Научная статья на тему 'Лаборатория экономико-социологических исследований на факультете социологии ГУ-ВШЭ'

Лаборатория экономико-социологических исследований на факультете социологии ГУ-ВШЭ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY-NC-ND
292
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономическая социология
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Лаборатория экономико-социологических исследований на факультете социологии ГУ-ВШЭ»

Экономическая социология. 2006. Т. 7. № 1 Исследовательские проекты

Концепция

ЛАБОРАТОРИИ ЭКОНОМИКО-СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ НА ФАКУЛЬТЕТЕ СОЦИОЛОГИИ ГУ-ВШЭ

Экономическая социология в настоящий период является одним из наиболее активно развивающихся исследовательских направлений в социальных науках. Ее теоретические основы были заложены еще на рубеже ХХ столетия. В 1970-е гг. произошло возрождение интереса к изучению хозяйственных явлений среди социологов. В 1980-е гг. возникла «новая экономическая социология» в США, и появилось множество новых направлений в европейской экономической социологии. В 1990-е гг. произошла интенсивная институционализация экономической социологии, которая превратилась в одно из ведущих направлений в мировых социологических исследованиях.

В современной России экономическая социология впервые оформилась в начале 1980-х гг. усилиями Новосибирской экономико-социологической школы под руководством Т.И. Заславской и Р.В. Рывкиной, а наиболее активно развивается со второй половины 1990-х гг. Осваиваются новые теоретические направления, проводится множество интересных эмпирических исследований, происходит процесс институционализации экономической социологии в профессиональном сообществе.

«Экономическая социология» является ведущей специализацией на факультете социологии ГУ-ВШЭ. Каждый год ее выбирают примерно 50% всех студентов IV курса. Обучение продолжается и в магистратуре. С 2005 г. выпускники бакалавриата факультета социологии получили возможность поступить на новую магистерскую программу «Прикладные методы социального анализа рынков», которая является «совместным предприятием» кафедры экономической социологии и кафедры методов сбора и анализа социологической информации.

Преподавателями ГУ-ВШЭ постоянно ведутся исследования в области экономической социологии. Но на данный момент они, как правило, реализуются в качестве индивидуальных проектов. Создаваемая Лаборатория экономико-социологических исследований (далее - Лаборатория) призвана интегрировать предпринимаемые усилия. Она призвана объединить преподавателей, аспирантов и студентов, занимающихся фундаментальной экономико-социологической теорией и заинтересованных в творческом примении теоретических разработок.

Цель, задачи и основные направления деятельности лаборатории

Основная цель создаваемой Лаборатории - стимулировать экономико-социологические исследования, более активно вводить их результаты в учебный процесс, способствовать интеграции профессионального сообщества экономсоциологов и его пополнению молодыми исследователями и преподавателями, вовлекать наиболее способных студентов в процесс исследования и преподавания.

Основные задачи Лаборатории определены следующим образом.

1. Инициирование теоретических и прикладных исследовательских проектов, опирающихся на экономико-социологические подходы.

2. Проведение систематических профессиональных обсуждений исследовательских проектов и полученных результатов.

3. Создание, обработка и систематизация профессиональных ресурсов по экономической социологии в сети Интернет.

4. Подготовка и издание специальных переводов классических и современных работ.

5. Подготовка новых программ учебных дисциплин и развитие специализации по экономической социологии на разных уровнях обучения.

6. Установление устойчивых связей с участниками рынка в целях улучшения возможностей трудоустройства выпускников ГУ-ВШЭ.

В соответствии с поставленными задачами формируются основные направления деятельности Лаборатории, в том числе:

- исследовательская;

- семинарская;

- информационно-просветительская;

- переводческая и редакторская;

- образовательная;

- коммуникативная.

