распространения контрафактной продукции.
Радаев В.В. Социология рынков: к формированию нового направления. М.: ГУ-ВШЭ, 2003. Гл. 15.
Дополнительная литература
Верб Ф. Хорошо устроились: Копирование чужих марок остается прибыльным и почти законным делом // Компания. 2003. № 21 (267). 2 июня. С. 8-10.
Закон Российской Федерации «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименования мест происхождения товаров» (с изменениями и дополнениями). Статьи 1, 4, 46 (http://www/fips.ru/npdoc/law/TMLAW00.HTM).
Grossman G.M., Shapiro C. Foreign Counterfeiting of Status Goods // Quarterly Journal of Economics. 1988. Vol. 103. No. 1. P. 79-100.
Grossman G.M., Shapiro C. Counterfeit-Product Trade // American Economic Review. 1988. Vol. 78. No. 1. P. 59-75.
Тема 15. Деловые ассоциации и принципы экономической политики
Новое поколение деловых ассоциаций. Индивидуальное и политическое лоббирование интересов. Стратегии ассоциаций: общественное объединение, лоббистская структура, экспертная структура, договорная площадка и деловой клуб. Проблема участия в ассоциации. Стратегический выбор ассоциации.
Принципы экономической политики. Вытеснение открытых рынков. Регулирование входа западных сетей. Поддержка отечественных компаний. Упрощение таможенного контроля. Ступенчатое снижение налогов. Преодоление административных барьеров. Борьба с контрафактной продукцией.
Основная литература
Олсон М. Логика коллективных действий: общественные блага и теория групп. М.: Фонд экономической инициативы, 1995. С. 4-14.
Радаев В.В. Социология рынков: к формированию нового направления. М.: ГУ-ВШЭ, 2003. Гл. 16-17.
Дополнительная литература
Аузан А., Крючкова П. Административные барьеры в экономике: задачи деблокирования // Вопросы экономики. 2001. № 5. С. 73-88.
Паппе Я. Отраслевые лобби в правительстве (1992-1996 гг.) // Pro et Contra. 1996. Т. 1. № 1. С. 61-78 (http://pubs.carnegie.ru/russian).
Радаев В. В. Предпринимательство в регионе: состояние малого бизнеса / Региональный подход к промышленной реструктуризации в Томской области РФ. Париж: ОЭСР, 1998. С. 273-316.
Радаев В. В. Проблемы малого бизнеса в сравнительных оценках предпринимателей и представителей структур поддержки предпринимательства // Роль государства в
становлении и регулировании рыночной экономики / Под ред. Е.С. Строева и др. М.: Совет Федерации Российской Федерации, 1998. С. 155-160.
Система представительства российского бизнеса: формы коллективного действия. М.: Центр политических технологий, 1997.
Примерные вопросы для письменных работ
1. Из каких основных элементов складывается общее понятие рынка в экономической теории и экономической социологии?
2. Чем отличается рынок от других исторических форм интеграции хозяйства?
3. В чем заключается социальный смысл проблемы «фиктивных товаров»?
4. В чем состоит специфика позиции государства в его отношениях с участниками рынка?
5. Каковы различия государственного и социального регулирования рынка?
6. Каковы основные сферы приложения сетевого подхода при анализе рынков?
7. В чем состоят различия сетевого и неоинституционального подходов к анализу рынков?
8. Какие существуют способы координации действий между участниками рынка?
9. Из каких элементов складывается понятие рыночной культуры?
10. В чем состоят различия неоинституционального и социокультурного подходов к анализу рынков?
11. Из каких элементов складывается общее понятие конкуренции?
12. В чем состоят различия между моделями совершенной, несовершенной и динамической конкуренции?
13. В чем заключается смысл конкуренции как социально укорененного процесса?
14. Как происходит поддержание границ в процессе конкуренции?
15. Что включают основные структурные элементы рынка?
16. В каких формах капитала воплощаются ресурсы участников рынка?
17. В чем состоят различия между предприятием, бизнесом и деловой сетью?
18. Каковы основные характеристики деловых сетей?
19. Какие преимущества дает участникам рынка структурная автономия?
20. Что включают основные институциональные элементы рынка?
21. В чем состоят различия правил поведения и правил контроля?
22. На какие основные элементы разделяются права собственности?
23. Какие формы интеграции осуществляются в рамках управленческих схем?
24. В каких формах реализуются правила обмена между участниками рынка?
25. В чем состоят различия формальных и неформальных правил?
26. Каковы причины возникновения неформальных правил?
27. Какова структура хозяйственной мотивации?
28. В чем состоят различия стратегического и тактического действия?
29. Каковы основные элементы деловой стратегии?
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58.
59
Как различаются деловые стратегии и концепции контроля? Как вырабатываются и распространяются новые концепции контроля? Каковы источники возникновения новых правил? Что поощряет и сдерживает импорт институтов?
В какой степени создание новых правил является результатом целенаправленных или стихийных действий?
Как преодолеваются разрывы между новыми и старыми правилами? Как измеряется эффективность институтов?
Каковы основные элементы механизма деформализации правил?
В чем состоят преимущества и недостатки разных стратегий взаимодействия участников рынка и контролирующих органов?
Каковы основные элементы механизма формализации правил? В чем заключается суть институционального компромисса?
По каким параметрам произошло обострение конкурентной ситуации на российских потребительских рынках в начале 2000-х гг.?
В чем заключаются конкурентные преимущества российских и западных сетевых компаний?
В чем заключается социальный смысл «новой торговой революции»?
В каких направлениях меняются господствующие концепции контроля с приходом на российских рынок транснациональных операторов?
Какие конкурентные стратегии вырабатываются российскими сетевыми компаниями на рынках потребительских товаров в начале 2000-х гг.?
Чем различаются «белые», «серые» и «черные» схемы ведения бизнеса?
Какова структура затрат на поддержание «серых» деловых схем?
В чем состоят основные причины повышения спроса на формальные институты в начале 2000-х гг.?
Как устанавливаются параллельные институциональные режимы? Почему легализация бизнеса должна быть ступенчатой?
Как достигаются институциональные компромиссы между бизнесом и властью?
Чем отличается «работа по правилам» от «работы по закону» и «работы без правил»?
Что препятствует достижению соглашений между компаниями, и как преодолеваются эти препятствия?
Какие способы борьбы применяются в борьбе с нарушителями деловых конвенций?
Что препятствует достижению соглашений между компаниями и государством, и как преодолеваются эти препятствия?
Какой ущерб наносят параллельный ввоз и контрафактная продукция? Как ведущие компании борются с параллельным ввозом и контрафактной продукцией? Как меняются объекты параллельного ввоза и контрафактной продукции в начале 2000-х гг.? В чем состоит специфика нового поколения деловых ассоциаций?
60. Как дополняют и как противоречат друг другу разные стратегии деловой ассоциации?
61. В чем заключаются основные принципы экономической политики, предлагаемые ассоциациями в сфере регулирования конкурентной ситуации?
62. В чем заключаются основные принципы экономической политики, предлагаемые ассоциациями в сфере таможенного контроля, налоговых и административных барьеров?