Кратко рассмотрим эти направления и укажем имеющиеся заделы. Основной объект исследований

Сфера, изучаемая экономической социологией, слишком широка, чтобы быть объектом деятельности одного небольшого подразделения. Поэтому предусматривается определенная специализация проводимых исследований. Усилия лаборатории будут сконцентрированы на социологическом анализе рынков. Такой подход не случаен. Социология рынков к началу 2000-х гг. превратилась в ведущее направление экономико-социологических исследований -сначала в США, а затем и на европейском континенте. Сформировался солидный корпус исследований, которые анализируют самые разные рынки. Х. Уайт предложил экономико-социологический вариант теории производственных рынков. Появились интересные исследования финансовых рынков (М. Аболафия, У. Бейкер, К. Кнорр-Цетина), рынка страхования жизни (В. Зелизер), швейной индустрии (Б. Уцци), производства электроэнергии (М. Грановеттер), рынка биотехнологий (У. Пауэлл), рынка высоких технологий и венчурного капитала (А. Саксенян). Развивается проблематика международных рынков, не впадающая при этом в абстрактные рассуждения о всеобщей глобализации (Г. Джереффи, А. Мартинелли, Н. Флигстин). Проводятся компаративные исследования организаций и рынков в разных странах (Н. Биггарт, М. Гийен, Р. Дор). Предприняты небезуспешные попытки создания социологии рынка труда (М. Грановеттер, А. Каллеберг, А. Соренсен).

Экономисты институционального направления не раз подмечали явный дефицит субстантивного анализа реальных рынков в экономической теории (Д. Норт, Дж. Ходжсон и др.). Но главная задача предпринимаемых усилий состоит не в том, чтобы в тысячный раз покритиковать «традиционных экономистов», а в том, чтобы показать спектр возможных альтернативных решений, которые предоставляются в рамках нового институционализма, сетевого анализа, популяционной экологии, разного рода социокультурных исследований -всего богатого спектра подходов, развиваемых в рамках современной экономической социологии.

Дальнейшее ограничение объекта определяется тем, что исследования Лаборатории будут концентрироваться прежде всего на анализе потребительских рынков, где осуществляется непосредственное взаимодействие фирм и конечного потребителя. В отличие от рынков промежуточных продуктов, именно в этих сферах, где происходит смыкание деловых

стратегий руководителей компаний и установок индивидуальных потребителей, экономическая социология способна найти наиболее эффективное применение. Именно в сферах B2C социологический анализ оказывается наиболее востребованным.

Социологи традиционно занимались другой сферой, затрагивающей интересы массовых социальных слоев, - сферой социальной политики. А в области анализа рынков сделано пока еще довольно мало, это перспективное направление, открывающее новые возможности для фундаментальных разработок и их соединения с эмпирическими и прикладными исследованиями.

Основные работы в данной области пока проводились в рамках прикладных маркетинговых исследований. Но, несмотря на множество ценных наработок, участники рынка и сами маркетологи жалуются на дефицит более глубокой аналитики и широких обобщений, не говоря уже о том, что многие результаты исследований остаются закрытыми по коммерческим причинам. Поэтому вопрос освоения более глубоких уровней анализа динамики современных рынков более чем актуален.

Среди тем, заслуживающих особого внимания, можно указать следующие.

o Динамика организационных форм и структуры рыночных ниш.

o Эволюция стратегий и деловых схем участников рынка.

o Соотношение экономических и неэкономических способов конкуренции.

o Проблемы легализации деятельности участников рынка.

o Воспроизводство сетевых связей и отношений доверия на рынках.

o Формирование концепций контроля, регулирующих поведение участников рынка.

o Роль новых деловых ассоциаций в легитимации деятельности ведущих участников рынка.

Работа по данному направлению не начинается с нуля. Важной частью научного задела Лаборатории в этом отношении следует считать недавно опубликованные фундаментальные труды по экономической социологии, социологии рынков и неформальной экономике1.

Работа со студентами

Одна из основных целевых установок создаваемой Лаборатории заключается в вовлечении в разные формы академической деятельности лучших студентов старших курсов бакалавриата и магистратуры. Среди направлений деятельности и механизмов ее организации выделяются следующие:

- совместная работа преподавателей и студентов над исследовательскими проектами;

- реализация студентами самостоятельных индивидуальных и групповых исследовательских проектов при консультационной поддержке преподавателей;

- проведение проектных семинаров с обсуждением общего замысла и структуры планируемых студенческих работ;

- обсуждение драфтов и итоговых работ студентов на методологическом и тематических семинарах;

1 Радаев В.В. Экономическая социология. М.: ГУ-ВШЭ, 2005; Радаев В.В. Социология рынков: к формированию нового направления. М.: ГУ-ВШЭ, 2003; Барсукова С.Ю. Неформальная экономика: экономико-социологический анализ. М.: ГУ-ВШЭ, 2004.

- организация научных семинаров силами самих студентов с привлечением однокурсников и студентов младших курсов;

- привлечение студентов магистерского уровня к преподаванию основных учебных дисциплин (ведение семинаров);

- стимулирование индивидуальной работы старшекурсников со студентами младших курсов в качестве тьюторов;

- подготовка дебютных работ в журнал «Экономическая социология» и статей в профильные академические журналы;

- написание студентами аналитических обзоров и рефератов для журнала «Экономическая социология» и ЭКСОЦЕНТРа;

- подготовка аннотаций, рецензий и тематических подборок для ЭКСОЦЕНТРа и Федерального образовательного портала «Экономика. Социология. Менеджмент»;

- организация и выполнение пробных студенческих работ в области профессионального перевода;

- создание базы данных студенческих исследований в ГУ-ВШЭ, включая первичные данные и итоговые отчеты;

- привлечение студентов к участию в межрегиональной сети молодых исследователей группы «Context»;

- поддержка и развитие с помощью студентов сайта Лаборатории и системы проектных сайтов.

Предполагается создание студенческого «ядра» - относительно постоянной группы участников, работающих в Лаборатории в качестве ассистентов и привлекающих других студентов к ее работе в качестве участников отдельных проектов.

Семинарская деятельность

Организация систематических обсуждений исследовательских проектов, начиная от их замысла и кончая полученными результатами, является важнейшим инструментом формирования профессиональной коммуникации и интеграции исследовательского сообщества. Основной формой таких обсуждений выступают периодические семинары, проводимые в разных форматах и с разным составом участников. Лаборатория планирует организовывать и проводить три типа исследовательских семинаров.

1. Общефакультетские семинары серии «Социология рынков» с изданием препринтов (серия WP4: http://www.hse.ru/science/preprint/default.html#wp4).

2. Методологический семинар по теории экономической социологии и социологии рынков.

3. Семинары Лаборатории по обсуждению исследовательских проектов.

Серия семинаров «Социология рынков» проводится как общефакультетское мероприятие под руководством В.В. Радаева с 2002 г. с примерной периодичностью один раз в месяц в активный учебный период. Здесь, как правило, происходит обсуждение готовых результатов исследовательских проектов.

Методологический семинар по теории экономической социологии и социологии рынков планируется проводить с января 2006 г. под руководством В.В. Радаева для обсуждения фундаментальных вопросов теории и методологии экономико-социологических исследований. Этот периодический семинар ориентирован в первую очередь на сотрудников

Лаборатории и привлекаемых ими участников, но является открытым для всех заинтересованных преподавателей, аспирантов и студентов.

Кроме этого, в рамках Лаборатории будут проводиться периодические групповые семинары с разным составом участников, посвященные обсуждению более специальных тем, отдельных исследовательских проектов, драфтов работ сотрудников Лаборатории и работающих с ними студентов; а также семинары, организуемых самими студентами.

Онлайновые проекты лаборатории

Электронные ресурсы и виртуальные способы коммуникации становятся все более важной частью организации и функционирования профессионального сообщества. Поэтому особое место в деятельности Лаборатории занимают онлайновые проекты, в том числе:

1. Выпуск электронного журнала «Экономическая социология».

2. Развитие виртуального центра ресурсов по экономической социологии ЭКСОЦЕНТР.

3. Ведение специализированных страниц на Федеральном образовательном портале «Экономика. Социология. Менеджмент».

4. Создание и поддержание сайта Лаборатории экономико-социологических исследований.

5. Поддержание сайта серии семинаров «Социология рынков».

Электронный журнал «Экономическая социология» (http://www.ecsoc.msses.ru) (главный редактор - В. В. Радаев, ответственный редактор - М. С. Добрякова) основан в сентябре 2000 г. при поддержке НФПК. Журнал выходит пять раз в год, публикуя новые тексты и переводы, интервью с ведущими исследователями и дебютные работы, профессиональные обзоры и рецензии на новые книги, новые учебные программы, информацию об исследовательских проектах и научных конференциях. В сентябре 2005 г. журналу исполнилось пять лет. В его архиве - 27 номеров.

Журнал остается единственным в России периодическим академическим изданием, которое специализируется на публикации новых материалов, отражающих современное состояние и перспективы экономической социологии. Наряду с известными исследователями журнал активно продвигает работы молодых авторов. В рубрике «Дебюты» у десятков молодых коллег (преимущественно студентов и недавних выпускников) появились их первые публикации. Многие молодые авторы публиковались в постоянной рубрике «Взгляд из регионов». В 2005 г. журналом был проведен специальный российский конкурс исследовательских работ, и статьи четырех победителей (преимущественно молодых исследователей) нашли свое достойное место на страницах журнала.

Журнал «Экономическая социология» - официально зарегистрированное, полнометражное издание, проходящее через положенный редакторско-корректорский цикл. С момента выхода первого номера все рубрики журнала являются постоянными, переходя из номера в номер. Характерным признаком журнала является также жесткая периодичность его выхода. За пять лет ни один из номеров не опоздал к заявленному сроку.

Индикаторами качества и востребованности публикаций журнала являются число уникальных посетителей и число «скачиваний» журнальных номеров (условный тираж). Каждый год число посетителей журнального сайта (с учетом фактора сезонности) увеличивается примерно в полтора-два раза. В 2000 г. это начиналось с десятка посетителей в день, сейчас речь идет о более чем ста посетителях ежедневно. Условный тираж наиболее популярных номеров (число «скачиваний» всего номера) превысил 1,5-2 тыс. копий.

Виртуальный центр ресурсов по экономической социологии ЭКСОЦЕНТР (http://www.ecsoc.ru) создан в 2001 г. при поддержке Фонда Форда и ГУ-ВШЭ. Он предложил открытый доступ к лучшим отечественным и зарубежным электронным ресурсам, включая аннотации статей и книг, информацию о научных и исследовательских центрах, электронных хранилищах и диссертационных работах.

ЭКСОЦЕНТР не является простым хранилищем ресурсов. Наряду с традиционным поиском здесь производится профессиональный отбор ресурсов по трем признакам: релевантность, соблюдение профессиональных стандартов, качественный уровень. Ресурсы классифицируются на основе оригинального рубрикатора и подвергаются стандартной обработке. Важнейшим элементом деятельности ЭКСОЦЕНТРа является производство профессиональных ресурсов, включая аналитические обзоры, переводы, аннотации и рецензии. Общее число ресурсов превысило в 2005 г. 3 тыс. ед.

Фокусированная предметная ориентация ЭКСОЦЕНТРа позволяет формировать относительно целостную картину развития дисциплины. Это отражается в популярности ресурса среди профессиональных пользователей. Сайт ЭКСОЦЕНТРа не покидает первой страницы в разделе «Социология» (SpyLog), число уникальных посетителей ежедневно исчисляется несколькими сотнями.

ЭКСОЦЕНТР послужил моделью при создании в 2002 г. более мощного информационного ресурса - Федерального образовательного портала «Экономика. Социология. Менеджмент» (http://www.ecsocman.edu.ru) (директор портала - В.В. Радаев, главный редактор -М.С. Добрякова). В его разработке и наполнении приняли участие десятки лучших специалистов из разных вузов Москвы и других городов (основной разработчик -Государственный университет - Высшая школа экономики). Через полгода после своего создания данный портал превратился в один из самых посещаемых профессиональных образовательных ресурсов в России с числом посетителей 9-10 тыс. человек в день в активный учебный период. Сейчас на портале размещено более 25 тыс. специально отобранных, обработанных и рубрицированных ресурсов. В результате работы по созданию ЭКСОЦЕНТРа и федерального образовательного портала читателям стали доступны в онлайновом режиме полнотекстовые документы ряда важных профессиональных журналов, которые ранее можно было получить лишь в бумажном виде, - «Российский экономический барометр», «THESIS», «Общественные науки и современность», «Экономический журнал ГУ-ВШЭ», «Социологические исследования» и др.

Деятельность Лаборатории в данном проекте нацелена на поддержание и развитие двух специализированных разделов Федерального образовательного портала: «Экономическая социология» и «Социальная стратификация».

К началу 2006 г. на корпоративном портале ГУ-ВШЭ будет создан специальный сайт Лаборатории, который станет важным инструментом профессиональной коммуникации и организации ее деятельности.

Сотрудниками Лаборатории также будет поддерживаться специальный сайт серии семинаров «Социология рынков», открытый в сентябре 2005 г. (http://socmarket.hse.ru) (отв. редактор - З.В. Котельникова).

Подготовка и издание профессиональных переводов

Важным инструментом освоения научного наследия и интеграции России в мировое профессиональное сообщество являются переводы западных классических и современных работ. У сотрудников Лаборатории в этом отношении есть немалый опыт и заделы. Заметим, что ситуация с переводной литературой по экономической социологии к началу 2000-х годов характеризовалась как хронический дефицит, граничащий с полным

отсутствием. Исключение составляли публикации в альманахе «THESIS» и некоторые переводные статьи в журнале «Вопросы экономики». В 2000-е гг. публикация переводов стала несколько более активной, но это касалось преимущественно классических работ. Систематическая работа по переводу современных авторов началась в рамках электронного журнала «Экономическая социология». Здесь в постоянной рубрике «Новые переводы» на русском языке впервые появились работы М. Грановеттера, Г. Джереффи, Ф. Доббина, В. Зелизер, Н. Флигстина, Х. Уайта и многих других. Одновременно в каждом номере публиковались переводы интервью, записанные с ведущими мировыми экономсоциологами. Многие переводные материалы появились в рубриках «Профессиональные обзоры», «Новые тексты» и «Новые книги».

Помимо электронных публикаций, эта работа воплотилась в серии «бумажных» изданий. В 2002 г. вышел первый сборник работ ведущих современных экономсоциологов «Экономическая социология: новые подходы к институциональному и сетевому анализу», в который вошли новые, ранее не публиковавшиеся работы таких ведущих авторов, как Н. Биггарт, Д. Старк, Л. Тевено, Х. Уайт, Н. Флигстин2. Завершена длительная работа по подготовке и изданию книги «Западная экономическая социология: Хрестоматия современной классики», которая опубликована при поддержке Института «Открытое общество» и НФПК)3. Хрестоматия включает две дюжины текстов, основную часть которых составляют лучшие работы 1990-х гг. Отдельно упомянем перевод и издание одной из лучших экономико-социологических книг - «Социальное значение денег» В. Зелизер4. Подготовлены две переводные работы для «Российского журнала менеджмента».

Создаваемая Лаборатория продолжит регулярную публикацию новых переводов в журнале «Экономическая социология». Кроме этого, в 2006 г. будет издана новая книга: «Экономическая социология: Автопортреты» (составитель и научный редактор -В.В. Радаев, переводчик - М.С. Добрякова) (при поддержке НФПК). В нее будут включены переводные обзоры состояния экономической социологии в разных странах, подготовленные ведущими специалистами из этих стран, а также упомянутая выше серия интервью с ведущими экономсоциологами (М. Грановеттер, У. Пауэлл, Р. Сведберг, Н. Смелсер, Д. Старк, Л. Тевено, Х. Уайт, Н. Флигстин и др.) и некоторыми известными экономистами (Дж. Акерлоф, О. Уильямсон).

Но все же эти первоначальные усилия пока недостаточны, чтобы создать критическую массу переводных материалов. И в рамках Лаборатории будет осуществлена работа по обучению и подготовке, начиная со студенческих лет, нового поколения молодых специалистов, способных переводить сложные профессиональные тексты.

Образовательная деятельность

Основная часть сотрудников Лаборатории являются преподавателями факультета социологии ГУ-ВШЭ, на котором реализована наиболее развитая из известных на данный момент образовательных программ по экономической социологии. Комплекс дисциплин начинает читаться на II курсе, расширяется на III, перерастает в специализацию на IV курсе. Ряд важных дисциплин в области социологии рынков читается в рамках созданной в 2005 г.

2 Экономическая социология: Новые подходы к институциональному и сетевому анализу / Сост. и науч. ред. В.В. Радаев. М.: РОССПЭН, 2002.

3 Западная экономическая социология: Хрестоматия современной классики / Сост. и науч. ред. В.В. Радаев; пер. М.С. Добряковой и др. М.: РОССПЭН, 2004.

4 Зелизер В. Социальное значение денег / Пер. А.В. Смирнова, М.С. Добряковой под науч. ред. В.В. Радаева. М.: ГУ-ВШЭ, 2004.

магистерской программы «Прикладные методы социального анализа рынков». Курс по экономической социологии преподается также на многих других факультетах ГУ-ВШЭ. Работа Лаборатории будет содействовать созданию новых учебных курсов (в первую очередь, магистерского уровня), а также обновлению программ учебных дисциплин в соответствии с новейшими исследовательскими достижениями в соответствующих областях.

На кафедре экономической социологии уже сложилась практика привлечения аспирантов к ведению регулярных занятий. Деятельность Лаборатории должна способствовать закреплению этой практики и постепенному вовлечению в преподавательскую работу лучших студентов-старшекурсников.

Поддержание и развитие профессиональной сети

Деятельность Лаборатории нацелена на участие в работе и активное формирование локальных, межрегиональных и международных исследовательских сетей в сфере экономической социологии.

Развитие локальной сети предполагает создание исследовательских коллективов и тематических групп в рамках ГУ-ВШЭ, включая преподавателей, аспирантов и студентов старших курсов. Предполагается также развитие связей с участниками рынка, занимающимися маркетинговыми исследованиями. В первую очередь речь идет о двух базовых кафедрах факультета социологии, созданными Фондом «Общественное мнение» и Институтом маркетинговых исследований «GfK-Русь», а также с такими организациями, как «КОМКОН» и др.

Работа по поддержанию межрегиональной сети призвана поддерживать профессиональные контакты с исследователями ведущих региональных университетов (Новосибирского, Нижегородского, Иркутского и др.) и факультетом социологии Санкт-Петербургского филиала ГУ-ВШЭ, где существует специализация по экономической социологии. Эта сеть создавалась в 1990-е гг. в ходе серии летних школ, в том числе, в рамках программы «Новое поколение» Московского общественного научного фонда (МОНФ) и специальной летней школы российских экономсоциологов и институциональных экономистов, проведенной в 2002 г. в Москве совместно Федерацией интернет-образования и Государственным университетом - Высшей школой экономики.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кроме того, сотрудники Лаборатории будут включаться в международные сети, поддерживаемые, в том числе, деятельностью Комитета «Хозяйство и общество» в Международной социологической ассоциации (ISA), исследовательской сетью «Экономическая социология» Европейской социологической ассоциации (ESA), экономико-социологическим Комитетом в рамках Американской социологической ассоциации (ASA).

Структура и состав лаборатории

Лаборатория строится по принципу «неадминистративной иерархии». В ее состав входят профессора и более молодые преподаватели, аспиранты, студенты магистратуры и старших курсов бакалавриата. Принцип «неадминистративной вертикали» способствует эффективной передаче опыта, а также вовлечению в деятельность участников с разных квалификационных уровней.

Научные сотрудники принимаются на началах внутреннего совместительства. Студенты магистратуры и старших курсов бакалавриата привлекаются в качестве ассистентов (в том числе, с оплатой по трудовому договору).

Научные сотрудники Лаборатории и ассистенты из числа студентов принимаются, как правило, на полугодовой период с возможностью последующего возобновления контракта.

Управление Лабораторией

В качестве руководителя Лаборатории (на общественных началах) выступает д. э. н., профессор В.В. Радаев. Он выполняет функции научного руководства и общей координации деятельности.

Функции текущего управления проектами Лаборатории распределены между тремя ответственными исполнителями:

- заместителем по исследовательским проектам д. социол. н. С.Ю. Барсуковой;

- заместителем по Интернет- и издательским проектам к. социол. н. М.С. Добряковой;

- менеджером Лаборатории Е. Александровой, ответственной за организационную и семинарскую деятельность.

Финансирование Лаборатории

Лаборатория создается по предложению Ректора ГУ-ВШЭ в рамках общей программы развития ГУ-ВШЭ как исследовательского университета. 75% финансовых средств выделяется из бюджета ГУ-ВШЭ в соответствии с утвержденным финансовым планом. 25% средств поступает в качестве софинансирования из фонда факультета социологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.